Технология путешествие по реке времени в детском саду фгос

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Кузьмина Татьяна Валентиновна

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Дошкольное детство является сензитивным периодом в целостном становлении личности, задающим программу сохранения природной данности ребенка, перспектив для его разностороннего прогрессивного движения вперед. Вместе с познавательной сферой у детей формируются и развиваются все психические процессы (память, мышление, восприятие, речь и т.д.).

Познавательная активность дошкольников вооружает необходимым объемом знаний, обеспечивает сформированность соответствующего уровня умений; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств; развивает познавательные силы, личностные образования, самостоятельность; выявляет и реализует потенциальные возможности детей; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое-основа формирования этого качества.Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Дошкольный возраст – период познания окружающего во всем его многообразии. То, что привычно и даже не замечено взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника.

Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса, так как, благодаря развитию познавательного интереса ребенок получает образование и повышает уровень развития.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия, для самостоятельного поиска информации.

У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Для того чтобы познать какой-то предмет, конечно же, необходимо знать его значение. А что если, изначально, этот предмет используется человеком совсем в иных целях? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и другие вопросы и стараются найти ответы юные исследователи, в ходе реализации данной технологии.

Теоретическая база.

Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, потому что взаимодействие человека с окружающей действительностью может быть не только из-за его действий и темперамента, а ещё, из-за того, что интерес представляет собой обязательное требование к развитию умственных особенностей личности, ее энергичности и оригинальности. И именно поэтому сегодня, современные программы считают, что организация у дошкольников в точном объеме полных систем представлений различных явлений, проявляющихся в окружающем мире, а не по отдельности частичных знаний является особо актуальной в современном мире.

Проблема развития познавательного интереса – одна из труднейших в педагогике, в силу того, что она проявляется в специальной психологической характеристике человека, показывает глубокие взаимодействия биологических, психологических и общественных требований воспитания.

Разработки Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской и многих других исследователей предназначались вопросу формирования познавательного интереса, а так же средствам и приемам активизации учебной деятельности.

Познавательный интерес дошкольников, который представлен высоким качеством подготовки воспитателей, упорядоченной и регулярной педагогической работой, возможен и должен оказаться крепким качеством личности ребенка и в значительной степени воздействовать на его становление.

Интерес — это, главным образом, стимулирующее образование, в котором в совокупности с эмоциональной частью существует необходимость в новых представлениях. Другими словами интерес — это продуктивное сочетание (продукт взаимодействия эмоционального реагирования и развития изучения.)

Интерес оказывает влияние на поступки дошкольника, в сущности, является первым шагом в его самостоятельности и активности. Надо разделять кратковременный и длительный интерес у детей. Кратковременный интерес именуется реакцией любопытства. Длительный интерес — умственное сознание, положительное эмоциональное направление на освоение некоторого объекта.

В своих научных трудах отечественные исследователи указывают на то, чтобы порыв к изучению разного рода областей и представлений о мире, окружающем нас, двигался через ряд ступеней, периодов. Так, Г. И. Щукина отметила их как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес.

Стадия теоретического интереса присуща взрослому человеку. Эти уровни устраивают объяснение положения выборочного участия субъекта с предметами и явлениями, и уровень их воздействия на личность. Под любопытством исследователь рассматривает наиболее легкую стадию ориентировки, обусловленную в полном объеме внешними, не один раз внезапными, свежими условиями, при которых дошкольника интересует событие само по себе.

Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А. И. Сорокиной. В исследовании А. И. Сорокиной подчеркиваются три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, которые побуждают ребенка к их постановке. Вопросы первой группы характеризуются стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — интересом к овладению знаниями.

В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем мире трактуются готовностью ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходства и различия. Это стремление выражается в более сложной формулировке вопросов. Вместе с тем А. И. Сорокина отмечает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

На взгляд Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу — познавательное отношение, но различие их решается объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания. Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей.

Технология опыта.Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы.

Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования придает, на мой взгляд педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления.

Работа с детьми была организована на основе "путешествий по реке времени", которые направлены на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

  • принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста;
  • принцип наглядности предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;
  • принцип эмоционального восприятия информации позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, используются следующие методы:

1.Словесные методы (рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей) помогают лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствуют выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядные методы ( рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций; схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы,использование видеофильмов и диафильмов, показ слайдов - презентации, составление и оформление макетов) способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практические методы (экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия)

4. Игровые методы( дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции) .Игры вызывают у дошкольников живой интерес к рукотворному миру и к людям, его создающим. Важно побуждать их к проявлению желания участвовать в преобразовании предметов:предложить нарисовать часы будущего, придумать современный транспорт для доктора Айболита и др.

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Создание условий для развития коммуникативных навыков у дошкольников: умения выслушивать друг друга;приобретения опыта работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Работа по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии со следующими этапами.

На этом этапе широко используется реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.

"Путешествия по реке времени" с детьми дошкольного возраста организуются согласно следующему алгоритму действий:

2. Постановка цели исследования (узнать…).

3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Возможный вариант тематического планирования:

  • История моей семьи
  • История жилища и бытоустройства
  • История огня (освещение и тепло)
  • История коммуникации (почта)
  • История сухопутного транспорта
  • История мореплавания и воздухоплавания
  • История профессий
  • История письменности (книгопечатание)

Результативность опыта.

В занимательной форме дети получают представление об истории возникновения окружающих их предметов, разных видах жизнедеятельности, явлениях социальной действительности. "Путешествия по реке времени" придают процессу познания яркую эмоциональную окраску, творчески воздействуя на чувства, воображение и фантазию.А совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым,подражать ему, сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.

Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащаются функция и назначение предметов, какова роль в процессе взрослых.

Применяя в работе с детьми данную технологию, родителям предлагается по возможности посещать с детьми музеи: краеведческие, биологические, исторические. Это расширяет кругозор ребенка, дает ему зримые образы естественной истории и истории человеческой цивилизации.

Трудности и проблемы при использования опыта.

Поэтому пришлось для работы по данной технологии создавать коллекции научно-популярной литературы, интересных презентаций, развивающих игр, наборов предметных картинок и предметов.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений, педагогам системы дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и вузов , а также родителям.

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

Приложения.

Конспект занятие

с детьми подготовительной группы

Программное содержание: формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира;

создание условий для приобретения опыта рассматривать произведения искусства, выделяя выразительные средства (цвет, линия, композиция), используемые в работах художника Н.К. Рериха;

создание условий для проявления творческой активности в процессе передачи разной формы с помощью одной техники (штрих);

обеспечение развития первичных представлений о способах саморегуляции собственных действий (не торопиться, подумать, прежде чем что-то сказать или сделать, быть вежливым, сдержанным, не ссориться со сверстниками и др.).

Ход занятия

Рассказ воспитателя.

-На каком материке обитает это животное? (Африка, Антарктида, Северная Америка, Евразия, Австралия, Южная Америка).

-Найди этот материк на карте.

-На каком материке находится наша страна? (Евразия)

-Как называется наша страна? (Россия).

-Столица России? (Москва)

-Какие ещё страны соседствуют с Россией на Евразии? (Ответы детей)

-Что вы можете рассказать об остальных материках? (Ответы детей).

-Почему карта и глобус раскрашены в разные цвета? Что они означают? (белые - снег, жёлтый- пустыни, зелёный- леса и луга, коричневый- горы).

  • знаменитые горы вы знаете? Где они находятся? (в Евразии- Альпы, Уральские, Гималаи-(Эверест); в Африке- гора Килимонджаро; в Южной Америке-Анды).

Всё самое прекрасное природа уже создала, нам только остаётся любоваться этой красотой: солнцем, лугами, морем, лесом, людьми, птицами, горами. Сейчас мы с лёгкостью можем взять телефон и компьютер и полюбоваться любым уголком земного шара, да и даже космоса. В недалёком прошлом красоту земли смотрели по телевизору, в журналах, по фотографиям. А вот совсем давно, когда не было такой аппаратуры, увидеть и запечатлеть ее могли только художники.

-Чем писали природу художники живописцы? (масляными красками на холсте). Какие знаменитые картины вы знаете, кто их автор?

Одним знаменитым художником-живописцем, кто любил рисовать горы, был Николай Константинович Рерих.

Художник Н. К. Рерих много путешествовал по Азии, был в Монголии, Индии и любил рисовать горы. Он наблюдал горные вершины в разное время дня: ранним утром, вечером, ночью. Он замечал, что горы бывают разного цвета в зависимости от времени суток, и передал это в своих картинах.

-Какое время дня изображено на картине? (Вечер, закат солнца).

-Как вы узнали? Вершины гор жёлтого цвета, светятся).

-Какого цвета небо? (Тёмно-синего). Тёмно-синий и ярко-жёлтый контрастные тона, поэтому кажется, что на картине цвета перекликаются.

-Какое время дня? (Поздний вечер, уже зашло солнце)

Посмотрите на эту картину.

-Что изображено на ней? (Горы, деревья, девушки водят хоровод)

-Какие цвета использовал художник? (Белые, жёлтые, голубые, зелёные)

-Какое время года изображено на картине? (Весна или лето).

Картины Н. К. Рериха вы можете увидеть на выставке в городе Саранске в музее С. Эрзя.

Если вы поедите с родителями на юг, посмотрите, как освещены горы в разное время суток.

-Какие ещё виды искусства кроме живописи вы знаете? (Музыка, архитектура, скульптура, народные промыслы, графика).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Играя, будем вместе или давай поиграем.

Какие игры вы больше любите? Бегать с мячом, прыгать через скакалку или пускать мыльные пузыри? А может быть, вы предпочитаете компьютер или партию в шахматы с папой?

В наше быстротечное время в быту совершенно исчезают русские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи.

Почему они исчезают- это сложный вопрос, да и исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. Они заменяются телефонами, телевизором, компьютером. А между тем игры очень важны в воспитательном отношении. Игра- будь то лапта, футбол, волейбол, прятки или ещё какая-нибудь – воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнёра, ощущать противника. Это очень важная воспитательная вещь –игра. Домашним играм должно быть отведено определённое время в нашей жизни. Мы не услышим, чтобы сейчас играли в крокет, а ведь это – важная игра, потому что в крокет играют и взрослые, и дети, это общение взрослых и детей. Или игра в цифровое лото – играли дети, играли взрослые, и это служило общению взрослых и детей, это был один из моментов, очень важный в воспитательном отношении. Но не только лото, существуют разные игры, в которых может принять участие вся семья. Так же, как скажем, вся семья зимним вечером может принять участие в игре. Это важный момент, потому что игра, она не только доставляет эстетическое удовольствие, она нравственно организует семью, нравственно организует общество, собравшееся в зимнюю пору при вьюге снежной. Играют- люди общаются этим способом друг с другом, они вступают в контакт. А как мало у нас сейчас контактов между людьми. Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные, которые в играх организовываются.


конспект образовательной деятельности по технологии в подготовительной к школе группе

Задачи:

Дидактический наглядный материал:

Содержание организованной образовательной деятельности.

Вводная часть.

1.Организационный момент.

– Ребята, я чуть не забыла, мне сегодня по дороге в д/сад передали вот этот Фикси бокс, и сказали, там все на ней написано. (Воспитатель идет в спальню и берет бокс).

– Посмотрите, что это за бокс такой. Так, ага, кто же нам его передал, как вы думаете? Да, верно, это наши маленькие помощники Симка и Шпуля, вот и записка от них.

«Дорогие ребята, в Фикси боксе находится предмет, игрушка, о котором пойдет речь сегодня, а что именно, для этого вам нужно отгадать загадку:

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином

На копытца дай резину

И тогда, поднявши пыль,

– Верно, это машина верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.

– Какие марки автомобилей вы знаете?

– Для чего человеку нужна машина?

– Как вы думаете, давным – давно были автомобили?

– Как же появился автомобиль?

– Ребята, а вы хотели бы побывать юными – исследователями и узнать, как же все-таки появился автомобиль?

(предлагаю детям получить эмблемы, которые они сами берут и одевают на себя)

– А на каком транспорте можно совершить путешествие в прошлое?

– Мы сегодня отправимся на нашем волшебном троллейбусе, но для начала я предлагаю на нем покатать наш автомобиль.

(помещаю в середину экрана изображение автомобиля)

– Кто из вас помнит, как будет двигаться наш автомобиль?

– Если поедем высоко в гору, о чем мы узнаем? (где можно встретить этот транспорт – переворачиваю картинку) ответы детей

– Если съезжать с горы вниз, о чем мы узнаем? (части автомобиля – дети перечисляют, и воспитатель меняет картинку)

– Если повезем автомобиль влево, о чем узнаем? (прошлое)

– Если в право? (то будущее)

– Наш автомобиль поехал влево, это значит, что? Пора, отправляться в прошлое …

– Прошу вас, занять посадочные места в нашем волшебном троллейбусе, усаживаетесь поудобнее. Поехали!

– мы будем ехать на нашем троллейбусе, все рассматривать из окошек и запоминать все интересное.

(звучит запись движения троллейбуса до тех пор, пока я не расскажу детям о реке времени, которая протекает около нас)

– Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что по правую сторону от нас протекает, что? (река)

– А почему, как вы думаете, она так называется?

– Посмотрите вперед перед собой мы, где мы оказались?

– Расскажите, как жил первобытный человек?

(жил в пещере, носил шкуры животных, готовил пищу на костре, охотился на диких животных, транспортом ему служили его собственные ноги)

– Шли годы. Древний человек все думал, как же ему облегчить свою жизнь.

– И что он придумал? (он однажды приручил дикую лошадь)

– Какую помощь человеку оказывала лошадь? (охотился верхом на ней, пахал землю, перевозила грузы)

– Лошадь стала для человека первым транспортом.

– Каких животных приручил еще человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (бык, осел, собака, …)

– Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? (колесо)

– Да, колесо – великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

– Какую роль выполняет колесо? (необходимая часть машины, машина едет)

— Вот они придумали колесо, и как же дальше с ним быть?

– Что с ним делать? (ответы детей)

– Верно, люди стали делать самые простые повозки на колесах. Изначально колеса представляли собой сплошной круг, который намертво скреплялся с основной осью и вращался, соответственно вместе с ней. Такие повозки были очень громоздкими и неповоротливым на поворотах.

В такие повозки запрягали неторопливых быков – мулов.

– Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие?

– Занимаем посадочные места, трогаемся в путь дальше.

– Посмотрите, как уже одеты дети в это время. Что-то изменилось? Что?

– А как вы думаете, в транспорте в эту эпоху произошли какие-то изменения?

– А что это за повозка такая? Как она называется? (телега)

– Она отличается от предыдущей повозки? Чем?

– Как телега использовалась человеком?

– Как мы уже заметили, разнообразии транспортных средств передвижения становиться уже чуть больше.

– Как использовали сани?

– А чем карета отличается от телеги?

– Кто мог позволить себе ездить на карете в то время?

— Вот так появляется первый транспорт на колесах!

– Сейчас у нас намечается остановка, что нам нужно будет сделать?

Физкультминутка:

– Ребята, у нас есть предмет, похожий на колесо – обруч. Он тоже может катиться. Предлагаю вам немного размяться и посоревноваться. Кто из вас, самый внимательный и ловкий (объясняю правила)

– Молодцы, ребята, предлагаю вам снова продолжить наше путешествие!

– Следующая эпоха, которую мы с вами будем изучать – эпоха Возрождения. Такое сложное и интересное слово (закрепление словаря).

– Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее и на дальние расстояния.

– Человек думал, как сделать так, чтобы повозка поехала сама без лошади?

– Как вы думаете, что они придумали?

– Что же приводило в движение автомобиль?

– Для чего этой машине такой большой котел? (в медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался, но он развивал очень низкую скорость, всего 16 км/ч)

– Так появился первый паровой двигатель

– А что это за транспорт? Может из вас кто-то знает?

— Это первый автомобиль, который заправлялся бензином.

– Что вы можете рассказать о нем? (колеса разные: 2 больших сзади и 1 маленькое переднее, нет тяжелого котла)

– Как управляли таким автомобилем? (с помощью ручки)

– Дорогие исследователи, это Генри Форд – первый человек изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль.

— Вот такой, который вы видите перед собой.

– Что можете сказать про этот автомобиль? (крыша, 4 одинаковых колеса, фары, руль, двери)

– Началось время автомобилей в честь Генри Форда.

— Вот мы и познакомились поближе с эпохой Возрождения. Останавливаемся.

–Ребята, понравилось вам путешествовать в прошлое?

– Но нам пора возвращаться.

– В каком времени мы очутились?

– Как вы догадались?

– А может быть, кто-то узнал место, куда мы приехали?

– Что мы видим в нашем городе, справа от фонтана? (машины)

– Чем удобен современный автомобиль? (навигаторы, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и т.д.)

– Как чувствует человек себя в своем автомобиле? (комфортно, уютно)

– Я хочу предложить вам поиграть на берегу реки. Образуйте круг.

– Ребята, вот как вы думаете, автомобиль — это хорошо? Почему? (дети передают мяч по кругу)

– Скажите, может быть автомобиль — это плохо? Почему?

– Ребята, где мы еще не были?

– В будущем времени.

– Предлагаю заглянуть туда, прокатится.

– Каким вы представляете автомобиль будущего?

– Да ученые изобретатели работают над машинами будущего, т.к. мы не можем себе представить жизнь без автомобилей, ведь теперь он – друг и помощник человека.

– Эти знания, мы не можем отметить на реке времени, т.к. никому нельзя заплыть реку наперед. Верно?!

– Об этом мы можем только пофантазировать.

Итог.

– Ребята, вам понравилось быть исследователями?

– Что нового и интересного вы узнали в путешествии?

-Кто хочет может еще раз пройти вдоль берегов реки времени, наш автомобиль мы возвращаем Симке и Шпульке обратно …

Воспитатель находит раскраски в боксе и предлагает детям их раскрасить дома или в группе, а затем оформить их в альбом.

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.


фамилия, имя, отчество автора - Черноусова Марина Владимировна;

квалификационная категория - Первая квалификационная категория;

место проживания Каменск –Уральский, Свердловская область;

тип разработки - НОД;

учебник, по которому ведется обучение - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. 2014.

продолжительность - 25 минут;

использование информационных технологий – программное обеспечение ActivInspire .

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Возрастная группа: старшая.

Форма организации: подгрупповая.

Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;

развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ

Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Воспитывать заботливое отношение к своему дому;

Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.

Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.

Предварительная работа: создание семейного генеалогического древа.

Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу. А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое?

Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно.

А вы за что любите свой дом?

Ты Настя за что любишь свой дом.

- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.

У меня тоже есть папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков).

Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

II . Постановка целей исследования

Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее.

А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое.

Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Вовлекает детей в совместное планирование.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III . Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся.

- Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня.

Ребята, а вы знаете, что наши предки не умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем.

Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо.

А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков.

Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером.

Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

Садимся в лодку.

Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу?

Ребята, а какие народные игры вы знаете?

Чтобы не погасло.

Дети берутся за руки, образуя пары.

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.

Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

Игра продолжается со следующей парой детей.

т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).

Образовательная область : познавательное развитие.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.

Планируемый результат:

1. Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.

2. Проявляют интерес к историческому прошлому.

3. Проявляют бережное отношение к окружающему предметному миру посредством формирования осознанного отношения к окружающему предметному миру.

4. Совместно с педагогом ставят цель, планируют совместную деятельность, выбирают средства достижения цели.

5. Дети анализируют, сравнивают, классифицируют.

6. Умеют оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии совместной деятельности.

7. Имеют представления о временных отношениях на примере появления ложки.

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения ложки.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.

2. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру посредством формирования осознанного отношения к окружающему предметному миру.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация.

3. Развивать инициативность посредством создания ситуаций выбора.

4. Развивать умение анализировать, оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии совместной деятельности.

Обучающие задачи:

1. Формировать представления о временных отношениях на примере появления ложки.

Воспитывать у Вани Л. умение работать в группе, уважать мнение друг друга.

Развивать у Миши Д. умение отвечать полным предложением.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Ø построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Ø поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Ø формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания:

Ø формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

Ø выдвижение системы положительных ближайших целей;

Ø создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

Принципы обучения:

Ø принцип доступности;

Ø принцип прочности знаний;

Ø принцип систематичности и последовательности;

Ø принцип сознательности и активности;

Ø принцип диалогизации;

Ø принцип проблематизации;

Ø принцип персонификации;

Ø принцип индивидуализации.

Средства и методы воспитания и обучения:

Ø наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек; рассматривание предметов, показ иллюстраций;

Ø литературные: загадка про ложку;

Ø музыкальные: видеозапись выступления ансамбля ложкарей;

Ø оборудование: банка с вареньем, различные виды ложек, тазик с водой, полотенца для рук, фломастеры, набор пластмассовых ложек;

Ø словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;

Ø практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;

Ø игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

Последовательность деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности.

Карлсон заносит варенье и предлагает угоститься.

Не лопата, не совок

Что захватит, то в роток

Кашу, суп или окрошку

Вы узнали? Это …(Ложка)

Вступают в диалог с героем, делятся впечатлениями.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

II . Постановка

цели исследования

1.Развивать связную, грамматически правильную диалогическую

речь в процессе участия в беседе.

Педагог создает проблемную ситуацию

- Ребята, а какие бывают ложки? А хотите больше узнать о ложках?

- Для того, чтобы перенестись нам в давние времена нам помогут волшебные часы, но чтобы они пошли нужно сказать слова.

Читайте также: