В бору поникши ели зелень мрачную хранят

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

1. История создания (год, биография, прототип).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

Тема стихотворения – описание русской природы в начале осени.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими с природой в тот период, когда лето уступает свои права осени. Поэт передает тоску лирического героя. Описание природы дается в традициях русской пейзажной лирики.

Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первом – описывается смена цвета листьев с зеленого на желтый на всех деревьях, кроме елей. Во втором четверостишии упоминается то, что пахарю стало не комфортно отдыхать в поле после работы. В третьем – лирический герой замечает, что дикие звери стараются скрыться в редеющем лесу, а ночью месяц светит тускло сквозь туман – признак похолодания. Все четверостишия объединены одной идеей – они показывают, какие изменения происходят с наступлением осени.

Мне кажется, что основная мысль стихотворения заключается в попытке передать читателю настроение лирического героя (тоску) через описание изменений в окружающей его природе.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.


——————————————————————
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
——————————————————————
1828

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Осень”

Русская природа многогранна, самобытна и прекрасна в любое время года. Зима торжественна, радует глаз белоснежными шапками, шубами деревьев, иглистым инеем, разноцветными искорками на снегу под ярким солнцем в морозный денек. Весна – время пробуждения, оживления всего живого, появляются первые зеленые листочки, распускаются пестрым ковром цветы, щебечут, предвкушая скорое тепло, птицы. Лето – пора тепла, цветения всех растений, хорошего настроения.

Но самый красивый сезон – это осень. Насыщенной цветовой палитре можно позавидовать. Сентябрь – праздник ярких красок, романтики, терпкого и свежего воздуха. Осень – время подведения итогов, сбора урожая, в том числе эмоционального, философского. Неудивительно, что данный период вдохновил немало поэтов, писателей, художников, музыкантов на создание великих произведений.

М. Ю. Лермонтов особо часто обращался к теме природы в своих ранних стихотворениях. Некоторые исследователи творчества поэта считают, что это было своего рода оттачиванием мастерства стихосложения, так как повзрослев, он перестал уделять внимание пейзажной лирике. И даже говорил, что любование природой – удел юных, романтических натур, еще не успевших встретиться с несправедливостью и разочарованиями в жизни.

Мне же кажется, что лирик искренне выражал свои эмоции в каждом произведении. Окружающий мир не просто фон. Пейзажная поэзия автора примечательна отождествлением природных явлений с эмоциональным состоянием лирического героя. Образный параллелизм – один из любимых приемов Михаила Юрьевича.

Природа предстает полноправной участницей жизни персонажей, своеобразным действующим лицом. У одинокого, замкнутого, меланхоличного поэта осень вызывала особый эмоциональный трепет, чувство единения, родства.

Сохранилась только половина текст стихотворения. Вторая страница из тетради была вырвана. Лермонтов всегда был строг, требователен к себе, а к своему творчеству особенно. Поэтому из, накопленных за десять лет, работ смог выбрать лишь несколько поэм и лирических миниатюр для первого сборника.

Лермонтов рисует природу по-своему, как он ее видит. Стихи обладают высоким уровнем художественности. Стихотворение относится к лирике пейзажной, описательной. Но уже в нем можно заметить ростки неизменной тоски, печали, меланхолии, сопровождавших автора на протяжении жизни, проявлявшихся в более позднем творчестве. Лермонтов совсем еще был юн, но уже успел испытать первые разочарования в жизни. Ранняя лирика была выдержана в стиле романтизма.

Произведение построено на перекрестной рифме. Сочетаются первая и третья строчка, а вторая с четвертой – соответственно. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Композиция кольцевая. Первая строчка описывает осень в поле, а последняя ночь, туман, серебристый месяц там же. Возможно, композиционное построение изначально отличалось, так как стихотворение сохранилось не целиком.

Лирик очень точно передал чувство утраты по теплу, лету, прошлой жизни, беззаботному счастью. Вместе с тем, читатель понимает, что герой смирился с этим чувством. Возникает ощущение неизбежности, цикличности событий. Стихотворение вызывает светлую грусть, заставляет задуматься о скоротечности летней радости, тепла. После прочтения хочется укутаться в теплый плед, пить сладкий чай, сидя на веранде, наблюдая за изменениями в природе.

Здесь нет глубоких смыслов, только гармоничная смена сезонов. Вечный круговорот явлений, которой не изменит своего хода после нашего пребывания на планете. Увядание, завершение цикла необходимо для зарождения новой жизни.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, заставляет глубоко окунуться в атмосферу осени.

Читайте также: