Стойки на плуг для рыхления почвы

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 15.09.2024

Скоростной корпус (ниже на рисунке вариант б)) плуга снабжается отвалом для работы на скоростях 8−12 км/ч. Он короче плугов, работающих на скоростях до 7 км/ч. Это сделано чтобы корпус плуга не отбрасывал почву далеко.

Бороздной обрез отвала скоростного корпуса срезан по кривой, чтобы не задирался повернутый пласт почвы.

Отвал оснащается сменной грудью, что желательно для корпуса, а для скоростного необходимо из-за интенсивного износа.

Полевая доска его шире, так как воспринимает большие усилия. С целью снижения сопротивления скоростного корпуса, углы ἀ и ỹ постановки рабочей поверхности ко дну и стенке борозды, меньше.

Лемешно-отвальная поверхность этого плуга близка к культурной, но возможна комбинированной.

Скоростные корпуса на скоростях ниже 8 км/ч пашут плохо; работать же при высоких скоростях не всегда возможно.

Чтобы расширить диапазон рабочих скоростей, на отвалах некоторых корпусов устанавливают съемное перо, угол наклона которого к горизонту регулируется.

При этом удлиняется отвал, меняется форма бороздного обреза.

Схема типов плужных корпусов

а — культурный; б — скоростной; в — полувинтовой; г — вырезной; д — с почвоуглубителем; е — безотвальный; ж — комбинированный; з — для ромбической вспашки; и — дисковый; к — рабочий орган чизельного плуга; 1 — лемех; 2 — отвал; 3 — стойка; 4 — полевая доска; 5 — бороздной обрез; 6 — отвал с укороченным крылом; 7 — сменная грудь; 8 — перо отвала; 9 — полувинтовой отвал; 10 — накладной носок лемеха; 11 — верхний лемех; 12 — вырезной лемех; 13 — выдвижное долото лемеха; 14 — кронштейн; 15 — почвоуглубитель; 16 — уширитель лемеха; 17 — щиток; 18 — ротор; 19 — вал; 20 — лопасти; 21 и 25 — диски; 22 — боковой лемех; 23 — кронштейн чистика; 24 — чистик (углосним); 26 — шпиндель.

в) Полувинтовой корпус плуга оборудован отвалом, который длиннее культурных. С целью экономии металла вместо удлиненного отвала часто устанавливают перо. Полувинтовые отвалы монтируют также на лемешных лущильниках, поскольку на них из-за малой глубины обработки предплужники не ставят, а требуется хороший оборот пласта.

г) Вырезной корпус расчитан для вспашки почв с малым пахотным слоем. Корпус снабжен двумя лемехами, в промежутке между которыми проходит нижняя часть пласта, отрезанная лемехом. Оставшаяся верхняя часть пласта поступает на отвал и оборачивается так же, как и простым плугом. При этом удается увеличить глубину вспашки на 4−5 см без выноса малоурожайных нижних слоев почвы на поверхность.

д) Корпус с почвоуглубителем выполняет ту же задачу, что и вырезной корпус. С его помощью увеличивают глубину обработки до 15 см без выноса нижних слоев. Для этого сзади корпуса крепят почвоуглубительную лапу шириной захвата меньшей, чем захват главного корпуса например, 26 или 30 см., для корпусов захватом соответственно 30 и 35 см.

е) Безотвальный корпус плуга предназначен для рыхления почвы в засушливых районах, подверженных ветровой эрозии. Пласт почвы, подрезанный лемехом и поднятый уширителем, крошится без перемешивания частиц, образуя пустоты для накопления влаги в осенне-зимний период. Большая часть стерни сохраняется.
Щиток защищает стойку корпуса от истирания.

ж) Комбинированный корпус предназначен для вспашки тяжелых и обычных почв под корнеклубниплоды. Корпус оборудован ротором, установленным вместо срезанного крыла отвала. Ротор выполнен в виде усеченного конуса, к образующим которого приклеплены лопасти. Ротор вращается от вала отбора мощности (ВОМ) трактора, лопастями крошит пласт, сходящий с укороченного отвала и отбрасывает почву в борозду.

з) Корпус для ромбической вспашки применяют на плугах некоторых зарубежных фирм. Он снабжен двумя лемехами: нижним, как у обычного плуга, и боковым.

и) Дисковый корпус применяют на поливных землях и для вспашки тяжелых пересохших или переувлажненных почв. Сферические диски крепят на стойках под углом к вертикали и направлению движения. Они вращаются в подшипниках и очищаются с помощью чистиков. Длина кромки диска больше длины лезвия лемеха, поэтому в равных условиях диски реже затупляются, чем лезвия лемехов.

Прочие конструкции

Выпускаются другие виды корпуса плугов, не получившие широкого применения например, с дисковыми и роликовыми отвалами и др.

Тракторные плуги Российского производства, как правило, комплектуют корпусами шириной захвата 35 и 40 см., плуги специального назначения, например кустарниково-болотные, снабжены корпусами шириной захвата 50 см и даже 100 см.

Ширина захвата конных плугов и корпусов лемешных лущильников — 25 см.

Плуги относятся к сельскохозяйственному оборудованию, без которого сложно представить механизированную обработку полей. От качества, надежности и правильной конструкции плуга во многом зависит будущий урожай.

Классификация плугов

В сельском хозяйстве используется несколько типов плугов. На категории их делят по нескольким факторам.

Функциональное предназначение

  • Техника общего назначения – устройство рабочих органов обеспечивает стандартную ширину захвата, равную 35 см; эта техника используется для вспахивания полей, выделенных под посев зерновых, технических и овощных культур;
  • Пахотные плуги спецназначения – это техника специальной конструкции, используемая для обработки грунта в садах и виноградниках, для разработки каменистой почвы, кустарниково-болотных грунтов, для вспахивания солонцовой и каштановой почвы.

Тип соединения с ведущим трактором

Механизм сцепления с трактором может быть:

  • прицепной;
  • навесной;
  • полунавесной.

Число корпусов

По количеству корпусов плуга бывают:

Технология вспахивания

Может применяться одна из двух технологий вспахивания:

  • гладкая пахота
  • свально-развальная пахота

По типу отвала

В зависимости от конструкции используемого отвала плуга, его корпус бывает:

Общее устройство плуга

Плуг для вспахивания земли состоит из рабочих органов и вспомогательных элементов. Рабочие органы плуга и дополнительные элементы крепятся на общей раме. К вспомогательным элементам относятся:

  • бороздные колеса:
  • одно или два вспомогательных колеса;
  • механизм регулирования глубины вспахивания грунта;
  • прицепной механизм.

К рабочим органам плуга относятся:

  • нож;
  • предплужник со встроенным почвоуглубителем;
  • основной корпус.

Нож используется для разрезания верхнего пласта земли, чтобы облегчить вхождение корпуса плуга во вспахиваемую почву. Наличие ножа плуга способствует выравниванию стенок формируемых борозд. На плугах общего назначения используются дисковые ножи, а на плугах специального предназначения устанавливают ножи черенкового типа.

Предплужник имеет схожую конструкцию, что и основной корпус, но он гораздо меньше по размерам. Ширина захвата предплужника на 1/3 меньше величины захвата для основного корпуса. Посредством предплужника выполняется подрезание и последующее измельчение приповерхностного слоя грунта.

Схема плуга

tekst-70-shema-pluga

На схеме плуга обозначено: (1) предплужник, (2) корпус, (3) прицеп для борон, (4) рама, (5) дисковый нож, (6) регулятор глубины обработки, (7) опорное колесо, (8) навеска.

Часто в составе плугов используется гидропневматический предохранитель. Эта часть плуга нужна для того, чтобы безопасно вспахивать старопахотную почву, засоренную камнями и корнями деревьев, которые могут частично выступать над поверхностью земли или быть полностью скрытыми в грунтовой почве. Основными деталями предохранителя являются: гидравлический цилиндр, пневматический гидроаккумулятор со штуцером и поршнем, маслопроводы, манометр и кран.

Корпус

Основной корпус плуга позволяет срезать почвенный слой, крошить его, переворачивать и укладывать на дно борозды. Корпус лемешного плуга состоит из:

  • стойки (1);
  • башмака (2);
  • лемеха (3);
  • отвала (4);
  • груди отвала (5);
  • крыла (6) и пера (7) отвала;
  • полевой доски (8);
  • пятки полевой доски (9);
  • углоснима (10).

tekst-70-korpus-pluga

Каждый из корпусов плуга управляется посредством шарнирной опоры и грядиля. Чтобы улучшить переворачивание и дробление земного пласта на корпусе предусмотрено перо, долото и углосним.

Лемех

Лемех плуга обеспечивает подрезание слоя разрабатываемой почвы. На плугах используются лемеха различных форм: трапецеидальные, вырезные, долотообразные, со щекой, с выдвижным долотом.

С помощью трапецеидальных лемехов образуется ровное дно борозды. Этот тип лемехов используется в составе однокорпусных плугов и на предплужниках.

Для долотообразных лемехов характерно наличие удлиненного долота (носка), который отогнут вниз от линии режущего лезвия на величину 1 см. Лемеха этого типа хорошо углубляются в грунты, рекомендуется применять их на тяжелых грунтах. Долотообразные лемеха опрощают их обработку, обеспечивая стабильную глубину вспахивания.

tekst-70-lemeh

Лемех треугольной формы используют в составе плугов специального назначения, картофелекопалок и других сельскохозяйственных машин, используемых для обработки грунта. Треугольная форма позволяет создавать увеличенное давление на отрезаемый пласт грунта.

Лемеха вырезного типа используются в составе почвоуглубительных корпусов.

Отвал

Отвал плуга выполняет отрезание пласта грунта от стенки борозды, переворачивает его и отваливает пласт на дно формируемой борозды. Передняя часть отвала – это его грудь, а задняя – крыло. Грудь изнашивается более интенсивно, поэтому у плугов, которые применяются для вспахивания тяжелых грунтов, отвал имеет съемную грудь. На крыло воздействует постоянный изгибающий момент, что может вызывать его деформации и последующую поломку.

tekst-70-otval-pluga

Отвал и лемех крепятся к плужной стойке болтами с потайной головкой, не выступающей над поверхностью. При креплении важно, чтобы отвал плотно прилегал к лемеху по их линии стыка и не выступал над поверхностью лемеха.

Полевая доска

Полевая доска – это рабочая часть плуга, обеспечивающая плавность и ровность хода корпуса плуга, исключая его разворот вследствие сопротивления вспахиваемой почвы. Наличие полевой доски защищает стойку от чрезмерного истирания, разгружает ее от изгибающего момента, который возникает вследствие бокового давления со стороны пласта грунта. С помощью полевой доски корпус плуга опирается на стенки борозды. Часто полевая доска конструктивно реализована так, чтобы ее можно было переустанавливать, повернув на 180°. После износа доску можно устанавливать хвостовиком вперед, позволяя ее дальнейшее применение.

tekst-70-polevaya-doska

На плугах могут использоваться два вида стоек:

  • низкие – используются для тяжелых грунтов и заброшенной почвы;
  • высокие – подходят для окультуренных и мягких почв.

Для их производства используется метод штамповки. Каждая из стоек имеет соответствующее седло для монтажа корпуса.

по способу соединения с трактором — на прицепные, полунавесные и навесные; по форме отвалов — на плуги, корпуса которых оборудованы культурными, цилиндрическими, полувинтовыми и винтовыми отвалами



Новые версии отвалов - пырьевые или полосовые. Производители утверждают что применяя такие отвалы идет экономия топлива- на практике все зависет


использования спаренных колес- для вспашки, нет необходимости снимать спаренные колеса или использовать более широкие, что дает возможность использовать всю мощь трактора должно быть установлено переднее колесо для регулировки глубины переднего корпуса. Часто мощные трактора не имеют трех точечной навески, а дополнительно устанавливать не имеет смысла да и дорого - для этого существуют специальные тележки

Агротехнические требования к плугам таковы.
Плуги должны равномерно вспахивать почву (отклонение от установленной глубины не более ±2 см при колебании ширины захвата в пределах ±10% от конструктивной); полностью оборачивать, крошить и укладывать пласт без пустот и огрехов; заделывать удобрения и пожнивные остатки на глубину 12… 15 см; выравнивать поверхность пашни (высота гребней не выше 5 см); образовывать чистую борозду после прохода последнего корпуса.
Плуги общего назначения

Каждый лемешный плуг включает в себя рабочие и вспомогательные органы. К рабочим органам относятся корпус 2 (рис. 1.1), почвоуглубитель 1, предплужник 3 и нож 4; к вспомогательным — рама с навесным или прицепным устройством, опорные колеса, механизм для заглубления и выглубления корпусов.



Корпус плуга выбирают в зависимости от природно-климатических условий, физико-механических и технологических свойств почвы. По конструктивному устройству различают корпуса отвальные, вырезные, безотвальные, с почвоуглубителем, с выдвижным долотом, дисковые и комбинированные.
Отвальный корпус используют для обработки почв с оборотом, и рыхлением пласта.
Он состоит из стойки 1 (рис. 1.2, а), отвала, распорки 3, башмака 4, боковины 5, лемеха 6 и полевой доски.
Вырезной корпус применяют для вспашки подзолистых почв с небольшим пахотным горизонтом и одновременного его углубления на 4…5 см. В таком корпусе через вырез между отвалом и лемехом проходит разрыхленный пахотный слой без выноса
на поверхность. Отвал корпуса снимает верхний ярус и отбрасывает его вправо по ходу плуга, закрывая взрыхленную предыдущим корпусом почву нижнего яруса.
Безотвальный корпус предназначен для рыхления почвы в засушливых и ветроэрозионных районах. Пласт, подрезанный лемехом, поступает на уширитель, проходит через его верхний обрез и падает на дно борозды. При этом пласт крошится и почва рыхлится без перемешивания слоев.
Корпус с почвоуглубителем (рис. 1.2, г) используют для рыхления подпахотного слоя подзолистых почв на глубину 6… 15 см. Углубление почвы рекомендуют начинать с 6 см и постепенно, в два-три приема, доводить до 10… 15 см, чтобы включить в кругооборот почвенные слои на общую глубину до 35 см. Разрыхленный почвоуглубителем подзолистый слой становится влаго и воздухопроницаемым.
Почвоуглубитель состоит из стойки 16; на ней закреплена рыхлительная лапа 15. Семь отверстий в стойке почвоуглубителя позволяют устанавливать глубину рыхления 6, 9, 12 и 15 см.
Корпус с выдвижным долотом применяют для вспашки твердых глинистых и суглинистых почв, а также почв, засоренных камнями. На стойке закреплено долото 17 (рис. 1.2, д), рабочий конец которого на 2…3 см выступает за режущую кромку носка лемеха. Долото предохраняет носок лемеха от поломок при встрече с препятствием и способствует хорошему заглублению корпуса. При износе долото выдвигают, для чего в нем предусмотрены отверстия.
Дисковый корпус (рис. 1.2,е) предназначен для обработки переувлажненных тяжелых почв на глубину до 30 см под посевы риса и других культур, а также почв, содержащих древесные корни. Корпус включает в себя стойку 1, сферический диск 19, фланец 20 шпинделя и чистик 18. Диск болтами закреплен на фланце шпинделя, смонтированного на двух конических подшипниках. Стойка 1 прикреплена к раме плуга так, что диск по отношению к дну борозды расположен под углом 70°, а с направлением движения образует угол атаки 40…45°. Пласты почвы, поднимаясь по рабочей поверхности вращающегося диска, разрыхляются и падают на дно борозды. При этом вспаханная почва приобретает крупнокомковатое строение, что улучшает аэрацию и просыхание нижних слоев.
Комбинированный корпус (рис. 1.2, ж) используют для вспашки тяжелых почв, а так¬же предпосевной обработки участков, не засоренных камнями.
Лемех, отвал и полевая доска — рабочие части корпуса плуга
Лемех предназначен для подрезания пласта почвы снизу и направления его на отвал. Лемеха изготовляют из специальной стали. Лезвие подвергают термической обработке на ширину 20…35 мм. По отношению к дну борозды лемех располагают под углом 22…30 град, а с плоскостью борозды лезвие образует угол 30…50 град. Выбор этого угла зависит от типа отвала (для цилиндрического 45 град, культурного 40 град, полувинтового и винтового 35 град).
Такая установка лемеха создает благоприятные условия для разрезания корней растений и комочков почвы, скользящих по его режущей кромке в процессе работы плуга.
Лtмеха бывают трапециевидные и долотообразные. Последние получили большее распространение.
Тупой лемех (толщина лезвия 3 мм и более) приводит к увеличению тягового сопротивления плуга в 1,5 раза. Поэтому лемеха оттягивают в горячем состоянии по всей длине режущей кромки и закаливают. Причем используют запас металла (магазин) на нерабочей стороне лемеха.
Для сохранения остроты и повышения износостойкости лезвия промышленность выпускает лемеха, тыльная сторона которых вдоль режущей кромки на ширину 25 мм упрочнена твердым сплавом. У таких лемехов, называемых самозатачивающимися, твердый нижний слой изнашивается медленнее верхнего, вследствие чего он выступает вперед, образуя лезвие достаточной остроты.
Отвал предназначен для оборачивания и дробления пласта. Отвалы различают по форме поверхности Культурные и цилиндрические отвалы применяют на старопахотных почвах, а винтовые и полувинтовые — на вновь осваиваемых (целинных) и задернелых.
Изготовляют отвал из трехслойной стали. Твердые наружные поверхности и мягкий внутренний слой придают ему прочность и эластичность.
Лемех и отвал образуют одну общую криволинейную поверхность. Допустимый зазор между ними не дол¬жен превышать 0,5 мм, а уступ 1 мм.
Полевая доска повышает устойчивость хода плуга, разгружает стойку от боковых усилий, предупреждает осыпание стенки борозды.
На задний корпус многокорпусного плуга устанавливают удлиненную полевую доску, передающую на стенку борозды значительную часть бокового давления поднимаемых пластов. У остальных корпусов полевые доски укороченные.
Навесной пятикорпусный плуг ПЛН-5-35
Навесной пятикорпусный плуг ПЛН-5-35 используют при вспашке почв с удельным сопротивлением до 9 Н/см2 без каменистых включений на глубину до 30 см. Для обработки более тяжелых почв, сопротивление которых превышает 9 Н/ см2, плуг переоборудуют в четырехкорпусный (снимают пятый корпус с предплужником). Плуг агрегатируют с тракторами ДТ-75В, Т-150, Т-150К и Т-4А. При комплектовании специальными корпусами для работы со скоростью 9…12 км/ч плуг навешивают на тракторы Т-150 и Т-150К-
Плуг оснащают корпусами различных типов. При работе с безотвальными или полувинтовыми корпусами с углоснимами предплужники не устанавливают.
Рама 1 — основное несущее звено конструкции плуга. Брус 11 является балкой жесткости.
Опорное колесо 4 предназначено для регулировки глубины вспашки при помощи винта. Колесо смонтировано на конических роликовых подшипниках.
Дисковый нож установлен на шариковых подшипниках с одноразовой смазкой впереди последнего корпуса с наружной стороны продольного бруса.
Замок 3 автосцепки прикреплен к раме плуга и навеске трактора. При агрегатировании плуга с трактором Т-4А или Т-150 замок вставляют в первое и второе, а также четвертое и пятое отверстия рамы, а при агрегатировании с трактором Т-150К—в первое, третье, пятое и шестое отверстия
Подготовка к работе состоит в следующем. Предплужники устанавливают так, чтобы расстояние между носками лемехов предплужника и корпуса (по ходу плуга) было не менее 250 мм, а полевой обрез предплужника перекрывал полевой обрез корпуса.
Положение предплужника по высоте фиксируют цилиндрическим выступом державки, входящим в одно из пяти глухих отверстий на стойке. Для вспашки на глубину 20 см стойку прикрепляют к первому (верхнему) отверстию, на глубину 22 см — ко второму, на глубину 25 см — к третьему, на глубину 27 см — к четвертому и на глубину 30 см — к пятому отверстиям. Такая расстановка обеспечивает подрезание предплужником за-дернелого слоя почвы на глубину 10 см.
Дисковый нож монтируют в зависимости от положения предплужников. Для этого слегка поворачивают стойку ножа в державке и ставят его так, чтобы зуб корончатой шайбы, поддерживающий стакан, находился посредине выреза стакана. В этом случае полость ножа будет параллельна раме плуга и отстоять от полевого обреза предплужника на 10… 15 мм. Центр ножа располагают несколько впереди носка лемеха предплужника, а нижнюю точку лезвия ножа — на 15 мм ниже носка лемеха.
Полунавесной пятикорпусный плуг ПЛ-5-35
Полунавесной пятикорпусный плуг ПЛ-5-35 применяют для вспашки почв с удельным сопротивлением 13 Н/см2 на глубину до 30 см с оборотом пласта и на глубину до 40 см при безотвальной обработке. Плуг агрегатируют с тракторами Т-150, Т-150К, ДТ-75В и Т-4А.
Плуг комплектуют корпусами различных типов. Задний корпус съемный. Рабочие органы полунавесного плуга и рабочие органы навесного плуга соответствующей ширины захвата взаимозаменяемы.
Рама состоит из продольной и основной балок и снабжена поперечной тягой. Тяга соединена с рамой шарнирно при помощи пальцев и втулок. К основной балке приварены угольники для полос, к которым прикрепляют предплужники и корпуса.
Механизм переднего бороздного колеса предназначен для установки и регулировки колеса относительно опорной плоскости корпусов, а также для перевода плуга в рабочее и транспортное положения.
Механизм бороздного колеса смонтирован на основной балке. Он включает в себя кронштейн, водило, два рычага два стакана — нижний и верхний, в которые вставлена ось. На верхнем конце оси установлено и закреплено чекой направляющее кольцо с пазом. К концам рычага и водила шарнирно прикреплена планка с роликом. В рабочем положении ролик заходит в паз кольца и, удерживая ось от поворота в сторону поля, сохраняет установку колеса. После вхождения ролика в паз пружина возвращает планку в первоначальное положение. В транспортном положении ролик выходит из паза кольца и не удерживает ось от поворота. При прямолинейном движении плуга и незначительных боковых нагрузках ролик удерживает ось в стакане. В процессе поворота агрегата сильное боковое давление выталкивает ролик из паза и ось поворачивается на 360°. Усилие, при котором ролик выходит из паза, регулируют при помощи набора пластин толщиной 0,5 мм.
Механизм заднего бороздного колеса служит для перевода плуга в рабочее и транспортное положения. Он установлен на заднем конце основной балки и состоит из кронштейна, задней оси, рычагов, нижнего и верхнего стаканов, водила, гидроцилиндра и пружины. К водилу присоединен шток Iидроцилиндра, а тыльной стороной гидроцилиндр прикреплен к кронштейну, смонтированному на заднем конце основной балки.
Заднее опорное колесо необходимо для регулировки глубины вспашки. Колесо образовано стойкой, на которой нанесены деления, державкой, полуосью и ободом с диском.
Колесо смонтировано на полуоси, установленной в ступице па двух роликовых подшипниках. Одним концом ступица прикреплена к диску с ободом, а к другому, противоположному, ее концу присоединена крышка с прокладкой. Смазочный материал в полость ступицы нагнетают через масленку. В верхней части сгонки закреплена гайка, в которую ввернут винт. Нижний конец винта пропущен в отверстие державки и удерживается в ней шайбой и гайкой. Стойка закреплена в державке упорным болтом и гайкой. Опорное колесо опускают и поднимают, поворачивай рукоятку винта.
Переднее опорное колесо отличается от заднего числом хомутов и конструкцией державки. Его монтируют за подвеской на переднем конце продольной балки.
Подвеска нужна для соединения плуга с трактором и управления передним бороздным колесом через тягу механизма управления. В нее входят траверса, опора, пальцы, шайба, втулка, рычаг, чека со шплинтом и скоба. Скоба присоединена к продольной балке четырьмя болтами. На вал опоры траверсы надевают втулки скобы и закрепляют втулкой с пальцем, снабженным быстросъемным шплинтом. Сверху на вал опоры установлен рычаг, который фиксируют чекой и шплинтом. К рычагу присоединена тяга механизма управления. Траверса вставлена в опору так, что ее короткий конец выходит в сторону корпусов. Траверса закреплена в опоре пальцем с быстросъемным шплинтом.
Замок автосцепки предназначен для автоматического присоединения плуга к трактору. Он выполнен в виде двух швеллеров, установленных один к другому под углом 65°. Замок планками присоединен к траверсе. Кронштейн при помощи рукоятки и двух ушек удерживает замок в вертикальной плоскости. После соединения замка с навеской трактора рукоятку вынимают из ушек и вставляют в отверстие кронштейна.

Группа кампаний КУН предлагает широкий выбор сельскохозяйственной техники для максимального удовлетворения требований сельхозпроизводителей: Плуги от 2 до 12 корпусов, почвообрабатывающую технику, а также большую гамму посевных машин.


На плугах с гидравлической защитой, усилие выхода корпуса из почвы легко регулируется на блоке управления, с помощью ограничителя давления. В обоих случаях выход и заглубление корпусов происходит плавно, без рывков, что обеспечивает высокое качество вспашки и равномерность движения агрегата.

Все плуги с автоматической защитой дополнительно оснащены срезными болтами для предохранения от повреждений.


Характеристика ВариДиамант10 L100
Количество корпусов 5 5+1 6 6+1 7 7+1 8 8+1
Ширина захвата, см 150-275 180-330 180-330 210-385 210-385 240-440 240-440 270-495
Вес, кг 2675 2969 2940 3234 3215 3509 3480 3774
Расстояние между корпусами, см 100
Клиренс, см 80
Рама, мм сечение 160х160х10
Трактор, л.с. 125-210 145-240 145-240 170-350 170-350 190-350 190-350 190-350

Характеристика ВариТитан 10 L 100
Количество корпусов 6+3 6+3+1 7+3 7+3+1 8+3 8+3+1
Ширина захвата, см 270-495 300-550 300-550 330-605 330-605 360-660
Вес, кг 5052 5361 5322 5631 5572 5881
Расстояние между корпусами, см 100
Клиренс, см 80
Рама, мм сечение 180х180х10
Трактор, л.с. 180-315 200-350 200-350 220-385 220-420 240-500

Победа над трудностями: агрегаты для тяжелых и каменистых почв

Тяжелые и каменистые почвы для нашей страны не редкость — в ряде регионов их доля доходит до 30%. Для эффективного ведения сельского хозяйства на таких территориях нужна специальная почвообрабатывающая техника, поскольку обычная не выдерживает нагрузки или не позволяет добиться требуемого качества рабочих процессов.

При подготовке полей к посеву или уходе за ними на каменистой или тяжелой почве оборудование часто выходит из строя, а трактору требуется дополнительное тяговое усилие, чтобы прицепным агрегатом, например плугом, культиватором или почвенным комплексом, взрыхлить участок, разбить комки, выровнять поверхность и внести удобрения. Все это ведет к дополнительным тратам на ГСМ, увеличивает время работы и требует применения специализированных технических средств.

К тяжелым грунтам, встречающимся практически во всех зонах сельхозпроизводства, относится земельный покров, в котором содержание глины превышает 45%. Такая почва, в том числе плодородный чернозем, долго прогревается весной, из-за чего аграрии запаздывают как с подготовкой поля, так и с посевом. Во влажном состоянии подобная земля становится вязкой и липкой, плохо крошится, а при высыхании — плотной, причем на ее поверхности образуется корка, затрудняющая воздухообмен и мешающая пробиться всходам. Из-за плохой капиллярности влага поднимается наверх неравномерно, что также ведет к пестроте стеблестоя и ухудшению развития растений. С недавних пор возникла еще одна проблема — из-за сильной жары тяжелый грунт спекается, превращаясь в монолит. Каменистые почвы чаще встречаются в зоне отступления ледника, а также в предгорьях, горах и долинах горных рек. При обработке таких полей рабочие части сельскохозяйственных машин быстро изнашиваются, а при наезде на скрытые крупные валуны у плугов ломаются или изгибаются лемеха, отвалы и стойки корпусов. Кроме того, камни не позволяют формировать ровное ложе для семян, в результате чего всходы, а затем и растения, развиваются неодинаково.

Техника для проблемных почв используется разная, но для нее существуют общие правила. Так, большинство производителей рекомендует вести обработку на скорости не выше 10 км/ч, применяя полунавесные орудия с пружинной, рессорной или гидравлической защитой корпусов. Также целесообразно задействовать специальные опорные колеса, включающие усиленный диск и шину, систему Starco AW 11.5/80-15.3 (14PR), в которой присутствуют 2,6-шпилечная ступица диаметром 65 мм в сборе с усиленной осью. Такие механизмы меньше давят на грунт и, соответственно, в него проваливаются. Распространенная болтовая защита ведет к повышенному расходу запчастей, а также к потере времени на ремонт почвообрабатывающей техники.

ДЛЯ ВЯЗКИХ ГРУНТОВ

Собственный гидравлический аккумулятор защиты от камней, перемещающий на 40 см вверх и в сторону корпус, а также смазанные точки поворота и дополнительные срезные болты позволяют плугу Servo Nova австрийской компании Pöttinger хорошо адаптироваться к различным типам почв, в том числе каменистым и глинистым. Для вязких грунтов нередко применяются орудия с колесами из износостойкой резины, причем в случае комплектации чизельной стойкой эти механизмы можно использовать как глубокорыхлители. Для обработки тяжелых почв также эксплуатируются дисковые агрегаты, а для каменистых — плуги специального назначения с лемешными пластинами из закаленной стали.

борона__Дукат_Gold__pp.jpg

У этой группы почвообрабатывающей техники должна быть предусмотрена расстановка рабочих органов, исключающая их забивание. Например, у двух-, трех- и четырехрядных дисковых борон серии БДМ от компании Solar Fields шаг составляет 30 см, а расстояние между рядами — 100 см. Подобное решение облегчает доступ к рабочим органам, что сокращает время на обслуживание машины. Кроме того, на эту модель с индивидуальными изогнутыми стойками устанавливаются сферические диски с двойной заточкой диаметром 560 мм и толщиной 6 мм. Большой вес агрегата позволяет работать на тяжелых почвах с глубиной рыхления 8–15 см. В дисковых боронах Maschio Gaspardo с системой 3D, обеспечивающей защиту ступицы и диска от повреждений из-за удара с камнями, устанавливается пружина с эффектом непрерывной вибрации для лучшего рыхления.

Безотвальная обработка позволяет улучшить дренирование, накопить и сохранить влагу. Чтобы не нарушить слои почвы и не нанести ущерб плодородию, обработку паров, заплывших или залежных участков, а также мульчированных или стерневых полей перед посевом следует проводить с помощью глубокорыхлителя — почвоуглубителя или подпочвенного плуга. К подобным орудиям, представляющим собой модульные регулируемые рамы с зубьями, прикрепленными к стойкам, которые защищены срезными предохранителями, относится, в том числе, чизельный плуг. С глинистой землей хорошо справляются орудия Delta от Hatzenbichler, ПЧК-4,5, Agroland 9148 и Lemken Karat 9/400 KA с шириной захвата 4 м и стоимостью 18 тыс. евро. Помимо этого подходят агрегаты Zanon 7 Ancore размером 3 м, семью зубцами за 6 тыс. евро, НД Framest FraLaz 3.5 RH MK — с 3,5 м и пятью зубцами, мощностью 160–240 л. с., Dragon 7 от Moro Aratri и Maschio Gaspardo Attila 300 — 3,5 и 3 м, по семь зубцов и стоимостью 10 и 13 тыс. евро соответственно. Хорошо зарекомендовали себя глубокорыхлитель Alpego KF 7-300 с шириной захвата 3 м, семью зубцами, мощностью 230–320 л. с. за 11 тыс. евро, а также Köckerling Vario 400 стоимостью 19 тыс. евро. Сплошную безот­вальную обработку на глубину до 30 см можно осуществлять с помощью чизельных культиваторов Triolent и Duolent от компании Farmet, у которых в качестве рабочего органа используется долото с карбидной напайкой, с крылышками и без них. В случае необходимости глубокого рыхления плотного слоя с одновременным внесением удобрений и заделкой стерни применяются культиваторы серии Diger. При такой обработке разбиваются глинистые линзы, отмечаемые на поверхности поля плотными сухими участками, в результате чего выравниваются капиллярный поток и поступление влаги из нижних горизонтов.

Лущение пожнивных остатков, рыхление и предпосевная обработка глинистых почв проводятся культиватором Fantom PRO производства Farmet с совмещенным с катком, на который не налипает почва. Рабочие органы машины — долота, три ряда лап с пружинной защитой и пара лап чизелей. В их основе находятся стойки с пружиной из стали квадратного сечения 35×35 мм, а на носках закреплены пластины из твердых сплавов. Из дисковых лущильников на тяжелых почвах хорошо себя ведут облегченный, но прочный Softer, не оставляющий подошву, и тяжелый Diskomat с глубиной вспашки до 18 см. Еще одна важная процедура, необходимая для равномерного развития растений, — прикатывание. На тяжелых и слабокаменистых почвах применяются дробильные агрегаты и катки Micro Drill, на которые не налипает глина, поэтому ими можно обрабатывать влажную землю. Для выравнивания поверхности пригодятся шлейф-катки, спираль которых состоит из двух частей с правой и левой навивкой, и максимально удаленные от рамы орудия. Они хорошо распределяют почву без образования борозд и гребней, не забиваются на влажных участках.

Минимальная обработка почвы подразу­мевает использование не одной машины, а их комбинации, позволяющей совместить несколько операций и за один проход обеспечить обработку и прикатывание. Качественную предпосевную подготовку тяжелых земель осуществляет Kompaktomat N/NS с пружинным механизмом защиты. Агрегат четко выдерживает глубину и делает ровное посевное ложе стрельчатыми лапами, а полунавесной Kompaktomat Max для тракторов мощностью 600 л. с. может работать в паре с сеялкой с шириной захвата 6 или 8 м.

servo_35s_plus_hq_pp.jpg

ДЛЯ МЕНЬШИХ ПРЕПЯТСТВИЙ

На слабокаменистых землях достаточно эффективны модели фирмы Kverneland — 150S и 150В с системой защиты в виде срезного болта, а среднекаменистые почвы лучше обрабатывать полунавесными плугами этой же марки серии PN с листовой рессорной системой автовозврата. В зависимости от модели данные орудия агрегатируются с тракторами мощностью от 150–240 л. с. Твердые каменистые почвы целесообразнее рыхлить усиленными моделями плугов Lemken с увеличенными стойками, корпусами и специальной резиной на колесах.

Для разрыхления и перемешивания слоев сильнокаменистой почвы без оборачивания применяются фрезы. Они раскалывают глыбы земли, подрезают стебли и корневища сорняков, смешивают грунт с минеральными удобрениями. Агрегатам U540 от польской компании Bomet, оснащенным предохранительной фрикционной муфтой, по силам глинистая земля с небольшим количеством камней. Участки для посева злаковых культур на каменистых почвах можно обрабатывать на глубину 30 см фрезами Agri World серии 2FSDP, которые агрегатируются с тракторами мощностью 150–220 л. с. Для высадки виноградников подойдет фреза-мульчер Seppi Starsoil, способная рыхлить каменистую почву на глубину до 50 см, а мульчер-измельчитель Cannibal 2500 может превратить в пахотную землю даже скалистую территорию. При наличии более 10% камней в грунте необходимо проводить очистку поля. Так, при засоренности до 50 куб. м/га применяется валкователь-подборщик, агрегатируемый с тракторами второго класса. За один проход машина убирает с глубины до 7 см камни размером до 30 см. Сначала формируется валок, а затем техника удаляет тяжелый сор, загружает его в бункер и отвозит на край участка для выгрузки. Обработчик каменистых почв Forigo для тракторов мощностью 150–400 л. с. способен собирать камни с глубины 15–30 см.

Безусловно, почвообрабатывающая техника для проблемных почв обходится дороже стандартных моделей — некоторые глубокорыхлители стоят 20 тыс. евро. Однако при учете того, что треть всех расходов в растениеводческом направлении приходится на обработку полей, такие машины в итоге эффективно снижают потери, а главное — экономят время.

Читайте также: