В бору поникши ели зелень мрачную хранят листья

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Лермонтов М. Ю.
Утёс

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Майков А. Н.
Весна ("Голубенький, чистый…")

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…

Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастьи ином…

Майков А. Н.
Весна ("Уходи, зима седая. ")

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,
Тёплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!

У неё не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь – и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.

Да найдут и по оврагам!
Вон – уж пчёл рои шумят,
И летит победным флагом
Пёстрых бабочек отряд!

Майков А. Н.
Колыбельная песня

Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

Майков А. Н.
Ласточка примчалась

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё весною пахнет!

Майков А. Н.
Летний дождь

"Золото, золото падает с неба!" –
Дети кричат и бегут за дождём…
– Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Некрасов Н. А.
Дедушка Мазай и зайцы

1

В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зелёных садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему – скука!
За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём:
"Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно". – "А леший?" – "Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, – никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поёт,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точёны, рисованы очи.
Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…"
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка, – заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
"Врёшь – упадёшь!" – добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом – тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит – и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
"Что ты таскаешь горшок с угольками?"
– "Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружьё положу,
Над уголёчками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!"
"Вот так охотник!" – Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…

2

Старый Мазай разболтался в сарае:
"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, – их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, –
Нет! ещё мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
"То-то! – сказал я, – не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка.
Взял и его – тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха –
Еле жива, а толста как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном –
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
"Взял бы я вас – да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и "с богом!" сказал…

М. Рубайло - Хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы

И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: "У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь – бух!
И ляжешь… Ууу-х. "
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось –
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал – и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
"Не попадайтесь зимой!"
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая. – линяет косой…"

Некрасов Н. А.
Перед дождём

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И "пошёл!" – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Некрасов Н. А.
Славная осень (отрывок из стихотворения "Железная дорога")

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Никитин И. С.
Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

поле пожелтели листья, И летят, и кружатся; В бору лишь поникшие ели Хранят мрачную зелень. Можно ли назвать эти предложения стихами? Что исчезло? Объясни.

Ответ или решение 1

Последние четыре строчки нельзя назвать стихотворением, так как в них отсутствует рифма, созвучие последних слов в строках, исчезла ритмичность, так как нет чередование ударных и безударных слогов, исчезла поэтичность языка, рождаемая инверсией, то есть перестановкой слов ради красоты слога, мелодичности звучания.

Стихотворный сюжет предельно прост: мы видим листья, увядающие на фоне сумрачных елей, с параллельным описанием опустевших дола и поля. В них давно не ступал никто: ни нога человека, ни лапа лесного зверя. Лишь, холодный лунный свет покрывает эту безрадостную картину окружающей природы.

История создания

Эти стихотворные строки Михаил Лермонтов написал в 1828 г., в возрасте четырнадцати лет. Публикация случилась годом позже. Любой опытный литератор, заметив незрелость произведения, не сможет не отметить талант юного поэта. Михаил, в момент написания стихов, находился в имении своей бабушки: было лето, и он мог наблюдать за крестьянским тяжёлым трудом. Наблюдения произвели на начинающего стихотворца неизгладимое впечатление, вдохновившее его на написание этого грустного произведения.

К сожалению, стихотворение дошло до наших дней не в полной версии: его окончание оказалось утеряно по причине того, что было написано на следующей тетрадной страничке, которая была кем-то вырвана. В период создания данного произведения одарённого юношу тяготила вынужденная разлука с отцом, а также ссора отца с любимой бабушкой, различные юношеские переживания.

Жанр, направление, размер

Произведение юный поэт написал стихотворным размером – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Композиция произведения – простая линейная. Можно выделить следующие семантические части:

  1. Первая строфа – автор рассказывает о лесе.
  2. Вторая строфа – поэт рассказывает о пахаре.
  3. Третья строфа – автор повествует о звере и месяце.

Понятно, что особого продуманного замысла в подобном стихотворном построении нет. Начинающий автор последовательно описывает нам всё, что смог увидеть – за эпизодом эпизод. Несмотря на это, произведение является полностью самодостаточным и завершённым: заключительный штрих в виде лунного света положен грамотно и уместно.

Образы и символы

Молодой автор в рамках своего раннего произведения, смог создать три полноценно значимых образа:

  • образ осени – этот образ формируется из череды подробностей, таких как: желтеющие листья, контрастные тёмные ели, напоминающие о наступлении особой поры в жизни леса. Мы понимаем, что отныне в лесу стало весьма неприютно: там, где летом отдыхал уставший пахарь, больше нет цветов и солнца;
  • образы ночи и ночного светила – эти образы следует рассматривать совместно. Под серебристым светом месяца тускнеют и исчезают цветные образы дня;
  • образ пахаря – этот труженик больше не стремится найти отдых на остывшей тверди земли. Поэт, в том же ключе, говорит и о звере, озабоченном поиском тёплой норы, находясь на пороге зимы.

Следует заметить, что образ лирического героя отсутствует. Непосредственно сам поэт выступает в роли наблюдателя, перечисляя замеченные им изменения в окружающей природе. Он не окрашивает художественные детали своим личностным отношением к ним.

Темы и настроение

В произведении подняты две важных темы:

  1. Тема осени – центральная. Автор замечает все нюансы природных перемен, описывая особенности осени.
  2. Тема родины – юный поэт подмечает характерные российские черты: пахарь (русский крестьянин) больше не может устроиться на отдых в тени деревьев, так как погода стоит мрачная и промозглая.

Стихотворение передаёт читателям крайне минорное настроение. Мы понимаем: всё вокруг, начиная от растений и заканчивая людьми, замирает с приходом холодов, увядает, уходит в спячку и прячется.

Основная идея

В этом раннем произведении гениального поэта главная мысль заключается в описании смены времени года, передаче эмоций и душевных переживаний посредством пейзажных зарисовок. Пора поздней осени ассоциируется для многих с чувствами печали, тоски и грусти. Такие же эмоции испытывал и сам автор. Он понимал: жизнь циклична, а значит, наступит весна и всё возродится вновь. Пахарь сможет выйти в поле, зверь выберется из своей берлоги, месяц в небе станет ярче светить, позеленеют листья, закончится туман. Но в данный момент времени приходит унылая осень – в душе лирического героя правят грусть и тоска. В этом и заключается смысл произведения.

Средства выразительности

В стихотворении юного автора поэтический язык ещё предельно прост и скуп на средства художественной выразительности. Синтаксис представляет собой сочетание сложных/простых предложений. Среди частей речи преобладают глаголы, передающие осень, как некий природный процесс. Начинающий поэт использует:


38. Прочитайте стихотворение выразительно. В каком лексическом значении употреблены выделенные глаголы? Спишите. Над переходными глаголами напишите букву п, над непереходными — н. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

ОСЕНЬ

н. н.
И кружа т ся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

п.
Зелень мра чн ую хр а нят.

Под нависшею ск а лою

п.
Уж не люб и т меж цветов

От полуде нн ых трудов.

Зверь отважный поневоле

н. н.
Скры ть ся где—нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

п.
Сквозь туман лишь серебрит.

Пожелтели (листья) — прямое значение; серебрит (туман) — переносное значение.

Переходные глаголы — те, которые употребляются с существительными в винительном падеже без предлога, то есть действие прямо переходит на предмет: хранят (что?) зелень; не любит (что?) отдыхать (инфинитив в значении существительного: отдых); серебрит (что?) поле. Все остальные глаголы непереходные.

Орфограммы:

кружа т ся (что делают?) , скры ть ся (что сделать?) — -тся/-ться в глаголах;

мра чн ую — сочетания ЧК/ЧН;

хр а нят (охрáна) , ск а лою (скáлы) — безударный гласный в корне;

Читайте также: