Укажите размер вала в посадке 45 h8 k6

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 06.09.2024

НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Ответственный за выпуск Е. Н. Антонова

Технический редактор А. А. Подошевко

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 56 экз. Заказ №

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

изготовителя, распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014 г.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

Содержание

1 Построение полей допусков. 4

2 Построение полей допусков посадок, расчет характеристик

3 Расчёт предельных и исполнительных размеров калибров,

выбор универсальных измерительных средств. 15

3.1 Расчет калибров для контроля отверстий. 15

3.2 Расчет калибров для контроля валов. 18

3.3 Выбор универсальных измерительных средств. 21

4 Расчёт и выбор посадок подшипников качения. 22

4.1 Расчет и выбор посадок для установки подшипника качения

на вал и в корпус. 23

4.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала

и отверстия в корпусе. 24

5 Допуски цилиндрических зубчатых передач. 26

6 Обозначения на чертежах. 29

Список литературы. 32

Приложение А. 33

Приложение Б. 39

Построение полей допусков

Номинальный размер – размер, проставляемый на чертеже, служащий началом отсчета отклонений и определяемый исходя из функционального назначения детали.

Действительный размер – размер, полученный в результате измерения с допустимой погрешностью.

Деталь считается годной, если ее действительные размеры находятся между или равны двум предельным размерам – наибольшему (dmax, Dmax) и наименьшему (d min, D min).

Каждый из двух предельных размеров определяют по отклонениям от номинального размера. Верхнее отклонение обозначается буквами ES, es, а нижнее – EI, ei.

Предельные отклонения выбираются из ГОСТ 25347-82 в зависимости от номинального размера, поля допуска и квалитета точности.

При соединении двух деталей одна из них является охватываемой, другая – охватывающей. Первая условно называется валом, вторая – отверстием. Эти названия применимы не только для цилиндрических поверхностей, но и для плоских (например, размер, определяющий ширину шпоночного паза, выступает в роли отверстия, а размер, определяющий ширину шпонки, – в роли вала). Отверстия принято обозначать большими буквами (D, ТD, Н, ES, EI), валы – малыми (d, Тd, h, es, ei).

Наибольший предельный размер определяется:

Наименьший предельный размер определяется:

Разность между наибольшим и наименьшими предельными размерами или между верхним и нижним отклонением называется допуском размера (Тd, ТD):

В единой системе допусков и посадок (ЕСДП) установлено 19 квалитетов: 01; 0; 1; 2; …; 17 (самые точные – 01 и 0).

Основное отклонение – одно из двух отклонений, ближайшее к нулевой линии.

Основные отклонения обозначаются буквами латинского алфавита (рисунок 1) (для валов – a, b, c, d, e, h,…, x, y, z, для отверстий – A, B, C, D, CD, E, H,…, X, Y, Z).


Рисунок 1 – Основные отклонения валов и отверстий

На чертеже в обозначение размера входят номинальный размер, поле допуска, квалитет точности и два отклонения. Например, отверстие Ø20F8 , вал Ø16z8 . Если одно из отклонений равно нулю, то оно не записывается: Ø182Н8 , Ø50h7(-0,025), если оба отклонения одинаковые по модулю, то запись выглядит так: Ø50js7(±0,0125). Соединение двух деталей (посадка) обозначается дробью Ø50 , или Ø50 , или Ø50Н7/f6. В числителе всегда записываются поле допуска и квалитет точности отверстия, в знаменателе – поле допуска и квалитет вала.

Задача. Построить схему расположения заданных полей допусков, на схеме указать номинальный размер вала или отверстия, предельные размеры в миллиметрах, предельные отклонения, допуск вала или отверстия в микрометрах. Определить, является ли заданное поле допуска предпочтительным для применения. Исходные данные взять из таблицы 1. Порядок построения и последовательность расчетов приведены в примере 1.

Таблица 1 – Варианты заданий к задаче

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Диаметрмм 48 15 90 75 30 100 35 180 260 38 120 340 60 20 42 25
Поля допусков Js7 D8 R7 G7 u7 K7 H8 f7 js7 E9 h8 S7 H7 t6 k7 F7 h6 T7 H9 d8 z8 c8 Е8 n7 D9 F8 к7 T7 u8 k6 f8 T7 K6 d8 t6 F7 N8 к6 js9 е8 G6 P6 x8 M6 Js8 g6 U8 r6

Пример –Построить схемы полей допусков отверстия Ø50Н8 и вала Ø35f7. Определить предельные размеры, допуски отверстия и вала.

По номинальному размеру, полю допуска и квалитету точности выписываем из ГОСТ 25347-82 (приложение Б) верхнее и нижнее отклонения для вала и отверстия и записываем в миллиметрах (в таблице стандарта значения приведены в микрометрах): Ø50Н8 , Ø35f7 .

Рассчитаем предельные размеры вала и отверстия, используя формулы (1)–(4):

dmax = 50 + (– 0,025) = 49,975 мм;

d min = 50 + (– 0,050) = 49,950 мм;

Dmax = 50 + (+ 0,039) = 50,039 мм;

D min = 50 + 0 = 50,0 мм.

Рассчитываем допуски размеров вала и отверстия, используя формулы (5) и (6):

Тd = 49,975 – 49,950 = 0,025 мм;

ТD = 50,039 – 50,0 = 0,039 мм.

Строим схемы полей допусков вала и отверстия (рисунок 2). Построение схемы начинаем с изображения нулевой линии, к которой снизу вверх указываем номинальный размер отверстия диаметром 50 мм. От нулевой линии вверх откладываем верхнее отклонение, которое положительно, т. е. +39 мкм. Нижнее отклонение равно нулю и находится на нулевой линии. Произвольно по ширине достраиваем поле допуска, внутри которого записываем Н8. Для вала Ø35f7 оба отклонения отрицательны, т. е. поле допуска будет расположено ниже нулевой линии. Оба отклонения откладываются вниз, отсчет ведется от нулевой линии (рисунок 2, б). На схеме указываем предельные размеры и допуски.

б)
а)

а – отверстие; б – вал

Рисунок 2 – Схемы полей допусков

Построение полей допусков посадок, расчет характеристик посадок

Посадка – характер соединения двух деталей. Соединение может быть свободным или плотным. Посадки образуются сочетанием полей допусков отверстия и вала.

В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадка может быть с зазором, с натягом и переходная.

В посадках с зазором зазор S гарантирован, т. е. размер отверстия всегда больше размера вала и поле допуска отверстия располагается выше поля допуска вала (рисунок 3).


Рисунок 3 – Соединение деталей по посадке с гарантированным зазором

Величина зазора S между годными деталями при сборке должна находиться в пределах от Smin до Smax или быть равной S min или Smax.

Допуск посадки с зазором рассчитывается по формуле

В посадках с натягом натяг N гарантирован, т. е. размер отверстия всегда меньше размера вала и поле допуска вала располагается выше поля допуска отверстия (рисунок 4).


Рисунок 4 – Соединение деталей по посадке с гарантированным натягом

Величина натяга N между годными деталями при сборке должна находиться в пределах от N min до Nmax:

Допуск посадки с натягом рассчитывается по формуле

В переходных посадках при сборке деталей возможно получение зазора или натяга, а поля допусков отверстия и вала полностью или частично перекрываются. На схеме полей допусков переходной посадки указывается величина возможного максимального зазора Smax и натяга Nmax.

Допуск переходной посадки рассчитывается по формуле

Примеры схем расположения полей допусков переходных посадок приведены на рисунке 5.


Рисунок 5 – Схемы расположения полей допусков переходных посадок

Посадки могут быть образованы в системе отверстия и в системе вала.

Посадки в системе отверстия образуются сочетанием основного отверстия Н и неосновных валов. Пример посадок в системе отверстия: Н8/f7, H7/m6, H8/g7.

Посадки в системе вала образуются сочетанием основного вала h и неосновных отверстий. Пример посадок в системе вала: F8/h7, G7/h6, Js8/h7.

Система отверстия предпочтительного применения и используется чаще. Система вала применяется в том случае, если вал (бесступенчатый) имеет один и тот же номинальный диаметр и сопрягается с различными деталями, требующими различных посадок.

Основной называется посадка, которая выполнена в системе вала или отверстия и в одном квалитете точности, например H9/f9, E7/h7, H6/k6, M7/h7.

Комбинированная посадка – посадка, выполненная в разных квалитетах точности или полученная сочетанием неосновных деталей, например H8/e7, F7/f7, D9/f9, F8/f7.

Задача. Построить схему расположения полей допусков заданной посадки, на схеме указать номинальный размер соединения, предельные размеры вала и отверстия в миллиметрах, предельные отклонения, допуски вала и отверстия, предельные зазоры и (или) натяги в микрометрах. Рассчитать основные характеристики посадки: предельные размеры отверстия и вала, допуски размеров отверстия и вала; максимальные и минимальные зазоры и (или) натяги; допуск посадки; средний зазор или натяг.

Для заданной посадки определить систему (система вала или отверстия), является она основной или комбинированной.

В произвольном масштабе вычертить эскизы вала и втулки отдельно и в сборе, проставить на этих эскизах размеры с предельными отклонениями (на сборочном чертеже посадку обозначить символически). Исходные данные взять из таблицы 2.

Последовательность решения и оформления задачи для разных посадок приведена в примерах 1–3.

Читайте также: