Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения осуществляется

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

РАСТЕНИЯ СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
А) огурец
Б) томат
В) виноград
Г) нарцисс
Д) картофель
Е) смородина
1) половое
2) бесполое

Вместе с этой задачей также решают:

Установите соответствие между грибами и группой, к которой они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры выбранных…

Установите соответствие между слоями кожи человека и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА…

Установите соответствие между животными и их жизненной формой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЖИВОТНЫЕ ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА

Установите соответствие между организмами и их структурными компонентами: к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение .

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость . Норма реакции . Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции .

Селекция , ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология , ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование . Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Заданий относится к повышенному уровню, за правильное выполнение можно получить 2 балла.

Разбор типовых заданий №8 ЕГЭ по биологии

  1. Воспроизведение организмов/Биотехнология
  2. Закономерности наследственности и изменчивости
  3. Онтогенез. Жизненный цикл растений/ Зародышевые листки

Выглядит сложно, но, если разобраться, то все не так плохо. Можно выделить 20 типов заданий, это не так много, потому что несколько заданий могут относиться к одной теме.

Воспроизведение организмов и Биотехнология

Половое и бесполое размножение

А) происходит без образования гамет

Б) участвует лишь один организм

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е) происходит с образованием гамет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Основная черта полового размножения — участие в процессе гамет (половых клеток) двух разнополых организмов, потомство притом получается разнородным, так как проявляется наследственная изменчивость, а именно — комбинативная.

У бесполого размножения, соответственно, все наоборот: потомство идентичное, участвует одна особь.

А Б В Г Д Е
1 1 2 1 2 2

Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спорообразование папоротника

Б) образование гамет хламидомонады

В) образование спор у сфагнума

Г) почкование дрожжей

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Читаем дальше. Нерест рыбы. Это просто. Ну, конечно же, это половое размножение.

Почкование — однозначно бесполое. Очень известный пример данного типа размножения, поэтому вряд ли вызовет вопросы.

И у мха, и у папоротника есть зиготы. В ответах этого слова нет, так что относится к половому размножению эти варианты не могут.

А Б В Г Д
1 2 1 1 2

Гаметогенез

Установите соответствие между процессом, происходящим при сперматогенезе, и зоной, в которой происходит данный процесс.

А) митотическое деление первичных половых клеток

Б) образование диплоидных сперматогониев

В) образование сперматоцитов 1-го порядка

Г) мейотическое деление клеток

Д) образование гаплоидных сперматид

2) зона размножения

3) зона созревания

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Гаметогенез -процесс развития и созревания половых клеток: сперматозоидов и яйцеклеток.


На каждой стадии у клеток есть свои названия:

Клетки, получившиеся в результате митозов называются сперматогонии и овогонии.

Клетки, которые делятся первый раз мейозом- сперматоцит и овоциты I порядка.

Второй раз мейоз — сперматоциты и овоциты II порядка.

После второго мейоза сперматоциты становятся сперматидами, а потом- сперматозоидами.

После второго мейоза 3 клетки отмирают, а одна становится яйцеклеткой.

Рассмотрим еще одну схему. Стадия размножения охватывает многократное деление митозом первичных половых клеток.

Увеличение размеров клеток и первый мейоз- стадия роста.

Второй мейоз и до конца – созревание.

Соединим данные с названиями клеток, стадиями и делениями:

А Б В Г Д
2 2 1 3 3

Типы развития насекомых

  1. Прямое – ребенок похож на родителя, только меньше по размерам и у него недоразвиты некоторые органы (млекопитающие, птицы).
  2. Непрямое (с превращением, с метаморфозом) – ребенок (личинка) сильно отличается от родителя (лягушки, насекомые).

При непрямом развитии уменьшена конкуренция между детьми и взрослыми, поскольку они живут в разных местах и питаются разной пищей.

У всех насекомых развитие непрямое, превращение может быть полное и неполное.

Полное: из яйца развивается личинка, она питается, растет, затем превращается в покоящуюся стадию куколку, внутри которой происходит полная перестройка всех органов, из куколки выходит взрослое насекомое ( имаго ).

Неполное: стадия куколки отсутствует.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) медоносная пчела

В) азиатская саранча

Г) капустная белянка

Д) зеленый кузнечик

1) с неполным превращением

2) с полным превращением

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Для выполнения этого задания нужно не только выучить что такое полное\неполное превращение, но и отряды насекомых (или как минимум по представителю).

А Б В Г Д
2 2 1 2 1

Различные методы

Установите соответствие между методом селекции и его использованием в селекции растений и животных.

А) массовый отбор

Б) отбор по экстерьеру

В) получение полиплоидов

Г) искусственный мутагенез

Д) испытание родителей по потомству

1) селекция растений

2) селекция животных

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Массовый отбор, наверно, больше характерен для растений нежели, для животных. Растений просто больше и они занимают большие площади территории.

Экстерьер — внешний вид . Это относится к селекции животных. Выведение новых пород основано и на этом тоже, на внешнем виде.

Полиплоидов скорее легче получить у растений, чем у животных. Они проще.

Животных не подвергают искусственному мутагенезу из-за смертности.

Родители, потомство — явно говорится о животных.

А Б В Г Д
1 2 1 1 2

Установите соответствие между методами и областями науки и производства, в которых эти методы используются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) получение полиплоидов

Б) метод культуры клеток и тканей

В) использование дрожжей для производства

белков и витаминов

Г) метод рекомбинантных плазмид

Д) испытание по потомству

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Разберемся с терминологией:

Биотехнология — это производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов, культивируемых клеток и биологических процессов.

Селекция: получение полиплоидов; испытание по потомству; гетерозис. Биотехнология: метод культуры клеток и тканей; использование дрожжей для производства белков и витаминов; метод рекомбинантных плазмид.

Гетерозис — увеличение жизнеспособности гибридов вследствие унаследования определённого набора аллелей различных генов от своих разнородных родителей.

По простому, если обобщить, то в биотехнологии из одного генерируют другое, а при селекции используют существующие материалы и работают с ними.

А Б В Г Д Е
1 2 2 2 1 1

Установите соответствие между приёмами и методами биотехнологии: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) работа с каллусной тканью

Б) введение плазмид в бактериальные

В) гибридизация соматических клеток

Г) трансплантация ядер клеток

Д) получение рекомбинантной ДНК и РНК

1) клеточная инженерия

2) генная инженерия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

Здесь все совсем легко: где клетка — там клеточная инженерия, где не клетка- генная. Ну и ткань состоит из клеток.

А Б В Г Д
1 2 1 1 2

Закономерности наследственности и изменчивости

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.

Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм

Генная мутация — изменения ДНК в пределах одного гена.

Геномная мутация— мутация, в результате которой происходит изменение числа хромосом .

  • Гаплоидия— уменьшение в кариотипе соматических клеток числа хромосом вдвое.
  • Полиплоидия — увеличение в кариотипе соматических клеток числа хромосом в какое-то количество раз.
  • Анеуплоидия— изменение в кариотипе соматических клеток числа хромосом на какое-то число.
  • Полисомия— появление в генотипе дополнительных половых хромосом (X,Y).

Хромосомные мутации— изменения в структуре хромосом.

  • Делеция — утрата участка хромосомы.
  • Дупликация — удвоение участка хромосомы.
  • Инверсия — поворот на 180 градусов участка хромосомы

Транслокация — перестановка участка хромосомы на другое место.


Мутации

Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов

Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

Е) обмен участками негомологичных хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2.кратное увеличение числа хромосом-геномная

3.аминокислоты, состоящие из триплетов нуклеотидов- генная

4.поворот хромосомы- хромосомная

5.уменьшение числа хромосом- геномная

6.обмен участками хромосом- хромосомная

А Б В Г Д Е
2 3 2 1 3 1

Установите соответствие между характеристикой изменчивости и её примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию к рисунку из второго столбца.

А) изменчивость носит групповой характер

Б) приводит к созданию новых генотипов

Г) проявляется в новых комбинациях признаков

Д) изменения носят только фенотипический характер

Е) изменения определяются нормой реакции

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Если у растения листья вытянулись из-за недостатка света, но растение изменилось только внешне, то есть фенотипически. В генотипе у него ничего не изменилось. Это был пример ненаследственной изменчивости, она же фенотипическая, она же модификационная.

Модификационная изменчивость носит групповой характер, а комбинативная- индивидуальный.

А Б В Г Д Е
1 2 2 2 1 1

Норма реакции

Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) строение глаза насекомого

Б) удойность коровы

В) урожайность пшеницы

Г) масса тела человека

Д) количество пальцев на руках

1) узкая норма реакции

2) широкая норма реакции

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

Норма реакции — это та максимальная доля от фенотипического значения признака, на которую может изменить признак среда.

Глаз одного вида насекомых не будет кардинально отличаться, норма реакции узкая.

Корова может дать в один день много молока, а в другой- всего ничего, норма широкая.

Один год может быть урожайным, а другой — нет, норма широкая.

Человек весил 55 кг, набрал до 100кг, норма широкая.

Количество пальцев в норме 5, бывают аномалии, но +-1, норма узкая.

А Б В Г Д
1 2 2 2 1

Онтогенез. Жизненный цикл растений и зародышевые листки.

Стадии развития

Каждый зародышевый листок дает начало чему-то

Зародышевый листок Системы органов
Эктодерма Кожа, нервная система, органы чувств
Мезодерма Пищеварительный канал, печень, поджелудочная железа, легкие, хорда
Энтодерма Мышцы, кровь , сосуды, кости, хрящи, гонады

Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) образуется однослойный зародыш

Б) формируется мезодерма

В) образуется двуслойный зародыш

Г) образуется вторичная полость тела

Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк

Е) начинается органогенез

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами


Однослойный зародыш — это бластуляция.

Образование мезодермы происходит в стадию нейрулы.

Двуслойный зародыш — гаструляция.

Вторичная полость — нейрула.

Первичный пузырек — бластула.

А Б В Г Д Е
1 3 2 3 1 3

Жизненный цикл мха

Жизненные циклы остается только выучить.

На схеме видно, что взрослые растения гаплоидны, а это значит, что гаплоидны и листья.

2) В чём состоит отличие растений от всех других живых существ?

А)при дыхании поглощают кислород В)распространяются на новые территории

Б) растут на протяжении всей жизни Г)при дыхании выделяют углекислый газ

3) Растения автотрофы, так как они…

А)запасают крахмал В) создают органические вещества из неорганических

Б) способны к испарению воды Г)расщепляют органические вещества до неорганических

4) Растения поглащают кислород и выделяют углекислый газ в процессе

Б)транспорта веществ Г)дыхания

5) В процессе фотосинтеза в хлоропластах растений происходит

А) расщепление сахара В) выделение углекислого газа

Б) окисление органических веществ Г) превращение энергии солнечного света в энергию органических веществ

6)К вегетативному размножению не относят

А) размножение частями побега В) размножение клубнями

Б) размножение частями корня Г) слияние гамет

7) К органам вегетативного размножения не относят

А) цветок Б) лист В) стебель Г) корень

8) Внутри пыльцевой трубки имеются

А) сперматозоиды Б) пыльца В) спермии Г) яйцеклетки

9) Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, так как

А) в нем участвуют два спермия В) в результате образуется два зародыша

Б) оно происходит два раза подряд Г) в нем участвуют два растения

10) Луковицами размножают

А) картофель и тюльпан В) георгин и ландыш

Б) лилии и лук Г)картофель и топинамбур

Задания категории В

В 1 - Выберите три верных ответа.

Каково значение испарения воды для растения?

1) охлаждает растение 4)ускоряет доставку питательных веществ к клеткам

2) способствует процессу фотосинтеза 5) способствует высвобождению энергии

3)поддерживает ток воды по растению 6) способствует синтезу органических веществ

В 2 – Установите правильную последовательность оплодотворения у цветковых растений

А) второй спермий сливается с центральной клеткой В) один из спермиев сливается с яйцеклеткой

Б) пыльца попадает на рыльце пестика Г) пыльца прорастает и образует пыльцевую трубку

Читайте также: