Техника рисования фроттаж в детском саду описание

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Детство это прекрасная пора. В раннем возрасте мы смотрим на мир совсем другими глазами. Нас окружают яркие краски, мы искренне радуемся любой мелочи и любим творить. Помните, как любили подкладывать монетку под лист и поверх зарисовывать карандашом? Вот это и есть техника фроттаж (не путать с граттаж).

Для работы в данной технике понадобятся следующие инструменты: несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но рекомендуем снять обертку, так как она может мешать процесса зарисовывания и результат не получится таким ярким и интересным. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся

А теперь положите объект под бумагу (если это будут небольшие предметы, те же листья, приклейте их к листу). И теперь можно приступать к самому интересному, а именно, начинать покрывать цветными карандашами, мелками поверхность белого листа.

Следите за тем, чтобы узоры проявились и их было видно отчетливо. Продолжайте закрашивать лист, пока все предметы не проявятся на листе бумаги.

После этого Вы можете насладиться прекрасно проведенным временем с ребенком и результатом Вашего совместного труда. Помимо закрашивания, можно украсить работу дополнительными декоративными элементами и вставить её в рамочку.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному,
радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него
чувство удовольствия, заинтересованность.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание
уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного
возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая
сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта,
эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны
действительности, повышает и познавательную активность.
. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе
детского сада должно занимать и занимает художественно-эстетическое развитие.
К основным видам инновационных технологий в художественно-эстетическом
развитии относят:
нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:
• рисование пальчиками
• рисование ладошками
• рисование ватными палочками
• оттиск печатками из овощей
• рисование песком
• фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа
приемом натирающих движений не заточенного карандаша.) и мн.др.
Сегодня мы подробнее остановимся на технике ФРОТТАЖ.

Думаю, в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку, положив ее под лист бумаги и
проявляя изображение карандашом. Давайте попробуем применить эту технику для рисования
листьев растений. Это задание по силам самым маленьким художникам, а о том, как получить
хороший результат, и будет наш мастер-класс.

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик.
Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не
пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки
материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам
понадобятся.

И, КОНЕЧНО ЖЕ, НАМ ПОНАДОБЯТСЯ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ. СОБЕРИТЕ НА ПРОГУЛКЕ НЕСКОЛЬКО
ЛИСТЬЕВ ДЕРЕВЬЕВ ИЛИ КУСТАРНИКОВ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ЛИСТЬЯ ЦВЕТОВ. ХОРОШО, ЕСЛИ У
ЛИСТЬЕВ БУДУТ КРУПНЫЕ ЖИЛКИ. ЕСЛИ ОТ МОМЕНТА СБОРА ЛИСТЬЕВ ДО, СОБСТВЕННО, РИСОВАНИЯ
ДОЛЖНО ПРОЙТИ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ, ПОЛОЖИТЕ ЛИСТЬЯ В ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ
ЗАВЯЛИ. КСТАТИ, КОГДА БУДЕТЕ СОБИРАТЬ ЛИСТЬЯ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА НА НАЗВАНИЕ
РАСТЕНИЙ. (НУ А ТО, ЧТО МЕСТОМ ДЛЯ СБОРА РАСТИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НЕ СТАНЕТ БЛИЖАЙШАЯ
ГОРОДСКАЯ КЛУМБА, ДУМАЮ, И ТАК ПОНЯТНО?) МЫ У СЕБЯ НА ДАЧЕ НАШЛИ ВОТ ЧТО: ШИПОВНИК,
ДЕВИЧИЙ ВИНОГРАД, СМОРОДИНУ, ЛИПУ, СКУМПИЮ И БУКВИЦУ.

ВЫБИРАЕМ НЕСКОЛЬКО ЛИСТЬЕВ, КОТОРЫЕ БУДЕМ РИСОВАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. ВОЗМОЖНО, ДЛЯ
ПЕРВЫХ ОПЫТОВ СТОИТ ВЫБРАТЬ ЛИСТЬЯ ПРОСТОЙ ФОРМЫ.

ТЕПЕРЬ ПЕРЕВЕРНЕМ ЛИСТ БУМАГИ, МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ НА ЕГО ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ. НО ПЕРЕД ТЕМ,
КАК НАЧАТЬ РИСОВАТЬ, ПОДЛОЖИМ ПОД НАШ РАБОЧИЙ ЛИСТ НЕСКОЛЬКО ДРУГИХ ЛИСТОВ БУМАГИ,
ИНАЧЕ МЫ ПОЛУЧИМ НЕ ТОЛЬКО СНИМКИ ЛИСТЬЕВ, НО И ОТПЕЧАТОК РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ. ВСЕ
ГОТОВО? ТОГДА ПРИСТУПИМ! МЫ ВЗЯЛИ ЖЕЛТЫЙ МЕЛОК, ПОЛОЖИЛИ ЕГО НА ЛИСТ БУМАГИ ПЛОСКО, А
ЗАТЕМ СТАЛИ ДВИГАТЬ В ЭТОМ ПОЛОЖЕНИИ, ПРИЖИМАЯ К БУМАГЕ. У НАС ПОЛУЧИЛИСЬ СВЕТЛЫЕ
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ.

ПОВТОРИМ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ С МЕЛКАМИ ДРУГОГО ЦВЕТА, ЧТОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИСТЬЕВ
ПРОСТУПИЛИ ЧЕТЧЕ, И РИСУНОК СТАЛ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ. НО ЧТОБЫ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ УДАЧНО,
СЛЕДИТЕ ЗА ПОСТАНОВКОЙ РУК РЕБЕНКА: НА ЭТОМ ЗАНЯТИИ МЫ РАБОТАЕМ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
МЕЛКА, ПОЭТОМУ НЕ НУЖНО БРАТЬ ЕГО В РУКУ ТАК, КАК ДЕЛАЕМ ЭТО ОБЫЧНО ДЛЯ ПИСЬМА.

ЕСЛИ РИСУНОК ГОТОВ, ОТКЛЕЙТЕ С ЕГО ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛИСТЬЯ РАСТЕНИЙ. МОЖНО ПОМЕСТИТЬ
ГОТОВУЮ РАБОТУ В РАМКУ. ОТМЕЧАЕМ КАРАНДАШОМ КОНТУР БУДУЩЕЙ КАРТИНКИ, ЗАТЕМ ВЫРЕЗАЕМ.

КСТАТИ, РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ МОГУТ ПРИГОДИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАРТИН. ТАКИМ
СПОСОБОМ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНТЕРЕСНУЮ ДИЗАЙНЕРСКУЮ БУМАГУ, КОТОРАЯ ПОТОМ БУДЕТ НУЖНА
И ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТОК, И ДЛЯ УКРАШЕНИЯ АЛЬБОМОВ, И ДЛЯ ФОНОВ АППЛИКАЦИИ ИЗ
ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.

НАДЕЮСЬ, ВАШИМ ДЕТЯМ ПОНРАВИТСЯ РИСОВАТЬ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ. ПОПРОБУЙТЕ
ПОЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, ЧТО БУДЕТ, НАПРИМЕР, ЕСЛИ РИСОВАТЬ НЕ НА БЕЛОЙ, А НА ЦВЕТНОЙ
БУМАГЕ? ИЛИ БУДЕТ ЛИ РИСУНОК ДРУГИМ, ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПАСТЕЛЬ ВМЕСТО ВОСКОВОГО МЕЛКА?
УВЕРЕНА, ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ ПРИНЕСУТ ВАШЕМУ МАЛЫШУ РАДОСТЬ.

Наверное, многие взрослые помнят как в детстве подкладывали под лист бумаги монетку и сверху заштриховывали карандашом. Но немногие знают, что у этой техники есть свое специальное название — фроттаж. Фроттаж — ( фр. frottage — натирание, протирка).

В основу этой замечательной техники входит натирание листа бумаги не заточенным карандашом, предварительно положив под лист рельефный предмет.

Фроттаж был изобретён в 1925 году Максом Эрнстом, широко использовавшим его в графике и живописи.

Название техники "фроттаж" французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем,перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя".Но это упражнение полезно,способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку, положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику, можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.

list.jpg

Задачи:

Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы в осеннее время года; рассматривание осенних листочков (цвет, форма).

Ход занятия.

Вот художник, так художник,

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (показать картинку осени)

Воспитатель: Правильно, ребята. Время года у нас сейчас осень. По каким признакам природы мы еще можем понять, что наступила осень?

Дети: Дует ветер, идет дождь, опадают листья.

Воспитатель: Я Вам расскажу, что еще происходит с природой: понижается температура воздуха - становится холоднее с каждым днём, солнечных дней становится меньше, нередко небо скрывают облака и тучи, ветер стал сильнее и холоднее, воздух наполнен сыростью. Листья на деревьях теряют зелёный цвет, становятся сухими, срываются с деревьев и опадают.

Ветер листьями играет,

их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат - это значит…

Дети: Листопад. (показать картинку листопада)

Воспитатель: Посмотрите на картину

Что Вы видите? Какие цвета использует художник?

Дети: Осень, листопад, красный, желтый, оранжевый, коричневый.

Воспитатель: Перед нашей работай, давайте передохнем.

- Мы листочки, мы листочки,

-Мы осенние листочки,

- Мы на веточке сидели.

- Ветер дунул – полетели.

- Мы летали, мы летали,

- А потом летать устали.

- Перестал дуть ветерок-

- Мы присели все в кружок.

Раз, два, три, четыре, пять, ( загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. ( сжимаем и разжимаем кулачки )

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого )

Воспитатель предлагает нарисовать осенние листья, но необычным способом. Для этого нужно на стол положить листочек, сверху накрыть его тонкой бумагой. Листочек нужно положить прожилками вверх. Затем придерживая листок, заштриховать его восковым мелком, расположенным плашмя. Чтобы листочек не смещался, его можно аккуратно приклеить к листу бумаги.

Последовательность выполнения.

Заключительная часть

А кто помнит, какую технику рисования мы применяли?

А кто расскажет, что делали сегодня? Как рисовали? Как называются наши картины?

Читайте также: