Урок по теме мхи

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Самым многочисленным считается царство растения. Оно объединяет организмы, обладающие разнообразными формами. Встречаются они повсеместно, даже в безводных пустынях и высоко в горах. Сегодня мы познакомимся с несколькими группами растений. Рассмотрим их основные особенности жизнедеятельности, а также значение в природе и жизни людей.

План урока:

Водоросли

Огромное царство, в зависимости от строения, делится на две группы: низшие и высшие растения.

Остановимся подробнее на представителях низших растений – водорослях. Эти организмы освоили водную среду. Одни из них заселили пресные воды, других можно встретить в соленых водах. Лишь немногие водоросли переселились на сушу, но и здесь они занимают преимущественно сырые места.

Водоросли довольно многообразны, среди них выделяют одноклеточные, а также многоклеточные формы.

Много одноклеточных водорослей живет в почве, поэтому после интенсивного размножения поверхность почвы также может покрываться зеленым налетом.

В качестве примера рассмотрим строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады. Хламидомонада представлена одной клеткой. Она покрыта оболочкой и содержит цитоплазму, а также ядро. Спереди клетка имеет два жгутика, посредством которых происходит ее передвижение.

Почему же эти водоросли назвали зелеными? Эти одноклеточные организмы содержат хлорофилл, от которого и зависит зеленая окраска водорослей. Поглощая из окружающей среды воду и углекислый газ, она образует из них на свету органические вещества. Вместе с тем она потребляет из внешней среды и готовое органическое вещество.

Размножается одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада бесполым и половым способом.

Бесполый способ заключается в делении на четыре или большее число клеток. Эти маленькие клетки одеваются своими оболочками, образуют жгутики и выходят из разорвавшейся материнской оболочки.

Иногда размножение хламидомонады происходит более сложно – половым путем. В этом случае происходит слияние двух клеток, образование споры и последующее деление содержимого споры. В результате образуется зигота, которая при благоприятных условиях прорастает и образуется взрослая особь.

Помимо одноклеточных водорослей, есть и многоклеточные.

В прудах, озерах и реках вблизи берега можно встретить большое количество зеленой тины.

Строение многоклеточных зеленых водорослей разберем на примере спирогиры. Рассматривая нить спирогиры под микроскопом, можно увидеть, что она представляет собой длинный ряд одинаковых клеток.

Всякая клетка такой многоклеточной водоросли имеет оболочку, цитоплазму, а также ядро. В клетке имеются также ярко-зеленые, спирально извитые ленты, содержащие хлорофилл. Благодаря хлорофиллу спирогира из углекислого газа и воды образует органическое вещество – крахмал.

Размножение многоклеточных водорослей происходит двумя способами: бесполым и половым. Бесполое размножение происходит путем разрыва нити на несколько кусков. Более сложное половое размножение, которое происходит при слиянии содержимого двух клеток нити. В результате образуется спора, которая прорастает и дает начало новому организму.

Однако существуют водоросли иной окраски, например красные и бурые. Кроме хлорофилла, у бурых водорослей в клетках содержится бурое вещество, а у красных соответственно красное. Эти вещества и придают им соответствующую окраску. Строение этих многоклеточных водорослей в значительной степени схоже с зелеными.

По внешнему строению бурые водоросли бывают в виде нитей, шаров, кустов. Ко дну эти водоросли прикрепляются ризоидами или разросшимся слоевищем.

В качестве примера рассмотрим бурую водоросль, сахарную ламинарию, которая обитает в наших северных морях. Длина ее достигает 5-6 м. У ламинарии нет ни корня, ни стебля, ни листьев, но некоторое расчленение тела все же есть. Она имеет корневидные нити – ризоиды, которыми прочно прикрепляется к донным камням. У нее имеются также стеблевидная и листовидная части тела. Интересно, что листовидная часть тела ежегодно сменяется.

Красные водоросли также обитают в морях, лишь некоторые виды можно встретить в пресных водах. Размеры их довольно разнообразны – они могут быть очень мелкие, а могут достигать 1м. Строение красных водорослей такое же, как и бурых. С представителями красных водорослей познакомимся на рисунке.

Рассмотрим значение водорослей в природе. Все эти организмы содержат хлорофилл и образуют органическое вещество. Поэтому ими питаются те животные, которые обитают в воде. Так же как и наземные растения, водоросли производят кислород, важный для существования всех других организмов.

Водоросли имеют большое практическое значение в жизни человека. Из золы красных и бурых водорослей добывают йод, использующийся в медицине. Из красных водорослей получают особое студенистое вещество агар-агар, применяемое в кондитерском производстве при изготовлении мармелада и других продуктов.

Представителями высших растений считаются мохообразные – наиболее просто устроенные. Для них не характерно расчленение тела на стебель и листья, отсутствуют корни. Прикрепляются к субстрату и всасывают воду с помощью ризоидов.

Мохообразные подразделяются на две группы: печеночные и листостебельные мхи.

  1. Для печеночных мхов характерно горизонтальное расположение тела по отношению к субстрату, тело редко ветвится. Одним из видов печеночных мхов считается маршанция. Растет она по болотам, на выжженных местах. От нижней стороны ее тела отходят ризоиды.

Еще одним представителем печеночных мхов считается риччия. Очень часто ее можно встретить в аквариуме. Внешний вид представляет собой разветвленный кустик. Она может свободно плавать в воде, не прикрепляясь к грунту. Однако при высыхании водоема риччия способна образовывать ризоиды. С помощью них она прикрепляется к поверхности почвы и поглощает воду и питательные вещества.

  1. Листостебельные мхи имеют стебель и листья, за что и получили такое название. Познакомимся с листостебельными мхами на примере некоторых представителей.

Распространен в наших лесах и болотах мох, получивший название кукушкин лен. Растет он очень густо, иногда расстилается сплошным ковром.

Рассмотрим одно растение листостебельного мха. Невысокий стебель усажен темно-зелеными листочками. Корней у кукушкина льна нет. Вместо них на подземной части стебля отрастают корневидные нити – ризоиды.

Мох питается так же, как и другие растения. Из почвы он получает воду и питательные вещества. Из воздуха поглощает углекислый газ и производит органическое вещество.

Познакомимся с развитием листостебельного мха.

У кукушкина льна можно выделить растения двух родов – мужские и женские. Мужские растения отличаются красновато-буроватыми верхушками, на которых расположены органы размножения в виде мешочков. В них развиваются мужские клетки – сперматозоиды.

У женских растений органы размножения образуются также на верхушке стебля, но имеют форму бутылочек. В них развиваются женские половые клетки – яйцеклетки.

Во время дождя сперматозоиды с каплями воды попадают на верхушку женских растений. Передвигаясь с помощью жгутиков в воде, живчики проникают к яйцеклетке, и один из них сливается с ней. Происходит оплодотворение. Несмотря на то, что кукушкин лен считается наземным растением, его оплодотворение осуществляется только при наличии воды.

Рассмотрим цикл развития листостебельного мха на рисунке.

На женском растении из оплодотворенной яйцеклетки формируется расположенная на длинной ножке коробочка со спорами. Она закрыта крышечкой и снаружи прикрыта беловатым колпачком.

Когда споры созреют, колпачок с коробочки опадает, крышечка отваливается. Ветер раскачивает коробочку, и из нее высыпаются зеленоватые споры.

Попадая на влажную землю, споры прорастают. Из каждой споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на нитевидную водоросль. Это – предросток мха. Из почек на предростке развиваются листостебельные растения мха.

Мхи очень неприхотливые растения. Они выдерживают большие морозы и сильное нагревание, хотя в это время они останавливаются в росте, но остаются живыми. Когда приходит тепло и появляется достаток влаги, они быстро оживают. Часто они сплошным ковром покрывают почву, вытесняя другие растения. В результате мох губит целые леса, формируя на их месте болота.

Именно на болотах можно встретить еще одного представителя листостебельных мхов – сфагнум.

У сфагнума лишь некоторые клетки листьев и стебля живые, то есть содержат хлорофилл. Остальные же клетки мёртвые, то есть пустые и с отверстиями. В сухой период эти клетки наполнены воздухом, а во время дождя они впитывают громадные количества воды – в 20-30 раз больше своего веса. Поэтому, поселившись где-либо в лесу или на лугу, он задерживает дождевую воду и делает это место сырым и заболоченным.

Ризоидов сфагнум не имеет. На верхушке стебля и на ветках у него образуются темно-красные коробочки, в которых созревают споры. Ими мох и размножается. Развитие сфагнума схоже с кукушкиным льном.

Значение мхов в природе также велико, как и других растений. Они способствуют закреплению верхнего слоя почвы, препятствуя ее эрозии. К примеру, значение печеночных мхов, заключается в том, что они могут поселяться там, где не растут другие растения. Мхи служат домом и пищей для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможен круговорот веществ. В сухих местообитаниях они в своем теле задерживают влагу, что способствует равномерному увлажнению почвы.

Немаловажным считается значение мхов и в жизни человека.Очень много в России болот, на которых образуется торф, широко используемый в хозяйстве.

Как же образуется торф?Значение мхов при формировании торфа велико, именно они разрастаются по берегам, а затем и по поверхности водоема, покрывая его сплошным ковром. Стебли мхов растут верхушкой, в нижней части они отмирают. Отмершие части мхов падают на дно и в течение сотен и тысяч лет заполняют весь водоем. В воде при отсутствии воздуха остатки мхов и других болотных растений не сгнивают, а превращаются в торф.

Торф используется для подстилки скоту и как удобрение на полях, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений применяются торфяные стаканчики. Из него получают древесный спирт, пластмассы.

Плауны

Более высокого развития, в сравнении со мхами, достигли папоротники, хвощи и плауны.

Такие растения как плаун можно увидеть в хвойном лесу. Строение плаунов чем-то напоминает мохообразных. Для них характерны длинные ползучие стебли, густо покрытые мелкими светло-зелеными листочками. Отличительным признаком плаунов является наличие корневища с придаточными корнями. Некоторые вертикальные веточки на своих верхушках несут колоски, в которых созревают светло-желтые споры.

Размножение плаунов происходит наподобие мхов, то есть спорами. Они разбрасываются ветром, из них формируются молодые растения. В настоящее время ученые установили, что заросток плауна растет около 200 лет. Поэтому они считаются редкими растениями и подлежат строжайшей охране.

Наиболее часто встречающимся представителем этих растений считается плаун булавовидный.

Раньше споры плауна широко использовались в медицине, для пересыпания таблеток, так как вакуумных упаковок не было. Со временем значение плаунов не уменьшилось. Теперь его споры используют при изготовлении детских присыпок, различных мазей. Его стебли используют при различных заболеваниях выделительной системы, органов дыхания.

Основной характеристикой плаунов является то, что он зеленый круглый год. Поэтому его широко используют для озеленения, а также для изготовления многочисленных гирлянд.

Хвощи

Хвощи и плауны – схожие растения. Хвощи также встречаются в сырых лесах, на болотах, на влажных полях и лугах.

Внешнее строение хвоща имеет некоторые отличия от плауна. Познакомимся с этими растениями на примере хвоща полевого, который встречается повсеместно на территории России.

В почве у хвоща имеется ветвистое корневище, от которого отходят придаточные корни. При характеристике хвоща следует отметить наличие двух типов побегов: весеннего и летнего.

Ранней весной из почек на корневище развиваются бледно-желтые побеги.

В них нет хлорофилла, и питаются они готовыми органическими веществами, отложенными в корневище. Это весенние побеги, на верхушках которых находятся колоски со спорами. После рассеивания спор весенние побеги отмирают.

Весенние побеги хвоща

На смену им от того же корневища отрастают зеленые летние побеги. В них имеется хлорофилл, и образуются органические вещества, которые откладываются про запас в корневище. Осенью летние побеги отмирают. Зимует у хвоща только корневище.

Летний побег хвоща

Очень интересным свойством летних побегов хвощей является наличие кремнезема в клетках. Это вещество придает им жесткость и является средством защиты от поедания животными. Для некоторых видов организмов он является ядовитым, например, для лошадей.

Значение хвощей в жизни человека велико. Его побеги используют как лекарственное сырье, а также при изготовлении средств по уходу за волосами. А вот для огородников хвощ – злейший враг. Он считается трудноискоренимым сорняком. Однако поселяется он только на кислых почвах, бедных питательными веществами. Для изгнания хвоща с огорода требуется проводить известкование почвы, то есть вносить известь.

Папоротники

Папоротникообразные довольно крупные растения. Наиболее распространен мужской папоротник. По внешнему виду папоротник отличается от хвощей и плаунов. Однако у него также есть корневище, от которого отходит короткий стебель и крупные зеленые листья.

Осенью они желтеют и отмирают, а весной от перезимовавшего корневища отрастают новые листья. Книзу от корневища отходят многочисленные придаточные корни. Ими папоротник добывает воду из почвы.

По своему внешнему виду папоротник похож на цветковое растение. Есть даже легенда, что можно увидеть цветущий папоротник в одну летнюю ночь и его цветок обладает волшебным свойством открывать клады. В действительности же папоротник никогда не цветет и не образует ни плодов, ни семян.

Размножение папоротников происходит спорами. Познакомимся с развитием этих растений на схеме.

Созревают споры во второй половине лета на нижней поверхности листьев, в маленьких коробочках. Снизу они прикрыты коричневыми покрывальцами. Созревшие темно-коричневые споры выпадают из раскрывшихся коробочек и разносятся ветром.

На влажной почве спора прорастает и образует маленькую зеленую пластинку сердцевидной формы. Она раза в два меньше монеты. Это заросток папоротника. Одной стороной он прилегает к почве и укрепляется в ней ризоидами.

На нижней, прилегающей к почве поверхности заростка находятся органы размножения. В мужских органах формируются сперматозоиды, а в женских – яйцеклетки. После дождя, когда под заростком задерживается вода, сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам и сливаются с ними. Происходит оплодотворение. Следует отметить, что оно также происходит в воде, что сближает папоротники со мхами, хвощами и плаунами. Из зиготы формируется заросток, на котором появляется молодое растение.

Папоротники имеют огромное значение. К примеру, из молодых побегов готовят различные блюда. Из них изготавливают лекарства, которые используются в борьбе с червями, паразитами человека.

Древние папоротники, хвощи и плауны дали материал, из которого образовался каменный уголь. В далеком прошлом они представляли собой гигантов, достигавших высоты 30-40м и толщины 2м.

Отмиравшие деревья падали и погружались в воду. Они скапливались под водой в огромных количествах. Их засыпало илом, глиной, песком, которые приносились реками. В течение многих миллионов лет эти остатки древних растений превращались в каменный уголь, который в настоящее время широко используется людьми.

• Ознакомить учащихся с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.
• Установить взаимосвязь между особенностями строения и значением их в природе и жизни человека.

Оценить 956 0

Открытый урок по биологии в 5 классе

Проведено: 10.03.2015 года.

Задачи урока:

Образовательные.

Ознакомить учащихся с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.

Установить взаимосвязь между особенностями строения и значением их в природе и жизни человека.

Развивающие.

Продолжить формирование навыков работы с микроскопами.

Продолжить формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебниками, самоанализ и самооценка.

Продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

Воспитательные.

Продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся получат знания о мхах как о новой, более сложной группе растении по сравнению с водорослями.

Метапредметные: выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

учащиеся продолжат отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией и на основе полученных данных делать выводы.

Личностные: продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе.

Оценивать свои знания и умения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Основные понятия урока: высшие споровые растения, спора, мхи, сперматозоид, яйцеклетка.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербарием; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими споровыми.

Межпредметные связи: экология, география, литература.

Используемая литература: Учебник для учащихся 5 класса.- М.: Вентана-Граф, 2014 г.

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Сегодня мы с вами продолжим изучение основных групп растений, но прежде вспомним, что мы знаем о водорослях.

(Приложение №1.) Тест № 6. Водоросли.

( По окончанию работы учащиеся сдают их. Оценка на следующий урок).

3. Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.

(Для того чтобы перейти к новой теме, учащиеся разгадывают загадку).

Учитель. Ребята, Лесовичок загадал мне загадку. Помогите разгадать её.

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке,

Куда не глянь растет.

Он снизу - беловатый,

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Предполагаемый ответ. (Мох).

Учитель. Правильно ребята. Сегодня вы узнаете о новой группе растений - Моховидные.

Какие задачи на урок мы перед собой поставим?

читель организует беседу. Подводит итог беседы. Озвучивает задачи урока).

Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

Ребята, проанализируйте текст загадки и ответьте мне на вопрос. (Работа с текстом загадки).

Где произрастает мох?

Предполагаемый ответ. (На болоте).

4. Изучение новой темы.

Учитель. Проанализировав стихотворение, мы определили, что мхи растут на болотах. Давайте определим, к какой группе растений по отношению в воде они будут относиться.

Предполагаемый ответ. (Влаголюбивые).

Учитель. Да, мхи - растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их в хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды, которые несмотря на любовь к воде, могут переживать длительные засухи.

Ребята, определим, какое систематическое положение занимают мхи в царстве растений?

(Царство Растений. Подцарство – Высшие споровые растения. Отдел – Моховидные.)

Предполагаемый ответ. (Имеют слоевище и ризоиды).

Учитель. Правильно.

С какими представителями групп растений они имеют сходство?

Предполагаемый ответ. (С водорослями).

Учитель дополняет ответ.

Учитель. Печеночники — очень древние мхи. Они особенно богато представлены в тропиках. Один из распространенных видов печеночников — Маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела).

К маршанциевым относится и теплолюбивая Риччия водная, разводимая аквариумистами.

Какое строение имеет Кукушкин лен?

Предполагаемый ответ. (Имеют стебли, листья и ризоиды).

(Учитель дополняет ответ).

(Слайды № 10, 11, 12).

Учитель. Листостебельные мхи в растительном покрове Земли играют значительно большую роль, чем печеночники. Один из наиболее известных зеленых листостебельных мхов — Кукушкин лен, часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.

Представителем листостебельных мхов является и сфагнум.

(Слайды № 13, 14).

Давайте сравним эти мхи, выполнив лабораторную работу.

Учитель. У вас на столах гербарий – кукушкин лен и сфагнум.

Сравните их строение с рисунками на слайде и в учебнике.

Найдите стебель и листья, подпишите их на рисунках в тетради (задание 68).

Найдите коробочку со спорами, внимательно её рассмотрите и подпишите. Каково значение спор в жизни мхов?

Предполагаемый ответ. (Служат для размножения).

Рассмотрите под микроскопом внутреннее строение мха сфагнума.

(Слайды №15, 16).

Под микроскопом видно, что листья состоят из двух видов клеток.

Чем отличаются эти клетки?

Предполагаемый ответ. (Одни клетки зелёные, другие синие).

Какую роль выполняет каждая из этих клеток? Найдите ответ в учебнике.

Предполагаемый ответ. (Зеленые фотосинтезируют, а синие заполнены водой. Читают текст слайда).

Зарисуйте эти клетки в тетрадь.

(Учащиеся зарисовывают рис.70 в печатную тетрадь (задание 69) и подписывают).

Учитель. У сфагнума нет ризоидов, поэтому они всасывают воду нижними частями веток, заполняя пустые полости. Во время дождей сфагнум запасает воду, в 20-30 раз больше своей массы, долго удерживает её, постепенно отдавая её в летний период.

Ребята, сделайте вывод, в чём проявляется усложнение в строении мхов по сравнению с водорослями?

(Учитель заслушивает мнение детей).

Предполагаемый ответ. (Мхи состоят их стеблей и листьев, а водоросли имеют слоевище).

Запишите этот вывод в тетрадь.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, чем размножаются мхи?

Предполагаемый ответ. (Спорами, которые созревают в коробочке).

(Слайды №18, 19).

(Учитель объясняет размножение мхов, обращая внимание учащихся на новые термины, термины записывают в тетрадь. Рассказ ведется по схеме).

Учитель. В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для полового размножения у мхов есть специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода, так только в водной среде сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её.

Что образуется после слияния половых гамет?

Предполагаемый ответ. (Зигота).

Из зиготы развивается особый орган - коробочка (спорофит), в ней формируются споры. Из споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема – на ней появляются зеленые, облиственные побеги. Растение, развившееся из споры, называется гаметофит, так как в его верхней части в специальных органах образуются половые гаметы. Мужские и женские гаметы образуются на разных растениях, поэтому их называют двудомными. Коробочка со спорами формируется на женском растении.

(Смотрят видео, а затем отвечают на вопрос).

Что образует мох Сфагнум в природе?

Предполагаемый ответ. (Болото).

Почему сфагнум считается хранителем лесных болот, ручьёв и рек?

Предполагаемый ответ. (Впитывает влагу, как губка, и сохраняет её).

Что образуется при отмирании нижних частей мха?

Предполагаемый ответ. (Торф.).

(Слайды №23, 24, 25,26).

Как используют торф в жизни человека?

Предполагаемый ответ. (Торф - топливо – удобрение – из него получают химические продукты: смолу, воск и другие вещества).

Учитель. В начале урока, Лесовичок, загадал нам загадку, в котором говорилось о том, что высушенный сфагнум во время Великой Отечественной войны в полевых госпиталях широко использовали как перевязочный материал для раненых.

Какая особенность этого мха делала эффективным такое применение?

Предполагаемый ответ. (Сфагнол – дезинфицирующее вещество, препятствует развитию бактерий).

5. Первичное закрепление знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с новым отделом царства растений. Чтобы узнать хорошо ли мы все усвоили, я предлагаю вам решить небольшой тест.

(Слайды №27, 28, 29, 30, 31).

6. Рефлексия.

Учитель. Ребята на ваших столах лежат прямоугольники с разными рисунками:

– урок был интересен, материал усвоил(а).

- некоторые вопросы были непонятны, над темой нужно ещё поработать.

Белый - материал урока был сложный, тему не понял.

( Учитель выслушивает мнение нескольких учащихся).

7. Домашнее задание.

Выучить § 20, ответить на вопросы и выполнить задание 2, предоставленное в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 70.

К низшим растениям относятся растения, которые:

1) имеют побег; 2) имеют корни; 3) имеют тело – слоевище; 4) имеют всё, что перечислено ранее.

Для водорослей характерны следующие признаки:

1) имеют листья и стебли; 2) обитают в воде и цветут; 3) размножаются семенами; 4) имеют слоевище и ризоиды.

Каких водорослей не существует:

1) красные; 2) зелёные; 3) бурые; 4) синие.

К одноклеточным зелёным водорослям относится:

1) спирогира; 2) нителла; 3) хламидомонада; 4) порфира.

1) название водоросли; 2) большой хлоропласт; 3) орган передвижения водоросли; 4) большая вакуоль.

6. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

1) корней; 2) корневища; 3) ризоидов; 4) слоевища.

7. У зелёных водорослей хлорофилл находится:

1) в хлоропластах; 2) в вакуолях; 3) в хроматофоре; 4) в цитоплазме.

8. Из названных растений водорослью является:

1) ряска; 2) элодея; 3) морская капуста; 4) кувшинка.

9. Какие водоросли используются для биологической очистки сточных вод:

1) многоклеточные зелёные; 2) бурые; 3) красные; 4) одноклеточные зелёные.

10. Какая водоросль может быть использована в качестве добавки к корму животным:

1) ламинария; 2) порфира; 3) хлорелла; 4) спирогира.

1) к низшим растениям; 2) к высшим растениям; 3) могут относиться к обеим этим группам; 4) вообще не относятся к растениям.

1) название растения; 2) вид корня; 3) органоид клетки; 4) нижняя разветвлённая часть слоевища, с помощью которой водоросли прикрепляются к субстрату.

Своё название хламидомонада получила потому, что:

1) имеет грушевидную форму; 2) это простейший организм, покрытый оболочкой; 3) имеет два жгутика; 4) живёт в воде.

К нитчатым зелёным водорослям относятся:

1) ульва и нителла; 2) ламинария и цистозейра; 3) порфира и филлофора; 4) улотрикс и спирогира.

Органоид, который помогает хламидомонаде двигаться к свету, называется:

1) красный глазок; 2) ядро; 3) хроматофор; 4) вакуоли.

6. Тело многоклеточных водорослей состоит:

1) корня и побега; 2) слоевища и ризоидов; 3) стебля и листьев; 4) мицелия.

7. Какие водоросли способны жить на глубине 200м:

1) бурые; 2) зелёные; 3) красные; 4) все группы водорослей.

1) нителлу; 2) ламинарию; 3) порфиру; 4) родимению.

9. Какая водоросль может служить источником кислорода в замкнутом пространстве:

1) хламидомонада; 2) ульва; 3) порфира; 4) хлорелла.

10. Какое вещество, добываемое из водорослей, обладает дезинфицирующим действием:

1) агар-агар; 2) калийные соли; 3) йод; 4) целлюлоза.

Фамилия, имя:________________________________ класс ______________

ТОРФ - это горючее полезное ископаемое растительного происхождения, образующееся из разлагающихся болотных растений, главным образом мха сфагнума. Сфагнум покрывает торфяное болото сплошным густым ковром. Круглый год мхи зеленые. Стебельки сфагнума растут своей верхушкой. Нижние части постепенно отмирают и медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений. Во время войны сфагнум использовали партизаны вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол – дезинфицирующее вещество. Поэтому на сфагновых болотах сфагнол препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившееся трупы животных. Так в Англии в конце восьмидесятых годов произошло невероятное. При раскопках были найдены останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Урок по биологии

2. Сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

3. Заложить основы понимания большой значимости болотных экосистем – одного из основных мест обитания мхов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний; комбинированный урок

Планируемые

образовательные

Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки, знакомство со строением печеночных и листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов.

Личностные: учатся отличать различные классы мхов, осваивают приемы работы с оптическими приборами (лупа, микроскоп, штативная лупа), проводить опыты и фиксировать полученные результаты.

Метапредметные : развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием

м етоды и формы

· о бъяснительно-иллюстративный; интерактивный методы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.

· Индивидуальная, в парах, фронтальная

Образовательные

Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, учебник/ В.В.Пасечник. М., Дрофа, 2014

Доп. литература для учителя

1. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 271с.

2. Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический материал по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – 96с.

3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. – 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. – 384с

Оборудование

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация начала процесса обучения, внимания и внутренней готовности учащихся.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Графический диктант (Проверка домашнего задания).

Определите верные и неверные утверждения :

1. Лишайники – симбиотические организмы, образованные в результате союза гриба и одноклеточных водорослей

2. Лишайники живут очень долго: 50-100лет и больше

3. Растут лишайники очень быстро и их размеры в большинстве случаев могут достигать нескольких метров

4. Тело лишайника, как и тело многоклеточных водорослей, называется слоевище

5. По форме тела различают накипные, листовые (=листоватые) и кустистые лишайники

8. Все лишайники ядовиты для человека

9. Из некоторых лишайников получали краску, а некоторые использовали для приготовления лекарств

10. Лишайники используют как индикаторы загрязнения окружающей среды

Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата.

( Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

Это любопытно! Попробуйте угадать или узнать, что изображено на фотографиях?

Слайд 5 – Правильный ответ:

2 фото слева – Макромир: Тропический лес. Пальмы

2 фото справа - Микромир: Мхи

А что мы знаем о этой группе растений? А хотели бы узнать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации;

регулятивные: умение преобразовать информацию

4. Изучение нового материала.

Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Но они играют очень важную экологическую роль.

Насчитывают мхи около 27 000 видов растений. Слайд 7

Встречаются преимущественно в увлажненных местообитаниях, но могут жить и в экстремально сухих для них условиях, проявляя признаки жизни только во время дождей или таяния снега.

Что же это за растения? Слайд 8

В Отделе Мохообразные выделяют 2 класса:

Мохообразные

Печеночники Листостебельные мхи Печеночники устроены наиболее примитивно, Слайд 9

что в совокупности с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди печеночников в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающая риччия. (рис.68 учебника).

Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных является зеленый мох кукушкин лен.

(Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных мхов.)Мох кукушкин лён имеет 2 типа растений: мужское и женское. с. 108. Чем отличаются эти растения?

Запись в тетрадь, понятий

Ребята подумайте, и ответе мне на вопрос: почему этот мох так называется? Слайд 11. С. 108. ищем ответ

Рассмотрим строение мха. Слайд 12

Жизненный цикл Слайд 13

Инструктивная карта (часть I : Зелёный мох кукушкин лён): Слайд 14

1. Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

2. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.

3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

5. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

6. Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.

7. Запишите цвет листьев и стебля.

Взаимопроверка: обмениваются рабочими тетрадями.

Теперь рассмотрим другого представителя листостебельных мхов.

К ним, как и кукушкин лен (зеленый мох) относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум.

Мы с вами уже узнали, что мхи предпочитают довольно-таки влажные места обитания. Но сфагнум, поселяясь под пологом леса, приводит к еще большему увлажнению и впоследствии - заболачиванию.

Этот мох обладает ГИГРОСКОПИЧЕСКИми ВОЗМОЖНОСТИ

Каждый лист сфагнума состоит из клеток двух разных типов:

живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и круп-

ных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой.

Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть.

— Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам?

(Пигмент Хлорофилл.)

— О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях

мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.)

Т.е. процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках.

Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду. Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы.

Поэтому разрастание сфагнума приводит к заболачиванию низинных участков леса.

Слайд 18. Торф - особый вид топлива; добывают его, осушая болота.

Иногда на дне болота в торфе ждут находки из прошлого - неразложившиеся тела утонувших животных и даже людей.

Значение мхов:

Значение мхов для человека с. 111 : Работа в парах Слайд 19

- Мхи нашли широкое применение у человека:

Сами мхи используют:

· Как подстилку и утеплитель для домашних животных

•В озеленении.

•В строительстве. В Сибири и сейчас высушенный мох применяют при строительстве деревянных домов.

•В народной медицине.

На рубеже 19-20 веков сфагнум упаковывался и рассылался по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. По результатам было выявлено, что практически все врачи высоко оценили сфагнум, его гигроскопичность, рыхлость и его антибактериальные свойства.

Из-за нехватки перевязочных и дезинфицирующих средств сфагнум применяли во время I мировой войны и Великой Отечественной Войны как перевязочный материал.

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу беловатый.

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты—

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной .

• В топливной промышленности

· Как удобрение

• В химической промышленности

Значение мхов в природе: Слайд 20

Положительное:

- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии;

- сами мхи и образующийся их них торф являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий,

-дезинфицируют и очищают проходящую через них воду;

- являются одним из основных компонентов таких экосистем, как моховые болота и тундры, леса, которые в свою очередь служат местом обитания ряда ценных и редких растений

Отрицательное:

- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание;

- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

Записывают схему с доски в тетради отдела для заметок

Учащиеся рассматривают образцы маршанции и ричии и (или) Рис. 68 учебника

Работа с учебником

Учащиеся рассматривают образцы зеленого мха кукушкин лен и выполняют задания Инструктивной карты (часть I ) . Работа в парах.

По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха кукушкин лен

Рис.70 учебника и слайд 5:

Учащиеся рассматривают образцы сфагнума и выполняют задания Инструктивной карты (часть II ) . Работа в парах.

Рис.70 учебника и

По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха сфагнум.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации, работа с оптическими приборами и инструментами.

владение монологической и диалогической формами речи.

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации

владение монологической формой речи.

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений

владение монологической и диалогической формой речи

5. Первичное закрепление

Закрепление: Задание " Найди ошибку" Слайд 22

Подведем итоги урока:

В чем отличие мхов (высших растений) от водорослей (низших растений?)

У мхов имеются:

- дифференцированные органы (стебли и листья (за исключением некоторых примитивных форм мхов))

- ткани (покровная, фотосинтезирующая, проводящая).

Но Мохообразные - очень древняя группа в царстве растений и по своей организации очень близки к водорослям.

Сходство мхов с водорослями :

· Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды (как и у продвинутых водорослей типа бурых, красных, некоторых зеленых).

Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней? (Ризоиды — выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.)

· Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных, даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

· Как и водоросли, мхи не имеют специальных тканей, проводящих воду, - сосудов. Поэтому все мохообразные низкорослы, их высота обычно не превышает 10 — 15 см. Практически они все многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

· Некоторые примитивные представители отдела - печеночные мхи имеют тело в виде таллома (слоевища), похожего на таллом водорослей.

· Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие не может осуществляться.

· Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

К печеночным мхам относятся маршанция, риччия.

В классе листостебельные мхи (или настоящие мхи) мы с вами изучили 2х представителей: зеленый мох кукушкин лен и мох сфагнум, который иногда называют в народе белым или торфяным мхом.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 22 (рефлексия)

Учащиеся выбирают начало фразы, которое наиболее, по их мнению, им подходит в конце данного урока, и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

7. Домашнее задание

§20 учебника, уметь отвечать на вопросы 1-5 в конце параграфа.

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

Содержательная часть урока:

Инструктивная карта :

I . Зеленый мох кукушкин лен:

8. Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

9. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.

10. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

11. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

12. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

13. Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.

Презентация на тему: " ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ МХИ ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности мхов, их многообразием и значением. 2. Научиться их сравнивать." — Транскрипт:

1 ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ МХИ ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности мхов, их многообразием и значением. 2. Научиться их сравнивать и различать на рисунках.

2 Царство растения Подцарство Низшие растения (не имеют органов и тканей) Подцарство Высшие растения (имеют органы и ткани) Водоросли СеменныеСпоровые Зеленые Бурые Красные Мохообразные Папоротникообразные (хвощи, плауны, папоротники) Голосеменные Покрытосеменные

4 ВЫХОД РАСТЕНИЙ НА СУШУ ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ – ПСИЛОФИТЫ (РИНИОФИТЫ)

6 ПРИЗНАКИ ПСИЛОФИТОВ: 1) Есть стебли. 2)Отсутствуют корни 3) Имеют ткани: покровные, проводящие и механические 4)Воду и соли получают с помощью ризоидов. ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ – ПСИЛОФИТЫ (РИНИОФИТЫ)

7 МХИ ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕПЕЧЕНОЧНЫЕ (низшие мхи) Кукушкин лен Сфагнум Маршанция

9 Отдел Мхи Признаки мхов: 1.Есть стебли и листья, нет корней. 2.Вместо корней у большинства есть ризоиды. 3.У низших видов - тело слоевище. 4.Обитают во влажных местах (вода нужна для размножения). 5. Размножение спорами и гаметами. 6. В цикле развития преобладает половое поколение-гаметофит – САМО РАСТЕНИЕ 7.Представители: листостебельные - кукушкин лен, сфагнум (болотный мох); печеночные - маршанция, риччия и др.

10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. ТЕМА: Изучение внешнего строения мха ЦЕЛЬ: изучить особенности строения кукушкина льна и сфагнума. Материалы: гербарии и рисунки кукушкина льна и сфагнума. Ход работы: 1.Рассмотреть мхи по гербарию и рисункам и описать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума по плану: 1. КУКУШКИН ЛЕН: А)высота растения- Б) стебель - В) листья- Г) ризоиды- Д)коробочка со спорами- 2. Нарисовать и подписать мхи. Выводы:….

11 Кукушкин лен Стебель не ветвящийся Листья узкие, темно-зеленые, Имеются ризоиды, Различают мужские и женские растения. На верхушке женских растений развивается коробочка со спорами на длинной ножке.

12 Сфагнум Стебель ветвящийся. Листья узкие, светло- зеленые, ризоиды отсутствуют, растение однодомное. Листья и стебли образованы живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки имеют отверстия, поры и способны накапливать и удерживать большое количество воды (в раз больше своего веса). Содержит вещество – сфагнол, обладающее бактерицидным действием.

16 Домашнее задание 1.Изучить тему, выучить признаки мхов. 2.Подготовить устные ответы на вопросы. 3.Нарисовать и подписать части кукушкина льна и сфагнума. 4.Сделать выводы по лабораторной работе.(почему эти два растения относят к мхам?)

17 Размножение мхов. Значение мхов

20 Значение мхов в природе: 1.Пища для животных. 2.Роль в почвообразовании и в регуляции водного баланса суши. 3.Приводят к заболачиванию и закисанию почвы 4.Отложения мхов образуют торф. Значение мхов в жизни человека: 1.Получают метиловый спирт, воск, парафин, краски, и т.д. 2.Из торфа делают бумагу и картон, используют как топливо, удобрение, подстилку. 3.Отложения торфяных болот используют в грязелечении.

Читайте также: