В каких органах растения запасают влагу

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Ф.И.О. Слинка Светлана Владимировна

Должность: Учитель биологии

Когнитивные цели урока:

Ознакомление учащихся с особенностями строения растений разных экологических групп по отношению к влаге. Содействовать организации учебной деятельности по изучению адаптаций растений к условиям существованию с разной влажностью.

Задачи личностного развития и воспитания

Содействовать развитию внимания, аналитического мышления, самостоятельной деятельности учащихся;

Создавать условия для воспитания у учащихся ответственного бережного отношения к природе;

Создавать ситуацию успеха в достижении поставленной цели.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма обучения: групповая, индивидуальная, работа в малых группах.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический, практический, здоровьесберегающие.

Влажность как экологический фактор

Приспособления растений к различному водному режиму

1. Организационно-мотивационный этап:

б) мотивация на изучение нового материала

2. Операционно-познавательный этап:

2.1.) актуализация опорных знаний

2.2.) введение нового материала

2.3.) организация частично-поисковой деятельности учащихся

2.5) Первичная проверка понимания и усвоения учащимися нового материала

2.6) Вторичное закрепление знаний, самопроверка знаний (5 мин)

2.7) Обобщение и систематизация знаний

3. Комментированное домашнее задание

4. Контрольно-рефлексивный этап :

4.1.) подведение итогов урока и выставление отметок

Прогнозируемы результаты урока

Учащиеся Знают:

- экологические группы растений по отношению к влаге;

Учащиеся Умеют:

- называть адаптации растений разных экологических групп к влаге;

- приводить примеры растений разных экологических групп;

- определять экологическую группу и условия жизни растения по его внешнему виду.

Учащиеся Понимают:

- почему у растений разных мест обитания формируются разные адаптации;

- что, человек может выращивать растения разных экологических групп для собственных потребностей, с учетом их биологических особенностей.

Основные понятия урока:

Гигрофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты, мезофиты.

1. Организационно-мотивационный этап:

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

Мотивация на изучение нового материала

Нарисуйте круг, напишите внутри слово вода. Вносите значками те внутри круга те знания, которыми вы обладали, а снаружи отмечайте, то что узнали нового. Давайте расширять границы неизвестного.

2. Операционно-познавательный этап:

2.1.) актуализация опорных знаний

Назовите самое распространенное вещество на нашей планете? (Вода)

Укажите места обитания организмов, где влажность является лимитирующим фактором. (Наземно-воздушная среда, где мало влаги, саванны, прерии, пустыни, степи, высокогорья).

Какие функции выполняет вода внутри клетки? (растворитель, среда для биохимических реакций, участвует в обмене веществ, обеспечивает тургор клетки)

Какие функции выполняет вода внутри тела организма? (гидростатический скелет, транспорт веществ по телу, распределение температуры по телу, охлаждение организма через потоотделение)

Какие свойства воды могут использовать организмы в окружающей среде?

(поверхностное натяжение – находится на поверхности водной пленки,

высокую удельную теплоемкость и теплопроводность – для охлаждения организма при обливании водой, для перенесения неблагоприятных условий в донном слое водоема при его замерзании).

Вспомните из курса географии от чего зависит степень увлажненности наземных местообитаний в разных географических зонах?

- от расположения водных источников

- от годового количества осадков

- от времени года

- от запасов почвенной влаги и грунтовых вод).

Будут ли отличаться растения и животных в зависимости от того в каких условиям влажности окружающей среды они обитают? (В засушливых берегут воду, во влажных нет необходимости беречь воду, в умеренно-засушливых местах должны иметь возможность обходиться некоторое время без влаги).

2.2.) Введение нового материала

Таким образом, можно выделить 3 группы растений по отношению к влаге: гигрофиты (ранее использовали термин гидрофиты), мезофиты и ксерофиты.

Подумайте от чего произошли эти термины, и какие группы по отношению к воде они обозначают.

(Гигро – влажный, гигроскопические салфетки

Ксеро – засушливый, ксерокс – аппарат, который засушивает тонер при копировании, печати,

2.3.) Организация частично-поисковой деятельности учащихся

Перед вами различные растения. Определите по внешнему виду к какой экологической группе они относятся:

Тростник, камыш, осока, кактус опунция, алоэ, калужница болотная, верблюжья колючка, береза, дуб, ромашка, кувшинка белая, мятлик.

Учащиеся распределяют растения по следующим группам:

гигрофиты – Тростник, камыш, осока, калужница болотная, кувшинка белая

мезофиты – береза, дуб, ромашка, мятлик.

Ксерофиты – кактус опунция, алоэ, верблюжья колючка ).

Давайте вспомним из каких органов и тканей состоит растение

(корень, стебель, лист

Покровная, основная, механическая, образовательная, проводящая)

2.5) Первичная проверка понимания и усвоения учащимися нового материала

А теперь подумайте, какие именно части растения должны получить развитие в засушливой, умеренно-засушливой или влажной среде.

Учащиеся перечисляют возможные адаптации, учитель их записывает на доске с учетом экологической группы, к которым эти адаптации относятся, дополняет материал по мере необходимости. Учитель предлагает уточнить и дополнить возможные адаптации растений различных экологических групп в учебном пособии, разбив класс на 3 группы : 1-ая группа - изучают гигрофиты, 2-ая группа – мезофиты, 3-ая группа – ксерофиты.

2.6) Вторичное закрепление знаний, самопроверка знаний.

Адаптации разных экологических групп растений по отношению к воде. Примеры растений учащимся предлагается заполнить по памяти из перечисленных ранее растений или с помощью учебного пособия.

Растения переувлажненных мест обитания

Растения умеренного увлажнения

Ксерофиты – растения засушливых мест обитания

Запасают влагу в органах и тканях, и экономно ее расходуют

Растения со сниженной транспирацией и способные добывать воду из почвы

1. Приспособления для интенсивной транспирации (открытые устьица, гидатоды) слабо развита кутикула эпидермис

2. Слабо развита механическая ткань

3. Слабо развита корневая система, нет корневых волосков

4. Развитие специальной основной ткани – аэренхимы для запасания воздуха

5. Плохосмачиваемые покровы

1. Умеренно развитая корневая система

2. наличие корневых волосков

3. небольшое количество устьиц, которые могут открываться и закрываться,

5. короткий жизненный цикл

1. (делят на листовые, стеблевые и корневые суккуленты).

2. Хорошо развит эпидермис с восковым налетом или опушением

3. Листья могут редуцироваться в колючки для уменьшении транспирации

1.Жесткие листья и стебли

2. хорошо развита кутикула

3. хорошо развиты механические ткани (растения не вянут из-за недостатка воды)

4. Очень длинные корни (до 15 м)

5. Высокая концентрация веществ клеточного сока, и следовательно, высокая сосущая сила

Сравните наружнее строение комнатных растений, которые в природе произрастают в пустынях( кактус) и во влажных местах (гибискус либо папоротник). Обратите внимание на размер и форму листьев и стеблей, наличие опушения и воскового слоя на поверхности зеленоватых частей растений, колер их окраски
1) В каких местах обитают изучаемые растения?
2)В каких органах они припасают воду
3)Какие особенности строения этих растений убавляют утраты воды через испарения?
4) Какие черты изучаемых растений уменьшают риск перегрева?
Сделайте вывод о основных приспособлениях растений к обитанию в условиях засухи

  • Софья Мостиславская
  • Биология
  • 2019-07-31 12:50:44
  • 915
  • 1

1) Кактус предпочтительно можно повстречать в пустынях или иных местах с жарким климатом и недостатком воды. Гибискус встречается в местах с тёплым климатом и излишком воды.

2) Кактус запасает воду в корне и частично в стеблю. Гибискус припасает воду предпочтительно в листовых пластинках и цветках.

3) У кактуса отсутствуют листья, он покрыт пушком, удерживающим капли росы, колер его - светло-ясно зелёный, что указывает на низкое содержание хлорофилла в зелёной доли, он немножко блещет на солнце.

У гибискуса - очень великое количество листков и растений, но они покрыты специальной влагоудерживающей субстанцией, именующейся восковым слоем. Он не дает чрезмерно испарять воду с поверхности растения.

4) Риск перегрева уменьшают черты приспособленности обоих растений к условиям окружающей среды, в которой им довелось произрастать. У кактуса это - отсутствие листьев, наличие опушения, малое количество хлорофилла в зелёной доли, большие корни. У гибискуса - это великое количество листков и растений, покрытых восковым слоем.

Ввод: в условиях засухи растения вырабатывают особые приспособительные черты, которые подсобляют им пережить недостаток влаги и выжить хоть какой ценой. Нужно только держать в голове о том, что подобные приспособления носят очень относительный нрав, так как если кактус попадает в условия с обычной влажностью - то все эти приспособления начинают вредить ему.

dyhanie rastenij

Растения, как все живые организмы, в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Газообмен у них происходит через устьица на листьях, а также через чечевички на стеблях и трещины в коре. Внутри тканей кислород следует по межклетникам, потом проникает в клетки. Доступ кислорода ко всем органам растения — одно из основных условий жизни.

При плохой обработке почвы или на переувлажненных почвах корням растений не хватает воздуха и, следовательно, кислорода. Поэтому при застое воды на отдельных участках поля большинство растений погибает. Ведь растения, так же как люди или животные, умирают без кислорода. Но у них потребность в кислороде меньше, чем у животных, и у них нет таких сложных органов дыхания.

Дыхание

Дыхание — это поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, а также использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии (Рис.1).

дыхание и фотосинтез

Рис.1 Сравнение дыхания и фотосинтеза растений

Дыхание Признак Фотосинтез
Кислород 1.Поглощаемый газ Углекислый газ
Углекислый газ 2.Выделяемый газ Кислород
Чечевички, устьица, кожица семян и т.д. 3.Пути газообмена Только через устьица
Во всех живых клетках 4.В каких клетках происходит Только в зеленых клетках, содержащих хлорофилл
Получение и использование энергии из питательных веществ на рост и развитие 5.Роль в жизни растений Запасание энергии света в виде питательных веществ


Во время дыхания часть органических веществ расходуется. Например, прорастающее зерно теряет 3-10% сухого вещества. Чем более неблагоприятна oкружающая среда для прорастания, тем больше требуется питательных веществ и тем интенсивнее дыхание проростка. Энергия, выделяемая во время дыхания, затрачивается на рост и развитие органов растений. Подтвердим опытным путем поглощение прорастающим семенем кислорода и выделение им углекислого газа (Рис.2).

влажные-и-сухие семена

Рис.2 Поглощение кислорода и выделение углекислого газа прорастающими семенами (1-влажные семена, 2-сухие семена)

Возьмем 2 широкогорлые стеклянные банки и в одну из них положим проросшие семена гороха (20-30 шт.). В другую — столько же сухих, непроросших семян гороха. Банки плотно закрываем крышками и ставим в теплое место. Через неделю в банку с сухими семенами опустим горящую свечу. Свеча не потухнет, будет продолжать гореть. Поскольку дыхание сухих семян замедленное, за неделю они не успели поглотить весь кислород из воздуха в банке.

В банке с проросшими семенами свеча сразу же погаснет. Почему? Проросшие семена дышат интенсивно, поэтому они поглотили весь кислород в банке и насытили воздух углекислым газом. Во время набухания и прорастания семян и дальнейшего развития растений дыхание в тканях усиливается. Межклеточные воздушные пространства в тканях растений облегчают движение газов.

Влияние различных условий на дыхание растений

Интенсивность дыхания у разных частей растения неодинакова. Наиболее высока она у молодых быстро растущих органов и тканей. С окончанием периода активного роста растений дыхание их тканей ослабевает. Активнее дышат высокогорные и светолюбивые растения (по сравнению с теневыносливыми). Дыхание растений усиливается с повышением температуры, когда речь идет о потеплении. Но в зной оно ослабевает, а при 45-50°С почти прекращается. Таким образом, на дыхание растений влияют различные факторы.

1. Влияние воды.

Сухие семена (10-12% влаги) дышат очень слабо. Если содержание влаги в семенах достигает 33%, то дыхание усиливается, расход питательных веществ увеличивается, и семена начинают прорастать. Поэтому при хранении в зернохранилищах влажность зерна не должна превышать 12-14%. Только в таких условиях семена могут долго храниться.

2. Влияние температуры.

Чем выше температура окружающей среды, тем интенсивнее дышат семена. Даже зимой при температуре -20-25°С дыхание растений не прекращается, оно лишь замедляется. Дыхание семян прекращается при температуре +50°С. Зимой в клубнях картофеля, хранящегося при низкой температуре, дыхание замедляется.

3.Влияние света.

При наличии достаточной освещенности дыхание растений ускоряется. Теневыносливые растения дышат слабее светолюбивых. Если поместить молодые проростки в темное место, их дыхание немного замедлится.

4.Влияние воздуха.

Всему живому на Земле, кроме некоторых бактерий, необходим кислород. Мы дышим воздухом, в котором кислород находится в определенном соотношении с другими газами (азот, инертные газы, углекислый газ).


Когда в воздух попадают отходы промышленного производства, это соотношение изменяется, что может оказаться губительным для растений, животных и человека.
В последнее время можно часто слышать выражения озоновые дыры, и парниковый эффект. Эти явления связаны с состоянием воздушной оболочки Земли. Накопление вредных веществ в атмосфере оказывает отрицательное воздействие на все живое, и на растения в том числе. Их дыхание замедляется.

Какие же вещества загрязняют воздух?

Вот главные из них:

1.Углекислый газ, выделяемый всеми живыми организмами, обитающими на Земле.
2.Отходы производства и газы, выделяемые заводами и фабриками, прежде всего угарный газ, зола, сажа, пыль, копоть, дым.
3.Выхлопные газы автомобилей.
4.Ядовитые газы, выделяемые синтетическими веществами, созданными химическим путем.
5.Пылевые частицы ядохимикатов, используемых в сельском хозяйстве.

Рост и развитие растений в условиях загрязненной атмосферы замедляются.
Они быстро подвергаются различным вредным воздействиям. Таким образом, воздух необходим не только для надземных органов растений, но и для корней, находящихся в почве. Если не будет обеспечен достаточный приток воздуха к корням, их дыхание замедлится, и они погибнут. Если корни постоянно покрыты водой, они загниют. Корни обеспечивают всю надземную часть растения питательными веществами и водой. Без них само растение неминуемо погибнет.

Роль зеленых растений:

1.Создание органических веществ.
2.Поступление кислорода в атмосферу
3.Поддержание постоянного содержания углекислого газа.
4.Участие в создании почв.

Зеленые растения запасают энергию космического светила — Солнца в виде органических веществ, используемых живыми существами нашей планеты.

Дыхание — это процесс, происходящий во всех живых организмах: поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Кислород используется для окисления органических веществ, чтобы извлечь из них энергию. Растения запасают энергию солнечного света в виде органических веществ в ходе фотосинтеза и используют эту энергию, окисляя вещества в ходе дыхания, В целом, растения интенсивнее фотосинтезируют, чем дышат.


Растения сталкиваются с проблемой нехватки воды, поэтому все их приспособления направлены на добывание, запасание и экономное расходование жидкости. Это растения степей, полупустынь и пустынь (ежовник безлистный, кактусы, олеандр). Растения сталкиваются с проблемой нехватки воды, поэтому все их приспособления направлены на добывание, запасание и экономное расходование жидкости. Это растения степей, полупустынь и пустынь (ежовник безлистный, кактусы, олеандр).


Растения засушливых районов имеют различные приспособления, чтобы добывать необходимую влагу. Это либо мощная система корней, проникающих иногда на глубину десятков метров, либо развитие волосков, уменьшение числа устьиц на листьях, сокращение площади листьев, позволяющие резко снизить испарение влаги, либо, наконец, способность запасать влагу в сочных частях, как, например, у кактусов и молочаев. Растения засушливых районов имеют различные приспособления, чтобы добывать необходимую влагу. Это либо мощная система корней, проникающих иногда на глубину десятков метров, либо развитие волосков, уменьшение числа устьиц на листьях, сокращение площади листьев, позволяющие резко снизить испарение влаги, либо, наконец, способность запасать влагу в сочных частях, как, например, у кактусов и молочаев.


Главное отличие пустынь от других мест - это практически полное отсутствие воды - рек, ручьев, пресных озер. Дожди выпадают очень редко - раз в месяц или раз в несколько лет, в основном в виде сильных ливней. Небольшой дождь из-за высокой температуры не доходит до поверхности земли - вода испаряется по пути к ней. В пустынях растения, каждое по-своему, приспосабливались к жаркому и сухому климату, научились долго хранить в своем организме запасы воды.


У дерева малга вместо листьев - увеличенные черенки, благодаря которым его крона испаряет меньше влаги.



Баобаб крайне живуч и способен запасать просто огромное количество воды. У него баобаб толстый, защищённый от огня ствол, способный, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. Баобаб крайне живуч и способен запасать просто огромное количество воды. У него баобаб толстый, защищённый от огня ствол, способный, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй.


Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания. Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания. С началом дождей саванны оживают, покрываясь свежей зеленью и испещряясь многочисленными различными цветками.


Для всех суккулентов характерна способность переживать длительные засушливые периоды, к тому же при интенсивном солнечном освещении. В экстремальных условиях обитания на своей родине эти растения выработали удивительнейший механизм приспособления, так изменив свой облик и функции, таким образом чтобы максимально воспринимать влагу, необходимую для жизни, запасать ее в особых органах и сводить до минимума ее испарение.


Способность суккулентов при благоприятных условиях накапливать значительные водные резервы дает им возможность переживать засушливые месяцы, а порой и годы. Во время сильнейших засух эти растения сильно сокращаются в объеме, но при первом же дожде восстанавливают его.


Некоторые виды кактусов безболезненно переносят потерю воды на 60-70%. Водозапасаюшая ткань может составлять иногда, в зависимости от вида, до 95% общего объема растения. Способность запасать воду неодинакова у разных видов кактусов.


Ведь кактусы различаются по форме и размерам: от карликовых, достигающих и во взрослом состоянии лишь нескольких сантиметров в диаметре до крупных, тяжелых, более центнера весом, шаровидных мексиканских кактусов или древовидных колоннообразных гигантских в Аризоне, Южной Калифорнии (США) и Соноре (Мексика).Вышеназванные виды способны запасать в своих удивительных, иногда причудливо разветвленных стеблях до 3000 литров воды.


Этим же цепям служат разнообразные колючки и различное опушение многих кактусов и других водозапасающих растений. Все это в сочетании с яркой окраской большинства видов придает особую ценность кактусам, делая их исключительно декоративными. В свою очередь их необычный внешний облик зачастую определяет ландшафт, придавая особое своеобразие тем местам, где произрастают кактусы.


Растения, которые вынуждены существовать в неблагоприятных для жизни климатических условиях аридных областей, выработали разнообразные приспособительные механизмы. Так, для зашиты от засухи суккуленты нередко имеют сильно утолщенный, часто многослойный эпидермис (внешний слой клеток), который снабжен крепкой кутикулой (прилегающей к эпидермису надкожицей).


У многих видов кутикула покрыта восковым слоем, который под действием сильного солнечного освещения может принимать разнообразные оттенки. Многочисленные ребра, бугорки, сосочки - все эти выросты стеблей у большинства видов, очевидно, выполняют важную задачу: ослабляют интенсивность освещения, препятствуют возникновению ожогов на поверхности растений.


Колючки - это видоизменённые в процессе эволюции листья, которые получились из-за постоянного их пребывания в засохшем виде в засушливом климате. Они могут быть длинными и толстыми, а могут быть тонкими в виде пушка. Такие иголки выполняют ещё и защитную функцию, предохраняя от животных, вредителей, защищая тем самым свой богатый влагой мясистый стебель.

Читайте также: