Технология строительства детского сада

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

В данной статье рассматриваются концептуальные и проектные особенности возведения детского сада в городской среде с использованием стальных конструкций. Объемно-планировочные решения предлагаемого проекта раскрывают преимущества применения стальных конструкций, учитывая современные технологии. В основу концепции данного проекта детского сада были положены три взаимосвязанных принципа: экологичность, целостность, создания благоприятных условий для всестороннего развития детей. Идея формообразования заключалась в создании единого центра композиции – крытого пространства атриума, вокруг которого располагаются групповые ячейки и вспомогательные помещения детского сада. Внутреннее пространство атриума разделено на несколько зон: зону прогулок и активных игр, зону сенсорного развития, зону для выращивания растений, может использоваться для проведения различных групповых мероприятий. Радиальная планировка здания позволила создать наиболее компактное планировочное решение с одновременным повышением коэффициента эффективности использования площади помещений. Округлость проектируемого объема предоставила возможность разместить максимально возможное количество зон и функций. Баланс площадей этих зон обусловлен приоритетом их функций и распределением не только по горизонтали, но и по вертикали здания. Фасадные решения соответствуют особенностям концепции и близки для детского восприятия. Использовались разномасштабные окна, яркие эвакуационные лестницы и декоративные элементы, создающие в совокупности образ домика на дереве.


1. Маклакова Т. Г., Нанасова С. М., Шарапенко В. Г. Проектирование жилых и общественных зданий. М., Высшая школа, 1998. 400 с.

2. Блохина Н. Б., Вихрова Л. Т. и др. Детские ясли-сады. Пособие по проектированию. М., Издательство литературы по строительству, 1966. 238 с.

3. Миловидов Н. Н., Орловский Б. Я., Белкин А. Н. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания. М., Высшая школа, 1987. 351 с.

Одним из передовых регионов в России, где строительство детских садов ведется устойчивыми темпами, является Москва и близлежащие районы. Проекты детских садов нового поколения соответствуют самым строгим требованиям безопасности, комфортности, энерго- и теплосбережения и гармонично сочетаются с окружающим пространством. Разнообразие фасадных и конструктивных материалов позволяет реализовывать различные по выразительности и экономичности архитектурные решения. Целью нашей экспериментально-проектной работы являлось создание полноценной концепции детского сада, ориентируясь на российский и мировой опыт возведения детских учреждений. При проектировании детского сада нами были выбран один из современных и перспективных конструктивных приемов – использование стального каркаса. Отметим, что стальные конструкции давно и часто применялись для строительства высоток. Однако прогресс в мировой стройиндустрии обусловил внедрение стального каркаса и в малоэтажном строительстве, в том числе общественных и образовательных зданий. Неоднократно отмечалось, что использование технологий стальных конструкций позволяет возводить легкие, прочные и экологически безопасные объекты, с высокой сейсмоустойчивостью, огнестойкостью и теплоизоляцией, а также существенно снизить себестоимость строительства.

В основу концепции данного проекта детского сада были положены несколько взаимосвязанных принципов. Во-первых, это сохранение экологической аутентичности и устойчивости окружающей городской среды; во-вторых, принцип целостности, который позволяет рассматривать создаваемый комплекс как систему, все функциональные части которого дополняют друг друга и непосредственно связаны между собой, обуславливая формирование третьего принципа - принципа комплексного развития детей - своеобразной манифестации благоприятных условий для их всестороннего развития.

Место для строительства детского сада было выбрано исходя из принципа экологичности и наличия вокруг него обширной зеленой зоны. Участок проектирования располагается в небольшом микрорайоне Изумрудный города Балашихи, центральной части Московской области. Расположение очень удачное, с одной стороны микрорайон современный, новый и с хорошей транспортной доступностью, а с другой его окружает лесной массив, формируя полноценную рекреационную зону.


Генеральный план разработан с учетом окружающей застройки, проездов, расстояний до ближайших зданий, с учетом безопасности и удобства детей с соблюдением нормативных и санитарно-эпидемиологических требований к зданиям дошкольных образовательных организаций, а также к энергоэффективности [5, 6, 7], [8]. Основные технико-экономические показатели проекта следующие: площадь территории детского сада составляет 12664,78 м2, общая площадь самого здания – 5487,39 м2, общий объем здания – 18108,38 м3, количество этажей – 3, вместимость – 240 человек. Предусмотрены два въезда на территорию детского сада и гостевая парковка для посетителей (рис 1).

Особенности проектировании внутреннего пространства отразились и на внешнем облике детского сада. Фасадные решения соответствуют особенностям концепции и близки для детского восприятия. Так, использовались разномасштабные окна, яркие эвакуационные лестницы и декоративные элементы, создающие в совокупности образ домика на дереве, который близок детям, сомасштабен им и создает ощущение их причастности к архитектуре детского сада (рис. 2).


Радиальная планировка детского сада позволила создать наиболее компактное планировочное решение функциональных зон и обеспечить полноценную инсоляцию большего количества помещений по сравнению со стандартной структурой. Чтобы в полной мере использовать потенциал подобной структуры, функциональные зоны распределились вокруг атриума, что дало строению драгоценный внутренний объем. Округлость проектируемого объема подчеркнула функциональное деление здания на блоки и предоставила возможность разместить максимально возможное количество зон и функций. На первом этаже размещаются административный блок, медицинский кабинет, хозяйственная зона, пищевой блок, а также ясельные группы и бассейн (рис. 3). Баланс площадей этих зон обусловлен приоритетом их функций и распределением не только по горизонтали, но и по вертикали здания. Так, хозяйственный блок занимает около 3 % площади всего здания, пищевой блок – 4%, групповые помещения, в которых располагаются 10 детских групп – 30%.


Комбинирование внутреннего пространства второго и третьего этажей позволило оптимально разместить и групповые ячейки младших, средних, старших групп, и досуговые помещения. Группы старших детей располагаются на третьем этаже. Досуговую функцию обеспечивают залы хореографии, музыки и физкультуры, кружковые и образовательные аудитории.

Конструктивная схема детского сада представлена стальным каркасом. Использование металлического каркаса - нетипичное решение для гражданского строительства, но именно благодаря ему удалось создать нестандартную форму с унифицированными элементами, а также перекрыть внутреннее пространство ребристо-кольцевым куполом. Металлические конструкции обладают высокими теплоизолирующими свойствами, способны выдержать высокотемпературные воздействия, что отвечает современным требованиям безопасности детей.

Таким образом, в состав проекта входят генеральный план масштаба М 1:1000, поэтажные планы с обозначением несущих конструкций масштаба М 1:200, разрезы по залам с большепролетными конструкциями и по лестницам, фасады, сечения, демонстрирующие использование металлических конструкций с отделкой и огнезащитой, 3d визуализации экстерьера и интерьера, раскрывающие концепцию проекта. Все это позволило продемонстрировать возможности новейших технологий строительства детского сада, основанного на взаимодействии с окружающей средой и вписанного в городское пространство. Данный проект здания детского сада современен и отвечает всем нормативным требованиям и национальным стандартам, а кроме того, удалось создать комфортную среду для развития детей. Объемно-планировочные решения предлагаемого проекта раскрывают преимущества применения стальных конструкций, учитывают современные технологии. Фасады выразительны и отвечают композиционному решению объема здания. Созданный образ здания актуален, отвечает характеру его целевой аудитории и в тоже время полноценно решены сугубо функциональные задачи. Проект был реализован при активном участии Дятловой А.А.


Задачи: при строительстве нужно учитывать множество особенностей, такие как: состав семьи, возрастные категории, увлечения членов семьи, обеспеченность семьи, особенности климатического района, почв, рельефа.

1. Вступление

Строительство - одна из самых сложных отраслей народного хозяйства. Это многофункциональная система с большим количеством связей.

История строительного искусства берет свое начало с древнейших времен и неразрывно связана с историей развития человеческого общества. Люди строили всегда. Сейчас масштабы строительства очень большие.

Застройка определяется протяженностью улиц, канализации, сетей водопровода, энергообеспечения..

При строительстве нужно учитывать множество особенностей, такие как: состав семьи, возрастные категории, увлечения членов семьи, обеспеченность семьи, особенности климатического района, почв, рельефа.

Детский сад — образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (преимущественно от 3 до 7 лет. Дошкольное учебное заведение обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения с ровесниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов, 5 дней в неделю).

В детских садах также осуществляется минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.

Учреждение обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование.

2.Ведомость чертежей основного комплекта

Графическая часть курсового проекта состоит из четырех листов 55х75 см

Демонстрационный лист содержит: перспективы дома (1:100), генплан участка (1:500). Архитектурно-планировочный лист содержит: план первого этажа(1:200), план второго этажа (1:200), интерьер. Конструктивные листы содержат: разрез 1-1 (1:200), план фундамента (1:200), план плит перекрытия (1:200), план кровли (1:200), план расположения стропил (1:200) узлы и детали (1:20)

3.Архитектурно-строительная часть

Запроектирован детский сад на 230 мест

Компактное планирование отвечает требованиям современной жизни. Общая планировочная схема здания масс зонирование на блоки для детей по возрасту, в каждой группе есть спальня, игровая - столовая, санузел , раздевалка. Общие помещения: медпункт, кухня, прачечная , приемная, тепло пункт, электрощитовая, комната для музыкальных и гимнастических занятий. Подсобные помещения, венткамера и кладовые.

Общий образ архитектурной композиции - симметрия Выступающие фасады придают зданию архитектурной выразительности.

3.1 Исходные данные для проектирования

Детский сад рассчитан на 12 групп. Первый этаж занимают ясельные, младшие группы, пищеблок, медицинские помещения. Второй этаж занимают средняя, старшие и подготовительные группы, помещения развития, медицинские помещения и администрация. Запроектированный в соответствии с рекомендациями, расположенный в III В климатическом районе с обычными геологическими условиями. Расчетная температура наружного воздуха -25о . Участок под застройку с небольшим рельеф. Глубина промерзания грунтов 1200мм.

Все демонстрационные изображения выполнены в компьютерной технике.

3.1.1 ТЭП

Технико-экономические показатели (ТЭП) при строительстве зданий и сооружений рассчитываются для сравнения конструктивных и объемно-планировочных решений и выбора наиболее экономически выгодного из них.

Расчет технико-экономических показателей для общеплощадочных и объектного стройгенплана может включать расчет стоимости объектов строительного хозяйства, расчет продолжительности работ по организации строительства, расчет стоимости и протяженности необходимых дорог, коммуникационных сетей из расчета на 1 га застройки.

Выбор наиболее экономически выгодного решения производится путем сопоставления технико-экономических показателей существующих решений с эталонным или же сравнение существующих решений между собой. Для сравнения различных вариантов решений рассчитываются специальные коэффициенты, которые определяют качество каждого объемно-планировочного решения.

3.2. Описание генплана и благоустройства

Генеральный план — часть проекта с комплексным решением вопросов планировки и благоустройства объекта строительства, размещения зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания.

Детский сад размещен на участке 152х123м, общей площадью 11000м2. Ориентированной на Север. Имеет следующие надворные постройки: детские площадки с резино-крошечным водопроницаемым бесшовным травмобезопасным покрытием, бытовой блок, зеленый уголок, озеленение защищающее от пыли и внешнего шума.

Территория масс четкое зонирование: хозяйственная зона, парадная, площадки отдыха, спортивные площадки. На территории сада расположены: питьевые фонтанчики, скамьи, карусели, качели, песочницы, клумбы. По периметру сада выполнена деревянная ограда. Покрытие детских площадок безпыльное и эластичное, хорошо отводит воду и скоро висихас. Для дорожек приняты как твердые (песчаный асфальт, плиты из природного камня), так и более легкие покрытия (грунт асфальт, гравийные). В городах установки приборов для игры покрытие делают из щебня с слоем спецсмеси. Газоны применены стойкие к вытоптыванию.

На территории сада и по периметру посажены деревья и кусты.

Дорога к хозяйственной зоне выполнена из асфальта, шириной-6 м. Генеральный план участка и фасады представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Генеральный план участка и фасады

3.3 Планировочное и объемно-архитектурное решение дома

Здание, проектируется детский сад в осях 66х33м

Количество этажей – 2. Общая высота здания – 13770мм. Высота этажа – 3300 мм.

Садик ориентирован на север, детские группы ориентированы на запад, юг и восток. Планы этажей с функциональным зонированием и экспликацией представлены на рис. 2.

Конструктивные элементы здания могут быть несущими и ограждающими. Несущие элементы конструкций воспринимают все нагрузки, возникающие в здании, действуют на нее снаружи. Ограждающие – отделяют помещения друг от друга.

В запроектированном доме предусматривается комбинированная схема элементов.

3.4.1 Конструктивная схема дома

Конструктивная схема детского сада — с продольными и поперечными несущими стенами с частичным применением каркаса

Рисунок 2.Планы этажей с функциональным зонированием и экспликацией

3.4 Конструктивная часть

Фундамент — подземная часть здания, служащая опорой всех конструкций сооружения. Фундаменты бывают непрерывными — по периметру всех стен или прерывистыми в виде отдельных столбов и железобетонных подушек, промежутки между которыми засыпают грунтом

Фундамент предусмотрено лен точные. Глубина залегания фундаментов -2190мм, и - -1590мм

3.4.3 Стены

Стена — вертикальная ограждающая конструкция, отделяющая помещение от окружающего пространства (внешняя) или соседнего помещения (внутренняя).

Стены дома выложены из кирпича. Толщина составляет 610 мм с привязкой в, внутренние стены кирпичные толщиной 380 и 250 мм

3.4.5 Перекрытия, подвесные потолки

Плиты перекрытий служат для размежевания этажей и отделения этажа от чердака или подвала.

Чаще всего в строительстве домов используются железобетонные плиты. Они применяются в крупнопанельных, кирпичных и каркасных зданиях. Плиты из железобетона лучше плит из стали или дерева по многим параметрам, но, выбирая их, следует ориентироваться на материал, из которого строится дом.

Перекрытия состоят из кругло пустотных плит размірами от 2400х1000 к 6000х1500

3.4.6 Перегородки

Перегородка — вертикальная внутренняя ограждающая конструкция, что в пределах этажей разделяет смежные помещения в доме Основными требованиями, предъявляемыми к перегородкам, являются: • экономичность (в том числе малая толщина и небольшой вес); • звукопроницаемость; • влагостойкость; • гигиеничность. В зависимости от назначения перегородок некоторые из этих требований могут не учитываться или учитываться в меньшей степени. Например, межквартирные перегородки по сравнению с межкомнатными должны иметь повышенную звукоизоляцию, а перегородки в санитарных узлах — большую влагостойкость и лучшие санитарно-гигиенические качества. Перегородки возводятся из гипсовых, гипсокартонных (сборно-разборных), гипсошлакобетонных, цементно-шлаковых, древесно-стружечных, фибролитовых и керамических плит, а также из кирпича и дерева, стекла, магнезитовых плит и тому подобное. Крепятся перегородки к стенам и перекрытий в зависимости от конструкции самих перегородок и элементов здания, к которым они примыкают. Они могут крепиться сверху, по бокам, либо одновременно по верху и по бокам. Крепятся гвоздями, вилочными скобами, анкерами и др. Перегородки выполнены кирпича 80 мм оштукатуренные и облицованные. 3.4.7 Лестницы Лестница является конструктивным элементом дома для связи с этажами. Лестницы бетонные, заводского изготовления. Ширина марша и меж маршевой площадки 1200 мм. Высота ступени – 150мм, ширина – 300,закрепляются стяжными болтами, опираются на косоуры. Имеют естественное освещение. Обработаны антипиренами и антисептиками 3.4.8 Крыша Крыша — верхняя часть ограждения дома. Она состоит из несущей части, передающей нагрузку от снега, ветра и собственного веса крыши на стены или отдельные опоры и наружной оболочки — кровли. Крыша здания состоит из таких элементов: наклонной плоскости, называется скатом. Пересечение скатов, образующие входящие углы, создают ендовы и ендовы. Края кровли над стенами здания называют карнизными свесами (располагаются горизонтально, выступают за контур наружных стен) или фронтонными свесами (располагаются наклонно). Крыша предусмотрена скатная с покрытием из черепицы 3.4.9 Кровля Кровля — верхний конструктивный элемент покрытия или крыши , непосредственно изолирует здание от внешних воздействий(солнца , осадков , ветра) Различают кровли бывают на совмещенных и чердачных крышах. Состоит кровля из водоизолирующего слоя и основания (латовання, сплошного настила), укладываемого по несущим конструкциям крыши. 3.4.10 Столярные изделия Окна – проемы в наружных стенах дома. Служат для попадания солнечного света и проветривания помещения. Оконные проемы заполнены пластиковым блоком, который состоит из коробки и оконных рам со стеклом. 3.4.12 Пол Пол — верхний или отделочный слой, который накладывается на несущую конструкцию перекрытия или на грунт в доме. К полу предъявляются требования прочности, истираемости, теплоизоляции, звукоизоляции, водостойкости, стойкости против химического агрессивной среды, эстетичности. Применяются полы с подогревом. Теплоносителями служат электронагреваемая арматура или подогретая электрическим током вода. Пол на грунте состоит из: • Амортизирующее покрытие 250х20х2,2мм • Армированная цементно-песчаная стяжка 50 мм • Нагревательные элементы • Пленка полиэтиленовая • Утеплитель из пенопласта 30 мм • Гидроизоляционный слой 3 мм • Цементно-песчаная стяжка 30 мм • Уплотненный грунт Пол на втором этаже состоит из : • Амортизирующее покрытие 250х20х2,2мм • Цементно-песчаная стяжка • Утеплитель • Гидроизоляционный слой • Плита перекрытия

3.5 Внешнее и внутреннее убранство

Тщательно продуманная внешняя отделка дома придает ему конечный привлекательный вид и повышает его эксплуатационные качества. Внешний вид во многом зависит от качества фасадов.

3.5.1 Внешняя отделка

Внешние фасады дома отделаны утеплителем и декоративной штукатуркой, которая состоит из трех слоев: обризгу - базисный слой толщиной 3мм, грунт - основной слой толщиной 15 мм, покрывало - отделан пласт толщиной 3 мм. .

3.5.2 Внутренняя отделка

Внутреннее убранство соответствует медицинским требованиям, экологически безопасная, выдерживает нагрузки и не боится влаги. Стены пропитанные анти грибковым раствором

3.6 Инженерное оборудование здания

Инженерное оборудование дома имеет большое значение при эксплуатации которая характеризуется затратами на использование, качеством, безопасностью и долговечностью.

Данный детский сад оснащен новейшими приборами, благодаря чему и уменьшаются расходы на бытовые устройства и труд членов семьи.

3.6.1 Отопление, вентиляция, газификация

Отопление - искусственный обогрев помещений в холодный период года с целью возмещения в них теплопотерь и поддержания на заданном уровне температуры, отвечающей условиям теплового комфорта, а также требованиям заказчика.

Вентиляция — удаление воздуха из помещения и замена его свежим, в необходимых случаях, обработанным воздухом. Вентиляция создает условия воздушной среды, благоприятные для здоровья и самочувствия человека, отвечающие требованиям технологического процесса, сохранения оборудования и строительных конструкций здания, хранения материалов, продуктівДля оптимального теплового самочувствия человек должен сохранять постоянную температуру тела, что обеспечивается непрерывным отводом тепла, образующегося в процессе жизнедеятельности организма и воспринимаемой им теплоты в окружающую среду. Теплообмен и тепловое самочувствие человека обусловливаются совместным влиянием температуры воздуха и окружающих предметов.

Детский сад отапливается за счет собственного централизованного газового котла.

Отопление индивидуальное. Предусмотрены вентиляционные каналы размерами 140х270 и 140х140

Детский сад телефонизированы, установлены средства противопожарной безопасности.

3.6.2 Водопровод, канализация, водоотвод с крыши

Водопровод — система труб, нагнетательных встал, фильтров и др, предназначенная для водоснабжения.

Канализация - совокупность инженерных сооружений, оборудования и санитарных средств, обеспечивающий сбор и вывод за пределы населенных пунктов и промышленных предприятий загрязненных сточных вод, а также их очистки и обезвреживания перед использованием или сбросом в водоем.

Водозабор - сооружение, предназначенное для транспортировки воды с крыши за пределы зоны влияния поверхностных вод.

Детский сад оснащен водопроводом и канализацией имеет отвода поверхностных вод с крыши. Санузлы первого и второго этажа имеют общие стояки.

3.6.3 Электрооборудование и слаботочные устройства

Детский сад телефонизированы, установлены средства противопожарной безопасности.

В наличии электроприборы такие как: холодильник, посудомоечная машин, стиральная машина т.и.

3.6.4 Противопожарные мероприятия

Противопожарные мероприятия - мероприятия, обеспечивающие безопасность против пожаров, или защищают и дают возможность эвакуироваться во время пожара.

Детский сад имеет противопожарную незадымляемые лестницы которые при пожаре уменьшают риск отравлением угарным газом, позволяют быстро эвакуироваться из здания во время пожара и создают естественное проветривание тамбура.

3.7 Энергосбережения

Энергосбережение — это действия для уменьшения количества используемой энергии для сокращения затрат, выбросов в атмосферу и экономии энергии.

В детском саду установлены теплоизоляционные окна через которые Солнечное тепло попадая в помещение, нагревает его, а в ночное время препятствует теплопотерям. Помещения освещаются светодиодными лампами, которые позволят сберегать электроэнергию.

Реестр экономически эффективной проектной документации зданий детских садов (яслей) разработан в целях:

  • экономии средств направляемых на подготовку проектной документации;
  • популяризации современных экономичных инженерных решений применяемых при подготовке проектной документации.

В данный реестр включены объекты дошкольных образовательных учреждений, а именно:

  • типовой проект детского сада до 50 мест
  • типовой проект детского сада до 75 мест
  • типовой проект детского сада до 100 мест
  • типовой проект детского сада до 150 мест
  • типовой проект детского сада до 200 мест
  • типовой проект детского сада до 225 мест
  • типовой проект детского сада до 250 мест
  • типовой проект детского сада до 275 мест
  • типовой проект детского сада до 400 мест

Проекты содержащиеся в данном реестре рекомендуются для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства.


По состоянию на начало 2015 г. в очередях в детские сады стояло более 400 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Чтобы разместить всех желающих требуется порядка 2-3 тыс. детских садов, и по планам федеральных властей этот дефицит будет восполнен уже в ближайшие годы. Строительство новых зданий должно вестись в соответствии с архитектурными и инженерными трендами. При реализации проектов важно учитывать строгие действующие строительные нормы.

Советское наследие и российские реалии

Уже сейчас во многих регионах проблема нехватки детских дошкольных учреждений успешно решается. Например, в Москве до конца 2015 г. будет построено 33 детских сада общей вместимостью 6250 человек. [1] Также в 2015 г. в Казани появилось 20 детсадов на 3210 мест. [2] Также в число лидеров по вводу образовательных объектов для маленьких граждан попали Краснодарский край и Карачаево-Черкесия.

В 1950-1970-х гг. к строительству дошкольных образовательных учреждений подходили с особой тщательностью. Сформировалась полноценная и всесторонняя нормативная база, касающаяся проектирования, возведения и функционирования детских садов, на основе которой после 1990-х гг. были разработаны соответствующие СНиПы и СанПиНы. На тот момент вводимые требования были вполне прогрессивными, могли соперничать с нормативами европейских стран, а в ряде аспектов даже превосходили их — например, по жёсткости подходов к обеспечению безопасности и здоровья детей.

Фокус на экономию

При всей продуманности советских норм, как и прочие строительные стандарты того времени, они не отличались стремлением к энергосбережению, так как существовавшие технологии не позволяли значительно снижать энергетические потери. Наиболее распространёнными стали здания из сборного железобетона, а также кирпичные детские сады, построенные по так называемому принципу колодцевой кладки, где между несущим и облицовочным слоями кирпича средним слоем установлен утеплитель. Как правило, в качестве теплоизоляционного материала использовалась стекловата отечественного производства, которая теряла свои свойства под воздействием влаги. Картину дополняли деревянные окна с одинарным остеклением в раздельно-спаренных переплётах, через которые осуществлялся пассивный приток воздуха.

Сегодня содержание детских садов и оплата потреблённых ими коммунальных услуг (электричества, воды, отопления) возложено на муниципальные бюджеты. В связи с вышеизложенным внедрение современных тепло- и энергосберегающих решений стало насущной необходимостью.

Инновации в комплексе

Сегодня немало примеров, когда на объектах воплощаются современные европейские подходы с учётом жёстких норм по строительству дошкольных учреждений. Иногда для реализации интересных и нетривиальных проектов девелоперам приходится искать компромиссы, вплоть до разработки индивидуального подхода к каждому объекту. Так поступили при возведении инновационного комплекса, состоящего из школы и детского сада, в московском районе Западное Дегунино. По словам Александра Плутника, замминистра строительства и ЖКХ РФ, концепция двух учреждений вместимостью 550 и 530 детей соответственно не вписывалась в действующие нормативы, и для их возведения пришлось разрабатывать специальные технические условия. [3]

Также на объектах была предусмотрена система автоматического управления отоплением и вентиляцией в зависимости от времени суток. Для снижения нагрузки на электросеть применена система энергосбережения Sunways, состоящая из установленных на кровле здания солнечных модулей. Кроме того, светодиодное освещение позволило снизить энергопотребление более чем в 10 раз по сравнению с обычным освещением.

В России появляется всё больше детских дошкольных учреждений, построенных в соответствии с тенденциями мировой архитектуры и оснащённых по последнему слову техники. Положительный опыт реализованных проектов может стать катализатором, который ещё больше ускорит совместную работу властей и девелоперов.


По состоянию на начало 2015 г. в очередях в детские сады стояло более 400 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Чтобы разместить всех желающих требуется порядка 2-3 тыс. детских садов, и по планам федеральных властей этот дефицит будет восполнен уже в ближайшие годы. Строительство новых зданий должно вестись в соответствии с архитектурными и инженерными трендами. При реализации проектов важно учитывать строгие действующие строительные нормы.

Советское наследие и российские реалии

Уже сейчас во многих регионах проблема нехватки детских дошкольных учреждений успешно решается. Например, в Москве до конца 2015 г. будет построено 33 детских сада общей вместимостью 6250 человек. [1] Также в 2015 г. в Казани появилось 20 детсадов на 3210 мест. [2] Также в число лидеров по вводу образовательных объектов для маленьких граждан попали Краснодарский край и Карачаево-Черкесия.

В 1950-1970-х гг. к строительству дошкольных образовательных учреждений подходили с особой тщательностью. Сформировалась полноценная и всесторонняя нормативная база, касающаяся проектирования, возведения и функционирования детских садов, на основе которой после 1990-х гг. были разработаны соответствующие СНиПы и СанПиНы. На тот момент вводимые требования были вполне прогрессивными, могли соперничать с нормативами европейских стран, а в ряде аспектов даже превосходили их — например, по жёсткости подходов к обеспечению безопасности и здоровья детей.

Фокус на экономию

При всей продуманности советских норм, как и прочие строительные стандарты того времени, они не отличались стремлением к энергосбережению, так как существовавшие технологии не позволяли значительно снижать энергетические потери. Наиболее распространёнными стали здания из сборного железобетона, а также кирпичные детские сады, построенные по так называемому принципу колодцевой кладки, где между несущим и облицовочным слоями кирпича средним слоем установлен утеплитель. Как правило, в качестве теплоизоляционного материала использовалась стекловата отечественного производства, которая теряла свои свойства под воздействием влаги. Картину дополняли деревянные окна с одинарным остеклением в раздельно-спаренных переплётах, через которые осуществлялся пассивный приток воздуха.

Сегодня содержание детских садов и оплата потреблённых ими коммунальных услуг (электричества, воды, отопления) возложено на муниципальные бюджеты. В связи с вышеизложенным внедрение современных тепло- и энергосберегающих решений стало насущной необходимостью.

Инновации в комплексе

Сегодня немало примеров, когда на объектах воплощаются современные европейские подходы с учётом жёстких норм по строительству дошкольных учреждений. Иногда для реализации интересных и нетривиальных проектов девелоперам приходится искать компромиссы, вплоть до разработки индивидуального подхода к каждому объекту. Так поступили при возведении инновационного комплекса, состоящего из школы и детского сада, в московском районе Западное Дегунино. По словам Александра Плутника, замминистра строительства и ЖКХ РФ, концепция двух учреждений вместимостью 550 и 530 детей соответственно не вписывалась в действующие нормативы, и для их возведения пришлось разрабатывать специальные технические условия. [3]

Также на объектах была предусмотрена система автоматического управления отоплением и вентиляцией в зависимости от времени суток. Для снижения нагрузки на электросеть применена система энергосбережения Sunways, состоящая из установленных на кровле здания солнечных модулей. Кроме того, светодиодное освещение позволило снизить энергопотребление более чем в 10 раз по сравнению с обычным освещением.

В России появляется всё больше детских дошкольных учреждений, построенных в соответствии с тенденциями мировой архитектуры и оснащённых по последнему слову техники. Положительный опыт реализованных проектов может стать катализатором, который ещё больше ускорит совместную работу властей и девелоперов.

Читайте также: