Сравнение типов размножения для рыжика собаки кишечной палочки муравья и тополя записать особенности

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Кишечная палочка (Escherichia coli) была открыта австрийским врачом Т. Эшерихом в 1885 году и названа в его честь. Этот микроорганизм по антигенным и биохимическим свойствам подразделяют на 2 основных вида: E.coli и Сitrobacter.
Кишечные палочки подвижны со слегка закругленными концами. Бактерии E. Coli обитают в кишечнике человека, как основные компоненты нормальной флоры. Однако существует более ста разновидностей кишечной палочки патогенного типа. Болезнетворные кишечные палочки делятся на четыре класса: энтеропатогенные, энтеротоксигенные, энтероинвазивные и энтерогемморагические. Причем морфологические различия между патогенными и нормальными бактериями coli отсутствуют.

Роль кишечной палочки в микрофлоре кишечника

Количество эшерехий среди других представителей микрофлоры кишечника не должно превышать норму – 1%. Эти бактерии играют важную роль в работе желудочно-кишечного тракта. Кишечная палочка с нормальной ферментативной активностью является непосредственным конкурентом условно-патогенной микрофлоры. Она вместе с бифидо- и лактобактериями препятствуют ее размножению. Кишечная палочка участвует в холестериновом обмене, обмене жирных кислот, помогает всасыванию железа и кальция, способствует гидролизу лактозы, вырабатывает витамины группы B, продуцирует антибиотикоподобные вещества, тормозящие рост патогенной кишечной палочки.

Сколько должно быть кишечной палочки?

Кишечная палочка в кишечнике появляется с первых дней жизни. Количество Кишечной палочки с нормальной ферментативной активностью в течение всей жизни должна оставаться на уровне 107– 108 КОЕ/г. Если наблюдаются отклонения от данного значения при анализе кала, то это является признаком дисбактериоза. Кишечная палочка со сниженной ферментативной активностью (лактозанегативная) – признак начинающегося дисбактериоза и косвенный признак возможного присутствия в кишечнике глистов или простейших. Превышение ее уровня 105 вызывает инфекции мочевых путей, брюшной полости, кишечника и верхних дыхательных путей. При превышении количества патогенных штаммов кишечной палочки наряду с базовой терапией применяются пробиотики.

Патогенная кишечная палочка

Патогенная кишечная палочка может стать причиной эшерихиозов (инфекционных заболеваний ЖКТ, мочевыводящих путей, сепсиса). Заражение обычно происходит фекально-оральным путем, через грязные руки, загрязненную пищу и воду.
Например, энтеропатогенная кишечная палочка обычно развивается в тонком кишечнике у детей 1-го года жизни. Развитие инфекции сопровождается сильным поносом, болями в животе, сильной рвотой. Энтеротоксигенная кишечная палочка – причина острых диарей у взрослых и детей. Ее еще называют диареей путешественников, потому что она возникает при поездках по странам Востока и Азии, к бактериям которых система ЖКТ россиян восприимчива из-за отсутствия специфического иммунитета. Энтерогемморагическая кишечная палочка может стать причиной гемморагического колита, а также тяжелого заболевания под названием гемолитико-уремический синдром. Энтероинвазивная кишечная палочка вызывает боли в животе, обильный водянистый понос с примесью крови, которая по всем признакам похожа на бактериальную дизентерию.

Кишечная палочка. Лечение

Воспользуйтесь, лекционным материалом по данной теме и выполните практические задания.

ВложениеРазмер
praktikum.tipy_bioticheskihotnosheniy_-_kopiya.docx 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум на тему: "Типы взаимодействия организмов"

Закрепление лекционного материала. Вспомните лекцию на данную тему. Ответьте устно на вопросы:

1.​ Основные типы взаимодействия, их суть?

2.​ По каким критериям отличаются хищники от паразитов?

3.​ Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?

4.​ Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?

5.​ Какое значение имеет нейтрализм?

Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы.

А. Густой подрост ельника.

Б. Светолюбивая трава растущая под березой.

3.​ Конкуренция внутривидовая

4.​ Конкуренция межвидовая

Г. Аскарида и человек.

Д. Прусак и черный таракан.

Е. Росянка и муха.

Ж. Акула и рыба-прилипала.

3. Повилика и крапива.

И. Синица и лягушка.

К. Пчелы и луговые цветы

Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.

Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой

Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

Проверочные работы по теме урока:

1.​ Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Почему?

2.​ Для нейтрализма характерно отсутствие непосредственной связи между видами в сообществе. Однако в любом сообществе опосредованно все виды связаны. Объясните, как нейтральные виды, например лось и белка, опосредованно влияют друг на друга.

3.​ Дайте определения понятиям: мутуализм, нейтрализм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, паразитизм, хищничество.

Задания для 1 варианта :

1. Прочитайте параграф учебника

2. Выясните, какие формы позитивного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.

3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.

4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.

Задания для 2 варианта :

1. Прочитайте параграф учебника

2. Выясните, какие формы негативного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.

3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.

4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.

1.​ Увеличится количество кошек.

2.​ Уменьшится количество мышей.

3.​ Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

4.​ Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

5.​ Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

1.​ Экологические факторы, проявляемые во взаимодействии между живыми организмами, называются:

А) Биотические Б) Абиотические В) Антропогенные

2.​ Вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, называются:

А) Конкуренция Б) Паразитизм В) Хищничество

3.​ Взаимоотношения организмов, соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке, называются:

А) Комменсализм Б) Кооперация В) Конкуренция

4.​ Форма взаимоотношений, при которых животные одного вида используют животных другого вида в качестве среды обитания или источника пищи, причиняя тем самым вред, называются:

А) Паразитизм Б) Хищничество В) Комменсализм

5.​ Сотрудничество двух видов организмов, при котором каждый вид может существовать отдельно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу, называется:

А) Нейтрализм Б) Кооперация В) Симбиоз

6.​ Форма симбиоза, при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду; в этом случае один вид извлекает пользу, другой – не имеет ни пользы, ни вреда. Такой вид отношений называется:

А) Кооперация Б) Комменсализм В) Конкуренция

7. Тип взаимоотношений, при которых оба организма получают взаимную пользу
А) хищничество Б) конкуренция В) симбиоз Г) паразитизм

8. Организм, в теле которого происходит половое размножение паразита, называется:

А) основным хозяином Б) промежуточным хозяином

В) переносчиком Г) паразитоидом

9. Опыление пчелами разных луговых растений является примером:
А) симбиоза Б) комменсализма В) мутуализма Г) протокооперации

10. Отношения жвачных копытных и инфузорий обитающих в желудке являются
примером:

А) комменсализма Б) мутуализма В) паразитизма Г) протокооперации

1.Первичное сотрудничество, при котором совместное проживание необязательно это:

А) протокооперация; Б) нахлебничесово В) хищничество

2.Связи между разными организмами называется:

А) биотические Б) абиотические В) антропогенные

3.Рыба-прилипала это пример:

А) сотрапезничества Б) нахлебничества В) квартиранства

4.Отношения, в которых выгода всегда односторонняя это отношения:

А) нахлебничество Б) хищничество В) комменсализм

5.Симбиоз это отношения:

А) взаимовыгодые Б) вредные

В) полезно-вредные Г) полезно-нейтральные

А)хищники Б)паразиты В) квартиранты

7.Отношения, при которых средой обитания служит хозяин называются:

А) нахлебничество Б) квартиранство

В) паразитизм Г) мутализм

8.Азотофиксирующие бактерии в клубеньках бобовых это пример:

А)паразитизма Б) хищничества

В) симбиоза Г) комменсализма

9.Пример полезно-вредных отношений это:

А) гельменты -паразитические черви; Б) лишайники

В) распространение семян муравьями; Г) рыба-прилипала

10.Форма связи, при которой один организм получает необходимые питательные вещества от другого организма, принося ему обычно вред, но не вызывая немедленную гибель это:

А) симбиоз Б) паразитизм В) хищничество

Домашнее задание по группам: создание презентации

1.Что такое симбиоз?

2.Приведите примеры такого типа взаимодействий между организмами на примере:

а) растений, б) животных

3.Опишите разновидность симбиоза - комменсализм

4.Какие виды комменсализма существуют в природе? Приведите примеры.

5.Что такое протокооперция? Покажите это на конкретных примерах.

1.Дайте определение понятию паразитизм.

2.Приведите примеры паразитизма:

А) среди животных Б) среди растений В) среди грибов.

1.Дайте определение понятию хищничество.

2.Приведите пример хищничества между:

А) животными Б) растениями и животными.

3.Какие средства умерщвления, добывания и переваривания пищи развиты у хищников?

1. Раффлезия и лиана.

Раффлезия Арнольди — растение, обладающее самым крупным цветком, который распускается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвлен​ную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раф​флезия высасывает соки (воду и питательные веще​ства) из лиан и поэтому не нуждается в собствен​ной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

2.Росянка и муха.

Росянка — насекомоядное растение, привлекающее насекомое каплей жидкости (напоминает росу), захватывающее и переваривающее его.

3. Корова и слепень.

Слепень — кровососущее на​секомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека. Наружный паразит.

Ель и сосна — растения хвойного ле​са, которым для осуществления процесса фотосин​теза требуются солнечная энергия и вода почвы, с растворенными' в ней минеральными веществами.

5. Дятел и жук-короед.

Короеды — растительноядные насекомые; их жуки и личинки часто обитают под корой деревьев, прогрызая сложные ходы. Дятлы — птицы, питающиеся семенами, насекомыми;
имеют долотообразный клюв и тонкий длинный
язык, приспособленные для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.

6. Лисица и полевка.

Лисица — хищник, питающийся мышевидными грызунами.

7. Аскарида и человек.

Аскарида — круглый червь, семейства нематод. Паразитирует в кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

8. Кенгуру и кролики в Австралии.

Кенгуру и завезенные в Австралию, кролики встречаются в сходных
местах обитания и, питаются вегетативными частями
растений.

Заяц — наземное травоядное животное, крот — подземное насекомоядное животное.

10. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пишу различные корма и непосредственно никак друг с другом не связаны.

11. Волк и бабочка-крапивница.

Волк — хищное млекопитающее, питающееся, в основном, позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цвет​ков, а её личинки (гусеницы) —. вегетативными частями растений.

12. Акула и рыба-прилипала.

Рыба-прилипала присо​сками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками её трапезы.

13. Воробей в гнезде скопы.

Скопа — рыбоядная птица, но, охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в
стенках ее гнезда

14. Лев и птицы - падальщики.

Лев — крупное хищное млекопитающее, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники - птицы - падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы наземных хищников.

15. Гречиха и пчела медоносная.

Пчела опыляет растение гречихи, взамен получая нектар и пыльцу.

16. Рябина и дрозд-рябинник.

Ягоды рябины являют​ся пищей для птицы. Пройдя через кишечный тракт дрозда, оболочки семян частично разрушаются, что способствует прорастанию семян. Птица распространяет семена рябины на значительные расстояния.

17. Медоуказчик и медоед.

Птицы - медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчёл, а также медом и воском (воск переваривается благо​
даря присутствию в желудке бактерий - микрококкус), однако сами добраться до пчелиных гнезд не способны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда (класс млекопита​ющих, семейство куньих), издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.

Лишайник образован двумя организ​мами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает во​доросли защиту, позволяя ей выживать в сухих мес​тах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.

19. Клубеньковые бактерии и клевер.

Азотфиксирующие бактерии, проникая в корни бобовых, образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное пита​ние растений. Взамен бактерии получают органичес​кое питание.

Микориза – это связь грибницы гриба и дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывает фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку на тему: "Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов"

Презентация к уроку.


Кроссворд по дисциплине: Менеджмент Тема: Типы организационных структур организаций

Кроссворд по дисциплине: МенеджментТема: Типы организационных структур организаций.


Презентация по дисциплине экономика по теме "Типы экономических систем"

Слайдовое сопровождение урока по дисциплине экономика.


Тест по теме "Типы норм русского языка"

Тест для проверки знаний по пройденному материалу.


Обобщение по теме:Типы химических реакций

УРОК ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ.

Конспект урока по теме "Типы речи"

В приведенном материале дается план развернутый проведения урока с применением технологии развивающего обучения.


Лекция на тему: "Типы биотических отношений".

На основании данной лекции обучающиеся, должны выполнить практические задания по данной теме.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания.

Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о видах взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;
  • Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;
  • Воспитательные: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.

Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей — увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

“Горячий стул”: один ученик садится на стул перед классом, учащиеся задают ему вопросы по терминам, которые учитель записывает на доске:

Экология, биотические факторы, абиотические факторы, антропогенный фактор, лимитирующий фактор, зона толерантности, зона оптимума, зона пессимума, критические точки, приспособленность организмов, относительный характер приспособленности.

III. Изучение нового материала.

Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.

Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Нам предстоит познакомиться с различными типами межвидовых отношений в природе, которые выделяются среди огромного многообразия взаимосвязей живых существ.

Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей. Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

– Сколько комбинаций знаков может быть? (6)

  • 00 – нейтральные
  • - - – взаимовредные
  • - 0 – вреднонейтральные
  • ++ – взаимополезные
  • +0 – полезнонейтральные
  • +- – полезновредные (Слайд 2)

А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу.

Типы взаимодействия Примеры

(Слайд 3) Нейтрализм (00)- тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.

В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.

Сосед-конкурент – это тоже опасно.
Он рядом живет, все как будто прекрасно,
Но где только можно, он вас потеснит,
Участок отнимет и свет заслонит,
Умело обставит он вас на охоте –
Вы даже не сразу все это поймете.
Сумеет он дом и невесту отнять,
Останется вам только горько рыдать.
А все почему? Потому что крупнее,
Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,
А может быть, просто, он вас поумнее.
Бывает и так иногда у зверей.

О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

(Слайд 4) Конкуренция (- -) – это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д.

Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища.

Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Конкуренция происходит между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, затенять и угнетать растения, отставшие в росте.

(Слайд 5) Межвидовая конкуренция – отрицательные отношения между двумя видами. Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье животные разных видов, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, устраивающие гнезда в дуплах деревьев, и др. В отличие от растений конкурирующие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клювы.

(Слайд 6) Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.

  • светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично;
  • корни осины тормозят рост дуба;
  • дуб угнетает чернику;
  • плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сейчас изучать

О каких взаимоотношениях речь?

(Слайд 7) Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

Широко известен пример симбиоза между раками-отшельниками и актиниями. Последние поселяются на раковине, в которую прячет своё брюшко рак-отшельник. Стрекательные клетки щупалец актиний — надёжная защита обоих симбионтов. Питается актиния за счёт остатков пищи, активно добываемой раком.

Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.

(Слайд 8) Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. Типичный симбиоз – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.

Яркий пример мутуализма среди растений представляет сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения – микориза (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы).

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.

Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единый организм. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зелёных растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.

(Слайд 9) Комменсализм (+0) – тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

Существует несколько разновидностей комменсализма:

Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия существуют между различными видами почвенных бактерий – сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли; взаимоотношения копытных и сурков.

Нахлебничество – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина; гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи; акулы и рыбы прилипалы).

(Слайд 10) Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)

(Слайд 11,12) Полезно-вредные(+-) – форма взаимоотношений, при которой один из взаимодействующих организмов испытывает отрицательное влияние, а второй положительное. Существует два вида таких взаимоотношений.

(Слайд 13,14,15) Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм – хозяин служит для паразита источником питания, очень часто – местом обитания, защитой от врагов.

В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (в течение длительного времени). Другими словами паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку это обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества. Например: ленточные черви, вши, клещи, печёночная двуустка – это паразиты, которые поражают животных. Паразиты, которые вредят растениям – повилика, заразиха, фитофтора, головневые и ржавчинные грибы, гриб-трутовик.

(Слайд 16) Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

  • В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
  • Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.
  • Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.
  • Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам:
  • обеспечению пищей,
  • изменению среды обитания,
  • расселению видов в пространстве.

IV. Закрепление изученного материала.

(Слайд 17) 1. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

Вид взаимоотношений Примеры
Нейтрализм
Аменсализм
Внутривидовая конкуренция
Межвидовая конкуренция
Протокооперация
Мутуализм
Нахлебничество
Квартиранство
Хищничество
Паразитизм

Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.

Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.

Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.

Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.

Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением .

Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.

1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой.

t1607283836aa.jpg

Неполное превращение

Полное превращение

– личинки сходны со взрослыми особями;

– личинки совершенно не похожи на имаго;

– личинки растут, линяют, становятся все больше похожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно;

– личинки растут, линяют, но остаются не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в куколку;

– стадия куколки отсутствует;

– внутри куколки идет полная перестройка многих систем органов, формирование крыльев, конечностей;

– кузнечики, тараканы, клопы, стрекозы

– жуки, бабочки, осы, пчелы, муравьи, мухи

2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.

t1607283836ab.jpg

С неполным превращением

С полным превращением

Отряд тараканы и богомолы

Отряд пухоеды и вши

t1607283836ac.jpg

3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос текста: Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки? Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида. На основании текста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.

Вывод: ________________________________________________________________________________

Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:

2) взрослого насекомого

Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из:

Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для:

2) майского жука

3) рыжего таракана

4) зеленого кузнечика

Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:

1) личинка, взрослая особь, куколка

2) куколка, личинка, взрослая особь

3) личинка, куколка, взрослая особь

4) куколка, взрослая особь, личинка

Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи

2) взрослый организм

Задания 6: У насекомых с полным превращением

1) личинка похожа на взрослое насекомое

2) за стадией личинки следует стадия куколки

3) во взрослое насекомое превращается личинка

4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

Задания 7: Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) развитие происходит в четыре стадии
Б) у личинки тело разделено на три отдела
В) личинка похожа на взрослое насекомое
Г) в цикле развития присутствует стадия куколки
Д) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение

ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением

ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ:
А) кузнечик зелёный
Б) майский жук
В) саранча перелётная
Г) комнатная муха
Д) капустная белянка (капустница)

ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ:
1) с полным превращением
2) с неполным превращением

Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.


Задание 18 № 22404

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) аскарида и человек

Б) подберёзовик и берёза

В) клевер и клубеньковые бактерии

Г) малярийный плазмодий и комар

Д) актиния и рак-отшельник

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) паразит-хозяин: А) аскарида и человек; Г) малярийный плазмодий и комар; Е) головня и пшеница

2) симбиоз: Б) подберёзовик и берёза; В) клевер и клубеньковые бактерии; Д) актиния и рак-отшельник

Читайте также: