Случаи удачной посадки самолета на воду

Обновлено: 04.07.2024

Каждый раз в самолете рассматриваю схему посадки самолета на воду, в зависимости от модификации самолета, плоты бывают круглые и овальные. Представляется, что это исключительно ради дополнительного спокойствия пассажиров.

. А самолет вывезли на понтонах в устье Финского залива.

нет есть специальная методие\ка посадки самолёта на воду (аварийная конечно) но скажу тебе честно при таких ситуациях до посадуи не доходит все ясно становится уже на высоте. хотя случаи посадки на водуимели место при отказе двигателей. более того есть так же методика посадки просто в чистом поле но она практически невыполнима т.к. колеса отлетают практически сразу и началась каша мала

2 Олег Т:
Сразу вопрос от куда данные о глубине в том месте? допускать умозаключения о том что глупина около 2-х метров. не зря же на воде стоят буи и показывают где мель, а где безопасная глубина. Я на оби на участке 1км могу показать несколько мест, где глубина у берега от 1м, до 4 меняется резко и часто. Т.е ваш труд об осмыслении аварии, конечно интересен, но опираться на него ни кто не будет по причине не достаточных точных исходных данных.

А сравнения с библанами 20-х годов вообще улыбнуло (без обид). Главный козырь в спасении экипажа тех самолётов малая скорость.

Да и сравнение Ан2 у которого скорость сопоставима с легковой машиной(Отец выводил на минимальную скорость горизонтальную 80км при вертикальной 5м/с - как у парашютиста ). на этом типе самолётов вообще минимальное количество смертельных случаев при крушениях. Отец садил его удачно посреди болот с выключеным горящим движком и ни кто не говорил "О. ты герой".

Тут вчера ходил на берег и смотрел как за моторкой катали подвешенных на парашюте людей. При попытке приводнения все падали и довольно прилично проворачивались в воде. Те-же у кого при посадке была твёрдая земля под ногами или дно было рядом чаще оставались на ногах. Аналогия напрашивается просто.

Эт не спору ради, а установления правды.

Я допускаю(думаю не я один) удачное приводнение в 1 случае. если горизонтальная скорость при касании будет сравнительно мала. Чего можно достичь увеличением угла атаки перед касанием. что тоже черевато, но менее катастрофично. Для чего и тербуется тренировка и подготовка.

Вобщем тут надо более детальное иследование проводить. даже больше не на расчётах основанное, а на статистике(учитывая разные типы ЛА).

2 Олег Т:
Сразу вопрос откуда данные о глубине в том месте? допускать умозаключения о том что глубина около 2-х метров. не зря же на воде стоят буи и показывают где мель, а где безопасная глубина. Я на оби на участке 1км могу показать несколько мест, где глубина у берега от 1м, до 4 меняется резко и часто.
от Олега Т:
Да не играет принципиального значения точная цифра глубины. Я взял приближенное значение. А вначале хотел принять 3 метра для этого анализа. По моему мнению Ан-2 вполне мог пробить слой воды и 4 метра.

А сравнения с бипланами 20-х годов вообще улыбнуло (без обид). Главный козырь в спасении экипажа тех самолётов малая скорость.
От О.Т.:
Скорость у них была конечно маленькая, но ведь надо учитывать что и прочность тех самолетов была небольшой! Ведь они были обтянуты обыкновенной тонкой тканью - даже не фанерой. По сравнению с современными алюминиевыми самолетами прочность тех бипланов просто мизерна. Хотя Вы конечно имеете в виду фактор скорости как условие торможения. Но тут надо учитывать, что современные более прочные самолеты проскользят по воде гораздо большую длину - за счет своей большей прочности, и поэтому и величина скорости поделенная на длину пути торможения и у древних и у современных самолетов окажется примерно одинакова. А уж если учесть, что все современные самолеты имеют убирающееся шасси, то за счет этого величина перегрузки у них при торможении на воде может оказаться даже меньше чем у бипланов. Уважаемый Yurik - не думайте что это от веет на Ваши возражения - этот мой пост всего лишь подготовка к обстоятельным исследованиям на этой ветке.

Да и сравнение Ан2 у которого скорость сопоставима с легковой машиной(Отец выводил на минимальную скорость горизонтальную 80км при вертикальной 5м/с - как у парашютиста ). на этом типе самолётов вообще минимальное количество смертельных случаев при крушениях. Отец садил его удачно посреди болот с выключеным горящим движком и ни кто не говорил "О. ты герой".
От Олега Т:
А и не надо глядеть на скорость 80 км/ч. Ведь в исходном посте Анонима была четко указана скорость приводнения того Ан-2 = 180 км/ч, вот на эту первоначальную цифру я и опирался.

Тут вчера ходил на берег и смотрел как за моторкой катали подвешенных на парашюте людей. При попытке приводнения все падали и довольно прилично проворачивались в воде. Те-же у кого при посадке была твёрдая земля под ногами или дно было рядом чаще оставались на ногах. Аналогия напрашивается просто.
От Олега Т:
Неправильная у Вас в данном случае аналогия. Мне даже жаль тратить на рассмотрение этой фразы свое дорогое время, которого у меня сейчас нет, и надо бежать идти работать. Вы отлично знаете, что по воде умел ходить один только Христос, а у большинства других людей это почему-то не получается. Как Вы думаете: почему такая разница?
Дело в том, что когда человек идет по воде, а не по твердой земле, то ноги у зарываются в воду и больше тормозят движение - вот в точности как у тех парашютистов, о которых вы рассказали.
Этот пример говорит лишь о том, что выступающие части - НЕУБИРАЮЩИЕСЯ ШАССИ - действительно очень мешают легким и спокойным приводнениям самолета. Но ведь в наши дни практически все более-менее быстроходные самолеты обязательно имеют УБИРАЩЕЕСЯ ШАССИ. Я надеюсь в следующих своих постах объяснить Вам и всем читателям какие предметы у самолетов могут мешать приводнениям и в какой мере. И так ли уж велика опасность от этих выступающих элементов.

Я допускаю(думаю не я один) удачное приводнение в 1 случае. если горизонтальная скорость при касании будет сравнительно мала. Чего можно достичь увеличением угла атаки перед касанием. что тоже черевато, но менее катастрофично. Для чего и тербуется тренировка и подготовка.

От О.Т.: Уважаемый Yurik! Вы глубоко заблуждаетесь в этом! Впрочем, не Вы один, а эту ложную мысль преднамеренно внушили большинству летчиков и людей интересующихся авиацией. Но я уверенно думаю, что смогу побороть это всеобщее и чрезвычайно опасное заблуждение, из-за которого гибнут сотни людей летающих на самолетах.

Вобщем тут надо более детальное иследование проводить. даже больше не на расчётах основанное, а на статистике (учитывая разные типы ЛА).
От О.Т:
Дело в том, что авиация существует уже сто с лишним лет. И тысячи аэропланов всех времен и народов совершали аварийные посадки на воду. В тысячах случаев следственными комиссиями были установлены точные значения и углов падений самолетов и конечной скорости, и перегрузки получаемые конструкцией самолетов и людьми на нем, и результаты этих аварийных посадок. То есть все давным-давно исследовано и изучено. Но по определенным причинам следственные круги считают нужным скрывать полную и точную детальную картину этих приводнений, сообщая народу либо урезанную, либо СФАЛЬСИФИЦИРОВАННУЮ информацию. Зачем им это нужно - скрывать правду - спросите Вы? Я все подробно объясню в других постах.

Ровно 55 лет назад, 21 августа 1963 года, пассажирский самолет, летевший из Таллина в Москву, совершил аварийную посадку на Неву. Ту-124 приземлился на воду неподалеку от Александро-Невской лавры. Это единственный случай в российской авиации, когда при посадке пассажирского самолета на воду никто не погиб.

— Посадка Ту-124 на Неву — это уникальный случай в истории авиации?


— Есть ли вообще возможность посадить самолет с заклинившим шасси?

— Отказ шасси не является однозначной предпосылкой к катастрофе, хотя и увеличивает ее вероятность. В современной гражданской авиации большинство вынужденных приземлений с убранными шасси заканчиваются без жертв. У экипажа Ту-124 было много шансов завершить полет благополучно.

— Почему им пришлось садиться на воду?

Если исключить хотя бы один из этих факторов, то самолет мог бы долететь до аэропорта. Имея больший запас высоты — например, в несколько километров, — он мог бы спланировать без двигателей до Шоссейной. Таких успешных случаев в истории авиации намного больше, чем случаев успешного приводнения. Но 500 м — слишком маленький запас высоты. Им хватило, только чтобы долететь до Невы.

Реконструкция посадки Ту-124

— Почему так сложно посадить самолет на воду?

— На больших скоростях свойства воды по упругости близки к бетону. Но дело в том, что, в отличие от подготовленной посадочной полосы аэродрома, поверхность воды — неровная. Из-за волн конструкция самолета просто разрушается. Сухопутный самолет не предназначен для таких нагрузок.

— Как пилотам удалось все-таки посадить самолет без жертв?

Вторым фактором было то, что, по-видимому, на Неве практически не было волн. Третье: когда самолет был в воде, мимо проходил буксир, который сразу же вытащил его на берег. Теоретически можно было бы выбраться из самолета, но в этом случае наверняка была бы паника и люди не знали бы, что делать.

— Как происходила посадка? Самолет падал?

В чем реально заслуга экипажа: когда они уже оказались в этой патовой ситуации, за считанные секунды успели принять решение. Эти секунды очень важны. Пилоты смогли оценить обстановку и договориться, что делать.

— В нескольких публикациях о посадке Ту-124 на Неву упоминается, что самолет, по воспоминаниям очевидцев, летел прямо на Исаакиевский собор. Если бы он не сел на Неву, то какие последствия могли бы быть?


Экипаж ТУ-124. Крайний справа — второй пилот Василий Чеченев, рядом с ним — командир воздушного корабля Виктор Мостовой

— После этой катастрофы продолжили выпускать Ту-124?

— Да, они много где летали. Сейчас, конечно же, его не эксплуатируют.

— Разрешены ли сейчас полеты над Петербургом?

— В Петербурге есть зоны ограничения полетов, есть зоны запрета полетов. При этом каждая из них открывается для определенных категорий воздушных судов. Но если, например, нужно долететь из Пулкова до Петропавловской крепости, то самолет полетит не над городом, а над Финским заливом.

В центре города — в зоне запрета полетов — можно летать только госавиации и санитарной авиации, то есть полиции, спасателям и президенту. По большей части это, конечно, вертолеты. Пассажирские лайнеры в центр вообще не залетают. Если самолет идет при посадке на второй круг, то траектория пройдет в облет всего города — вдоль КАД и ЗСД.

Считается, что посадка самолета на воду является более легким вариантом выхода из аварийной ситуации на борту самолета, но эксперты считают, что все не так просто. Успешное приводнение авиалайнера зависит от нескольких очень важных факторов, влияние которых не всегда бывает положительным.

Аварийная посадка самолета на воду

Аварийная посадка самолета на воду

Факторы успешной посадки самолета в море

Аварийная ситуация, возникшая на борту самолета и требующая немедленного приземления воздушного судна, может возникнуть по разным причинам. В подавляющем большинстве случаев это происходит по техническим причинам, вследствие отказа бортового оборудования.

По мнению многих специалистов, успешное приводнение самолета зависит от следующих основополагающих факторов:

  • метеоусловия;
  • тип воздушного судна;
  • мастерство пилота.

Сложность подобных ситуаций состоит в том, что все эти факторы должны быть учтены командиром и оценены практически мгновенно, т.к. счет идет на секунды. От правильности принимаемого им решения зависят жизни экипажа и пассажиров.

Погодные условия

В сложных метеоусловиях, когда аварийная посадка осуществляется в неспокойное море при сильном ветре, экипаж должен учитывать силу ветра, направление волн и их высоту. Поведение самолета в экстремальных условиях аварийного приводнения в большой степени зависит от этих условий. При этом, если правильно оценить все погодные условия, приводнение в штормовое море не будет отличаться по сложности от посадки на спокойную водную гладь.

Важно! Авиалайнеру нужно заходить на приводнение параллельно волновым гребням и ни в коем случае не по направлению движения волны.

Важно! Посадка должна происходить на самой малой скорости авиалайнера, которая возможна в данной ситуации, но необходимо избежать слишком сильного задирания носовой части, что может привести к разрушению фюзеляжа при ударе о водную поверхность.

В это время на самолет оказывают действие колоссальные перегрузки, при малейшей ошибке экипажа приводящие к разрушению воздушного судна. Если командир корабля адекватно оценил ситуацию и выбрал правильный курс снижения и соприкосновения с водной поверхностью, шансы на благоприятный исход и спасение людей вырастают в разы.

Дополнительная информация:

  • для оценки высоты волн и направления их движения, нужна высота не более 600 м;
  • согласно законам волновой интерференции, высота идущих друг за другом морских волн различается, поэтому даже в условиях шторма на поверхности моря есть спокойные участки.

Тип авиалайнера

В условиях нештатной ситуации важным является тип самолета. По мнению экспертов, есть ряд закономерностей, положительно или отрицательно влияющих на исход аварийной посадки на воду:

  • чем больше и тяжелее авиалайнер, тем больше шансов на благополучное приводнение;
  • фюзеляж, чаще всего страдающий от удара о поверхность воды, должен обладать значительным запасом прочности;
  • обязательным условием являются убранные шасси.

У больших пассажирских самолетов есть все перечисленные преимущества, в том числе усиленные фюзеляжи. Если система шасси в исправном состоянии, то обеспечить их закрытие не составляет труда. Если же шасси не убраны, то это может стать причиной возникновения толчков и бросков при соприкосновении с волной, а результат – повреждения крыльев и частичное или полное разрушение авиалайнера.

При неудачной посадке на воду самолет разрушается

При неудачной посадке на воду самолет разрушается

Профессионализм экипажа

Командир корабля не в силах повлиять на это обстоятельство, но, правильно учитывая характеристики своего воздушного судна и предполагая, как оно себя поведет в данных условиях, он может свести к минимуму риски серьезного повреждения или разрушения самолета.

Без преувеличения можно отметить, что жизни пассажиров и экипажа зависят от уровня профессионализма командира, т.к. окончательное решение всегда принимает он. Этот фактор является решающим. То, насколько правильно командир оценил и учел все степени риска и возможности самолета, в конечном итоге определяет исход аварийного приводнения.

При прохождении обучения все летчики учатся действовать в различных аварийных и нештатных ситуациях, которые отрабатываются на тренажерах-симуляторах и в деталях разбираются на теоретических занятиях.

Важно! После первого контакта воздушного судна с водной поверхностью самолет теряет управление, и пилоты уже не могут им управлять.

Важно! При аварийной посадке на спокойную водную поверхность важную роль имеет правильная оценка высоты самолета над водной поверхностью.

В случае если экипажу трудно правильно и точно определить высоту самолета над поверхностью моря, можно определить ее опытным путем, сделав несколько виражей и выбрасывая с борта какие-либо предметы в воду. Затем можно попробовать сесть на морскую поверхность.

Приводнение на реках и в заливах

Самыми удобными для аварийного приводнения считаются так называемые закрытые водные пространства, такие как реки, бухты, заливы и др. При этом экипаж должен по возможности предварительно сделать круг и оценить условия для посадки:

  • наличие посторонних объектов;
  • размеры площади для маневра (не может быть менее 1500х90 м);
  • направленность ветра;
  • направленность течения.

Важно! При несильном речном течении, если ветер дует не с той стороны, с какой нужно, то приводнение совершают против ветра.

Важно! Если направления ветра и течения совпадают, аварийное приводнение осуществляют против ветра и течения.

Важно! Если течение и ветер противоположны, то самолеты приводняются против направленности ветра.

Наилучшим считается такой расчет траектории посадки, при которой в итоге авиалайнер окажется около берега, что существенно облегчит эвакуацию пассажиров и членов экипажа.

Действия пилотов при посадке на воду

Для того чтобы максимально безопасно посадить самолет на воду, экипаж должен работать слаженно и незамедлительно выполнять все приказы командира. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Шасси и закрылки убрать, в остальном действовать как при обычной посадке;
  2. Все двигатели перевести на малые обороты;
  3. При достижении высоты 2 м корпус самолета должен быть выровненным, а нос – немного приподнятым в момент соприкосновения с водной поверхностью;
  4. Полет до нужного места продолжается с превышением критического уровня скорости на 20 км/ч;
  5. При подлете к выбранному месту приводнения нужно сбросить газ и поднять лобовую часть таким образом, чтобы не снизить скорость до критической;
  6. После касания воды нос нужно опустить, чтобы площадь соприкосновения с водной поверхностью была максимальной, это облегчит торможение;
  7. Регулирование положения лайнера осуществляется пилотом в ручном режиме, с помощью руля высоты;
  8. После окончательного торможения экипаж должен приступить к эвакуации пассажиров.

Посадка в ночное время

В случае если аварийная посадка терпящего крушение самолета на воду происходит в ночное время, нужно по достижении высоты около 150 м зажечь фары и внимательно следить за тем, чтобы правильно поймать момент, когда нужно выровнять авиалайнер перед соприкосновением с водой в целях предотвращения удара о поверхность воды или критического снижения скорости.

Важно! Если посадка осуществляется в условиях облачности или тумана, то освещение не включают.

При ясной погоде приводнение проводят по направлению к луне, это даст наиболее правильную ориентировку и оценку ситуации, скорость и направление ветра, степень неспокойности моря.

Важно! Следует помнить, что в такой ситуации морская поверхность кажется менее бурной, чем в реальности.

Эвакуация пассажиров и экипажа после приводнения

После полной остановки самолета командир корабля должен оценить ситуацию и принять решение о том, какие аварийные выходы будут открываться. Это производится исходя из положения самолета относительно направления ветра и волн, с целью не допустить попадания воды в аварийные люки.

После этого командир отдает приказ о спуске на воду спасательных плотов и начале эвакуации пассажиров. Экипаж должен организовать эвакуацию таким образом, чтобы не допустить паники, скопления большого количества людей в одном месте, т.к. это может привести к опасному крену корпуса лайнера.

Пассажиры, одетые в спасательные жилеты, равномерно распределяются бортпроводниками возле всех аварийных выходов. Процесс должен происходить максимально быстро, чтобы успеть покинуть судно до того как оно начнет тонуть. Командир корабля полностью контролирует ситуацию и должен покинуть самолет последним, после чего продолжает руководство спасением и должен по аварийной радиостанции запросить помощь.

Инструкция для пассажиров при аварийном приводнении, фрагмент

Инструкция для пассажиров при аварийном приводнении, фрагмент

Важно! При определении аварийных выходов для эвакуации нужно выбрать те, которые находятся выше уровня воды за бортом, во избежание затопления лайнера. Сделать это можно, выглянув наружу через иллюминаторы запасных выходов.

Важно! В случае шторма на море нужно открывать аварийные люки, расположенные над крыльями, причем те, что находятся с подветренной стороны.

Обычно спасательные плоты подносятся бортпроводниками к нужному выходу вручную, крепятся специальными канатами к двери выхода, чтобы не унесло волной, и сбрасываются на воду. После этого специальной пусковой веревкой (соединяющей воздушный клапан с газовым баллоном) производится наполнение спасательного плота воздухом.

Так выглядит спасательный плот

Так выглядит спасательный плот

После того, как первый спасательный плот будет заполнен людьми, опускают второй плот, а первый с помощью каната соединяется со вторым плотом, который, в свою очередь, привязан к аварийному выходу, и т.д. Таким образом, после окончания эвакуации все спасательные плоты должны быть соединены друг с другом канатами длиной не менее 8 м.

После этого как можно быстрее нужно отплыть на безопасное расстояние, чтобы плоты не затянуло в воронку, которая образуется, когда самолет идет ко дну.

Важно! Если фалинь, соединяющий плот с аварийным люком не будет перерезан, то после того как самолет начнет тонуть, фалинь лопнет и спасательные плоты утянет вслед за тонущим воздушным судном.

Все члены экипажа должны действовать четко и слаженно в соответствии с инструкцией и приказами командира корабля. Командир покидает самолет только после того, как удостоверится, что в нем нет живых людей.

Дополнительная информация. Бывают случаи, когда авиалайнер не тонет и держится на воде, спасательные плоты не должны отплывать от него далеко, чтобы не затруднять поиск выживших спасательным службам.

Историческая справка

В истории количество случаев удачных приводнений самолётов насчитывается больше десятка. Во времена СССР произошел один из самых ярких случаев, когда на водную поверхность Невы в экстремальных условиях приводнился советский авиалайнер ТУ-124. Благодаря мастерству командира корабля В.Я. Мостового и высокому профессионализму экипажа, обошлось без жертв, хотя посадка осуществлялась при неубранном шасси, что при экстренной посадке на воду может привести к непоправимым последствиям. Синяками и царапинами отделались 44 пассажира и члены экипажа.

Аварийная посадка на Неве 1963 г.

Аварийная посадка на Неве 1963 г.

Комичный случай произошел в 2009 г., когда из-за попавших в двигатели во время взлета гусей, авиалайнер компании US Airways со 150 пассажирами на борту приводнился на Гудзоне. Самолет сел благополучно, только 5 человек получили травмы различной тяжести, тяжелые травмы получила одна из стюардесс.


Видео

Случаев, когда самолеты садились на воду, не так и мало в истории. И, по счастью, многие из них обошлись без масштабных разрушений и больших человеческих жертв. Во всех случаях жизни людей были спасены благодаря высокому профессионализму и слаженной работе всех членов экипажа, сумевших предотвратить разрушение авиалайнера при посадке и не допустить паники среди пассажиров.

Гражданский кодекс

Причины, по которым люди ищут способы узнать фамилии своих попутчиков в самолете, могут быть различными. Некоторым людям важно знать обо всех передвижениях своего конкурента по бизнесу. Одних волнует.

Летящий самолет

Самолёт – воздушное судно, без которого сегодня представить перемещение людей и грузов на большие расстояния невозможно. Разработка конструкции современного самолета, а также создание отдельных его элементов.

Боинг 777 300

В полете

Большая модель летающего средства передвижения

Поделка самолет – идеальная игрушка для детей, а также хорошее украшение интерьера для взрослых, особенно, увлекающихся полетами. Для того чтобы собрать из картона или плотной бумаги один самолетик.

Модель самолета S7

Каждый ребенок хотя бы раз пытался построить пассажирский самолет из бумаги. Ребята старались сделать такую конструкцию, чтобы она летала дальше и ровнее, но чаще всего на этом все увлечение и заканчивалось.

Читайте также: