Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза у растений

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Оглянитесь вокруг! Пожалуй, в каждом доме есть хотя бы одно зеленое растение, а за окном несколько деревьев или кустарников. Благодаря сложному химическом процессу происходящего в них фотосинтеза стало возможно зарождение жизни на Земле и существование человека. Разберем историю его открытия, суть процесса и реакции, которые протекают в разных фазах.

История открытия фотосинтеза

В настоящее время школьники впервые знакомятся со сложными процессами фотосинтеза уже в 6 классе.

Первым и очевидным ответом было предположение, что из земли. Однако, в далеком 1600 году фламандский ученый Ян Батист ван Гельмонт решил проверить влияние почвы на рост растений и провел уникальный в своей простоте опыт. Естествоиспытатель взял веточку ивы и бочку с почвой. Предварительно их взвесил. А затем посадил отросток ивы в бочку с почвой.

Долгие пять лет ван Гельмонт поливал молодое деревце лишь дождевой водой. А через пять лет выкопал деревце, и вновь взвесил отдельно деревце и отдельно почву. Каково же было его удивление, когда весы показали, что деревце увеличило свой вес практически в тридцать раз, и совсем не походило на тот скромный прутик, что был посажен в кадку. А вес почвы уменьшился всего на 56 граммов.

Ученый сделал вывод. что почва практически не дает строительного материала растениям, а все необходимые вещества растение получает из воды.

Одним из тех, кто попытался возразить этой теории был М.В. Ломоносов. И строил он свои возражения на том, что на пустых, скудных северных землях с редкими дождями растут высокие, мощные деревья. Михаил Васильевич предположил, что часть питательных веществ растения впитывают через листья, но доказать свою теорию экспериментально он не смог.

И как часто бывает в науке, помог его величество случай.

Однажды нерадивая мышь, решившая поживиться церковными запасами, случайно перевернула банку и оказалась в ловушке. И через некоторое время погибла. К нашей удаче, эту мышь в банке обнаружил Джозеф Пристли, который был не просто священником, а по совместительству ученым-химиком, и очень интересовался химией газов и способами очистки испорченного воздуха. И тут церковным мышам не повезло. Они стали участницами различных опытов английского ученого.

Джозеф Пристли ставил под одну банку горящую свечу, а в другую сажал мышь. Свеча тухла, грызун погибал.

В наше время его самого зоозащитники посадили бы в банку, но в далеком 1771 году ученому никто не помешал продолжить свои опыты. Пристли посадил мышь в банку, где до этого потухла свеча. Животное погибло еще быстрее.

И тогда Пристли сделал вывод, что раз все живое на Земле до сих пор не погибло, Бог (мы же помним, что Пристли был священником), придумал некий процесс, чтобы воздух вновь был пригоден для жизни. И скорее всего, основная роль в нем принадлежит растениям.

Чтобы доказать это, ученый взял воздух из банки где погибла мышь, и разделил его на две части. В одну банку он поставил мяту в горшочке. А другая банка ждала своего часа. Через 8 дней растение не только не погибло, а даже выпустило несколько новых побегов. И он опять посадил грызунов в банки. В той, где росла мята — мышь была бодра и закусывала листиками. А в той, где мяты не было — практически моментально лежала дохлая мышиная тушка.

Рисунок 1

Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире начали отлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты.

Но мы же помним, что Пристли был священником и весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями.

А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировал в домашней лаборатории в свободное от работы время, т.е. по ночам, и мыши дохли у него независимо от присутствия мяты в банке. В результате его экспериментов получалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригодным для жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности. Пристли не уступил, и в результате противостояния ученых было установлено, что для восстановления воздуха растениям необходим солнечный свет.

Именно эти опыты положили начало изучению фотосинтеза.

Исследование фотосинтеза стремительно продолжалось. Уже в 1782 году, спустя всего лишь 11 лет после исследований Пристли, швейцарский ботаник Жан Сенебье доказал, что органоиды растений разлагают углекислый газ в присутствии солнечного света. И практически еще сто лет провальных и удачных экспериментов понадобилась ученым разных специальностей, чтобы в 1864 году немецкий ученый Юлиус Сакс смог доказать, что растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород в соотношении 1:1.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №1.

Значение фотосинтеза для жизни на Земле

И теперь становится понятна важность процесса фотосинтеза для жизни на земле. Именно благодаря этому сложному химическом процессу стало возможно зарождение жизни на земле и существование человека.

Кто-то может возразить, что на Земле есть места, где не растут ни деревья ни кустарники, например, пустыни или Арктические льды. Ученые доказали, что доля кислорода, выделяемого зеленой массой лесов, кустарников и трав — т. е. растений, что обитают на поверхности суши, составляет всего около 20% газообмена, а 80% кислорода приходится на мельчайшие морские и океанские водоросли, которые потоками воздуха переносятся по всей планете, позволяя дышать животным в экстремальных, практически лишенных растительности регионах нашей удивительной планеты.

Благодаря фотосинтезу вокруг нашей планеты сформировался защитный озоновый экран, защищающий все живое на земле от космической и солнечной радиации, и живые организмы смогли выйти на сушу из глубин океана.

К сожалению, в настоящее время кислород потребляют не только живые существа, но и промышленность. Уничтожаются тропические леса, загрязняются океаны, что приводит к снижению газообмена и увеличению дефицита кислорода.

Определение и формула фотосинтеза

Определение и формула фотосинтеза

Схема фотосинтеза, на первый взгляд, проста:

Вода + квант света + углекислый газ → кислород + углевод

или (на языке формул):

Если копнуть поглубже и посмотреть на лист в электронный микроскоп, выяснится удивительная вещь: вода и углекислый газ ни в одной из структурных частей листа непосредственно друг с другом не взаимодействуют.

Фазы фотосинтеза

К фотосинтезу способны не только растения, но и многие одноклеточные животные благодаря специальным органоидам, которые называются хлоропласты.

Хлоропласты — это пластиды зеленого цвета фотосинтезирующих эукариот. В состав хлоропластов входят:

  1. две мембраны;
  2. стопки гранов;
  3. диски тилакоидов;
  4. строма — внутреннее вещество хлоропласта;
  5. люмен — внутреннее вещество тилакоида.

Сложный процесс фотосинтеза состоит из двух фаз: световой и темновой. Как понятно из названия, световая (светозависимая) фаза происходит с участием квантов света. Название темновая фаза вовсе не означает, что процесс происходит в темноте. Более точное определение — светонезависимая. Т.е. для реакций, происходящих в этой этой фазе, свет не нужен, а протекает она одновременно со световой, только в других отделах хлоропласта.

Многие делают ошибку, говоря, что в процессе фотосинтеза происходит производство растениями такого необходимого человечеству кислорода. На самом деле фотосинтез — это синтез углеводов (например, глюкозы), а кислород — лишь побочный продукт реакции.

Световая фаза фотосинтеза

Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах тилакоидов. Фотон света, попадая на хлорофилл, возбуждает его и происходит выделение электронов и скопление отрицательно заряженных электронов на мембране. После того, как хлорофилл потерял все свои электроны, квант света продолжает воздействовать на воду, вызывая фотолиз Н2О.

Положительно заряженные протоны водорода накапливаются на внутренней мембране тилакоида.

Получается такой бутерброд: с одной стороны отрицательно заряженные электроны хлорофилла, с другой – положительно заряженные протоны водорода, а между ними – внутренняя мембрана тилакоида.

Гидроксильные ионы идут на производство кислорода:

Когда количество протонов водорода и электронов достигает максимума, запускается специальный переносчик — АТФ-синтаза. АТФ-синтаза выталкивает протоны водорода в строму, где их подхватывает специальный переносчик никотинамиддинуклеотидфосфат или сокращенно НАДФ. НАДФ — специфический переносчик протонов водорода в реакциях углеводов.

Прохождение протонов водорода через АТФ-синтазу сопровождается синтезом молекул АТФ из АДФ и фосфата или фотофосфорилированием, в отличие от окислительного фосфорилирования.

На этом световая фаза фотосинтеза заканчивается, а НАДФН+ и АТФ переходят в темновую фазу.

Повторим ключевые процессы световой фазы фотосинтеза:

  1. Фотон попадает на хлорофилл с выделением электронов.
  2. Фотолиз воды.
  3. Выделение кислорода.
  4. Накопление НАДФН+.
  5. Накопление АТФ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) об­ра­зу­ет­ся мо­ле­ку­ляр­ный кис­ло­род в ре­зуль­та­те раз­ло­же­ния мо­ле­кул воды

2) про­ис­хо­дит син­тез уг­ле­во­дов из уг­ле­кис­ло­го газа и воды

3) про­ис­хо­дит по­ли­ме­ри­за­ция мо­ле­кул глю­ко­зы с об­ра­зо­ва­ни­ем крах­ма­ла

4) осу­ществ­ля­ет­ся син­тез мо­ле­кул АТФ

5) про­ис­хо­дит раз­ло­же­ние мо­ле­кул воды на про­то­ны и атомы во­до­ро­да

Ответ: 23 – про­цес­сы тем­но­вой ста­дии.

Про­цес­сы 145 - све­то­вая фаза

2) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы

3) син­тез мо­ле­кул АТФ за счет энер­гии сол­неч­но­го света

4) со­еди­не­ние во­до­ро­да с пе­ре­нос­чи­ком НАДФ+

5) ис­поль­зо­ва­ние энер­гии мо­ле­кул АТФ на син­тез уг­ле­во­дов

В тем­но­вую фазу фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит: вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы; ис­поль­зо­ва­ние энер­гии мо­ле­кул АТФ на син­тез уг­ле­во­дов.

Осталь­ные пе­ре­чис­лен­ные про­цес­сы (1, 3, 4) идут в све­то­вую ста­дию.

3. Тем­но­вая фаза фо­то­син­те­за ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) про­те­ка­ни­ем про­цес­сов на внут­рен­них мем­бра­нах хло­ро­пла­стов

2) син­те­зом глю­ко­зы

3) фик­са­ци­ей уг­ле­кис­ло­го газа

4) про­те­ка­ни­ем про­цес­сов в стро­ме хло­ро­пла­стов

5) на­ли­чи­ем фо­то­ли­за воды

6) об­ра­зо­ва­ни­ем АТФ

Про­цесс фо­то­син­те­за пред­став­ля­ет собой цель окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ных ре­ак­ций, где про­ис­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до ор­га­ни­че­ских ве­ществ. Всю со­во­куп­ность фо­то­син­те­ти­че­ских ре­ак­ций при­ня­то под­раз­де­лять на две фазы— све­то­вую и тем­но­вую.

Тем­но­вая фаза про­ис­хо­дит па­рал­лель­но све­то­вой с ис­поль­зо­ва­ни­ем про­дук­тов, об­ра­зо­ван­ных в све­то­вой фазе. Этот слож­ный про­цесс, осу­ществ­ля­е­мый в стро­ме хло­ро­пла­стов без не­по­сред­ствен­но­го по­гло­ще­ния света, вклю­ча­ет боль­шое ко­ли­че­ство ре­ак­ций, при­во­дя­щих к вос­ста­нов­ле­нию С02 до уров­ня ор­га­ни­че­ских ве­ществ, за счет ис­поль­зо­ва­ния энер­гии АТФ и НАДФ-Н + Н, син­те­зи­ро­ван­ных в све­то­вую фазу.

Тем­но­вая фаза фо­то­син­те­за ха­рак­те­ри­зу­ет­ся: син­те­зом глю­ко­зы, фик­са­ци­ей уг­ле­кис­ло­го газа, про­те­ка­ни­ем про­цес­сов в стро­ме хло­ро­пла­стов.

К све­то­вой фазе от­но­сит­ся:про­те­ка­ни­ем про­цес­сов на внут­рен­них мем­бра­нах хло­ро­пла­стов, на­ли­чи­ем фо­то­ли­за воды, об­ра­зо­ва­ни­ем АТФ.

4. Вы­бе­ри­те ор­га­но­и­ды клет­ки и их струк­ту­ры, участ­ву­ю­щие в про­цес­се фо­то­син­те­за.

Хло­ро­пла­сты — внут­ри­кле­точ­ные ор­га­но­и­ды (пла­сти­ды) рас­те­ний, в ко­то­рых осу­ществ­ля­ет­ся фо­то­син­тез. Хло­ро­пла­сты от­де­ле­ны от ци­то­плаз­мы двой­ной мем­бра­ной, об­ла­да­ю­щей из­би­ра­тель­ной про­ни­ца­е­мо­стью; внут­рен­няя её часть, врас­тая в мат­рикс (стро­му), об­ра­зу­ет си­сте­му ос­нов­ных струк­тур­ных еди­ниц хло­ро­пла­стов в виде уплощённых меш­ков — ти­ла­ко­и­дов, в ко­то­рых ло­ка­ли­зо­ва­ны пиг­мен­ты: ос­нов­ные — хло­ро­фил­лы и вспо­мо­га­тель­ные — ка­ро­ти­но­и­ды. Груп­пы дис­ко­вид­ных ти­ла­ко­и­дов, свя­зан­ных друг с дру­гом таким об­ра­зом, что их по­ло­сти ока­зы­ва­ют­ся не­пре­рыв­ны­ми, об­ра­зу­ют (на­по­до­бие стоп­ки монет) граны. Све­то­вые ста­дии фо­то­син­те­за при­уро­че­ны к мем­бра­нам, ав­то­троф­ная фик­са­ция CO2 про­ис­хо­дит в стро­ме.

1) Для про­те­ка­ния про­цес­са ис­поль­зу­ет­ся энер­гия света.

2) Про­цесс про­ис­хо­дит при на­ли­чии фер­мен­тов.

3) Цен­траль­ная роль в про­цес­се при­над­ле­жит мо­ле­ку­ле хло­ро­фил­ла.

4) Про­цесс со­про­вож­да­ет­ся рас­щеп­ле­ни­ем мо­ле­ку­лы глю­ко­зы.

5) Мо­но­ме­ра­ми для об­ра­зо­ва­ния мо­ле­кул слу­жат ами­но­кис­ло­ты.

Фо­то­син­тез: для про­те­ка­ния про­цес­са ис­поль­зу­ет­ся энер­гия света (1), про­цесс про­ис­хо­дит при на­ли­чии фер­мен­тов (2); цен­траль­ная роль в про­цес­се при­над­ле­жит мо­ле­ку­ле хло­ро­фил­ла (3).

1) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы

2) син­тез мо­ле­кул АТФ за счет энер­гии сол­неч­но­го света

3) со­еди­не­ние во­до­ро­да с пе­ре­нос­чи­ком НАДФ+

4) ис­поль­зо­ва­ние энер­гии мо­ле­кул АТФ на син­тез уг­ле­во­дов

5) об­ра­зо­ва­ние мо­ле­кул крах­ма­ла из глю­ко­зы

В тем­но­вую фазу фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит: вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы; ис­поль­зо­ва­ние энер­гии мо­ле­кул АТФ на син­тез уг­ле­во­дов; об­ра­зо­ва­ние мо­ле­кул крах­ма­ла из глю­ко­зы.

Осталь­ные пе­ре­чис­лен­ные про­цес­сы (23) идут в све­то­вую ста­дию.

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и фазой фо­то­син­те­за.

Б) фик­са­ция уг­ле­кис­ло­го газа

В) рас­щеп­ле­ние мо­ле­кул АТФ

Г) син­тез мо­ле­кул НАДФ•2Н

Д) син­тез глю­ко­зы

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Фо­то­син­тез — про­цесс об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ из уг­ле­кис­ло­го газа и воды за счет энер­гии света, при этом вы­де­ля­ет­ся кис­ло­род.

Све­то­вая фаза про­ис­хо­дит толь­ко на свету в мем­бра­нах ти­ла­ко­и­дов. Тем­но­вая фаза про­те­ка­ет в стро­ме хло­ро­пла­ста. Для ее ре­ак­ций не нужна энер­гия света.

Све­то­вая фаза: фо­то­лиз воды, син­тез мо­ле­кул НАДФ•2Н;

Тем­но­вая фаза: фик­са­ция уг­ле­кис­ло­го газа, рас­щеп­ле­ние мо­ле­кул АТФ, син­тез глю­ко­зы.

8. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих при фо­то­син­те­зе.

1) ис­поль­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа

2) об­ра­зо­ва­ние кис­ло­ро­да

3) син­тез уг­ле­во­дов

4) син­тез мо­ле­кул АТФ

5) воз­буж­де­ние хло­ро­фил­ла

245 — про­цес­сы све­то­вой ста­дии, 13 — ре­ак­ции тем­но­вой ста­дии.

9. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов фо­то­син­те­за.

1) Пре­об­ра­зо­ва­ние сол­неч­ной энер­гии в энер­гию АТФ.

2) Воз­буж­де­ние све­том элек­тро­нов хло­ро­фил­ла.

3) Фик­са­ция уг­ле­кис­ло­го газа.

4) Об­ра­зо­ва­ние крах­ма­ла.

5) Ис­поль­зо­ва­ние энер­гии АТФ для син­те­за глю­ко­зы.

В све­то­вую ста­дию воз­буж­да­ет­ся элек­трон хло­ро­фил­ла, пре­об­ра­зу­ет­ся сол­неч­ная энер­гия в АТФ, в тем­но­вую ста­дию ис­поль­зу­ет­ся уг­ле­кис­лый газ и АТФ для об­ра­зо­ва­нии глю­ко­зы, затем глю­ко­за об­ра­зу­ет крах­мал и от­кла­ды­ва­ет­ся в запас у рас­те­ний.

10. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ре­ак­ций фо­то­син­те­за

1) об­ра­зо­ва­ние глю­ко­зы

2) об­ра­зо­ва­ние за­пас­но­го крах­ма­ла

3) по­гло­ще­ние мо­ле­ку­ла­ми хло­ро­фил­ла фо­то­нов (кван­тов света)

4) со­еди­не­ние СО2 с ри­бу­ло­зо­ди­фос­фа­том

5) об­ра­зо­ва­ние АТФ и НАДФ*Н

В све­то­вую ста­дию воз­буж­да­ет­ся элек­трон хло­ро­фил­ла,пре­об­ра­зу­ет­ся сол­неч­ная энер­гия в АТФ, в тем­но­вую ста­дию ис­поль­зу­ет­ся уг­ле­кис­лый газ, ко­то­рый за­хва­ты­ва­ет­ся ри­бу­ле­зо­ди­фос­фа­том и об­ра­зу­ет­ся глю­ко­за, затем глю­ко­за об­ра­зу­ет крах­мал и от­кла­ды­ва­ет­ся в запас у рас­те­ний.

11. В каких ре­ак­ци­ях об­ме­на пер­вич­ным ве­ще­ством для син­те­за уг­ле­во­дов яв­ля­ет­ся вода?

1) В ре­ак­ци­ях фо­то­син­те­за.

2) В све­то­вой фазе фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит фо­то­лиз воды.

12. В каких ре­ак­ци­ях об­ме­на у рас­те­ний уг­ле­кис­лый газ яв­ля­ет­ся ис­ход­ным ве­ще­ством для син­те­за уг­ле­во­дов?

1) В ре­ак­ци­ях фо­то­син­те­за.

2) В тем­но­вой фазе фо­то­син­те­за в ходе ряда по­сле­до­ва­тель­ных фер­мен­та­тив­ных ре­ак­ций из уг­ле­кис­ло­го газа и воды (про­то­на во­до­ро­да) об­ра­зу­ет­ся глю­ко­за, слу­жа­щая ис­ход­ным ма­те­ри­а­лом для био­син­те­за дру­гих ор­га­ни­че­ских ве­ществ рас­те­ний.

13. В какую фазу фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит син­тез АТФ?

1) В све­то­вой фазе про­ис­хо­дит по­гло­ще­ние фо­то­син­те­ти­че­ски­ми пиг­мен­та­ми энер­гии кван­тов света.

2) И пре­об­ра­зо­ва­ние по­гло­щен­ной энер­гии в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей вы­со­ко­энер­ге­ти­че­ско­го со­еди­не­ния АТФ.

14. Какое ве­ще­ство слу­жит ис­точ­ни­ком кис­ло­ро­да во время фо­то­син­те­за?

2) В ре­зуль­та­те фо­то­ли­за — рас­па­да под дей­стви­ем света в све­то­вой фазе, про­ис­хо­дит вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да.

15. Что про­ис­хо­дит в све­то­вую фазу фо­то­син­те­за?

1) Син­тез АТФ и вы­со­ко­энер­ге­ти­че­ских ато­мов во­до­ро­да.

2) Фо­то­лиз (рас­пад воды под дей­стви­ем света при­во­дя­щий к вы­де­ле­нию кис­ло­ро­да).

16. В чем за­клю­ча­ет­ся био­ло­ги­че­ский смысл окис­ли­тель­но­го фос­фо­ри­ли­ро­ва­ния?

1) В ре­зуль­та­те ре­ак­ции окис­ли­тель­но­го фос­фо­ри­ли­ро­ва­ния из АДФ и остат­ка фос­фор­ной кис­ло­ты об­ра­зу­ет­ся мо­ле­ку­ла АТФ.

2) АТФ яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком энер­гии для всех про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти клет­ки.

17. Какую роль иг­ра­ют элек­тро­ны мо­ле­кул хло­ро­фил­ла в фо­то­син­те­зе?

1) По­гло­ща­ют све­то­вую энер­гию.

2) Пре­об­ра­зу­ют ее в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей.

Ва­ри­ант от­ве­та от со­зда­те­лей сайта.

1) Мо­ле­ку­лы хло­ро­фил­ла по­гло­ща­ют квант света.

2) Элек­тро­ны хло­ро­фил­ла, воз­буж­ден­ные сол­неч­ным све­том, про­хо­дят по элек­тро­но­транс­порт­ным цепям и от­да­ют свою энер­гию на об­ра­зо­ва­ние АТФ.

18. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти фо­то­син­те­за от раз­лич­ных фак­то­ров. Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­ло­жен­но­го гра­фи­ка. За­пи­ши­те в от­ве­те но­ме­ра вы­бран­ных утвер­жде­ний.

1) Ско­рость фо­то­син­те­за при ин­тен­сив­но­сти осве­ще­ния воз­рас­та­ет.

2) Ско­рость фо­то­син­те­за не за­ви­сит от кон­цен­тра­ции угар­но­го газа.

3) Ско­рость фо­то­син­те­за за­ви­сит от кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа.


Утвер­жде­ние 2 не­вер­ное. Нель­зя ана­ли­зи­ро­вать дан­ные, ко­то­рых нет на гра­фи­ке. На гра­фи­ке по­ка­за­на за­ви­си­мость от уг­ле­кис­ло­го газа (СО2), а в утвер­жде­нии от угар­но­го (СО)

19. Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за в за­ви­си­мо­сти от света. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа и тем­пе­ра­ту­ру он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ны­ми. Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­вы­ше­нии ин­тен­сив­но­сти света ак­тив­ность фо­то­син­те­за сна­ча­ла растёт, но на­чи­ная с опре­делённой ин­тен­сив­но­сти пе­ре­стаёт расти и вы­хо­дит на плато (см. гра­фик).


1) в све­то­вой ста­дии фо­то­син­те­за энер­гия света пре­вра­ща­ет­ся в энер­гию АТФ, ис­поль­зу­е­мую в тем­но­вой ста­дии;

2) со­от­вет­ствен­но, чем боль­ше света, тем боль­ше энер­гии и тем быст­рее идёт фо­то­син­тез;

3) од­на­ко на­чи­ная с опре­делённой ин­тен­сив­но­сти света уже так много, что быст­рее ско­рость фо­то­син­те­за быть не может, все белки ра­бо­та­ют с мак­си­маль­ной ско­ро­стью

20. Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа и ин­тен­сив­ность осве­ще­ния он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ны­ми. Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры ак­тив­ность фо­то­син­те­за сна­ча­ла растёт, но на­чи­ная с опре­делённой тем­пе­ра­ту­ры на­чи­на­ет стре­ми­тель­но сни­жать­ся (см. гра­фик).


1) Тем­но­вая ста­дия фо­то­син­те­за – это цикл ре­ак­ций, ка­та­ли­зи­ру­е­мых фер­мен­та­ми.

2) Ак­тив­ность фер­мен­тов при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­рас­та­ет,

3) пока не начнётся де­на­ту­ра­ция фер­мен­тов под воз­дей­стви­ем вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры, и тогда ско­рость ре­ак­ции па­да­ет.

1) об­ра­зу­ет­ся мо­ле­ку­ляр­ный кис­ло­род в ре­зуль­та­те раз­ло­же­ния мо­ле­кул воды

2) про­ис­хо­дит син­тез уг­ле­во­дов из уг­ле­кис­ло­го газа и воды

3) про­ис­хо­дит по­ли­ме­ри­за­ция мо­ле­кул глю­ко­зы с об­ра­зо­ва­ни­ем крах­ма­ла

4) осу­ществ­ля­ет­ся син­тез мо­ле­кул АТФ

5) про­ис­хо­дит раз­ло­же­ние мо­ле­кул воды на про­то­ны и атомы во­до­ро­да

2) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы

3) син­тез мо­ле­кул АТФ за счет энер­гии сол­неч­но­го света

4) со­еди­не­ние во­до­ро­да с пе­ре­нос­чи­ком НАДФ+

5) ис­поль­зо­ва­ние энер­гии мо­ле­кул АТФ на син­тез уг­ле­во­дов

3. Тем­но­вая фаза фо­то­син­те­за ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) про­те­ка­ни­ем про­цес­сов на внут­рен­них мем­бра­нах хло­ро­пла­стов

2) син­те­зом глю­ко­зы

3) фик­са­ци­ей уг­ле­кис­ло­го газа

4) про­те­ка­ни­ем про­цес­сов в стро­ме хло­ро­пла­стов

5) на­ли­чи­ем фо­то­ли­за воды

6) об­ра­зо­ва­ни­ем АТФ

4. Вы­бе­ри­те ор­га­но­и­ды клет­ки и их струк­ту­ры, участ­ву­ю­щие в про­цес­се фо­то­син­те­за.

1) Для про­те­ка­ния про­цес­са ис­поль­зу­ет­ся энер­гия света.

2) Про­цесс про­ис­хо­дит при на­ли­чии фер­мен­тов.

3) Цен­траль­ная роль в про­цес­се при­над­ле­жит мо­ле­ку­ле хло­ро­фил­ла.

4) Про­цесс со­про­вож­да­ет­ся рас­щеп­ле­ни­ем мо­ле­ку­лы глю­ко­зы.

5) Мо­но­ме­ра­ми для об­ра­зо­ва­ния мо­ле­кул слу­жат ами­но­кис­ло­ты.

1) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы

2) син­тез мо­ле­кул АТФ за счет энер­гии сол­неч­но­го света

3) со­еди­не­ние во­до­ро­да с пе­ре­нос­чи­ком НАДФ+

4) ис­поль­зо­ва­ние энер­гии мо­ле­кул АТФ на син­тез уг­ле­во­дов

5) об­ра­зо­ва­ние мо­ле­кул крах­ма­ла из глю­ко­зы

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и фазой фо­то­син­те­за.

Б) фик­са­ция уг­ле­кис­ло­го газа

В) рас­щеп­ле­ние мо­ле­кул АТФ

Г) син­тез мо­ле­кул НАДФ•2Н

Д) син­тез глю­ко­зы

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

8. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих при фо­то­син­те­зе.

1) ис­поль­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа

2) об­ра­зо­ва­ние кис­ло­ро­да

3) син­тез уг­ле­во­дов

4) син­тез мо­ле­кул АТФ

5) воз­буж­де­ние хло­ро­фил­ла

9. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов фо­то­син­те­за.

1) Пре­об­ра­зо­ва­ние сол­неч­ной энер­гии в энер­гию АТФ.

2) Воз­буж­де­ние све­том элек­тро­нов хло­ро­фил­ла.

3) Фик­са­ция уг­ле­кис­ло­го газа.

4) Об­ра­зо­ва­ние крах­ма­ла.

5) Ис­поль­зо­ва­ние энер­гии АТФ для син­те­за глю­ко­зы.

10. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ре­ак­ций фо­то­син­те­за

1) об­ра­зо­ва­ние глю­ко­зы

2) об­ра­зо­ва­ние за­пас­но­го крах­ма­ла

3) по­гло­ще­ние мо­ле­ку­ла­ми хло­ро­фил­ла фо­то­нов (кван­тов света)

4) со­еди­не­ние СО2 с ри­бу­ло­зо­ди­фос­фа­том

5) об­ра­зо­ва­ние АТФ и НАДФ*Н

11. В каких ре­ак­ци­ях об­ме­на пер­вич­ным ве­ще­ством для син­те­за уг­ле­во­дов яв­ля­ет­ся вода?

12. В каких ре­ак­ци­ях об­ме­на у рас­те­ний уг­ле­кис­лый газ яв­ля­ет­ся ис­ход­ным ве­ще­ством для син­те­за уг­ле­во­дов?

13. В какую фазу фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит син­тез АТФ?

14. Какое ве­ще­ство слу­жит ис­точ­ни­ком кис­ло­ро­да во время фо­то­син­те­за?

15. Что про­ис­хо­дит в све­то­вую фазу фо­то­син­те­за?

16. В чем за­клю­ча­ет­ся био­ло­ги­че­ский смысл окис­ли­тель­но­го фос­фо­ри­ли­ро­ва­ния?

17. Какую роль иг­ра­ют элек­тро­ны мо­ле­кул хло­ро­фил­ла в фо­то­син­те­зе?

18. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти фо­то­син­те­за от раз­лич­ных фак­то­ров. Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­ло­жен­но­го гра­фи­ка. За­пи­ши­те в от­ве­те но­ме­ра вы­бран­ных утвер­жде­ний.

1) Ско­рость фо­то­син­те­за при ин­тен­сив­но­сти осве­ще­ния воз­рас­та­ет.

2) Ско­рость фо­то­син­те­за не за­ви­сит от кон­цен­тра­ции угар­но­го газа.

3) Ско­рость фо­то­син­те­за за­ви­сит от кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа.


19. Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за в за­ви­си­мо­сти от света. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа и тем­пе­ра­ту­ру он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ны­ми. Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­вы­ше­нии ин­тен­сив­но­сти света ак­тив­ность фо­то­син­те­за сна­ча­ла растёт, но на­чи­ная с опре­делённой ин­тен­сив­но­сти пе­ре­стаёт расти и вы­хо­дит на плато (см. гра­фик).


20. Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа и ин­тен­сив­ность осве­ще­ния он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ны­ми. Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры ак­тив­ность фо­то­син­те­за сна­ча­ла растёт, но на­чи­ная с опре­делённой тем­пе­ра­ту­ры на­чи­на­ет стре­ми­тель­но сни­жать­ся (см. гра­фик).

Читайте также: