Темнеет вдали приуныл подорожник средство выразительности

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин, -
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес.. .
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною.. .
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Неуютная жидкая лунность-метафора; тоска равнин-олицетворение; бесконечных равнин-гипербола; тележная песня-эпитет; яблонь весеннюю вьюгу-метафора; чахоточном свете луны -метафора; видеть больно
И березам и тополям-олицетворение; моторному лаю -эпитет; почти везде присутстует инверсия (перестановка слов в предложении);

1) Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин - метафора 2)резвую юность-Эпитет 3)любя, проклинал- оксюморон 4)тележная песня колес-метафора 5)чахоточном свете-эпитет 6)Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! -риторич. обращение (возможно) 7)Нищету твою видеть больно И березам и тополям-олицетворение 8)моторному лаю -метафора
все, Что смогла найти)

развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Личностные:

формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Сценарий урока:

Оргмомент. Цели и задачи урока. Добрый день. Тема нашего урока “Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ЕГЭ”. Слайд 1 .Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений. Каких? (совместное целеполагание) Слайд 2 .

Тип урока (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности) предполагает оценивание знаний всех обучающихся класса. У вас на столе лежит лист оценивания знаний и умений. По ходу урока вы будете ставить оценки или баллы. После выполнения всех заданий вы получите итоговую оценку.

Повторение и углубление ранее изученного материала. Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи

Проверка домашнего задания: найти и выписать слова великих людей об образности, красочности, яркости русского языка. Слайд 3 . Читают высказывания.

Эпиграф к уроку .1. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. ( К. Паустовский)

2.Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин)

3. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)

4. Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет… (Н. Браун)

5. Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Р. Державин)

- Выразительность речи достигается разными способами и средствами:

Слайд 4

- Какие средства художественной выразительности вам известны? (Фонетические, морфологические, словообразовательные, лексические, синтаксические)

- Как называются лексические средства выразительности? (тропы) - Какие тропы вы знаете?

- А синтаксические? (фигуры) Назовите известные вам фигуры. Слайд 5.

Обращение.

Восклицание.

Вопрос.

Умолчание.

Проанализировав задания ЕГЭ последних трех лет, просмотрев ДЕМО версию 2016 г., можно составить список изобразительных средств языка, которые встречаются наиболее часто: метафора, фразеологизм, эпитет, сравнительный оборот, олицетворение, метонимия и т.д. Следует обратить на них особое внимание.

3. Повторение теоретических знаний: – Вы правильно перечислили средства художественной выразительности. Сможете ли вы определить их функции. Проверим ваши знания, выполним тест. Слайды 6, 7 Задание на соответствие. Самооценка.

Лист оценивания знаний и умений.

2. Работа группы

3. Работа в парах.

4. Самост. работа

Итоговая оценка: ___________

1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.

2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст.

4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа.

5. Перенесение значения по сходству.

6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)

8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

4. Углубление знаний по теме урока. Успешная сдача экзамена зависит от того, как вы овладеете важнейшим умением: находить и определять средства выразительности в предложениях. Я хочу обратить ваше внимание на типичные трудности работы с выразительными средствами текста: слайд 8

1. Когда не узнают сравнение. Слайд 9

Слайд 10. Анализ примеров: 1. Там, где, словно ожерелья, // Многоцветные каменья // Поднялись над пеной волн. (сравнит. союз)

2. И с каждой буквой из моей строки // Крапивой л езет жгучая досада. ( К. Спицина) (сущ. в твор. пад.)

3 . Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд .
Едкий, душный запах дегтя,
Как загар , тебе идет. ( А.Ахматова)(сравнит. степень прилаг., оборот с союзом как.)

2. Эпитет или метафора? Слайд 11

Слайд 12. Анализ примеров.1. Простые краски северных широт: // Румяный клевер, лен голубоватый , //И солнца блеск, немного виноватый ,//И облака, плывущие вразброд . О. Фокина

(эпитет, образное определение, выраж. им. прилаг.)

2. . Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

( эпитет, образное определение, выраж. им. прилаг )

3. Горит восток зарёю новой (словно пожар) -скрытое сравнение-метафора зарею-имя существит.

3. Эпитет или олицетворение? Слайд 13

Слайд 14. Анализ примеров:

1. . Побледневшие звезды дрожали , // Трепетала листва тополей.

Звезды дрожали, трепетала листва-олицетворение (неодуш. предмет и глагол).

4. Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Слайд 15

Слайд 16. Анализ примеров:

1. Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) -риторич. вопрос(не требует ответа)

2. Нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно. (есть вопрос и есть ответ).

5. Прослушивание лекции А.Г.Нарушевича о выполнении заданий В8 (2007 год). Подготовке учащихся к выполнению заданий на ЕГЭ уделяется много внимания. Это и рекомендации ФИПИ, сайты интернета, учебные пособия, диски. Я хочу познакомить вас с одним из экспертов по проверке сочинений на ЕГЭ, кандидатом филологических наук, учителем русского языка и литературы Нарушевичем Андреем Георгиевичем. Он расскажет вам, как нужно работать над заданиями, касающимися выразительных средств языка. Диск-лекция.

Задание 1. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?

1. Темнеет вдали,

Приуныл подорожник. Н. Рубцов

2. А голос был все глуше, тише,

Жизнь угасала навсегда,

И стало слышно, как над крышей

Тоскливо воют провода. Н. Рубцов

3. Я долго ехал волоком.

И долго лес ночной

Все слушал медный колокол,

Звеневший под дугой. Н. Рубцов

4. . И третий, кажется, автобус

Бежит по линии шестой. Н. Рубцов

5. Ольха цветет, надеется, зовет,

Еще не зная страшного подвоха. В. Солоухин

Задание 2. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?

1. Там, где, словно ожерелья,

Поднялись над пеной волн. ( В. Брюсов)

2. А неба свод, глубоко-синий, -
Как купол, увенчавший храм! ( В Брюсов)

3. Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд.
Едкий, душный запах дегтя,
Как загар, тебе идет. ( А.Ахматова)

4. И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. ( К. Спицина)

5. Все степное душа сохранит
Подорожником к резаной ране.
Я по жизни своей, как улитка,
На себе эту память несла. ( К. Спицина)

Задание 3. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?

1. Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

2. Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лен голубоватый,

И солнца блеск, немного виноватый,

И облака, плывущие вразброд.

3. . Только в спальне горели свечи

4. Пронизывает глуби все твой беспощадный луч

И тянется с земли до хмурых туч.

5. Чёрные тени узорной решётки

Ясно ложатся по белому снегу.

Тихие звёзды задумчиво-кротки,

Месяц пророчит истому и негу.

Черные окна немого собора

Смотрят угрюмо на белое поле.

Задание 4. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?

Любуясь месяцем, оглядывая даль,

Мы чувствуем в душе ту тихую печаль,

Что слаще радости.

Откуда чувства эти? (Н.А. Некрасов)

Убогая роскошь наряда (Н.А. Некрасов).

Есть тоска веселая в алостях зари (С.А. Есенин).

Кому сказать, с кем поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив. (С.А. Есенин)

Звучит земля — последнее оружье —

Сухая влажность черноземных га. (О. Мандельштам)

Слайд 17 . Вариант 2. Предлагаю выполнить практическое задание: Какие средства выразительности используются в предложениях?

Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях? Обведите кружочком правильный ответ.

1. Люблю я пышное природы увяданье… ( А. Пушкин)

2. Анчар, как грозный часовой,//Стоит – один во всей вселенной.( А. Пушкин)

3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок! ( Н. Некрасов )

4. Я видывал, как она косит://Что взмах – то готова копна. ( Н. Некрасов)

5. Отговорила роща золотая //Березовым веселым языком. (С.Есенин)

6. “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)

7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)

8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

7. Итог урока. Решение проблемного вопроса. Слайд 18 .По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.)

Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:

Он мог бы сеять, плотничать, ковать,
Но вот не вышло – жизнь дала осечку… (Слайд.)

Молодой человек утверждает, что эта образность ему непонятна и потому недопустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”.

Проблемный вопрос:

Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?

Домашнее задание. Слайд 19 .Предлагаю вам проверить степень усвоения данной темы. Вам нужно будет выполнить тестовые задания из ваших книг: 10 вариантов 24 задания. Обращаю ваше внимание на правильное написание средств выразительности с точки зрения орфографии. Решение тестовых заданий по книжкам. В лист оценивания оценка учителя.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
Задание. Найти в приведенном поэтическом отрывке олицетворения.

1.Темнеет вдали,
Приуныл подорожник.
Я. Рубцов

2.А голос был все глуше, тише,
Жизнь угасала навсегда,
И стало слышно, как над крышей
Тоскливо воют провода.
Н. Рубцов

3.Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол,
Звеневший под дугой.
Я. Рубцов

4. И третий, кажется, автобус
Бежит по линии шестой.
Я. Рубцов

5.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.
В. Солоухин

6.Я тех мест святыми не считаю,
Я от тех лесов почти отвык.
Там по мне, наверно, не скучает
Очень звонкий маленький родник.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Н. Рубцов

7.И лишь продрогшая рябина
Стучится кистью о стекло,
Вокруг нее размокла глина,
Рябине хочется в тепло.
В. Солоухин

8.Черные тени узорной решетки
Ясно ложатся по белому снегу.
Тихие звезды - задумчиво-кротки,
Месяц пророчит истому и негу.
Черные окна немого собора
Смотрят угрюмо на белое поле.
В. Брюсов

9.Приуныли в поле колокольчики.
Для людей мечтают позвенеть,
Но цветов певучие бутончики
Разве что послушает медведь.
Н. Рубцов

10.Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
К. Бальмонт

Антитеза– стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т. п. в художественной речи. Типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средство – противительные союзы А, НО и интонация или только интонация. У Лермонтова:

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

Смерть и бессмертье,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто.

Из груди извлечет не речь, но стон;

И не привет, упрек услышит он.

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.

Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

О как мучительно тобою счастлив я! (А.Пушкин)

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья. (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм– одинаковое синтак5сическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин)

Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин)

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова . Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катиться река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Милый друг, и в тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Эллипсис –пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Пороша. Мы встаем,

И тотчас на коня,

И рысью по полю

При первом свете дня. (пропущено: садимся, скачем. А.Пушкин)

Вариант 1. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

1. Притихшая, усталая,

Девичество бездомное. (Твардовский А.)

2. И я пойду, пойду опять,

Пойду бродить в густых лесах,

Степной дорогою блуждать. (Полонский Я.)

3. Смерть и бессмертие,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто. (Лермонтов М.)

4. О как мучительно тобою счастлив я! (Пушкин А.)

5. Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. (Тендряков В.)

6. Меж тем вдали то грустный, то веселый

Раздался звук обычной баркаролы. (Лермонтов М.)

7. Не дарите мне беду словно сдачу,

Словно сдачу, словно гривенник старый. (Галич А.)

8. Агавы светлой он счастливо

Достиг зеленых берегов. (Лермонтов М.)

9. Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая.

10. Заунывный рев мотора.

Сумасшедший звон жары.

Задыхаясь – в гору, в гору,

И – зажмурившись - с горы. (Рождественский Р.)

11. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную. (Прокофьев А.)

12. – Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот! (Гранин Д.)

13. Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (Светлов М.)

14. И казалось мне, что взор его вечен,

Неподвижен, словно солнце в зените… (Галич А.)

15. Злой октябрь осыпает перстни

С коричневых рук берез. ( Есенин С.)

Вариант №2. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

1. Что-то неуловимое, восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (Солоухин В.)

2. Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем. (Лермонтов М.)

3. Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (Лермонтов М.)

4. Зовет меня, зовет твой стон.

Зовет и гробу приближает. (Державин Г.)

5. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (Лермонтов М.)

6. И сова перелетала по небу тихому от колокольни. (Жуковский В.)

7. И казалось мне, что взор этот вечен,

Не подвижен, словно солнце в зените. (Галич А.)

8. Намокшая воробушком сиреневая ветвь. (Пастернак Б.)

9. Сначала – в упор, ну а после штыками

Добили. За что? За веснушки его? За его голубые? (Евтушенко Е.)

10. Маленький городок.

Северная Двина. (Ваншенкин К.)

11. По небу голубому

Проехал грохот грома. (Маршак С.)

Будущее не ясно.

Но нужна дружба с русскими. И он действительно прекрасный человек. Грибоедов. И к тому же он молод. (Тынянов Ю.)

Читайте также: