Новые инновационные технологии в детском саду по развитию речи

Обновлено: 08.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

В посвященных развитию связной речи исследованиях П. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.

Имея большой педагогический опыт работы в дошкольном образовании, мы пришли к заключению, что речь играет огромную роль в становление ребенка как личности.

В настоящее время использование инновационных технологий в работе по формированию речи у детей становится все более актуальным, т. к. эта система методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижения позитивного результата за счёт динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.

Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста это научить говорить связно и выразительно. Ребенок в повседневной жизни говорит много, а стоит спросить его о чем- то, рассказать или пересказать, сразу возникают трудности. Важно научить его правильно формулировать свою мысль и понимать основной сюжет.

Предлагаемые в нашей работе методы, приемы и средства по формированию связной речи у дошкольников позволяют значительно обогатить словарь детей, помогают в развитии ассоциативного мышления, способствуют развитию их диалогической и монологической речи; учат детей последовательно, осмысленно, составлять разные типы предложений, способствуют развитию у дошкольников словотворчества, умения составлять творческие рассказы и сказки, также дают возможность систематически и последовательно организовывать речевую работу с детьми на каждом возрастном этапе.

Обучение детей проводится с помощью графических зарисовок и символов, что помогает быстро запоминать и воспроизводить, а также выстраивать логический, последовательный, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность.

Осуществляется взаимосвязь речевых задач, которые на каждом возрастном этапе существуют в разнообразных сочетаниях. Работа проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня.

Данная система работы рассчитана с младшей группы до подготовительной группы.

В младшем группе работа направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания (заучивание потешек, стихов, разгадывание загадок, логометрические игры и упражнения, моноквадраты).

В старшей группе составление описательных рассказов с опорой на наглядность (с помощью таблиц, схем, сказкотеропия).

В подготовительной группе много времени уделяется интеллектуальным картам, обучение творческому рассказыванию.

Его форма напоминает елочку.

  • Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн составляется в игровой форме.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Затем переходим к мнемодорожкам, которые состоят из 3–4 символов, можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. И заключительный этап - мнемотаблицы, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В своей работе мы используем различные картинки и предметы. В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.

Интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

В чем же полезность этих интеллектуальных карт?

  1. Это наглядность. Вся изучаемая проблема оказывается на одном листе и ее можно окинуть одним взглядом. Карты ярки, привлекательны, поучительны
  2. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга использование образов, цвета интеллектуальная карта легко запоминается.

В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Данный метод является универсальным способом познания окружающего.

  • Анализ объектов с целью выявления признаков.
  • Синтез, т.е. составление целого из частей, также самостоятельное достраивание недостающих компонентов.
  • Установление причинно следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяют сначала их сходства, а затем различия.

Метод сказкотерапии – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций

Возможности сказкотерапии уникальны, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Педагог должен воспитывать своей речью.

Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Цель — повысить уровень педагогической компетенции по использованию интерактивных технологий.

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);

-развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов.

Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.

При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Во всех группах имеется уголок книги, в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационные методы – это внедренные новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ интерактивных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно — ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т.А. разработана картотека пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.

Занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

Здоровье сберегающих технологий.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Дошкольное детство — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой?Что общего между автобусом и домом?) и др.

2. Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом красивый и необычный.)

3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, «Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Элементы ТРИЗ можно применять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационные технологии развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Инновационные технологии развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1.Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.

В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Инновационные технологии развития речи

— формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.

Хочу познакомить вас с невероятно интересной техникой под названием Друдлы.

Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственно правильного ответа нет. Чем больше креативных подписей, тем лучше.

На одном из родительских собраний я провела мастер –класс по работе с друдлами. Родители очень заинтересовались. И когда я им показала набор карточек, они предложили что в процессе ожидания в очереди, в автобусе, на транспорте на дальние расстояния вместо телефонов, планшетов давать детям картинки с друдлами.

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие речь.

Суть модернизации текста в процессе его составления вы видите на слайде.

Из отдельных картинок мобильно составляется несколько различных комбинаций, по которым детки составляют рассказы.

Слайд №2. Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте обусловлена постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом. Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизнедеятельности человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.

Слайд №3. Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространёнными становятся следующие: малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Тревожным является тот факт, что поступающие в детский сад дети. Все это делает проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста актуальной.

Слайд №4. Цель проделанной работы – развить речь дошкольников через применение современных технологий речевого развития.

Слайд№5. Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка [2, с. 89]. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций [5, с. 76]. Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей [10, с. 45].

• владение речью как средством общения и культуры;

·• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [1].

Слайд №7. Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО в моей работе с дошкольниками становятся следующие:

• технология обучения детей составлению сравнений;

• технология обучения образной речи;

• технология обучения составлению загадок [11, с. 45];

• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

• артикуляционная и пальчиковая гимнастик;

• рассказ по картине [10, с. 78];

• составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.);

• рассказы детей из опыта;

• творческое рассказывание [4, с. 65].

Слайд №8. Технологии речевого развития в моей работе.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи [3, с. 89].

На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Среди методов моделирования выделяют следующие:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур).

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы) [2, с. 71].

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение [6, с. 38].

Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Используя метод мнемотехники, мы работали по схеме:

- сначала детям показывали мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или жен несложное короткое изображение;

- затем совместно с детьми осваивали мнемодорожки в виде коллажей, состоящих из четырех несложных изображений. Ребята учились составлять истории, опираясь на него [9, с. 112].

Также мы использовали цветные мнемотаблицы, по которым воспроизводили рассказы. Мнемотаблицы представляют собой схемы и служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи, обогащению словарного запаса, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.

Слайд №10. В работе по развитию образной речи я использовала технологию модели составления сравнений., где сначала мы совместно с дошкольниками называли какой либо объект, обозначали его признак, определяли значение этого признака, а затем сравнивали данное значение со значением признака в другом объекте. После чего дошкольники самостоятельного сравнивали предметы по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. [5, с. 90].

Слайд №12. Следует отметить, что с целью выработки полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, а также для правильного произношения звуков, мы использовали метод артикуляционной и пальчиковой гимнастики - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы [2, с. 117].

Слайд №13. Логопедическую ритмику, мы применяли для устранения недостатков речи с помощью движений. Используя различные упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, мы развивали правильное дыхание, формировали понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, вырабатывали умение перевоплощаться и двигаться в соответствии с выбранным образом. Среди основных упражнений, применяемых на занятиях по развитию речи, можно выделить следующие:

• упражнения на развитие дыхания;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения на развитие чувства темпа [5, с. 118]

Слайд №14. Для формирования связной речи, мы выполняли работу по обучению творческого рассказывания. Мы использовали три категории рассказов:

1.Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

В обучении творческого рассказывания мы опирались на следующую схему:

1. Предварительная беседа.

2. Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.

4. Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).

5. Отбор лучших вариантов

6. Кратковременное обдумывание.

7. Рассказы детей / коллективное рассказывание.

8. Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).

9. Итоги занятия [4, с. 37].

Слайд №15. В работе над совершенствованием диалогов и монологов, а также освоению выразительности речи, мы использовал игры – драматизации. В организации проведения игр – драматизаций, мы использовали, как прямые (выявление желания игра, беседа, распределение ролей, замечания и помощь в ходе игры, похвала, беседа в ходе игры), так и косвенные методы руководства (экскурсии, чтение художественных произведений, беседа, рассказ воспитателя, работа с родителями, игры-занятия) [11, с. 58].

Слайд №16. Применение технологии пересказа в работе над развитием речи дошкольников осуществлялось по следующему алгоритму:

1. Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).

2. Первичное выразительное чтение произведения. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ произведения детьми (3 – 5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) [2, с. 119].

Слайд №17. Применяя технологию рассказа по картинке, мы учили дошкольников составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец. В организации совместной деятельности мы использовали следующий последовательный алгоритм:

1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2. Рассматривание картины.

3. Беседа по ее содержанию.

4. Целевая установка на составление рассказа по картине.

5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.

6. Обобщающий рассказ педагога [4, с. 62].

Слайд №18. Для того чтобы дошкольники самостоятельно научились составлять небольшие описательные рассказы, об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему), мы применяли следующую технологию по составлению описательного рассказа:

1. Рассматривание и исследование предмета (нескольких предметов).

2. Беседа с детьми. Описание исследуемых игрушек. Называние признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств, действий с игрушкой, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про нее, кроме того, что назвали другие дети. Упражнение в использовании распространенных предложений, высказываний из 2 – 3 предложений.

4. Речевой образец педагога, который дается в разных частях занятия, по ситуации. (По образцу дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.)

5. Рассказы детей (3 – 5) с оценкой воспитателя [3, с. 71].

1.Предварительная беседа – активизация детской памяти.

2. Целевая установка на рассказывание.

4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).

5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.

6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.

8. Оценка рассказа воспитателем.

9. Итоги занятия.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи детей.

  • Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,
  • становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.
  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • здоровьесберегающие технологии,
  • ТРИЗ-технологии,
  • метод проектирования,
  • метод моделирования,
  • ИКТ-технологии,
  • технология мнемотаблиц,
  • педагогическая арт-терапия;
  • синквейн;
  • интеллект-карты;
  • лэпбуки и т.д.
  • Исходя из этого, для формирования и активизации речевого развития, наряду с традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные методы, технологии, приёмы:
  • В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

Развитие творческого потенциала

  • Благоприятная атмосфера, доброжелательность со стороны педагога, отсутствие критики в адрес ребенка;
  • Стимулирующая развивающая среда;
  • Поощрение оригинальных идей и высказываний ребенка;
  • Разноплановая практическая деятельность;
  • Использование личного примера, творческого подхода воспитателя к решению проблемы;
  • Свободно и активно задавать вопросы.

Основная идея ТРИЗ

  • - в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка;
  • - исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;
  • - содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей
  • Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
  • краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня),
  • среднесрочными;
  • длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
  • Проблема,
  • Проектирование (планирование),
  • Поиск информации,
  • Продукт,
  • Презентация (защита).

По продолжительности проекты могут быть:

  • Это обобщенное понятие, описывающие различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Слайд-шоу или презентации

3-D рисунки и модели

Обучающие игры и развивающие программы

Программы, тренажеры, тестовые программы

Направления в информационных компьютерных технологиях

  • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива.
  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Как составить интеллект-карту?

ПО ВРЕМЕНИ ГОДА

Заключение Таким образом, речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей. Применение инновационных педагогических технологий способствует: -повышению качества образования; -повышению квалификации воспитателей; -применению педагогического опыта и его систематизации; -использованию компьютерных технологий воспитанниками; -сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Спасибо за внимание .

Читайте также: