Таблица группы растений корень стебель листья размножение особенности жизнедеятельности

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Все органы цветковых растений делятся вегетативные и генеративные, ниже представлена схема основных органов цветковых растений.

Схема строения органов цветковых растений

Органы цветковых растений схема

Общая характеристика вегетативных и генеративных органов растений

Корень, Стебель, Лист, Почки

У цветкового растения выделяют 2 основных вегетативных органа — это корень и побег. Их главные функции: питание и дыхание растения, а также его рост. Побег состоит из стебля, листьев и почек (смотрите рисунок ниже). Функция побега — образование на свету из неорганических веществ органических, необходимых для роста и развития растения. У большинства растений корень — подземный орган. Он закрепляет растение в почве, всасывает воду и растворенные в ней минеральные вещества. На корнях образуются боковые корни, а на побеге из почек развиваются новые побеги. Благодаря ветвлению у растения формируются две системы органов. Все корни одного растения составляет его корневую систему, а побеги — систему побегов. Ветвление корней и побегов дает возможность растению расширять свое жизненное пространство, получать необходимое количество воды, питательных веществ и солнечного света.

Цветок, Плоды, Семена

Цветки, плоды и семена называют органами размножения растения, или генеративными органами. Цветки, плоды и семена разнообразны по величине, форме, окраске и другим признакам. У мака, например, цветки — крупные, красные, желтые или голубоватые, одиночные, без запаха. Плоды у мака — сухие, бурые коробочки, содержащие очень много мелких семян. У черемухи цветки — мелкие, белые, собраны в большие группы, имеют сильный запах. Плоды у черемухи — сочные, темносиние, округлые, с одним семенем внутри.

На рисунках ниже показано строение цветковых растений, на примере мака и черемухи показано как выглядят цветки и плоды растений.

Мир растений

Окружающий мир

Разнообразие представителей растительных сообществ поражает воображение. Несколько облегчает изучение мира растений таблица по окружающему миру для 3 класса, позволяющая сравнивать растительные организмы по различным признакам, объединяющим их в группы или, напротив, отличающим их друг от друга.

Общая информация

Интерес к растениям люди проявляли всегда. Ещё бы — ведь они были основным источником пропитания. Подмечая особенности тех или иных представителей растительного мира, люди передавали их из поколения в поколение, постепенно учась выращивать необходимые растительные разновидности. Это способствовало появлению зачатков земледелия, которое постепенно приходило на замену собирательству.

Немного истории

Со временем накапливался опыт и знания. Многие из сохранившихся с тех времён сведений используются людьми и в современной реальности:

Заготовки в прок

  1. Какие растения ядовиты, а какие обладают целебными свойствами и могут использоваться в качестве лекарственных средств. Даже самые примитивные знания в этой области оказались весьма ценными и легли позднее в основу научных направлений, называемых в современном мире фитотерапией и токсикологией. Разрозненные ранее, такие знания и наблюдения систематизируются специалистами и упоминаются в качестве примеров в соответствующих справочных изданиях. В проекте о мире растений желательно упомянуть об этой стороне вопроса.
  2. Одни растения следует употреблять в свежем виде, а другие можно заготавливать впрок. Опыт далеких предков, подвергнутый глубокому изучению, стал частью фундаментальных работ, касающихся агротехники съедобных растений. Возделывать, активно разводить и видоизменять человек стал именно те растительные культуры, что зарекомендовали себя в качестве источника пропитания в доисторические времена. Новые знания в сочетании со старым опытом дали толчок к развитию селекции и выведению новых сортов растительных культур.
  3. Что у одних растений лучше использовать плоды, а у других — корневище или зелень. В давние времена эти знания помогли человеку выжить, а в современном мире дают селекционерам простор для их деятельности при выведении тех или иных сортов, имеющих более крупные корнеплоды, быстро созревающие плоды, более активно развивающуюся зелень.

Накопленные знания люди передавали друг другу из поколения в поколение. Так постепенно сформировался целый свод информации о растительных организмах, которые давали человеку многое:

  1. Строительный материал для жилья и орудий труда.
  2. Сырье для приготовления пищи и запасов.
  3. Лекарственные, целебные средства.
  4. Корм для прирученных животных.

Постепенно систематизируясь, накопленные знания легли позже в основу науки о растениях — ботаники. Изучение растительного сообщества с тех пор не прекращалось. Ученые продолжают его и сегодня, в современном мире.

Приобретённый с годами опыт, касающийся растений, в разных местностях разнится и зависит от того, какие из растительных видов традиционно произрастают в каждой конкретной местности.

Свойства и признаки растительных организмов

Все разнообразные живые существа растительного происхождения имеют ряд общих признаков, которые объединяют их в одну большую группу:

Выделение кислорода растениями

  1. Растения питаются, получая необходимые их организму вещества из воздуха, почвы и воды. Разные виды нуждаются в различных веществах, поэтому одни более охотно произрастают на почвах, имеющих кислую реакцию, другие лучше чувствуют себя на щелочных.
  2. Растительные организмы не могут обходиться без кислорода. Этот газ в составе воздуха необходим им для осуществления процесса дыхания. Примечательно, что растения не только потребляют кислород, но и способны синтезировать его при обязательном участии солнечного света.
  3. На протяжении всей жизни растительного организма происходит его рост и развитие. У многолетних форм прирост осуществляется ежегодно.
  4. Как и любым другим живым организмам, растениям присуща способность к размножению. Способ зависит от разновидности. Одни размножаются при помощи семян, другие — вегетативно, то есть фрагментами ветвей, отростками. Есть также представители растительного сообщества, не образующие цветков, а размножающиеся при помощи спор (например, папоротники).

Имеют представители растительного мира и свои уникальные, неповторимые черты. В частности, способность к синтезу и продукции своих собственных питательных веществ. Этот сложный биохимический процесс называется фотосинтезом.

Суть заключается в том, что растительный организм получает влагу из почвы при помощи корневой системы и углекислый газ из воздуха. В его тканях под действием солнечного света, который необходим для этого процесса, образуются кислород и питательные вещества, в частности, глюкоза.

Огромное разнообразие

Разновидностей растительных организмов настолько много, что объединить их в одну большую группу оказалось недостаточно. Чтобы систематизировать все сходства и различия, понадобилось разработать сложную классификацию растительных организмов. Для удобства изучения царство растений было разделено на несколько больших групп.

Подводные обитатели

Подводные обитатели Водоросли

Большинство этих произрастающих в воде организмов, видимых глазу, имеют вид длинных тонких лент буро-зелёного или зелёного цвета. Внутри группы водорослей царит разнообразие. Её представители могут иметь размеры от микроскопических до нескольких десятков метров в длину.

Мхи — природные губки

Особенностью этой разновидности представителей растительного мира является способность впитывать в себя очень большие объемы влаги.

Хвойные деревья

  • кедр;
  • сосна;
  • лиственница;
  • все разновидности елей.

Размножаются хвойные растения при помощи семян, которые прячутся и созревают в шишках. Семена кедра используются пищевой промышленностью и являются излюбленным лакомством любителей орешков.

Промысловое значение хвойных деревьев связано и со свойствами их древесины, которая используется в качестве строительных материалов.

Цветковые растения

Цветковые растения

  • корневой системы;
  • стебля или ствола;
  • листьев;
  • цветков и образующихся после их от отцветания плодов и семян.

Для этой весьма многочисленной группы характерно огромное видовое разнообразие; её представители широко распространены по всему миру.

Способы размножения

Представители растительного многообразия отчаются не только внешне. Различны и способы их размножения. Кратко их можно изложить в таблице:

Виды размножение Комментарии
Бесполое Сюда относятся деление (характерно для одноклеточных водорослей) и размножение спорами (например, папоротники)
Вегетативное Происходит при отделении части вегетативного тела растения. Различают естественное и искусственное вегетативное размножение
Половое Этот способ связан со способностью растений образовывать гаметы — особые клетки. Развитие нового организма происходит из зиготы, которая образуется при слиянии двух гамет.

Значение для живой природы

Растения на планете

Именно с этим и связаны многочисленные обращения экологов ко всему человечеству с просьбами бережно относиться к представителям растительного сообщества. Имея возможность благополучно произрастать и размножаться, они обеспечат все население Земли необходимым для дыхания кислородом как в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе.

Эти соображения, а также краткий рассказ о мерах, предпринимаемых с целью охраны мира растений, в 3 классе в обязательном порядке должны прозвучать в реферате, посвящённом теме растительного мира.

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так:
Серёжа: нарцисс, календула, бархатцы, ива, сосна.
Надя: ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель.
Витя: туя, лиственница, папоротник, кувшинка, земляника.
Ира: морская капуста, ель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.

Верный ответ у Нади , одна ошибка – у Сережи ( сосна ), две ошибки у Иры ( морская капуста, ель ), три ошибки у Вити ( туя, лиственница, папоротник ).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.


Фуксия
(цветковые)


Сальвия
(цветковые)


Льнянка
(цветковые)


Цикорий
(цветковые)


Орляк
(папоротники)


Фунария
(мхи)


Пихта
(хвойные)


Кедр
(хвойные)

organy rasteniy

Все растения разнообразны и отличаются друг от друга по строению. Существуют растения, чьи тела не подразделяются на отдельные органы и все клетки имеют сходное строение.

К таким представителям растительного мира относятся водоросли. Тело водорослей не делится на органы и называется талломом или слоевищем.

Их упрощенное строение определило их название — низшие растения.

Тело водоросли

Тело водоросли (таллом)

Растения, тела которых состоят из разных органов (стебля, листьев), называют высшими ра­стениями. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Органы растений

Орган — это часть тела организма, которая имеет определенное строение и выполняет одну или несколько функций. Органы цветкового ра­стения — побег (стебель, листья, почки), корень, цветок, плод, семя.

У высших растений различа­ют два типа органов:

  • вегетативные (от лат. вегетативус — растительный) — побег и корень;
  • генеративные (от лат. генераре — рождать, про­изводить) — цветок, плод, семя, ответственные за размножение.

К вегетативным органам относятся части тела растений, обеспечивающие рост, пи­тание, дыхание, водоснабжение и т. д. Особенно хорошо они развиты у цветковых растений. Раз­множение растений вегетативными органами на­зывается вегетативным.

Органы цветкового растения

Органы цветкового растения

Корень и побег

Корень и побег — два главных органа высших растений. С их помощью растение получает не­обходимые для своей жизни вещества, т. е. это охватывает природную среду, почву и воздух.

Побег состоит из стебля, листьев и почек. Стебель, лист и почка — части по­бега, их тоже называют органами растения.

Органы растения

Органы, осуществляющие половое размножение, называются генеративны­ми. К генеративным органам относится цветок, из которого появляется плод с семенем.

В генеративном органе развиваются особые по­ловые клетки, или гаметы.На побегах некоторых растений бывают образо­вания, где развиваются споры. Споры — это особые клетки, покрытые двойной оболочкой. С помощью спор такие растения, как папоротник, размножают­ся и распространяются по земле.

Семенные и споровые растения

Растения, у которых образуются семена, называют семенными. Цветущие семенные растения называют цветковы­ми.

Цветковые (покрытосеменные) растения

Рис.4 Цветковые (покрытосеменные) растения

Голосеменные растения образуют семена, но не цветут, поэтому у них нет плодов. За это свойство их называют голосеменными. Особенно рас­пространены хвойные. Они называются хвойными потому, что у них, в отличие от других растений, листья имеют форму иголок.

Голосеменные растения

К ним относятся сосна, ель и др. Хвойные по­явились на несколько миллионов лет раньше, чем цветковые.

Споры — очень мелкие, невидимые глазу клет­ки. Они очень легкие, сухие, далеко распространя­ются по воздуху или воде. Попадая в благоприятные условия, споры начинают расти, и из них образуется новое поколение растений.

К растениям, размножающимся и распространяющимся с помощью спор, отно­сятся мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Споровые растения

Растения, размножающиеся с помощью спор, называются споровыми.

Прорастание спор мха

Прорастание спор мха

Семенные и споровые растения — представители растительного царства. Они зеленого цвета, так как в их клетках содержится хлорофилл. За счет хлорофилла растения на свету образуют органические вещества и выделяют кислород. Бла­годаря этому свойству растения имеют огромное значение для жизни на Земле.

Растительные ткани
Увеличительные приборы

Водоросли называют низшими растениями, их тела не состоят из отдельных орга­нов, все клетки их тел одинаковы. Растения, тела которых состоят из разных органов (стебля, листьев), называют высшими растениями. У высших растений различают два типа органов: вегетативные — побег и корень и генеративные цветок, плод, семя, ответственные за размножение. Растения, у которых образуются семена, называют семенными. Цветковые растения еще называют покрытосеменными. Голосеменные растения образуют семена, но не цветут, поэтому у них нет плодов. Растения, размно­жающиеся с помощью спор, называются споровыми.

Читайте также: