Стебель однодольных растений может расти в толщину только в первые месяцы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

естественный отбор характерен для природных популяций. искусственный отбор ведет человек в своих интересах.

при искуственном оборе достижение желаемых признаков при создании сорта (породы) может существенно понижать общую жизнеспособность особей. так, многие породистые собаки имеют ослабленный иммунитет и больше подвержены заболеваниям. ведь их предков человек отбирал по экстерьерным (внешним) качествам, а не по степени жизнеспособности. все культурные растения без вмешательства человека проиграют в борьбе за существование своим диким сородичам. их отбирали, руководствуясь размером плода, красотой цветка и т. п. человек практически всегда полностью исключает из размножения особей с нежелательными ему признаками.

в борьбе за существование более приспособленные чаще выживают — подвергаются естественному отбору, а менее приспособленные чаще гибнут. это происходит в каждом поколении, а в чреде поколений полезные изменения накапливаются, организмы постепенно становятся непохожими на своих предков. в конечном итоге, естественному отбору возникают новые виды.

с 15 16 вв. переход в мастера был затруднен, появились вечные подмастерья - наемные рабочие

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)


Корневая система растений класса однодольные обычно:

мочковатая
стержневая
придаточная
корневищная

Выберите названия семейств класса Однодольные растения

Злаковые
Пасленовые
Крестоцветные
Покрытосеменные
Лилейные

У стеблей каких растений отстутствует способность к росту в толщину:

рожь
береза
подородник
тюльпан
картофель
пшеница


Для Однодольных растений наиболее характерна жизненная форма:

кустарники
деревья
травы


Признаки класса Однодольных растений:

количество частей цветка кратно 5
тип плода - зерновка
в семени две семядоли
количество частей цветка кратно 3
тип плода - коробочка
в семени одна семядоля
тип плода - семянка
количество частей цветка кратно 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 9 и 10-х классов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Вопросы для зачета:

1. Что такое растения?

2. Все ли растения способны к фотосинтезу?

3. Почему растения неподвижны?

4. Какое основное запасающее вещество растений?

5. Почему одноклеточные растения и животные схожи между собой? Приведите примеры.

6. Сколько известно видов растений? Какие организмы исключены из царства Растений в настоящее время?

7. Какие царства живого мира вы знаете?

8. Как различаются клетки разных царств живого мира?

9. Что такое протопласт?

10. Какие два образования в растительной клетке являются производными протопласта?

11. Назовите специфические органоиды растительной клетки.

12. Какова функция вакуоли?

13. Что такое пластиды?

14. Какие пигменты могут содержать хлоропласты? В какой части хлоропластов находятся пигменты?

15. Что такое тилакоиды? Что образует группы тилакоидов?

16. Что такое первичный и вторичный крахмал? Где они располагаются?

17. В какие пластиды могут превращаться хлоропласты?

18. Что такое лейкопласты?

19. Имеют ли лейкопласты пигменты?

20. Что такое хромопласты?

21. Чем обусловлена осенняя окраска листьев и цвет растений?

22. Какие виды пластид содержатся в растительной яйцеклетке?

23. Имеют ли хромопласты внутренние мембраны?

24. На какой стадии жизненного цикла хлоропласты превращаются в хромопласты?

25. Могут ли хромопласты превращаться в другие пластиды?

26. Что такое плазмолемма?

27. Что такое тонопласт?

28. Как различить старые и молодые растительные клетки?

29. Что такое циклоз?

30. Где можно наблюдать струйчатое движение цитоплазмы?

31. Какие передвижения органоидов растительной клетки вы знаете?

32. За счет каких явлений вода поднимается по стеблю растений? Опишите опыт с мешочком из полупроницаемой мембраны.

33. За счет каких структур клетки растений соединены между собой?

34. Что такое растительная ткань?

35. Как под микроскопом можно отличить молодую растительную клетку от старой (4 критерия)?

36. Что такое ткани?

37. Сколько видов тканей может быть у растений?

38. Что такое меристематическая ткань? Какова ее функция? Каково строение клеток меристематической ткани?

39. Какие 4 вида меристем вы знаете?

40. Что такое боковая меристема? Приведите примеры.

41. Что такое верхушечная меристема? Приведите примеры.

42. Что такое вставочная меристема? Приведите примеры.

43. Что такое раневая меристема? Приведите примеры.

44. Что такое покровная ткань? Какова ее функция?

45. Какие 3 типа покровной ткани вы знаете?

46. Что такое эпидерма? У каких растений в эпидерме имеются хлоропласты?

47. Что такое кутикула?

48. Что такое волоски и чешуйки? Каковы их функции?

49. Что такое замыкательные клетки? Где они расположены? Имеют ли они хлорофилл?

50. Что такое транспирация? Приведите пример.

51. Что такое пробка? Из каких клеток она состоит? Из какой ткани она образуется?

52. Что такое чечевички? Какова их функция?

53. Что такое корка? Из чего она образуется? Какие клетки ее составляют?

54. Что такое основная ткань? Какие виды основной ткани вы знаете?

55. Что такое паренхима?

56. Что такое ассимиляционная паренхима? Приведите примеры.

57. Что такое запасающая паренхима? Приведите примеры.

58. Что такое механическая ткань? Из каких клеток она состоит? Какова ее функция?

59. Какова особенность клеток механической ткани?

60. Что такое лубяные и древесинные волокна?

61. Что такое проводящая ткань? Какова ее функция?

62. Что такое сосуды и трахеиды? Каковы их функции?

63. Из каких клеток состоят сосуды?

64. Какова длина сосудов? Какова особенность строения их боковых и поперечных стенок?

65. Что такое ситовидные трубки? Какова их функция?

66. Какова особенность строения клеток ситовидных трубок?

67. Что такое сопровождающая клетка? Какова ее функция?

68. Какова продолжительность жизни клетки ситовидной трубки? Какова причина ее гибели?

69. Что такое проводящие пучки?

70. Что такое ксилема?

71. Что такое флоэма?

72. Почему двудольные и голосеменные имеют растущий в толщину стебель?

73. Почему стебель однодольных может расти в толщину только в первые месяцы жизни? У каких растений и почему стебель может расти в толщину?

74. Что такое выделительная ткань?

75. Что такое млечники? Что они содержат? Из каких клеток состоят?

76. Где расположены клетки млечников? Приведите примеры.

77. Что такое выделительные клетки? Каковы их функции?

78. Приведите примеры растений с выделительными клетками.

79. Почему растения с выделительными клетками могут быть ядовитыми и лекарственными одновременно? Приведите примеры.

80. Что такое нектарники? Какова их функция? Приведите примеры.

81. Что такое железистые волоски? Какова их функция? Приведите примеры.

82. Что такое гидатоды, что такое гуттация? Приведите примеры.

83. Что такое органы растений?

84. Что такое вегетативные растительные органы? Приведите примеры.

85. Когда у растений могли появиться вегетативные органы?

86. Что такое таллом? Как устроен таллом у низших растений? Приведите примеры.

87. Что такое органы полового размножения растений? Приведите примеры.

88. У каких растений половые органы есть, а разделение на мужской и женский пол отсутствуют?

89. Как называются женские и мужские половые органы низших растений? Приведите примеры.

90. Как называются женские и мужские половые органы высших растений? Приведите примеры.

Читайте также: