Соревнования по самому короткому взлету и посадке

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024


Как не трудно догадаться, эти процедуры призваны сделать разбег и пробег самолета как можно короче. На самом деле, сильно сократить разбег сравнительно трудно (но некоторые меры предпринимаются и для этого). А вот уменьшить длину пробега после посадки можно существенно, и этому полезно научиться.

Итак, начнем с разбега.

— короткий взлет с препятствиями — Vx без закрылков

— короткий взлет без препятствий – Vy с закрылками 10 градусов.

Если вам задали короткий взлет без препятствий (или вы просто летаете на маленьком аэродроме), то еще на предварительном старте (holding point) следует выпустить закрылки. На ВПП делать это уже невежливо, т.к. приводит к задержке взлета. Только представьте себе, что скажут (или подумают) ваши коллеги, которым придется уйти на второй круг из-за того, что вы не удосужились заранее сконфигурировать самолет.

Для взлета с короткой ВПП надо стараться использовать всю ее длину. Если потребуется, придется прорулить от рулежной дорожки в самый конец ВПП с курсом, обратным взлетному (back-track) и развернуться на полосе или в кармане с таким расчетом, чтобы закончить разворот как можно ближе к торцу. Можно протянуть пару-тройку метров для выравнивания на осевой линии, но избегайте перфекционизма: лучше сберечь эти метры для разбега.

Взлет с короткой полосы без препятствий (закрылки 10 градусов) выполняется следующим образом:

1. Тормоза – ЗАЖАТЬ.

2. Режим двигателя – ВЗЛЕТНЫЙ.

3. Тормоза – ОСВОБОДИТЬ и начать разбег.

4. Отрыв от ВПП обычно происходит несколько раньше (по сравнению с взлетом без закрылков) и практически без поднятия носовой стойки. После отрыва нужно соразмерным движением штурвала ПРИДЕРЖАТЬ самолет в зоне действия граунд-эффекта, пока не будет достигнута скорость Vy (75MPH/70KT). Только после этого можно начинать набор высоты.

5. На высоте примерно 200FT убрать закрылки и продолжать набор с той же приборной скоростью.

Взлет с короткой полосы с препятствиями (закрылки 0 градусов):

1. Тормоза – ЗАЖАТЬ.

2. Режим двигателя – ВЗЛЕТНЫЙ.

3. Тормоза – ОСВОБОДИТЬ и начать разбег.

4. Носовую стойку поднять на скорости 55MPH/50KT. Сразу после отрыва (~60MPH/55KT) продолжать выбирать штурвал на себя, не допуская роста скорости выше Vx (65 или 70MPH, в зависимости от модели Cessna 150 и 60KT для Cessna 172). Очевидно, что и падение скорости ниже Vx совершенно недопустимо, будьте осторожны с этим.

5. Высота условных препятствий принимается за 50 FT. После этой высоты (или после перелета реальных препятствий) следует несколько опустить нос, чтобы набрать Vy (75MPH/70KT) и продолжить набор высоты на этой скорости.

Вроде бы ничего сложного, да? Тогда можно переходить к технологии посадки на короткую полосу. К счастью, в Канадском КУЛПе существует только один ее вариант (с препятствиями или без – не оговаривается), что снижает наши шансы что-то перепутать. Итак:

1. Контрольная карта перед посадкой – ВЫПОЛНИТЬ до 3 разворота (on downwind leg).

2. Сразу после 3 разворота (on base leg):

Подогрев карбюратора – ВКЛЮЧИТЬ.

Режим двигателя – УМЕНЬШИТЬ (~1700 RPM для Cessna 150).

Убедиться, что приборная скорость снизилась и находится в рамках ДОПУСТИМОЙ для выпуска закрылков (белая зона).

Закрылки – ВЫПУСТИТЬ 15 градусов.

Приступить к снижению, контролируя скорость 80MPH/80KT.

Режим двигателя – ПО ПОТРЕБНОСТИ.

3. На прямой сразу после 4 разворота (on final):

Закрылки – ДОВЫПУСТИТЬ 30 градусов.

Скорость – 70MPH/70KT.

Режим двигателя – ПО ПОТРЕБНОСТИ.

Закрылки – ДОВЫПУСТИТЬ 40 градусов.

Скорость – 65MPH/65KT.

Режим двигателя – ПО ПОТРЕБНОСТИ, чаще всего приходится добавлять, иначе самолет интенсивно просаживается.

5. На выдерживании – УСТАНОВИТЬ МАЛЫЙ ГАЗ.

ВНИМАНИЕ: после выпуска закрылков на 40 градусов КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ делать две вещи:

— ставить малый газ до этапа выдерживания.

После посадки нужно выполнить следующие действия строго в указанной последовательности. Все они будут оценены экзаменатором и невыполнение даже одного из них влечет получение штрафных баллов:

2. Закрылки – УБРАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (перевести селектор на уборку и оставить в таком положении).

3. Штурвал – ВЫБРАТЬ НА СЕБЯ ДО ОТКАЗА.

4. Тормоза — ОБЖАТЬ.

Напоследок должен сказать, что выпуск закрылков на 30 и 40 градусов обеспечивает Цессне 150 сверхмалый пробег на посадке, что не всегда нужно в обычных учебных полетах. Поэтому во многих российских аэроклубах творчески подходят к данному вопросу, сокращая описанную процедуру. Например, ограничиваются выпуском закрылков на 20 градусов на посадке. Это вполне оправдано по ряду причин, наиболее распространенная из которых – экономия времени. Самолет с выпущенными на большой угол закрылками летит слишком медленно и может создавать проблемы другим, более быстрым самолетам, выполняющим конвейеры на том же аэродроме. Кроме того, оттормозившийся в самом начале полосы самолет часто все равно не имеет возможности ее освободить и вынужден неспешно рулить примерно до середины, а то и до конца ВПП, где находится ближайшая рулежная дорожка. Напротив, если бы он сел с перелетом или не тормозил так интенсивно, то оказался бы около нее быстрее и сразу освободил полосу.

Несмотря на это, я описал процедуры взлета и посадки с короткой полосы именно так, как они принимаются на летном экзамене в Канаде. Уверен, что у вас своя голова на плечах и вы умеете ей пользоваться. Одно могу сказать твердо: навыки посадки на короткую полосу могут однажды пригодиться в критической ситуации. Поэтому очень рекомендую их отработку в полном объеме, возможно, в наименее загруженный летный день на аэродроме, когда задержки и остановки на полосе никому особенно не помешают.

О том, как работает самолет, что может стать причиной его падения и о других нюансах, связанных с этой темой, известно не так много, поэтому у пассажиров и возникает большое количество вопросов. На некоторые из них решили откровенно ответить работники авиакомпаний.

1. Может ли автопилот посадить самолет?

3043090

Современные самолеты имеют систему управления, которая способна вести самолет по выставленному маршруту с высоты 300 м и до полного приземления на посадочную полосу. Приземление может происходить на автопилоте, но при этом пилот должен следить за его работой и задавать необходимые конфигурации для посадки. Непосредственно перед приземлением направлением самолета занимается курсо-глиссадная система, то есть, корректирует движение радиомаяк. Что интересно, эта система будет работать, даже если самолет полностью обесточится.

2. Пилоты спят во время полета?

пилоты спят во время

Страх многих людей: пилоты засыпают за штурвалом, и самолет падает. Но на самом деле это больше бурная фантазия, чем факт. В большинстве случаев после того, как выставлен курс, активируется автопилот, управляющий самолетом. Кроме этого, диспетчеры постоянно контактируют с пилотами, требуя от них обратной связи, поэтому если даже пилот и заснет, то это будет продолжаться не долго. На дальних рейсах может работать два экипажа или три пилота, что дает возможность сменять друг друга.

3. Как пилоты готовятся к полету?

как пилоты готовятся

За пару часов до рейса пилоты проходят медкомиссию и собираются на брифинг в специальной комнате. Там они узнают о погоде и обсуждают нюансы предстоящего рейса. За час до полета проводится осмотр самолета и начинается подготовка к вылету. После брифинга с бортпроводниками на борту начинается посадка пассажиров.

4. Почему пилота можно увидеть летящим в салоне?

почему пилота можно

Часто пилотам приходится летать до своего места работы (точки отправки рейса), поэтому их можно встретить в салоне самолета. При этом, если на них надета форма, то им категорически запрещено спать и смотреть кино в наушниках. Объясняется это тем, что за такими занятиями пилоты могут вызвать у людей много вопросов и чувство паники. В большинстве случаев, чтобы не провоцировать никаких неприятных ситуаций, пилоты летят на запасных креслах, которые расположены в кабине пилотов, или в первом классе.

5. Если ребенок родился в самолете, какое он получает гражданство?

если ребенок родился

6. Как часто происходят аварии?

как часто происходят аварии

На самом деле количество аварий, связанных с самолетами, не так велико, как кажется. В небе проблемы случаются крайне редко, и, как показывает статистика, большинство инцидентов возникает в первые три минуты после взлета и за восемь минут до посадки. Кроме этого, даже в случае возникновения авиакатастрофы выживает около 95,7%. Если есть страх, то стоит учитывать, что самыми безопасными считаются места в хвосте, а еще рекомендуется покупать места в пределах пяти рядов до запасных выходов. Интересный факт: самая крупная авиакатастрофа произошла на земле, когда в 1977 году на взлетно-посадочной полосе столкнулись два самолета. Эта авария унесла жизнь 583 человек.

На самом деле разработаны специальные маршруты, которые распределяются по высоте, так: в одну сторону самолеты летят с четной высотой, а в обратную – с нечетной.

8. Почему пилоты не носят большую бороду и усы?

почему пилоты не носят

Подобное решение не является личным, а считается неким правилом, поскольку борода, усы и другие украшения на лице, например, пирсинг, могут стать причиной того, что в случае чрезвычайной ситуации кислородная маска не будет плотно прилегать к лицу. Подобная ситуация ставит под угрозу жизнь пассажиров, поэтому пилотам разрешена лишь легкая небритость, не более того.

9. Зачем перед посадкой и взлетом заставляют открывать шторки иллюминаторов?

зачем перед посадкой

Уже упоминалось, что большинство аварийных ситуаций возникает во время посадки и взлета, и шторки нужно открывать для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации люди хорошо ориентировались, поэтому их глаза должны привыкнуть к солнечному свету. Кроме этого, пассажиры и бортпроводники должны видеть, что происходит за бортом.

что безопаснее «жесткая

11. Сколько времени можно будет пользоваться кислородными масками?

сколько времени можно

В результате взрыва или из-за других чрезвычайных ситуаций может произойти разгерметизация кабины. На большой высоте у человека начнет развиваться гипоксия, он потеряет сознание и может погибнуть. Чтобы этого не произошло, над креслом каждого пассажира находится персональная кислородная маска, и она рассчитана на 10-15 мин. За это время пилот успеет опустить самолет на высоту, где человек сможет нормально дышать. Кстати, у пилота есть своя персональная кислородная маска, и она рассчитана на большее время, поскольку задача пилота – посадить самолет без потери концентрации. Перед тем как поднять самолет в воздух, в обязательном порядке проверяется работоспособность масок пилота.

12. Может ли обычный человек посадить самолет?

может ли обычный

13. Почему самолет могут послать на второй круг?

почему самолет могут послать

14. Что означает спираль, нарисованная на турбине?

что означает спираль копия

Этот рисунок выполняет важную функцию, поскольку турбина может работать практически бесшумно и нужен визуальный сигнал. Было зафиксировано много случаев, как к ней подходили люди, и поток воздуха отбрасывал их на большое расстояние, что становилось причиной получения серьезных травм. Чтобы исключить подобные несчастные случаи стали наносить на середину турбины знаки, чтобы можно было понять по ним, турбина работает или нет.

15. Как можно попасть в кабину пилотов, когда дверь заблокирована изнутри?

Для безопасности полета пассажиры не могут открыть дверь в кабину пилотов, поскольку ее блокируют после того, как все занимают свое место. Всегда существует риск чрезвычайной ситуации, например, оба пилота могут потерять сознание. На этот случай бортпроводнику известен специальный код, открывающий дверь. Для каждого рейса подбирается своя комбинация, и ее сообщают перед самым отправлением. После введения кода дверь откроется в течение минуты, но если пилот через видео-камеру видит, что зайти хочет не член экипажа, то он полностью блокирует дверь и открыть ее снаружи уже не будет возможности.

16. Как питаются пилоты во время полета?

как питаются пилоты

Пассажиры и пилоты питаются по-разному, и последним предлагается несколько блюд на выбор. В большинстве случаев это курица, рыба и мясо с разными гарнирами, причем каждому пилоту всегда дается разная еда. Это необходимо для того, чтобы исключить отравление одинаковыми продуктами. Принимают пищу пилоты по очереди, и обычно это происходит прямо за штурвалом на специальных столиках.

17. Что произойдет, если перестанут работать все двигатели?

что произойдет если

Когда самолет набирает необходимую высоту, пилоты активируют режим, при котором двигатели работают на нулевой тяге. Это можно сравнить с ситуацией, когда автомобиль спускается с горки и рычаг находится в нейтральном положении. Полный отказ двигателей случается крайне редко, и на этот счет у пилотов есть инструкция для их перезагрузки. Пассажирам совсем не нужно переживать, поскольку самолет даже без двигателей может сесть на планирующем спуске. Этому есть реальное доказательство: в 1982 году самолет Boeing 747 попал в облако пыли, которое образовалось в результате извержения вулкана. В итоге все четыре двигателя отказали, но пилоты смогли посадить самолет в ближайшем аэропорту, и никто из пассажиров не пострадал.

18. Опасен ли удар молнии, град или столкновение с птицей?

опасен ли удар молнии

19. Почему пассажирам не выдают парашюты на случай катастрофы?

почему пассажирам не выдают

Полагаться на парашют во время крушения самолета – глупо, и это объясняется тем, что многие люди даже в спокойном состоянии не могут правильно надеть парашют и безопасно приземлиться после прыжка. Кроме этого, чтобы безопасно выпрыгнуть с самолета, он должен медленно лететь на высоте не больше 5 км над землей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Каждый взлет и посадка самолета обычно занимает несколько минут. Все остальное время полета самолет находится в воздухе на большой высоте. Но как высоко летают самолеты, и с какой максимальной скоростью они могут двигаться? Давайте узнаем.

Высота


Высота полета самолета различается в зависимости от типа, модели самолета, его размера, наличия определенного оборудования и функций. Небольшие самолеты гражданской авиации и некоторые реактивные небольшие самолеты летают не выше 6000 метров. Большие и высокоскоростные авиалайнеры летают в верхних слоях на высоте 7000-13000 метров. Маленькие легкомоторные самолеты обычно не поднимаются выше 2000 м.

Для коммерческих пассажирских самолетов идеальная высота 10-12 км. На этой высоте почти нет вертикального воздушного потока. Именно на этой высоте самолет летит плавно благодаря небольшой плотности воздуха, небольшому сопротивлению воздуха. Также на этой высоте достигается максимальная экономия топлива на большой скорости. Именно на этой высоте пассажирские авиалайнеры летят на большой скорости.


Некоторые пассажирские бизнес-джеты летают выше: обычно их полет проходит на высоте 15000 метров. Это необходимо для максимальной экономии топлива. Обычно бизнес-джеты из-за своих размеров не могут похвастаться огромным запасом топлива. В итоге для максимальной дальности полета некоторые современные модели бизнес-джетов поднимаются на высоту 15 км.


Что касаемо военных сверхзвуковых самолетов, то, чтобы уменьшить расход топлива, военные летчики поднимают некоторые самолеты на высоту 13500-18000 метров или выше. Это необходимо для максимального снижения сопротивления воздуха.

Рекорд же высоты полета принадлежит американскому испытательному гиперзвуковому военному самолету North American X-15, который может подниматься на высоту 108 000 метров.


Вот крейсерские высоты и практические потолки нескольких распространенных моделей самолетов (Боинг в качестве примера):

Крейсерская высота самолетов Боинг

  • Боинг 737-100 – 10 670 метров
  • Боинг 737NG – 12500 метров
  • Боинг 747 – 10670 метров
  • Боинг 747-800 – 13100 метров
  • Боинг 777 – 11000 метров
  • Боинг 777-200 – 13140 метров

Скорость


На каждой стадии полета самолет летит с разной скоростью. Так, во время взлета самолет летит со скоростью набора высоты. На высоте 10 км самолет набирает максимальную крейсерскую скорость. Далее после начала снижения скорость постепенно снижается. При посадке также выставляется скорость посадки.

Обычно скорости взлета и посадки не сильно отличаются. Они неодинаковы, но близки друг к другу.

Скорость самолета измеряется в узлах, где 1 узел = 1 морской миле/час = 1,852 км/ч.

Для взлета в зависимости от технических характеристик самолета минимальная взлетная скорость может составлять от 250 до 380 км/час.

Крейсерская скорость самолета после набора высоты связана с моделью самолета, его двигателями и техническими характеристиками.

При посадке на короткую площадку пилота подстерегает намного больше опасностей, чем просто расстройство от выезда за разметку или сигнальные огни при посадке на взлетно-посадочную полосу (ВПП) подготовленного аэродрома. То же самое касается и взлета с короткой площадки ВПП.

А короткие площадки могут быть такими:

Короткая посадочная площадка, ВПП

А могут быть и такими:

Короткая ВПП

Частный пилот может летать и в горах, и в густых лесах:

Короткие аэродромы и посадочные площадки

В связи с этим мы хотели бы поделиться с вами некоторыми рекомендациями, которые могут быть использованы для того, чтобы помочь вам выйти из таких ситуаций с минимальными рисками и потерями.

Точно так же, как и при выполнении коротких взлетов, здесь важно четко придерживаться некоторых правил. При короткой посадке на ВПП этими правилами будут являться:

  1. Изначальное отсутствие сомнений в положительном результате
  2. Место касание ВПП предпочтительнее в самом начале, если ничего этому не мешает
  3. Заранее планирование места касания
  4. Приземление на минимальной скорости

Факторы, влияющие на длину посадочной дистанции

Частично последствия посадки можно предсказать, зная возможности и ограничения вашего самолета, которые накладываются посадочной площадкой.

Ограничения для самолета могут меняться, в зависимости от его типа и от состояния окружающей среды. Например, взлетно-посадочная полоса для легкого двухместного самолета модели Piper Cub будет короткой, а для легкого самолета модели Beech Bonanza потребуется гораздо большая длина. Доступная для использования длина ВПП может меняться в зависимости от сезона: например летом и зимой возможностей приземлиться больше, чем в межсезонье. Кроме того, короткая ВПП, не имеющая препятствий, является более пригодной для посадки, чем длинная ВПП, упирающаяся в деревья. Факторов, влияющих на пригодность взлетно-посадочную полосы для конкретной модели самолета, много, и большинство из этих факторов не рассматриваются в Руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ). Они нарабатываются с опытом.

К другим факторам, влияющим на длину посадочной дистанции, относятся состояние и качество поверхности. Мокрая трава на площадке не позволит эффективно пользоваться тормозами, а ВПП с небольшим уклоном вдоль направления полосы на самом деле становится короткой, независимо от своей фактической длины. Если место, куда вы планируете приземлиться, имеет неровную поверхность, то эффективность торможения также будет под вопросом, и ВПП становится короче.

Обычному легкому самолету требуется расстояние не более 500 — 800 футов (150 — 240 метров) для того, чтобы остановиться. Поэтому если длина взлетно-посадочной полосы более 1,000 футов, то нет смысла пытаться использовать каждый фут. Кроме того, попытка посадить самолет прямо в начале ВПП связана с большими рисками, присущими короткой посадке. Если вы сомневаетесь в успехе, то лучше катиться до другого конца площадки на медленной скорости, чем снизить скорость над деревьями прямо в начале захода на посадку. В любом случае, выбор зависит от конкретных условий, решать вам.

Единственное, что остается постоянным у самолета при посадке на площадку — это количество энергии, которую надо затратить для полной остановки при приземлении. При заданной скорости и массе у самолета будет определенное количество энергии. На массу, кроме как путем сжигания бензина, влиять нельзя, остается скорость приземления. И действительно, изменение скорости дает намного больший эффект, чем изменение массы: в этом случае сила, необходимая для того, чтобы остановить самолет, меняется пропорционально квадрату скорости. Дайте чуть газу, и энергия увеличится намного. К счастью, обратное утверждение тоже верно, и поэтому основная цель приземления на короткую ВПП заключается в том, чтобы приземляться как можно медленнее.

Ранее мы упомянули, что одна из наших задач заключается в том, чтобы при касании оставить позади как можно меньший участок взлетно-посадочной полосы, но это не означает, что нужно вывешивать хвост за начало ВПП при приземлении. Пилоту самолета, летающему в труднодоступной местности, иногда приходится приземляться на край пропасти. Но скорее всего, немногим из нас придется попасть в такие условия, когда каждый дюйм будет на вес золота.

Инструкция по выполнению посадки на короткую площадку по шагам

Техника выполнения короткой посадки на легком самолете

Можно также посмотреть видео выполнения техники короткой посадки на Cessna Skyline.

Для того, чтобы освоить технику выполнения коротких посадок важно сделать две вещи: во-первых выйти за рамки стандартной процедуры посадки, но при этом не забывать про безопасность и контролировать скорость от преждевременного сваливания, во-вторых, периодически тренировать этот навык.

Данная статья является переводом статьи Бада Дэвисона, авиационного писателя и редактора журнала, который написал более 2200 статей, облетал более 300 типов различных самолетов, инструктора с 36 летним стажем.

Читайте также: