Строение и многообразие покрытосеменных растений 6 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Тренировочные задания по биологии Строение и многообразие покрытосеменных растений 6 класс с ответами. Работа состоит из 2 частей. Задания части А — 13 заданий, задания части В — 1 задание.

Задания части А

Выберите один правильный ответ из четырёх предло­женных.

А1. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в

1) корешке
2) семядоле
3) эндосперме
4) покровах семени

А2. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется

1) главным
2) боковым
3) мочковатым
4) придаточным

A3. Корневые клубни образуются из

1) главного корня
2) боковых корней
3) боковых и придаточных корней
4) главного корня и нижней части стебля

А4. Побег, у которого плохо различимы междоузлия, называется

1) ползучий
2) удлинённый
3) укороченный
4) цепляющийся

А5. Видоизменением побега является

1) колючка кактуса
2) усик гороха
3) корневище пырея
4) корнеплод моркови

А6. Стебель деревьев растёт в толщину за счёт деления клеток

1) луба
2) камбия
3) древесины
4) сердцевины

А7. Околоцветник образуют

1) чашечка и пестик
2) чашечка и венчик
3) пестик и тычинки
4) лепестки и тычинки

А8. Цветки, имеющие только тычинки или только пестики, называются

1) однополыми
2) обоеполыми
3) двудомными
4) однодомными

А9. Растения, мужские и женские цветки которых находятся на одной особи, называются

1) однополыми
2) обоеполыми
3) двудомными
4) однодомными

А10. Для вишни и примулы характерно соцветие

1) кисть
2) щиток
3) метёлка
4) простой зонтик

А11. У картофеля плод

1) коробочка
2) клубень
3) семянка
4) ягода

А12. Плод пшеницы

1) зерновка
2) костянка
3) семянка
4) орех

А13. У акации плоды распространяются посредством

1) воды
2) ветра
3) птиц и животных
4) саморазбрасывания

Задания части В

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В1. Установите соответствие между признаками и группой растений, для которой они характерны

Признаки

А) крупные одиночные цветки
Б) яркая окраска лепестков рас­тения
В) невзрачные, обычно мелкие цветки
Г) наличие нектара и аромата у цветков
Д) крупная, липкая, шерохова­тая пыльца
Е) мелкая, лёгкая, сухая пыльца
Ж) перистые рыльца пестиков
3) пыльники на длинных сви­сающих тычиночных нитях

Группа

1) ветроопыляемые
2) насекомоопыляемые

Цель. Активация познавательной деятельности учащихся с помощью игры

Образовательные. Обобщить знания о внешнем и внутреннем строении органов цветковых растений, о видоизменениях органов цветковых растений и их роли в жизни растений;

Развивающие. Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить; работа над повышением грамотности речи, повышение мотивации учащихся на уроке за счёт игровой формы работы.

Воспитательные. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания.

Метапредметные .

Умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Мотивация к учебной деятельности .

"Своя Игра" состоит из трех раундов и финала. Первый раунд состоит из 3 тем по 5 вопросов (15 вопросов), второй и третий раунды состоят из 4 тем по 4 вопроса в каждом (16 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности: I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 50), II раунд – стоимость вопросов (от 20 до 80), III раунд – стоимость вопросов (от 30 до 120).

Начинают игру команды по жребию. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает руку. Время на обсуждение на вопрос раунда высчитывает секундомер, установленный на слайде презентации по 15 секунд. Команде, предоставляется возможность ответа на вопрос. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос уменьшает общее количество очков.

Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”. “Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной суммы. Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает. Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде. Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.

Второй раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков. Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема. Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение одной минуты, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Участвуют три команды.

Своя игра (сопровождается показом презентации)

Цветковыми растениями называют такие растения, которые:

1. цветут один раз в году

2. цветут хотя бы один раз в жизни

3. цветут через каждый второй год

I тема. Органы цветкового растения.

10 – На какие две группы делятся все органы цветкового растений? (вегетативные и генеративные)

20 – Какие органы относят к вегетативным? (корень, побег)

30 – Какие функции выполняют вегетативные органы? (питание и обмен веществ с окружающей средой)

40 – Какие органы относят к генеративным? (цветок, плод, стебель)

50 – КОТ В МЕШКЕ. Какую функцию выполняют генеративные органы? (размножение)

II тема. Признаки растений.

10 – Если у растения сетчатое жилкование листьев, то какая у него корневая система? (стержневая)

20 – Выберите признаки однодольных растений.

Число семядолей в зародыше семени: А) две; Б) одна.

Корневая система: А) мочковатая; Б) стержневая.

Жилкование листьев: А) сетчатое; Б) параллельное; В) дуговое.

Околоцветник: А) простой; Б) двойной.

30 – К какому классу относится данное растение? (Однодольное)

40 – Выберите растения, относящиеся к классу Двудольных растений. (1,4)

50 – К какому классу относится вороний глаз? (однодольные)

III тема. Дополни фразу.

10 – АУКЦИОН Основные запасные вещества в семени фасоли располагаются в . (в семядолях)

20 – Корнеплод представляет собой видоизменение . (главного корня)

30 – Побег содержит . (стебель, листья, почки)

40 – Клубень – это видоизменение . (побега)

50 – Органические вещества в растении передвигаются по . (ситовидным трубкам)

IV тема. Корень.

20 – Какие виды корней есть у растений? (главный, боковые, придаточные)

40 – Какие типы корневых систем вы знаете? (стержневая, мочковатая)

60 – КОТ В МЕШКЕ . Корень, развивающийся из корешка зародыша? (главный)

80 – Что необходимо делать, чтобы улучшить доступ воздуха к корням? (рыхлить)

V тема. Побег.

20 – Какие видоизменения побега вы знаете? (корневище, клубень, луковица)

40 – Назовите способы расположения листьев на стебле? (очередное, супротивное, мутовчатое)

– Перечислите функции стебля. (выносит листья к свету, запасает питательные вещества, проводит питательные вещества)

80 - Укажите строение побега. (1.Верхушечная почка ; 2. Пазуха листа;

3. Узел; 4. Пазушная почка; 5. Междоузлие; 6. Стебель)

VI тема. Лист.

20 – Какие функции выполняет лист? (газообмен, фотосинтез, транспирация)

40 – Укажите простые листья. Чем простой лист отличается от сложного? (у простых листьев одна листовая пластинка, у сложных несколько листовых пластинок, находящихся на одном черешке)

60 – Какие типы жилкования листьев вы знаете? (дуговое, сетчатое, параллельное)

80 – Назовите известные вам видоизменения листьев и их функции. (колючки у кактуса, у барбариса; усики гороха, насекомоядные растения)

VII тема. Цветок. Соцветия.

20 – АУКЦИОН 2. Назовите и покажите главные части цветка. (пестик и тычинки)

40 – Приведите примеры и дайте определения двудомным растениям. (Двудомными называют растения, у которых тычиночные цветки находятся на одних растениях, пестичные – на других . тополь, ива, конопля, некоторые виды осок).

60 – Определите тип соцветия укропа.(сложный зонтик)

80 – Объясните биологическое значение соцветия. (В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей)

VIII тема. Зоны корня.

30 – Чем покрыта снаружи верхушка корня? (корневым чехликом)

60 – Ткань, по которой передвигаются вода с растворенными в ней минеральными веществами это . (проводящая)

90 – Зона корня с корневыми волосками. (зона всасывания)

120 – Укажите строение и его зон, которые обозначены с помощью цифр 1-6? Какие функции осуществляют каждая из зон? (зона проведения, зона всасывания, зона роста, зона деления, корневой чехлик, корневые волоски)

IX тема. Клеточное строение листа.

30 – Пространство между клетками губчатой ткани листа. (межклетник)

60– С какой стороны листа расположены устьица у растений с плавающими листьями? (с верхней стороны листа)

90– Какими клетками образованы проводящие пучки листа? Какие функции они выполняют? (Сосуды - проводят воду, ситовидные трубки – органические вещества, волокна – придают листу прочность)

120 – Что такое кутикула, какова ее роль? (Жироподобное вещество образует пленку под кожицей листа, защищает растение от избыточной транспирации)

X тема. Внутреннее строение стебля.

30 – КОТ В МЕШКЕ . Какие слои образует стебель древесного растения? (коры, древесины, сердцевины)

60 – Что такое чечевичка? Какое значение она имеет для растения? (маленькие бугорки с отверстиями, осуществляют газообмен)

90 – Назовите образовательную ткань древесного стебля (камбий)

120 – Из каких растений получают ткани, используя лубяные волокна? (конопля, джут, лен)

XI тема. Плоды.

30 – АУКЦИОН . Плод сухой, семян много, и расположены они в один ряд. У созревшего плода створки скручиваются, выбрасывая семена. Назовите плод. (боб)

60 – Выберите растения, которые распространяются животными.

90 – Плод сочный, с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника, с косточкой внутри которой находится семя. Это . (костянка)

120 – Выберите многосемянный плод. (горох)

Растения в литературе.

Растения в легендах.

Растения в числах.

Растения в истории

Растения в литературе

Растения в легендах.

Богиня растений, давшая название царству растений.

Растения в числах.

Корни пшеницы проникают на глубину: 20 см, 50 см, 1 м, 2 м.

Растения в истории.

Назовите плод, который трижды влиял на судьбы человечества.

Первое - яблоко с древа познания, второе – яблоко раздора, третье – яблоко Ньютона

Пищевые растения.

Овощная культура, изначально выращивалась как листовая, в наше время используют в пищу корнеплоды.

III. Подведение итогов и награждение победителей

Преподаватель суммирует все баллы, объявляет победителей. Идет награждение команд.

Н.И. Галушкова Биология 6 класс. Система уроков, Волгоград, Учитель, 2015.

Н.В. Лященко и др. Биология 6-11 классы. Секреты эффективности современного урока, Волгоград, Учитель, 2012.

Ю. В. Щербакова. Интеллектуальные игры для школьников. Биология, Ростов – на – Дону, Феникс, 2015.


Учебник по биологии для 6 класса. рассчитан на преподавание биологии 1 час в неделю.

Формат: pdf

Размер: 42, 2 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
§ 1. Строение семян 8
§ 2. Виды корней и типы корневых систем 12
§ 3. Зоны (участки) корня 16
§ 4. Условия произрастания и видоизменения корней 21
§ 5. Побег и почки 25
§ 6. Внешнее строение листа 32
§ 7. Клеточное строение листа 37
§ 8. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев 41
§ 9. Строение стебля 45
§ 10. Видоизменения побегов 53
§ 11. Цветок 58
§ 12. Соцветия 64
§ 13. Плоды 67
§ 14. Распространение плодов и семян 74
Глава 2. Жизнь растений
§ 15. Минеральное питание растений 82
§ 16. Фотосинтез 87
§ 17. Дыхание растений 93
§ 18. Испарение воды растениями. Листопад 97
§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении 102
§ 20. Прорастание семян 108
§ 21. Способы размножения растений 117
§ 22. Размножение споровых растений 120
§ 23= Размножение голосеменных растений 126
§ 24. Половое размножение покрытосеменных растений 129
§ 25. Вегетативное размножение покрытосеменных растений 138
Глава 3. Классификация растений
§ 26. Основы систематики растений 148
§ 27. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные 155
§ 28, Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) 161
§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки 168
§ 30. Культурные растения 174
Глава 4 Природные сообщества
§ 31. Растительные сообщества 188
§ 32. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений 198
Летние задания 204
Предметный указатель 206

Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание.
В начале каждого параграфа помещены вопросы, помогающие вам вспомнить то, что вы изучали ранее. Это позволит лучше понять и усвоить новый материал.
Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.
Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста.
В конце каждого параграфа на синем фоне помещены основные понятия, которые вам необходимо не только запомнить, но и уметь объяснить.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока познакомить школьников с особенностями растений отдела Цветковые, с их многообразием, делением покрытосеменных растений на два класса Двудольные и Однодольные. Шестиклассники на протяжении урока выполняют задания разного характера, работают самостоятельно с учебником, гербарием растений, слайдами презентации. На уроке используются формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах; методы и приемы: репродуктивные (беседа, рассказ), наглядные, проблемные, информационно - поисковые. Данный материал можно использовать при подготовке к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Волкова Татьяна Викторовна,

Поурочный план

Дата ______

Предмет: биология

Тема урока № 42 Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений (Слайд № 1)

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.

Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.

Развивающая: развивать умения и навыки работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, с учебником, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, культуру общения.

Читайте также: