У мха из проросшей споры развивается

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Выберите один верный ответ.

1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . В отличие от мхов у хвощей имеются1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги

3 . Плауны размножаются: 1) семенами 2) спорами 3) гифами 4) слоевищем

4 . Высшие растения отличаются от низших

1) расчленением тела на органы 3) наличием таллома

2) вегетативным размножением 4) размножением спорами

5 . Фотосинтез у папоротников происходит в

1) гаметах 2) корневище 3) спорангиях 4) тканях листа

6 . Спорофит плауна представлен:

1) заростком 2) зеленым растением 3) спороносным колоском 4) пластинка.

1) имеют мочковатую корневую систему 3) имеют стержневую корневую систему

2) не имеют корня 4) лишены корневого чехлика

8 . Гаметофит доминирует в жизненном цикле у

1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосеменных 4) голосеменных

9 . В цикле развития сфагнума преобладает

1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)

10 . У папоротников, в отличие от мхов,

1) из проросшей споры развивается заросток

2) происходит чередование полового и бесполого поколений

3) бесполое размножение происходит с помощью спор

4) оплодотворение невозможно без воды

11 . Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:

1) участие насекомых-опылителей 3) наличие ветра

2) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки

12 . К споровым растениям относится

1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка

13 . Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников

1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней

14 . Как называют орган (структуру), в которой у папоротников образуются яйцеклетки

1) архегоний 2) антеридий 3) спорангий 4) яичник

15 . Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

1) вегетативных органов 3) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле

2) придаточных корней 4) воздухоносных клеток в листьях и стебле

16 . Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха.

Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите в цифры, под которыми они указаны.

17 . Выберите два организма, размножающиеся семенами.

1) Клевер ползучий 4) Олений мох

2) Хвощ полевой 5) Капуста белокочанная

3) Плаун булавовидный

18 . О возникновении папоротников в истории Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм 3) наличие их отпечатков и окаменелостей

2) их способы размножения 4) их современное многообразие

19 . Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

1) Клетки заростка папоротника

2) Клетки коробочки мха

5) Клетки камбия липы

21 . Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды 4) имеют проводящие ткани

2) имеют корни и побеги с листьями 5) имеют вегетативные органы

3) образуют семена 6) размножаются спорами

22. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

23 . Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спора 1) гаплоидная

Б) заросток 2) диплоидная

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

24. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют 4) имеется хорошо развитая корневая система

2) размножаются семенами 5) размножаются спорами

3) цветки мелкие, невзрачные 6) для размножения нужна вода

25 . Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

А) в почве закрепляются ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Укажите основные признаки моховидных растений

27 . В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

28 . Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

Выберите один верный ответ .

1 . Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . На взрослом растении хвоща созревают

1) споры 2) гаметы 3) семена 4) шишки

3 . Назовите орган(ы), в котором(ых) у папоротников откладываются про запас питательные веществ

1) листья 2) корни 3) корневище 4) споры

1) гаметофиты; 2) спорофиты; 3) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.

5 . Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением 2) заростком 3) яйцеклеткой 4) сперматозоидом

6 . К генеративным органам папоротников относят:1) корень 2) стебель 3) лист 4) спорангии

7 . Спорангии хвощей представлены:

1) спороносными колосками 2) зеленым растением; 3) пластинкой; 4) заростком.

8 . Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения 3) имеют плохо развитые проводящие ткани

2) хорошо выносят тень 4) имеют фотосинтезирующие ткани

9 . Из споры папоротника развивается:

1) заросток 2) стебель 3) корневище 4) первый лист

10 . Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 2) спорангии 3) тычинке 4) ни один ответ не верен

11 . Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 2) голосеменных 3) папоротников 4) всех перечисленных

12 . Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:

1) мхов 2) хвощей 3) папоротников 4) плаунов

13 . Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 2) супротивно 3) поочередно 4) листья отсутствуют

14 . Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 3) несет женские половые органы

2) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

15 . В образовании торфа принимает участие:1) сфагнум 2) леканора 3) пармелия 4) ксантория

16 . Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 3) колосках на верхушках побегов

2) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

17 . Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:

1) ризоиды 2) придаточодные корни 3) главные корни 4) боковые корни

18 . Представитель какого отдела растений показан на рисунке?

19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

20 . Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите два верных утверждения

1) клетки заростка папоротника 4) клетки коробочки мха

2) клетки камбия липы 5) спермии ржи

3) клетки эндосперма пшеницы 6) споры хвоща

21 . Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.

1) оплодотворение 4) развитие листостебельного растения

2) развитие коробочки на ножке 5) развитие половых органов и гамет

3) развитие спор 6) прорастание протонемы

22 . Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная стадия

Б) Заросток 2) Диплоидная стадия

В) Зрелый спорофит

Г) Молодой спорофит

23 . Выберите три верных ответа . Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами 4) дифференциация на органы и ткани

2) оплодотворении, которое происходит вне водной среды 5) автотрофном способе питания

3) перекрёстном опылении насекомыми 6) преобладании среди них древесных форм

24. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

А) отсутствие корней

Б) развитая проводящая система

В) наличие водоносных клеток

Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

Д) спорофит преобладает над гаметофитом

25. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная

Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная

В) Листостебельное растение

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

27 . Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее 3-х признаков.

28 . Назовите особенности строения и жизнедеятельности плаунов.

29 . Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки".


Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии

Тестыдля подготовки к ЕГЭ по биологии Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"

Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ по биологии по теме: "Растения"

Данный тест поможет обобщить знания учащихся по основным темам курса "Ботаника".

Слоевище — это тело низших споровых растений, не расчленённое на отдельные органы, характерные для большинства растений: корень, стебель, листья и т.д. Например слоевище бывает у лишайников и водорослей.

5. Что такое вайя папоротника?

Вайя папоротника — это листоподобный побег некоторых видов папоротников.

Вопросы в конце параграфа

1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?

При благоприятных условиях одноклеточные водоросли размножаются бесполым способом. Перед началом размножения клетка водоросли теряет свои жгутики и начинает делиться — внутри клетки путём деления образуются 2, 4 или 8 новых подвижных клеток, называемых зооспорами. После этого оболочка клетки водоросли раскрывается и зооспоры выходят наружу. Вне материнского организма зооспоры начинают расти и вырастают до размеров взрослой водоросли.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

При наступлений неблагоприятных условий некоторые одноклеточные водоросли начинают размножаться половым путём. В этом случае внутри взрослой одноклеточной водоросли образуются гаметы — специальные половые клетки. Затем клетка водоросли открывается и гаметы выходят наружу. В воде гаметы различных организмов попарно соединяются и образуют зародыш нового организма — зиготу. Покрытая толстой оболочкой зигота находится в состоянии покоя до наступления благоприятных условий для развития водоросли. После наступления таких условий внутри зиготы путём деления образуются четыре клетки, которые выйдя в окружающую среды вырастают до взрослых особей.

2. Какими способами размножается улотрикс?

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

В благоприятных условиях водоросль улотрикс размножается бесполым путём. Каждая клетка этой водоросли (кроме самой нижней, которой растение прикрепляется к чему-либо) начинает делиться на 2 или 4 зооспоры со жгутиками. Затем клетка открывается и зооспоры выплывают в воду. Найдя подходящую поверхность зооспоры прикрепляются к ней своими усиками и начинают делится, образуя новую нить водоросли улотрикс.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Если условия произрастания для водоросли становятся неблагоприятными, то процесс размножения происходит половым путём. В клетках водоросли образуются половые клетки — гаметы. Все они подвижны и снабжены усиками. Затем клетка водоросли открывается и гаметы попадают в воду. В воде гаметы объединяются в пары, обычно соединяются гаметы двух различных нитей улотрикса. В процессе объединения образуется зигота с толстой оболочкой. В таком виде зигота находится в состоянии покоя до наступления благоприятных условий, а потом делится на 4 клетки — споры, каждая из которых, прикрепившись к чему-либо, может дать начало новой нити улотрикса.

Кроме того, многоклеточные водоросли способны размножаться вегетативно — кусочками слоевища.

3. Как размножаются мхи?

У мхов чередуется процессы полового и бесполого размножения.

Бесполое размножение протекает при помощи спор. Когда спора попадает в благоприятные для неё условия, то из неё прорастает тонкая зелёная нить, которая называется предросток. Затем этот предросток развивается, начинает ветвиться и на нём появляются почки. Из этих почек развивается взрослое растения — мужской или женский экземпляр мха.

Затем начинается период полового размножения мхов. Во взрослых растениях образуются половые клетки — гаметы. В мужских особях развиваются мужские гаметы, которые называются сперматозоиды, а в женских особях развиваются женские гаметы, которые называются яйцеклетки. Когда на мох попадает вода, например во время дождя, сперматозоиды плывут к яйцеклеткам и сливаются с ними. В процессе этого слияния на женском растении мха образуется зигота, которая потом развивается в коробочку со спорами. Когда споры вызревают, они высыпаются из коробочки и снова начинается процесс бесполого размножения мхов.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Также мхи прекрасно размножаются вегетативным способом. Из множества экземпляров мужских и женских особей мха формируются подушковидные дернины, которые сплошным ковром покрывают влажную почву. Если аккуратно вырезать кусочек дернины и пересадить его на другой участок почвы, то мох начнёт развиваться и покрывать все большую территорию.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

4. Что такое заросток?

Заросток — это маленькая зелёная пластина развивающаяся из споры папоротника. Это самостоятельный организм, который при помощи ризоидов прикрепляется к почве. На нижней стороне пластины заростка развиваются мужские и женские гаметы папоротника.

5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?

Половое и бесполое размножение у папоротников — это чередующиеся процессы.

Бесполое размножение папоротника происходит при помощи спор. Они образуются на нижней стороне листа растения внутри бурых бугорков — спорангиев. Созревшие споры выпадают из спорангиев и ветром разносятся по окружающей территории.

Если спора попадает в благоприятные условия, то начинается следующий этап — половое размножение. Из споры прорастает зелёная пластинка диаметром несколько миллиметров — заросток, который прикрепляется к почве ризоидами. Затем на нижней стороне заростка начинают формироваться мужские и женские половые клетки — сперматозоиды и яйцеклетки. При помощи капелек воды (например, во время дождя или выпадения росы) сперматозоиды подплывают к яйцеклетке и при их соединении образуется зигота. Зигота развивается в зародыш папоротника, а потом из него формируется полноценное растение с корнями, стеблем и листьями.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Подумайте

Какую биологическую роль у папоротников играет половое поколение; бесполое поколение?

При половом поколении растения из заростка папоротника развивается новое полноценное растение. То есть его биологическая роль — развитие взрослых растений.

При бесполом размножении споры папоротника ветром и водой разносятся на обширную территорию и ожидают благоприятных для развития условий. То есть биологическая роль бесполого размножения папоротника — распространение вида и сохранение генетического материала для развития новых растений.

Задания для любознательных

Посейте споры папоротника и проведите наблюдения за их прорастанием, используя следующую инструкцию.

1. Срежьте вайю со спорангиями коричневого цвета, заверните её в бумагу и высушите.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Возьмите лист белой бумаги. Потрясите над ней вайю, чтобы споры высыпались на бумагу.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Заполните чистые плошки подготовленным субстратом (прокалённая дерновая земля, куски торфа или пемзы).

4. Посейте споры на субстрат.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Накройте плошки стеклом и поставьте в тёплое место при температуре не ниже 25 °С. Следите, чтобы субстрат был всё время влажным.

6. Ведите наблюдения и записывайте в дневник даты посева, прорастания спор, образования из споры зелёной нити — предростка, образование сердцевидного заростка, появление первых листьев папоротника. Сделайте фотографии.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

7. При появлении 3—4 листьев пересадите растение в смесь листовой и торфяной земли с песком.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

8. Подготовьте отчёт о своих наблюдениях.

При попадании в благоприятные условия споры папоротника сразу начинают прорастать. Процесс этот идет постепенно. Например, спорам папоротника щитовника, участвующим в эксперименте, для прорастания потребовалось 4 недели.

Проросшие заростки выглядят как миниатюрные зелёные сердечки, приподнятые над почвой тонкими белыми волосками-ризоидами. Заростки настолько мелкие, что лучше всего их рассматривать в лупу.

Через 3,5 месяца после начала эксперимента на заростках папоротника начали появляться корни и листья. К концу четвертого месяца эксперимента началась пересадка растений с 3-4 листиками в смесь листовой и торфяной земли с песком.

Примерно через год после начала эксперимента растение развилось до взрослого папоротника щитовника, готового в выбрасыванию спор.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Зооспора — это подвижные клетки образованные в материнской клетке водорослей.

Предросток — это проросшая спора мха, по виду напоминающая тонкую зелёную нить. Развиваясь предросток начинает ветвиться.

Спорангии — это бурые бугорки на нижней части листов папоротника, в которых созревают споры растения.

Заросток — это маленькая зелёная пластина, развивающаяся из споры папоротника в благоприятных условиях. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы растения, из которых после оплодотворения развивается зародыш будущего папоротника.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Высшие споровые растения
Отдел Моховидные

Общая характеристика мохообразных

1.Древняя группа растений (известны с карбона)
2. Многолетние
3. Подавляющее большинство моховидных — низкорослые многолетние травянистые растения размером от 1 мм до нескольких сантиметров, реже до 60 см и более.
4. У большинства из них тело расчленено на стебель и листья, но встречаются и слоевищные формы.
5. Для оплодотворения нужна вода
6. Нет корней, могут быть ризоиды.
7. Проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют или развиты слабо
8. В цикле развития характерно чередование полового и бесполого поколений. (преобладает гаметофит)
9. Половое поколение - гаметофит, или заросток, образующийся из спор, имеет гаплоидный (одинарный ) набор хромосом
10. Бесполое поколение – спорофит, который формируется из зиготы и несёт диплоидный (двойной) набор хромосом. Споры образуются в спорангиях. Споры - клетки гаплоидные.
11. Известно около 25 тыс. видов
12.Эти растения предпочитают наиболее увлажненные места, однако произрастают и на каменистых склонах гор, в пустынях, на сухих открытых скалах, в тундрах, но не встречаются в морях, на сильно засоленных почвах, в ледниках и сыпучих песках.

Отдел Мохообразные насчитывает около 25 тысяч видов. Это высшие растения, приспособившиеся к наземному образу жизни, для которых характерны некоторые примитивные черты строения
Примитивные черты:
Нет настоящих корней (могут быть ризоиды)
Листья имеют простое строение
Преобладание гаплоидной формы в цикле развития

Признаки высших растений:
*листья *стебли
*многоклеточные органы
размножения

Подавляющее большинство моховидных — низкорослые многолетние травянистые растения размером от 1 мм до нескольких сантиметров, реже до 60 см и более. У большинства из них тело расчленено на стебель и листья, но встречаются и слоевищные формы.
Отдел Моховидные
Печёночные мхи
(риччия, моршанция)
Имеют слоевище
Листостебельные мхи
(зелёный мох кукушкин лён, торфяной мох сфагнум)
Имеют листья и стебель
рикардия
фунария
сфагнум

МАРШАНЦИЯ
У печёночных мхов нет деления на стебель и листья.
Тело гаметофита представлено слоевищем в виде зелёной пластинки, как у водорослей.
Спорофит в виде овальной коробочки на короткой ножке.

Печёночники. Слева направо: маршанция полиморфная, блефарострома волосолистная, птилидиум реснитчатый, цефалозия двузаострённая, барбилофозия плауновидная
Бриевые мхи. Слева направо: дикранум метловидный, тортелла кудрявая, хилокомиум блестящий, ракомитриум шерстистый, цератодон пурпурный
Сфагновые и андреевые мхи. Слева направо: сфагнум бурый, сфагнум обманчивый, сфагнум оттопыренный, сфагнум магелланский, андрея скальная

БРИУМ, род листостебельных мхов семейства бриевых. Известно св. 800 видов. Наиболее распространён Б. серебристый — космополит. Мох-сорняк, сопутствующий человеку. Растёт на полях, по откосам канав, берегам рек, у дорог, на старых деревяных крышах и стенах, покрытых мелкозёмом камнях. Образует плотные, светло- или голубовато-зелёные, сухие — серебристо-белые дерновинки. Стебли высотой до 2 см, с серёжечными побегами.
Листья кругловато-яйцевидные, заострённые. Коробочка со спорами почти цилиндрическая, на красной ножке выс. 1—2 см. Спороносит с весны до поздней осени. На старых камен. стенах, дранковых и солом, крышах, почве встречается Б. дернистый. Отмечены также Б. ложнотрёхгранный, волосовидный и др.

Кукушкин лён
Стебли неветвящиеся, покрыты узкими листочками. Нижняя часть стебля
тёмно-коричневая. Вместо корней – ризоиды, нитевидные выросты, состоящие из одной или нескольких клеток. Ткани - покровная и проводящая более простого строения чем у цветковых растений.

СПОРА (n)
При попадании во влажные условия прорастает
Из почек проростка развиваются листостебельные невысокие растения
Мужской гаметофит(n),
состоящий из стебля,
листьев и ризоидов
Женский гаметофит(n),
состоящий из стебля,
листьев и ризоидов
На верхушке развиваются антеридии
На верхушке развиваются архегонии
В антеридии развиваются многочисленные двужгутиковые сперматозоиды
В архегонии развиваются крупные
Неподвижные яйцеклетки
В воде сперматозоиды плывут к архегонию, и один из них сливается с яйцеклеткой
ОБРАЗУЕТСЯ ЗИГОТА (2n)
На женском гаметофите развивается коробочка на нити – спорофит (2n), живущая за счёт гаметофита. В ней созревают споры(n).
ЦИКЛ РАЗВИТИЯ КУКУШКИНА ЛЬНА
МЕЙОЗ
Развивается множество спор в коробочке

МХИ - это единственная группа растений, эволюция которой связана преобладанием в жизненном цикле гаметофита (зелёное растение).
Спорофит моховидных —состоит из коробочки и ножки. Спорофит, лишен самостоятельности и полностью зависит от гаметофита.

Основная функция спорофита — образование спор, которые в благоприятных условиях прорастают.
С момента прорастания споры начинается развитие гаметофита — полового поколения моховидных. Прежде всего развивается разветвленная нитчатая
(у большинства мхов) или пластинчатая(сфагнума) протонема,
на которой закладываются почки. У одних мхов из почек протонемы формируются пластинчатые слоевища, у других — листостебельные побеги гаметофита (взрослого мха), на которых развиваются органы полового размножения — антеридии и архегонии.

Листостебельные представители моховидных имеют ряд признаков, которые отличают их от остальных высших растений. У них отсутствуют корни; прикрепление к субстрату (частично и всасывание воды) осуществляется одним или многочисленными ризоидами — выростами эпидермы. Поглощение воды происходит главным образом нижней частью стебля или телом всего растения (сфагновые мхи).
Сфагнум (торфяной мох)

Многолетнее растение с ветвящимся
стеблем. Ризоидов нет. Нарастает
верхушечкой, а нижняя часть стебля
отмирает, без доступа кислорода образуя торф. Листья образованы одним слоем клеток, но двумя видами – зелёными (живыми) и белыми (мёртвыми, заполненными воздухом), в которых запасается вода.

ОТЛИЧИЕ СФАГНУМА ОТ КУКУШКИНА ЛЬНА
Нет ризоидов
Коробочка со спорами не имеет колпачка
Из проросшей споры образуется пластинка, а не нить
Стебель может ветвиться

Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в пере-увлажненной почве мало кислорода, а вследствие выделения сфагнумом специфических органических кислот создается кислая среда, в которой прекращается развитие почвенных микроорганизмов (бактерий, грибов и др.), разлагающих растительные остатки. В течение длительного времени происходит накопление значительных запасов органических веществ в виде торфа. Процесс образования торфа идет очень медленно: слой торфа в 1 см накапливается за 10 лет, толщиной в 1 м — за тысячу лет.

*В природе моховидные первыми заселяют необжитый субстрат и являются господствующими в биоценозах, где покрывают почву сплошным ковром (тундра).
*Важную роль выполняют мхи в регуляции водного баланса ландшафтов в связи со способностью впитывать и удерживать огромное количество воды.
*В хозяйстве человека мхи, вызывая заболачивание почв, ухудшают качество сельскохозяйственных земель.
*Разрастаясь, могут предотвращать эрозию почв, удаляя влагу с поверхности в подземные воды.
*Ряд сфагновых мхов используются в медицине как перевязочные средства. *Моховидные участвуют в создании залежей полезного ископаемого – торфа.
*Торфяные мхи выделяют гуминовые кислоты, препятствующие гниению, благодаря чему скопления мёртвого мха со временем спрессовываются в торф. *Торф добывают как полезное ископаемое и используют как топливо или удобрение. Кроме того, из него получают некоторые химические вещества.
*Сфагновые мхи используются в качестве подстилки для скота. Так как сфагнум поглощает большие количества воды (в 30–40 раз больше массы своего тела), в войну его использовали как перевязочное средство.
Значение моховидных

1.У мхов, в отличие от других высших растений, отсутствуют
а – стебли б – корни в – листья г - ткани
2.К мохообразным растениям относится
а - ламинария б - олений мох в - сфагнум г - все эти растения
3. Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется
а - тонкая зеленая нить б - заросток в - спороносный колосок г - зигота
4.Листья сфагнума имеют клетки:
а - хлорофиллоносные, а между ними большие межклеточные пространства;
б - хлорофиллоносные и водоносные;
в - хлорофиллоносные, водоносные и бесцветные покровные.
5.Белесоватый цвет листьев сфагнума связан с:
а - наличием особых веществ в пластидах клеток;
б - наличием большого числа водоносных клеток;
в - восковым налетом на поверхности листьев.
6.Взрослые растения сфагнума:
а - лишены ризоидов;
б - имеют ризоиды на стеблях до их разветвления;
в - имеют ризоиды только в условиях жизни в местах с небольшой увлажненностью.;
г - на всех особях.

7.Ризоиды у кукушкина льна:
а - имеются только в молодом возрасте б - не имеются;
в - развиваются как у молодых, так и у взрослых растений.
8.Сперматозоиды кукушкина льна образуются
а – в спорангиях б - в антеридиях в – в архегониях
9.Из зиготы у мха вырастает
а - спора б – спорофит со спорами в – гаметофит
10.Мужские гаметы кукушкина льна могут попасть на женские растения с помощью
а – ветра б – воды в – насекомых
11.На сколько сантиметров нарастает верхняя часть сфагнума каждый год
а – 1-2см б – 2-4см в – 5-10см
12.Какой мох вызывает заболачивание
а – кукушкин лен б – маршанция в – сфагнум

В1.Установите последовательность развития мха, начиная со споры:
1) спора
2) коробочка 3) предросток (зеленая нить)
4) взрослое растение
5) антеридии и архегонии
6) оплодотворение
В2. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:
1) корни отсутствуют
2) имеется хорошо развитая корневая система
3) размножаются семенами 4) размножаются спорами
5) цветки мелкие, невзрачные
6) для размножения нужна вода
В3. Установите соответствие между растениями и признаками
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЯ
А. коробочка вытянутая 1 – сфагнум
Б. коробочка округлая 2 – кукушкин лен
В. имеют ризоиды
Г. перистые листья
Д. листья имеют резервуары для воды
Е. лист состоит из одного вида клеток

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию по теме на углубленном уровне. Подобраны продуманные вопросы для проверки.

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

Отдел Моховидные насчитывает в настоящее время (_) видов.

В жизненном цикле моховидных преобладает (_).

Мохообразные размножаются (_).

Споры, как и у всех высших растений, образуются (_), и имеют (_) набор хромосом.

Спорофит мхов представлен (_).

Гаметофит мхов представлен (_).

Гаметофиты называются двудомными, если (_).


нтеридии и архегонии у мхов образуются на (_).

По морфологическим особенностям спор мхи относятся к (_) растениям.

Для слияния половых клеток необходима (_).

После оплодотворения из зиготы развивается (_).

Из споры мха развивается (_).

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что обозначено цифрами 1 – 7?

Чем представлено бесполое поколение кукушкина льна?

Чем представлено половое поколение кукушкина льна?

Перечислите гаплоидные структуры мха.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?

Что представляет собой гаметофит кукушкина льна?

Что представляет собой спорофит кукушкина льна?

Когда происходит мейоз в цикле развития мха?

Отличаются ли морфологически споры мхов?


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что обозначено цифрами 1 – 6?

Можно ли считать сфагнум однодомным растением? Почему?

Какое значение имеет сфагнум в природе?

Почему говорят, что коробочка сфагнума находится на ложной ножке?

Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

Мхи относятся к сосудистым растениям.

Мхи относятся к низшим растениям.

Мхи – это высшие растения, размножающиеся спорами.

Мхи относятся к разноспоровым растениям.

Для оплодотворения у мхов вода не нужна.

Вода для оплодотворения необходима.

У мхов в жизненном цикле происходит чередование бесполого и полового поколений.

У мхов появляются настоящие стебель, листья и корни.

В жизненном цикле преобладает спорофит.

В жизненном цикле преобладает гаметофит.

Коробочка на ножке является гаметофитом.

Антеридии развиваются на тонкой зеленой нити, образующейся из споры.

Споры развиваются в архегониях.

Из споры развивается тонкая зеленая нить, похожая на нитчатую водоросль – протонема.

В архегониях и антеридиях развиваются гаметы.

Архегонии – женские половые органы мхов.

Антеридии – мужские половые органы мхов.

Кукушкин лен – двудомное растение.

У кукушкина льна в листьях есть клетки, содержащие хлоропласты (хлорофиллоносные) и мертвые водоносные клетки, оболочки которых имеют отверстия.

Сфагнум – однодомное растение.

У мхов слабо развиты механические, покровные и проводящие ткани, сосуды отсутствуют.

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Печеночники. 2. Листостебельные мхи. 3. Гаметофит. 4. Спорофит. 5. Архегонии. 6. Антеридии. 7. Бесполое поколение. 8. Половое поколение. 9. Чередование поколений. 10. Споры. 11. Равноспоровые растения. 12. Разноспоровые растения. 13. Протонема. 14. Ризоиды.



Ответы:

Задание 1. 1. Около 25 000 видов. 2. Гаметофит. 3. Спор. 4. Мейотически; гаплоидный. 5. Коробочкой на ножке. 6. Листостебельным растением. 7. Антеридии и архегонии развиваются на разных гаметофитах. 8. Гаметофитах, листостебельных растениях. 9. Равноспоровым. 10. Вода. 11. Сначала гаустория, затем спорофит. 12. Протонема, затем из почки – гаметофит.

Задание 3. 1. 1 – листостебельное растение, гаметофит; 2 – спорофит, коробочка на ножке; 3 – коробочка; 4 – колпачок; 5 споры; 6 – протонемы, прорастающие споры; 7 – растение с мужскими органами полового размножения (антеридиями); 8 – антеридии, из которых выплывают сперматозоиды; 9 – растение с женскими органами полового размножения (архегониями); 10 – сперматозоиды проникают в архегонии; 11 – архегонии с яйцеклетками. 2. Растение, образующее гаметы – листостебельное растение. 3. Растение, образующее споры – коробочка на ножке. 4. При образовании спор. 5. Нет, мхи – равноспоровые растения.

Задание 5. 1 -. 2 -. 3 +. 4 -. 5 -. 6 +. 7 +. 8 -. 9 -. 10 +. 11 +. 12 -. 13 -. 14 -. 15 +. 16 +. 17 +. 18 +. 19 +. 20 -. 21 +. 22 +.

Читайте также: