Снег согнало и старые мхи у оврага набухли

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

1. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

ПУНКТУАЦИЯ В
СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ И
ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С
ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Задание 15 ЕГЭ по русскому языку
© Волкова О.В., Алексеева Я.В., 2015

2. Теоретические сведения

[1 грамматическая основа], союз
[2 грамматическая основа]
и, а, но, однако
части равноправны,
от одной основы к другой нельзя задать вопрос
В сложносочиненном предложении грамматические
основы отделяются друг от друга запятыми.
Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном

3. Ловушка!

Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий
член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от
обеих грамматических основ), то запятая между основами не
ставится.
общий
второстеп.[1 грамматическая основа] И [2 грамматическая основа]
член

4. Задание №1. Выделите грамматические основы. Расставьте знаки препинания.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Всю ночь читает небылицы и вот плоды от этих книг
Туман редел и становилось темнее.
Мне жаль с тобой расстаться и о тебе вспоминать
хотелось бы хорошо.
На море не видно ни одного огонька и не слышно ни
одного всплеска.
Снег согнало и старые мхи у оврага набухли.
Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к
патриархальному русскому укладу и на своих полотнах
стремились воссоздать Русь легендарную.
Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки
уходила углом живая волна.

5. Теоретические сведения

Однородные
члены
предложения
1) отвечают на один и тот же вопрос
2) зависят от одного и того же слова
3) произносятся с перечислительной интонацией
Во-первых,
однородные
члены
предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и
той же частью речи. Самое главное, чтобы
они отвечали на один и тот же вопрос и
зависели от одного слова!
Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ
ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и
сказуемое, и определение, и дополнение, и
обстоятельство.

6. Теоретические сведения

Пример
и, да(=и), или,
либо
ΟиΟ
Ο или Ο
Ο, Ο и Ο
а, но, да(=но),
зато, однако
Ο, а Ο
Ο, зато Ο
или…или,
либо…либо,
и…и, то…то,
не то…не то,
ни…ни
и Ο, и Ο, и Ο
или Ο, или Ο, или Ο
Ο, и Ο, и Ο
Ο и Ο, Ο и Ο
не только… но
и, как…так и,
не столько…
сколько
не только Ο, но и Ο
как Ο, так и Ο
Одиночный
Вид союза
Повторяющ
ийся,
двойной
Схема

7. Ловушка!

Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя
однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и
двумя однородными обстоятельствами.
Между рядами однородных членов запятая не ставится!

8. Задание №2. Подчеркните однородные члены, выделите союзы, составьте схемы, расставьте знаки препинания.

1. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами
2.
3.
4.
5.
стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.
Видны были только верхушки деревьев да
извилистый край противоположного берега.
Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи
и машинного масла.
В атмосфере тайных обществ проходила жизнь
Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на
юге.
Официальная
медицина
выступает
против
самолечения
и
лечения
непроверенными
средствами.

9. Задание №2. Подчеркните однородные члены, выделите союзы, составьте схемы, расставьте знаки препинания.

6. Северные районы оказались неравноценны как по
7.
8.
9.
10.
численности жителей так и по возможностям
экономического развития.
Иногда лекарственные растения полностью теряют
свои лечебные свойства или сохраняют их в
незначительной степени.
Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над
водой либо отдыхали у своего домика.
На одном и том же кусте сирени я увидел желтые
листья и начавшие набухать почки.
Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и
подбирал просыпанные семечки.

10. Задания для разбора

11. Задание №1.

12. Задание №2.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают
прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все
окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков
применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

13. Задание №3.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Для развития личности полезны и искусство и наука и
жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может
испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны
и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

14. Задание №4.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил
бездонное небо.
4) Ученье да труд всё перетрут.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.

15. Задание №5.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными
оборонительными сооружениями.
2) Много желал да ничего не поймал.
3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.
5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.

16. Контрольная работа

17. Задание №1.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и
читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке
или за рыбной ловлей на берегу реки.

18. Задание №2.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или
явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

19. Задание №3.

20. Задание №4.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к
живописи так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной
форме.
4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

21. Задание №5.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски
и он остаётся один со своим благополучием.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в
пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Человеческое мышление формируется с помощью языка
и оказывается с ним прочно связанным.

22. Задание №6.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и
отливали металлические изделия.
2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.
3) Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью и она
казалась ему смертельной борьбой за право существовать
на земле.
4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.
5) Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.

23. Задание №7.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и
уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых
плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то
морем.
5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами
блистало солнце.

24. Задание №8.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют её
бурые серёжки.
3) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
4) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее
любого детективного романа.
5) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин
лиственниц и берёз и дышать прелым запахом травы.

25. Задание №9.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по
Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством
этих стран.
2)Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами
блистало солнце.
3) Художник сумел передать внешность этого человека и
характер и настроение.
4) Солнце — мощный источник как света и тепла так и других излучений.
5) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

26. Задание №10.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами и
небо понемногу светлело на горизонте.
4) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
5) Видны были только белые стволы ближайших берёз да
кусочек аллеи.

В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница. 2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром. 3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну. 4) На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска. 5) Снег согнало и старые мхи у оврага набухли.

Ответы на вопрос



1) В русской песне звучат как робость, так и мятежная вольница.
2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну.
4) На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска.
5) Снег согнало, и старые мхи у оврага набухли.
Ответ: 1, 5.

В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница. 2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром. 3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну. 4) На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска. 5) Снег согнало и старые мхи у оврага набухли.

Ответы на вопрос



1) В русской песне звучат как робость, так и мятежная вольница.
2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну.
4) На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска.
5) Снег согнало, и старые мхи у оврага набухли.
Ответ: 1, 5.

Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится.



  1. В предложении выделить грамматическую(-ие) основу(-ы).

Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (Два односоставных предложения: в первом есть только сказуемое, во втором – только подлежащее).

Туман редел, и становилось темнее. (Два предложения: одно двусоставное, второе – односоставное, только сказуемое).


  1. Если предложение простое, то запятую ставить не нужно.

  2. Если предложение сложное, то необходимо посмотреть, нет ли в нем общего члена предложения. Есть – запятая не нужна, нет – запятая нужна.

ÑРазбор задания

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

На море не видно ни одного огонька ( ) и не слышно ни одного всплеска.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Выделим основы в предложении: На море не видно ни одного огонька ( ) и не слышно ни одного всплеска. Это предложение сложное, состоящее из двух односоставных предложений. Определяем, есть ли у этих основ один общий член предложения. Есть – на море (где?).

Таким образом, правильный ответ – вариант №2.
? Потренируйся
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Снег согнало ( ) и старые мхи у оврага набухли.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу ( ) и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Вода расступалась ( ) и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
А21

Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, приложениях, дополнениях, обстоятельствах)
Определение - это второстепенный член предложениях, который отвечает на вопрос какой? чей?

Определение в зависимости от позиции и слова, от которого оно зависит, может выделяться запятыми.
óПомни! Причастие и прилагательное может быть с зависимыми словами (то есть от причастия и прилагательного можно задать вопросы к другим словам)! Поэтому если ты выделяешь определение запятыми, то обособляй весь оборот (причастие или прилагательное + зависимые от них слова).
.Различай!


  • деепричастие и деепричастные обороты;

  • конструкции несмотря на. невзирая на…

Деепричастие и деепричастный оборот ОБОСОБЛЯЮТСЯ С ДВУХ СТОРОН, НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЗИЦИИ!


Алгоритм действий

1. В предложении найти определения (вопрос какой?) и обстоятельства (что делая? что сделав?).

2. Определить, есть ли у определения и обстоятельства зависимые слова.

3. Выделить запятыми, если необходимо.

FПодсказка. Цифры обычно стоят на возможной границе определений и обстоятельств.
ÑРазбор задания

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.
Находим грамматическую основу предложения: туча сыпала. Находим в предложении определении и обстоятельства. В этом предложении обстоятельств нет, но есть три определения: нависшая, высокими, моросящими. У слова нависшая есть зависимые слова: нависшая над высокими вершинами тополей. Находим слова, к котором относятся определения: туча (какая?) нависшая, вершинами (какими?) высокими, дождиком (каким?) моросящим. Все определения зависят от существительного, но только одно стоит после него, поэтому его и выделяем запятыми с двух сторон, не забывая о зависимых от него словах:

Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком.
? Потренируйся

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

1) 1, 2, 3 2) 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

1) 1, 2 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 4
А22

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
В этом задании ты столкнешься с таким явлением в русском языке, как вводные слова и конструкции:

Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.


  • к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

  • они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

  • они легко убираются из текста без потери смысла.

.Различай! Одни и те же слова могут быть вводными и нет.



& Правило

Вводные слова и конструкции на письме выделяются с двух сторон запятыми.


GЛовушка №1! НЕ являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.
GЛовушка №2! Частица бывало НЕ является вводным словом, НО запятыми выделяется . Глагол бывало запятыми не выделяется.
Алгоритм выполнения задания

1) Вспомни, не относится ли слово, которое ты считаешь вводным, к тем словам, которые на письме не выделяются.

2) Убери его из предложения. Смысл не поменялся? Выдели запятыми.

3) Попробуй задать вопрос к слову, которое, как ты думаешь, является вводным. Если не задается, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.

4) Вспомни значения и списки вводных слов. Твое слово входит в их число? Выдели запятыми.
ÑРазбор задания

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.

4) 2, 4
Пробуем убрать их из предложения: Это сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла, убежала, смущенно укрыв шалью лицо. В первом предложении слово возможно не убирается, так как без него смысл нарушается, поэтому оно не выделяется запятыми.

Во втором предложении вернее легко извлекается из предложения. Также к нему нельзя задать вопрос, оно относится к разряду вводных слов, выражающих способ оформления мыслей. Делаем вывод: на письме вернее выделяется запятыми.

Таким образом, правильный ответ – вариант №2.
? Потренируйся

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Читайте также: