Составление рассказа по картине урожай

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Программное содержание: – закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе, – обучать составлению связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам (по алгоритму), – развивать умение передавать предметное содержание сюжетной картины, – развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию, – расширять и активизировать предметный словарь по данной теме, – упражняться в правильном употреблении предлогов (в, над, под, на, по).

Содержимое публикации

Конспект ООД по развитию речи

в подготовительной группе :

« Составление рассказа по сюжетным картинкам

подготовила и провела

воспитатель Воловоденко Е.В.

Программное содержание:

– закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе,

– обучать составлению связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам (по алгоритму),

– развивать умение передавать предметное содержание сюжетной картины,

– развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию,

– расширять и активизировать предметный словарь по данной теме,

– упражняться в правильном употреблении предлогов ( в, над, под, на, по).

Словарная работа: дождливая, сырая, золотая, душистая, поздняя, бабье лето, алеть, багроветь ( алые, багровые), мелкие моросящие дожди.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, игровая, физическая.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.

Предварительная работа: сезонные изменения осенью жизнедеятельность диких животных в лесу, приметы осени – неживая природа, одежда людей в осенний период.

ХОД образовательной деятельности

Воспитатель загадывает детям загадку. И обращает внимание, что отгадка и будет темой сегодняшнего занятия.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Правильно дети – это осень. Как и у нас с вами за окном. А кто нам назовёт осенние месяцы? (ответы детей). Все правильно.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску сюжетные картинки, на одной изображены звери в лесу, на другой – осенняя дождливая погода в городе. Но прежде чем мы начнем сочинять, давайте немного разомнемся и превратимся в осенние листочки.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся вокруг себя),

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают на корточки).

Будто опять закружиться хотят (дети кружатся).

Воспитатель обращает внимание на то, что дети уже умеют составлять рассказы по картинкам. Рассказ должен быть правильно построен, по определенной схеме- алгоритму. Воспитатель напоминает, что у любого рассказа должно быть:

основная часть - раскрытие сюжетной линии.

заключение – вывод и свое отношение к картине.

Воспитатель поясняет, что сначала вы даёте название выбранной вами сюжетной картинке, затем, описываете место и время изображенное на картине, потом описываете действие или героев которые изображены здесь. И как итог – вывод.

Педагог путем вопросов, подготавливает детей к составлению историй – рассказов по данным картинам, уточняет основные фразы Ребенок вправе выбрать любую из двух предложенных. Воспитатель выслушивает рассказы тех детей, которые сами изъявили желание попробовать свои силы.

– Чем мы с вами сегодня занимались?

– По каким картинам составляли рассказ?

Воспитатель в конце занятия подводит итог. Выслушивает мнение детей, что особенно получилось, чей рассказ оказался наиболее полным развернутым и грамотно построенным.

Молодцы ребята, вы сегодня замечательно потрудились, хорошо отвечали на вопросы. Работали дружно!

Часто родители говорят, что не разбираются в живописи, что и сами могут сказать о картине только два слова: нравится или не нравится, красиво или не красиво.

Конечно, перед тем, как проводить с ребёнком такое занятие, родителям необходимо подготовиться. Нужно найти подходящую картину для составления рассказа.

Изображение на картине должно быть понятно малышу, вызывать какие-то эмоции, либо воспоминания из личного опыта или из известных ему художественных произведений.

· Желательно, чтобы картина была нарисована великими художниками в стиле жанровая живопись, чтобы ребёнок приобщался с раннего возраста к искусству, проверенному временем.

· Можно использовать и картины современных художников, а также художников -иллюстраторов, которые рисуют картинки для детей.

· Действие, изображённое на картине должно быть понятно современному ребёнку. Если события на картине непонятны ребёнку, даже если вы ему рассказываете, что происходит или может произойти с героями картины, такую картину лучше не использовать для рассказа.

Взрослый предлагает малышу посмотреть на картину. Не нужно ничего говорить или объяснять в первые 2- 3 минуты, пока малыш рассматривает картину. После того, как ребёнок перевёл свой взгляд от картины на другие предметы, можно начинать задавать ему вопросы. (В скобках приведены примерные ответы ребёнка).

6. Почему ты понял, что это лето? (видна яркая зелёная трава, медведи зимой спят в берлоге и не гуляют по лесу)

8. Почему ты понял, что это утро? ( Солнце ещё не поднялось высоко в небо, поэтому лес полностью не освещён яркими солнечными лучами. Солнце падает только на высокие макушки сосен.)

9. Как ты думаешь, почему высокая сосна упала и разломилась на две части? (Видимо, была гроза с громом и молнией. И одна молния попала прямо в дерево, поэтому сосна упала и разломилась на две части.)

15. Что делают медвежата? (Два медвежонка залезли на поваленное дерево и хотят кататься на нём как на горке, а третий ещё не залез, но тоже хочет к ним присоединиться.)

17. Почему мама - медведица ругает медвежат? (Волнуется за них. Боится, что медвежата ещё очень неуклюжие, что они упадут с поваленного дерева и получат травму.)

18. Как ты понял, что мама - медведица ругает медвежат? (Медведица смотрит на медвежат, которые залезли на поваленное дерево, пасть у неё открыта и видны зубы. Чувствуется, что ей не нравится поведение медвежат, она злится. А медвежата, которые залезли на поваленное дерево, смотрят на маму медведицу.)

Если ребёнок всё равно затрудняется, то начните фразу сами, а ребёнок её закончит. Задавайте наводящие вопросы, хвалите малыша даже за самые незначительные успехи.

Развитие связной монологической речи детей

посредством использования авторских моделей

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: уметь говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, правильно произносить звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Иная картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи.

У таких детей отмечаются трудности программирования развернутых высказываний и их языкового оформления.

Для детей с ОНР характерны:

- нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи;

Необходимо учесть, что у детей с ОНР трудности в овладении связной речью обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико­фонематического, лексического и грамматического. Наличие у этих детей еще и вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимание, восприятие, память) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью, также отмечаются особенности в развитии мыслительной деятельности (затруднен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; наблюдаются сложности в усвоении вербального материала, острая необходимость в наглядной опоре).

Особенности детей с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно­развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения. Развитие ребенка в деятельности, субъект-субъектное отношение в системе педагог-ребенок- родитель, а также обучение в зоне ближайшего развития - все это позволяет максимально оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность педагога с детьми с ОНР.

К технологиям развивающего обучения, безусловно, можно отнести и метод моделирования.

Цель проекта: совершенствование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине с использованием авторских наглядных моделей.

адачи проекта:

- развивать грамматически правильно оформленную речь;

- обучать планированию речевого высказывания;

- обучать построению и композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

- обучать навыку объединения самостоятельных речевых высказываний в рассказ;

- формировать навык составления разных типов рассказов с элементами усложнения

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Сроки реализации проекта: один год (сентябрь-май)

Этапы реализации проекта:

Iэтап

Цель: оптимизация работы учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

- первичная диагностика связной речи у детей с ОНР;

- выбор направлений деятельности по развитию связной речи;

- определение методов и приемов логопедической работы.

II этап

Цель: повышение эффективности работы учителя-логопеда по обучению детей составлению рассказов по сюжетной картине.

- перспективное планирование занятий по обучению составления рассказов по сюжетной картине с использованием авторских моделей;

- разработка конспектов занятий по развитию связной речи с использованием авторских наглядных моделей;

- изготовление дидактического сопровождения к занятиям по развитию связной речи с использованием авторских наглядных моделей.

III этап

Цель: определение % эффективности логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР подготовительной группы (2 год обучения, методика Глухова В.П.)

- диагностика связной речи детей с ОНР;

- мониторинговые исследования по речевому развитию детей.

Схема оценки связной речи осуществляется по методике В.П. Глухова.

Параметры

Критерии

Самостоятельность составления пересказа, полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения, разнообразие языковых средств, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ по серии сюжетных картинок

Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, последовательность в передаче событий, связь между фрагментами, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ по сюжетной картине

Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, связность изложения, использование разнообразных языковых средств, соблюдение грамматических норм языка.

Самостоятельность составления рассказа, представление основных признаков, использование разных способов соединения предложений, языковое оформление.

Уровни выполнения задания

Хороший - 4 балла

Удовлетворительный - 3 балла

Недостаточный - 2 балла

Процентное выражение бальной системы оценки:

Менее 25% - низкий уровень развития навыка (умения) представления,

От 25% и выше, но менее 50% - средний уровень развития навыка (умения) представления,

От 50% и выше, но менее 75% - выше среднего уровень развития навыка (умения) представления,

От 75% до 100% - высокий уровень развития навыка (умения) представления.

Схема оценки уровней выполнения заданий по составлению рассказа

по сюжетной картине по методике В.П. Глухова

Уровень выполнения задания

Критерии выполнения задания

Рассказ составлен самостоятельно. Достаточно полно и адекватно отображен изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка.

II удовлетворительный 3 балла

Рассказ составлен с некоторой помощью. Достаточно полно отражено содержание картины. Отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования. Допускаются отдельные ошибки в построении фразы.

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на конкретную деталь картины. Нарушена связность повествования, отдельные смысловые несоответствия. Допускаются грамматические ошибки.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением предметов или действий, представленных на картине.

Качественный показатель уровня развития навыка составления

Автор: Коровина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 89 "Крепыш"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Мы любим природу"
Раздел: дошкольное образование

КОНСПЕКТ для детей старшего возраста по развитию речи

Тема: «Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине

Цель: Учить детей составлять повествовательный рассказ по сюжетной

Составление рассказов по сюжетным картинкам в подготовительной группе

Александра Бочарова

Составление рассказов по сюжетным картинкам в подготовительной группе

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный
рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.
Совершенствованию умения рассказывать по серии картинокпомогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые)

Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.

LiveInternetLiveInternet

1.Беседа по серии картин. — Где гулял мальчик Коля? — Чего было много вокруг дома? — Почему Коля стоит в одном ботинке? — Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка? — Как вы думаете, он нашёл его? — Кому рассказал Коля о своей потере? — Кто стал искать ботинок после Коли? — А после бабушки? — Где Коля мог потерять ботинок? — Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет? — Нужно ли поступать так, как поступил Коля? 2.Составление рассказа по серии картин. Как солнышко ботинок нашло. Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок. После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок. 3.Пересказ рассказа. Общая горка. Пересказ по картине.

Рисунок (37) (700x414, 161Kb)


img src=/font

1.Беседа. — Кого вы видите на первой картинке? — Куда они направляются? — Что заметил пограничник? — Кому он показал следы? — К кому привели следы? — Что в руках у нарушителя? — Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой? — Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него? — Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они? — Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина? 2.Составление рассказа. Граница Родины — на замке. Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг — пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам. Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя. Пусть каждый знает, что граница нашей Родины — на замке. 3.Пересказ рассказа.

Читайте также: