Технологическая карта покрытосеменные растения 5 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 15.09.2024

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

Онлайн-книги

Технологическая карта урока для учителей биологии работающих в 6 классе.
Цели урока: Создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культур
Предметные: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.
Метапредметные: развивать умения и навыки работы в группах; активизация познавательного интереса учащихся.
воспитывать доброжелательность, культуру общения

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Учебно-Методический портал

Технологическая карта урока биологии 6 класс

Тема: Покрытосеменные или цветковые растения.

Дата проведения: 18.11.2013

Учитель: Николаева Виктория Петровна

Количество часов по теме: 5

Место урока в данной теме: 4

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: Создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культур

Предметные: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.

Метапредметные : развивать умения и навыки работы в группах; активизация познавательного интереса учащихся.
воспитывать доброжелательность, культуру общения

Технологическая карта урока биологии

Количество часов: 1 ч.

Цель: познакомить с видоизменениями побегов.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний о видоизмененных побегах, их строении и функциях;
  • раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека
  • способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами;.
  • продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.
  • способствовать развитию умений и навыков групповой работы;
  • содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала;
  • продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.
  • Предметные: научиться объяснять значения понятий: видоизменённый побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега; объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, усы на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять различие между видоизменёнными корнями, листьями и видоизменёнными побегами; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они призрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: выделять главное в тексте; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
  • Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности, развитие критического мышления, личностно-ориентированные, интерактивные.

Основные понятия: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица.

Средства обучения:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствие, положительный настрой на работу.

Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений.

Работа в оценочном листе.

настраиваются на работу

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.

Учитель напоминает учащимся, что на последних уроках они изучали вегетативные органы растений

Эти стебли существуют обычно один сезон. Травянистые.

Чем покрыты молодые (однолетние) стебли снаружи. Кожица.

Маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметными снаружи, особенно у бузины, дуба, черёмухи. Чечевички.

Внутренний слой коры. Луб.

Трубки по которым перемещаются растворы органических веществ. Ситовидные.

Плотный, самый широкий слой – основная часть побега. Древесина.

Слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. Годичные кольца.

Слайд 2.На сладе правильные ответы.

Выполняют в тетрадях задание.

Дети зачитывают варианты ответа.

Регулятивные умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа, умение организовать выполнение заданий учителя.

Далее учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

В земле веревочка,

А в ней – кладовочка. (Корневище)

Высказывают свои предположения. Возникает затруднение…

Личностные: формировать познавательный интерес к изучаемой теме и результатам её освоения.

Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха.

Личностные: умение соблюдать дисциплину

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формулирование цели и задач, планирование и прогнозирование предстоящей деятельности

Учитель интересуется у учащихся: корневище, клубень, луковица являются побегами или корнями? Слайд 3.

Учащиеся отмечают, что нет сходства ни с корнями, ни с побегом.

Выслушав ответы, учитель сообщает, что это побеги, и правильно их следует называть видоизмененными.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Формулируется тема и цель урока

С помощью учителя определяют цель урока.

Введение новых знаний

Корневище. Клубень. Луковица.

Отвечают на вопросы.

Личностные готовность к самообразованию и самовоспитанию, установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Первичное закрепление знаний

Для изучения строения корневища, клубня, луковицы, учителем организуется лабораторная работа по инструктивным карточкам: 1 парта – луковицы репчатого лука. 2 парта – строение клубня картофеля.

Учитель предлагает учащимся первого ряда рассказать о результатах своей работы. Корневище

Учитель предлагает учащимся второго ряда рассказать о результатах своей работы. Луковица.

Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. В тетрадях рисуют рисунки, делают необходимые обозначения, формулируют выводы.

Предметные: научиться объяснять значения понятий: видоизменённый побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега; объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, усы на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять различие между видоизменёнными корнями, листьями и видоизменёнными побегами; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они призрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: выделять главное в тексте; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Предлагает учащимся рассказать о результатах своей работы. Клубень.

Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. В тетрадях рисуют рисунки, делают необходимые обозначения, формулируют выводы.

Подводят итог: корневище, клубень, луковица – это побеги так как они имеют стебель, листья, почки. А называют их видоизмененными так как нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.

Представьте что вы маленький побег, который тянется к солнышку, на ветру шевелятся его листочки.

Гимнастика для глаз.

Закрепление нового материала

На интерактивной доске выполняют задания в интерактивном режиме.

Предметные: знать функции побега и его частей.

Познавательные: Рассуждать, делать выводы

Регулятивные: Умение слушать учителя.

Личностные: Формировать экологическое мышление.

Предметные: знание строения и функций видоизмененных побегов

Познавательные: умение выбрать правильное утверждение

Регулятивные: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Учащаяся знакомит с проектом «Почему клубень позеленел?

Выполняют тест. Самопроверка используя ключ от теста.

Учащиеся слушают информацию о клубнелуковице. Отвечают на вопросы.

Составить синквейн к слову побег

Составляют синквейн. Фронтальая проверка.

Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на уроке.

На слайде смайлики: улыбающийся– мне хорошо. Мне безразлично. Мне тревожно.

Проводят самоанализ достигнутых результатов.

Задают вопросы, если таковые есть.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Регулятивные: умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;

Слайд 7

П. 10

По выбору

Записывают домашнее задание

Биологический диктант

Эти стебли существуют обычно один сезон. – Травянистые.

Чем покрыты молодые (однолетние) стебли снаружи. – Кожица.

Маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметными снаружи, особенно у бузины, дуба, черёмухи. – Чечевички.

Внутренний слой коры. – Луб.

Трубки по которым перемещаются растворы органических веществ. – Ситовидные.

Плотный, самый широкий слой – основная часть побега. – Древесина.

Слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. – Годичные кольца.

Оборудование: луковица, учебник § 10, лупа, тетрадь.

Ход работы

Вывод: Так как в строении луковицы можно различить ____________________________________________________, то значит луковица – видоизмененный побег.

Оборудование: клубень картофеля, учебник § 10, лупа, тетрадь.

Ход работы

Вывод: Так как в строении клубня можно различить ____________________________________________________, то значит клубень – видоизмененный стебель.

Вариант 1

1. У картофеля крахмал запасается в…

а) корнеплодах
б) корнях
в) клубнях
г) листьях

2. Корневище отличается от корня тем, что:

а) располагается в почве
б) имеет узлы и чешуйчатые листья
в) обеспечивает вегетативное размножение
г) запасает питательные вещества

3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:

а) стебель
б) почки и листья
в) стебель и почки
г) почки

а) побег у картофеля, на котором образуются клубни
б) клубень картофеля
в) корнеплод моркови
г) корневище ландыша

5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:

а) корнях
б) донце
в) почках
г) листьях

Вариант 2

1. Побег состоит из:

а) стебля и корня
б) стебля, корней и почек
в) листьев и цветков
г) стебля, листьев и почек.

2. Корневище характерно для растения:

а) картофель
б) тюльпан
в) ландыш
г) чеснок

3. Луковица, в отличие от клубня:

а) имеет запас питательных веществ
б) обеспечивает выживание растения в период засухи
в) располагается в почве
г) образована видоизменёнными мясистыми листьями

4. Клубень картофеля – это:

а) плод
б) подземный побег
в) наземный побег
г) стебель

Разнообразен и прекрасен мир растений:Мхи, водоросли, папоротники, плауныИ семен

№ слайда 2

Разнообразен и прекрасен мир растений:Мхи, водоросли, папоротники, плауныИ семенные: сосны, туя, пихты, ели,Но властелины царства не они.

Высшие споровые

№ слайда 3

Тема урока: Цветковые или Покрытосеменные

№ слайда 4

Тема урока: Цветковые или Покрытосеменные

Цель:Познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные. 2. Выясним пре

№ слайда 5

Цель:Познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные. 2. Выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными.

Работа с учебником Используя текст о покрытосеменных растениях на стр. 62, сдела

№ слайда 6

Работа с учебником Используя текст о покрытосеменных растениях на стр. 62, сделайте краткую характеристику данного отдела.

Органы цветкового растения

№ слайда 7

Органы цветкового растения

Жизненные формы растений

№ слайда 8

Жизненные формы растений

Продолжительность жизни

№ слайда 9

Виды стеблей Прямостоячие ВьющиесяЛазающие Ползучие

№ слайда 10

Виды стеблей Прямостоячие ВьющиесяЛазающие Ползучие

Виды корней

№ слайда 11

Виды листьев

№ слайда 12

Работа в группах1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голо

№ слайда 13

Работа в группах1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.2 группа – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

№ слайда 14

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. 1.Имеют хорошо развитые кор

№ слайда 15

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. 1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья2. Образуют семена.3. Имеют большое значение в природе и жизни человека

Домашнее задание.1. Изучить п. 17.2. Выполнить на стр.66 задание одно из трёх по

№ слайда 16

Домашнее задание.1. Изучить п. 17.2. Выполнить на стр.66 задание одно из трёх под >>.

Список используемых источниковБиология 5-6 классы: учебник под редакцией В.В. Па

№ слайда 17

9. Картинка к 6 слайду-http://school22.do.am/dom_zad/185f.jpg10.Картинка к 13 сл

№ слайда 18

– на знание: Называть критерий классификации растений на высшие и низшие.

– образовательные (предметные):

• Познакомить учащихся с критерием классификации растений на высшие и низшие;

•Сформировать у учащихся представление о основных признаках царства растений.

Извлекать информацию о классификации растений

Сопоставлять уже изученный материал с новым

Высказывание своей точки зрения.

Осознавать необходимость изучения растительного мира.

-на понимание: Характеризует основные признаки царства растений.

Работать в соответствии поставленной целью

Умение задавать вопросы.

Делает вывод о том, что основные признаки растений являются специфическими и отличают их от других представителей царств живой природы.

-развивающие

(метапредметные):

•Умение сопоставлять среду

обитания организма с

приспособлениями к движению

•Способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

воспитательные (личностные):

Воспитывать целостное восприятие окружающего мира;

2. Время урока: 45 минут

3. Тип урока: комбинированный урок

4. Вид урока: развитие критического мышления

5. План урока:

Этапы урока

Методы обучения

Средства обучения

Проверка домашнего задания

Письменные ответы учащихся.

Карточка с тестом на 5 вопросов (приложение1)

Постановка цели и задач

Актуализация знаний Стадия вызова

Самостоятельная работа учащихся.

Изучение нового материала

Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.

Карточка с опросом (приложение 5)

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

–Доброе утро ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я

рада встречи с вами.

– А какое настроение у вас, ребята?

У нас тоже отличное настроение!

Личностные: самоопределение

сотрудничество с учителем.

Проверка домашнего задания

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

–Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание с помощью теста.

–На написание теста у вас будет 5 минут, вам нужно будет ответить на 5 вопросов. (Приложение 1), все понятно?

Учащиеся слушают учителя.

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Постановка темы и цели урока

Постановка темы и цели урока для учащихся

– Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

–Ребята, а как вы думаете, это стихотворение связано с нашей темой?

–Ну а тогда как вы думаете какая тема нашего урока?

–Ты была почти права, а тема нашего урока, давайте запишем ее в тетрадь, это общая характеристика царства растений и их основные признаки.

–А попробуйте сейчас исходя, из темы урока сформулировать цель.

Учащиеся внимательно слушают стихотворение.

Да, мы думаем, что связано.

Учащиеся слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь.

Изучить общую характеристику растений и их основные признаки.

Познавательные : определяют важность для перемещения организмов в пространстве

Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока

Коммуникативные : слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания .

Актуализация знаний учащихся

Стадия вызов

Формирование личностного интереса к изучению темы.

– В современном мире насчитывают более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95 % от биомассы планеты – массы всех населяющих ее живых организмов.

Растения – основные производители органического вещества, то есть продуценты.

–Ребята попробуйте сейчас написать кластер (приложение 2), в центре у вас будет слово царство растений а от него 2 стрелочки на какие группы оно целится, а затем от этих двух стрелочек еще пойдут стрелочки, а что там должно быть сейчас вы и напишите, приступайте к работе.

–Молодцы, закончили а теперь отложите этот кластер, мы потом к нему вернемся.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают предстоящее перед ними задание и начинают писать кластер.

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Изучение нового материала

Создание условий для активного восприятия информации.

–Вы написали кластер в основе которого заложена классификация растений по их строению, а так же существует и классификация с экологической точки зрения, в которой все растения делятся на теневыносливые и светолюбивые.

–Ребята сейчас мы с вами будем работать с учебником.

–первые 4 человека на странице 37 будут работать с отрывком текста под номером 4.

–вторые 4 человека с отрывками номер 2 и 6.

–третьи 4 человека с отрывками 1 и 3.

–а четвертые 4 человека с отрывком номер 5.

–Ваша задача прочитать и выделить для себя главное в этом признаке.

–А сейчас вы должны объединиться в 4 группы, таким образом чтобы в каждой группе были 4 человека читавшие один и тот же признак.

–Сейчас вы в группах должны обсудить прочитанную информацию, один человек из группы выходит к доске пишет признак характерный для царства растений и объясняет его для всего класса, ясно?

–Молодцы ребята справились с заданием на отлично.

Учащиеся слушают учителя и осмысливают сказанную им информацию.

Учащиеся осмысливают предстоящую им работу.

Да, нам все понятно!

Учащиеся слушают учителя и осмысливают предстоящую им работу.

Отчитываются перед классом и заполняют Кластер на доске. (приложение 3).

Познавательные: осуществляют анализ и работают с текстом учебника,

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, при работе в группе – устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной деятельности, формулируют и аргументируют свое мнение.

Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению, осознают ответственность за общее дело.

Закрепление материала

Стадия рефлексии

Закрепление полученных знаний.

–А теперь ребята давайте вернемся к нашему кластеру, который мы заполняли в начале урока и проверим его.

Личностные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Обобщение и систематизация знаний

Проверить знания учащихся которые они приобрели на уроке.

–И так сейчас давайте закрепим знания которые вы получили сегодня на уроке.

–Молодцы, сдаем листочки.

–Сейчас мы с вами еще напишем опрос в котором всего 3 вопроса (приложение 5).

–Поменяйтесь листочками с соседом и будем проверять ваши ответы.

Осмысливают предстоящую работу и думаю какой синквейн написать.

Слушают учителя и готовятся к написанию теста.

Личностные: осуществляют пошаговый контроль по результату, проводят взаимооценку.

Домашнее задание.

Повторить изученный на уроке материал.

Записывают домашнее задание в дневник.

Вывод по уроку:

Представители царства растений – это большая группа, населяющая нашу планету. Растения являются основными производителями органического вещества. Растения делятся на 2 класса: высшие и низшие растения. Растения имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств живой природы. Они обладают такими признаками, которые характерны только для царства растений.

Приложения к уроку
Приложение 1
Вопросы:
1. В состав лишайников входят:
а) 2 компонента
б) 3 компонента
в) 4 компонента
2. Наиболее простой тип слоевища у лишайников:
а) накипных
б) листоватых
в) кустистых
3. Лишайники размножаются:
а) половым путем
б) бесполым путем
в) половым и бесполым путем
4. Лишайники – это…
5. Какие 2 компонента присутствуют в лишайнике – …
Ответы:
1. А
2. А
3. В
4. Организмы симбионты или симбиотические организмы
5. Автотрофный и гетеротрофный

Приложение 4
Растения

Растут, украшают, обогащают

В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород

Проверочный тест по теме:

1. Сколько видов растений насчитывают:
а) 300 тыс.
б) 350 тыс.
в) 355 тыс.

2. Что относится к высшим растениям:
а) водоросли и мхи
б) лишайники и плауны
в) папоротники и хвощи

3. Как называется оранжевый пигмент растения:
а) хлорофилл
б) каротиноид
в) антоциан

Читайте также: