Соотнесите форму размножения и организм папоротник

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Оборудование: рисунки, таблицы, фотографии, натуральные и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников.

Этапы проведения урока

I. Введение

II. Проверка знаний.

Задание 1
Вставьте пропущенные слова:

“Жизненный цикл мха сложный: в нем происходит чередование двух поколений – … и …. На женских гаметофитах в особых органах – … -образуются яйцеклетки, в мужских – … – сперматозоиды. Оплодотворение возможно только при наличии …”.

Ответ: спорофит, гаметофит, архегонии, антеридии, вода.

Задание 2
Ответьте на вопросы.

1. Перечислите выраженные ткани мхов. Ответ: Основная, проводящая, механическая, запасающая, покровная.

2.Чем необычен рост мха сфагнума? Ответ: Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части растений.

3. Каково строение ризоидов мхов? Ответ: Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в нижней части стебля. Они образованы одинаковыми клетками и лишены проводящей ткани.

4. Как устроены коробочки мхов? Ответ: На женских растениях на верхушке образуются коробочки на длинных ножках, покрытые колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений находятся половые органы с женской половой клеткой.

5. Чем представлено бесполое поколение моховидных? Ответ: Спорофит, растение на котором образуется споры.

6. Чем представлено половое поколение моховидных? Ответ: Гаметофит, стебель с листьями и половыми клетками.

Задание 3
Карточка-задание для индивидуальной работы:

– в природе: накопители влаги и регуляторы водного баланса лесов;
– в жизни человека: торфообразующая роль, антибиотические свойства мхов.

III. Проблемная ситуация и совместное открытие знаний

Учитель: О каких растениях идет речь в моих загадках:

А) Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!
Б) Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
В) Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!

(Обычно учащиеся затрудняются ответить.)

Учитель: Найти ответы на данные загадки вы сможете после изучения новой темы!

Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
Г.Гессе “Игра в бисер”

– Предлагаю работу в группах – совместное открытие знаний! Каждая группа учащихся получает 3 карточки:

карточка №1 содержит информацию о плаунах;
карточка №2 содержит информацию о хвощах;
карточка №3 содержит информацию о папоротниках.

Также учащиеся используют текст и иллюстрации учебника, таблицы, схемы размножения плаунов, хвощей и папоротников. В случае возникновения каких-либо вопросов, контакт учителя с группой осуществляется через организатора группы.

Карточка 1
Отдел Плауновидные

Эти растения, как и моховидные, произошли, возможно, от псилофитов. Ныне сохранилось около 1000 видов плауновидных, относимых к четырем родам, трем порядкам, двум классам. В настоящее время плауновидные чаще встречаются в хвойных и смешанных лесах.

Строение Размножение Значение
Это травянистые, многолетние, обычно вечнозеленые растения, живущие на земле или стволах деревьев. Плауны имеют прямостоячие, полегающие, свисающие или стелющиеся побеги. Длина прямостоячих побегов у наземных растений – до 1-1,5м., у стелющихся – до 10м.

У стелющихся видов от главного стебля отходят боковые, а также придаточные корни.

Карточка 2
Отдел Хвощевидные

В настоящее время сохранилось около 30 видов; распространены они, преимущественно, во влажных местах. Хвощевидные также произошли от псилофитов.

Характерно особое строение побегов, состоящих из члеников (междоузлий) и узлов с мутовчато расположенными листьями. Листья – сильно измененные боковые веточки.

Другая особенность хвощей – накопление кремнезема в стенках клеток всего растения, играющего механическую и защитную роль. Подземный стебель (корневище) располагается на разной глубине. Бывают горизонтальные и вертикальные корневища. Горизонтальные корневища толще, с более длинными междоузлиями, чем у вертикальных. На корневищах образуются клубни – утолщенное и видоизмененное междоузлие ветви. Клетки клубней очень крупные и заполнены крахмальными зернами.

Карточка 3
Отдел папоротниковидные или папоротники.

Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных местообитаниях.

Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением.

Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники и др.

При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.

Учитель: Следующим этапом урока является выполнение лабораторной работы.

(Инструкция по выполнению работы выдается организаторам групп).

Лабораторная работа “Строение папоротника и хвоща”

Цель: изучить строение папоротника и хвоща.

Оборудование: натуральные и гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого, препаровальная игла.

  1. Рассмотрите папоротник мужской. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Рассмотрите лист. Отметьте его особенности.
  2. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.
  3. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище. Стебель и пленчатые листья, прижатые к стеблю. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок. На его оси расположены спороносные листья, состоящие из ножки и многогранной пластинки. На нижней части пластинки находятся спорангии. Аккуратно отделите спороносный лист и рассмотрите его.
  4. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги. Рассмотрите мутовки листьев, которые расположены на боковых побегах.
  5. Сравните хвощ и папоротник. Отметьте черты сходства и различия.

Учитель: Предлагаю отдельным учащимся озвучить основные выводы по работе.

  1. У папоротника крупные листья, спороносные колоски отсутствуют, группы спорангиев расположены на нижней стороне листа.
  2. У хвоща листья мелкие. Развиты спороносные колоски.
  3. Папоротники и хвощи – спороносные растения.

IV. Проверка усвоенных на уроке знаний

Учитель: Используя полученные знания по отделам спороносных, заполните таблицу (работа проводится по вариантам).

Плауны
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Плауны
Побег Нет деления на весенний и летний
Стебель Прямостоячий или стелющийся
Листья Мелкие, различной формы
Корни Придаточные корни отходят от стелющегося побега
Вегетативное размножение Побегами
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит
Хвощи
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Хвощи
Побег Весенний и летний
Стебель Жесткий прямостоячий
Листья Мелкие Чешуевидные
Корни Корневище, придаточные корни
Вегетативное размножение Корневищами
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит
Папоротники
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Папоротники
Побег Нет деления на весенний и летний
Стебель Короткий, жесткий
Листья Вайи
Корни Корневище, придаточные
Вегетативное размножение Почками на корневищах
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит

Учитель сообщает правильные ответы. Учащиеся оценивают свою работу.

Учитель: Найдите ошибку в предложенном тексте: “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.

Ответ учащихся: у папоротников нет цветков.

Учитель: А сейчас вернемся к загадкам, на которые не было получено ответа в начале урока.

Тест по биологии Отделы Хвощи Плауны Папоротники для учащихся 7 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть Б). В части А — 5 заданий, в части Б — 4 задания.

Задания А — базового уровня сложности
Задания Б — повышенного уровня сложности

1 вариант

A1. В отличие от мхов у хвощей имеются

1) стебли
2) листья
3) корни
4) побеги

А2. На взрослом растении хвоща созревают

1) споры
2) гаметы
3) семена
4) шишки

А3. К генеративным органам папоротников относят

1) корень
2) стебель
3) лист
4) спорангии

А4. Гаметы папоротника образуются

1) в спорангиях на листьях
2) на придаточных корнях
3) на заростке
4) па молодом растении

А5. К вегетативным органам папоротников относят

1) корневище
2) спорангии
3) коробочку на ножке
4) органы, в которых созревают гаметы

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Для плаунов характерно вегетативное размножение участками побегов.
Б. Споры формируются на заростках хвощей.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Заросток папоротника — это бесполое поколение в цикле его развития, или спорофит.
Б. Органы взрослого растения папоротника образованы тканями.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б3. Установите соответствие между жизнедеятельностью растения и его систематической группой.

А. Корни обеспечивают поч­венное питание
Б. Прикрепляются к почве ризоидами
В. Гаметы образуются на по­бегах
Г. Споры формируются на взрослом растении

1. Мхи
2. Папоротники

Б4. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная со взрослого растения.

1) взрослое растение (спорофит)
2) заросток (гаметофит)
3) яйцеклетка и сперматозоид
4) споры
5) оплодотворение
6) молодое растение
7) зигота

2 вариант

А1. Плауны размножаются

1) семенами
2) спорами
3) гифами
4) слоевищем

А2. Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением
2) заростком
3) яйцеклеткой
4) сперматозоидом

А3. Спорангии большинства папоротников расположены на

1) корневище
2) заростке
3) листьях
4) почках

А4. Среди жизненных форм папоротников в странах умерен­ного климата преобладают

1) многолетние травы
2) однолетние травы
3) кустарники
4) деревья

А5. Фотосинтез у папоротников происходит в

1) гаметах
2) корневище
3)спорангиях
4) тканях листа

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. В жизненном цикле плаунов чередуются половое и бес­полое поколения.
Б. У хвощей процесс фотосинтеза протекает в клетках, со­держащих хлоропласты.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Яйцеклетка папоротника представляет собой женскую гамету.
Б. В цикле развития папоротников оплодотворение проис­ходит без участия воды.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б3. Установите соответствие между строением растения и его систематической группой.

А. Наличие корней и побегов
Б. Тело состоит из слоевища
В. Наличие тканей
Г. Имеются колониальные, одноклеточные и много­клеточные организмы

1. Водоросли
2. Хвощи

Б4. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная с молодого растения.

1) молодое растение
2) гаметы: яйцеклетка и сперматозоид
3) споры
4) взрослое растение
5) зигота
6) заросток
7) оплодотворение

Ответы на тест по биологии Отделы Хвощи Плауны Папоротники
1 вариант
А1. 3
А2. 1
А3. 4
А4. 1
А5. 1
Б1. 1
Б2. 2
Б3. 2112
Б4. 1423576
2 вариант
А1. 2
А2. 1
А3. 3
А4. 1
А5. 4
Б1. 3
Б2. 1
Б3. 2121
Б4. 1436275

Тест по биологии Отдел Папоротники 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 9 заданий.

Вариант 1

1. У папоротника, в отличие от мха, имеются:

1) стебли
2) листья
3) корни
4) цветки

2. На рисунке изображено бесполое поколение папоротника:

1) спорофит
2) заросток
3) гаметофит
4) спорангий

3. Коробочки со спорами у папоротников собраны в пучки:

1) спорофиты
2) заростки
3) гаметофиты
4) сорусы

4. Отметьте изображение соруса (пучка спорангиев).

Рисунок к заданию 4 вариант 1

5. Спора папоротника — это:

1) многоклеточный зародыш
2) запас питательных веществ
3) одна специализированная клетка для бесполого размножения
4) семя с зародышем и запасом питательных веществ

6. Из споры папоротника развивается:

1) вайя
2) заросток
3) спорофит
4) улитка

7. Половые органы у папоротников располагаются на:

1) вайях
2) заростке (гаметофите)
3) спорофите
4) улитке

8. Оплодотворение у папоротников происходит с помощью:

1) ветра
2) воды
3) насекомых-опылителей
4) животных

9. Из зиготы у папоротника развивается:

1) спорофит
2) семя
3) гаметофит
4) спора

Вариант 2

1. У папоротника, в отличие от мха, имеются:

1) проводящие ткани
2) листья
3) стебли
4) покровные ткани

2. На рисунке изображено половое поколение папоротника:

1) спорофит
2) вайя
3) гаметофит (заросток)
4) сорус

3. Половое поколение папоротников развивается из:

1) гамет
2) спор
3) семян
4) зиготы

4. Крупные листья папоротника:

1) вайи
2) спорангии
3) ризоиды
4) сорусы

5. Летом на нижней поверхности листьев папоротника образуются бурые мешочки:

1) спорофиты
2) заростки
3) гаметофиты
4) сорусы

6. Споры папоротника созревают в:

1) спорангии, расположенном внутри соруса
2) корневище
3) ризоидах заростка
4) сорусе, расположенном внутри спорангия

7. Отметьте изображение выхода спор из спорангия.

Рисунок к заданию 7 вариант 2

8. Заросток папоротника возникает из:

1) зиготы
2) гамет
3) семени
4) споры

9. На заростке у папоротников образуются гаметы, которые сливаются при помощи:

1) насекомых
2) воды и образуют спорофит
3) ветра
4) воды и образуют гаметофит

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 36 Размножение организмов и его значение

§ 36. Размножение организмов и его значение

ВСПОМНИТЕ

1. Как размножаются растения?

Среди растений распространено вегетативное размножение. При вегетативном размножении новая особь образуется из части тела материнского организма. Растения могут размножаться и половым путем (образуются семена).

2. Что вы знаете о размножении животных?

Размножение животных может быть бесполое (делением) и половое (с участием двух особей разного пола).

Вопросы после параграфа

1. Что такое размножение?

Размножение — это воспроизведение себе подобных организмов.

2. Каковы особенности бесполого размножения?

В бесполом размножении участвует всего один организм. При этом способе размножения сохраняется наибольшее сходство потомства с родителями.

3. Каково биологическое значение полового размножения организмов?

При половом размножении дочерний организм получает признаки обоих родителей, что позволяет лучше приспособиться к окружающей среде.

4. Почему многие культурные растения размножают вегетативно?

Вегетативное размножение позволяет растениям быстрее расселяться и занимать новые площади.

5. Чем бесполое размножение отличается от полового?

В бесполом размножении участвует только одна особь, а в половом - 2 особи разного пола. При этом в первом случае новый организм полностью наследует признаки родителя.

1. Рассмотрите рисунок 98 и составьте план рассказа о вегетативном размножении цветковых растений. Подберите примеры.

1. Что такое вегетативное размножение.
2. Каким образом растение можно размножить вегетативно (на рисунке крыжовник, традесканция, колеус, фиалка).
3. Почему при размножении цветковых растений используют вегетативное размножение.

Спо́ры расте́ний — микроскопические зачатки некоторых растений, имеющие разное происхождение, служащие для бесполого размножения и (или) сохранения их при неблагоприятных условиях. Представляют собой одноклеточные, реже двуклеточные или состоящие из нескольких клеток образования. Обычно более или менее шарообразной, эллипсоидальной формы, реже — цилиндрической и др. У большинства растений поры достигают в диаметре 30-40 мкм и имеют сферическую форму.

В цикле развития растений, начиная с мхов и заканчивая папоротниками, последовательно чередуются стадии спорофита (растения, образующего споры) и гаметофита (растения, образующего гаметы). Так, у папоротника спорофитом является взрослое растение, распространяющее споры; из каждой такой споры вырастает заросток, являющийся гаметофитом: он образует женские гаметангии — архегонии и мужские гаметангии — антеридии, в которых развиваются половые гаметы и, сливаясь (обычно перекрёстно с разных растений), образуют зиготу, развивающуюся на заростке и вырастающую во взрослое растение. Размножение спорами — бесполое.

Похожим образом споры участвуют в процессе полового размножения у голосеменных и покрытосеменных, или цветковых, растений. Взрослое растение здесь является спорофитом, образующим макроспоры (женские) и микроспоры (мужские), которые остаются с растением-родителем и развиваются соответственно в зародышевый мешок и зрелое пыльцевое зерно, являющиеся редуцированными гаметофитами.

ПОДУМАЙТЕ! Почему при половом размножении потомство оказывается разнообразным?

Потому что потомство получает признаки двух организмов, а не одного, как при бесполом размножении.

— очень древняя группа растений, произошедших от риниофитов в середине девонского периода палеозойской эры и достигшая расцвета в каменноугольном периоде; высшие споровые.

Древние древовидные плауны вымерли в палеозое, дав залежи каменного угля.

Это травянистые многолетние вечнозеленые растения, живущие на земле или стволах деревьев. Живут до ста лет.

Плауны имеют прямостоячие, ползучие, полегающие, свисающие или стелющиеся побеги.

Жизненный цикл.

На прямостоячих стеблях образуются спороносные колоски со спорангиями из спорогенной ткани (2n) - путем мейоза - гаплоидные споры, которые высыпаются в почву и через 12 – 15 лет из них развивается гаплоидный заросток с архегониями и антеридиями (обоеполый гаметофит), питающийся гетеротрофно за счет симбиоза с грибами. После опдодотворения в архегонии образуется зигота, из которой вырастает новый плаун (диплоидный спорофит).

В цикле преобладает спорофит.

Плаунам свойственно также вегетативное размножение — почками, побегами.

Некоторые плауны ядовиты. Споры плаунов используют в медицине в качестве детской присыпки (натуральный тальк), ветеринарии, а также в промышленности для получения желтой и зеленой красок.

Отдел хвощевидные

произошли от риниофитов (псилофитов). Ископаемые древовидные формы вместе с папоротниками и плаунами формировали леса каменноугольного периода около 300 млн лет назад. В настоящее время сохранилось всего около 30 видов, распространенных преимущественно во влажных местах.

Современные хвощи — многолетние травянистые растения с жестким стеблем (зелеными и бурыми побегами) и хорошо развитыми корневищами (горизонтальными и вертикальными), от которых отходят придаточные корни и образуются клубеньки (с запасенным крахмалом).

В отличие от остальных споровых растений хвощевидные характеризуются:

членистостью (метамерностью) побегов, т. е. их стебли расчленены на узлы и междоузлия. На стебле в узлах расположены мутовки мелких чешуевидных листьев

накоплением кремнезема в стенках клеток всего растения, играющего механическую и защитную роль.

Хвощи довольно широко распространены в основном в северном полушарии. Они поселяются в местах с достаточным увлажнением.

Жизненный цикл.

Весной на корневищах вырастают бурые побеги , которые заканчиваются спороносными колосками , в которых – спорангии , в них путем мейоза формируются гаплоидные споры . Из спор развиваются гаметофиты (заростки) – раздельнополые или обоеполые – с антеридиями и архегониями. Оплодотворение у хвощей осуществляется в присутствии капельно-жидкой влаги. Зигота прорастает в спорофит .

После созревания и осыпания спор весенние спороносные побеги хвоща отмирают, а вместо них образуются летом из этого же корневища другие светло-зеленые побеги спорофита, называемые вегетативными. По своему строению вегетативные побеги резко отличаются от спороносных. Они сильно ветвятся, ветви расположены на стебле мутовчато и покрыты редуцированными чешуйчатыми листьями. На вегетативных побегах споры не образуются, их функция иная: они осуществляют процесс фотосинтеза.

Большого практического значения хвощи не имеют, хотя некоторые виды (хвощ пестрый) являются кормовыми растениями для северных оленей. В агрономической практике хвощи рассматриваются как злостные сорняки, а иногда как вредные и ядовитые для животных растения лугов и пастбищ.

Отдел папоротниковидные

произошли от риниофитов в девоне и достигли расцвета в каменноугольном периоде палеозойской эры, когда занимали на суше огромные территории.

В настоящее время папоротниковидные сохранились в виде травянистых растений в лесах умеренной зоны и в виде древовидных форм и лиан в тропиках. Это многолетние растения, возраст отдельных особей составляет 300 лет и более.

Тело: стебли (у трав – корневища), придаточные корни, листовидные органы – вайи, на которых расположены спорангии , где путем мейоза образуются гаплоидные споры . Из спор на почве развиваются заростки (обоеполые гаплоидные гаметофиты) в виде зеленой пластинки с ризоидами. На них формируются гаметангии – антеридии и архегонии. С водой сперматозоиды из антеридиев переносятся в архегонии, оплодотворяют яйцеклетку. В результате образуется зигота , из которой вырастает новый папоротник – диплоидный спорофит .

В цикле развития папоротников преобладает бесполое поколение — спорофит (растение с крупными листьями, на котором образуются спорангии со спорами), гаметофит сильно редуцирован.

Семенные папоротники в настоящее время вымерли, они являются родоначальниками более высоко организованных растений — голосеменных. Наиболее широко распространенный в настоящее время вид папоротников — щитовник мужской.

Задания:

1. Растения от­де­ла Папоротниковидные ха­рак­те­ри­зу­ют­ся следующими признаками:

1) опло­до­тво­ре­ние происходит в вод­ной среде

2) об­ра­зу­ет­ся обоеполый заросток

3) орган раз­мно­же­ния — цве­ток

4) опы­ля­ют­ся насекомыми

5) не имеют корней

6) на ниж­ней стороне ли­стьев образуются споры.

2. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

3. Назовите отличия семенных растений от мохообразных.

Ответы на задания будут 01.02. в 21.00 по Москве, при наличии минимум 3 комментарий.

С условиями участия в марафоне можно ознакомиться здесь .

Читайте также: