Уход за птицами зимой в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Тип акции: познавательно-практико- исследовательская.

Срок проведение акции: ноябрь.

Участники акции: дети дошкольного возраста (6-7 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность акции:

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов. Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно проводим акцию “Покормите птиц зимой”.

Цель: Помочь зимующим в нашем городе птицам пережить холодный период.

  • Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
  • Научить детей правильно их подкармливать.
  • Вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Этапы реализации акции:

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  • Заготовка корма для птиц.
  • Изготовление кормушек в совместной деятельности родителей и детей.
  • Развешивание кормушек на участке ДОУ.
  • Подкормка и наблюдение за птицами.
  • Вовлечение в акцию жителей района.
  • Обработка результатов по реализации акции.
  • Организация птичьих столовых в микрорайоне.
  • Презентация акции (освещение опыта работы на городском уровне).
  • Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Приложение 1

Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

Цель: Вызвать у детей желание подкармливать птиц зимой.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети объясняют причину.

Воспитатель подводит итог: “С наступлением холодов корма становится все меньше для птиц, спрятались насекомые, дует холодный ветер, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи”.


Цель проекта: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №14

города Химки Московской области

Проект


Разработчики: Боровая Е.С.

Шестакова С.Н.

Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.

Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.

Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Алейске зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Тип проекта: творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагогический коллектив.

Сегодня 12 ноября - Синичкин день. Считается, что где-то с этого дня начинаются первые заморозки и синицы и другие мелкие птицы перебираются поближе к человеческому жилью.

Ведь для нас зима - это праздник: санки и Новый год. А для птиц это суровое испытание!
По статистике из 5 синичек до весны доживет только 2. Печальная судьба, правда?
Но это происходит там, где люди птицам не помогают. Мы же в силах помочь птичкам пережить зиму!
Для этого мы решили поговорить о том, как правильно подкармливать птиц зимой.

А здесь в блоге я хочу сделать краткое резюме нашего марафона и перепечатать сюда несколько своих постов из Инстаграм. Чтобы полезная информация не потерялась в соцсетях.

зимняя подкормка птиц

@taiga_eco - ЭКОпроект с ЭКОлайфхаками и другими интересностями
@dook_doo - милая семейная столярная мастерская семьи Радостиных

Призов в этот раз еще больше: будут книжки, наборы открыток, сувениры от заповедника, походные кружки, целых 5 моих лэпбуков, и самое классное - деревянный конструктор экокормушка!


ВОПРОС №1.
КАКУЮ КОРМУШКУ ВЫБРАТЬ?

Сейчас в магазинах и интернете полно предложений разных готовых конструкций кормушек. Шикарные дворцы и простенькие коробочки. Прозрачные пластиковые "аквариумы", деревянные "избушки", металлические конструкции. Любых форм и размеров!

Кроме того, "умелые ручки" никто не отменял! Берешь пластиковую бутылку, коробку, ящик - раз-раз, и готово!

Вот тут можно почитать наши посты о тех, кормушках, которые мы делали с детьми своими руками. У нас богатый опыт в этом деле;)

А для птиц самая лучшая кормушка та, у которой есть крыша от снега и дождя и бортики, чтобы ветер не выдувал корм.

  • классические домики
  • бункеры
  • площадки
  • подвесы
  • лущилки

Лично у нас на окне с южной стороны дома сейчас висит самодельная кормушка-домик из ПВХ. Это такой материал пластиковый - его легко клеить и кормушка не коробиться со временем.

На ней кормятся воробьи, синицы, сойки и даже белки - я специально кладу туда орешки целиком, и их потихоньку разбирают белки и сойки.

Раньше еще и голуби прилетали и вытесняли оттуда всех других жильцов. Но мы сделали перекрестия на входе, и теперь голуби туда просто не пролезают.

Вообще, проблема как и зачем избавляться от голубей на кормушке очень актуальна, поэтому на марафоне у нас был отдельный пост про это.

самодельная кормушка из пластика
На этой кормушке кормятся синицы, воробьи, щеглы,
зеленушки, сойки и даже белка! Прилетали и голуби, но мы их отвадили.

С северной стороны квартиры - покупная кормушка бункерного типа из пластиковой бутылки. Мне очень нравятся такие - одновременно вторичное использование пластика и удобство в обслуживании. И покупать-то надо всего лишь пластиковую крышку-насадку. Очень экологично и экономично получается!

Дело в том, что там жердочка такая тоненькая, что сидеть на ней крупным птицам неудобно. Там приживаются только те, кто прилетел, схватил и унес есть к себе на дерево. Голубю неудобно:)

кормушка-бункер
Здесь столовая для синичек, зеленушек, щеглов. И сойка иногда прилетает.
А вот воробьи и голуби здесь не появляются.

ВОПРОС №2.
КУДА И КАК ВЕШАТЬ КОРМУШКУ?

У нас самих кормушка висит за окном балкона на 4 этаже, а во дворе много высоких деревьев грецкого ореха. Поэтому птицам там вольготно.

Мы на ней и около нее кого только не видели! Наблюдали обыкновенных синиц, синиц лазоревок, соек, дятлов, зеленушек, щеглов, зябликов, вьюрков и даже один раз видели поползня!

Участники же нашего марафона рассказывали, что к ним и на окна многоэтажек прилетают птицы. И на 7 этаж, и на 9, и на 11.

Так что вешайте кормушку - не сомневайтесь! Голодные птицы ее обязательно найдут, дайте только время.

где вешать кормушку

Если же у вас очень нервные соседи или почему-то птицы ваше окно игнорируют, то можно вешать кормушку не на окно, а около дома на улице. Или в ближайшем парке или зеленой зоне. Только надо понимать, что вам придется регулярно ходить ее наполнять. Птицы привыкают к подкормке и ждут новой порции. И если вы не придете, то они даром потеряют время, необходимое им для того, чтобы самим найти корм - это может убить их! Поэтому кормить птиц можно и через день. Но РЕГУЛЯРНО! Рассчитывайте свои силы!

Кстати, не забывайте о том, что кормушке периодически надо проводить дезинфекцию. Хотя бы раз в год! Поэтому вешать ее надо так, чтобы была возможность снять. Кормушку иногда стоит помыть с мылом или обработать другим дезинфицирующим раствором, если надо. И повесить на место.


И если вы идете с детьми в парк или лес далеко от дома и собираетесь повесить там свою кормушку, то задумайтесь - кто ее потом там будет убирать?
Все эти кормушки из пластиковых бутылок быстро превращаются в мусор и уныло висят пустые и грязные на деревьях до весны и дальше.
Если уж повесили - то вернитесь потом отвязать!

То же касается разных угощений для птиц на нитках, синтетических веревочках и проволоках. Оставленные без присмотра, они будут годами болтаться на ветках. Ведь все эти материалы почти не разлагаются!
При этом птицы могут запутаться в них и погибнуть. Да и дереву всякие веревки вредят. Поэтому тоже надо через некоторое время вернутся и снять все, что вы привязали.

Так что лучше используйте биоразлагаемые материалы для таких "одноразовых" кормушек: картон, кожуру, скорлупу. И привязывайте кормушки картонными или пеньковыми бечевками.

Тогда кормушка выполнит свою миссию по подкормке птиц, а потом сгниет, упадет на землю и растворится в природе бесследно.

Несколько мастер-классов по изготовлению таких безвредных для природы экокормушек я выложу в следующих постах:

Другое дело, если кормушка у вас на окне или рядом с домом - там вы сами сможете следить за ее состоянием и утилизировать, когда она придет в негодность.

ВОПРОС №3.
КАК ЧАСТО НАПОЛНЯТЬ КОРМУШКУ?

Птицы привыкают к режиму кормления. И если вы стали подсыпать корм 2 раза в день - то продолжайте это делать и в снег, и в мороз, и в выходной, и в отпуск. Даже если вам лень.

А когда поймут, что ужина не будет, то потеряют драгоценное время, которое бы провели в поисках другой пищи. Это для них смертельно опасно!

С другой стороны, если вы всегда наполняете кормушку раз в 2 дня, то птицы не так сильно будут надеяться на нее, и не забудут проверять и другие кормушки в округе.

Причем, птиц надо именно подкармливать, а не кормить "от пуза". Они не должны привыкать к человеку и полностью на него полагаться.

Проект с дошкольниками и родителями

Педагоги : воспитатель группы , музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Дети средней, старшей или подготовительной группы - 20 человек

2. Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе . У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах , создание условий для развития у детей познавательного интереса.

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах , особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.

Развивать интерес к зимующим птицам , продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами .

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах .

Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе ,принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.

4. Ожидаемые результаты :

-Сформированы элементарные представления о зимующих птицах .

-Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами .

-Развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность) .

-Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

-Привлекали детей к наблюдениям за птицами , к совместному труду в природе, заботе о птицах .

-Вели активную работу по экологическому воспитанию детей.

-Использовали различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

-Распространяли и обобщали опыт.

-Совершенствовали технику проектной деятельности .

Работа с родителями

Индивидуальные беседы : «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

Изготовление кормушек, родители совместно с детьми.

5. Схема осуществления проекта :

Образовательные области . Виды детской деятельности

Прогулки- наблюдения за зимующими птицами .

Наблюдение за поведением птиц во время кормления . Наблюдение за птицами на прогулке : внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

Труд в природе – кормление птиц , чистка кормушек.

Эксперименты с птичьим пером.

Игровые упражнения и дидактические игры :

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Разучивание пословиц и поговорок.

Заучивание стихотворений о птицах

Чтение книг о птицах .

Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр .

Раскрашивание силуэтов птиц .

Рисование птиц , опираясь на поэтапные образцы. Лепка птичек.

Прослушивание записи голосов зимующих птиц .

6. Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный этап :

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах .

Знакомство родителей с целью и задачами проекта .

Домашние задания : совместное нахождение и чтение литературы о зимующих птицах , рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок.

Подбор конспектов НОД по теме проекта .

Подбор дидактического и методического материала по проекту (педагогами) .

Оформление детской книжной выставки.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц ", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц ".

2. Основной (практический) этап.

Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей

Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.

Заучивание стихотворений о птицах

Чтение книг о птицах .

Мероприятия с родителями, папки-передвижки, консультации для родителей по реализации проекта .

Оформление альбома про зимующих птиц .

Составление описательных рассказов о зимующих птицах .

Наблюдение за зимующими птицами , за поведением птиц на кормушках .

Кормление птиц (ежедневное) .

Оформление агитационных плакатов " Покормите птиц зимой ".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц ?".

КОП для родителей

Практическое занятие по лепке зимующих птичек.

3. Заключительный этап

Оформление результата проекта в виде презентации .

Кормушки, выполненные родителями совместно с детьми.

Маски птиц к подвижным играм .

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

Картотека загадок, стихов о птицах ;

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе . У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.

В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос : "А другие заботятся о птицах в зимний период времени?". Мы вместе с воспитанниками обсудили этот вопрос и решили привлечь жителей нашего города к подкормке птиц . Мы оформили листовки " Покормите птиц зимой !" и памятки "Чем кормить птиц ?" и развесили их на подъездах близлежащих домов.

Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц , но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

в ежегодной социальной акции






Посмотри на снегирей!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принёс.

Трудно птицам зимовать ,

Надо птицам помогать !

Распилить я попросил

Вместе с папой смастерил

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик!

В лесу под горкой

Лежал сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

Начинается считалка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

Читайте также: