Учет вредителей и болезней леса

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

1.1. Положение о защите лесов от вредителей и болезней леса (далее - Положение) регламентирует деятельность по защите лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера, а также по осуществлению лесозащитных мероприятий (далее - защита лесов, лесозащита).

1.2. Государственное управление деятельностью по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

1.3. Защите от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера подлежат леса, лесные культуры, питомники, постоянные лесосеменные участки, плантации и заготовленные лесоматериалы в соответствии с требованиями Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.01.98 N 10 (далее - Санитарные правила).

1.4. Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения и представляет собой систему мероприятий, направленную на повышение устойчивости лесов, на предотвращение ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь в лесном хозяйстве от вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.

лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций;

контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.

2. Организация защиты лесов, функции органов управления лесным хозяйством по защите лесов

2.1. Деятельность по защите лесов осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации и специализированными подразделениями службы лесозащиты, в состав которой входят: структурное подразделение по защите лесов федерального органа управления лесным хозяйством, структурные подразделения по защите леса органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, специализированные лесозащитные организации, станции защиты лесов, межрайонные инженерылесопатологи и старшие летчики-наблюдатели по лесозащите баз авиационной охраны лесов. В структуру службы лесозащиты входят специализированные лесоустроительные организации и специализированные лесоустроительные экспедиции.

2.2. Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет общее руководство деятельностью по защите лесов, формирует единую научно-техническую политику и нормативно-методическую базу по лесозащите, обеспечивает контроль за исполнением Санитарных правил, санитарным состоянием лесов, лесопатологической обстановкой на основе данных лесопатологического мониторинга и специальных экспедиционных лесопатологических обследований, анализа текущей ситуации, перспективных прогнозов санитарного состояния и лесопатологической обстановки, определяет порядок планирования и реализации лесозащитных мероприятий, координирует деятельность территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством по лесозащите, заключает, в пределах своей компетенции, международные соглашения в области защиты лесов.

2.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют на соответствующей территории лесного фонда защиту лесов, контроль за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой, исполнением требований Санитарных правил, в том числе выявление лесонарушений и привлечение виновных к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ведут учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке на основе лесопатологического мониторинга и надзора за санитарным состоянием лесов, организуют и проводят лесозащитные мероприятия против вредителей и болезней леса.

2.4. Лесхозы согласно Положению о лесопатологическом мониторинге, утвержденному Федеральной службой лесного хозяйства России 12.09.97, проводят лесопатологический надзор и ведут учет информации о санитарном состоянии лесов, лесопатологической обстановке, осуществляют лесозащитные мероприятия и, в пределах своей компетенции, контроль выполнения Санитарных правил лесопользователями.

2.5. В целях совершенствования деятельности по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством создает подведомственные специализированные лесозащитные организации, на которые могут быть возложены: методическое обеспечение по защите лесов, организация и ведение лесопатологического мониторинга, проведение специальных экспедиционных лесопатологических обследований, оценка соблюдения требований Санитарных правил, ведение информационных баз данных, прогнозирование санитарного состояния и лесопатологической обстановки, материально-техническое обеспечение и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.

2.6. Для эффективного обеспечения защиты лесного фонда федеральный орган управления лесным хозяйством формирует по территориальному принципу сеть специализированных лесозащитных организаций в субъектах Российской Федерации, на которые могут быть возложены: ведение лесопатологического мониторинга и надзор за состоянием насаждений, в том числе в местах проведения рубок главного пользования, выявление лесонарушений, влекущих за собой нарушение устойчивости, повреждение, ослабление, усыхание лесов, учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке, проведение лесозащитных, в том числе и истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.

2.7. Структура и организационные формы специализированных лесозащитных организаций, а также объем их полномочий определяются федеральным органом управления лесным хозяйством на основе научно обоснованных прогнозов развития лесного хозяйства и вероятного негативного влияния на леса природных и антропогенных факторов.

2.8. Ответственность за защиту леса от вредителей и болезней возлагается на должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством, главных лесничих органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, главных лесничих лесхозов и национальных парков, директоров хозрасчетных питомников.

3. Отчетность и планирование лесозащитной деятельности

3.1. Основными отчетными документами федерального органа управления лесным хозяйством по лесозащитной деятельности являются "Обзор санитарного состояния лесов" за отчетный год и "Прогноз развития вредителей, болезней леса" на следующий календарный год.

3.2. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в установленные сроки направляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной специализированной организации формы государственного и отраслевого статистического наблюдения.

3.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной специализированной организации следующую информацию:

отчет о результатах проведения истребительных авиационных и крупных аэрозольных мерах борьбы с вредителями леса, включая сведения по объемам, затратам, эффективности, в течение месяца после завершения истребительных мероприятий против вредителей леса;

заявки в план экспедиционных лесопатологических обследований, составленные на основе результатов лесопатологического мониторинга и надзора;

технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса;

формы учета лесопатологической информации согласно Наставлению по организации и ведению лесопатологического мониторинга:

1) площади и запасы погибших насаждений, древостоев с повышенным текущим отпадом, а также причины их ослабления;

6) сведения по объемам проведения и эффективности прочих лесозащитных мероприятий (кроме профилактических и истребительных);

3.4. Все лесхозы, государственные природные заповедники, национальные и природные парки ежегодно до 1 ноября направляют в органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:

сведения об исполнении планов (корректировок) санитарно-оздоровительных мероприятий, сведения о насаждениях, в которых в течение года проводились санитарно-оздоровительные мероприятия, их объемы по площадям и запасам;

результаты контроля санитарного состояния лесов, в том числе в местах проведения рубок главного пользования, характеристику мероприятий по защите древесины и лесоматериалов.

3.5. Специализированные лесозащитные организации в субъектах Российской Федерации, станции защиты леса ежегодно до 15 января представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной организации годовой отчет о работе и план мероприятий на следующий календарный год.

3.5. Технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса составляются в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством.

3.6. Планирование лесозащитной деятельности осуществляется на основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, проектов лесозащитных мероприятий, учета лесопатологической информации и заявок на проведение лесозащитных мероприятий от органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.

3.7. Федеральный орган управления лесным хозяйством на основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, проектов лесозащитных мероприятий, а также государственной и отраслевой отчетности органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации формирует бюджетные заявки на защиту лесов.

1.1. Кем и по каким материалам составлен Обзор, насколько полно он отражает фактическое состояние лесов региона или отдельных лесничеств (лесопарков).

2. Общая часть

2.1. Краткая характеристика естественноисторических условий и лесов региона: расположение, наличие лесных ресурсов (площадь лесов, лесистость региона, важнейшие древесные породы, их площадь и запасы, освоенность лесов, их распределение по категориям защитности, и др.), лесозащитное районирование.

2.2. Особенности погоды в отчетном году в сравнении с климатическими условиями региона. Стихийные явления и повреждения лесов, имевшие место в отчетном году.

3. Санитарное состояние лесов

3.1. Общая характеристика санитарного состояния лесов - наличие насаждений с повышенным патологическим отпадом, погибших насаждений, распределение их площадей по лесничествам (лесопаркам), древесным породам, и по причинам повышенного отпада; распределение площадей насаждений по градациям отпада.

3.2. Причины ослабления, расстройства и гибели лесных насаждений. Соотношение площадей насаждений, погибших под воздействием различных факторов в разрезе лесхозов. Анализируется роль важнейших причин ослабления, расстройства и гибели лесонасаждений, раздельно - пожары, ветровал и бурелом, хвое- и листогрызущие насекомые, болезни, засухи и т.д.

3.2.1. Пожары. Указываются количество возгораний и средняя площадь пожара. Приводится площадь насаждений, пройденных пожарами, разделяя по видам и их интенсивности (верховые, низовые низкой, средней и высокой интенсивности). Анализируется состояние насаждений, пройденных пожарами в зависимости от вида, интенсивности и сроков давности пожара, а также таксационных показателей насаждений. Приводится распределение деревьев в насаждениях по категориям состояния по данным перечетов на пробных площадях и лесопатологической таксации. Приводятся площади ослабленных и погибших насаждений по лесхозам.

Выявление очагов вредителей и болезней леса и участков насаждений с нарушенной устойчивостью, установление причин ослабления и усыхания насаждений, оценка их лесопатологического и санитарного состояния, учет численности (плотности), изучение структуры и жизнеспособности популяций в очагах вредителей и установление характера распространения и степени развития болезней леса. На основании данных Л. о. получают информацию для прогноза динамики развития очагов, определяют угрозу повреждения насаждений и принимают решения о целесообразности осуществления лесозащитных мероприятий. Л. о. проводится дистанционными (с помощью космических средств и авиации), наземными и комбинированными методами. Л. о. - один из эффективных методов контроля состояния лесов при лесопатологическом мониторинге.

Текущее оперативное Л. о. - плановое мероприятие, осуществляемое лесхозами и др. ответственными за лесной фонд организациями и лицами, для проверки поступающих сигналов об усыхании и ослаблении насаждений, появлении и распространении вредителей и болезней, освидетельствование мест рубок главного пользования и санитарного состояния вырубок, а также участков леса, подвергшихся воздействию неблагоприятных природных и антропогенных факторов с целью контроля за их состоянием и корректировки мест назначения санитарно-оздоровительных и др. лесозащитных мероприятий. Его проводят также в заповедниках, лесопарках, зеленых зонах, дендрологических парках и ботанических садах.

При отсутствии сведений или сигналов о неблагополучном состоянии насаждений и появлении вредителей и болезней его осуществляют с определенной очередностью в последовательно выбираемых для этой цели участках территории. Повысить эффективность текущего Л. о. может аэровизуальный надзор за состоянием насаждений. Экспедиционное Л. о. выполняется специализированными лесоустроительными (лесопатологическими) предприятиями, если эти работы не могут быть выполнены силами местных специалистов по лесозащите из-за своих масштабов и сложности лесопатологической обстановки. Его планируют и осуществляют в насаждениях, где отмечено массовое ослабление и усыхание лесов, прошли лесные пожары и наблюдались др. стихийные бедствия, образовались и действуют крупномасштабные очаги опасных вредителей и болезней леса.

Цель экспедиционного Л. о. - получение информации для прогноза развития очагов, определения угрозы повреждения насаждениям, обоснование и проектирование необходимых лесозащитных мероприятий, а также анализ хозяйственной, в т. ч. лесозащитной, деятельности для оценки ее влияния на состояние лесов. Лесопатологические экспедиции выполняют следующие виды экспедиционного Л. о.: 1) наземное, 2) авиадесантное, 3) лесопатологическое дешифрирование аэроснимков с элементами наземных работ, 4) экспертное.

Наземное Л. о. проводится в зоне интенсивного ведения лесного хозяйства по двум категориям: по 1-й категории обследуют леса первой группы и особо ценные леса и охраняемые природные территории, в т. ч. национальные парки, природные парки и лесопарки, по 2-й категории - таежные леса первой и второй групп, доступные для наземного транспорта. Интенсивность Л. о. зависит также от трудоемкости работ, обусловленной задачами обследования, особенностями ведения лесного хозяйства и территориальной разобщенностью лесов. Его осуществляют выборочными методами. Выборкой служит часть участков (таксационных выделов) или лесных кварталов, по состоянию к-рых судят о состоянии всех насаждений, и часть очагов вредителей и болезней леса, обследование к-рых позволяет судить о состоянии и численности всей популяции массовых вредителей леса или об особенностях развития и распространения большей части очагов болезней и их экологической характеристике.

В зависимости от конкретных целей Л. о., природных и экономических особенностей района, площади, лесоводственной характеристики и целевого назначения лесов, а также с учетом биологических свойств и распространения основных видов вредителей и болезней и экономических соображений устанавливают различную степень охвата обследуемых насаждений рекогносцировочным и детальным видами обследования. Во всех случаях под обследование назначают наиболее типичные для района работы лесные насаждения с преобладанием главных или наиболее ценных пород. Рекогносцировочное наземное Л. о. проводят по ходовым линиям, к-рыми служат визиры, просеки, лесные дороги и тропы или маршрутные линии, задаваемые по компасу.

Обязательному осмотру подлежат также все неблагополучные по состоянию участки леса, о к-рых имеются сведения в лесничествах. Ходовые линии и выявленные очаги вредителей и болезней или неблагополучные в санитарном отношении участки наносят на план насаждений. Цель этого вида Л. о. - наиболее широкий охват обследуемых насаждений и подбор участков для детального обследования.

В результате рекогносцировочного Л. о. но внешним признакам (визуально) для каждого обследуемого участка определяют класс биологической устойчивости (жизнеспособности) насаждений (см. Категории состояния насаждений)', выявляют запас в м3/га или процентах) сухостоя и валежника с подразделением его на свежий (текущего года) и старый (прошлых лет) с указанием характера его распределения по площади; собирают данные о видовом составе хозяйственно важных вредителей и возбудителей болезней с указанием характера их распределения; выявляют наличие очагов, степень пораженности древостоя болезнями и заселенности вредителями, определенные в процентах или баллах.

По данным рекогносцировочного Л. о. составляют схематический план обследованных кварталов с обозначением очагов вредителей и болезней, участков насаждений с нарушенной устойчивостью, ослабленных и неудовлетворительных по состоянию культур. На схеме указывают участки, где предварительно намечают проведение лесозащитных мероприятий. Данные рекогносцировочного Л. о. используют в дальнейшем при выборе мест детального обследования. Детальное Л. о. проводят в насаждениях с нарушенной устойчивостью для выяснения причин их ослабления и усыхания и характеристики их санитарного состояния, в очагах вредителей и болезней - для определения численности вредителей, распространения и развития болезней, степени повреждения ими древостоев, фазы развития и типа очагов, а также для обоснования целесообразности и выбора методов лесозащитных мероприятий.

Под интенсивностью детального Л. о. понимают количество или площадь детально обследованных выделов или участков данной категории (в процентах от общего их числа или от их общей площади), определенных рекогносцировочным Л. о. или по др. данным (лесоустроительным отчетам, данным надзора и т. д.). Интенсивность детального Л. о. зависит от значимости выявляемого признака или показателя, его изменчивости, характера распределения и размера. Она повышается в очагах болезней со значительной степенью пораженности деревьев, в насаждениях с большим запасом сухостоя или сильной захламленностью, т. е. везде, где распространение вредителей и болезней или др. неблагоприятно действующие факторы создают прямую угрозу для существования (сохранности) насаждений, культур и др. объектов лесного хозяйства или могут вызвать значительные потери урожая и качества лесной продукции.

Интенсивность Л. о. повышается с увеличением ценности сохраняемых (защищаемых) объектов и при необходимости проведения для их защиты дорогостоящих лесозащитных мероприятий. Методы детального Л. о. зависят от цели и объекта изучения. Наиболее распространенными операциями при этом являются закладка временных и постоянных пробных площадей (ПП) разного типа и назначения, перечет деревьев на ПП по породам, ступеням толщины и категориям состояния с оценкой их поврежденности или пораженности, анализ модельных деревьев, учет вредителей на деревьях, в почве и проч. Размер и форма ПП и др. единиц учета, их расположение в насаждении и количество зависят от характера распределения и численности вредителей, распространения болезней, заданной точности и трудоемкости методов учета.

Данные детального Л. о. служат основой для назначения, целесообразности и проектирования лесозащитных мероприятий. Авиадесантное Л. о. проводят в труднодоступных лесах с целью своевременного выявления очагов наиболее опасных хвое- и листогрызущих вредителей и стволовых вредителей, выявления площадей массового усыхания лесов, разработки проектов авиаборьбы, назначения надзора за вредителями (болезнями), санитарных рубок и др. оздоровительных мероприятий.

Лесопатологическое дешифрирование аэрофотоснимков с элементами наземных работ осуществляют в лесах, подвергающихся длительному воздействию неблагоприятных факторов (промышленные выбросы, действующие очаги корневой губки и т. п.) или при воздействии разового фактора, повлекшего за собой массовую гибель древостоев на больших площадях (лесные пожары, бурелом и т. п.).

Выполняют с помощью материалов аэрофотосъемки. Экспертное Л. о. (лесопатологическую экспертизу) проводят при необходимости получения срочного заключения о тенденции развития очагов опасных вредителей и болезней и для определения (диагностики) причин массового ослабления или усыхания лесов. Его назначают также с целью проверки эффективности осуществления лесозащитных мероприятий. При экспертизе используют методы выборочного обследования и при необходимости привлекают, кроме специалистов лесозащиты и лесного хозяйства, специалистов разных направлений из научных организаций и лесных вузов. Продолжительность экспертизы (с выдачей заключения) зависит от сложности поставленной задачи, но в любом случае она не должна превышать 2 мес. Все работы, связанные с экспедиционным Л. о. (кроме экспертиз), выполняют в два периода: полевой и камеральный.

В полевой период проводят подготовительные работы, Л. о., предварительную обработку полевых материалов, проектируют неотложные мероприятия; в камеральный период проектируют истребительные и оздоровительные мероприятия на следующий год, окончательно обрабатывают полевые материалы, составляют отчет, проводят чертежно-оформительские работы и отправляют готовые материалы заказчику (см. Лесопатологическое состояние насаждений, Надзор за появлением и распространением вредителей и болезней, Показатели оценки лесопатологического и санитарного состояния насаждений и их поврежденности вредителями и пораженности болезнями, Показатели, характеризующие популяции лесных насекомых).

Читайте также: