Расчет питательной ценности удобрений

Обновлено: 08.07.2024

Вид урока : смешанный; урок теоретических и практических работ.

  1. Обучающая : углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации и свойствах минеральных удобрений, средствах химической мелиорации почв, ознакомить учащихся с применением минеральных удобрений на основе их свойств, показать огромную роль минеральных удобрений в повышение урожайности культурных растений на краеведческом материале, разностороннее и конкретнее раскрыть органическую связь теории с практикой, связь химии с сельскохозяйственным производством, продолжить формирование практических умений и навыков при постановке эксперимента, решении расчетных задач, самостоятельно вести конспект;
  2. Развивающая : развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, материалами краеведения, углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии;
  3. Воспитательная : воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, навыки культуры труда, формировать гражданскую позицию, чувства гордости за свою страну, область, район, интерес к труду работников сельскохозяйственных профессий умеющих грамотно применять минеральные удобрения в сельском хозяйстве.
  1. Формирование самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке.
  2. Проведение интегрированного урока с использованием мультимедийного подиума с широкоформатным жидкокристаллическим дисплеем.
  1. метод преподавания: словесно-наглядный;
  2. метод обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный;
  3. метод учения: формирование знаний, умений и навыков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Обучающийся должен знать

1. Минеральные удобрения

2. Классификацию удобрений

3. Действие нитратов на человека

4. Какой элемент питания необходим растениям

Обучающийся должен уметь

1. Самостоятельно работать с компьютером

2. Анализировать информацию и делать выводы

3. Определять удобрение

4. Вести конспект

5. Обнаруживать нитраты в растениях и воде

6. Решать задачи

7. Выполнять практические работы

8. Составлять уравнения реакции

  1. Русский язык – правописание слов.
  2. Биология – питание растений

Основы агрономии – удобрения.

Химия - использование минеральных удобрений

СХМ – машины для внесения удобрений

I. Организационный момент – 2 мин .

  1. Отметка в журнале отсутствующих.
  2. Проверка готовности группы к уроку.

II. Целевая установка – 12мин.

1. Краткое изложение хода урока – преподаватель предмета “Основы агрономии” объясняет цели проведения урока и работы на уроке. Что должны узнать и чему научиться на уроке. На доске написано:

  1. Определять удобрение
  2. Обнаруживать нитраты в растениях и воде
  3. Решать задачи

2. Методы, используемые на уроке – преподаватель конкретно рассказывает о методах ведения урока.

3. Главные вопросы темы урока – запись на доске и в конспектах.

  1. Минеральные удобрения
  2. Классификация удобрений
  3. Решение задач
  4. Лабораторная работа

III. Обобщение по ответам обучающихся и переход к восприятию новой темы – 5 мин .

В 1798 году экономист Томас Мальтус издал книгу “Опыт народонаселения”, где изложил свою знаменитую теорию: численность населения Земли имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию увеличиваются только в арифметической прогрессии. Из этой теории следовало, что в будущем человечеству грозит голод. Подобный вывод подтвердил столетием позже английский ученый Томас Гексли, друг Чарльза Дарвина и пропагандист его учения, он заявил, для того, чтобы избежать голодной смерти нужно резко повысить урожайность.

Какие способы повышения урожайности вы можете предложить?

IV. Объяснение новой темы, выполнение лабораторной работы – 45 мин.

Минеральные удобрения – это соединения, способные при внесении в почву растворяться и диссоциировать на ионы в почвенном растворе, чрезвычайно необходимые для жизни растений, поскольку содержат азот, фосфор, калий и прочие нужные элементы в легкоусвояемой форме

При большом разнообразии минеральных удобрений их принято классифицировать по двум направлениям:

  • по питательному элементу,
  • по числу питательных элементов.

По первому признаку выделяют азотные, калийные и фосфорные, по второму простые, содержащие один питательные элемент и смешанные, содержащие два или три питательных элемента. (схема1)

Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.

  • По составу : простые, комплексные, сложные, смешанные.
  • По происхождению : Органические и неорганические
  • По наличию соединений того или иного элемента : азотные, фосфорные, калийные.
  • По агрегатному состоянию : жидкие, твердые.

А сейчас более подробно остановимся. Используя дополнительные тексты и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте выступление по предложенным пунктам. Приложение 3,4,

1 группа – азотные удобрения (жёлтая страница)
2 группа – фосфорные удобрения (синяя страница)
3 группа – калийные удобрения (розовая страница)
4 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 1 ( Приложение 5 )
5 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 2

В ходе выступления учащиеся заполняют таблицу . ( Приложение 2)

Существует 2 способа внесения минеральных удобрений:

  • основное удобрение- (перед посадкой)
  • подкормка - (в период вегетации).

Они могут применяться как в твердом виде (при внесении прямо в почву), так и в виде раствора.

Производство минеральных удобрений

Азотные – Актау, Темиртау.

Фосфорные – Тараз, Шымкент, Жамбыл, Актау, Степногорск.

А как же влияют избыток нитратов для живых организмов? ( Ответы учащихся )

Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Из всего сказанного можно сделать вывод о последствиях употребления некачественных продуктов:
• развитие онкологических заболеваний;
• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);
• нарушение деятельности щитовидной железы и др.

Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:

Этот процесс носит название первичного амминирования. Аминокислоты, образующиеся в этом процессе являются, материалам для построения аминокислот в процессе
переамминирования.
Образующийся аммиак взаимодействует с органическими кислотами, в результате получаются аминокислоты – строительный материал для белков:
NH 3 + органическая кислота аминокислота.
Cодержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ.
Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Теперь, когда нам все известно о пищевых нитратах, в доказательство сказанного 4 и 5 группы проанализируют проведённые опыты по определению содержания нитратов в картофельном, морковном соках и воде. Результаты опытов занесли в таблицу ( Приложение 6 )

Теперь сделаем выводы по химическому эксперименту: проведя ряд лабораторных опытов по обнаружению нитрат-ионов в овощах (соках овощей), купленных в магазине, и воде, мы убедились, что в питьевой воде и морковном соке не содержатся нитраты, а в воде из открытого водоема и картофельном соке обнаружено большое количество нитратов.
Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?

1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.
3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)
4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.
6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).

Рекомендации по предотвращению отравления нитратами (запись в тетрадь):

1) варка овощей;
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
4) вымачивание.

V. Закрепление темы – 20 мин.

Решим расчетную задачу на определение содержания питательного вещества в минеральных удобрениях по формуле соединения. Вспомним, что удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.

Задача. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой и аммиачной селитрах.

Мы говорили об общей закономерности накопления нитратов. Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности.

По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:

• больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
• до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
• до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
• до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);
• менее 1 г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).

Как распределяются нитраты в различных овощах?

1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;
2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;
3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;
4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);
5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.

Вернёмся к нашим утверждениям, заполненные в начале урока. Заполните 3-й столбец.

А теперь проверим правильность выполнения задания.

Для определения расчетной нормы удобрений под программируемый урожай необходимо знать нормы расхода питательных веществ на создание единицы урожая (таблица 10) и поправочные коэффициенты к нормам удобрений с учетом содержания подвижных форм фосфора и калия в почве (таблица 11).

Таблица 10 - Нормативы расхода удобрений на получение 1 ц урожая, кг д.в.

в условиях Тюменской области

Культуры Нормы расхода на 1ц урожая кг д.в.
Азота фосфора калия
Озимая пшеница 2,8 2,7 2,2
Озимая рожь 2,3 2,1 1,9
Яровая пшеница 2,1 2,4 1,9
Ячмень 2,1 2,0 1,9
Овес 3,7 3,6 3,4
Просо 2,8 2,7 2,5
Гречиха 3,0 2,9 2,6
Кукуруза на зерно 2,0 1,7 1,4
Кукуруза на силос 0,27 0,26 0,24
Горох на зерно 1,1 3,0 1,6
Соя на зерно 1,2 3,4 1,6
Вика на зерно 1,0 2,3 1,6
Сахарная свекла 0,5 0,49 0,48
Кормовая свекла 0,18 0,18 0,16
Картофель 0,47 0,47 0,46
Однолетние травы (сено) 1,7 1,5 1,2
Многолетние травы (сено) 1,17 1,29 1,29

Расчет нормы внесения удобрений производят с учетом величины запрограммированного урожая (берут минимальный из 2-х методов) и степени обеспеченности почвы подвижными элементами питания (таблица 2). Расчеты осуществляют по следующей формуле:

(4) Д = Уп х Н х К, где

Д – доза (норма) внесения удобрений под расчетный урожай, кг/га д.в.;

Уп – запрограммированный урожай, ц/га;

Н – норма расхода удобрений на получение одного центнера урожая, д.в(таблица 10).;

К – поправочный коэффициент на агрохимические свойства почвы (таблица 2), по содержанию подвижного фосфора и калия (таблица 11).

Таблица 11 - Поправочные коэффициенты к нормам удобрений с учетом подвижных форм фосфора и калия

Содержание, мг/100 г почвы Степень обеспеченности почвы питательными элементами Поправочные коэффициенты
Р2О5 по Кирсанову К2О по Масловой на азотные удобрения на фосфорные и калийные
менее 2,5 менее 5 очень низкое 1,2 1,5
2,5-5,0 5-10 низкое 1,1 1,2-1,3
5,0-10,0 10-15 среднее 1,0 1,0
10-15,0 15-20 повышенное 0,9 0,7-0,8
15,0-25,0 20-30 высокое 0,8 0,4-0,6
более 25 более 30 очень высокое 0,7 0,1-0,3

Коэффициенты на азотные удобрения определяются по Р2О5.

Запрограммированный биологический урожай зерна озимой пшеницы 48 ц/га.

Содержание подвижных фосфора 15, а калия – 18 мг/100 г почвы (таблица 2). Расход на 1 ц урожая озимой пшеницы (таблица 10) составляет: азота – 2,8; фосфора – 2,7; калия – 2,2 кг д.в. Поправочные коэффициенты на фосфорные и калийные удобрения (таблица 11) составляют 0,8 и на азотные – 0,9. Подставляя в выше приведенную формулу данные, получим:

Д азотные = 48 х 2,8 х 0,9 = 121 кг д.в.

Д фосфорные = 48 х 2,7 х 0,8 =103,7 кг д.в. Д калийные = 48 х 2,2 х 0,8 = 84,5 кг д.в.

Далее полученные результаты следует перевести в ц конкретных удобрений. Отсюда на гектар для получения 4,8 т/га зерна озимой пшеницы необходимо внести:

2 Рассчитайте содержание питательных элементов в удобрениях, состав которых выражен формулами: KNO3, (NH4)2HPO4, K3PO4.


Выделите её мышкой и нажмите CTRL + ENTER

Большое спасибо всем, кто помогает делать сайт лучше! =)

Нажмите на значок глаза возле рекламного блока, и блоки станут менее заметны. Работает до перезагрузки страницы.

: Как рассчитать дозы удобрений

Многие дачники используют подкормку "на глазок", а потом жалуются на болезни растений и низкий урожай. А все потому, что дозы внесения удобрений требуют строгого подхода, которого сложно добиться без предварительных расчетов.

Напомним, что для удобрения растений используют азотные, фосфорные, калийные, а также комплексные минеральные препараты (аммофоску, нитроаммофоску, нитрофоску и др.). Дозы для каждой культуры и типа почвы выражают в граммах действующего вещества на 1 кв.м (г/кв.м).

На упаковке препаратов вы найдете инструкцию по применению, но эта информация часто усредненная и может не соответствовать потребностям вашего сада и огорода. К тому же не всегда сохраняется упаковка от удобрений, например, если вы привыкли хранить их в мешках и контейнерах.

Чтобы получить богатый урожай и сохранить здоровье растений, уделите немного времени предварительной подготовке и вычислите точное количество минеральных удобрений.

Определить дозу можно так: количество необходимого вещества умножают на 100, а затем делят на процент действующего вещества, которое содержит удобрение

Жидкое удобрение

В таблице представлены популярные минеральные удобрения и содержание в них действующих веществ. На ее основе мы позже проведем расчеты.

Чем выше концентрация удобрения, тем меньшее его количество следует вносить в почву.

Агроном

А теперь вспомним математику и решим несколько увлекательных задач!

Задача 1. Сколько внести аммиачной селитры?

Предположим, что для огурцов необходимо внести 7 г азота на 1 кв.м. Для этого используется, например, аммиачная селитра. В таблице указано содержание азота 34%. Значит, в 100 г удобрения будет 34 г чистого азота.

Получаем: 7 × 100 / 34 = 20,58 г

Результат: на 1 кв.м нужно внести 20,58 г аммиачной селитры.

Условно формулу можно выразить так:

А × 100 / С = D

А – заданное количество вещества;

100 – постоянная величина;

С – содержание действующего вещества;

D – количество удобрения, которое нужно внести в почву.

Удобрение растений

Всегда лучше внести меньше удобрений, чем больше, чтобы не навредить растениям и собственному здоровью. Избыток питательных веществ так же вреден, как и их недостаток.

Мы подробно разобрались в том, что, когда и в каких количествах надо вносить на грядки и клумбы. Сохраните себе эту универсальную шпаргалку.

Задача 2. Рассчитываем дозы азота, фосфора и калия

Требуется внести 9 г азота, 14 г фосфора и 14 г калия на территорию площадью 5 кв.м. Из удобрений есть нитрофоска, в которой содержится по 16% каждого действующего вещества.

Итак, чтобы внести 9 г азота на 1 кв.м, нужно 56,25 г (9 × 100 / 16) удобрения. На 5 кв.м – 281,25 г. Также в почву будет внесено по 9 г фосфора и калия, которые содержатся в нитрофоске.

Остальные 5 г веществ можно дополнить другими удобрениями. К примеру, добавить 58,1 г (5 ×100 / 43 × 5) двойного суперфосфата и 50 г (5 × 100 / 50 × 5) хлористого калия или 96,2 г (5 × 100 / 26 × 5) простого суперфосфата и 55,5 г (5 × 100 / 45 × 5) сернокислого калия.

Расчет дозы удобрений

Задача 3. Определяем количество действующего вещества

А теперь давайте решим задачу, как перевести физическую массу в действующее вещество. Например, у вас в запасе осталось 265 г карбамида, в 100 г которого содержится 46 г азота. Делим общую массу на 100 и умножаем на процент действующего вещества.

Получаем: 265 / 100 × 46 = 121,9 г.

Результат: в 265 г карбамида содержится 121,9 г азота.

Условно формулу можно выразить так:

А / 100 × С = D

А – масса вещества;

100 – постоянная величина;

С – содержание действующего вещества в удобрении;

D – количество действующего вещества.

Удобрение в емкости

Масса минеральных удобрений

Не стоит мучиться и высчитывать сотые доли граммов. Смело округляйте полученные данные, но, желательно, в меньшую сторону.

Если с округлением все понятно, то часто возникает другая проблема – как правильно отсчитать нужное количество препарата? Мало у кого найдется сложный измерительный инвентарь, приходится пользоваться стаканами и столовыми ложками. Поэтому вам наверняка пригодится небольшая подсказка.

Автоматизированная помощь садоводам и огородникам

Если нужно провести сложный расчет дозы удобрений, на помощь придет электроника! Компьютерные программы и мобильные приложения за секунды посчитают, сколько препаратов внести под определенное растение. Единственный минус такого метода – следует очень точно вводить данные, ведь от этого будет зависеть и результат. И, конечно, нужен компьютер или мобильный телефон и навыки работы с ними.

Популярные калькуляторы для расчета удобрений:

Часть программ реализуются платно, а их базы данных представлены на английском языке. Если вам это не подходит, есть еще один способ упростить расчеты – создать файл в программе Microsoft Excel и внести туда формулы.

В остальных случаях вполне можно обойтись расчетами на бумаге (или даже в уме!). Только помните, что в зависимости от состояния почвы и самочувствия растений итоговые цифры могут меняться, поэтому не рекомендуется использовать одну и ту же дозу удобрений из года в год.

Теперь вы без проблем рассчитаете необходимые дозы минеральной подкормки. А если хотите еще больше узнать о видах удобрений, их особенностях и правилах внесения – изучите ссылки ниже.

Что за таинственные аббревиатуры встречаются на каждой пачке удобрения и зачем они нужны в повседневной жизни обычного садовода?

Загрузить презентацию (697 кБ)

  • познакомить учащихся с основными видами минеральных удобрений, их многообразием
  • определить состав удобрений, способы их получения и распознавания
  • рассмотреть физические и химические свойства удобрений
  • выявить роль удобрений в жизни растений.

Продолжительность урока: 2 часа.

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Какие химические вещества входят в состав живых растений?
Учащиеся: Неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)
Учитель в ходе обсуждения учащиеся заполняют на интерактивной доске обобщающую схему:

Химический состав растений

? ?
? ? ? ? ? ? ?

Учитель: Из каких химических элементов состоят данные вещества? На данной интерактивной схеме найдите соответствие между веществами и их поэлементным составом:

Учащиеся предлагают свое решение и выполняют его, соединяя на интерактивной доске стрелками соответствующие элементы правого и левого столбика.

Учитель: Проверим ваше решение, сравнив его с поясняющей таблицей.

(В случае обнаружения ошибок класс исправляет и дает обоснованные комментарии своего выбора)

Учитель: Рассмотрим перечень предлагаемых химических элементов на динамической схеме (символы элементов предварительно крепятся на магнитной доске)
Какие химические элементы, по вашему мнению, чаще всего встречаются в растениях? Классифицируйте выбранные вами элементы на 2 группы. Какой признак вы взяли за основу своей классификации?

Учащиеся: распределяют выбранные химические элементы, делят их на 2 группы, обосновав свой выбор.

Учитель: Сравним ваше решение с данной интерактивной схемой:

Химические элементы
? ?
C O H N P S K Ca Mg Fe Mn Cu Zn Cr

Учитель: Блицопрос:
– Откуда растения получают необходимые им питательные элементы?
– Откуда в растение поступает углерод?
– Откуда растение может взять кислород и водород?
– Что является источником азота для растений?

Учащиеся в ходе блицопроса приходят к выводу, что в питании растений важную роль играет ионный состав почвенных растворов.

  • Нитрат-ионы
  • Ионы аммония
  • Фосфат-ионы
  • Гидрофосфат-ионы
  • Дигидрофосфат-ионы
  • Сульфид-ионы
  • Катионы калия, кальция, магния…

Учащиеся по цепочке выходят и записывают напротив названий соответствующие формулы. Следующий ученик должен проверить формулу предыдущего ученика, при обнаружении ошибки – зачеркнуть и записать правильный вариант ответа.

Учащиеся: В ходе рассуждений приходят к идее о том, что в минеральном питании растений важнейшую роль имеют особые вещества, в состав которых обязательно должны входить элементы фосфор, азот и калий.

Учитель: вещества, три важнейших питательных элемента: азот, фосфор, калий и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.

(Делается совместное с учащимися обобщение, определение демонстрируется на слайде)

– Как вы думаете, какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на уроке и реализовать ее?

(Учащиеся обсуждают и предлагают возможные цели)

– классификация удобрений
– названия, состав удобрений
– питательная ценность удобрений
– некоторые общие физические и химические свойства удобрений
– отдельные удобрения, их распознавание

3. Изучение нового материала с элементами промежуточного закрепления

Учитель: Рассмотрим классификацию минеральных удобрений по:
А) основному питательному компоненту (азотные, калийные и фосфорные)
Б) числу питательных элементов (простые и комплексные: сложные и смешанные)

  • Назовите простые удобрения, укажите их химический состав
  • Назовите комплексные удобрения
  • Поясните свой выбор

Учащиеся работают с таблицами, анализируют состав удобрений, определяют признаки классификации:

Для группы № 1:

Для группы № 2:

Для группы № 3:

– Почему данные удобрения относят к комплексным?
– Назовите комплексные удобрения, содержащие наибольшее число питательных элементов

Учащиеся дают ответы со своими обоснованными комментариями. В результате обобщения информации, поступившей от трех групп, сделаем вывод по многообразию комплексных удобрений:

Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов объединены химической связью. (Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной формулой)
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух, трех) различных веществ.

Промежуточное закрепление:

Учитель:

Задание 1: Разделите данные удобрения на три группы:

– простые
– комплексные сложные
– комплексные смешанные

Задание № 2. Заполните интерактивную схему:

Минеральные удобрения

? ?
. ??

Учитель: Рассмотрим питательную ценность минеральных удобрений.
Основные положения вопроса:
– Удобрения с высоким содержанием питательного элемента (с высокой массовой долей его) называются концентрированными.
– Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем.
– Почему предпочтительнее использовать концентрированные удобрения?

Промежуточное закрепление:

Группы 1 – 3 учащихся производят расчеты массовых долей питательного элемента для выбранных удобрений и определяют среди них концентрированные.

Учитель: рассмотрим некоторые физические свойства минеральных удобрений.

Практическое задание: Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов минеральных удобрений. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

Учащиеся проверяют на практике данное физическое свойство и комментируют полученные результаты.

  • Удобрения селитры – взрывоопасны.
  • Гигроскопичность – способность поглощать влагу даже из сухого воздуха.

Например:

– Сильногигроскопичное удобрение – аммиачная селитра
– Слабогигроскопичное удобрение – сульфат аммония

Гигроскопичные удобрения выпускают в виде гранул. А в чем может быть преимущество гранул перед порошкообразным удобрением? При каких условиях надо хранить селитры?

Учащиеся:

  • Меньше поглощают влагу
  • Экономически более выгодны
  • Растениями используются дольше

Условия безопасного хранения селитр:

– Предохранять от слеживания
– Контролировать температурный режим, предотвращать нагревание

4. Закрепление полученных знаний на практике:

Учитель: познакомимся с планом характеристики минерального удобрения.

  • Простое или комплексное удобрение
  • Концентрированное или неконцентрированное удобрение
  • Внешний вид (агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
  • Растворимое или нерастворимое
  • Гигроскопичное или негигроскопичное
  • Гидролизуется или не гидролизуется
  • Способ получения

Задание 1: Дайте характеристику удобрения по плану

1 вариант: Аммиачная селитра
2 вариант: Аммиачная вода

Задание 2: Распознайте минеральные удобрения практическим путем:

  • 1 вариант: докажите практически качественный состав аммиачной селитры
  • 2 вариант: докажите качественный состав сульфата аммония
  • 3 вариант: распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
  • Что значит распознать удобрение?
  • Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония?
  • Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
  • Какова качественная реакция на сульфат – ионы?

Запишите соответствующие реакции.

5. Представление учащимися опережающего творческого задания

Учитель: Рассмотрим биологическое значение минеральных удобрений в жизни культурных растений.

Задание: Распознайте практическим путем фосфорные удобрения.

Выполните задания:

Вариант 1: Рассмотрите в коллекции двойной суперфосфат, простой суперфосфат, фосфоритную муку.
Вариант =2: Дайте характеристику двойного суперфосфата по плану.

Выполните задание: Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение? Запишите соответствующие уравнения реакций.

Представление опережающего задания.

… Многочисленные эксперименты показали, что растения особенно нуждаются в фосфоре в начальный период развития. При нехватке его растения остаются низкорослыми их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком. В 20-х годах 20 века А.Н.Ферсман открыл крупное месторождение апатитов на Кольском полуострове, в Хибинах. Производство фосфорных удобрений возросло…(содержание выступления может быть и иного содержания)

Задание: Распознайте практическим путем калийные удобрения.

Распознайте практическим путем калийную соль.
Запишите уравнения соответствующих реакций.

Представление опережающего задания.

Задание 4. Химический диктант:

1 Вариант: Запишите химический состав удобрений: мочевины, преципитата, простого суперфосфата, кальциевой селитры, нитрофоса.
2 Вариант: Запишите химический состав удобрений: аммиачной селитры, фосфоритной муки, карбамида, двойного суперфосфата, аммофоски.

6. Подведение итогов работы на уроке. Оценка работы учащихся с комментариями. Самооценка.

Читайте также: