Технология развивающего обучения примеры в детском саду

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен смело владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технологии, используемые в работе с детьми:

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2. Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ) .

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.

3. Технология проектной деятельности

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология исследовательской деятельности

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

• Опыты (экспериментирование). — освоение причинно-следственных связей и отношений;

- Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.

- Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.

• Коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

- Виды строительных сооружений.

• Путешествие по карте— освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира) ;

- Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.

- История жилища и благоустройства.

5. Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях

5. Технология разноуровневого обучения

- это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

- это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

- разноуровневый дидактический материал.

6. Технология коллективного способа обучения

Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.

Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди) .

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

7. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

8. Игровая технология.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

9. Технология интегрированного обучения

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

- вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например: что произойдёт, если на планете не будет воды) ;

- основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря;

- заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование) ;

Методика подготовки и проведение:

-учёт программных требований;

-выявить основной принцип построения системы занятия;

-продумать развивающие задачи;

-использовать разнообразные виды деятельности;

-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;

-использование большего количества атрибутов и наглядного материала;

-использовать методы и приёмы продуктивного характера;

-учитывать личностно-ориентированный подход;

2. Давайте поиграем./ Под редакцией А.А.Столяра. М., 1991. – 200 с.

3. Жуйкова Т.П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 47-50.

6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. 1991. – 160 с.

8. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва-Воронеж., 2005 - 388 с.

Основное содержание ответа:

Технология развивающего обученияпредполагает взаимодействие педагога и ребенка на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения различных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучениявключает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которые могут быть взяты за основу построения образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие на развитие математических представлений и формирование математических способов у детей дошкольного возраста.

В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются тесно в связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности, особенно это характерно для обучения дошкольников математике. При этом, следует различать, когда математическая деятельность используется как основная деятельность, а когда, наоборот - как часть (в изодеятельности или музыкальной деятельности и др.).

Таким образом, основная цель развивающего обучения ребенка математике заключается в обеспечении развития его личности, раскрыть перед ним средства и способы познания мира, сформировать у него основу личностной культуры, в том числе основы культуры познания и научить использовать математические понятия и способы в их жизни.

Игровые технологии в обучении детей математике (Р.М. Чумичева, Т.С. Шевченко):

· компьютерные игровые имитационные технологии.

Специфика игровых технологий:

· вносит учебно-развивающий эффект в познание детьми математики;

· систематизирует содержания коммуникативно-интерактивного математического учебного материала;

· воссоздает структуры делового взаимодействия в математической деятельности;

· порождает потребность в коммуникативной (специально-математической) компетентности;

Основные условия и правила внедрения игровых технологий в процесс развития математических представлений и способов деятельности:

· обязательное участие обучаемых во всем цикле игровой деятельности.

Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности. Внедрение информационных технологий в обучение и развитие детей математике позволяет сделать следующие выводы:

· развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достигать поставленные математические цели;

· помогают им лучше овладеть и использовать математические знания, способы в разных видах деятельности;

· развивают у детей положительные эмоциональные реакции;

· выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности;

· дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

· глубже постигаются понятия числа и множества;

· быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

· тренируется элективность внимания и память;

· раньше овладевают чтением и письмом;

· активно пополняется словарный запас;

· развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

· развивается воображение и творческие способности;

2 Психологические основы и концепция развивающего обучения

3 Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и на их содержание Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития

4 Основная цель развивающего обучения: (по И.Г.Песталоцци) Возбуждение ума детей к активной деятельности Развитие познавательных способностей Выработка у детей умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий

5 Основная цель развивающего обучения: (по К.Д.Ушинскому) развитие умственных способностей ребенка, его наблюдательности, мышлений, памяти, воображении, фантазии и рассудка.

6 Развивающее обучение строится на двух уровнях развития ребенка: (по Л.С.Выготскому) Зона актуального развития Принцип развивающего обучения: От трудного к еще более трудному От абстрактного к конкретному Зона ближайшего развития

7 Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

8 Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А.Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и др.

9 Ребенок – самостоятельный субъект процесса обучения

11 Деятельность - это процесс активности, при котором цели и мотивы совпадают; - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

12 Этапы деятельности : проблема; целеполагание; планирование; реализация целей; анализ результатов деятельности.

13 Системно – деятельностный подход - это методологическая основа стандартов общего образования нового поколения - это организация и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности.

14 Системно – деятельностный подход нацелен на: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

15 Готовность воспитателя к использованию современных развивающих технологий

16 Технологии развивающего обучения

17 Технология проблемного обучения

18 Технология проблемного обучения – это организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

19 Основные психологические условия Цель Доступность Познавательная активность Анализ и решения проблемы

20 Этапы проблемного обучения 1. Осознание общей проблемной ситуации; 2.Анализ, формулировка конкретной проблемы; 3. Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); 4. Проверка правильности решения проблемы.

21 Дидактические способы организации проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) 1. Монологический 2. Рассуждающий 3. Диалогический 4. Эвристический 5. Исследовательский 6. Метод программированных заданий

22 Технология исследовательской деятельности

23 Исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

25 Экспериментирование – это способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

26 Система исследовательских действий СРАВНИВАТЬ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ОБОБЩАТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ ГРУППИРОВАТЬ ЭТО – УМЕНИЯ

27 Этапы обучения детей исследовательским действиям 1. Сенсорное обследование предметов 2. Знакомство с приемами сравнения

28 План исследовательской деятельности 1. Объект исследования 2. Оборудование 3. Продолжительность эксперимента 4. Для чего проводится? 5. Последовательность действий 6. Правила безопасности 7. Эксперимент 8. Фиксируем результаты 9. Анализируем результаты

30 Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

31 Виды здоровьесберегающих технологий Медико-профилактические Физкультурно-оздоровительные Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка Здоровьесбережение и здоровье обогащение педагогов Валеологическое просвещение родителей

32 Здоровьесберегающие технологии Стретчинг Цветотерапия Музыкотерапия Фитотерапия Песочная терапия Фитонцид-терапия Ароматерапия Витаминотерапия Физиотерапия Массаж и самомассаж Физкультминутки Гимнастика для глаз Релаксация Психогимнастика Гелиотерапия Воздушные ванны Дыхательная гимнастика Закаливание Профилактика плоскостопия Профилактика нарушения осанки Гимнастика пробуждения Пальчиковая гимнастика

35 Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

36 Игровые технологии направлены на развитие: восприятия; внимания; мышления; памяти; творческих способностей детей; творческого мышления и воображения.

37 Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

40 Генрих Саулович Альтшуллер

41 Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

42 Основные функции ТРИЗ 1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.

44 Используя технологии ТРИЗ, воспитатель учит детей искать и находить свое решение. Технологии ТРИЗ дают воспитателю и детям методы и инструменты творчества, владея которыми дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

45 Положительные стороны ТРИЗ: У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

46 Технология проектной деятельности

49 Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. Технология проектирования позволяет создать условия, в которых ребенок выступает как самостоятельный, инициативный субъект деятельности.

51 Информационно – коммуникативные технологии

52 Информатизация общества ставит перед педагогами задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

53 Преимущества ИКТ вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; Приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

54 ИКТ в работе современного педагога Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

55 Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

56 Направления личностно - ориентированных технологий Гуманно-личностные технологии Технология сотрудничества

57 Технологизация ВОП обусловлена: Социальный заказ; Образовательные ориентиры; Цели и содержание образования. Воспитательно – образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

58 Технологический подход к обучению - постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата); -подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами; - оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей; - заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

59 Развивающее обучение в условиях национально – регионального компонента

60 Задача современного дошкольного образования заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

62 Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

64 Виды оценки деятельности детей в НОД По времени оценивания: - прогностическая; - ретроспективная. По субъекту оценивания: -самооценка; -взаимооценка; - оценивает педагог.

опыт работы по использованию современных технологий в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения, направленные на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Содержимое публикации

Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные технологии активно используются в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения и направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

С тремление к инновациям стало внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения. Педагоги постоянно развивают и повышают свои профессиональные качества и навыки.

Она отслеживает все прогрессивные тенденции в и нновационном образовательном процессе, направляет (планирует, организовывает) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов.

В настоящее время педагогический коллектив МБДОУ детский сад № 34 освоил и интенсивно внедряет в работу следующие технологии:

- Игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Используя в практике игровые технологии мы решаем ряд задач:

* воспитываем элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

* способствуем использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формируем у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

*совершенствуем у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – еще одно направление педагогов ДОУ. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

- Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даѐт возможность ребѐнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, почувствовать уверенность в своих силах.

- Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

- Одной из инновационных технологий адаптированных в ДОУ стала технология портфолио дошкольника. Использование технологии портфолио помогает определить, как развивается ребенок, в какой сфере он наиболее успешен, какие способности и таланты заложены в нем. В рамках реализации ФГОС предъявляются требования к результативности образования. Зафиксировать и проанализировать результаты освоения образовательных программ нам помогло ведение портфолио дошкольника.

- Коллектив детского сада шагает в ногу со временем! Одним из инновационных направлений являются информационно-коммуникационные технологии. Их применение в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. На сегодняшний день воспитателям доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. В арсенале нашего дошкольного учреждения на данный момент имеется: сеть интернет, несколько компьютеров, мультимедийный проектор, ноутбук, телевизоры, а также принтер, сканер, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера. Использование икт на занятиях больше привлекает внимание детей красочностью, яркостью, динамикой, насыщенностью звуков. Педогогический процесс становится увлекательным для ребенка.

- Мнемотехника. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных

В своей работе мы опираемся на работы Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели ). Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду на протяжении 3 лет используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники.

Мы увидели результат:

1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных и речевых занятиях.

2. Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.

3. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц.

4. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).

5. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

(Ребята подготовительной группы самостоятельно рисовали символы к стихотворению в таблице и рассказывали группе педагогов).

- Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ. Деятельностный подход дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее, применять в нестандартных условиях, т.е. учит детей учиться.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий. Внедрив в практику деятельностный подход, мы пришли к выводу, что любое занятие можно преобразовать и сделать его деятельностным.

Структура непосредственно образовательной деятельности в технологии деятельностного метода включает в себя шесть последовательных этапов:

-мотивация учебной деятельности – введение в ситуацию (надо, хочу, могу)

- затруднение в ситуации

- открытие детьми нового знания (способа действий).

- включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

- Осмысление (итог), рефлексия учебной деятельности

Таким образом, при анализе введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, мы подтвердили правомерность утверждения, что современные образовательные технологии являются ресурсом повышения качества дошкольного образования. Использование инновационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития дошкольников. Благодаря использованию инновационных педагогических технологий образовательный процесс становится результативным, эффективным, целостным, системным, интегративным, современным.

Активное участие педагогов в обобщении и распространении педагогического опыта работы на районном и краевом уровне позволило пропагандировать инновации в массовой педагогической практике.

Авторы статьи: Горбенок Ольга александровна – воспитатель,

Беженцева Наталья Сергеевна - воспитатель

1. А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения

2. Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения

4. В.М.Полонский. Словарь по образованию и педагогике

5. А. Г. Асмолов. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.

6. Т.В. Хабарова. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

7. О.В. Дыбина. Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.

Оценить 2099 0

Консультация для педагогов.

Технология развивающего обучения - ее роль, место, значение в системе дошкольного образования, в том числе познавательного развития.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем . Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, необходимо умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших самостоятельными и творческими личностями.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

Внимание педагогов дошкольного образования должно акцентироваться на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей . На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В этих условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентировать в широком спектре современных технологий.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

В чем различие между традиционным обучением и развивающим?

Дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения.

Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию. Воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения обучаемого в субъекта процесса обучения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Развитие личности – прямой, а не опосредованный результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а средством развития.

Усвоение определенной суммы знаний, умений и навыков.

Усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий, которая является основным компонентом содержания развивающего обучения.

по содержанию материала

Четкое внутреннее разграничение учебного материала и отдельных частей занятия.

Интегрирование учебного материала и разнообразие форм построения занятия.

по методам и формам обучения

Формы обучения: иллюстративно -объяснительные, информационные.

Формы организации педагогической деятельности – фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Формы обучения проблемные: проблемного изложения, частично-поисковые, эвристический, исследовательский.

Основная форма деятельности – коллективно-распределительная. Основная форма работы – учебный диалог.

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для познавательного развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);

Читайте также: