Специалист по выращиванию растений с корнем раст рос

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности, а, может быть, и опасности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем. Для начала давайте выберем капитанов. (Команды выбирают).

II. Повторение изученного материала.

- Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.

- Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.

- А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Приготовьте перфокарты и листочки. Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

Работа с перфокартой.

Предпол_гать дол_жить сл_жение
изл_жение к_снусь изл_гать
сл_гаемое прик_снется неприк_сновенный
прик_сновение предл_жение предпол_гаемый
отл_жить прил_гать распол_житься
прик_саться к_сание прил_гательное

- Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

III. Изучение нового материала.

- Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу – море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таящихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Запись темы урока.

2. Исследовательская работа.

На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

- Запишите эти слова и выделите в них корень.

- Какие это слова? (Однокоренные.)

- Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)

- Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях

3. Знакомство со словами-исключениями.

- Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.

А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.

Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.

4. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7).

Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.

Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)

Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.

IV. Закрепление изученного.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.

Подчеркнуть изученную орфограмму.

Учитель:

- Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. Но что это там за шум?!

Пираты (хором):

Первый пират:

Второй пират:

Учитель:

- Пираты, не трогайте ребят, пожалуйста. Они у нас умные, правила учат, пишут грамотно.

Первый пират:

Второй пират:

- Что ж, а сейчас мы проверим, как они говорят. Мы принесли с собой скороговорки, пусть попробуют их произнести.

Первый пират:

Учитель:

- Ну что, капитаны, выручайте свои команды. (Вручает карточки капитанам.)

2. Орфоэпическая минутка (Приложение 2).

Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла. Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

Капитаны выполняют задания.

Учитель:

- Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?

Первый пират:

- Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.

Второй пират:

- Тогда уж точно всех в плен возьмем.

Первый пират:

Учитель:

- Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.

3. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14).

а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пол..жить, зар..сти, соприк..сается

р..сточек, к..снусь, прир..щение

прил..гательное, к..сательная, отр..сль

Р..стислав, ул..жить, выр..стить

А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

распол..жение, к..сой, пор..сль

упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

водор..сли, к..сьба, вл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

- Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.

5. Игра “Составь слово” (Приложение 1, слайд 17).

Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

V. Подведение итогов.

- На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Домашнее задание.

Параграф 85, упражнение 441 или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).


Правописание безударных гласных в корнях с чередованием в русском языке зависит только от правила. Корней с чередованием гласных существует несколько групп. Для каждой из них есть своё правило, также существуют слова-исключения. Рассмотрим, от чего зависит правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-.

Что такое чередование

С чередованием в жизни мы сталкиваемся постоянно: чёрно-белые полосы на пешеходном переходе, ноты в музыкальном произведении, день и ночь, времена года. То есть чередование — это повторение, но в рамках одного явления или предмета. В словах буквы тоже могут чередоваться. Слово остаётся тем же, а буквы в нём появляются разные: вытЕр//вытИраю. Значение слова не поменялось, а буквы другие. Такая замена может быть в разных морфемах: в приставке, в корне слова, в суффиксе.

Больше всего правил, которые нужно выучить, для написания гласных в корнях с чередованием.

Правило чередования О-А в корнях -рос-, -раст-, -ращ-

Корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- относятся к группе, где правописание зависит от букв, следующих после гласной. Нужно запомнить правило -рос-, -раст-, -ращ-: в корнях с чередованием А//О перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Примеры: подРОС, подРАСТаю, выРАЩенный.

При обозначении орфограммы мы должны графически показать, от чего зависит правописание: буква, в которой сомневаемся, подчёркивается одной чертой, доказательство — двумя. Орфограмма обозначается следующим образом: растение, росток (искл.).

Исключения

Для этого правила есть исключения. Слова, которые не подчиняются данному правилу: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль. Обратите внимание: здесь буквы А-О в корне пишутся вопреки правилу.

Ростовщик — это человек, который занимает деньги и за это требует отдавать большую сумму (рост процентов). Отрасль — это совокупность предприятий, производящих одинаковую продукцию (ответвление, отросток индустрии).

Как не спутать чередующиеся корни с проверяемыми и непроверяемыми

Чтобы не ошибиться, когда пишется безударный гласный в корнях с чередованием А-О, необходимо убедиться, что чередование присутствует. Встречаются слова, где есть в морфемах такое же сочетание букв. Например, в слове роса, корень -рос-, но как бы мы ни изменяли слово: росинка, росистый, согласный после корня не изменится. К тому же, у него совсем другое значение, никак не связанное со значением корней с чередованием -раст-, -ращ-, -рос- (расти).

Выбирая правила, необходимо выделить корень, чтобы убедиться, что его состав именно такой, как указано в правиле. Например, в слове роскошь, несмотря на то, что сочетание букв в корне РОС, это не корень. Корнем будет всё слово роскошь, поэтому здесь нет чередующихся гласных.

Что мы узнали?

Правописание корней с чередующимися гласными зависят от правила. Их нельзя проверить подбором проверочных слов! Корень с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- зависит от последующих согласных. Перед СТ, Щ пишется А, перед С пишется О. Существует 6 слов-исключений, которые надо запомнить.

Запишите в две колонки слова с корнями: а) −раст− (−ращ−), б) −рос−. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Образец.
−раст− (−ращ−) − подрастет,
−рос− − подросла.
Р..сла, р..стёт, выр..сла, выр..стет, подр..сла, подр..стёт, удивительное р..стение, маленький р..сточек, выр..с, выр..стишь, разр..стаются побеги дикого винограда, куст разр..сся, выр..щу кактус, взр..щённые деревья, морские водор..сли.

Решение

Первая колонка
−раст−(−ращ)
р аст ет ,
выр аст ет ,
подр аст ет ,
удивительное р аст ение ,
выр аст ишь ,
разр аст аются побеги дикого винограда,
выр ащ у кактус,
взр ащ ённые деревья.

Вторая колонка
−рос−
р ос ла ,
выр ос ла ,
подр ос ла ,
маленький р ос точек ,
выр ос ,
куст разр ос ся ,
морские водор ос ли .

Чередующиеся корни гар-гор, зар-зор , раст - ращ -рос.

Решаем перфокарту. Г_релка Уг_реть Заг_р Приг_рь Дог_реть Пог_релец З_ря З_рька Оз_рённый З_ревать З_рница З_рянка

Ответы О, О, А, А, О, О, А, О, А, О, А, А.

Г О релка Уг О реть Заг А р Приг А рь Дог О реть Пог О релец З А ря З О рька Оз А рённый З О ревать З А рница З А рянка

Чередующиеся корни раст – ращ –рос. Раст ение, на ращ ение, вы рос ший РОСТ

ПРАВИЛО Перед СТ, Щ пиши а, Перед С пиши О. Искл .: р о сток, отр а сль, р о стовщик, Р о стислав, Р о стов.

Выпишите слова, в которых выделенное сочетание раст является чередующимся корнем. Вык раст ь, вы раст али, раст апливались, произ раст ать, бесст раст ный, конт раст ы, раст ерянно, раст алкивали, раст очительный, раст ительный, воз раст , раст рёпа, раст януть, раз раст аться.

д/з Выучить правило на стр. 45, упр. 76.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне раст-рос.

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока:"Чередующиеся гласные в корне раст-рос". Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода. Презентация к уроку.

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-".


"Правописание чередующихся гласных А и О в корнях –раст-//-ращ-//-рос-"

Конспект урока. проведённого в 5 классе. Учебник - Т.А.Ладыженской.


План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией.


Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе по программе Ладыженской.

Читайте также: