Способ прикрепления листа сирени

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

нических веществ также поглощается кислород и выделяется углекислота. Эти процессы протекают в огромном масштабе. И если бы не было зеленых растений, в которых на свету происходит обратный процесс (поглощение углекислоты и выделение кислорода), жизнь на земле стала бы невозможной. В этом заключается космическая роль зеленого растения, на что в свое время обращал внимание К. А. Тимирязев.

Зеленое растение — единственная лаборатория, аккумулирующая солнечную энергию и сохраняющая ее в виде химической энергии органических веществ, образовавшихся в результате фотосинтеза.

Еще в 1879 г. К. А. Тимирязев говорил о фотосинтезе:

«Рассматриваемый с химической точки зрения, — это тот процесс, в котором неорганическое вещество, углекислота и вода, превращается в органическое.

Рассматриваемый с физической, динамической точки зрения, — это тот процесс, в котором живая сила солнечного луча превращается в химическое напряжение, в запас работы.

Как протекает фотосинтез?

Интенсивность фотосинтеза зависит от внешних условий: количества углекислоты, температуры, света и т. п.

На фотосинтез большое влияние оказывает почвенное питание. Фотосинтез у растений, растущих на удобренных почвах, протекает интенсивнее. Железо, магний, азот повышают концентрацию хлорофилла.

При достаточном освещении с увеличением температуры интенсивность фотосинтеза повышается. Нужно, однако, помнить, что процессы фотосинтеза проходят в живом организме, поэтому слишком высокая температура, вредно влияя на состояние растения в целом, может привести к уменьшению интенсивности фотосинтеза. Растения, для которых нужна большая интенсивность света, называют светолюбивыми.

Наиболее интенсивно фотосинтез идет при красно-оранжевых лучах, слабее — при сине-фиолетовых ипочти не цроисходит при освещении растений зелеными лучами.

Различная степень светолюбивости растений зависит не только от природы самих растений (например, папоротники — тенелюбивы, а кактусы — светолюбивы), но и от тех условий,

в которых формировались листья данного растения. Например, листья одного и того же растения, но выросшие в разных условиях освещения, имеют различное строение и будут наиболее деятельно фотосинтезировать именно в тех условиях, в которых они сформировались. Это обстоятельство очень важно для комнатного цветоводства, так как растения часто переставляют с места на место, нанося им вред. Чем больше хлорофилла содержат листья растения, тем меньше нужно света для того, чтобы фотосинтез достиг своего максимума. Наоборот, чем меньше хлорофилла


Рис. 16 Поперечный разрез светового (сверху) и теневого (ситу) листа сирени. Световой лист заметно толще теневого.

в листьях, тем больше растение нуждается в свете.

Темнозеленые растения, как правило, теневыносливые, т. е. могут расти при слабом освещении.

Светлозеленые и пестролистные растения — светолюбивые, т. е. лучше растут при сильном освещении.

Определение потребности растений в свете по интенсивности окраски листьев в большинстве случаев бывает правильным. Но встречаются и исключения. Например, некоторые папоротники имеют светлозеленые листья, но тем не менее они тенелюбивы.

К практическим мероприятиям, обеспечивающим нормальное течение фотосинтеза урастений в комнатах, относятся: соответствующий выбор растений и правильное размещение

Второе определение листа: боковой вегетативный орган растения.

Лист очень важный орган растения. Например, любой комнатный цветок может погибнуть, если большая часть листьев у него пострадала.

Зачем же нужен лист растению?

Главные функции листа это:

  • фотосинтез (образование питательных веществ для растения)
  • газообмен (поступление в растение кислорода и углекислого газа, а также их высвобождение)
  • испарение воды (для защиты от перегревания растения; способствует движению питательных веществ по всему растению)

Самые большие листья из водных растений - у амазонской кувшинки Виктории.

Их диаметр может достигать 2 метров, а на листьях может сидеть человек весом до 80кг.

Лист

Внешнее строение листа

Листья состоят из листовой пластинки, черешка, основания, прилистников.

Строение листа

У многих растений прилистники вообще не образуются или существуют недолго и рано опадают, например, как у липы.

липа

Все эти части листа могут иметь разный внешний вид.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Черешок может изгибаться и поворачиваться: например, для того, чтобы листовая пластинка уловила больше солнечных лучей при недостатке света.

Кроме смены положения листа по отношению к свету, листья некоторых растений могут реагировать и на прикосновения.

Одним таким растением является мимоза стыдливая.

мимоза стыдливая

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Виды листьев

По способу крепления к стеблю листья бывают:

  • черешковые - от стебля отходит черешок, на котором расположен лист (липа, роза, яблоня)
  • сидячие - лист непосредственно крепится к стеблю

Черешковые листья

У березы, груши и большинства привычных нам садовых и декоративных растений листья имеют черешок.

Черешок - это ножка листа, расширенная в том месте, где она прикрепляется к стеблю. Место расширения черешка называется основание.

Над основанием на стебле расположена пазушная почка.

У некоторых листьев есть прилистники. Они похожи на маленькие листья у основания.

Черешковые листья

Сидячие листья

У некоторых растений черешок отсутствует.

Пластинка сидит на стебле, который как бы вложен в нижнюю часть листа - влагалище.

Из декоративных садовых растений такая форма листа встречается у гвоздики:

Сидячие листья

Сидячие листья есть у тростника и злаков — пшеницы, овса, мятлика.

Пример сидячих листьев у алоэ:

Сидячие листья

Следующая классификация листьев - по количеству листовых пластинок:

Простые листья имеют один черешок и одну пластинку.

Подобное строение листьев наблюдается у дуба, липы, яблони.

Сложные листья имеют один главный черешок, от которого отходят вторичные черешки с несколькими листовыми пластинками.

Эти листочки могут опадать отдельно от главного черешка.

Сложные листья можно наблюдать у земляники, акации, каштана.

Если листочков четное количество и нет верхушечного, то они парные.

Такие сложные листья, например, у гороха.

У него видоизмененный лист превратился в усики, с помощью которых растение прикрепляется к устойчивым поверхностям:

горох

Если же есть верхушечная пластинка, отчего количество листочков становится нечетным, то это непарные листочки.

Их можно увидеть у шиповника:

шиповник

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Листовые пластинки и жилкование

Листовые пластинки

Листовая пластинка - главная часть листа.

Она обеспечивает дыхание и фотосинтез.

Существует большое разнообразие форм листовых пластинок:

  • округлая
  • продолговатая
  • шиловидная
  • игловидная
  • треугольная
  • яйцевидная;
  • ланцетовидая и другие

Края пластинки могут быть ровными или иметь зубцы, выемки.

Жилкование листьев

Минеральные, органические вещества и вода к клеткам листа поступают по сосудам, которые называются жилками.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Жилки, кроме перенесения веществ по растению, выполняют опорную функцию для листа, создают прочный каркас.

Посмотрите, как у растения Виктория регия жилки создают прочный каркас. Теперь вам понятно почему она может выдержать такой большой вес!

растение Виктория

Жилки, выходя из черешка или основания (у сидячих листьев), расходятся в разные стороны.

Если от главной жилки к краям идут параллельные тонкие сосуды, наподобие птичьего пера - это перистое жилкование.

перистое жилкование

Если от черешка веером расходятся несколько одинаковых жилок - жилкование пальчатое.

жилкование пальчатое

Перистое и пальчатое жилкование характерно для двудольных растений.

От главных жилок отходит сетка мелких сосудов, поэтому часто говорят о перисто-сетчатом или пальчато-сетчатом жилковании.

У однодольных растений, таких как кукуруза или пшеница, жилки идут вдоль края параллельно друг другу.

однодольные растения

Дуговое жилкование

Если жилки расходятся дугой по листовой пластинке, то жилкование называется дуговым. Оно характерно для ландыша, тюльпана - растений семейства Лилейные, класса Однодольные.

Дуговое жилкование

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Клеточное строение листа

Самый наружный слой листа представлен восковым налетом.

Он предотвращает чрезмерное испарение влаги и защищает от вредных микроорганизмов.

Этот налет называют кутикулой.

У растений засушливых мест кутикула несколько тверже, так как предохраняет ткани листа от перегревания и чрезмерной потери влаги.

Под кутикулой располагается эпидерма или покровная ткань.

Эта покровная ткань может иметь выросты - волоски (трихомы).

По функциям трихомы делят на два типа:

  • кроющие - образуются из покровных тканей и служат для защиты растения от неблагоприятного воздействия внешней среды
  • железистые -принадлежат к выделительным тканям наружной секреции и участвуют в процессах накопления и выделения веществ различного функционального назначения

Трихомы бывают одноклеточными и многоклеточными, мертвыми и живыми.

Мертвые заполнены воздухом и придают растению белый цвет.

Форма трихом может быть разнообразной (головчатые, звездчатые, крючковатые и др.).

Часто трихомы минерализованы, то есть пропитаны кремнеземом и кальцием (крапива).

Размеры трихом варьируются в значительных пределах.

Отдельный волосок, чешуйка или желёзка хорошо различимы под микроскопом.

Клетки эпидермы прозрачные, чтобы солнечные лучи легко проникали вглубь.

На нижних поверхностях листа (нижний эпидермис) находятся устьица.

Устьице состоит из двух продолговатых, так называемых замыкающих клеток, между которыми есть небольшое расстояние - щель или пора.

Та сторона, которая не соприкасается с другими клетками, имеет более толстую оболочку.

Когда воды поступает слишком много, клетка начинает раздуваться, а толстая сторона не дает оболочке слишком сильно растягиваться.

Из-за этого устьичные клетки выгибаются, как сосиски на сковородке.

И щель между ними увеличивается, позволяя испаряться большему количеству воды.

Кстати, дыхание наземных растений также осуществляется через устьица.

Посмотрите, как оно устроено:

устьица

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


У крапивы в этом же слое находятся ампулярные клетки (похожи на медицинские ампулы с лекарством) с муравьиной кислотой.

Шип клетки заполнен солями кремния.

Он легко проникает в кожу и отламывается, а ядовитая жидкость выливается под кожу.

Посмотрите, как это выглядит:

крапива

Под эпидермой располагается мезофилл - мякоть листа.

Эта ткань представлена:

  • столбчатыми (по-другому, палисадными) клетками, располагающимися поверхностно, в виде столбиков
  • губчатой тканью из сферических клеток
  • межклетниками, заполненными воздухом

Строение листа

Столбчатые клетки осуществляют фотосинтез, поэтому в них больше всего хлоропластов. В палисадной ткани располагаются и устьица, через которые растение дышит и испаряет влагу.

Губчатые клетки служат для газообмена. Они выделяют в межклетники кислород и забирают из них СО2.

На фото ниже вы видите строение губчатой ткани листа под микроскопом.

Крупные светлые пятна — межклетники:

межклетники

Как мы уже знаем, в листьях проходят жилки.

Они выполняют опорную функцию (скелетную) и служат для обмена веществ между листьями и другими частями растения.

Рассмотрим их тканевое строение.

Жилки состоят из ксилемы и флоэмы - сосудистой ткани.

По ксилеме вода и минеральные вещества двигаются от корня к листьям, по флоэме - органические вещества (такие, как крахмал) - обратно, от листьев к корням и там накапливаются.

  • образовательные - сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования;
  • развивающие - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельности через работу с инструктивными карточками и гербарным материалом; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • воспитательные - прививать навыки коллективного труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры);

- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).

Приемы:

- словесные методы (беседа, объяснение);

- практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа);

- наглядный метод ( демонстрация презентаций).

Средства обучения: учебник по биологии для 6 класса под ред. В.В. Пасечник, учебные таблицы “Простые и сложные листья”, гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения, комнатные растения, презентация “Внешнее строение листа”

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа "Внешнее строение листа"

Ход урока

I. Организационный момент (Приветствие, настрой на урок)

II. Актуализация знаний.

В начале урока мы вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках.

Давайте разгадаем небольшой кроссворд по понятиям:

- Вспомним, что представляют собой побег и почка. Для этого выполним работу по вариантам.

А) I вариант учащихся получает карточки (с последующей проверкой).

1. Допишите фразу:

- Лист дышит через .

- Корневище, клубень, луковица – это .

- В центре стебля находится .

- Вода с минеральными веществами передвигается по .

- Осенью листья опадают, этот процесс называют .

Б) II вариант получает тест по теме “Побег” (с последующей проверкой на мультимедийном проекторе).

2. Тест (использование мультимедийного проектора): /СЛАЙД 3-5/

1. Побег развивается из.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют.

3. После опадания листа на его месте на побеге остается.

в) листовой рубец.

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют.

5. Почки растений умеренной зоны, как правило, .

а) не имеют почечных чешуй;

б) имеют почечные чешуи.

6. Из почки на побеге появляются.

7. Промежутки между листьями на побеге называются.

Учащиеся выставляют друг другу оценки.

III. Изучение нового материала

“Но не все одинаковые листья: различия много
Можешь ты в них отыскать , если рассмотришь ты их. ”
И.В. Гете
немецкий поэт, философ, естествоиспытатель[2]

1. Рассказ учителя:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. О чём в нем говорится?

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим. [3].

Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!

Тема нашего урока сегодня – “Лист. Внешнее строение листа”. /СЛАЙД 2/

Сегодня на уроке, мы:

- познакомимся с внешним строением листа;

- научимся отличать простые листья от сложных;

- какие функции выполняет лист;

- рассмотрим типы жилкования.

Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. Примерный ответ: Корень, стебель, лист, цветок (Рисунок 1).


А на каком органе цветкового растения расположены листья?

Примерный ответ: На стебле.

Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Примерный ответ: Нет, они все разные (Рисунок 2).




Скажите, какое листорасположение вы знаете?

Примерный ответ: очередное, супротивное, мутовчатое (Рисунок 3).

3.jpg (93398 bytes)

Древнегреческий ученый Теофраст, друг Аристотеля, задался вопросом: “Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы. ” Именно с Теофраста началось изучение листа.

Учитель: что такое лист, и какие три основные функции он выполняет? Откройте страницу 105 учебника и обратите внимание на 1 абзац, где дано понятие, что такое лист и перечислены три основные функции.

Примерный ответ: Лист – часть побега /СЛАЙД 6/

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о функциях листьев. Каковы же они? /СЛАЙД 7/

1. Фотосинтез (образование органических веществ из неорганических);

2. Газообмен (листья выделяют кислород, используют углекислый газ);

3. Испарение влаги, участвуют в круговороте воды в природе (умеряет жару летом);

4. Копят вредные вещества и пыль (защита от вредных примесей) (Запись тетради).

Итак: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.

Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки.

У некоторых растений черешка нет. Листья прикреплены к стеблю основанием листовой пластинки. Такие листья называют сидячими (алоэ (Рисунок 4), пшеница (Рисунок 5), лён (Рисунок 6)). /СЛАЙД 10/

4.jpg (49913 bytes)


Листья черешковые имеются в основном у двудольных растений.

Листья сидячие у однодольных растений.

Мы поговорили о строении листа и способах прикрепления листьев к стеблю.

Обращали вы внимание на форму листа, скажите, какие по форме бывают листья? (Что они напоминают по форме?) (Ответы детей: круг, овал. ) Сегодня наука знает множество форм листа. Мы рассмотрим только некоторые.

По форме листья бывают /СЛАЙД 11-12/:


По форме края пластинки листья также очень разнообразны. Рассмотрите рисунок 79 на странице 106. Назовите формы края листьев. /СЛАЙД 13/

- городчатые. (Рисунок 8)


Из предложенных гербарных листьев (сирень, дуб, подорожник, манжетка, клен, крапива, вяз, береза, осина, береза драцена, фикус, осина яблоня,) правильно подобрать и занести в таблицу

Формы края листьев Примеры
Цельный сирень, подорожник, драцена, фикус
Зубчатый яблоня, манжетка, клен
Пильчатый осина, крапива, береза
Городчатый дуб, вяз

Проверка правильности заполнения таблицы с помощью слайда. /СЛАЙД 14/

Ребята, а теперь посмотрим видеоролик: что такое “простой лист” и “сложный лист” (Приложение1).

Обратите внимание на слайд. (Учитель делает выводы по слайду) /СЛАЙД 15/

- простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для сирени, клена, одуванчика, ромашки и др. растений;

- сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком. Такие листья у земляники, конского каштана, шиповника, желтой акации и т.д.

- Работая с гербарными экземплярами растений, отберите все сложные листья.

Они похожи друг на друга?

Выясняем, что сложные листья бывают нескольких видов /СЛАЙД 16/:

- тройчатосложные - имеют три листовых пластинки (клевер, земляника);

- пальчатосложные - состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки (люпин, конский каштан);

- перистосложные - имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда;

- непарноперистые - заканчиваются одним листочком (рябина, малина, шиповник);

- парноперистые - оканчиваются парой листочков (горох, жёлтая акация).

Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить “листья-сеточки”. Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Подводит итог учитель: жилкование листьев бывает трех типов: сетчатое, параллельное и дуговое. Закрепляется материал на комнатных растениях и гербарных листьях.

Ребята, перед вами комнатные и гербарные растения (драцена, фиалка, герань, монстера, клен, дуб, ландыш), определите тип жилкования, составьте схему.

Проверка правильности составление схемы с использованием тренажера (Приложение2) /СЛАЙД 17/

Затем учитель вспоминает вместе с учениками пройденный материал по классам однодольных и двудольных растениях.

- О чем может сказать тип жилкования?

Жилкование – признак однодольных и двудольных растений, но бывают исключения (вороний глаз).

Учащиеся самостоятельно выписывают в тетради признаки однодольных и двудольных растений по плану:

Строение семени, количество семядолей;

Тип корневой системы;



II. Физминутка (Комплекс упражнений гимнастики для глаз) /СЛАЙД №18 /

III. Лабораторная работа “Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение” (Инструкция на стр. 106 учебника). (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11). /СЛАЙД №19 /




Название растения Листья простые или сложные Жилкование Листорасположение
Липа.
  1. Учащиеся делают выводы по результатам лабораторной работы: /СЛАЙД №20/
  2. Лист состоит из листовых пластин, черешка, прилистника.
  3. Лист с черешком называют черешковым. Лист без черешка сидячим; охватывающий стебель под углом – вставочным.
  4. Лист с одной листовой пластиной – простой, с несколькими, расположенным на общем черенке сложным.
  5. Сложные листья могут быть тройчатыми, пальчато-сложными, перисто-сложными, парноперистыми и непарноперистыми.
  6. Жилкование листьев может быть сетчатым, дуговым и параллельным.

IV. Закрепление знаний. /СЛАЙД №21 /

Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.

“Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое”.

Используя детали данного набора, выполните модели (по заданиям учителя). (Приложение 4)

V. Рефлексия /СЛАЙД №22 /

Сегодня на уроке:

- мне было трудно.

- сегодня я научился.

- самым интересным было.

VI. Составление учащимися синквейна “Листья”: /СЛАЙД №23 /

1. – одно существительное

2. – два прилагательных

4. –фраза из четырех слов

Слово – ассоциация к первой строке

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Выставление и комментирование отметок

IX. Домашнее задание /СЛАЙД №24 /:

1. Пересказ п.23 стр.105, выполнить в рабочей тетради задания № 76-79 стр. 34-35.

2. Подготовить кроссворды, ребусы по теме "Лист".

3. По желанию (на дополнительную отметку) составить рассказ с ошибками на тему: “Внешнее строение листа”.


Задание 9 № 1945

Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

Форма листа — цельная; жилкование — перисто-сетчатое, т. к. жилки отходят по всей длине листовой пластины;

Читайте также: