Сколько мирового урожая в год поедают насекомые

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

животные, повреждающие культурные растения или вызывающие их гибель. Ущерб, причиняемый вредителями и болезнями растений, велик: по данным Организации по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО) ООН, мировые потери ежегодно составляют примерно 20—25% потенциального мирового урожая продовольственных культур. Среди позвоночных животных много В. с. р. в классе млекопитающих, особенно в отряде грызунов. Из беспозвоночных животных с.-х. растения повреждают некоторые виды брюхоногих моллюсков (См. Зооциды); значительное количество круглых червей из класса нематод (см. Нематодные болезни растений). Наиболее разнообразны и многочисленны виды В. с. р., относящиеся к типу членистоногих животных: классу насекомых (См. Насекомые), классу паукообразных (Клещи), некоторые виды из класса многоножек (См. Многоножки) и ракообразных (мокрицы).

Наибольший ущерб урожаю наносят насекомые, что объясняется прежде всего их биологическими особенностями, обилием видов, высокой плодовитостью и быстротой размножения. Вредные для сельского хозяйства насекомые классифицируются по систематическому принципу (по отрядам) и по характеру питания. Растительноядные насекомые и клещи разделяются на полифагов, или многоядных, питающихся растениями разных семейств; олигофагов, или ограниченноядных, питающихся растениями разных видов одного семейства; монофагов, или одноядных, — преимущественно растениями какого-либо одного вида. Большой ущерб урожаю разных культур наносят многоядные вредители: саранчовые, некоторые сверчки (например, медведка); из жуков — щелкуны, чернотелки и другие; из бабочек — озимая совка и близкие к ней виды подгрызающих совок, стеблевой мотылёк, совка-гамма и др. Многочисленны ограниченноядные насекомые, к которым относят шведскую муху, зеленоглазку, гессенскую муху, хлебного жука кузьку и многих других, питающихся исключительно злаковыми растениями. Клубеньковые долгоносики, гороховые плодожорки, гороховая тля и другие повреждают бобовые растения. Весьма разнообразны виды насекомых, питающихся крестоцветными растениями, — капустная белянка, капустная моль, крестоцветные блошки, капустная муха и др. Из одноядных очень вредны филлоксера, повреждающая виноградную лозу, гороховая зерновка — горох, клеверный долгоносик — клевер и т. д. Вредных насекомых и клещей классифицируют также по группам повреждаемых ими культур — вредители хлебных злаков, вредители овощных культур и т. д., что для практических целей удобно.

Различают два основных типа повреждений растений; первый характерен для насекомых с грызущими, второй с колюще-сосущими ротовыми органами. Грызущие насекомые объедают растения грубо или частично с краёв листа, скелетируют листья, обгладывают паренхиму и т. д., перегрызают или частично надгрызают листья, стебли и побеги, проедают ходы, минируют листья и стебли, выгрызают под корой луб, камбий и древесину и т. д. Колюще-сосущие насекомые, например, тли, клопы и др., перед питанием вводят в растения выделения слюнных желез, ферменты которых вызывают ряд биохимических изменений. Зачастую те или иные В. с. р. в своём питании приурочены к определённым органам растений. Отсюда группы вредителей корней, стеблей, листьев, бутонов, цветков, плодов и т. п. Важной видовой особенностью В. с. р. является также в той или иной степени выраженная избирательность в отношении возрастного и физиологического состояния повреждаемого органа растения. Так, тли предпочитают питаться молодыми тканями, вишнёвый слизистый пилильщик — взрослыми тканями и т. д.

Распространение В. с. р. и формирование комплекса видов в тех или иных агробиоценозах находятся в прямой зависимости от изменяющихся условий окружающей среды и экологической пластичности видов. Для каждого вида характерна определённая занимаемая им территория. Различают общий ареал вида, зоны вредности и стации обитания. Ареал вида — территория, на которой он встречается. Ареалы естественные, или первичные, создаются в результате самостоятельного расселения вида; их границы определяются главным образом климатическими условиями, расположением крупных горных хребтов, морей, наличием растений, пригодных для питания, и другими факторами. В ареалы искусственные, или вторичные, насекомые попадают вместе с семенами, посадочным материалом и пр. Вторичные ареалы характерны, например, для завезённых в СССР виноградной филлоксеры, червеца Комстока и многих других вредителей. Зона вредности — часть общего ареала, на которой тот или иной вид встречается наиболее постоянно в наибольшем количестве и где он наиболее вреден. Стации, или места обитания, — участки с определёнными экологическими условиями, благоприятными для данного вида. Но для одного и того же вида В. с. р. в разных природных зонах стации могут быть различны. Это зависит от того, где данный вид находит свой экологический оптимум. Например, июньский хрущ в степи обитает главным образом на залежах и целине, в Средней Азии — на затенённых и увлажнённых садовых участках. У ряда видов (саранчовые, тли и др.) наблюдаются годовые и сезонные смены стаций.

Различные сочетания факторов внешней среды вызывают у многих В. с. р. более или менее резкие изменения численности, причины которых у разных видов неодинаковы. Решающую роль могут играть наличие и состав пищи, погодные условия, воздействие хищников, паразитов и болезней и т. д. Колебания численности — следствие соотношений между плодовитостью вида и выживаемостью потомства, зависящей от условий среды и способности организма приспособиться к ним. Большое значение имеет составление прогнозов размножения насекомых на основе постоянных учётов их численности, сигнализации о сроках их появления.

Систематическое изменение человеком в процессе с.-х. производства условий биотопа вызывает соответствующую перестройку биоценологических связей и структуры биоценоза. Образуются так называемые вторичные биотопы и агробиоценозы. Например, в результате распашки целины на В. СССР и замены разнообразных по характеру степных растений культурными злаками со свойственной им агротехникой произошли резкие изменения в видовом составе и численности насекомых. С одной стороны, некоторые одноядные виды, питавшиеся ранее на специфичных для целины растениях, погибли, что вызвало обеднение видового состава энтомофауны в новом культурном биотопе, с другой стороны, некоторые виды насекомых, обитавшие раньше на диких злаках, перешли на посевы пшеницы, где нашли изобилие более питательных кормов. Этим в известной степени и объясняется быстрое увеличение численности пшеничного трипса и серой зерновой совки. Предвидеть и регулировать подобные изменения — важнейшая научная и практическая задача.

Мероприятия по снижению вредоносности насекомых делятся (условно) на профилактические — агротехнические, биологические и на истребительные — физико-механические, химические, биофизические и биохимические. Агротехнический метод (биоэкологический в своей основе) включает в себя выведение устойчивых к вредителям сортов культурных растений, подбор и соблюдение правильного севооборота, проведение в наиболее эффективные сроки различных приёмов ухода с таким расчётом, чтобы создать условия, максимально повышающие самозащитные свойства растений, а также снижающие численность и вредоносность В. с. р. В биологический метод входит использование против вредителей их паразитов и хищников, размноженных в специальных лабораториях (трихограммы, криптолемуса, афелинуса и др.), а также применение микробиологических препаратов (энтобактерина, боверина и др.) и вирусных болезней насекомых; охрана и привлечение природных врагов В. с. р. (хищных животных, уничтожающих грызунов, насекомоядных птиц, паразитических и хищных насекомых, клещей и нематод); устройство искусственных гнездовий для птиц и подкормка их в зимний период и т. д. Физико-механический метод включает применение капканов и ловушек для грызунов или ловчих ям и канав для сбора, например, свекловичных долгоносиков, жуколовок, гусеницеловок, вылов вредителей на свет и приманки, сбор и сжигание зимних гнёзд гусениц златогузки, боярышницы, уничтожение кладок непарного и кольчатого шелкопрядов, накладка ловчих поясов на штамбы плодовых деревьев при борьбе с яблонной плодожоркой и др. Химический метод состоит в использовании для борьбы с вредителями ядовитых химических веществ — акарицидов (См. Акарициды), инсектицидов (См. Инсектициды), зооцидов (См. Зооциды), нематоцидов (См. Нематоциды), фумигантов (См. Фумиганты) и др. К биофизическим и биохимическим методам относятся применение гамма-излучений и химических препаратов для половой стерилизации насекомых и клещей в сочетании с использованием привлекающих химических средств (аттрактантов (См. Аттрактанты)) и средств, нарушающих физиологические функции вредных насекомых (антиметаболиты и др.).

Борьба с В. с. р. заключается в осуществлении систем мероприятий, основанных на рациональном и дифференцированном сочетании различных методов, направленных прежде всего на решение профилактических задач.

Лит.: Яхонтов В. В., Вредители сельскохозяйственных растений и продуктов Средней Азии и борьба с ними, Таш., 1953; Васильев В. А. и Лившиц И. З., Вредители плодовых культур, М., 1958; Гриванов К. П., Захаров Л. З., Вредители полевых культур на Юго-Востоке, Саратов, 1958; Батиашвили И. Д., Вредители континентальных и субтропических плодовых культур, Тб., 1959; Беляев И. М., Вредители зерновых культур нечернозёмной полосы, 2 изд., М., 1959; Щёголев В. Н., Сельскохозяйственная энтомология, М. — Л., 1960; Савздарг Э. Э., Вредители ягодных культур, М., 1960; Герасимов Б. А. и Осницкая Е. А., Вредители и болезни овощных культур, 4 изд., М., 1961; Яхонтов В. В., Экология насекомых, М., 1964; Бей-Биенко Г. Я., Общая энтомология, М., 1966; Поляков И. Я., Вредные грызуны и борьба с ними, 2 изд., Л. — М., 1968; Справочник агронома по защите растений, Кишинёв, 1968; Справочник по защите сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней, Минск, 1969.

25 шокирующих фактов, которые лучше не знать

Невероятные факты

Не говорите, что вас не предупредили. Узнав об этих фактах, у вас, возможно, изменится отношение к привычным вещам.

Сколько насекомых мы съедаем, сами об этом не подозревая? Почему ваш матрас за 10 лет становится тяжелее в два раза? Что грязнее унитаза?

Вот несколько фактов, о которых, вероятно, лучше не знать.

Необычные факты


1. Римляне использовали измельченный мозг мышей в качестве зубной пасты.


2. Когда малыши эскимосов болеют простудой, их матери высасывают слизь прямо из носа.


3. Известно, что бабочки пьют кровь.


4. На вашем столе, кухонной раковине, тележке в магазине, мобильном телефоне, меню в ресторане и банкомате больше бактерий, чем в унитазе.


5. 20 процентов офисных кофейных кружек содержат фекальные массы.


6. Коалы едят экскременты своей матери.


7. Фекальные массы могут проходить сквозь 10 слоев в зависимости от вида туалетной бумаги, которую вы используете.


8. Человек в среднем съедает около 500 грамм насекомых в год, в основном вместе с другой едой.

Интересные факты обо всем


9. Ваши стопы выделают около 20 литров пота в год.


10. Если вы что-то нюхаете, молекулы этого объекта, прикрепляются во внутренней части носа.


11. Ваши шансы умереть по пути к покупке лотерейных билетов выше, чем ваши шансы выиграть лотерею.


12. Во время поцелуя вы обмениваетесь 40 000 паразитами и 250 типами бактерий.


13. Большую часть того, что мы знаем о гипотермии (переохлаждении), мы получили благодаря нацистским экспериментам над людьми.


14. Самцов цыплят чаще всего выбрасывают в дробилку, так как петухи не такие вкусные как курицы.


15. Около 2500 левшей умирают каждый год из-за того, что используют оборудование, созданное для правшей.


16. Большинство машин для хранения кубиков льда не моются. В них даже предусмотрена система для предотвращения роста слизи и других микробов.


Удивительные факты

17. Средний матрас увеличивается в весе вдвое за 10 лет из-за накопления пылевых клещей и их экскрементов.


18. Если самец лев принимает главенство над прайдом, он убивает все потомство предыдущего главы стаи.


19. Около 15 процентов воздуха, который мы вдыхаем на станции метро составляет человеческая кожа.


20. На горе Эверест находится около 200 трупов, и многие используют их в качестве указателей для альпинистов.


21. Существует ядовитое растение (Oenanthe crocata), которое в момент смерти вызывает у его жертвы улыбку на лице.


22. Вставные зубы часто радиоактивны.


23. С давних времен, пот являлся активным ингредиентом в духах и приворотных зельях.


24. Статистически ваши шансы быть убитым составляют 1 на 20 000.


25. Ежегодно количество мусора, которое сбрасывается в мировые океаны, в три раза превышает вес рыб, которые там вылавливают.

  • обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся о насекомых, их жизни, многообразии, значении в природе;
  • расширение знаний об использовании насекомых в жизни человека;
  • развитие интереса обучающихся к биологии, повышение мотивации к учению;
  • развитие личностных и коммуникативных компетенций обучающихся;
  • формирование бережного отношения к природе.

Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint -

В игре участвует две команды, например, 7а и 7б классов, или команды девочек и мальчиков. Состав команды – 5 человек, у участников имеются эмблемы, связанные с тематикой игры, капитаны представляют свои команды. Остальные обучающиеся – зрители, которые своими ответами могут принести дополнительные баллы командам. Игра рассчитана на один урок, 45 минут.

ХОД ИГРЫ

Слайд 1. Вступление.

Ведущий: Тема нашей игры – “В царстве насекомых”. Насекомые — это самый многочисленный класс животных на нашей планете. К нему принадлежит три четверти всех известных науке видов животных! Общая масса всех летающих, плавающих, ползающих шестиногих обитателей Земли в 30-40 раз больше, чем вес всех людей нашей планеты. Бабочки и стрекозы, жуки и мухи, пчелы и кузнечики — все это насекомые. Насекомые живут в лесах и водоемах, в воздухе и глубоко под землей, в пустынях и в районах вечной мерзлоты. На сегодняшний день известно около миллиона всевозможных видов насекомых, а сколько ещё неизвестных!

Такое невероятное количество насекомых на нашей планете объясняется тем, что они очень важны для поддержания жизни на Земле. Насекомые – лучшие опылители растений, без них многие растения не смогли бы образовывать семена, а значит, и размножаться. А без растений, которые вырабатывают кислород и являются первыми звеньями пищевых цепочек, мир живой природы, в том числе и человек, существовать не может. Насекомые – одни из санитаров нашей планеты: вылупившиеся из яиц личинки быстро уничтожают мертвые растения и трупы погибших животных. Кроме того, насекомым принадлежит огромная роль в образовании почвы; они являются пищей друг для друга, а также для жаб и лягушек, рыб и ящериц, многих видов птиц, землероек и многих других животных.

Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, и проверим, насколько вы хорошо их усвоили. Оценивать ваши ответы будет многоуважаемое жюри.

Каждая команда получила домашнее задание: нарисовать фантастическое насекомое, дать ему название и описать образ его жизни. Это задание будет проверено в конце игры. А сейчас капитаны представляют свои команды! (Приветствие, девиз, эмблема)

  1. Разминка – кроссворд “Вездесущие насекомые”
  2. Игра со зрителями “Ребусы”
  3. “Взрослые и дети”
  4. Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”
  5. “Кто лишний”
  6. Игра со зрителями “Прятки”
  7. Викторина “Занимательная энтомология”
  8. “Полезные – вредные”
  9. Домашнее задание – “Фантастическое насекомое”

Слайд 3. Конкурс 1. Кроссворд “Вездесущие насекомые”

За 3 минуты команды отгадывают кроссворды на выданных карточках. Каждое отгаданное слово – 1 балл. За досрочное выполнение задания – дополнительный балл.

Слайды 4-10. Игра со зрителями “Ребусы”

Игра проводится во время выполнения командами первого задания. За отгаданные слова зрители получают жетоны, которые они в конце игры могут обменять на конфеты, а могут подарить любой команде, принеся ей дополнительные баллы.

Слайд 11. Конкурс 2. “Взрослые и дети”

На выданной карточке необходимо установить соответствие между взрослыми насекомыми и их личинками. Каждая пара – 1 балл, за каждое названия насекомого – 0,5 балла, максимум 9 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.

Взрослые насекомые Личинки Ответы
1. Комнатная муха 1. Е
2. Колорадский жук 2. Д
3. Комар обыкновенный 3. В
4. Стрекоза коромысло 4. Г
5. Божья коровка 5. А
6. Бабочка махаон 6. Б

При проверке заданий отметить роль божьей коровки и её личинки в уничтожении вредных насекомых (тли); рассказать о нашествии колорадского жука и мерах борьбы с ним, поведать о занесении махаона в Красную книгу России; спросить, чем вредны комнатные мухи, где развиваются их личинки.

Слайд 12. Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”

  1. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (нет).
  2. Брюшко членистое (да).
  3. Снаружи у насекомых твёрдый хитиновый покров (да).
  4. Дыхание трахейно-лёгочное (нет).
  5. Кровеносная система замкнутая (нет).
  6. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки (да).
  7. Органы слуха кузнечика расположены на голове (нет).
  8. Органы выделения – мальпигиевы сосуды (да).
  9. У пчелы есть пара сложных глаз и 3 простых глазка (да).
  10. Задние крылья мухи видоизменились в жужжальца – органы равновесия (да).
  1. Развитие тараканов происходит с превращением (нет).
  2. Блохи – общественные насекомые (нет).
  3. Шмели строят подземные гнёзда (да).
  4. Вши переносят возбудителей дизентерии (нет).
  5. Водомерка питается соком растений (нет).
  6. Кровью питаются только самки комаров (да).
  7. Кузька – это хлебный жук, повреждающий зерна злаков (да).
  8. Муравей может тянуть вес в 5 тысяч раз больше собственного (нет).
  9. Медведки отлично плавают, ныряют и даже ночью летают (да).
  10. Бабочки репницы осенью улетают в южные страны Африки (да).

Слайд 13. Конкурс 4. “Кто лишний”

Конкурс на знание отрядов насекомых и их представителей. Командам предлагаются карточки со списком насекомых, четверо из которых относятся к одному отряду, а пятое – лишнее. За правильный ответ – 1 балл, за название отрядов – по 0,5 балла, максимум 8 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.

1. Кузнечик зеленый, саранча пустынная, медведка обыкновенная, цикада певчая, кобылка бескрылая

(лишнее – цикада певчая – отряд Равнокрылые, остальные – Прямокрылые).

2. Комнатная муха, слепень бычий, оса дорожная, овод овечий, комар обыкновенный.

(лишнее – оса дорожная – отряд Перепончатокрылые, остальные – Двукрылые).

3. Божья коровка, таракан черный, долгоносик свекловичный, хрущ мраморный, щелкун черный.

(лишнее – таракан черный – отряд Таракановые, остальные – Жуки).

4. Перламутровка Аглая, павлиний глаз дневной, сосновый шелкопряд, бронзовка гладкая, капустная белянка.

(лишнее – бронзовка гладкая – отряд Жуки, остальные – Бабочки).

Слайды 14-15. Игра со зрителями “Прятки”

  1. Из гнилого дуба бочки не склепаешь.
  2. Рабочий цикл определяется порядком операций.
  3. Чеснок довольно легко мариновать при помощи уксуса.
  4. Тамара гладила мужу костюм.
  5. Катерок “Малыш” мель не заметил.
  6. Проколов шину, на велосипеде далеко не уедешь.
  7. Для броска необходим размах, а он требует свободного пространства.
  8. Ожидая встречи, Сашко был как на иголках.

Слайды 16-19. Проверка заданий конкурса “Кто лишний”

Слайды 20-38. Конкурс 5. Викторина “Занимательная энтомология”

  1. Каким насекомым называют человека-бездельника? Почему?
    Ответ: Трутень. Самцы пчел не участвуют в сборе меда, а нужны только для оплодотворения самки.
  2. Аудиовопрос. Голос сверчка. К какому отряду относится это насекомое?
    Ответ: Отряд Прямокрылые.
  3. Аудиовопрос. Назвать произведение и его автора, знаменитого русского композитора.
    Ответ: “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, Н.М. Римский-Корсаков.
  4. Кто из насекомых занимается животноводством? С какой целью? Ответ: Муравьи разводят тлю, оберегают её от врагов, переносят на лучшие растения, так как используют в пищу выделения тлей – “медвяную росу”.
  5. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? Где живёт его личинка, сколько лет и чем она питается?
    Ответ: Майский жук. Его личинка живет в земле 3 года, питается корнями деревьев, нанося тем самым большой вред.
  6. В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак. О ком идет речь?
    Ответ: Рыжий таракан.
  7. Сказочный вопрос.В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А. Пушкина “Сказка о царе Салтане”?
    Ответ: В комара, муху, шмеля.
  8. Сказочный вопрос.В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева “Баранкин, будь человеком!”?
    Ответ: В бабочек – махаона и капустницу, в муравьёв.
  9. Загадочный вопрос.
    Черен, да не ворон,
    Рогат, да не бык,
    Шесть ног без копыт;
    Летит – воет,
    Падёт – землю роет.
    Ответ: Жук (жук-олень или жук-носорог)
  10. Загадочный вопрос.
    Нос долог, голос тонок,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Цари его боятся, короли страшатся,
    Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
    Ответ: Комар
  11. Исторический вопрос.Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий - наряду с чумой и холерой, наводнениями и войнами. Так, в 125 г. н.э. в римских колониях Киренаике и Нумидии после опустошительного нашествия этих насекомых от голода умерло 200 тыс. человек.
    Ответ: Саранча.
  12. Исторический вопрос.Это бескрылое кровососущее насекомое знали еще до н.э. в Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в 10 веке и сразу получило прозвище “ночной кошмар”.
    Ответ: Постельный клоп.
  13. Видеовопрос. Какое действие вы видите на экране? Каков его биологический смысл?
    Ответ: Это танец пчелы, с помощью которого она сообщает информацию об источнике нектара, указывает его количество, показывает направление полета.
  14. Назовите насекомых-энтомофагов, которых используют для борьбы с вредителями растений.
    Ответ: Это всем известные божьи коровки и их личинки, которые уничтожают тлей. Это крупный жук жужелица, поедающий личинок вредителей, муха-тахина, муха-журчалка, златоглазка и ее личинка, оса-сколия, наездники, откладывающие яйца прямо в тела гусениц, трихограмма и другие.
  15. Перечислите известных вам насекомых, занесенных в Красную книгу России.
    Ответ: Жук-олень, Махаон обыкновенный, Аводий двупятнистый, Дыбка степная, Аполлон обыкновенный, Бронзовка гладкая, Шмель необыкновенный, Пчела-плотник, Дозорщик-император, Дровосек реликтовый, Жужелица венгерская и другие.
  16. Какие вам известны насекомые – переносчики возбудителей различных заболеваний?
    Ответ:
    • Малярийный комар;
    • комнатная муха – дизентерия, брюшной тиф, холера, яйца аскарид;
    • тараканы – кишечные болезни, аллергия;
    • человеческая головная вошь – сыпной и возвратный тиф;
    • человеческая блоха – чума, туляремия;
    • слепень – туляремия, сибирская язва;
    • муха цеце – сонная болезнь.

Слайд 39. Конкурс 6. “Полезные – вредные”

Команды должны распределить 12 карточек с изображениями насекомых на две группы. За каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум 6 баллов. За ответы на дополнительные вопросы (во время проверки) – дополнительные баллы.

Слайд 40. Конкурс 7. Домашнее задание “Фантастическое насекомое”

Конкурс проводится во время выполнения заданий конкурса “Полезные – вредные”. Один или два члена команды представляют рисунок, описывают насекомое, где оно может жить, как передвигаться и чем питаться. За домашнее задание – до 5 баллов.

Слайд 41. Проверка заданий конкурса “Полезные – вредные”:

Полезные насекомые: жужелица, тутовый шелкопряд, жук-навозник, жук-красотел, наездник рисса, клоп антакорис.

  • Чем полезен жук-навозник? (его личинки перерабатывают мертвую органику)
  • Почему наездник имеет такое название? (за характерную позу, которую принимает при откладке яиц в тело гусеницы)

Слайд 42. Вредные насекомые: тля обыкновенная, жук-короед (типограф), долгоносик, клоп-черепашка, яблонная плодожорка, лошадиный овод.

  • Чем вреден клоп-черепашка? (вредитель, поедающий злаки)
  • Чем опасен овод? (Овод откладывает яйца на шерсть коров, лошадей или овец; вылупившиеся личинки паразитируют или под кожей животных, или в их пищеварительном тракте)

Слайд 43. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Слайд 44. Рефлексия: учитель просит ребят на листке ватмана разноцветными фломастерами нарисовать смайлики, соответствующие настроению, царившему в ходе игры.

В России насекомые редко используются как потенциальные источники для разработки лекарства.


Сверхвыживаемость шестиногих


Виктор Глупов: Если смотреть по численности, по степени заселения планеты, то с насекомыми вряд ли кто-нибудь может сравниться. В первую очередь насекомые не имеют адаптивного иммунитета, который характерен для человека. Одним из проявлений такого иммунитета у человека является выработка специфических антител. У насекомых такого нет, у них всё происходит по-другому. Это принципиальное отличие в иммунитете, хотя у насекомых тоже есть системы, даже белки, сходные с человеческими.

– Тогда зачем их изучать?

– У людей и насекомых очень много отличий, которые определяют различную степень ответа на воздействия извне. Результаты, полученные на насекомых, переносить на высших животных практически невозможно. Хотя желание велико и желающие есть, но я к этому подхожу очень осторожно.

– Какие проблемы поможет решить изученые насекомых учеными?


В нашей лаборатории получено много данных по иммунитету насекомых, моллюсков, есть чисто теоретические и прикладные аспекты. На практике это позволяет, например, изобретать методы защиты растений от насекомых, защиты человека от кровососущих, например, комаров. В нашей лаборатории идут работы по направлениям: микробиология, вирусология, физиология, биохимия. Результаты исследований перетекают в практическую плоскость. Поэтому у нас в лаборатории, по сути, есть уже готовые к внедрению биопрепараты для контроля численности колорадского жука, непарного шелкопряда, кровососущих насекомых и так далее.

Сергей Черныш из Санкт-Петербурга, профессор, с коллегами работает по изучению антибактериальной защиты насекомых. Учёные выделяют совместно с некоей фирмой антибактериальные белки насекомых, которые используются как лекарства для человека. Очень жаль, что в России насекомые мало используются как потенциальные источники для разработки лекарственных препаратов. Хотя в Китае, например, это достаточно мощное направление медицины. Есть и пограничные направления, например, грибки, которые развиваются на насекомых и выделяют ряд веществ, которые также можно использовать в медицине.


– Все знают, что есть большие проблемы с внедрением отечественных лекарственных препаратов, разработки наших учёных медиков и биологов редко встретишь в аптеках. У вас так же?


Влияние на климат

– Для обычного человека насекомые – либо вредители, либо просто непонятные существа, иногда, правда, приносящие и пользу, например, пчёлы. Какое определение им дают ученые?


– Какую роль они играют на планете?

Насекомые влияют на многие процессы, происходящие на планете, в том числе даже на климат. Есть насекомые, которые широко распространены в поясе 40 градусов широты, северной и южной, – термиты. У них недостаточно пищеварительных ферментов, поэтому они не могут полностью перерабатывать пищу, у них своя микрофлора кишечника – простейшие, бактерии, грибы, практически как у коров. И в определённом участке кишечника процесс переваривания происходит без доступа кислорода, и вырабатывается большое количество метана. Его настолько много, что если его изъять, наступит мощное изменение климата.


В 70-х годах думали, что они выделяют порядка 70–80 процентов атмосферного метана, сейчас называют более скромные цифры, в пределах 4–8 процентов. Массовая гибель термитов может вызвать непредсказуемые изменения климата. Если рассматривать роль насекомых в почвообразовании, то её вообще трудно переоценить. А человек подходит ко всему со своей линейкой ценностей, это – плохое, это – хорошее, но у природы свое мерило. Не понимая этого, человечество страдает.

А природа поступает просто: четверть мирового урожая насекомые поедают. В некоторых случаях цифра чуть больше, в некоторых – меньше, она колеблется от года к году, но в среднем примерно так.

Виктор Вячеславович Глупов родился 26 марта 1961 г. в г. Темиртау Карагандинской области (Казахстан). Окончил Томский госуниверситет. Ему присуждена премия имени Е. Н. Павловского 2014 года за серию работ по сравнительной иммунологии беспозвоночных животных. Премия имени Евгения Павловского – научная награда РАН за выдающиеся работы в области зоологии и паразитологии.

Читайте также: