Расчет питательной ценности удобрений
Обновлено: 08.07.2024
Вид урока : смешанный; урок теоретических и практических работ.
- Обучающая : углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации и свойствах минеральных удобрений, средствах химической мелиорации почв, ознакомить учащихся с применением минеральных удобрений на основе их свойств, показать огромную роль минеральных удобрений в повышение урожайности культурных растений на краеведческом материале, разностороннее и конкретнее раскрыть органическую связь теории с практикой, связь химии с сельскохозяйственным производством, продолжить формирование практических умений и навыков при постановке эксперимента, решении расчетных задач, самостоятельно вести конспект;
- Развивающая : развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, материалами краеведения, углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии;
- Воспитательная : воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, навыки культуры труда, формировать гражданскую позицию, чувства гордости за свою страну, область, район, интерес к труду работников сельскохозяйственных профессий умеющих грамотно применять минеральные удобрения в сельском хозяйстве.
- Формирование самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке.
- Проведение интегрированного урока с использованием мультимедийного подиума с широкоформатным жидкокристаллическим дисплеем.
- метод преподавания: словесно-наглядный;
- метод обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный;
- метод учения: формирование знаний, умений и навыков.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Обучающийся должен знать
1. Минеральные удобрения
2. Классификацию удобрений
3. Действие нитратов на человека
4. Какой элемент питания необходим растениям
Обучающийся должен уметь
1. Самостоятельно работать с компьютером
2. Анализировать информацию и делать выводы
3. Определять удобрение
4. Вести конспект
5. Обнаруживать нитраты в растениях и воде
6. Решать задачи
7. Выполнять практические работы
8. Составлять уравнения реакции
- Русский язык – правописание слов.
- Биология – питание растений
Основы агрономии – удобрения.
Химия - использование минеральных удобрений
СХМ – машины для внесения удобрений
I. Организационный момент – 2 мин .
- Отметка в журнале отсутствующих.
- Проверка готовности группы к уроку.
II. Целевая установка – 12мин.
1. Краткое изложение хода урока – преподаватель предмета “Основы агрономии” объясняет цели проведения урока и работы на уроке. Что должны узнать и чему научиться на уроке. На доске написано:
- Определять удобрение
- Обнаруживать нитраты в растениях и воде
- Решать задачи
2. Методы, используемые на уроке – преподаватель конкретно рассказывает о методах ведения урока.
3. Главные вопросы темы урока – запись на доске и в конспектах.
- Минеральные удобрения
- Классификация удобрений
- Решение задач
- Лабораторная работа
III. Обобщение по ответам обучающихся и переход к восприятию новой темы – 5 мин .
В 1798 году экономист Томас Мальтус издал книгу “Опыт народонаселения”, где изложил свою знаменитую теорию: численность населения Земли имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию увеличиваются только в арифметической прогрессии. Из этой теории следовало, что в будущем человечеству грозит голод. Подобный вывод подтвердил столетием позже английский ученый Томас Гексли, друг Чарльза Дарвина и пропагандист его учения, он заявил, для того, чтобы избежать голодной смерти нужно резко повысить урожайность.
Какие способы повышения урожайности вы можете предложить?
IV. Объяснение новой темы, выполнение лабораторной работы – 45 мин.
Минеральные удобрения – это соединения, способные при внесении в почву растворяться и диссоциировать на ионы в почвенном растворе, чрезвычайно необходимые для жизни растений, поскольку содержат азот, фосфор, калий и прочие нужные элементы в легкоусвояемой форме
При большом разнообразии минеральных удобрений их принято классифицировать по двум направлениям:
- по питательному элементу,
- по числу питательных элементов.
По первому признаку выделяют азотные, калийные и фосфорные, по второму простые, содержащие один питательные элемент и смешанные, содержащие два или три питательных элемента. (схема1)
Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.
- По составу : простые, комплексные, сложные, смешанные.
- По происхождению : Органические и неорганические
- По наличию соединений того или иного элемента : азотные, фосфорные, калийные.
- По агрегатному состоянию : жидкие, твердые.
А сейчас более подробно остановимся. Используя дополнительные тексты и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте выступление по предложенным пунктам. Приложение 3,4,
1 группа – азотные удобрения (жёлтая страница)
2 группа – фосфорные удобрения (синяя страница)
3 группа – калийные удобрения (розовая страница)
4 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 1 ( Приложение 5 )
5 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 2
В ходе выступления учащиеся заполняют таблицу . ( Приложение 2)
Существует 2 способа внесения минеральных удобрений:
- основное удобрение- (перед посадкой)
- подкормка - (в период вегетации).
Они могут применяться как в твердом виде (при внесении прямо в почву), так и в виде раствора.
Производство минеральных удобрений
Азотные – Актау, Темиртау.
Фосфорные – Тараз, Шымкент, Жамбыл, Актау, Степногорск.
А как же влияют избыток нитратов для живых организмов? ( Ответы учащихся )
Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Из всего сказанного можно сделать вывод о последствиях употребления некачественных продуктов:
• развитие онкологических заболеваний;
• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);
• нарушение деятельности щитовидной железы и др.
Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:
Этот процесс носит название первичного амминирования. Аминокислоты, образующиеся в этом процессе являются, материалам для построения аминокислот в процессе
переамминирования.
Образующийся аммиак взаимодействует с органическими кислотами, в результате получаются аминокислоты – строительный материал для белков:
NH 3 + органическая кислота аминокислота.
Cодержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ.
Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Теперь, когда нам все известно о пищевых нитратах, в доказательство сказанного 4 и 5 группы проанализируют проведённые опыты по определению содержания нитратов в картофельном, морковном соках и воде. Результаты опытов занесли в таблицу ( Приложение 6 )
Теперь сделаем выводы по химическому эксперименту: проведя ряд лабораторных опытов по обнаружению нитрат-ионов в овощах (соках овощей), купленных в магазине, и воде, мы убедились, что в питьевой воде и морковном соке не содержатся нитраты, а в воде из открытого водоема и картофельном соке обнаружено большое количество нитратов.
Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?
1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.
3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)
4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.
6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).
Рекомендации по предотвращению отравления нитратами (запись в тетрадь):
1) варка овощей;
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
4) вымачивание.
V. Закрепление темы – 20 мин.
Решим расчетную задачу на определение содержания питательного вещества в минеральных удобрениях по формуле соединения. Вспомним, что удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.
Задача. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой и аммиачной селитрах.
Мы говорили об общей закономерности накопления нитратов. Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности.
По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:
• больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
• до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
• до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
• до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);
• менее 1 г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).
Как распределяются нитраты в различных овощах?
1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;
2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;
3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;
4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);
5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.
Вернёмся к нашим утверждениям, заполненные в начале урока. Заполните 3-й столбец.
А теперь проверим правильность выполнения задания.
Для определения расчетной нормы удобрений под программируемый урожай необходимо знать нормы расхода питательных веществ на создание единицы урожая (таблица 10) и поправочные коэффициенты к нормам удобрений с учетом содержания подвижных форм фосфора и калия в почве (таблица 11).
Таблица 10 - Нормативы расхода удобрений на получение 1 ц урожая, кг д.в.
в условиях Тюменской области
Культуры | Нормы расхода на 1ц урожая кг д.в. | ||
Азота | фосфора | калия | |
Озимая пшеница | 2,8 | 2,7 | 2,2 |
Озимая рожь | 2,3 | 2,1 | 1,9 |
Яровая пшеница | 2,1 | 2,4 | 1,9 |
Ячмень | 2,1 | 2,0 | 1,9 |
Овес | 3,7 | 3,6 | 3,4 |
Просо | 2,8 | 2,7 | 2,5 |
Гречиха | 3,0 | 2,9 | 2,6 |
Кукуруза на зерно | 2,0 | 1,7 | 1,4 |
Кукуруза на силос | 0,27 | 0,26 | 0,24 |
Горох на зерно | 1,1 | 3,0 | 1,6 |
Соя на зерно | 1,2 | 3,4 | 1,6 |
Вика на зерно | 1,0 | 2,3 | 1,6 |
Сахарная свекла | 0,5 | 0,49 | 0,48 |
Кормовая свекла | 0,18 | 0,18 | 0,16 |
Картофель | 0,47 | 0,47 | 0,46 |
Однолетние травы (сено) | 1,7 | 1,5 | 1,2 |
Многолетние травы (сено) | 1,17 | 1,29 | 1,29 |
Расчет нормы внесения удобрений производят с учетом величины запрограммированного урожая (берут минимальный из 2-х методов) и степени обеспеченности почвы подвижными элементами питания (таблица 2). Расчеты осуществляют по следующей формуле:
(4) Д = Уп х Н х К, где
Д – доза (норма) внесения удобрений под расчетный урожай, кг/га д.в.;
Уп – запрограммированный урожай, ц/га;
Н – норма расхода удобрений на получение одного центнера урожая, д.в(таблица 10).;
К – поправочный коэффициент на агрохимические свойства почвы (таблица 2), по содержанию подвижного фосфора и калия (таблица 11).
Таблица 11 - Поправочные коэффициенты к нормам удобрений с учетом подвижных форм фосфора и калия
Содержание, мг/100 г почвы | Степень обеспеченности почвы питательными элементами | Поправочные коэффициенты | ||
Р2О5 по Кирсанову | К2О по Масловой | на азотные удобрения | на фосфорные и калийные | |
менее 2,5 | менее 5 | очень низкое | 1,2 | 1,5 |
2,5-5,0 | 5-10 | низкое | 1,1 | 1,2-1,3 |
5,0-10,0 | 10-15 | среднее | 1,0 | 1,0 |
10-15,0 | 15-20 | повышенное | 0,9 | 0,7-0,8 |
15,0-25,0 | 20-30 | высокое | 0,8 | 0,4-0,6 |
более 25 | более 30 | очень высокое | 0,7 | 0,1-0,3 |
Коэффициенты на азотные удобрения определяются по Р2О5.
Запрограммированный биологический урожай зерна озимой пшеницы 48 ц/га.
Содержание подвижных фосфора 15, а калия – 18 мг/100 г почвы (таблица 2). Расход на 1 ц урожая озимой пшеницы (таблица 10) составляет: азота – 2,8; фосфора – 2,7; калия – 2,2 кг д.в. Поправочные коэффициенты на фосфорные и калийные удобрения (таблица 11) составляют 0,8 и на азотные – 0,9. Подставляя в выше приведенную формулу данные, получим:
Д азотные = 48 х 2,8 х 0,9 = 121 кг д.в.
Д фосфорные = 48 х 2,7 х 0,8 =103,7 кг д.в. Д калийные = 48 х 2,2 х 0,8 = 84,5 кг д.в.
Далее полученные результаты следует перевести в ц конкретных удобрений. Отсюда на гектар для получения 4,8 т/га зерна озимой пшеницы необходимо внести:
2 Рассчитайте содержание питательных элементов в удобрениях, состав которых выражен формулами: KNO3, (NH4)2HPO4, K3PO4.
Выделите её мышкой и нажмите CTRL + ENTER
Большое спасибо всем, кто помогает делать сайт лучше! =)
Нажмите на значок глаза возле рекламного блока, и блоки станут менее заметны. Работает до перезагрузки страницы.
Многие дачники используют подкормку "на глазок", а потом жалуются на болезни растений и низкий урожай. А все потому, что дозы внесения удобрений требуют строгого подхода, которого сложно добиться без предварительных расчетов.
Напомним, что для удобрения растений используют азотные, фосфорные, калийные, а также комплексные минеральные препараты (аммофоску, нитроаммофоску, нитрофоску и др.). Дозы для каждой культуры и типа почвы выражают в граммах действующего вещества на 1 кв.м (г/кв.м).
На упаковке препаратов вы найдете инструкцию по применению, но эта информация часто усредненная и может не соответствовать потребностям вашего сада и огорода. К тому же не всегда сохраняется упаковка от удобрений, например, если вы привыкли хранить их в мешках и контейнерах.
Чтобы получить богатый урожай и сохранить здоровье растений, уделите немного времени предварительной подготовке и вычислите точное количество минеральных удобрений.
Определить дозу можно так: количество необходимого вещества умножают на 100, а затем делят на процент действующего вещества, которое содержит удобрение
В таблице представлены популярные минеральные удобрения и содержание в них действующих веществ. На ее основе мы позже проведем расчеты.
Чем выше концентрация удобрения, тем меньшее его количество следует вносить в почву.
А теперь вспомним математику и решим несколько увлекательных задач!
Задача 1. Сколько внести аммиачной селитры?
Предположим, что для огурцов необходимо внести 7 г азота на 1 кв.м. Для этого используется, например, аммиачная селитра. В таблице указано содержание азота 34%. Значит, в 100 г удобрения будет 34 г чистого азота.
Получаем: 7 × 100 / 34 = 20,58 г
Результат: на 1 кв.м нужно внести 20,58 г аммиачной селитры.
Условно формулу можно выразить так:
А × 100 / С = D
А – заданное количество вещества;
100 – постоянная величина;
С – содержание действующего вещества;
D – количество удобрения, которое нужно внести в почву.
Всегда лучше внести меньше удобрений, чем больше, чтобы не навредить растениям и собственному здоровью. Избыток питательных веществ так же вреден, как и их недостаток.
Мы подробно разобрались в том, что, когда и в каких количествах надо вносить на грядки и клумбы. Сохраните себе эту универсальную шпаргалку.
Задача 2. Рассчитываем дозы азота, фосфора и калия
Требуется внести 9 г азота, 14 г фосфора и 14 г калия на территорию площадью 5 кв.м. Из удобрений есть нитрофоска, в которой содержится по 16% каждого действующего вещества.
Итак, чтобы внести 9 г азота на 1 кв.м, нужно 56,25 г (9 × 100 / 16) удобрения. На 5 кв.м – 281,25 г. Также в почву будет внесено по 9 г фосфора и калия, которые содержатся в нитрофоске.
Остальные 5 г веществ можно дополнить другими удобрениями. К примеру, добавить 58,1 г (5 ×100 / 43 × 5) двойного суперфосфата и 50 г (5 × 100 / 50 × 5) хлористого калия или 96,2 г (5 × 100 / 26 × 5) простого суперфосфата и 55,5 г (5 × 100 / 45 × 5) сернокислого калия.
Задача 3. Определяем количество действующего вещества
А теперь давайте решим задачу, как перевести физическую массу в действующее вещество. Например, у вас в запасе осталось 265 г карбамида, в 100 г которого содержится 46 г азота. Делим общую массу на 100 и умножаем на процент действующего вещества.
Получаем: 265 / 100 × 46 = 121,9 г.
Результат: в 265 г карбамида содержится 121,9 г азота.
Условно формулу можно выразить так:
А / 100 × С = D
А – масса вещества;
100 – постоянная величина;
С – содержание действующего вещества в удобрении;
D – количество действующего вещества.
Масса минеральных удобрений
Не стоит мучиться и высчитывать сотые доли граммов. Смело округляйте полученные данные, но, желательно, в меньшую сторону.
Если с округлением все понятно, то часто возникает другая проблема – как правильно отсчитать нужное количество препарата? Мало у кого найдется сложный измерительный инвентарь, приходится пользоваться стаканами и столовыми ложками. Поэтому вам наверняка пригодится небольшая подсказка.
Автоматизированная помощь садоводам и огородникам
Если нужно провести сложный расчет дозы удобрений, на помощь придет электроника! Компьютерные программы и мобильные приложения за секунды посчитают, сколько препаратов внести под определенное растение. Единственный минус такого метода – следует очень точно вводить данные, ведь от этого будет зависеть и результат. И, конечно, нужен компьютер или мобильный телефон и навыки работы с ними.
Популярные калькуляторы для расчета удобрений:
Часть программ реализуются платно, а их базы данных представлены на английском языке. Если вам это не подходит, есть еще один способ упростить расчеты – создать файл в программе Microsoft Excel и внести туда формулы.
В остальных случаях вполне можно обойтись расчетами на бумаге (или даже в уме!). Только помните, что в зависимости от состояния почвы и самочувствия растений итоговые цифры могут меняться, поэтому не рекомендуется использовать одну и ту же дозу удобрений из года в год.
Теперь вы без проблем рассчитаете необходимые дозы минеральной подкормки. А если хотите еще больше узнать о видах удобрений, их особенностях и правилах внесения – изучите ссылки ниже.
Что за таинственные аббревиатуры встречаются на каждой пачке удобрения и зачем они нужны в повседневной жизни обычного садовода?
Загрузить презентацию (697 кБ)
- познакомить учащихся с основными видами минеральных удобрений, их многообразием
- определить состав удобрений, способы их получения и распознавания
- рассмотреть физические и химические свойства удобрений
- выявить роль удобрений в жизни растений.
Продолжительность урока: 2 часа.
1. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Какие химические вещества входят в состав живых растений?
Учащиеся: Неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)
Учитель в ходе обсуждения учащиеся заполняют на интерактивной доске обобщающую схему:
Химический состав растений
? ?
? ? ? ? ? ? ?
Учитель: Из каких химических элементов состоят данные вещества? На данной интерактивной схеме найдите соответствие между веществами и их поэлементным составом:
Учащиеся предлагают свое решение и выполняют его, соединяя на интерактивной доске стрелками соответствующие элементы правого и левого столбика.
Учитель: Проверим ваше решение, сравнив его с поясняющей таблицей.
(В случае обнаружения ошибок класс исправляет и дает обоснованные комментарии своего выбора)
Учитель: Рассмотрим перечень предлагаемых химических элементов на динамической схеме (символы элементов предварительно крепятся на магнитной доске)
Какие химические элементы, по вашему мнению, чаще всего встречаются в растениях? Классифицируйте выбранные вами элементы на 2 группы. Какой признак вы взяли за основу своей классификации?
Учащиеся: распределяют выбранные химические элементы, делят их на 2 группы, обосновав свой выбор.
Учитель: Сравним ваше решение с данной интерактивной схемой:
Химические элементы
? ?
C O H N P S K Ca Mg Fe Mn Cu Zn Cr
Учитель: Блицопрос:
– Откуда растения получают необходимые им питательные элементы?
– Откуда в растение поступает углерод?
– Откуда растение может взять кислород и водород?
– Что является источником азота для растений?
Учащиеся в ходе блицопроса приходят к выводу, что в питании растений важную роль играет ионный состав почвенных растворов.
- Нитрат-ионы
- Ионы аммония
- Фосфат-ионы
- Гидрофосфат-ионы
- Дигидрофосфат-ионы
- Сульфид-ионы
- Катионы калия, кальция, магния…
Учащиеся по цепочке выходят и записывают напротив названий соответствующие формулы. Следующий ученик должен проверить формулу предыдущего ученика, при обнаружении ошибки – зачеркнуть и записать правильный вариант ответа.
Учащиеся: В ходе рассуждений приходят к идее о том, что в минеральном питании растений важнейшую роль имеют особые вещества, в состав которых обязательно должны входить элементы фосфор, азот и калий.
Учитель: вещества, три важнейших питательных элемента: азот, фосфор, калий и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.
(Делается совместное с учащимися обобщение, определение демонстрируется на слайде)
– Как вы думаете, какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на уроке и реализовать ее?
(Учащиеся обсуждают и предлагают возможные цели)
– классификация удобрений
– названия, состав удобрений
– питательная ценность удобрений
– некоторые общие физические и химические свойства удобрений
– отдельные удобрения, их распознавание
3. Изучение нового материала с элементами промежуточного закрепления
Учитель: Рассмотрим классификацию минеральных удобрений по:
А) основному питательному компоненту (азотные, калийные и фосфорные)
Б) числу питательных элементов (простые и комплексные: сложные и смешанные)
- Назовите простые удобрения, укажите их химический состав
- Назовите комплексные удобрения
- Поясните свой выбор
Учащиеся работают с таблицами, анализируют состав удобрений, определяют признаки классификации:
Для группы № 1:
Для группы № 2:
Для группы № 3:
– Почему данные удобрения относят к комплексным?
– Назовите комплексные удобрения, содержащие наибольшее число питательных элементов
Учащиеся дают ответы со своими обоснованными комментариями. В результате обобщения информации, поступившей от трех групп, сделаем вывод по многообразию комплексных удобрений:
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов объединены химической связью. (Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной формулой)
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух, трех) различных веществ.
Промежуточное закрепление:
Учитель:
Задание 1: Разделите данные удобрения на три группы:
– простые
– комплексные сложные
– комплексные смешанные
Задание № 2. Заполните интерактивную схему:
Минеральные удобрения
? ?
. ??
Учитель: Рассмотрим питательную ценность минеральных удобрений.
Основные положения вопроса:
– Удобрения с высоким содержанием питательного элемента (с высокой массовой долей его) называются концентрированными.
– Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем.
– Почему предпочтительнее использовать концентрированные удобрения?
Промежуточное закрепление:
Группы 1 – 3 учащихся производят расчеты массовых долей питательного элемента для выбранных удобрений и определяют среди них концентрированные.
Учитель: рассмотрим некоторые физические свойства минеральных удобрений.
Практическое задание: Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов минеральных удобрений. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.
Учащиеся проверяют на практике данное физическое свойство и комментируют полученные результаты.
- Удобрения селитры – взрывоопасны.
- Гигроскопичность – способность поглощать влагу даже из сухого воздуха.
Например:
– Сильногигроскопичное удобрение – аммиачная селитра
– Слабогигроскопичное удобрение – сульфат аммония
Гигроскопичные удобрения выпускают в виде гранул. А в чем может быть преимущество гранул перед порошкообразным удобрением? При каких условиях надо хранить селитры?
Учащиеся:
- Меньше поглощают влагу
- Экономически более выгодны
- Растениями используются дольше
Условия безопасного хранения селитр:
– Предохранять от слеживания
– Контролировать температурный режим, предотвращать нагревание
4. Закрепление полученных знаний на практике:
Учитель: познакомимся с планом характеристики минерального удобрения.
- Простое или комплексное удобрение
- Концентрированное или неконцентрированное удобрение
- Внешний вид (агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
- Растворимое или нерастворимое
- Гигроскопичное или негигроскопичное
- Гидролизуется или не гидролизуется
- Способ получения
Задание 1: Дайте характеристику удобрения по плану
1 вариант: Аммиачная селитра
2 вариант: Аммиачная вода
Задание 2: Распознайте минеральные удобрения практическим путем:
- 1 вариант: докажите практически качественный состав аммиачной селитры
- 2 вариант: докажите качественный состав сульфата аммония
- 3 вариант: распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
- Что значит распознать удобрение?
- Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония?
- Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
- Какова качественная реакция на сульфат – ионы?
Запишите соответствующие реакции.
5. Представление учащимися опережающего творческого задания
Учитель: Рассмотрим биологическое значение минеральных удобрений в жизни культурных растений.
Задание: Распознайте практическим путем фосфорные удобрения.
Выполните задания:
Вариант 1: Рассмотрите в коллекции двойной суперфосфат, простой суперфосфат, фосфоритную муку.
Вариант =2: Дайте характеристику двойного суперфосфата по плану.
Выполните задание: Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение? Запишите соответствующие уравнения реакций.
Представление опережающего задания.
… Многочисленные эксперименты показали, что растения особенно нуждаются в фосфоре в начальный период развития. При нехватке его растения остаются низкорослыми их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком. В 20-х годах 20 века А.Н.Ферсман открыл крупное месторождение апатитов на Кольском полуострове, в Хибинах. Производство фосфорных удобрений возросло…(содержание выступления может быть и иного содержания)
Задание: Распознайте практическим путем калийные удобрения.
Распознайте практическим путем калийную соль.
Запишите уравнения соответствующих реакций.
Представление опережающего задания.
Задание 4. Химический диктант:
1 Вариант: Запишите химический состав удобрений: мочевины, преципитата, простого суперфосфата, кальциевой селитры, нитрофоса.
2 Вариант: Запишите химический состав удобрений: аммиачной селитры, фосфоритной муки, карбамида, двойного суперфосфата, аммофоски.
6. Подведение итогов работы на уроке. Оценка работы учащихся с комментариями. Самооценка.
Читайте также: