Трава белела ровной скатертью солнце мирно всплывало

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Цель урока: развивать навыки выразительного чтения, пересказа, навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, составление плана, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Содержимое работы - 1 файл

уроки тургенев.doc

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной и независимой жизнью. Человек как будто смотрит на нее снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может лишь уповать на при-

1. Прочитать стихотворения в прозе (по хрестоматии).

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Цель урока: углубить понятие о русском национальном характере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения.

Ход урока I. Проверка домашнего задания

П. Подготовка заданий в группах

Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подготовку достаточно 8—10 минут). Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок, прокомментировать их.

- Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

- Какую роль играет образ-символ грозы?

- Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

- Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка.

- Какие слова в описании являются ключевыми?

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

- Какую роль играет описание интерьера избы?

- Как это описание помогает понять характер героя? Третья группа. Портрет.

- В чем особенности портрета Бирюка?

- Какие детали портрета героя вы считаете главными?

- Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

— Как портрет помогает раскрыть характер героя?

- Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора? Четвертая группа. Словарная работа.

— Объяснить, почему герой рассказа носит такое прозвище.

- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

верста — примерно 1060 м;

верх (здесь) — овраг;

взыскать — заставить уплатить или подвергнуть наказанию;

дрожки — легкий открытый рессорный экипаж;

живот (здесь) — домашнее животное, лошадь;

замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста;

засов — дверной запор в виде задвижки;

кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура;

лозники — ивовый кустарник;

лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель;

мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремесленников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле - возле;

покромка — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - по кромке, по краю;

полати - в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком;

полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механизма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламенения порохового заряда в стволе;

понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты - ивы; вожжа (вожжи) - часть упряжи: ремни, веревки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью;

рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

- В чем различие лексики разных героев рассказа?

- Какое значение имеет это различие?

- Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

1) выявление и обозначение основных приемов создания художественного образа;

2) пейзаж как средство характеристики героя;

3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;

4) роль и значение авторской характеристики;

5) поступок героя как способ его характеристики.

I. Слово учителя

Тут можно читать бесплатно Бежин луг - Тургенев Иван Сергеевич. Жанр: Классическая проза. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Бежин луг - Тургенев Иван Сергеевич

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Бежин луг - Тургенев Иван Сергеевич краткое содержание

Бежин луг - Тургенев Иван Сергеевич - описание и краткое содержание, автор Тургенев Иван Сергеевич , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Бежин луг читать онлайн бесплатно

Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

Иван Тургенев - Бежин луг

Иван Тургенев - Бежин луг краткое содержание

Иван Тургенев - Бежин луг читать онлайн бесплатно

Иван Сергеевич Тургенев

Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы…

Я узнал наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари. Я благополучно спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю ухваченную мною ветку, как вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней; два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали тотчас собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним.

Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.

Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

Читайте также: