Технология синквейн в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Традиционный (классический) синквейн как один из жанров поэзии основан на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем синквейн использовали с дидактическими целями, то есть как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей детей дошкольного возраста. Он используется во многих странах мира, в России – с конца 1990-х годов. Детей дошкольного возраста уже можно учить создавать синквейны в игровой форме. Инновационность такой технологии состоит в том, что организуются условия для развития личности, которая способна критически мыслить, а именно исключать лишнее и выделять главные признаки, обобщать единым словом, классифицировать. Синквейн используется как один из методов развития образной речи, который позволяет довольно быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что: – открываются новые творческие интеллектуальные возможности; – обогащается и актуализируется словарь; – синквейн является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы; – оказывается комплексное воздействие (развиваются речь, память, внимание, мышление); – это игровой приём; – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Правила составления синквейна. В первой строке – тема, то есть заголовок дидактического синквейна. Чаще всего это явление либо предмет. Принято считать, что это одно слово, но в некоторых случаях бывают небольшие словосочетания. По части речи это существительное или местоимение, отвечает на вопросы кто? что? Во второй строке располагается уже два слова, описывающие свойства и признаки данного предмета либо явления. Обычно это прилагательные или причастия, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В третьей строке – три слова, описывающие действия, относящиеся к этому явлению либо объекту. Считается, что это глаголы, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? В четвертой строке содержится фраза либо предложение из нескольких слов. Она показывает отношение к теме. Наиболее традиционным вариантом считается, когда предложение состоит именно из четырёх слов. Однако с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение такого правила не обязательно. В данной строке предложение может состоять как из трёх слов, так и из пяти. Пятая строка последняя. Указывается одно слово – существительное. Оно отражает чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне. Вместо одного может быть также два слова. Позволяется применять и другие части речи.

Как правило, синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Разрешается давать данную работу на дом для совместной деятельности ребёнка с родителями, например, нарисовать предмет и составить синквейн. Задания для детей на создание синквейна могут быть разными: – придумывание к одному слову-предмету по лексической теме; – составление короткого рассказа на основе дидактического синквейна с использованием слов и фраз, которые входят в состав данного синквейна; – корректирование уже готового синквейна; – анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, получен синквейн без соответствующей темы – без первой строки, и нужно на основе существующих её определить). Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее у него могут получаться синквейны. Кажущаяся простота формы скрывает в себе сильнейший многосторонний инструмент для рефлексии, так как оценивать информацию, излагать свои мысли, чувства, представления в нескольких словах порой непросто даже взрослым. Это сложная и плодотворная работа. Пример синквейна: – Медведь. – Коричневый, белый. – Охотится, рычит, спит. – Большой опасный хищник. – Зверь. Очень важно научить детей не только правильно и связно говорить, но и мыслить. Использование синквейна позволяет решить сразу несколько достаточно важных задач: – обеспечивает непроизвольное запоминание необходимого материала; – приводит к усвоению знаний о частях речи и предложении; – активизирует словарный запас; – совершенствует навык использования в речи синонимов; – активизирует мыслительную деятельность; – совершенствует умение высказывать собственное отношение к чемулибо; – стимулирует развитие творческого потенциала детей.

Литература
1. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для вузов / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н. Душка // Логопед. – 2005. – № 5.
3. Юрчук Е. Н. Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога с дошкольниками / Е. Н. Юрчук // 1 сентября. – 30.03.2017.
4. Лелюх С. В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, 2003.


План проведения мастер-класса

III. Подведение итогов.

Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

1 слайд

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.Развивает, обогащает, уточняет.Помогает учиться.Метод.

Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег.

На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.

Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.

  • – Кто?
  • – С кем?
  • — Где?
  • — Когда?
  • — Что делали?
  • — Что им сказали?
  • — Чем все закончилось?

Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.

2 слайд

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

  • – открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
  • – способствует обогащению и актуализации словаря;
  • – является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
  • – носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • – используется для закрепления изученной темы;
  • – является игровым приемом;
  • – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

3 слайд

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

– С детьми старшего возраста.

4 слайд

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году.

5 слайд

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

  1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);
  2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);
  3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);
  4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……

(тему и ответы записываю на доске)

Зачитываю весь сиквейн.

(Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.

А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.

Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.

Все синквейны зачитываются.

Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческийВолнует, объединяет, дисциплинируетНа других посмотреть, да себя показатьОпыт работы

Спасибо за внимание!

Материал представлен на конкурс “Веселая логика”

Памятка по составлению синквейна

Понравилась конкурсная работа?

На забудьте нажать кнопочки соцсетей

и оставить комментарий.

Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети Любимые, ласковые Играют, радуют, умиляют Дети — цветы жизни Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи хоку и танка. Хоку – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Карээда ни карасу но томарикэри аки но курээ. На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер.

Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:

  • обратный синквейн,
  • синквейн-бабочка,
  • зеркальный синквейн.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1. Котёнок Чёрненький, пушистенький Играет, спит, ест Он мой друг Домашнее животное

2. Дом Большой, красивый Защищает, греет Нужен всем людям Убежище

3. Арбуз Круглый, вкусный Катится, растёт, зреет Арбуз – это большая ягода. Лето

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Выводы о синквейне:

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Правила составления синквейна:

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Наша группа Весёлая, дружная Учимся, играем, танцуем Наш любимый край Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Содержимое разработки


в речевом развитии дошкольников


Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним из видов моделирования является синквейн.

В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

1) Способствует речевому развитию:уточнение, активизация словаря детей,закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаем на обучение детей составлению синквейна.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна ведется несколькими этапами.

На начальном этапе мной используем следующие упражнения:

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

1) На ОУД для закрепления изученной лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3) На ОУД по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

к одному слову-предмету по лексической теме

к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

коррекция и совершенствование готового синквейна

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси , опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хоку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

В дальнейшем синквейн стал использоваться ( а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Чтобы составить СИНКВЕЙН, нужно:

иметь достаточный словарный запас в рамках темы.

научиться находить в тексте, в материале главные элементы;

научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

правильно оформлять свою мысль в виде предложения, согласовывать слова в предложении;

делать выводы и заключения, высказывать своё мнение,

Дидактический синквейн

• Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

• Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

• Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

• Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действия предмета (грамматическое значение слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действия предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.

Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании предложения.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначального вида простого, двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.

Детям дошкольного возраста можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами:

Какие, какая, какое?

Что делал, что сделал?

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в дошкольном возрасте. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Вариативность использования синквейна.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты. Это:

 Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

 Коррекция и совершенствование готового синквейна;

 Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Итог: Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003


Ключевые слова: речь, развитие речи, технология, синквейн, инновационная технология, старший дошкольный возраст.

The article substantiates the feasibility and effectiveness of using Sincwine technology in the development of speech of children of senior preschool age. The compilation rules are indicated. The importance of using this technology is given.

Keywords: speech, speech development, syncwine technology, innovative technology, senior preschool age.

Одним из эффективных и интересных методов, позволяющий активировать познавательную деятельность детей и способствующий развитию речи, является работа над получением нерифмованного стихотворения, синквейна. Считается, что данная технология не требует специальных условий для использования и, в отличие от составления рассказа, требуется меньше времени, но синквейн имеет более строгие условия по форме изложения.

Традиционный (классический) синквейн, как один из жанров поэзии, базирован на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем времени синквейн использовали с дидактическими целями, то есть как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей детей дошкольного возраста. Он используется в очень многих странах мира, а также и в России, с конца девяностых годов. В дошкольном возрасте уже разрешается учить детей создавать синквейны в игровой форме.

Инновационность такой технологии состоит в том, что организуются условия для развития личности, которая способна критически мыслить, а именно исключать лишнее и выделять непосредственно главные признаки, обобщать единым словом, классифицировать.

Синквейн используется как один из методов развития образной речи, который позволяет довольно быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам дошкольных образовательных учреждений.

– открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

– гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического контроля;

– способствует обогащению и актуализации словаря;

– является инструментом диагностики;

– носит характер комплексного воздействия, то есть развивает речь, память, внимание, а также мышление;

– используется для усвоения изученной темы;

– является приемом игры.

В первой строке — находится сама тема, то есть заголовок дидактического синквейна. Чаще всего это явление либо предмет, о котором и идет речь. Принято считать, что это одно слово, но в некоторых случаях бывают и небольшие словосочетания. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает непосредственно на такие вопросы как: кто? что?

Во второй строке — располагаются уже два слова, описывающие свойства и признаки данного предмета либо явления. Обычно это прилагательные или причастия, которые отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке — имеются три слова, описывающие действия, относящиеся к этому явлению либо объекту. Считается, что это глаголы, которые отвечают на такие вопрос как: что делает? что делают?

В четвертой строке — содержится фраза либо предложение, которое состоит из нескольких слов. Она показывает отношение к теме. Наиболее традиционным вариантом считается, когда предложение состоит именно из четырех слов. Однако с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение такого правила не обязательно. Также может быть возможно, что в данной строке предложение может состоять как из трех слов, так и из пяти.

Пятая строка — считается последней. Указывается лишь одно слово, а именно существительное. Оно отражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным предметом, о котором и говорится в синквейне. Вместо одного, может быть также и два слова. Позволяется применять и другие части речи.

Как правило, синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Разрешается давать данную работу на дом для совместной деятельности ребенка с родителями, например нарисовать предмет и составить синквейн.

Задания для детей на создание синквейна могут быть абсолютно различными:

– придумывание к одному слову-предмету по лексической теме;

– составление короткого рассказа на основе дидактического синквейна с использованием непосредственно слов и фраз, которые входят в состав данного синквейна;

– корректирование уже готового синквейна;

– анализирование неполного синквейна, чтобы определить отсутствующую часть (например, получен синквейн без соответствующей темы — без первой строки; в данном случае нужно на основе существующих ее определить).

Принято считать, что чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее у него могут получаться синквейны. Такая кажущаяся простота формы данной технологии скрывает в себе сильнейший и многосторонний инструмент для рефлексии, так как оценивать информацию, излагать свои мысли, чувства, а также и представления в нескольких словах порой не так просто даже взрослым. Это по-своему сложная и плодотворная работа.

– Охотится, рычит, спит.

– Большой опасный хищник.

Очень важно научить детей не только правильно и связно говорить, а также и мыслить. Использование технологии синквейн позволяет решить сразу несколько достаточно важных задач:

– обеспечивает непроизвольное запоминание необходимого материала;

– приводит к усвоению знаний о частях речи и предложении;

– активизирует словарный запас;

– совершенствует навык использования в речи соответствующих синонимов;

– активизирует мыслительную деятельность;

– совершенствует умение высказывать свое собственное отношение и мнение к чему-либо;

– стимулирует развитие творческого потенциала детей.

Таким образом, целесообразность использования дидактического синквейна объясняется, прежде всего, тем, что данная технология является довольно эффективной, она открывает новые возможности взаимодействия с ребенком, а также гармонично вписывается в работу по развитию речи. Считается, что синквейн носит характер комплексного воздействия, так как он развивает не только речь, но и высшие психические функции ребенка. Помимо этого, он является неиссякаемым источником для творчества детей.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, ребенок, дошкольный возраст, развитие речи, строка, часть речи, Время, комплексное воздействие, нерифмованное стихотворение, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в этом.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим.

Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ОНР способны запомнить и потом воспроизвести небольшие по объему стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием. В связи с этим особо актуальным остается вопрос развития речи у детей.

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по.

Овладение культурой речи, выражающейся в правильной речи, является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Формировать культуру речи ребенка необходимо с ранних лет, как минимум — в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет).

Современные педагогические методы и технологии по развитию.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехники, синквейн, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, старший дошкольный возраст

ребенок, игра, связная речь детей, старший дошкольный возраст, строка, слово, связная

Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами.

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных.

Дидактическая игра как средство развития речи детей.

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей.

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей.

Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных.

Читайте также: