В поленов бабушкин сад описание картины

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

На переднем плане картины непередаваемое буйство зеленого летнего сада, густые сочные травы и пышные кустарники с редким вкраплением распустившихся цветов. Погода солнечная, на растениях играют яркие лучи, заставляя их отбрасывать четкие тени. Сад будто обрамляет по-домашнему уютное и тихое место.

В центр внимания сразу попадает извилистая дорожка, молодая светловолосая девушка в приталенном длинном до пят платье розового цвета с черным бантом на шее. Она что-то очень бережно несет в руках, а под руку ее держит старушка в черном одеянии и белом чепце с рюшами. На плечах старушки огромная накидка в серых тонах, которая закрывает её руки до локтей и сзади длинной почти до земли. Бабушка ступает очень осторожно, тяжело, опираясь на палочку.

Главные героини произведения на холсте сопоставляют молодость, грацию, нежность молодой особы со старостью и усталостью дряхлой скрюченной старушки. Они вызывают путаные чувства, одновременно жалость, грусть и восхищение модой того времени в облике девушки.

На заднем плане изображен богатый дворянский особняк, который со временем потерял свой шикарный вид. Деревянный дом в светло-коричневый тонах, с узкими окошками и красивым открытым крыльцом, на котором приковывают внимание каменные колонны. Усадебный дом не ухожен и выглядит совершенно заброшенным, о том свидетельствуют облупившаяся лепнина, осыпавшаяся по краю каменная лестница с одинокими цветочными горшками и ржавый карниз.

Картина обладает способностью, дать зрителю самому определиться с настроением, чувствами и эмоциями. Но одним словом описать свое состояние от просмотра этого произведения художника Поленова, наверняка не сможет даже самый тонкий ценитель изобразительного искусства.

Сочинение-описание картины Бабушкин сад Поленова

Основную часть картины занимает небольшая дворянская усадьба XIX века вместе с одичавшим густым садом, разделенным узкой извивающейся тропинкой, ведущей от самого дома вглубь сада. Несмотря на то что, усадьба деревянная, простота ее на этом заканчивается. Внешнее убранство поместья весьма разнообразно: здесь есть и высокие колонны в античном стиле, и фронтон, и лепнина. Такой тип дворянской архитектуры был очень характерен для тех времен. Дома строились из дерева, поверх которого накладывался слой штукатурки, благодаря чему создавалась видимость каменной постройки.

Однако возраст усадьбы уже дает о себе знать: штукатурка кое-где осыпалась, выставив на обозрение старое дерево, карниз покрылся ржавчиной, утратили свою былую прелесть колонны и лепнина. Ступени уже не такие ровные и гладкие, а ведь было время, когда в азарте игры по ним пробегали детские ножки, неспешно ступали изящные туфельки молодых барышень, идущих на бал.

На переднем плане холста художник изобразил двух женщин – пожилую даму, хозяйку усадьбы и молодую девушку, ее внучку. Они гуляют не торопясь по заросшему густой зеленью саду. Яркое солнце освещает узенькую тропинку, вдоль которой простирается заброшенный сад, напоминающий хозяйке о давних временах ее молодости. Одета бабушка скромно по-старомодному: темно-коричневый салоп накинут на ее согнувшееся под тяжестью лет тело, голову покрывает белый чепец. Девушка выглядит изящно, модно по тем временам и очень женственно в своем длинном нежно-розовом платье.

Главная идея картины – противопоставление старого, олицетворяемого пожилой женщиной и ее жилищем, и нового в лице молодой девушки. Даже их одежда демонстрирует тот самый контраст времен: эпохи, неумолимо уходящей в прошлое, и эпохи новой, молодой, уверенно смотрящей в будущее.

Время уходит, а вместе с ним уходят люди, меняется культура. При этом, подобные мысли, возникающие при взгляде на картину, не вызывают горьких чувств печали и тоски. Это скорее светлая грусть, ностальгическое настроение, приятные воспоминания о былом. Ведь на смену всему уходящему приходит что-то новое, и это вселяет надежду.

Сам дом хотя и деревянный, но украшенный портиком, колоннами, фронтоном и лепниной. Это был типичный прием в дворянской архитектуре

того времени: дома строили из дерева, а поверх него для представительности наносили штукатурку, создавая видимость каменной кладки. Но старая штукатурка на доме уже заметно облупилась, открыв нашему взору старые бревна, карниз проржавел, лепнина, колонны и ступени также потеряли былое великолепие. А ведь когда-то по этим ступеням бегали детские ножки и шелестели полы платьев молодых красавиц, спешивших на балы.

На переднем плане картины мы видим старую женщину – владелицу особняка, и ее внучку. Они медленно прогуливаются по залитой солнцем песчаной дорожке вдоль заброшенного разросшегося сада

– молчаливого свидетеля юных лет своей хозяйки. Бабушка одета в старомодный салоп темно-коричневого цвета и белый чепец, а на девушке красивое нежно-розовое платье – такое, какое было в тогдашней моде. Одежда и поза женщин служат в качестве некоего противопоставления старого и нового, которое, по сути, является главным мотивом картины. Пожилая дама кажется такой же дряхлой, как и ее жилище. Неумолимый бег времени не щадит никого. На наших глазах уходит в небытие целая эпоха и ее культура.

Однако подобные размышления, возникающие при взоре на картину, не порождают чувства печали. Скорее, настроение, которое создает это творение Поленова, можно охарактеризовать как ностальгию или светлую грусть. Старое отживает свой век, но на смену ему приходит новое и это вселяет в сердце надежду.

Палитра красок, используемая художником, весьма разнообразна. Это и буйная зелень сада, и яркой желтизны дорожка, и контрастирующие друг с другом цвета одежды героинь картины. Но вся эта гамма красок сосуществует на холсте весьма гармонично.

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[4][5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[8], на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен[9][10].






Сюжет картины

Внимание привлекает красочное цветовое решение. Голубизна неба подчеркивает буйную зелень, а яркие солнечные блики на желтой дорожке добавляют пейзажу теплоты, делают сюжет реалистичным.

Центральное место в композиции занимает песчаная извилистая дорожка. По ней идут девушка в розовом платье и старушка в темном капоте. Внучка осторожно поддерживает бабушку и что-то несет. Пожилой даме тяжело идти, она одной рукой опирается на молодую спутницу, а другой — на трость. На ее голове старомодный чепец. Девушка с непокрытыми волосами выглядит рядом со старушкой особенно молодо, юно и свежо.


За фигурами женщин Поленов написал богатую дворянскую усадьбу с колоннами и широким крыльцом, состоящим из множества ступеней. Видно, что сейчас особняк потерял свою презентабельность:

  • колонны облупились;
  • лепнина осыпалась;
  • карнизы заржавели;
  • каменная лестница разрушилась по краю.

Одичавший сад и старая разрушающаяся усадьба соответствуют своей немолодой хозяйке. Девушка смотрится контрастно, олицетворяя собой будущее, которое покинуло эти места и только изредка наведывается к своим истокам.

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата[3].

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века[2]. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника[3]; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк[2][13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…

И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец[2][4] — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени[13]: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…

Популярные сочинения

Описание полотна

Первое, что бросается в глаза при взгляде на картину, — дворянская усадьба. Такими строениями была богата Москва и ее окрестности после пожаров 1812 года. Все постройки были деревянными, но за счет массивных колонн и большого количества штукатурки на стенах визуально создавался эффект надежного каменного дома. Здания из камня были символом богатства и достатка. На холсте хорошо виден облупившийся угол одной из колонн, где под штукатуркой просматривается деревянное основание.

Красивый и нежный фронтон строения указывает на прекрасный вкус владельца и приверженность к классическому стилю в архитектуре. Но вместе с тем на нем можно разглядеть:

  • облупившуюся штукатурку;
  • разрушающуюся лепнину;
  • ржавый карниз.

Все это указывает на то, что дом Головиной, некогда бывший прекрасным и ухоженным, ныне пребывает в запустении. О нем некому заботиться. Об этом же говорит огромный роскошный сад, который ранее был прекрасен, ухожен и пострижен. Теперь здесь зелень растет сама по себе, никто за ней не ухаживает. Все это придает декорации запущенный и неопрятный вид.

На переднем плане зритель видит старую женщину и ее внучку. На бабушке старомодное платье и чепец. Девушка одета модно и ярко, она истинная модница. Таким образом художник противопоставляет друг другу старое и новое, уходящее время и грядущее. Старушка выглядит под стать своему дому — так же дряхло и непрезентабельно. Стены здания можно сравнить с крючковатой фигурой женщины.

Если внимательно рассмотреть репродукцию картины, то можно увидеть неприкрытую тоску по уходящим временам. На полотне все кричит о том, что дворянство гибнет и уходит в историю. На смену ему приходит молодость, активность и новизна. Пожилым дворянам только и остается, что пытаться сохранить остатки своей роскоши, воспоминаний о бурной и блестящей молодости и множестве гостей, некогда посещающих усадьбу.

заросший бабушкин сад и старый дворянский дом на картине Поленова

Сочинение по картине Поленова Бабушкин сад: описание и анализ художественного полотна

На картине Поленова Бабушкин сад изображена старинная дворянская усадьба. Когда-то здесь был богатый красивый дом с колоннами в античном стиле, фронтоном и лепными украшениями. Но сейчас от былого великолепия почти ничего не осталось. Штукатурка со стен осыпалась, и стали видны деревянные доски. Лепнина с колонн и фронтона кое-где отвалилась. Ступени на лестнице стали неровными, их тоже давно уже никто не ремонтировал. Также и за садом давно уже никто не ухаживал.

На переднем плане мы видим двух женщин, гуляющих по саду. Это пожилая старушка и девушка, придерживающая ее. Судя по названию картины, это бабушка и ее внучка. Старушка одета в длинное черное платье, поверх которого накинута шаль. На голове у нее светло-серый чепец с рюшами. Одной рукой она опирается на трость, а другой держится за локоть внучки. Молодая светловолосая девушка одета в модное перламутровое платье розового цвета. На длинном платье ярко выделяются черные оборки с бантом и многочисленные черные пуговицы, идущие от воротника до самого низа. В руках у девушки толстая серая книга. Видимо, в саду, сидя на скамейке, она будет ее читать своей бабушке.

Зеленый сад выглядит заброшенным. С левой стороны еще растут садовые цветы. Но заметно, что растут они уже сами по себе. За растительностью давно никто не ухаживает. Кустарник несколько лет не постригали. Газоны заросли дикой травой.

На картине изображен солнечный летний день. На голубом небе едва заметны золотистые облака. На извилистой желтой дорожке видны четкие тени от растений и от бабушки с внучкой. Художник уделяет внимание каждой детали. Поэтому его полотно выглядит реалистичным.

Поленов на своем холсте рассказывает нам об исчезающих в конце 19 века дворянских имениях. Чтобы зритель имел представление, какими они были. Показывая дряхлую старушку с ее обветшалой усадьбой, автор рассказывает об уходящей эпохе. Молодая, полная жизненных сил внучка представляет пришедшую ей на смену новую эпоху. Это противопоставление старого и нового мира является главной идеей картины.

В этом произведении автор изобразил усадебный дом возле Трубниковкого переулка в центре Москвы, в котором молодой художник жил с 1877 года. Ценность картины составляет не только художественный, но и исторический талант автора. Зрители могут наглядно увидеть и представить архитектуру того времени. После пожара 1812 года, Москва восстанавливала свой облик и застраивалась дворянскими усадьбами и особняками, имеющими лепные элементы и колонны. Но на картине уже видно постепенное старение и разрушение некогда великолепного дома. Штукатурка местами отслоилась, ступени частично выщерблены и от былого величия осталось совсем не много.

Прекрасный, но не ухоженный сад, зарастающие травой дорожки, все это дает представление о небогатой семье, которая в прошлом, наверное, знала лучшие времена. На картине изображен ясный и теплый летний день. Простые цветы, ярко распустившиеся под летним солнцем, явно не видели ухода садовника. Но растения, посаженные в цветочных горшках на ступенях крыльца, показывают, что хозяйки стараются придать своему дому уютный вид и заботятся о красоте сада. Деревья и кустарники буйно разрослись и превращаются в непроходимые заросли.

Две женщины, одиноко и медленно идущие по узкой садовой дорожке, конечно, являются основными героями картины. Пожилая дворянка, одетая в поношенное и темное платье с трудом, опираясь на трость и руку спутницы, вышла на прогулку. Ее молодая родственница или компаньонка, хотя и одета гораздо лучше и наряднее, так же печально и тихо идет по саду. Книга в руках девушки, ее благородное и спокойное лицо, гордая осанка придает всему облику достойное и простое выражение.

Глядя на картину, чувствуется тихая грусть и ностальгия по прежней яркой и молодой жизни. Замкнутость и ограниченность пространства придает картине несколько печальное ощущение. Но любовь писателя к русским людям, простым московским дворам и усадьбам, особенно чувствуется в этой интересной картине и передается внимательным зрителям.

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[4][5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[8], на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен[9][10].








Сочинение по картине Бабушкин сад Поленова 8 класс

Когда смотришь на картину, то сразу замечается большой дом с высокими белыми арками.

Он деревянный и уже довольно стар. На крыше расположена труба.

Если присмотреться ближе, то можно увидеть что дом имеет нижний этаж, так как в правом углу картины расположено окно.

Окна по дому деревянные и не большие. Внутри дома весят занавески. К главному входу проложены каменные ступеньки, которые понемногу осыпаются. Эти ступени введут к самому входу в дом. Двери деревянные и сейчас распахнуты.

По песчаной тропинке, через весь сад идут две женщины. Одна из них уже глубоко пожилого возраста. Возможно, это бабушка идет со своей внучкой. Бабушка одета в черное длинное платье, на плечах накидка, а на ее голове повязана шаль. Она идет, согнувшись, но опирается одной рукой на свою палочку, а другой держится за внучку.

Рядом идет ее внучка. Она высокая и статная. На голове прическа из русых волос. Она одета в красивое нежно-розовое платье с черными вставками. А на шеи завязан красивый черный бант.

Женщины медленно прогуливаются по саду и наслаждаются красотами и солнцем.

К сожалению, сад уже очень сильно зарос. Возможно, именно в этом поместье прошло детство этой молодой девушки. И сейчас, прогуливаясь по саду, они вместе вспоминают былые времена.

Художник мастерски изобразил природу. Каждое дерево прорисовано до деталей. В зелени присутствуют маленькие белые цветочки. На минуточку можно представить, какой там чистый и свежий воздух.

← Золотая осень↑ Поленов В.Д.Заросший пруд →

Картина

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата[3].

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века[2]. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника[3]; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк[2][13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…

И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец[2][4] — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени[13]: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Маленькое путешествие (5 класс, с диалогом)
    Как-то раз, вернувшись после уроков домой, я увидела за столом бабушку! — Бабуля, как давно ты к нам не приезжала! — воскликнула я, подбежав к ней и заключив ее в объятия.
  • Сочинение Осадчий в повести Поединок (Образ и характеристика)
    Герой произведения Осадчий, женат, а также является главным командиром пехоты, он получает большое удовольствие в тот момент, когда издеваются над солдатами.
  • Сочинение Памятный день (5 класс)
    Памятный день для каждого человека имеет свою степень значимости. Для кого-то он всего лишь повод, побуждение к действию, для иных же это виток истории, предопределивший или как-то повлиявший

Описание картины Бабушкин сад – Василий Поленов

Картина написана в пейзажно-бытовом жанре. Это лирическое размышление художника о смысле жизни, о ее быстротечности, о разрушении и созидании, о красоте.

Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов не заостряет внимание на социальной характеристике образов. По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной девушки в розовом прогуливается сгорбившаяся, вся в черном старушка. Она – само олицетворение старости. как ее спутница – юности и красоты.

Сквозь густую сеть зелени виднеется особняк. Зритель отчетливо видит только портик, лестницу и часть стены дома.

Несколькими деталями – поврежденной лепниной на фронтоне, облупившейся штукатуркой на колоннах, неровностями ступеней – Поленов дает понять, что время безжалостно наложило свой отпечаток на особняк, но благородная простота его архитектурных форм не потеряла свою привлекательность.

Красота архитектуры удивительно гармонирует с человеком, утверждая красоту бытия.

А природа, в отличие от человека, расцветает вновь и вновь – это постоянное обновление тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, подчеркивая неистребимую силу жизни. Характерно, что Поленов главным образом показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

Слияние человека с природой, тихое и естественное, придает их существованию смысл и поэзию. Живопись картины, отличающаяся тонкой изысканностью сочетания нежных пепельно-серых, сиреневатых, бледно-розовых, песочных, серебристо-зеленых красок.

Читайте также: