Установите последовательность фаз развития злакового растения

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Фенофазы зерновых культур, связанные с образованием органов или частей растения. Этапы органогенеза зерновых, их характеристика и значение для разработки эффективных приемов минерального питания. Системы числового наименования стадий роста и развития.

Рубрика Сельское, лесное хозяйство и землепользование
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.12.2016
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

2. ЭТАПЫ ОРГАНОГЕНЕЗА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

У зерновых злаков принято отмечать следующие фазы развития (фенофазы), связанные с образованием отдельных органов или частей растения (листьев, стеблей, соцветий, плодов): всходы, в том числе фаза 3-го листа; кущение; выход в трубку; колошение, или вымётывание; цветени; созревание (молочная, восковая и полная спелость).

Ф.М. Куперман установила, что в процессе жизни зерновые хлеба проходят 12 этапов органогенеза. Каждый этап характеризуется образованием соответствующих органов, а также своими требованиями к условиям, влияющим на рост этих органов (элементов продуктивности). Началом фазы считают тот момент, когда в неё вступает не менее 10% растений, полным наступлением фазы фазы - когда ее достигли 75% растений в посевах. Этапы органогенеза внешне проявляются через фазы роста.

Для разработки эффективных приемов минерального питания важно знать этапы органогенеза, т.е. образования органов. Было разработано несколько систем для числового наименования стадий роста и развития. Среди этих систем, в России наиболее часто пользуются шкалой Куперман.

зерновой культура органогенез

1. ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

По мере набухания семена начинают прорастать и вступают в фазу всходов: вначале трогаются в рост зародышевые корешки, а затем - стеблевой побег. Прорвав семенную оболочку, стебель появляется возле щитка или под цветковой чешуей и выходит у верхней части зерна, начиная пробиваться на поверхность почвы. Сверху он покрыт тонкой прозрачной пленкой в виде чехлика, называемого колеоптиле - это видоизмененный первичный влагалищный лист растения - предохраняет молодой стебель и первый лист от механических повреждений во время роста их в почве. После выхода на поверхность почвы, под действием солнечного света колеоптиле прекращает рост, разрывается под давлением растущего листа и наружу выходит первый настоящий лист. В момент выхода первого зеленого листа у зерновых культур отмечается фаза всходов.

Через 10 - 14 дней после появления всходов у растений образуется несколько листьев (3 - 4). Всходы пшеницы обычно зеленые, ржи - фиолетово-коричневые, ячменя - сизовато-дымчатые, овса - светло-зеленые, хлебов второй группы - зелёные. Одновременно с ростом листьев развивается корневая система: зародышевые корни разветвляются и проникают в почву на глубину 30 - 35 см, рост стебля и листьев временно приостанавливается, начинается новая фаза развития растений - кущение.

Кущение представляет собой процесс подземного ветвления стебля и образование новых побегов (второго, третьего порядка) из подземных стеблевых узлов. Сначала из них развиваются узловые корни, затем - боковые побеги, которые выходят на поверхность почвы и растут так же, как и главный стебель. Верхний узел главного стебля, где происходит этот процесс, называется узлом кущения. Одновременно формируется вторичная корневая система, которая размещается в основном в поверхностном слое.

Динамика формирования побегов кущения и узловых корней у зерновых культур неодинакова. У ржи и овса кущение и укоренение протекают одновременно с ростом листьев. У ячменя и пшеницы побеги кущения появляются раньше начала укоренения, кущение происходит в период появления 3 листа, а укоренение - 4 - 5 листа. У проса побеги кущения образуются в период появления 5 - 6 листа, у кукурузы - 6 - 7 и у сорго - 7 - 8 листа. Вторичные корни у этих культур начинают развиваться при образовании 3-4 листа. Этим в значительной степени объясняется способность хлебов второй группы лучше переносить недостаток влаги в начальный и (кроме кукурузы) в последующие периоды роста и развития.

В узле кущения размещаются все части будущего растения, одновременно он служит вместилищем запасных питательных веществ. Отмирание узла кущения приводит к гибели растения. Узел кущения залегает на глубине 2 - 3 см; при более глубоком залегании повышается устойчивость зерновых культур к полеганию, озимые меньше страдают от зимне-весенних пониженных температур.

На глубину залегания узла кущения сильно влияют глубина высева семян, тип почвы, обработка семян, свет, температура и сорт. При недостатке света узел кущения залегает ближе к поверхности почвы, при пониженной температуре, при более глубокой заделке семян и при их обработке ретардантами увеличивается глубина залегания узла кущения. Сорта твердой пшеницы закладывают узел кущения глубже, чем сорта мягкой пшеницы. Наиболее дружное кущение хлебов первой группы идет при температуре 10 - 15 °С. При более высокой температуре период кущения заканчивается быстро, побегов образуется меньше.

С началом роста стебля и формированием генеративных органов растения начинается фаза выхода в трубку. Началом выхода в трубку считают такое состояние растений, когда у поверхности почвы на высоте 3 - 5 см внутри листового влагалища главного стебля легко прощупываются стеблевые узлы. В этот период растению требуется хорошая обеспеченность влагой и элементами питания, так как закладываются генеративные органы и начинается усиленный рост. Эта фаза характеризуется интенсивным развитием корневой системы, к ее концу глубина проникновения корней может достигать 1,5 - 2,5 м.

Стебель растет нижней частью междоузлий (интеркалярный рост). При полегании хлебов они способны подняться за счет роста междоузлий. Заканчивается рост к концу цветения - началу налива зерна. У хлебов первой группы образуется 4 - 7 междоузлий, кукурузы и сорго - 16 - 20.

Колошение, или выметывание, характеризуется появлением соцветия из влагалища верхнего листа. Первыми появляются соцветия на главных побегах, через 2 - 3 дня на боковых.

В этой фазе усиленно растут листья, стебли и формируется колос (или метелка). Растения предъявляют повышенные требования к условиям произрастания. Недостаток влаги в почве, сухая и жаркая погода в этот период приводят к нарушению формирования генеративных органов и образованию в колосе большого числа недоразвитых и стерильных цветков.

Цветение у зерновых культур наступает во время или вскоре после колошения. Так, у ячменя цветение проходит еще до полного колошения, у пшеницы - через 2 - 3 дня, у ржи - через 8 - 10 дней после колошения.

По способу опыления зерновые хлеба делятся на самоопыляющиеся (пшеница, ячмень, овес, просо, рис) и перекрестноопыляющиеся (рожь, гречиха, кукуруза, сорго). Растения-самоопылители опыляются преимущественно при закрытых цветках своей пыльцой. У пшеницы иногда (в жаркую погоду) цветки раскрываются и может происходить перекрестное (спонтанное) опыление. Перекрестноопыляющиеся - опыляются при открытых цветах ветром.

Фаза спелости делится на три периода: формирование, налив и созревание. Формирование семян - период от образования до достижения окончательной длины зерна. К концу периода заканчивается дифференциация зародыша, содержимое зерна из водянистого превращается в молочное, в эндосперме появляются крахмальные зерна, цвет оболочки из белого переходит в зеленый. Продолжительность периода 5 - 8 дней, в зерне много воды и мало сухого вещества.

Налив - период от начала отложения крахмала в эндосперме до прекращения этого процесса. Влажность зерна снижается до 37 - 40 %, продолжительность периода 20 - 25 дней. Период налива делят на четыре фазы: 1) фаза водянистого состояния - сухое вещество составляет 2 - 6 %, продолжительность 6 дней; 2) фаза предмолочная - сухого вещества до 10 %, продолжительность 6 - 7 дней; 3) фаза молочного состояния - зерно содержит белую молокообразную жидкость, содержание сухого вещества - 50 %, продолжительность 7 - 15 дней; 4) фаза тестообразного состояния - сухого вещества 85 - 90 %, продолжительность - 4 - 5 дней.

Созревание начинается с прекращения поступления пластических веществ. Влажность зерна снижается до 12 - 18 и даже до 8 %. Зерно созрело и пригодно для посевных, технических и хозяйственных целей, но развитие семени еще не закончено.

Период созревания делят на две фазы:

· восковой спелости - эндосперм упругий, оболочка зерна приобретает желтый цвет. Влажность снижается до 30 %. Длительность фазы 3 - 6 дней. В этой фазе приступают к двухфазной (раздельной) уборке;

· твердой спелости - эндосперм твердый, на изломе мучнистый или стекловидный, оболочка плотная, кожистая, окраска типичная. Влажность в зависимости от зоны 8 - 22 %. Продолжительность фазы 3 - 5 дней. В этой фазе протекают сложные биохимические процессы, после чего появляется новое свойство семени - нормальная всхожесть.

Поэтому дополнительно выделяют еще два периода: послеуборочное дозревание (заканчивается синтез высокомолекулярных белковых соединений, углеводов) и полная спелость (начинается с момента, когда всхожесть семян достигает максимальной и они готовы начать новый цикл).

2. ЭТАПЫ ОРГАНОГЕНЕЗА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Фенологическими наблюдениями регистрируются основные фазы развития, однако они не отражают всех сложных органообразовательных процессов, происходящих в растении. Формирование каждого органа, как и растения в целом, включает ряд этапов. В развитии злакового растения М. Ф. Куперман установлено двенадцать основных этапов органогенеза.

1. В набухшем от влаги семени начинается активное образование зародышевых органов. При прорастании зерновки трогается в рост главный зародышевый корешок. Через сутки двое появляются зародышевые корни. Конус нарастания (точка роста) недифференцированный. Этап завершается прорастанием семени Элементы продуктивности -- полевая всхожесть и густота стояния растений.

2. Дифференциация основания конуса нарастания на зачаточные узлы, междоузлия и стеблевые листья. Элементы продуктивности -- высота и число листьев, коэффициент кущения.

3. Вытягивание и сегментация конуса нарастания -- зачаточной оси колоса. С началом кущения образуются вторичные (узловые) корни. Элемент продуктивности -- число члеников колосового стержня.

4. Формирование колосковых бугорков (конуса нарастания второго порядка). Растут нижние междоузлия. Элемент продуктивности -- число колосков в колосе.

5. Формирование цветков и колосков. Первыми начинают дифференцироваться колосковые бугорки средней части колоса. На этом этапе окончательно определяется потенциально возможное для сорта число цветков в колосках.

6. Формирование пыльниковых мешков и завязи пестика. Идет рост тычинок, пестика и покровных органов цветка. Усиленно растут средние междоузлия. Элемент продуктивности -- число цветков в колосках.

7. Завершение процесса формирования пыльцы. Усиливается рост тычиночных нитей. Начинается интенсивный рост члеников соцветия и покровных органов цветка, а также верхних междоузлий. Элементы продуктивности -- фертильность цветков, плотность колоса.

8. Завершается процесс формировании всех органов соцветия и цветка. Усиленно растет самое длинное верхнее междоузлие. Элементы продуктивности -- фертильность цветков, плотность колоса.

9. Цветение, оплодотворение, образование зиготы. Рост междоузлий стебля прекращается. Элемент продуктивности -- озерненность колоса.

10. Формирование зерновки. К концу этапа зерновки достигают типичных для сорта размеров по длине. Элемент продуктивности -- величина зерновки.

11. Накопление питательных веществ в зерновках (налив), идет их рост в толщину и ширину. Элемент продуктивности -- величина зерновки.

12. Рост зерновки прекращается, наступают восковая и полная спелость. Накопленные в зернах питательные вещества превращаются в запасные. Элемент продуктивности -- масса зерновки.

1. Таланов И.П. Практикум по растениеводству; М.: КолосС, 2008.

2. Гатаулина Г. Г.. Практикум по растениеводству. - М.: КолосС, 2014. - 304 с.

3. Посыпанов Г.С., и др.; Растениеводство Под ред. Г. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006. - 612 с.

Подобные документы

Роль высококачественного семенного материала в росте урожайности сельскохозяйственных культур. Хозяйственная и биологическая характеристика интенсивных сортов озимой пшеницы. Фазы роста и развития зерновых культур, вегетативный период в жизни растения.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 20.05.2011

Особенности ресурсосберегающей технологии возделывания зерновых культур. Описание новых сортов яровой мягкой пшеницы. Районирование некоторых сортов. Функциональная геномика зерновых культур. Деятельность ведущих ученых в области зерновых культур.

реферат [226,5 K], добавлен 30.10.2014

Народнохозяйственное значение производства зерна, особенности его производства в Амурской области. Современное состояние развития зернового хозяйства. Динамика урожайности и валовых сборов зерновых культур. Эффективность новых сортов зерновых культур.

курсовая работа [86,1 K], добавлен 11.12.2012

Влияние биологических особенностей зерновых культур, кислотности почвы и других ее агрохимических показателей на поступление 90Sr в растения. Анализ накопления стронция-90 в зерне и соломе зерновых культур, выращенных на почвах дерново-подзолистой зоны.

курсовая работа [428,8 K], добавлен 30.08.2015

Агротехнические и технологические требования к посеву зерновых культур при интенсивной технологии возделывания. Современные сеялки для посева зерновых культур. Образование технологической колеи при посеве. Применение комбинированных машин для посева.

2) Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?

1. в цикле развития преобладает спорофит

2. гаметофит представлен заростком

3. имеет видоизмененные листья

4. семена не защищены околоплодником

5. образует плоды

6. опыление осуществляется насекомыми

3) Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных

1. являются многолетними растениями 2. содержат хлоропласта с хлорофиллом

3. имеют цветки и соцветия 4. образуют плоды с семенами

5. представлены разнообразными жизненными формами 6. размножаются семенами

4) Установите соответствие

ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛ

А. в цикле развития преобладает гаметофит 1. Зеленые водоросли

Б. взрослое растение представлено гаплоидным поколением 2. Папоротниковидные

В. гаметофитом служит заросток

Г. спорофитом является зигота

Д. клетки многоклеточного растения диплоидны

5) Установите соответствие.

А. образует древесный ярус леса 1. Голосеменные

Б. наличие стержневой корневой системы 2. Моховидные

В. преобладание в цикле развития спорофита

Г. произрастает в нижнем ярусе леса

Д. наличие предростка (протонемы) в цикле развития

Е. прикрепляется к почве ризоидами

6) Установите соответствие.

А. Мочковатая корневая система 1. Двудольные

Б. Стержневая корневая система 2. Однодольные

В. Листья имеют дуговое или параллельное жилкование

Г. Число частей цветка кратно 3

Д. Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

7) Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

1) отдел Цветковые 2) царство Растения 3) порядок Злаковые 4) семейство Злаки

5) класс Однодольные 6) род Рожь

8) Установите последовательность стадии развития папоротника, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. образование гамет 2. оплодотворение и образование зиготы

3. развитие взрослого растения (спорофит) 4. образование заростка

9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1.К голосеменным растениям относятся хвойные. 2. В качестве проводящей ткани у них сосуды и трахеиды.

3. У голосеменных развивается пыльцевая трубка, обеспечивающая доставку спермия к яйцеклетке. 4. Спермии голосеменных имеют два жгутика и подвижны. 5. У голосеменных семя содержит зародыш и питательную ткань для него — триплоидный эндосперм.

10. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

11. К каким классам принадлежат семена изображённых на рисунке растений? В чём их сходство и отличия?

У злаков выделяют несколько фаз развития. Укажите их последовательность.

Чаще всего в качестве неверного ответа указывают, что выход в трубку у злаков происходит перед кущением.
У злаков, также как и большинства цветковых растений, наблюдается несколько фаз развития. В результате прорастания семени образуется проросток, состоящий из небольшого стебелька с несколькими листочками. У злаков развивается мочковатая корневая система, образованная системой главного корня и придаточными корнями, возникающими на подземной части побега с коротким междоузлиями и очень сильно сближенными узлами. Это так называемая зона кущения. После появления третьего листа у проростка наблюдается процесс кущения, в результате которого образуется куртина с несколькими стеблями. В дальнейшем благодаря делению вставочных меристем происходит бурный рост стеблей – так называемый выход в трубку. После этого на концах побегов развиваются соцветия, чаще всего сложный колос или метелка, и растение вступает в фазу цветения. В результате опыления формируются плоды, после чего наступает период созревания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий может быть использована при подготовке к тестированию и подготовке к экзаменам по биологии.

Подборка заданий на установление общебиологических закономерностей (установление последовательности), антропогенез (задания с одним выбором)

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В1.Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. образование пептидной связи между аминокислотами
2. взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
3. освобождение тРНК от аминокислоты
4. соединение иРНК с рибосомой
5. выход иРНК из ядра в цитоплазму
6. синтез иРНК

В2. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с момента прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. оплодотворение на заростке
2. формирование гамет на гаметофите
3. прорастание споры и формирование заростка
4. развитие из зиготы побега с придаточными корнями
5. формирование многолетнего растения (спорофита)

В3.Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. проникновение спермиев в зародышевый мешок
2. образование триплоидной клетки
3. прорастание пыльцевой трубки
4. формирование семени из семязачатка
5. образование генеративной и вегетативной клеток

В4. Установите последовательность процессов в световой фазе фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. поглощение хлорофиллом квантов света
2. синтез молекул АТФ за счёт освобождаемой энергии
3. участие электрона в окислительно-восстановительных реакциях и освобождение энергии
4. возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии солнечного света

В5. Установите последовательность процессов в биосинтезе белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. синтез иРНК на ДНК
2. доставка аминокислоты к рибосоме
3. образование пептидной связи между аминокислотами
4. присоединение аминокислоты к тРНК
5. соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы

В6. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.
Запишите соответствующую последовательность цифр
1. формирование однослойного зародыша
2. образование мезодермы
3. образование энтодермы
4. дифференцировка органов

5. образование бластомеров

В7. Установите последовательность процессов полового размножения и развития пресноводной
гидры, начиная с образования половых клеток. Запишите соответствующую
последовательность цифр.
1. появление в водоёмах молодых гидр нового полового поколения
2. образование зиготы и развитие защитной оболочки
3. образование осенью гамет у взрослой гидры
4. зимовка зародыша и его развитие весной
5. оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей

В8.Установите последовательность расположения экосистем с учетом повышения их стабильности. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. еловый лес
2. смешанный лес
3. березовая роща
4. дубрава

В9. Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. разрушение и минерализация органических остатков
2. первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3. использование органических веществ консументами II порядка
4. использование энергии химических связей растительноядными животными
24351

В10. Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. выход организмов на сушу
2. возникновение фотосинтеза
3. формирование озонового экрана
4. абиогенный синтез органических веществ

5. появление клеточных форм жизни

В11.Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. 2. В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. 3. Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. 4. Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. 5. Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.
345

В12.Выберите три предложения, которые верно характеризуют ароморфозы в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Ароморфоз - путь эволюции, для которого характерны мелкие адаптации. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате
ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят
формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. 7. Результатом ароморфоза служит

формирование крупного таксона.

В13. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят
1) митотическое деление клеток
2) скачкообразный мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) географическую изоляцию
5) бесполое размножение особей
6) естественный отбор

В14. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1. наличие млечных желез у млекопитающих
2. образование корнеплода у моркови
3. возникновение полового процесса у организмов
4. возникновение процесса фотосинтеза
5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6. наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

В15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1. функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов
2. листовидная форма тела у печеночного сосальщика

3. развитие стрекательных клеток у гидры
4. возникновение членистых конечностей у насекомых
5. появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся
6. возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей

В16. Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1.Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. 2. Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. 3. Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. 4. Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. 5. Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.

В17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит
1. редукция органов чувств у ленточных червей
2. редукция задних конечностей у кита
3. отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4. отсутствие конечностей у змеи
5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6. потеря страусом способности к полету

В18. Выберите три предложения, которые верно характеризуют популяцию как единицу эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура, что позволяет особям свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция - это элементарная единица систематики органического мира. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию. 6. В популяции происходит гибель одних и выживание других особей, поэтому она длительно существует во времени.
126

В19. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания экологического критерия
вида. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Комнатная муха — двукрылое насекомое, служит пищей для насекомоядных птиц. 2. Ротовой аппарат лижущего типа. 3. Взрослые особи мух и их личинки питаются полужидкой пищей. 4. Самки мух откладывает яйца на гниющие органические остатки. 5. Личинки белого цвета, не имеют ног, быстро растут и превращаются в красно-бурых куколок. 6. Из куколки развивается взрослая муха.
134

В20. Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Репродуктивная изоляция служит причиной микроэволюции.
2. Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями.
3. Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же
ареала по разным причинам.

4. Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных
экологических ниш в пределах прежнего ареала.
5. Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые
приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу.
6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой
природе.

В21.Установите, последовательность расположения систематических групп животных, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Ящерицы
2. Прыткая ящерица
3. Пресмыкающиеся
4. Ящерица
5. Хордовые

В22. Расположите в правильной последовательности категории животных, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. волчьи (псовые)
2. млекопитающие
3. обыкновенная лисица
4. хищные
5. хордовые
6. лисица

В23. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самой крупной. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Млекопитающие
2. Медвежьи
3. Бурый медведь
4. Хордовые
5. Хищные
6. Медведи

В24. Расположите в правильной последовательности систематические категории животных, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. млекопитающие
2. медвежьи
3. бурый медведь
4. хищные
5. медведь
6. хордовые

В25. Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации животных, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. тигр
2. кошачьи
3. хищные
4. млекопитающие
5. уссурийский тигр
6. хордовые

В26. Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. фиалка
2. двудольные
3. фиалка трехцветная
4. покрытосеменные
5. фиалковые

В27. Установите последовательность, отражающую этапы жизненного цикла бычьего цепня, начиная с образования яиц в зрелых члениках. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. употребление человеком непроваренного мяса, содержащего финны
2. отрыв зрелых члеников с яйцами от тела взрослого червя
3. образование взрослого червя
4. перенос личинок кровью в мышцы и образование финны
5. выход личинок с крючьями из яиц
6. поедание коровами члеников с яйцами

В28.Установите последовательность фаз развития злакового растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. колошение и цветение
2. появление всходов
3. кущение
4. созревание семян

В29. Установите последовательность этапов индивидуального развития шляпочного гриба, начиная с высыпания и прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. созревание в шляпке спор
2. образование гифов
3. прорастание спор
4. формирование плодового тела

В30. Установите последовательность систематического положения растений, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. псилофиты
2. одноклеточные водоросли
3. многоклеточные водоросли
4. голосеменные
5. папоротниковидные
6. покрытосеменные


В31. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) развитие зародыша в матке

В32. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Во время бега в организме человека
1) растёт синтез желчи клетками печени
2) ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
3) снижается количество эритроцитов в плазме крови
4) усиливается приток крови к коже
5) возрастает потоотделение
6) повышается возбудимость нервной системы

В33. Найдите соответствие между признаками, характерными для людей и представителями среди ископаемых форм человека:

забота о ближних

простые формы коллективной деятельности

речь, состоящая из отдельных выкриков

зачатки членораздельной речи

В34. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древнейшие люди:

А. уже не имели мощных надбровных валиков

Б. масса мозга достигала 600г.

В.охотились на буйволов, носорогов, оленей

Г. Отсутствовал подбородочный выступ

Д. масса мозга достигла 800 – 1000г.

Е. умели использовать огонь

А1.В ходе антропогенеза в связи с прямохождением сформировались: а) S-образная форма позвоночника; б) сводчатая стопа; в) вторая сигнальная система; г) подковообразная челюсть с выступающим подбородком.

1) а, б; 2) а, г; 3) б, в; 4) в, г.

А2. Основным фактором антропогенеза является: 1) общественный образ жизни

2) труд 3) речь 4) рассудочная деятельность

А3.Причиной возникновения прямохождения явилось: 1) засушливость климата 2) стадный образ жизни 3) необходимость в освобождении рук 4) трудовая деятельность

А4.Что в переводе с латинского означает "австралопитек": 1) австралийская обезьяна 2) древнейший человек 3) южная обезьяна 4) древнейшая обезьяна

А5. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их :

1) родстве 2) одинаковом уровне организации 3) конвергентном сходстве

4) происхождении от разных предков

А6. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

1) резус-фактор 2) рассудочная деятельность 3) четырехкамерное сердце 4) абстрактное мышление

А7. Череп человека отличается от черепа приматов 1) наличием только одной подвижной кости 2) наличием швов между костями мозговой части 3) более развитой мозговой частью 4 ) строением костной ткани

А8. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: 1) прогрессивное развитие мозга 2) заботу о потомстве 3) четырехкамерное сердце 4) увеличение дыхательной поверхности легких

А9. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

1) дриопитеков 2) рамапитеков 3) австралопитеков 4) неандертальцев

А10. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: 1) плечо 2) предплечье 3) кисть 4) плечевой пояс

А11. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

1) предохранение от ультрафиолетовых лучей 2) защита от врагов 3) приспособление к высокой температуре воздуха 4) улучшение дыхательной функции кожи

А12. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

1) наличие хвоста 2) расчлененность тела на отделы 3) аппендикс

4) наличие пятипалых конечностей

А13. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: 1) питекантроп

2) синантроп 3) неандерталец 4) кроманьонец

А14.Что представляют собой человеческие расы 1) разные популяции

2) разные виды 3) разные роды 4) разные семейства

А15. Каково значение светлой кожи у европеоидов 1) отталкивание ультрафиолетовых лучей 2) улавливание ультрафиолетовых лучей

3) защита от переохлаждения 4) улучшенное кожное дыхание

А16. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

1) Америка 2) Африка 3) Европа 4) Азия

А17. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

1) состав пищи 2) развитие речи 3) объем мозга

А18. Человека разумного отличает от других видов людей:

1) умение производить орудия труда 2) развитие заботы о потомстве

3) использование топлива и одежды 4) появление науки и искусства

А19. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

1) Энгельс 2) Дарвин 3) Ламарк 4) Линней

А20. Что не относят к социальным факторам эволюции человека:

1) речь 2) прямохождение 3) труд 4) сознание

А21. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы: 1) сформировался свод 2) когти превратились в ногти 3) срослись фаланги пальцев 4) большой палец противопоставлен всем остальным

А22. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

1) многососковость 2) наличие хвоста 3) остаток третьего века

4) избыточное оволосение на теле.

А23. К движущим силам антропогенеза не относят: 1) борьбу за существование 2) общественный образ жизни 3) наследственную изменчивость 4) модификационную изменчивость

А24. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

1) китайский человек 2) обезьяночеловек 3) человек умелый 4) человек прямоходящий

Читайте также: