Уборка урожая конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Джуринский Владимир Дмитриевич

Воспитательная – воспитание культуры поведения, аккуратности, точности при выполнении работы, формировать такие качества как коллективизм, ответственность.

Развивающая – обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; работать над коррекцией речи, внимания, мелкой моторикой, воспитывать трудолюбие, интерес к предмету

Тип урока: обобщающий

Предметные – учащиеся знакомятся с видами овощей, способами уборки, сортировки и хранения плодов.

Метапредметные (УУД): регулятивные – пробразовать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и однокласниками.

Познавательные – самостоятельно научиться различать виды корнеплодов.Личностные – умение проведения самоанализа выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество проделанной работы.

Этап мотивации (самоопределение к деятельности) – организационный момент, создаем проблему показывая слайды с изображением различных овощей.

Формулирование темы урока

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Выяснив мнение детей, точно формулирую тему урока.

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

- Что принесла хозяйка? Как это все можно назвать одним словом?(овощи)

- а какие овощи вы знаете?

1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покапай немножко: под кустом … (картофель)

2. В землю – блошкой, а из земли – лепешкой. (репа)

3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке. (капуста)

4. Если любите вы щи, там найдете … (овощи)

5. Хотя и сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (свекла)

6. Кругла, черна как уголек,

Горька на вкус. Что за овощ? Невдомек? (редька)

7. За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (морковь)

Работа с учебником. (стр. 12. рис.6)

Расскажите, почему собранный урожай моркови и свеклы необходимо сортировать?

Какую свеклу и морковь нельзя брать на хранение?

Какова температура хранения этих овощей?

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

2) Знакомство с технологической картой.

3)Работа на пришкольном участке. Класс делится на группы (первая бригада выкапывает, вторая очищает и сортирует)

Актулизациязнаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений.

Регулятивные УУД – самостоятельно найти в учебнике нужную информацию.

Подведение итогов урока.

Понравился ли урок? Какие задания вам понравились больше всего?

IV. Выставление оценок.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

3. Рассказать дет ям о поль зе овощей, фр уктов и яго д для человека.

1. Воспитывать умение внимательно слушать восп итателя и сверстников,

1. Развивать у мение составлять описател ьный рассказ по схеме об овощах и

Ребята, наше сегодн я путешествие будет не совсем обычное. Хочу прочитать

вам стихотворен ие, а вы до гадайтесь кака я тема нашего занятия (чтение

Воспитатель: Чему раду ются и о чём г ру стят люди осенью ?

Воспитанник и: Раду ются синеве неба, послед ним полевым цветам, красоте

осенней пр ироды. Гру стят, глядя на ста и ул етающих птиц.

Воспитатель: Главн ая забота у людей о сенью это уборка богатого урожая.

полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Чтобы познаком ится с ними

Воспитатель: для этого у нас есть, кар та по смотрите на неё внимательно. Мы

выезжаем из города, который на карте обозначе н красным и сини м

прямоугольн иком, это высокие городские дома. Сначала м ы заедем в магазин

за продуктами (зел ёный прямоуголь ник). Дальше двигаемся по жёлтой

дорожке (длинный узкий прямоуголь ник). Затем ед ем мимо лиственного леса

с осенними деревьями (жёлтые и красные круг и), мимо хвойного леса

(зелёные треугольники) и попадаем, наконец на д ачу. Она обозначен а

Вот мы добрали сь до дачи. С начала дав айте посмот рим: как растут овощи ?

Детям предлагаетс я серия картинок, на которых изображ ены стадии роста

различных овощей (горох, огурец и т.д.) с мо мента посадки семян в землю до

образование плода. Дети с помощью воспитателя со ставл яют рассказ по

Воспитатель: А теперь давайте вспомн им, что необходимо нашим овощам и

Воспитанник и: солнечн ое тепло, свет, п лодородная п очва и влага.

Воспитанник и: морковь, реди с, картошка, капу ста и т.д.

Воспитатель: Ре бята, давайт е вспомним , как заготавл ивают овощи на зиму ?

для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся.

Обеспечить условия:

для формирования уважительного отношения к людям и их труду, бережного отношения к природе

1.Тесты на весь класс,

2.Виды почв (три разновидности)

3.Набор овощей (свекла, морковь, лук, картофель)

4.Набор семян (морковь, свекла, огурец, тыква, помидор)

5.Иллюстрации к уроку

2.1 беседа направленная на восстановление знаний учащихся о сезонных изменениях и погодных условиях в жизни растений

2.2 устный опрос

2.3 практическое задание (работа в парах).

3. Изучение нового материала.

4.1 Конкурс – викторина.

4.2 Решение проблемной задачи (опережающее обучение).

4.4 Практическое задание.

Контроль знаний (работа в парах с тестами).

6. Организация групповой

7. Домашнее задание.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня урок мне хотелось бы начать с дружеского приветствия друг друга.

Предлагает вспомнить стихотворения и загадки об осени.

Ребята, отгадайте такую загадку (загадка об осени из стихотворения С. Маршака) : С колпачком на голове, будто в путь готовый, Он скрывается в листве дуба золотого.

Назовите характерные признаки осени?

1.наряд природы меняется,

2.уменьшается световой день,

3. понижается температура воздуха,

4.увеличивается влажность и количество осадков.

Учитель обращает внимание детей на оформление доски

(стихотворение Пушкина о природе).

Пастух и земледел в младенческие лета, взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых ночей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

(из этого стихотворения видна взаимосвязь растений и погодных условий)

1.Что называется почвой?

2. Расскажите о строении почвы?

3. Какие вещества необходимые для роста и развития, растения получают из почвы?

предложенных образцов, какие из них с учебно — опытного участка?

Откройте тетради и запишите тему урока: Уборка и учёт урожая овощных культур.

Как вы думаете, о чём вы узнаете на сегодняшнем уроке, и где эти знания вы можете применить?

А кто может сказать, какие культуры называются овощными?

Изложение нового материала.

Овощи — повседневный продукт питания, незаменимый источник различных витаминов, минеральных солей, эфирных масел и фитонцидов, крайне необходимых для здоровья и гармоничного развития человека. Употребление разнообразных свежих овощей в пищу способствует правильному обмену веществ, предохраняет человека от заболеваний и поднимает производительность его труда.

Демонстрация овощей: картофель, свекла, лук, морковь.

Какие овощи вы ещё знаете?

Какие овощи вы выращиваете дома?

А сейчас обратите внимание на данный плакат: (приложение 1)

Годовая потребность человека в овощах.

120 кг в год,

в том числе: капусты 30 — 40 кг, томатов 25 – 30 кг, огурцов 10 – 12 кг, свеклы 5 – 10 кг, моркови 6 – 10 кг, лука 6 – 10 кг.

Питательную ценность овощей составляют углеводы, минеральные соли, особое значение имеют витамины. Чтобы не потерять все питательные вещества в овощах, необходима своевременная уборка

овощей (беседа о сроках уборки). Работа с учебником (как правильно срезать

свеклу) (рис. 13 стр 20.)

Знаете ли вы овощи?

1 Назовите овощи, у которых едят клубни, корни?

2 Назовите растения, у которых едят семена?

3 Назовите растения, у которых едят цветы?

4 Назовите овощи, у которых едят листья?

Давайте послушаем историческую новеллу «Заморский гость

(см. приложение 2)

Учитель показывает движения.

Сказала лопата: Земля — чтобы рыть.

Сказали ботинки: Земля — чтоб ходить.

Пришел человек и поклон свой отдал.

Земля — чтобы жить! — вот так он сказал.

Мы с вами на учебно – опытном участке собирали семена, птицы на ветках за нами наблюдали, и тоже собрали семена, но всё перемешали. Давайте разберём семена по видам и назовём их.

А можете ли вы по семенам определить, какие овощи из них вырастут?

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверти работу одноклассника сверяя ответы с правильными ответами на полученном листе.

Выставление оценок в журнал.

Какие вопросы вызвали затруднение, почему? Какие вопросы понравились, а какие нет и почему?

Что не удалось, почему?

Что не понравилось?

Чем остались довольны?

Учитель предлагает схематично изобразить своё впечатление об уроке:

Квадрат – не очень хорошо,

Я друг и ты друг, (правую руку кладём на плечо соседа справа),

И все мы одна семья,(левую руку кладём на талию соседа слева)

Я звезда и ты звезда

И все мы созвездия, (повернулись друг к другу и приветствуем друг друга)

Я дрозд и ты дрозд,

У меня нос , и у тебя нос

У меня щёчки нежные, и у тебя щёчки нежные

У меня губки алые, и у тебя губки алые. (берутся за руки)

Мы с тобой два друга, любим мы друг друга.

Мы с тобой подружимся, мы с тобой покружимся.

Вспоминают и называют.

Дни стали короче, Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(индивидуальное задание учащейся – стихотворение об осени И. Грекова:

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина.

Там нива полная щетится, а там уж

И озимь яркая блеснула.

Ответ учащихся (желудь)

Вспоминают признаки осени, называя их:

солнце уже не такое тёплое, яркое.

С деревьев опадают листья.

На улице пасмурно, прохладно.

Отвечают на вопросы.

Верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения.

Почва состоит из частиц, которые склеены между собой в комочки размера – от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.

Определяют, отмечают характерные особенности состава почв: песчаные почвы,

мы узнаем как правильно проводить уборку и хранение овощных культур.

Полученные знания мы можем применить на практике дома при уборке урожая.

Отвечают на вопрос учителя.

К овощным культурам относят одно-, двух- и многолетние травянистые растения, сочные части или плоды которых человек употребляет в пищу.

чеснок, огурцы, тыква, помидоры, кабачки, капуста.

Анализируют, фиксируют в тетрадях представленные данные, делают выводы о потребности человека в овощах.

Работают по учебнику.

Быстро ориентируются в вопросах, дают правильные ответы.

Картофель, репа, редис, морковь, свёкла, редька, лук, чеснок.

Горох, фасоль, бобы, кукуруза, подсолнечник, мак.

Одуванчик, цветная капуста.

Капуста, салат, зелёный лук, петрушка, чеснок, укроп, щавель.

Слушают и определяют о каком овоще идёт речь.

Дети, стоя около своих парт , повторяют движения за учителем.

Называют виды семян овощей.

Ответы детей: огурцы, морковь, свекла, кабачки.

Отвечают на вопросы теста.

Меняются тетрадями, проверяют ответы, выставляют оценки.

Высказывают своё мнение:

Понравились вопросы викторины об овощах.

Отвечают, выражают своё мнение, высказывают пожелания.

Записывают в дневник.

Заранее написать на доске.

Заранее подготовить и расставить по партам коробочки с образцами почв.

Заранее записать тему урока на доске.

Урок проводится на основе жизненного опыта учащихся.

Заранее подготовить овощи для демонстрации.

Заранее приготовить плакат.

Разложить учебники на парты.

Заранее дать индивидуальное задание учащейся.

Физкультминутка проводится в виде инсценированного стишка.

Расставить на партах коробочки с образцами семян овощей.

Правильные ответы целесообразно распечатать заранее на отдельных листах вместе с критериями выставления оценок. Учесть затруднения учащихся при дальнейшей работе.

Заранее раздать салфетки.

Рекомендовать при выполнении домашнего задания использовать таблицы учебника и приобретённые на уроке знания, жизненный опыт родителей.

1.Павлова. О.В. Неделя технологии в начальной и средней школе. // Школа и производство.- 2006 . — № 1,5.

2. Технология: Учебное пособие. 5-11 класс. /Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.Технология: Учебное пособие. 5 класс общеобразовательных. /Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф

4.Трайтак. Д.И. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. 5–7 кл. — 2002

5. Уварова.В.Д. Школьная пресса. // Школа и производство. — 2007. — № 1,8, 9.

Годовая потребность человека в овощах.

капусты 30 — 40 кг,

томатов 25 – 30 кг,

огурцов 10 – 12 кг,

свеклы 5 – 10 кг,

моркови 6 – 10 кг,

Растению этому поклонялись и его же ненавидели, его цветами украшали королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным.

В немецком городе Оффенбурге стоит памятник известному английскому мореплавателю и пирату Фрэнсису Дрейку. Но на самом деле европейцы, по крайней мере испанцы, познакомились с ним раньше.

Потребовалось более ста лет, чтобы этот гость занял одно из первых мест на нашем столе.

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

Цель: согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных.

Задачи:

Оборудование:

- карточки с изображением овощей и фруктов,

- макеты овощей и фруктов,

Ход занятия:

I. Организационный момент. Приветствие.

- Сегодня мы с вами будем собирать урожай! Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и фрукты)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)

- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)

- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)

II. Начало основного занятия.

- Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)

- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе)

- А какое варенье получится из сливы? (Сливовое)

И т. д. несколько фруктов.

- А какой компот получится из яблок? (Яблочный)

И т. д. несколько фруктов.

Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)

- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)

- Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)

И т. д. несколько овощей.

- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)

- Теперь отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

- А зачем мы готовим для капусты кадки и соль? (Чтобы ее солить)

- Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте движения за мной:

Тук! Тук! Тук! (ритмичные удары ребром

Раздается в доме стук. ладоней по столу;

Мы капусту нарубили, хватательные движения

Перетерли, обеими руками;

И набили плотно в кадку. удары руками по столу;

Все теперь у нас в порядке. отряхиваем руки)

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему соответствующий макет овоща или фрукта)

- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а помогут нам в этом схемы.

- Какие предложения можно составить, опираясь на схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается помощь в составлении предложения)

- Какие предложения вы составили? (Дети называют свои предложения)

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла …

Собираем мы в лукошко очень крупную …

От дождя земля намокла, вылезай толстушка …

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную …

Надо поклониться низко, чтобы вытащить …

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …

И красавец великан темно-синий … (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались. Спасибо за занятие. До свидания!

Читайте также: