Совершенствование организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Благоустройство и озеленение – сложное многоотраслевое направление городского хозяйства. Роль и значение зеленых насаждений города огромны. На благоустройство и озеленение территорий города выделяются значительные средства. Однако не всегда обеспечена сохранность зеленого фонда, велики и его потери. Они возникают при застройке зеленых территорий города жилыми и промышленными зданиями, при работах по прокладке инженерных сетей в районах с некомплексной застройкой, а также из-за недостаточного ухода за насаждениями. Качество жизни людей все в большей степени определяется степенью сохранения компонентов природной среды [15].

Для жизнедеятельности человека нужна не просто сохраненная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным нуждам общества. Состояние стабильности постоянно оценивается человеком с позиций соответствия среды его повседневным нуждам. Сложность структурной организации проявляется в многослойности городского ландшафта, оборудовании его элементами благоустройства, инженерными системами, насыщенности произведениями монументально-декоративного искусства, цветниками, информационными устройствами, рекламой. Здания, деревья, люди и автомашины, осветительное оборудование оживляют пространство своими формами, движением, создают дополнительные членения.

Департамент ЖКХ и благоустройства города в условиях реформирования жилищно-коммунальной системы занял активную и последовательную позицию: идет демонополизация сферы обслуживания с проведением конкурсов, внедряется муниципальный заказ, решается проблема укрупнения муниципальных предприятий, контроля за их деятельностью и расходованием муниципальных средств. Постоянно идет работа по повышению качества предоставляемых населению услуг и оказывается содействие самоуправлению жилыми помещениями, находящимися в частной собственности [49, c 12].

Несмотря на имеющийся опыт работы по благоустройству городских территорий, есть недостатки в организации планирования работ, а также случаи нарушения технологии благоустроительных работ, некомплексный характер благоустройства отдельных территорий.

Значительно улучшить состояние современной городской инфраструктуры – главная задача, стоящая перед нами сегодня.

Для Нижнекамска актуальность решения вопросов состояния городских дорог и благоустройства территорий сегодня очевидна и настоятельно необходима. Больше того – за последний год эта проблема у нас вышла на первый план. Проехать по городу с разрешенной скоростью 40-60 км в час практически невозможно. Сколько километров нижнекамских дорог нужно отремонтировать пока не известно. Но как обещают специалисты многопрофильного предприятия по благоустройству, ямы на городских трасах полностью исчезнут к празднованию Сабантуя. Из года в год средства на благоустройство и озеленение города выделяются минимальные – 10% от потребности и еще применяется секвестрование до 50%. В итоге мы получаем 5-6% средств от фактической потребности. Конечно же, на эти средства содержать и ремонтировать дороги невозможно. Все средства направляются на эксплуатацию, содержание и ямочный ремонт дорог.

Также одной из проблем нашего города на сегодняшний день является проблема хронической нехватки туалетов в местах массового пребывания горожан, которая каждый год возникает в Нижнекамске с наступлением теплого времени года. Ситуация стократно усугубляется во время проведения массовых городских праздников, когда в одном месте собираются многие тысячи людей. С массовой установкой биотуалетов эта проблема будет решена. Разместить кабинки биотуалетов необходимо в самых оживленных районах города, на конечных остановках городского транспорта, в празднование дня города на территории майдана, на концертах, проходящих на открытых площадках, на спортивных мероприятиях, на стройплощадках, на автозаправках, и других местах, нуждающихся в наличии туалетов. На разных территориях города биотуалеты можно использовать по-разному. Например, стройплощадка работает минимум несколько месяцев (покупать в собственность кабину не выгодно), день города проходит максимум за 48 часов (арендовать далее кабины не имеет смысла), летние кафе работают один сезон и т.д. То есть в местах постоянного, круглогодичного посещения людей биотуалеты можно выкупить в собственность; краткосрочная аренда возможна на праздновании дня города, на концертах; долгосрочная аренда возможна на стройплощадках, вблизи летних кафе. Цену за услугу можно установить от 5 рублей. Установка биотуалетов представляет собой экологически безопасный цикл утилизации отходов жизнедеятельности человека.

Рекомендуемые файлы

В 2006 году в скверах и на проспектах города Нижнекамска через каждые сто метров были установлены скамейки и урны. Горожане оценили данный момент, теперь есть где отдохнуть, прогуливаясь по улицам города. Но урны стоящие рядом битком забиты мусором. Проблема состоит в том, что урны установлены слишком маленькие и узкие, быстро наполняются, а вследствие этого мы видим большое количество мусора и пластиковых бутылок, которые валяются рядом с урной. На мой взгляд, надо просто последовать опыту зарубежных стран. Например, в Нью-Йорке урны – огромные железные корзины размером с холодильник с пластиковыми пакетами, которые стоят через каждые 10 шагов и покрашены в зеленый цвет.

На территории жилого двора приемы ландшафтной архитектуры призваны обеспечить, казалось бы, несовместимые иногда интересы всех пользователей каждого конкретного участка жилой территории. Это владельцы автомашин, которым необходимо организовать охраняемую стоянку; матери с маленькими детьми, недовольные близостью проезда с интенсивным движением, загазованностью участка; владельцы собак, нуждающиеся в безопасном моционе со своими питомцами; люди преклонного возраста, ищущие тихого места для общения. На участках индивидуальной жилой застройки эти проблемы стоят не так остро и решаются в соответствии с фантазией и финансовыми возможностями.

Сегодня одной из основных проблем жилого двора является конфликт между автомобилем и человеком. Стихийная парковка автомобилей во внутридворовом пространстве создает не только визуальный дискомфорт, но и затрудняет доступ жителям к озелененным пространствам, детским площадкам. Дворы, призванные быть легкими нашего города, превратились в унылые автостоянки. Утром просыпаешься от грохота разогреваемых автомобилей, неисправных моторов, сигнализации и т.п. и более того – дышишь выхлопными газами. Детские площадки во дворах ежедневно окружают около 30 автомобилей, и это число припаркованных во дворе авто будет увеличиваться. Проблему парковок во дворах необходимо срочно решать, чтобы сохранить здоровье детям.

Организация бестранспортных дворов с выносом проездов и стоянок в междворовое пространство становится одним из основных путей решения этой проблемы. Характерная особенность таких стоянок заключается в композиционном разнообразии приемов размещения деревьев и кустарников в качестве средств масштабного и функционального разграничения пространства. Однако не всегда представляется возможным воспользоваться этим приемом. В таких случаях важно разграничить пространство для пешехода и автомобиля с помощью элементов геопластики, озеленения, обваловывания мест временного хранения автомобилей земляными насыпями, посадки живых изгородей по контуру стоянок, создания шумозащитных стенок, решенных в стиле декоративных панно. Иногда наиболее рациональным является устройство подземных и полуподземных гаражей, позволяющих ограничить доступ индивидуального транспорта в жилую среду, а также избежать асфальтирования значительных площадей поверхности земли и заменять его более экологичным плиточным мощением. Зарубежный опыт в этой области показывает неограниченные возможности для создания более комфортной и приближенной к человеку среды внутридворового пространства.

Важный аспект формирования жилой среды двора – адаптация ее к требованиям физически ослабленных лиц. Учитывая, что по мере усложнения экологической ситуации численность этой категории населения увеличивается, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности должно отражаться на содержании работ по проектированию и благоустройству. Во многих странах при новом строительстве неотъемлемыми элементами двора являются пандусы для инвалидов-колясочников, предусматриваются пути движения с возможностью проезда на инвалидной коляске. Кроме того, игровая зона для детей зачастую оборудуется устройствами, предусматривающими возможность их использования детьми с физическими недостатками. В сравнении с Европой наша страна, еще недостаточно внимания уделяет благоустройству городской территории, на которой люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата не будут чувствовать себя ущемленными.

В городах, в условиях высокоплотной застройки, трудно бывает обеспечить возможность для занятий физкультурой и спортом, более длительных, регулярных прогулок на свежем воздухе. Для реализации таких функций требуются достаточно большие территории, хорошо оборудованные, обладающие значительным природным потенциалом. Эти участки зачастую, располагаясь на довольно близком расстоянии от жилых массивов, отделены от них магистралями с интенсивным движением. Многочисленные примеры из зарубежной практики свидетельствуют о возможности решения этой проблемы. Широкое распространение получили пешеходные эстакады, организованные над уровнем улицы. Их конструктивное решение не предусматривает устройство лестниц: начало пешеходной эстакады формируется в глубине двора в виде пандуса. Такие эстакады включают участки газона, цветочное оформление, мобильное озеленение. Существуют примеры перекрытия эстакад решетчатыми перголами, оформленными вьющимися растениями.

Следует упомянуть возможности вертикального озеленения в благоустройстве жилого двора. Вьющиеся растения (актинидия, разнообразные виды клематиса, жимолость каприфоль, роза вьющаяся) плотным покровом закрывая стены домов (иногда на высоту до 3–5 этажей), увеличивают в 6–8 раз звукопоглощающую способность стен. Активно проводится сегодня озеленение крыш домов. Для этого требуются специальные кровельные материалы, выдерживающие воздействие почвы и корней растений. Такие материалы производятся в западных странах и поступают на отечественный рынок. Таким образом, существует реальная возможность для создания небольших частных садиков для жителей верхних этажей.

Проводимые в городе Нижнекамске конкурсы направлены на комплексное благоустройство и санитарно-экологическое оздоровление города. Конкурсы ставят перед собой задачи активизации деятельности и передаче передового опыта служб городского хозяйства в улучшении эстетического оформления зеленых насаждений; устройства спортивных, игровых и малых архитектурных сооружений с привлечением к работам средств инвесторов; повышения роли Советов территориального общественного самоуправления в воспитании бережного отношения жильцов к сохранности жилого фонда; создания соответствующего общественного мнения вокруг проблемы благоустройства и озеленения, стимулов для ее разрешения и условий для расширения активной деятельности жителей в этой сфере. На наш взгляд, необходимо активно привлекать к данным мероприятиям само население, развивать инициативу горожан.

Для подведения итогов конкурса формируется специальная комиссия, в состав которой входят представители городской администрации, СМИ из числа информационных спонсоров.

Условие конкурса заключается в благоустроенности и содержании дворовых территорий в чистом состоянии. Все что требуется от горожан – не сорить и содержать двор в чистом виде. Главное условие конкурса – участие жителей в благоустройстве двора, наличие зон отдыха, чистота территории, ухоженность газонов, наличие зеленых насаждений, творческие решения, массовость участия жителей двора.

- наличие домового, дворового совета или старшего по дому; его работа с жителями по благоустройству и озеленению дворовой территории, поддержанию чистоты и порядка, ремонту и сохранению малых форм для отдыха во дворе, проведение субботников, проявление творческой инициативы в эстетическом оформлении двора;

- отсутствие или пресечение фактов порчи зеленых насаждений;

- наличие и содержание мест отдыха, скамеек, детских и спортивных площадок;

- наличие досок объявлений, их содержание;

- озеленение двора, наличие цветников у подъездов, газонов, их регулярная очистка, своевременная обрезка кустов и деревьев;

- техническое состояние прилегающих к дому территорий, тротуаров, ограждений;

- наличие контейнерных площадок, их внешний вид;

- состояние подъездов и фасадов домов, номерных знаков и уличных указателей.

Привлечение горожан к участию в данном конкурсе повысит уровень культурного, экологического и эстетического воспитания населения города. Возрастет уровень комфортности условий проживания, качества жизни населения.

Благоустройство и озеленение – сложное многоотраслевое направление городского хозяйства. Роль и значение зеленых насаждений города огромны. На благоустройство и озеленение территорий города выделяются значительные средства. Однако не всегда обеспечена сохранность зеленого фонда, велики и его потери. Они возникают при застройке зеленых территорий города жилыми и промышленными зданиями, при работах по прокладке инженерных сетей в районах с некомплексной застройкой, а также из-за недостаточного ухода за насаждениями. Качество жизни людей все в большей степени определяется степенью сохранения компонентов природной среды [15].

Для жизнедеятельности человека нужна не просто сохраненная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным нуждам общества. Состояние стабильности постоянно оценивается человеком с позиций соответствия среды его повседневным нуждам. Сложность структурной организации проявляется в многослойности городского ландшафта, оборудовании его элементами благоустройства, инженерными системами, насыщенности произведениями монументально-декоративного искусства, цветниками, информационными устройствами, рекламой. Здания, деревья, люди и автомашины, осветительное оборудование оживляют пространство своими формами, движением, создают дополнительные членения.

Департамент ЖКХ и благоустройства города в условиях реформирования жилищно-коммунальной системы занял активную и последовательную позицию: идет демонополизация сферы обслуживания с проведением конкурсов, внедряется муниципальный заказ, решается проблема укрупнения муниципальных предприятий, контроля за их деятельностью и расходованием муниципальных средств. Постоянно идет работа по повышению качества предоставляемых населению услуг и оказывается содействие самоуправлению жилыми помещениями, находящимися в частной собственности [49, c 12].

Несмотря на имеющийся опыт работы по благоустройству городских территорий, есть недостатки в организации планирования работ, а также случаи нарушения технологии благоустроительных работ, некомплексный характер благоустройства отдельных территорий.

Значительно улучшить состояние современной городской инфраструктуры – главная задача, стоящая перед нами сегодня.

Для Нижнекамска актуальность решения вопросов состояния городских дорог и благоустройства территорий сегодня очевидна и настоятельно необходима. Больше того – за последний год эта проблема у нас вышла на первый план. Проехать по городу с разрешенной скоростью 40-60 км в час практически невозможно. Сколько километров нижнекамских дорог нужно отремонтировать пока не известно. Но как обещают специалисты многопрофильного предприятия по благоустройству, ямы на городских трасах полностью исчезнут к празднованию Сабантуя. Из года в год средства на благоустройство и озеленение города выделяются минимальные – 10% от потребности и еще применяется секвестрование до 50%. В итоге мы получаем 5-6% средств от фактической потребности. Конечно же, на эти средства содержать и ремонтировать дороги невозможно. Все средства направляются на эксплуатацию, содержание и ямочный ремонт дорог.

Также одной из проблем нашего города на сегодняшний день является проблема хронической нехватки туалетов в местах массового пребывания горожан, которая каждый год возникает в Нижнекамске с наступлением теплого времени года. Ситуация стократно усугубляется во время проведения массовых городских праздников, когда в одном месте собираются многие тысячи людей. С массовой установкой биотуалетов эта проблема будет решена. Разместить кабинки биотуалетов необходимо в самых оживленных районах города, на конечных остановках городского транспорта, в празднование дня города на территории майдана, на концертах, проходящих на открытых площадках, на спортивных мероприятиях, на стройплощадках, на автозаправках, и других местах, нуждающихся в наличии туалетов. На разных территориях города биотуалеты можно использовать по-разному. Например, стройплощадка работает минимум несколько месяцев (покупать в собственность кабину не выгодно), день города проходит максимум за 48 часов (арендовать далее кабины не имеет смысла), летние кафе работают один сезон и т.д. То есть в местах постоянного, круглогодичного посещения людей биотуалеты можно выкупить в собственность; краткосрочная аренда возможна на праздновании дня города, на концертах; долгосрочная аренда возможна на стройплощадках, вблизи летних кафе. Цену за услугу можно установить от 5 рублей. Установка биотуалетов представляет собой экологически безопасный цикл утилизации отходов жизнедеятельности человека.

Рекомендуемые файлы

В 2006 году в скверах и на проспектах города Нижнекамска через каждые сто метров были установлены скамейки и урны. Горожане оценили данный момент, теперь есть где отдохнуть, прогуливаясь по улицам города. Но урны стоящие рядом битком забиты мусором. Проблема состоит в том, что урны установлены слишком маленькие и узкие, быстро наполняются, а вследствие этого мы видим большое количество мусора и пластиковых бутылок, которые валяются рядом с урной. На мой взгляд, надо просто последовать опыту зарубежных стран. Например, в Нью-Йорке урны – огромные железные корзины размером с холодильник с пластиковыми пакетами, которые стоят через каждые 10 шагов и покрашены в зеленый цвет.

На территории жилого двора приемы ландшафтной архитектуры призваны обеспечить, казалось бы, несовместимые иногда интересы всех пользователей каждого конкретного участка жилой территории. Это владельцы автомашин, которым необходимо организовать охраняемую стоянку; матери с маленькими детьми, недовольные близостью проезда с интенсивным движением, загазованностью участка; владельцы собак, нуждающиеся в безопасном моционе со своими питомцами; люди преклонного возраста, ищущие тихого места для общения. На участках индивидуальной жилой застройки эти проблемы стоят не так остро и решаются в соответствии с фантазией и финансовыми возможностями.

Сегодня одной из основных проблем жилого двора является конфликт между автомобилем и человеком. Стихийная парковка автомобилей во внутридворовом пространстве создает не только визуальный дискомфорт, но и затрудняет доступ жителям к озелененным пространствам, детским площадкам. Дворы, призванные быть легкими нашего города, превратились в унылые автостоянки. Утром просыпаешься от грохота разогреваемых автомобилей, неисправных моторов, сигнализации и т.п. и более того – дышишь выхлопными газами. Детские площадки во дворах ежедневно окружают около 30 автомобилей, и это число припаркованных во дворе авто будет увеличиваться. Проблему парковок во дворах необходимо срочно решать, чтобы сохранить здоровье детям.

Организация бестранспортных дворов с выносом проездов и стоянок в междворовое пространство становится одним из основных путей решения этой проблемы. Характерная особенность таких стоянок заключается в композиционном разнообразии приемов размещения деревьев и кустарников в качестве средств масштабного и функционального разграничения пространства. Однако не всегда представляется возможным воспользоваться этим приемом. В таких случаях важно разграничить пространство для пешехода и автомобиля с помощью элементов геопластики, озеленения, обваловывания мест временного хранения автомобилей земляными насыпями, посадки живых изгородей по контуру стоянок, создания шумозащитных стенок, решенных в стиле декоративных панно. Иногда наиболее рациональным является устройство подземных и полуподземных гаражей, позволяющих ограничить доступ индивидуального транспорта в жилую среду, а также избежать асфальтирования значительных площадей поверхности земли и заменять его более экологичным плиточным мощением. Зарубежный опыт в этой области показывает неограниченные возможности для создания более комфортной и приближенной к человеку среды внутридворового пространства.

Важный аспект формирования жилой среды двора – адаптация ее к требованиям физически ослабленных лиц. Учитывая, что по мере усложнения экологической ситуации численность этой категории населения увеличивается, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности должно отражаться на содержании работ по проектированию и благоустройству. Во многих странах при новом строительстве неотъемлемыми элементами двора являются пандусы для инвалидов-колясочников, предусматриваются пути движения с возможностью проезда на инвалидной коляске. Кроме того, игровая зона для детей зачастую оборудуется устройствами, предусматривающими возможность их использования детьми с физическими недостатками. В сравнении с Европой наша страна, еще недостаточно внимания уделяет благоустройству городской территории, на которой люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата не будут чувствовать себя ущемленными.

В городах, в условиях высокоплотной застройки, трудно бывает обеспечить возможность для занятий физкультурой и спортом, более длительных, регулярных прогулок на свежем воздухе. Для реализации таких функций требуются достаточно большие территории, хорошо оборудованные, обладающие значительным природным потенциалом. Эти участки зачастую, располагаясь на довольно близком расстоянии от жилых массивов, отделены от них магистралями с интенсивным движением. Многочисленные примеры из зарубежной практики свидетельствуют о возможности решения этой проблемы. Широкое распространение получили пешеходные эстакады, организованные над уровнем улицы. Их конструктивное решение не предусматривает устройство лестниц: начало пешеходной эстакады формируется в глубине двора в виде пандуса. Такие эстакады включают участки газона, цветочное оформление, мобильное озеленение. Существуют примеры перекрытия эстакад решетчатыми перголами, оформленными вьющимися растениями.

Следует упомянуть возможности вертикального озеленения в благоустройстве жилого двора. Вьющиеся растения (актинидия, разнообразные виды клематиса, жимолость каприфоль, роза вьющаяся) плотным покровом закрывая стены домов (иногда на высоту до 3–5 этажей), увеличивают в 6–8 раз звукопоглощающую способность стен. Активно проводится сегодня озеленение крыш домов. Для этого требуются специальные кровельные материалы, выдерживающие воздействие почвы и корней растений. Такие материалы производятся в западных странах и поступают на отечественный рынок. Таким образом, существует реальная возможность для создания небольших частных садиков для жителей верхних этажей.

Проводимые в городе Нижнекамске конкурсы направлены на комплексное благоустройство и санитарно-экологическое оздоровление города. Конкурсы ставят перед собой задачи активизации деятельности и передаче передового опыта служб городского хозяйства в улучшении эстетического оформления зеленых насаждений; устройства спортивных, игровых и малых архитектурных сооружений с привлечением к работам средств инвесторов; повышения роли Советов территориального общественного самоуправления в воспитании бережного отношения жильцов к сохранности жилого фонда; создания соответствующего общественного мнения вокруг проблемы благоустройства и озеленения, стимулов для ее разрешения и условий для расширения активной деятельности жителей в этой сфере. На наш взгляд, необходимо активно привлекать к данным мероприятиям само население, развивать инициативу горожан.

Для подведения итогов конкурса формируется специальная комиссия, в состав которой входят представители городской администрации, СМИ из числа информационных спонсоров.

Условие конкурса заключается в благоустроенности и содержании дворовых территорий в чистом состоянии. Все что требуется от горожан – не сорить и содержать двор в чистом виде. Главное условие конкурса – участие жителей в благоустройстве двора, наличие зон отдыха, чистота территории, ухоженность газонов, наличие зеленых насаждений, творческие решения, массовость участия жителей двора.

- наличие домового, дворового совета или старшего по дому; его работа с жителями по благоустройству и озеленению дворовой территории, поддержанию чистоты и порядка, ремонту и сохранению малых форм для отдыха во дворе, проведение субботников, проявление творческой инициативы в эстетическом оформлении двора;

- отсутствие или пресечение фактов порчи зеленых насаждений;

- наличие и содержание мест отдыха, скамеек, детских и спортивных площадок;

- наличие досок объявлений, их содержание;

- озеленение двора, наличие цветников у подъездов, газонов, их регулярная очистка, своевременная обрезка кустов и деревьев;

- техническое состояние прилегающих к дому территорий, тротуаров, ограждений;

- наличие контейнерных площадок, их внешний вид;

- состояние подъездов и фасадов домов, номерных знаков и уличных указателей.

Привлечение горожан к участию в данном конкурсе повысит уровень культурного, экологического и эстетического воспитания населения города. Возрастет уровень комфортности условий проживания, качества жизни населения.

Комплексное благоустройство городских территорий представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на создание и поддержание экологически, функционально, эстетически и информативно организованной городской среды.

Содержимое публикации

Особенности управления благоустройством территории муниципального образования

Комплексное благоустройство городских территорий представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на создание и поддержание экологически, функционально, эстетически и информативно организованной городской среды.

Возникновение потребности в управлении, как относительно самостоятельной функции, связано с развитием общественного разделения труда. Равно как и любому специфическому производству, сектору услуг благоустройства необходимо управление.

Управление – это целенаправленное воздействие руководящих органов на муниципальный сектор благоустройства муниципального хозяйства для ее ориентации на удовлетворение потребностей граждан в услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемой прибыли.

От качества управления напрямую зависят не только результаты работы сектора благоустройства, но также и выбор методов и средств для их достижения. Также важна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг в способствовании увеличению эффективности общественного производства за счет создания условий, которые высвобождают время граждан и благоприятствуют высокопроизводительному труду.

К управлению муниципальным сектором благоустройства относится:

1) Определение интересов и потребностей граждан в оказании услуг;

2) Определение целей обслуживания граждан и рыночного распределения ресурсов;

3) Организация кооперированного труда работников, которые оказывают услуги.

В основе управления лежит знание теории и практики экономики, права, государственного строительства, философии, этики, психологии, эстетики и прочих наук, однако оно имеет также и специализированную направленность. Очень важное и всевозрастающее значение в управлении процессом обращения и производства услуг играет знание работниками этой сферы социальной психологии, этики отношений между людьми, которая принята в цивилизованном обществе.

В связи с этим на качество управления муниципальным сектором благоустройства, эффективность работы всей системы сервиса и уровень удовлетворенности граждан услугами очень сильно влияет уровень культуры работников.

В сфере городского благоустройства перед органами местного самоуправления стоят такие задачи:

– организация благоустройства, озеленения территории населенных пунктов, защиты, охраны, использования и воспроизводства городских лесов и особо охраняемых природных территорий, которые расположены в границах населенных пунктов поселения;

– создание благоприятных условий для массового отдыха жителей населенных пунктов, а также обустройство мест массового отдыха граждан;

– организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов, а также освещение улиц;

– организация сбора, вывоза мусора и бытовых отходов.

На сегодняшний день объектом управления в сфере благоустроительных услуг являются муниципальный сектор благоустройства местного хозяйства с трудовыми коллективами и отдельными лицами, совокупность нравственных, правовых, социально-экономических и прочих отношений, которые возникают между людьми при производстве и обращении услуг.

Чтобы создать условия конкурентного рынка, межотраслевой благоустроительный комплекс может выступать объектом регулирования в сфере благоустройства.

Благоустроительный комплекс представляет собой совокупность географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ним организаций разных форм собственности, которые действуют в сфере благоустройства.

– уборка мусора, его утилизация;

– благоустройство, ремонт тротуаров и дорог.

При определении объектом управления благоустроительный комплекс, следует принимать во внимание, что данные комплексы ответственны не только за свою прибыльность, но также и за социально-экономические процессы в муниципальном образовании, т.е. имеют сильно выраженную социальную составляющую в оценке их эффективности.

Благоустроительный комплекс можно характеризовать, как:

– систему, поскольку благоустроительный комплекс – это сочетание разнокачественных и разнофункциональных объектов (социально-бытовых объектов, организационных компонентов, производственно-технических элементов и природной среды), которые имеют упорядоченные взаимосвязи, придающие сочетанию объектов такие качества как целостность (т.е. приобретение сочетанием объектов новой функции — создание среды обитания человека, которая ориентирована на удовлетворение его потребностей); автономность (т.е. стремление к внутренней упорядоченности элементов, темпов и пропорций их развития);

– устойчивую систему (т.е. стремление элементов к развитию, способному обеспечить наиболее высокие качества среды обитания, наиболее полное удовлетворение потребностей населения);

– сложную систему, поскольку ее отдельные элементы сами по себе являются системами;

– большую систему, поскольку при социально-экономическом развитии благоустроительного комплекса, безусловно, возможно появление качеств и структур, которые сложно или даже невозможно предвидеть.

Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий и решение конкретных задач. К основным задачам благоустройства относятся:

– привлечение инвестиций в инфраструктуру, жилищное строительство и коммунальное хозяйство;

– предвидение и превентирование негативных общественных последствий имущественного и социального расслоения города;

– организация земельных отношений и правил оборота недвижимости;

– планомерный контроль экологической ситуации в населенном пункте.

Система благоустройства и озеленения муниципального образования представляет собой систему принятия решений, ориентированных на экологическое, социально-экономическое, архитектурно-планировочное и инженерное решение территории муниципального образования.

– организация благоустройства, озеленения территории населенных пунктов, защиты, охраны, воспроизводства и использования городских лесов и особо охраняемых природных территорий, которые расположены в границах населенных пунктов поселения;

– создание благоприятных условий для массового отдыха жителей населенных пунктов, а также обустройство мест массового отдыха граждан;

– организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов, а также освещение улиц;

– организация сбора, вывоза мусора и бытовых отходов.

К главным видам деятельности органов местного самоуправления в области благоустройства относятся: прогнозирование, проектирование, программирование.

Под прогнозной деятельностью в сфере благоустройства подразумевается результат комплексной оценки градостроительной и экологической ситуации, анализа экономических, строительных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и социальных условий и выявление тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения. Общая цель прогнозирования заключается в создании необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений, а также разработка данных решений в виде моделей, стратегий, вариантов. Прогнозирование – это средство получения необходимого общего представления о желаемых или возможных путях и параметрах развития. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных градостроительных прогнозов.

Объекты прогнозирования в благоустройстве имеют следующую классификацию:

– город как сложная динамическая система;

– отдельные подсистемы города, идентифицированные по функциональному, структурному или отраслевому признаку;

– отдельные территориальные образования города.

К задачам прогнозирования относятся:

– принятие административных решений в области городского развития;

– выработка жилищной, инвестиционной, градостроительной политики;

– подготовка предложений по системам городского управления;

– подготовка предложений для составления целевых муниципальных программ в области городского планирования и благоустройства;

– подготовка предложений для разработки градостроительной проектной документации.

При разработке плана стратегического развития города принимаются во внимание документы экономического и градостроительного прогнозирования территориального развития города.

Основной документ прогнозирования – долгосрочная стратегия градостроительного развития города, разрабатываемая органами местного самоуправления на срок 25–30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы, Советом муниципального образования.

На сегодняшний день очень распространена практика принятия муниципальных целевых программ по благоустройству территории.

Целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на достижение четко очерченной градостроительной цели, которая имеет техническое, экономическое, социальное и культурное измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема требуемых финансовых и других ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий.

Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются согласно утвержденному плану первоочередных мероприятий реализации генерального плана развития города, или на основе документации экономических и градостроительных прогнозов и принимаются представительным органом местного самоуправления. Программы по благоустройству финансируются за счет средств местного бюджета по соответствующему разделу доходной части в пределах, утвержденных на текущих финансовый год. Как правило, муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются на срок 1–5 лет.

К обязательным видам муниципальных программ относятся:

1) программа по улучшению жилищных условий населения с учетом сноса фенольного и ветхого жилья, а также строительства нового жилого фонда;

2) программа по озеленению городских территорий;

3) программа ночного освещения населенного пункта;

4) программа по размещению визуальной информации и рекламы;

5) экологическая программа;

6) программа по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, главными направлениями благоустройства и озеленения городской территории являются:

– деятельность по территориальному планированию, ориентированная на создание условий для устойчивого социально-экономического развития населенного пункта;

– создание системы управления недвижимостью и земельными ресурсами, улучшение инвестиционного климата;

– развитие жилищного строительства всех форм собственности;

– организация систем транспортной и инженерной инфраструктур, озеленение городской территории, обеспечение условий экономии ресурсов;

– создание условий, чтобы обеспечить граждан сферой социальных услуг (в т.ч. обеспечение малоимущих жильем), объектами бытового, культурного и спортивного обслуживания, здравоохранения и образования;

– сохранение культурного наследия, охрана окружающей среды, предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, сфера благоустройства относится к числу важных объектов муниципального управления. Она характеризуется разнообразными видами деятельности и значительным разнообразием предоставляемых услуг и благ. Развитие и функционирование сферы благоустройство осложняется наличием ряда острых проблем, к которым относятся управленческие, имущественные, экологические, финансовые, экономико-организационные и прочие. Успешное решение данных проблем возможно лишь на пути упорядочения управленческого процесса и формирования эффективной системы управления с учётом особенностей данной сферы, повышения ответственности всех его участников, решения имущественных вопросов, формирования конкурентной среды и усиления функций регулирования со стороны муниципального образования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ)

Прокопьев Евгений Алексеевич
Уральский федеральный университет
студент 3 курса, Факультет «Государственное и муниципальное управление


Аннотация
В статье рассматриваются проблемы благоустройства городов. Рассмотрены элементы сферы внешнего благоустройства.

С ростом городов и увеличением промышленности технологического уровня, проблема благоустройства территорий становится все более значимой, и как правило требует тщательно продуманных взвешенных решений в управлении, которые связанны с планированием работы организаций по благоустройству с использованием территориальных ресурсов. Благоустройство территорий как рассматривалось выше, представляет собой комплекс мероприятий по планировке и озеленению существующих и создания новых территорий, и как правило охватывает достаточно объемный круг социально-экономических, санитарно-гигиенических, инженерных и архитектурных вопросов, решение которых может представлять сложность, как с финансовой точки зрения, так и в скоординированных действиях со стороны управления органами муниципальных образований [1 с. 220].

Поддержание высокого уровня благоустройства напрямую зависит и от самих граждан, от степени их сознательности, желания и возможности помогать органам местного самоуправления. Сфера внешнего благоустройства является одной из главных отраслей в жизнеобеспечении муниципального хозяйства, которая оказывает непосредственное влияние на комфорт, удобство, безопасность, эстетический стиль, в общем на уровень жизни населения.

Элементы, которые включаются в сферу внешнего благоустройства представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Элементы сферы внешнего благоустройства

Как видим из таблицы 1 организация деятельности элементов внешнего благоустройства непосредственно должна осуществляться с учетом совокупности и взаимообусловленности, потому что, только так можно повысить уровень благоустроенности территории, что в конечном итоге приведет к улучшению условий жизни населения и привлекательности территории. Не мало важным в сфере благоустройства территории муниципального образования является рациональное размещение зданий, предназначенных для отдыха, инженерного-технического оборудования, с учетом сохранения архитектурного и исторического облика [2, с. 58].

Такие мероприятия напрямую зависят от деятельности местного руководства и степени обоснованности выбора. Такие сложные специфические задачи, как правило проще решаются в городских и сельских поселениях и гораздо труднее в городе, потому что находятся на больших территориях и требуют больше согласований с другими органами разных уровней, где соответственно больше требований и к градостроительным нормам. Но, в городском округе находит свое завершение социально воспроизводственный цикл, как дом, работа, отдых.

Из мирового опыта, и анализа специализированной литературы не существует какой-то единой идеальной модели, в управлении благоустройством муниципального образования, одинаковой для всех территорий страны [3]. Наоборот, в этой сфере представлен огромный выбор национальных систем с неоднозначной спецификой, которая часто противоречит стандартной теории оптимального моделирования.

Низкий уровень привлекательности территории является фактором, сдерживающим социально-экономический потенциал развития территории, неудовлетворенности населения в комфорте городской среды. Проблемы инвестиционной привлекательности выражены в неразвитости инвестиционной инфраструктуры, из-за недостаточного финансирования, низкой собственной доходной базы муниципального образования, отсутствие или не достаточная поддержка региональных фондов, для привлечения инвестиций на социально-экономическое развитие территорий [4, с.98].

К экономико-организационным проблемам относят неразвитость конкурентной среды, неэффективность системы управления благоустройством территории, убыточность муниципальных предприятий, неразрешенные вопросы собственности [5, с. 32].

Износ производственной инфраструктуры вызывает ухудшение экологической обстановки. Игнорирование роли маркетинга и брэндинга территорий, снижает привлекательность муниципальных образований в качестве мест потенциальной миграции трудоспособного населения и туристических объектов [6, с. 167].

Проблема внешнего благоустройства на различных этапах развития градостроительства связана с решением сложных задач формирования материально-пространственной среды городов, ее архитектурно-художественного и функционального содержания [7, с. 35].

Поэтому существует необходимость создавать благоприятную среду для жизни населения в городах, имеющих сложный характер функционально-планировочных и пространственных связей. В этих условиях комфортная среда должна решаться на основе комплексного учета социальных процессов и тенденций, происходящих в городах. Поэтому на современном этапе развития городов необходимо рассматривать их внешнее благоустройство как сложную составляющую архитектурно-пространственной градостроительной системы, связанную непосредственно с функциональной организацией городских территорий.

Сложность решения задач внешнего благоустройства в современном градостроительстве требует использования системного подхода на стадиях предпроектных исследований на всех этапах градостроительного проектирования, начиная от получения и обработки информации по отраслевым сферам и научно-техническому прогрессу в них, установления целевых задач внешнего благоустройства и определения их ресурсообеспеченности, выбора конкретного решения с установлением очередности и поэтапной реализации проекта в процессе формирования городских ансамблей.

При предпроектном исследовании особенностей взаимодействия элементов системы внешнего благоустройства с системой открытых пространств на различных градостроительных уровнях, в различных функциональных и планировочных условиях следует выявлять характер воздействия элементов внешнего благоустройства на архитектурно-пространственные, коммуникационно-регулятивные, экологические свойства формируемой городской среды.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: