В каких отношениях находятся гриб и водоросль образующие лишайник

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Введение.docx

Теоретическая часть

Общая характеристика лишайников………………………………………….….4

Лишайники и загрязнённость воздуха……………………………………….…..6

Практическая часть

Введение
Среди множества организмов живущих рядом с нами моё внимание всегда привлекали лишайники. Лишайники - очень интересная группа низших растений, в теле которых сочетаются два организма с противоположными свойствами: водоросль и гриб. Они всегда привлекают внимание, прежде всего потому, что растут в самых необычных местах: на крышах домов, стволах растений, камнях, то есть там, где другие растения не могут расти.
Тема нашей работы актуальна, так как в настоящее время проблема загрязнения воздуха стоит особенно остро, а лишайники можно использовать как биоиндикаторы загрязнения окружающей среды. Тем более, что в дальнейшем мы собираемся заняться изучением лихенофлоры (территории где растут лишайники) парковых зон Железнодорожного района.

Цель работы:
1) Доказать, что действительно в строении тела лишайника выделяют: гриб и водоросль;
2) выявить влияние загрязнения воздуха на закономерность в распространение лишайников;
3) биологическое и практическое значения этих организмов.


Методы исследований:
1. изучение литературных и информационных источников
2. маршрутный
3. лабораторные исследования
4. обработка полученных данных

Теоретическая часть

Общая характеристика лишайников.

Лишайники были найдены в Антарктиде и на раскаленных камнях пустынь. Взаимоотношения их строятся следующим образом. Гриб получает от водоросли органические вещества — углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания, защиту от пересыхания и перегревания. Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей, которые он сам поглощает из окружающей среды (субстрата, атмосферного воздуха). Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определенную пользу. Следовательно, в этом сожительстве наряду с паразитизмом имеются и черты симбиоза.

Строение лишайников.

Тело лишайников представлено слоевищем. В зависимости от образующего пигмента оно может быть серым, сизым, зеленоватым, буро-коричневым, желтым, оранжевым или почти черным.

hello_html_m3b42c46e.jpg

Различают три основных типа слоевищ лишайников: накипной, листовой и кустистый.

НАКИПНЫЕ ЛИСТОВАТЫЕ КУСТИСТЫЕ

Среди лишайников различают группы видов растущих на почве, деревьях, скалах, крышах и т.д.

Лишайники очень медленно растут. Прирост их таллома при благоприятных условиях колеблется в зависимости от вида от 1 до 8 мм. Лишайники растут большей частью в условиях хорошего освещения, на разнообразных субстратах- на деревьях, выходах горных пород, почве, стекле, железе и т. д. Они очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов.

Размножение лишайников.

Размножение лишайников осуществляется половым, бесполым и вегетативным способом. В основном путём отделения кусочков слоевища с последующей его регенерацией.

Лишайники и загрязнённость воздуха.

Наиболее чувствительны к загрязнению воздуха кустистые лишайники. Менее чувствительны накипные лишайники. Там, где встречаются накипные и листоватые формы лишайников воздух загрязнён умеренно. Особенно чувствительны лишайники к содержанию в воздухе диоксида серы.

Редкие виды, их охрана.

Список видов лишайников, занесенных в Красную книгу Воронежской области

315. Дерматокарпон матово-красный Dermatocarpon miniatum (L.) W. Mann (0)

316. Лоботаллия лучистая Lobothallia radiosa (Hoffm.) Hafellner (3)

317. Лоботаллия ячменнолепешковая Lobothallia alphoplaca (Wahlenb.) Hafellner (3)

318. Кладония бескоровая Cladonia decorticata (Fl ц rke) Spreng. (0)

319. Кладония вздутая Cladonia turgida Hoffm. (4)

320. Кладония бесформенная Cladonia deformis ( L .) Hoffm . (4)

321. Кладония звездчатая Cladonia stellaris ( Opiz ) Pouz . et V м zda (2)

322. Кладония листоватая Cladonia foliacea ( Huds .) Schaer . (2)

323. Кладония мадьярская Cladonia magyarica Vain . (3)

324. Кладония многопалая Cladonia polydactyla ( Fl ц rke ) Spreng . (0)

325. Кладония мутовчатая Cladonia verticillata ( Hoffm .) Schaer . (2)

326. Кладония оленероговидная Cladonia subrangiformis Sandst . (4)

327. Кладония пальчатая Cladonia digitata ( L .) Hoffm . (4)

328. Кладония прижатая Cladonia pocillum ( Ach .) Grognot (3)

329. Коллема гребенчатая Collema cristatum (L.) Weber ex F. H. Wigg. (1)

330. Коллема курчавая Collema crispum (Huds.) Weber ex F. H. Wigg. (4)

331. Бриория сивоватая Bryoria subcana (Nyl. ex Stiz.) Brodo et D. Hawksw. (1)

332. Имшаугия бледнеющая Imshaugia aleurites (Ach.) S. L . F. Meyer (0)

333. Ксантопармелия камчатская Xanthoparmelia camschadalis (Ach.) Hale (2)

334. Ксантопармелия сомлоенская Xanthoparmelia somloensis (Gyeln.) Hale (3)

335. Меланелия золотоносная Melanelia subaurifera (Nyl.) Essl. (2)

336. Меланелия оливковая Melanelia olivacea (L.) Essl. (4)

337. Неофусцелия грубоморщинистая Neofuscelia ryssolea (Ach.) Essl. (0)

338. Пармелиопсис темный Parmeliopsis hyperopta (Ach.) Arnold. (4)

339. Платизмация сизая Platismatia glauca (L.) W. Culb. et C. Culb. (4)

340. Псевдэверния зернистая Pseudevernia furfuracea (L.) Zopf. (4)

341. Тукерманнопсис хлорофилловый Tuckermannopsis chlorophylla (Willd. in Humb.) Hale (1)

342. Уснея жестковолосатая Usnea hirta Web. in Wigg. (4)

343. Уснея почти цветущая Usnea subfloridana Stirt. (4)

344. Цетрария вересковая Cetraria ericetorum Opiz (0)

345. Цетрария степная Cetraria steppae (Savicz) Karnef. (1)

346. Цетрария заборная Cetraria sepincola (Ehrh.) Ach. (4)

347. Цетрелия оливковая Cetrelia olivetorum (Nyl.) W. L. Culb. et C. F. Culb (0)

348. Пельтигера понойская Peltigera ponojensis Gyeln. (4)

349. Рамалина изменчивая Ramalina polymorpha Ach. (3)

Практическая часть
Результаты исследований и их обсуждение
1-ое исследование:


В самом начале своих исследований нам захотелось убедиться, что лишайники представляют собой сожительство двух организмов. Мы провели опыт.

Взяли кусочки лишайника, измельчили в ступке и поместили 1 часть образца в колбу с водой оставив ее открытой, а другую закрыли пробкой.

Через 15-20 суток в колбе открытой грибница гриба потемнела, а затем сгнила.

Одноклеточные водоросли остались в виде зеленого налета на дне и стенках колбы.

А в колбе закрытой и гриб и водоросль погибли, так как не было доступа воздуха.

БЕЗ ПРОБКИ С ПРОБКОЙ

hello_html_7e522ed6.jpg
hello_html_m2990947a.jpg

Опыт позволил выяснить, что тело лишайника состоит действительно из двух организмов: гриба и водоросли.

Затем провели еще серию таких опытов, чтобы убедиться в достоверности полученных результатов.

В конце 1-го исследования мы пошли дальше: так как мы уже умели обращаться с микроскопом (на уроке биологии) и готовить микропрепараты, мы решили посмотреть водоросль под микроскопом и выделить составные части, а именно хлоропласты, ядро и цитоплазму, но наиболее ярко выделялись хлоропласты зеленого цвета.

Приготовление микропрепарата Работа с предметным

водоросли и покровным стеклами

→ →

Водоросль под микроскопом


2-ое исследование:
В ходе исследования мы обнаружили, что больше всего лишайников произрастает на естественных территориях (леса, заповедники, лесополосы) в отличие от территорий городов и других местностей имеющих промышленные предприятия.

Сейчас вместе с Вами мы в этом убедимся:

Итак, начнем наш маршрут:

Началом нашего маршрута была территория нашей гимназии. Здесь мы видим только накипные лишайники.

Затем территория парка Танаис – тоже накипные и лишь местами листоватые.

Территория сквера на ул. Домостроителей.

А теперь сравним разнообразие лишайников с заповедной территорией. Так в прошлом году с классным руководителем мы посетили Воронежский Государственный Биосферный заповедник и увидели, не только накипные и листоватые, но и кустистые.

НАКИПНЫЕ ЛИСТОВАТЫЕ КУСТИСТЫЕ

hello_html_m32c71b3c.jpg

В связи с неприхотливостью и способностью развиваться в почти бесплодных местах, они часто являются пионерами растительности. С их отмиранием остается органическое вещество, на котором могут поселяться другие растения

Лишайники играют значительную роль в природе и имеют практическое значение. Некоторые кустистые лишайники имеют большое значение как корм для лесных животных.

hello_html_7830a705.jpg

Некоторые лишайники используются Ряд лишайников используются

как лекарственные в парфюмерии.

hello_html_cfe4602.jpg
hello_html_613da68f.jpg

Лишайники в изготовлении натуральных красок.

hello_html_m387d1949.jpg

Выводы по работе:

Согласно первому исследованию мы действительно убедились в том , что лишайники-организмы, состоящие из гриба и водоросли.

Согласно второму исследованию, мы выявили закономерность в распространении лишайников, в зависимости от загрязнения окружающей среды.

Наши рекомендации:

Для того, чтобы избежать экологической

опасности, предлагаем:

Озеленение территории школы, улиц города.

Выступления перед друзьями, родителями на природоохранные темы.

Акции в защиту окружающей среды.

Защита и благоустройство парка.

Организация школьных конкурсов, выставок на экологические темы.

Материалы данной работы мы использовали на уроках биологии, где выступили перед всеми 5-ми классами с докладом.
В ходе нашей работы, мы заинтересовались причинами неравномерного распределения лишайников на поверхности коры одно дерева, а так же зависимости произрастания лишайников от типа субстрата (хвойные деревья и лиственные).

В дальнейшем мы думаем продолжить изучение лихенофлоры и лихеноиндикации в парковых зонах но уже не только нашего района, но и всех районов нашего города и произвести сравнительную характеристику по ряду параметров.

Список используемой литературы:

1.Горленко М.В. Водоросли, лишайники и мохообразные. М.:Просвещение,2000.
2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс.М.: Дрофа, 2010..
3. Федоров А.А. Жизнь растений. Том 3.М.:Просвещение,1977

4. Великанов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова Н.П., Горленко М.В. и др. Курс низших растений: Учебн. для студентов ун-ов.; Под ред. М.В. Горленко. – М.: Высш. школа, 1981. – 504 с.

5. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники: ч. 2; Систематика растений, издание 2., - М; - Высшая школа, 1982.-544 с.

6. Шапиро И.А., Лишайники и экологический мониторинг. Л., Гидрометеоиздат, 1991, 80 с, с ил. 96.

7. Жизнь растений в 6 томах, профессор А.А. Федоров под ред. проф. М.Н. Голлербаха., - М; Просвещение, 1997. – 504 с.

8. Стрельская О.Я. Низш. раст. Систем / Под ред. Н.А. Дорожкина. – Мн., 1985. – 240 с.

Общая характеристика. Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

С растениями их сближает:

1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки;

3) размножение спорами;

4) способность к синтезу витаминов;

5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции).

Общим с животными является:

2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих;

3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов;

4) накопление гликогена как запасного углевода;

5) выделяют мочевину.

Строение грибов.

Вегетативное тело подавляющего большинства видов грибов —мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением.

Сравнительная характеристика грибов

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

Грибы-паразиты


Главная часть - мицелий (грибница) из гифов (нитей). На ней развивается плодовое тело (пенек и шляпка). Верхний слой шляпки окрашен, нижняя часть у одних грибов состоит из трубочек – трубчатые грибы: белый гриб, подберёзовик, маслёнок; у других из пластинок – пластинчатые грибы: рыжики, сыроежки, волнушки.

гифы не имеют перегородок и мицелий – многоядерная ветвящаяся клетка. Имеет вид белой плесени


Споры образуются в головках – спорангиях.

многоклеточный гриб зеленого, сизого, голубого цвета


грибы, не имеют мицелия


мицелий из гифов


В-здоровый колос и поражённый головнёй

мицелий и плодовое тело в виде копыта


сапрофиты и симбионты

(образуются в шляпках:

в трубочках или пластинках)

(образуются в шариках или кисточках на приподнимающихся гифах)

спорами (образуются у головни –

у трутовиков – в плодовых телах)

Микориза (грибокорень)— это взаимовыгодное сожительство шляпочных грибов с корнями высших растений. При этом мицелий гриба оплетает корни растений и увеличивает всасывающую поверхность корня в 10—14 раз, выделяет витамины и ростовые вещества, которые стимулируют развитие корня. От высшего растения гриб получает органические вещества и корневые выделения, способствующие прорастанию спор.

РОЛЬ ГРИБОВ

Участвуют в круговороте веществ. Разлагая с помощью ферментов органические вещества до простых неорганических соединений, они делают их доступными для автотрофных организмов.

Участвуют в образовании плодородного слоя почвы — гумуса.

Являются кормом для животных

Разрушают древесину (трутовик)

Вызывают болезни у человека и животных (стригущий лишай, актиномикозы и т.д); у растений (мучнистая роса поражает ягоды крыжовника и смородины; чёрная гниль- картофель)

В ХОЗЯЙСТВЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Дрожжи используют в хлебопечении и виноделии, для получения спирта

В качестве лекарственного сырья, например, чага (березовый трутовик), спорынья

Для получения антибиотиков – пеницилл, аспергилл.

Кормовые дрожжи служат пищей для сельскохозяйственных животных

Наносят урон сельскому хозяйству, портят продукты питания

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ:

2. До прибытия врача:

А) выпить 4–5 стаканов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка питьевой соды на 1 стакан кипяченой воды).

Б) вызвать рвоту, раздражая обратным концом чайной ложки или пальцем корень языка и глотку

В) э ту процедуру надо повторить несколько раз.

3. Остатки использованных в пищу грибов и очистки от них надо обязательно сохранить до прихода врача, что поможет выяснить причину отравления и назначить правильное лечение.

Лишайники – это симбиоз (взаимовыгодное сожительство) водоросли (цианобактерии) и гриба.


Тело лишайника называется - слоевище.

Виды лишайников:

- накипные (живут на камнях и срастаются с ними): ризокарпон

- листоватые (похожи на листья):пармелия, ксантория

- кустистые (имеют вид ветвистых кустиков): ягель

гифами поглощают из воздуха на свету при фотосинтезе образуют

или почвы воду с мин. солями органические вещества

Размножение:

- кусочками слоевища (как единый организм)

- грибы – спорами, водоросли – делением клетки (каждый организм отдельно)

Растут лишайники очень медленно – в год на 3 – 5 мм (за 30 лет они вырастают всего на 10 см!)

лишайники - индикаторы чистоты воздуха

лишайники выделяя лишайниковую кислоту – медленно разрушают горные породы, первыми поселяются на самых бесплодных местах, отмирая, образуют перегной – формируют почву

служат кормом для оленей

из лишайников получают красную и фиолетовую краску

защитники деревьев (дерево, покрытое лишайником, менее подвержено разрушительной деятельности грибов за счёт лишайниковых кислот, способствующих заживлению ран).

используются в медицине (Цетрария исландская добавляется в средства от кашля; Уснея – источник антибиотика, применяемого для лечения кожных болезней)

используются в парфюмерии.

Тестовые задания в формате ОГЭ

Задание 3. Царство грибы. Лишайники.

3.1. К какому царству относят организм, который не имеет пластид, но образует мицелий

1) растения 2) животные 3) бактерии 4) грибы

3.2. В чем сходство грибов и растений

1) они создают органические вещества из неорганических

2) они не могут активно передвигаться

3) их клетки имеют хитиновую оболочку

4) они имеют хорошо развитую корневую систему

3.3. Грибы, в отличие от растений,

1) растут в течение всей жизни

2) содержат хитин в оболочках клеток

3) дышат углекислым газом

4) в клетках имеют ядра

3.4. Сходство клеток растений, животных и грибов заключается в наличии у них

2) ядра и цитоплазмы

3) вакуолей с клеточным соком

4) пищеварительных и сократительных вакуолей

3.5. Какой признак сходен у грибов и животных?

1) способ питания

2) размножение спорами

3) строение клеточной стенки

4) наличие пластид в клетках

3.6. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве

1) поглощает воду, минеральные и органические вещества

2) образует споры, участвующие в размножении

3) участвует в образовании половых клеток

4) формирует корневые волоски

3.7. Микориза – это

1) выросты на дереве

2) разрастание грибницы

3) заболевание грибов

4) симбиоз гриба и дерева

3.8. Какой шляпочный гриб относят к группе трубчатых?

3.9. Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?

1) питательные вещества

2) вода с минеральными солями

3) микроскопические плоды

4) микроскопические споры

3.10. Пеницилл отличается от мукора тем, что

1) пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб

2) пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет

3) пеницилл размножается спорами, а мукор — грибницей

4) пеницилл — гетеротроф, а мукор — автотроф

3.11. Какие грибы размножаются почкованием?

1) опята 2) пеницилл 3) дрожжи 4) мукор

3.12. Почему белые грибы часто можно найти в дубраве?

1) в ней много света

2) у белых грибов в ней нет конкурентов

3) белые грибы с корнями дубов образуют микоризу

4) в ней отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами.

3.13. Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает
1) корневые волоски 2) мякоть листа 3) древесину стебля 4) верхушечные почки

3.14. Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

1) пеницилла 2) мукора 3) головни 4) дрожжей

3.15. Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?

1) трутовики 2) подберёзовики 3) лисички 4) подосиновики

3.16. В хлебопекарной промышленности для получения пышного теста используют
1) дрожжи 2) мукор 3) пеницилл 4) спорынью

3.17. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

1) их отношения взаимовыгодны

2) водоросль паразитирует на грибе

3) они конкурируют за свет и воду

4) их отношения нейтральны

3.18. Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

3.19. Ягель (олений мох) по своему строению относится к

4) травянистым растениям

Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

23.1. В чем сходство растений и грибов

1) растут в течение всей жизни

2) всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

3) растут только в начале своего индивидуального развития

4) питаются готовыми органическими веществами

5) являются производителями в экосистемах

6) имеют клеточное строение

23.2. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) они способны питаться только готовыми органическими веществами

2) они растут в течение всей своей жизни

3) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

4) в клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) они размножаются спорами

23.3. Грибы неправильно относить к растениям, т.к. они

1) питаются готовыми органическими веществами

2) растут в течение всей жизни

3) содержат в оболочках клеток хитин

4) выполняют роль разрушителей органического вещества

5) составляют группу эукариот

6) дышат кислородом воздуха

23.4 . Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что

1) организмы, их составляющие, вредят друг другу

2) они состоят из мхов и грибов

3) гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду

4) водоросль образует, а гриб использует органические вещества

5) гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы

6) организмы, составляющие лишайник, приносят взаимную пользу друг другу

Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

25.1. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

1) образуют плодовые тела

2) состоят из мицелия и ножки с головкой А) шляпочные

3) часто вырастают на пищевых продуктах Б) плесневые

4) применяют для получения антибиотиков

5) вступают в симбиоз с корнями растений

6) человек использует в пищу

25.2. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

2) используют для выпечки хлеба А) дрожжи

3) часто вырастают на пищевых продуктах Б) плесневые

4) размножаются спорами

5) размножаются почкованием

6) состоят из мицелия и ножки с головкой или кисточкой

25.3. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

1) рыжик А) ядовитые

2) масленок Б) съедобные

3) ложный опенок

4) бледная поганка

6) черный груздь

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

Грибы питаются готовыми органическими веществами. Это сближает их с ______(А). Клеточные стенки, содержащие ______(Б), выполняют опорную функцию. От растений грибы отличает отсутствие ______(В), а сближает неограниченный рост. Грибы образуют с корнями деревьев ________(Г)

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Введение.docx

Теоретическая часть

Общая характеристика лишайников………………………………………….….4

Лишайники и загрязнённость воздуха……………………………………….…..6

Практическая часть

Введение
Среди множества организмов живущих рядом с нами моё внимание всегда привлекали лишайники. Лишайники - очень интересная группа низших растений, в теле которых сочетаются два организма с противоположными свойствами: водоросль и гриб. Они всегда привлекают внимание, прежде всего потому, что растут в самых необычных местах: на крышах домов, стволах растений, камнях, то есть там, где другие растения не могут расти.
Тема нашей работы актуальна, так как в настоящее время проблема загрязнения воздуха стоит особенно остро, а лишайники можно использовать как биоиндикаторы загрязнения окружающей среды. Тем более, что в дальнейшем мы собираемся заняться изучением лихенофлоры (территории где растут лишайники) парковых зон Железнодорожного района.

Цель работы:
1) Доказать, что действительно в строении тела лишайника выделяют: гриб и водоросль;
2) выявить влияние загрязнения воздуха на закономерность в распространение лишайников;
3) биологическое и практическое значения этих организмов.


Методы исследований:
1. изучение литературных и информационных источников
2. маршрутный
3. лабораторные исследования
4. обработка полученных данных

Теоретическая часть

Общая характеристика лишайников.

Лишайники были найдены в Антарктиде и на раскаленных камнях пустынь. Взаимоотношения их строятся следующим образом. Гриб получает от водоросли органические вещества — углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания, защиту от пересыхания и перегревания. Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей, которые он сам поглощает из окружающей среды (субстрата, атмосферного воздуха). Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определенную пользу. Следовательно, в этом сожительстве наряду с паразитизмом имеются и черты симбиоза.

Строение лишайников.

Тело лишайников представлено слоевищем. В зависимости от образующего пигмента оно может быть серым, сизым, зеленоватым, буро-коричневым, желтым, оранжевым или почти черным.

hello_html_m3b42c46e.jpg

Различают три основных типа слоевищ лишайников: накипной, листовой и кустистый.

НАКИПНЫЕ ЛИСТОВАТЫЕ КУСТИСТЫЕ

Среди лишайников различают группы видов растущих на почве, деревьях, скалах, крышах и т.д.

Лишайники очень медленно растут. Прирост их таллома при благоприятных условиях колеблется в зависимости от вида от 1 до 8 мм. Лишайники растут большей частью в условиях хорошего освещения, на разнообразных субстратах- на деревьях, выходах горных пород, почве, стекле, железе и т. д. Они очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов.

Размножение лишайников.

Размножение лишайников осуществляется половым, бесполым и вегетативным способом. В основном путём отделения кусочков слоевища с последующей его регенерацией.

Лишайники и загрязнённость воздуха.

Наиболее чувствительны к загрязнению воздуха кустистые лишайники. Менее чувствительны накипные лишайники. Там, где встречаются накипные и листоватые формы лишайников воздух загрязнён умеренно. Особенно чувствительны лишайники к содержанию в воздухе диоксида серы.

Редкие виды, их охрана.

Список видов лишайников, занесенных в Красную книгу Воронежской области

315. Дерматокарпон матово-красный Dermatocarpon miniatum (L.) W. Mann (0)

316. Лоботаллия лучистая Lobothallia radiosa (Hoffm.) Hafellner (3)

317. Лоботаллия ячменнолепешковая Lobothallia alphoplaca (Wahlenb.) Hafellner (3)

318. Кладония бескоровая Cladonia decorticata (Fl ц rke) Spreng. (0)

319. Кладония вздутая Cladonia turgida Hoffm. (4)

320. Кладония бесформенная Cladonia deformis ( L .) Hoffm . (4)

321. Кладония звездчатая Cladonia stellaris ( Opiz ) Pouz . et V м zda (2)

322. Кладония листоватая Cladonia foliacea ( Huds .) Schaer . (2)

323. Кладония мадьярская Cladonia magyarica Vain . (3)

324. Кладония многопалая Cladonia polydactyla ( Fl ц rke ) Spreng . (0)

325. Кладония мутовчатая Cladonia verticillata ( Hoffm .) Schaer . (2)

326. Кладония оленероговидная Cladonia subrangiformis Sandst . (4)

327. Кладония пальчатая Cladonia digitata ( L .) Hoffm . (4)

328. Кладония прижатая Cladonia pocillum ( Ach .) Grognot (3)

329. Коллема гребенчатая Collema cristatum (L.) Weber ex F. H. Wigg. (1)

330. Коллема курчавая Collema crispum (Huds.) Weber ex F. H. Wigg. (4)

331. Бриория сивоватая Bryoria subcana (Nyl. ex Stiz.) Brodo et D. Hawksw. (1)

332. Имшаугия бледнеющая Imshaugia aleurites (Ach.) S. L . F. Meyer (0)

333. Ксантопармелия камчатская Xanthoparmelia camschadalis (Ach.) Hale (2)

334. Ксантопармелия сомлоенская Xanthoparmelia somloensis (Gyeln.) Hale (3)

335. Меланелия золотоносная Melanelia subaurifera (Nyl.) Essl. (2)

336. Меланелия оливковая Melanelia olivacea (L.) Essl. (4)

337. Неофусцелия грубоморщинистая Neofuscelia ryssolea (Ach.) Essl. (0)

338. Пармелиопсис темный Parmeliopsis hyperopta (Ach.) Arnold. (4)

339. Платизмация сизая Platismatia glauca (L.) W. Culb. et C. Culb. (4)

340. Псевдэверния зернистая Pseudevernia furfuracea (L.) Zopf. (4)

341. Тукерманнопсис хлорофилловый Tuckermannopsis chlorophylla (Willd. in Humb.) Hale (1)

342. Уснея жестковолосатая Usnea hirta Web. in Wigg. (4)

343. Уснея почти цветущая Usnea subfloridana Stirt. (4)

344. Цетрария вересковая Cetraria ericetorum Opiz (0)

345. Цетрария степная Cetraria steppae (Savicz) Karnef. (1)

346. Цетрария заборная Cetraria sepincola (Ehrh.) Ach. (4)

347. Цетрелия оливковая Cetrelia olivetorum (Nyl.) W. L. Culb. et C. F. Culb (0)

348. Пельтигера понойская Peltigera ponojensis Gyeln. (4)

349. Рамалина изменчивая Ramalina polymorpha Ach. (3)

Практическая часть
Результаты исследований и их обсуждение
1-ое исследование:


В самом начале своих исследований нам захотелось убедиться, что лишайники представляют собой сожительство двух организмов. Мы провели опыт.

Взяли кусочки лишайника, измельчили в ступке и поместили 1 часть образца в колбу с водой оставив ее открытой, а другую закрыли пробкой.

Через 15-20 суток в колбе открытой грибница гриба потемнела, а затем сгнила.

Одноклеточные водоросли остались в виде зеленого налета на дне и стенках колбы.

А в колбе закрытой и гриб и водоросль погибли, так как не было доступа воздуха.

БЕЗ ПРОБКИ С ПРОБКОЙ

hello_html_7e522ed6.jpg
hello_html_m2990947a.jpg

Опыт позволил выяснить, что тело лишайника состоит действительно из двух организмов: гриба и водоросли.

Затем провели еще серию таких опытов, чтобы убедиться в достоверности полученных результатов.

В конце 1-го исследования мы пошли дальше: так как мы уже умели обращаться с микроскопом (на уроке биологии) и готовить микропрепараты, мы решили посмотреть водоросль под микроскопом и выделить составные части, а именно хлоропласты, ядро и цитоплазму, но наиболее ярко выделялись хлоропласты зеленого цвета.

Приготовление микропрепарата Работа с предметным

водоросли и покровным стеклами

→ →

Водоросль под микроскопом


2-ое исследование:
В ходе исследования мы обнаружили, что больше всего лишайников произрастает на естественных территориях (леса, заповедники, лесополосы) в отличие от территорий городов и других местностей имеющих промышленные предприятия.

Сейчас вместе с Вами мы в этом убедимся:

Итак, начнем наш маршрут:

Началом нашего маршрута была территория нашей гимназии. Здесь мы видим только накипные лишайники.

Затем территория парка Танаис – тоже накипные и лишь местами листоватые.

Территория сквера на ул. Домостроителей.

А теперь сравним разнообразие лишайников с заповедной территорией. Так в прошлом году с классным руководителем мы посетили Воронежский Государственный Биосферный заповедник и увидели, не только накипные и листоватые, но и кустистые.

НАКИПНЫЕ ЛИСТОВАТЫЕ КУСТИСТЫЕ

hello_html_m32c71b3c.jpg

В связи с неприхотливостью и способностью развиваться в почти бесплодных местах, они часто являются пионерами растительности. С их отмиранием остается органическое вещество, на котором могут поселяться другие растения

Лишайники играют значительную роль в природе и имеют практическое значение. Некоторые кустистые лишайники имеют большое значение как корм для лесных животных.

hello_html_7830a705.jpg

Некоторые лишайники используются Ряд лишайников используются

как лекарственные в парфюмерии.

hello_html_cfe4602.jpg
hello_html_613da68f.jpg

Лишайники в изготовлении натуральных красок.

hello_html_m387d1949.jpg

Выводы по работе:

Согласно первому исследованию мы действительно убедились в том , что лишайники-организмы, состоящие из гриба и водоросли.

Согласно второму исследованию, мы выявили закономерность в распространении лишайников, в зависимости от загрязнения окружающей среды.

Наши рекомендации:

Для того, чтобы избежать экологической

опасности, предлагаем:

Озеленение территории школы, улиц города.

Выступления перед друзьями, родителями на природоохранные темы.

Акции в защиту окружающей среды.

Защита и благоустройство парка.

Организация школьных конкурсов, выставок на экологические темы.

Материалы данной работы мы использовали на уроках биологии, где выступили перед всеми 5-ми классами с докладом.
В ходе нашей работы, мы заинтересовались причинами неравномерного распределения лишайников на поверхности коры одно дерева, а так же зависимости произрастания лишайников от типа субстрата (хвойные деревья и лиственные).

В дальнейшем мы думаем продолжить изучение лихенофлоры и лихеноиндикации в парковых зонах но уже не только нашего района, но и всех районов нашего города и произвести сравнительную характеристику по ряду параметров.

Список используемой литературы:

1.Горленко М.В. Водоросли, лишайники и мохообразные. М.:Просвещение,2000.
2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс.М.: Дрофа, 2010..
3. Федоров А.А. Жизнь растений. Том 3.М.:Просвещение,1977

4. Великанов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова Н.П., Горленко М.В. и др. Курс низших растений: Учебн. для студентов ун-ов.; Под ред. М.В. Горленко. – М.: Высш. школа, 1981. – 504 с.

5. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники: ч. 2; Систематика растений, издание 2., - М; - Высшая школа, 1982.-544 с.

6. Шапиро И.А., Лишайники и экологический мониторинг. Л., Гидрометеоиздат, 1991, 80 с, с ил. 96.

7. Жизнь растений в 6 томах, профессор А.А. Федоров под ред. проф. М.Н. Голлербаха., - М; Просвещение, 1997. – 504 с.

8. Стрельская О.Я. Низш. раст. Систем / Под ред. Н.А. Дорожкина. – Мн., 1985. – 240 с.

Общая характеристика. Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

С растениями их сближает:

1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки;

3) размножение спорами;

4) способность к синтезу витаминов;

5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции).

Общим с животными является:

2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих;

3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов;

4) накопление гликогена как запасного углевода;

5) выделяют мочевину.

Строение грибов.

Вегетативное тело подавляющего большинства видов грибов —мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением.

Сравнительная характеристика грибов

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

Грибы-паразиты


Главная часть - мицелий (грибница) из гифов (нитей). На ней развивается плодовое тело (пенек и шляпка). Верхний слой шляпки окрашен, нижняя часть у одних грибов состоит из трубочек – трубчатые грибы: белый гриб, подберёзовик, маслёнок; у других из пластинок – пластинчатые грибы: рыжики, сыроежки, волнушки.

гифы не имеют перегородок и мицелий – многоядерная ветвящаяся клетка. Имеет вид белой плесени


Споры образуются в головках – спорангиях.

многоклеточный гриб зеленого, сизого, голубого цвета


грибы, не имеют мицелия


мицелий из гифов


В-здоровый колос и поражённый головнёй

мицелий и плодовое тело в виде копыта


сапрофиты и симбионты

(образуются в шляпках:

в трубочках или пластинках)

(образуются в шариках или кисточках на приподнимающихся гифах)

спорами (образуются у головни –

у трутовиков – в плодовых телах)

Микориза (грибокорень)— это взаимовыгодное сожительство шляпочных грибов с корнями высших растений. При этом мицелий гриба оплетает корни растений и увеличивает всасывающую поверхность корня в 10—14 раз, выделяет витамины и ростовые вещества, которые стимулируют развитие корня. От высшего растения гриб получает органические вещества и корневые выделения, способствующие прорастанию спор.

РОЛЬ ГРИБОВ

Участвуют в круговороте веществ. Разлагая с помощью ферментов органические вещества до простых неорганических соединений, они делают их доступными для автотрофных организмов.

Участвуют в образовании плодородного слоя почвы — гумуса.

Являются кормом для животных

Разрушают древесину (трутовик)

Вызывают болезни у человека и животных (стригущий лишай, актиномикозы и т.д); у растений (мучнистая роса поражает ягоды крыжовника и смородины; чёрная гниль- картофель)

В ХОЗЯЙСТВЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Дрожжи используют в хлебопечении и виноделии, для получения спирта

В качестве лекарственного сырья, например, чага (березовый трутовик), спорынья

Для получения антибиотиков – пеницилл, аспергилл.

Кормовые дрожжи служат пищей для сельскохозяйственных животных

Наносят урон сельскому хозяйству, портят продукты питания

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ:

2. До прибытия врача:

А) выпить 4–5 стаканов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка питьевой соды на 1 стакан кипяченой воды).

Б) вызвать рвоту, раздражая обратным концом чайной ложки или пальцем корень языка и глотку

В) э ту процедуру надо повторить несколько раз.

3. Остатки использованных в пищу грибов и очистки от них надо обязательно сохранить до прихода врача, что поможет выяснить причину отравления и назначить правильное лечение.

Лишайники – это симбиоз (взаимовыгодное сожительство) водоросли (цианобактерии) и гриба.


Тело лишайника называется - слоевище.

Виды лишайников:

- накипные (живут на камнях и срастаются с ними): ризокарпон

- листоватые (похожи на листья):пармелия, ксантория

- кустистые (имеют вид ветвистых кустиков): ягель

гифами поглощают из воздуха на свету при фотосинтезе образуют

или почвы воду с мин. солями органические вещества

Размножение:

- кусочками слоевища (как единый организм)

- грибы – спорами, водоросли – делением клетки (каждый организм отдельно)

Растут лишайники очень медленно – в год на 3 – 5 мм (за 30 лет они вырастают всего на 10 см!)

лишайники - индикаторы чистоты воздуха

лишайники выделяя лишайниковую кислоту – медленно разрушают горные породы, первыми поселяются на самых бесплодных местах, отмирая, образуют перегной – формируют почву

служат кормом для оленей

из лишайников получают красную и фиолетовую краску

защитники деревьев (дерево, покрытое лишайником, менее подвержено разрушительной деятельности грибов за счёт лишайниковых кислот, способствующих заживлению ран).

используются в медицине (Цетрария исландская добавляется в средства от кашля; Уснея – источник антибиотика, применяемого для лечения кожных болезней)

используются в парфюмерии.

Тестовые задания в формате ОГЭ

Задание 3. Царство грибы. Лишайники.

3.1. К какому царству относят организм, который не имеет пластид, но образует мицелий

1) растения 2) животные 3) бактерии 4) грибы

3.2. В чем сходство грибов и растений

1) они создают органические вещества из неорганических

2) они не могут активно передвигаться

3) их клетки имеют хитиновую оболочку

4) они имеют хорошо развитую корневую систему

3.3. Грибы, в отличие от растений,

1) растут в течение всей жизни

2) содержат хитин в оболочках клеток

3) дышат углекислым газом

4) в клетках имеют ядра

3.4. Сходство клеток растений, животных и грибов заключается в наличии у них

2) ядра и цитоплазмы

3) вакуолей с клеточным соком

4) пищеварительных и сократительных вакуолей

3.5. Какой признак сходен у грибов и животных?

1) способ питания

2) размножение спорами

3) строение клеточной стенки

4) наличие пластид в клетках

3.6. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве

1) поглощает воду, минеральные и органические вещества

2) образует споры, участвующие в размножении

3) участвует в образовании половых клеток

4) формирует корневые волоски

3.7. Микориза – это

1) выросты на дереве

2) разрастание грибницы

3) заболевание грибов

4) симбиоз гриба и дерева

3.8. Какой шляпочный гриб относят к группе трубчатых?

3.9. Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?

1) питательные вещества

2) вода с минеральными солями

3) микроскопические плоды

4) микроскопические споры

3.10. Пеницилл отличается от мукора тем, что

1) пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб

2) пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет

3) пеницилл размножается спорами, а мукор — грибницей

4) пеницилл — гетеротроф, а мукор — автотроф

3.11. Какие грибы размножаются почкованием?

1) опята 2) пеницилл 3) дрожжи 4) мукор

3.12. Почему белые грибы часто можно найти в дубраве?

1) в ней много света

2) у белых грибов в ней нет конкурентов

3) белые грибы с корнями дубов образуют микоризу

4) в ней отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами.

3.13. Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает
1) корневые волоски 2) мякоть листа 3) древесину стебля 4) верхушечные почки

3.14. Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

1) пеницилла 2) мукора 3) головни 4) дрожжей

3.15. Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?

1) трутовики 2) подберёзовики 3) лисички 4) подосиновики

3.16. В хлебопекарной промышленности для получения пышного теста используют
1) дрожжи 2) мукор 3) пеницилл 4) спорынью

3.17. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

1) их отношения взаимовыгодны

2) водоросль паразитирует на грибе

3) они конкурируют за свет и воду

4) их отношения нейтральны

3.18. Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

3.19. Ягель (олений мох) по своему строению относится к

4) травянистым растениям

Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

23.1. В чем сходство растений и грибов

1) растут в течение всей жизни

2) всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

3) растут только в начале своего индивидуального развития

4) питаются готовыми органическими веществами

5) являются производителями в экосистемах

6) имеют клеточное строение

23.2. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) они способны питаться только готовыми органическими веществами

2) они растут в течение всей своей жизни

3) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

4) в клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) они размножаются спорами

23.3. Грибы неправильно относить к растениям, т.к. они

1) питаются готовыми органическими веществами

2) растут в течение всей жизни

3) содержат в оболочках клеток хитин

4) выполняют роль разрушителей органического вещества

5) составляют группу эукариот

6) дышат кислородом воздуха

23.4 . Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что

1) организмы, их составляющие, вредят друг другу

2) они состоят из мхов и грибов

3) гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду

4) водоросль образует, а гриб использует органические вещества

5) гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы

6) организмы, составляющие лишайник, приносят взаимную пользу друг другу

Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

25.1. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

1) образуют плодовые тела

2) состоят из мицелия и ножки с головкой А) шляпочные

3) часто вырастают на пищевых продуктах Б) плесневые

4) применяют для получения антибиотиков

5) вступают в симбиоз с корнями растений

6) человек использует в пищу

25.2. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

2) используют для выпечки хлеба А) дрожжи

3) часто вырастают на пищевых продуктах Б) плесневые

4) размножаются спорами

5) размножаются почкованием

6) состоят из мицелия и ножки с головкой или кисточкой

25.3. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

1) рыжик А) ядовитые

2) масленок Б) съедобные

3) ложный опенок

4) бледная поганка

6) черный груздь

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

Грибы питаются готовыми органическими веществами. Это сближает их с ______(А). Клеточные стенки, содержащие ______(Б), выполняют опорную функцию. От растений грибы отличает отсутствие ______(В), а сближает неограниченный рост. Грибы образуют с корнями деревьев ________(Г)

Читайте также: