Скоро опадут листья и начнутся дожди

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

В русском языке найдется немало вариантов для решения самых разных коммуникативных задач. Один из способов выразить свои мысли предлагает сложносочиненное предложение.

Сложносочиненное предложение – примеры, определение, правило

Особенности сложносочиненного предложения

Сложносочиненное – один из видов сложного союзного предложения. В нем, как и в любом сложном предложении, более одной грамматической основы, соответственно, несколько частей, которые соединены сочинительными союзами. Именно сочинительная связь (с помощью сочинительного союза) является главной особенностью таких предложений, на этом построено определение сложносочинённых предложений.

Сочинительными бывают только союзные предложения, а бессоюзные – нет.

Классификацию сложных предложений кратко – смотрите в таблице ниже.

Союзные предложения

Бессоюзные предложения

Осень наступила, листья пожелтели и опали.

Осень наступила, и листья пожелтели и опали.

Когда наступила осень, листья пожелтели и опали.

Сочинительные союзы

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Их надо просто запомнить.

Сочинительные союзы могут связывать и части сложного предложения, и однородные члены, в отличие от подчинительных, которые связывают только части сложного или присоединяют сравнительный оборот.

Смысловые отношения в сложносочиненном предложении

Части сложносочиненного предложения самостоятельны, между ними можно поставить точку. Во многих случаях части можно поменять местами. Исключение составляют предложения с причинно-следственным оттенком значения или те, в которых описывается последовательность действий.

Рассмотрим примеры.

  • Листья с тихим шорохом сыпались деревьев, а в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.
  • Листья с тихим шорохом сыпались деревьев. А в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.
  • В лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел, а листья с тихим шорохом сыпались с деревьев.

В сложносочиненном предложении части связаны по смыслу, но не подчинены одна другой: нельзя поставить вопрос от одной к другой части.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая перед союзом.

Запятая перед союзом разделяет части сложного; но это не значит, что не может получиться также запятой после союза, только выделяет она что-то другое: причастный оборот, например.

Из общего правила есть исключения.

Запятой перед союзом И, соединяющим части сложного, может не быть в ряде случаев:

  • если есть общие второстепенные члены или вводные слова;
  • если это вопрос;
  • если это предложение с разными видами связи и есть общее придаточное предложение.

Приведем примеры сложносочиненных предложений на это правило.

Во-первых, класс уже сформирован и ученики приступили к занятиям. (общее вводное слово “во- первых”).

Кто он такой и как его зовут? (вопрос)

Когда пошел дождь, резко похолодало и стало темно. (общее придаточное предложение)

Что мы узнали?

Сложносочинённое предложение состоит из двух и более частей со своими грамматическими основами. Части равноправны и связаны сочинительными союзами. Перед союзом требуется запятая. Но есть случаи, когда запятая перед И не ставится: если есть общие второстепенные члены, вводные слова, придаточное предложение или если это вопрос.

primety-o-listyah-i-derevyah

Для чего в кошельке нужно носить осиновый лист. Что сулит лист, залетевший в открытое окно. Какой будет зима, если с деревьев быстро осыпалась листва.

По природным явлениям можно определить, будет ли урожайным год, какая в ближайшее время будет погода, а также, какое событие в жизни может произойти.

Приметы о деревьях и листьях

  1. Когда с листьев ольхи, каштана и вербы капает вода, следует готовиться к ливню.

2. Если у ольхи почки распустились позже, чем у березы, то лето будет очень засушливым и знойным.

3. Если осенью с дуба и березы опала не вся листва, согласно приметам, зима будет невероятно морозной.

4. Летом начинает опадать листва – начнутся природные катаклизмы.

5. Быстро увядающие ветки, принесенные домой и поставленные в воду, согласно приметам, сулят жильцам неприятности, болезни.

6. Береза начинает желтеть с верхушки – снег рано сойдет, весна быстро наступит.

7. Листва осыпается постепенно – зима будет мокрой и не слишком холодной, быстро – грядет снежная и морозная зима.

8. В окно залетел листик с дерева – хорошее предзнаменование, сулящее позитивную новость или большую прибыль семейству.

9. Дождливым будет сезон, если почки у ясеня распустятся раньше, чем у дуба.

10. Поздний листопад – к неурожайному сезону.

11. Большая часть опавших листьев расположена на земле вверх тыльной стороной – год не будет урожайным.

12. Громко шелестят на деревьях листья – начнется затяжной дождь и сильный ветер.

13. Принесенный птицей в помещение листик – пожалуют гости издалека, не предупредив заранее.

14. Найти на подоконнике залетевший в окно лист – дальние родственники пришлют весточку о себе.

15. Пока вишня не сбросит всю листву, зима не начнется.

16. Если найти лист ясеня, имеющий четное количество прожилок, то, согласно приметам, жизнь наполнится благополучием.

17. С финансами не будет проблем, если носить в кошельке осиновый листик.

18. Хорошие сны будут сниться человеку, который под подушкой будет держать лавровые листья.

19. Если соловей напьется с березовой листвы воды, то начнет красиво петь.

20. Береза до октября не скинула листву – нескоро будет первый снег.

21. Урожай будет обильным, согласно приметам, если весной кукушка выбрала дерево с уже распустившимися почками.

22. Ранним утром на кончиках листьев висят капли – скоро будет дождь.

Природа всегда подает человеку знаки, чтобы предупредить о надвигающемся ненастье или плохом событии. На них не помешает обращать внимание, чтобы быть ко всему готовым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: УМК Русский язык 10-11 класс / Гольцова Н.Г.

Комплексный анализ текста

1…Всп..минается мне ран..яя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню ран..ее свежее тихое утро… 4.Помню большой, весь золотой, подсохший и пор..девший сад помню кленовые ал..еи тонкий ар..мат опавш..й листвы и – зап..х антоновских яблок зап..х меда и осен..ей свеж…сти. 5.Воздух так чист по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

6.С конца сентября все сады пустели погода по обыкн..вению круто м..нялась. 7.Ветер по целым дням рвал и тр..пал деревья дожди поливали их с утра до ночи. 8.Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет ни..кого солнца воздух делался чист и ясен а солнечный свет осл..пительно сверкал между листвою между ветвями которые ж..вою сеткою двигались и в..лновались от ветра. 9.Холодно и ярко сияло на севере над т..желыми св..нцовыми тучами жидкое голубое небо а из(за) этих туч.. медлен..о выплывали хребты сн..говых гор-обл..ков. 10.Стоиш.. у окна и дума..шь Авось бог даст распогодит..ся. 11.Но ветер (не) унимался. 12.Он волновал сад рвал (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снов.. нагонял зловещие космы пепельных обл..ков. 13.Они бежали ни..ко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. 14.Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо, а в с..ду становилось пустын..о и скучно и снов.. начинал се..ть дождь сперва тихо осторожно потом все гуще и наконец пр..вращался в ливень с бурей и темнотою.15. Наступала долгая тр..вожная ночь …

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип текста.
  4. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. Приведите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
  5. Укажите номера предложений, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

- обособление вводных слов;

- запятая между однородными определениями.

  1. Подчеркните грамматические основы в сложносочиненном предложении.
  2. Разобрать по членам предложение №2.

Ответы

1.

1…Вспоминается мне ранняя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню раннее, свежее, тихое утро… 4. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. 5.Воздух так чист, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

2. _______________________

3. Художественный стиль, описание

4. Золотой (золотой характер –золотой слиток, сеять (сеять смуту- сеять зерно)

5. 6.14

6. 9 (небо сияло, выплывали хребты),

7. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева

Система оценивания итоговой контрольной работы

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

Диктант

Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Предмет: русский язык

Учитель: Колесникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Общеобразовательная программа: среднее ОО

Учебник: УМК Русский язык 10-11 класс / Гольцова Н.Г.

Комплексный анализ текста

1…Всп..минается мне ран..яя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню ран..ее свежее тихое утро… 4.Помню большой, весь золотой, подсохший и пор..девший сад помню кленовые ал..еи тонкий ар..мат опавш..й листвы и – зап..х антоновских яблок зап..х меда и осен..ей свеж…сти. 5.Воздух так чист по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

6.С конца сентября все сады пустели погода по обыкн..вению круто м..нялась. 7.Ветер по целым дням рвал и тр..пал деревья дожди поливали их с утра до ночи. 8.Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет ни..кого солнца воздух делался чист и ясен а солнечный свет осл..пительно сверкал между листвою между ветвями которые ж..вою сеткою двигались и в..лновались от ветра. 9.Холодно и ярко сияло на севере над т..желыми св..нцовыми тучами жидкое голубое небо а из(за) этих туч.. медлен..о выплывали хребты сн..говых гор-обл..ков. 10.Стоиш.. у окна и дума..шь Авось бог даст распогодит..ся. 11.Но ветер (не) унимался. 12.Он волновал сад рвал (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снов.. нагонял зловещие космы пепельных обл..ков. 13.Они бежали ни..ко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. 14.Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо, а в с..ду становилось пустын..о и скучно и снов.. начинал се..ть дождь сперва тихо осторожно потом все гуще и наконец пр..вращался в ливень с бурей и темнотою.15. Наступала долгая тр..вожная ночь …

Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Определите стиль и тип текста.

Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. Приведите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

Укажите номера предложений, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

Читайте также: