Симбиотические отношения в жизнедеятельности лишайника это пример факторов

Обновлено: 04.07.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тема:Лишайники

• Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением.

• Продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

• Продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле.

• Продолжить развитие речевых и мыслительных навыков учащихся.

Основные методы и приёмы: словесные (рассказ учителя, работа с учебником), практические ( выполнение заданий практикума).

Основные ключевые понятия: лишайники: листовые (пармелия, ксантория, лобария), кустистые (кладония, в том числе ягель, цетрария, уснея), накипные (леканора, лецидея, плакодиум), симбиоз, паразитизм, слоевище.

1.Организационный момент.

2.Опрос учащихся.

1)Ответы у доски.

Вопросы:1.Общая хар-ка многоклеточных водорослей.Бурые водоросли.

2.Красные водоросли.Значение водорослей в природе и жизни человека.

2)Работа по карточке.(пока отвечают у доски)

3.Изучение нового материала.

На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

Что такое симбиоз? Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.

Сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете записывать основные понятия и термины для характеристики каждой остановки нашего экспресса. А вам предлагаю нарисовать схему нашего путешествия, в которой отражены основные моменты нашего пути.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках , но больше- в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

Рассказ учителя с элементами беседы.

1) Строение лишайника.

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей.

Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Само слоевище, как мы уже говорили, состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и синезелёные водоросли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? (Дети отвечают.) Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные.

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Дети делают свои предположения). Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей — симбионтов — погибают.

Подобные симбиотические отношения сложились в процессе эволюции этих двух организмов. Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что в начале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том,что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль

2) Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

А. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

Б. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

В. Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

3) Размножение лишайников.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.

Работа с учебником. Пользуясь учебником, а также знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека?

Значение лишайников в природе:

Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

Участвуют в первичном почвообразовании.

Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных пород.

Являются важным элементом наземных биогеоценозов.

В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами - эдификаторами.

Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей деревьев.

Являются пищей для многих диких копытных животных.

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:

Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень).

Некоторые виды используются в пищу человеком.

Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

Служат для получения различных природных красителей.

Используют в медицине.

Используют в парфюмерной промышленности.

Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

Требования лишайников к условиям произрастания.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

2) Значение лишайников в природе.

А. Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт. Об этом процессе мы говорили на уроках природоведения в 5 классе.

Б. Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO2), угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO). Если концентрация оксида серы SO2 составляет 0,3 мг/м3, там лишайники не растут вообще. Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.

4. Обобщение и систематизация новых знаний.

Тело лишайника называется слоевище (да).

Лишайники приносят вред природе (нет).

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да).

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет).

Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество (да).

Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да).

Лишайниками питаются некоторые животные (да).

Лишайники являются лечебными организмами (да).

Лишайники портят своими выделениями почву (нет).

1- Группа организмов, среди которых встречаются и прокариоты и эукариоты.

2- Взаимовыгодное существование организмов (например: грибов и корней растений).

3- Организмы, состоящие из гриба и водоросли.

4- Лишайники, являющиеся ценным кормом для северных оленей.

5- Группа гетеротрофных организмов, которые не содержат хлорофилл.

1- Самые морфологически примитивные лишайники.

2- Тело этого морфологического типа лишайников прикрепляется к субстрату выростами, другие части слоевища поднимаются над субстратом.

3- Наука, изучающая лишайники.

4- Лишайники, слоевище которых имеет стеблевидную форму, прикрепляется к субстрату небольшими участками нижней части.

5- Нити грибницы.

Ответы.По горизонтали: 1- водоросли, 2- симбиоз, 3- лишайники, 4- ягель, 5- грибы.

По вертикали: 1-накипные, 2- листоватые, 3- лихенология, 4- кустистые, 5- гифы.

5. Домашнее задание: Выучить § 13, ответить на вопросы в конце параграфа.

Лишайники знакомы во многих ландшафтных условиях, даже для тех, кто не знает, является ли цветное лоскутное одеяло животным, растительным или даже небиотическим по своей природе. На самом деле партнерства между двумя организмами, лишайниками, часто растут на деревьях, почти всегда таким образом, чтобы не нанести вред растению-хозяину.


Некоторые виды лишайников предпочитают древесную среду обитания.

комменсализм

Лишайники в основном используют деревья в качестве структурных насестов. Они не извлекают питательные вещества или воду из самой ткани дерева, так как они способны самостоятельно фотосинтезировать. Высокие стволы или участки ветвей могут дать лишайникам лучший доступ к солнечному свету для приготовления собственной пищи, а также к влаге, конденсированной на дереве в результате явления капельного тумана.

Непрямые преимущества лишайников

Разложение лишайников, как и всех органических веществ, также добавляет питательные вещества в почву. Наконец, лишайники могут выступать в качестве заметных агентов биологического выветривания: расширяясь и сжимаясь при поглощении и сушке влаги и, в меньшей степени, за счет активного извлечения питательных веществ, лишайники могут разламывать трещины и трещины в голой скале. Такая деятельность открывает плацдарм для создания деревьев, так как органическое вещество начинает собираться в виде трещин и протопочвенных форм. Корни деревьев сами по себе могут раздирать открытую скалу.

Неблагоприятные эффекты дерева

Хотя подавляющее большинство отношений между лишайниками и деревьями не наносит вреда дереву, в некоторых ситуациях может быть поврежден хозяин. Некоторые заражающие деревья насекомые откладывают яйца в древесных лишайниках, размножая тем самым вредителя, разрушающего дерево. Согласно расширению Университета штата Огайо, по крайней мере один вид североамериканских водорослей, которые повреждают листья и ветки определенных деревьев и кустарников, соединяется с грибом, образуя лишайник.

Лишайный симбиоз

На первый взгляд может показаться, что в мире живой природы, где все подчинено беспощадным законам борьбы за существование, положительные формы межвидовых взаимоотношений — большая редкость и возникновение их возможно лишь при уникальном стечении обстоятельств. Однако чем глубже мы познаем законы этого мира, тем яснее становится, что стратегия выживания, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве со своими соседями, нередко оказывается чрезвычайно успешной для видов-участников, принося им стабильность и процветание. Поэтому кооперация и конкуренция естественным образом дополняют и уравновешивают друг друга, пронизывая все уровни организации живой материи.

И все же наиболее широкие возможности для кооперации имеются у организмов, занимающих разные трофические уровни и, как правило, чрезвычайно далеко отстоящих друг от друга эволюционно. Классическим примером симбиоза являются лишайники, представляющие собой комплексные организмы, состоящие из гриба (гетеротрофа) и водоросли (автотрофа). Достаточно часто клетки водорослей-симбионтов обнаруживаются в тканях животных: моллюсков, асцидий, кишечнополостных. Одним из замечательных событий в биологии середины XX века стала разгадка особенностей взаимоотношений так называемых мадрепоровых коралловых полипов и одноклеточных жгутиковых водорослей зооксантелл, присутствие которых придает тканям полипов желтоватую или зеленоватую окраску. Как оказалось, водоросли поглощают углекислый газ и соединения азота и фосфора, выделяющиеся в процессе жизнедеятельности полипов, то есть являются как бы дополнительными органами выделения животного, а полипы получают дополнительный кислород — продукт фотосинтетической деятельности водоросли. Именно необходимостью этого союза объясняется то, что мощные коралловые постройки образуются только в условиях хорошего освещения — на глубинах до 200 метров.

Растения, составляющие основу трофических цепей, сами нуждаются для нормальной жизнедеятельности в азоте, запасы которого в почве в виде соединений, доступных для растений, обычно весьма ограниченны. Много азота в воздухе, но способностью связывать свободный азот обладают лишь примитивные прокариотические организмы — азотфиксирующие бактерии и синезеленые водоросли. Это обстоятельство лежит в основе того, что не только наиболее известные в этом плане бобовые, но и около 200 видов других представителей высших растений, включая папоротники и голосемянные, имеют на своих корнях или надземных вегетативных органах клубеньки, заполненные симбиотическими азотфиксирующими бактериями.

Широко известен симбиоз высших растений с грибами, при котором мицелий грибов буквально срастается с корнями растения, образуя микоризу. В результате этого союза гриб получает продукты фотосинтеза, а растение — продукты разложения органических веществ. Для некоторых растений микориза желательна, но не обязательна, а, например, семена орхидных настолько бедны запасами органических веществ, что не могут прорасти без помощи мицелия. Чрезвычайно большое значение приобретает этот симбиоз в функционировании экосистемы влажного тропического леса, позволяя растениям практически мгновенно, минуя стадию переработки ее свободно живущими организмами-редуцентами, усваивать поступающую в почву органику, которая в противном случае была бы вымыта из нее дождями и потеряна для растений.

Симбиозу цветковых растений с их опылителями, в роли которых могут выступать не только насекомые и другие беспозвоночные, но и птицы, и даже млекопитающие (летучие мыши), посвящены тома научной и популярной литературы. Тема эта поистине неисчерпаема, а потому мы остановимся лишь на одном из самых интересных примеров подобных взаимоотношений, поражающих целесообразностью взаимных приспособлений растения и животного. Соцветие смоковницы представляет собой грушевидную емкость, внутренняя поверхность которой усеяна мелкими невзрачными цветами. На верхушке емкости есть прикрытое чешуйками отверстие, пробраться через которое могут только крохотные осы бластофаги, являющиеся единственными опылителями смоковницы. В отличие от большинства растений у смоковницы существуют цветки трех типов. Женские цветки с длинными столбиками развиваются в соцветиях, которые после созревания превращаются в сочные соплодия — фиги, или инжир, заполненные массой семян. Мужские цветки развиваются в более мелких и остающихся жесткими и несъедобными соцветиях-каприфигах, и здесь же развиваются женские цветки с короткими столбиками. Осы откладывают яички в семязачатки этих цветков, где и развиваются их личинки. Выведшиеся взрослые самцы оплодотворяют самок своей генерации, и те, осыпанные пыльцой, отправляются на поиск цветков, где они могли бы отложить яйца. При этом осы посещают соцветия с длинностолбиковыми цветками, опыляя их, но отложить яйца в их завязи осам не позволяет слишком короткий яйцеклад. Таким образом, каприфиги не только служат для производства пыльцы, но и являются инкубаторами для развития насекомого-опылителя.

Еще один пример удивительно сложных симбиотических связей между растениями и животными — весьма распространенный в тропических и субтропических районах союз муравьев с растениями-мирмекофитами. Например, обитающие в Мексике муравьи Psevdomyrmex устраивают гнезда исключительно в полых сросшихся основаниями колючках акации шиповатой. То же дерево предоставляет своим постояльцам и пищу: специальные нектарники на черешках листьев вырабатывают сахаристую жидкость, которой питаются муравьи-рабочие, а богатые белками округлые выросты на верхушках листочков (так называемые тельца Бельта) служат основным кормом для личинок. Взамен дерево оказывается надежно защищено не только от листогрызущих насекомых и их личинок, но и от позвоночных животных-фитофагов, ведь стоит прикоснуться к ветке, как на обидчика посыплется град разъяренных муравьев. Кроме того, муравьи способствуют выживанию акации, обгрызая побеги тянущихся к дереву лиан и уничтожая проростки растений-паразитов.

Симбиоз — закон взаимопомощи в природе

Нашу планету заселяют десятки миллионов видов живых организмов, начиная с самых примитивных бактерий и до сложнейших по своей структуре позвоночных животных. Все эти виды находятся в постоянном и тесном взаимодействии друг с другом.

В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза. От желудочных и кишечных бактерий, без которых было бы невозможно пищеварение, до растений, чью пыльцу может распространять лишь один, определённый вид насекомых. На примере симбиотических отношений можно увидеть, что в природу живых существ Всевышним Творцом заложен поразительный закон взаимопомощи — все виды животных, растений, грибов, бактерий находятся в интенсивном контакте и помогают друг другу в процессах жизнедеятельности. В ходе таких контактов осуществляются действия или производятся вещества, которые являются для партнёров необходимыми и незаменимыми. В этой статье мы рассмотрим наиболее типичные примеры взаимовыгодного симбиоза, который определяется также другим термином — мутуализм.

Пчелы и цветы

16,63 KbСамым ярким и общеизвестным примером симбиоза, знакомого нам с детских учебников по природоведению и которого можем наблюдать в нашей с вами повседневной жизни — как на примере комнатных растений, так и в природе — является содружество пчел и цветов. Этот вид симбиоза служит для продолжения жизни, как растений, так и самих насекомых. Пчела берет у цветков нектар и пыльцу и, перелетая с цветка на цветок, доставляет другим цветкам необходимую для опыления пыльцу. Благодаря такой совместной работе растения размножаются. Сама же пчела благодаря цветам питается сладким нектаром и производит полезный мед.

Для привлечения насекомых у цветов имеются специальные механизмы — некоторые виды выделяют ароматы и запахи, которые притягивают насекомых со значительных расстояний, другие принимают яркую нарядную окраску. Но после опыления в цветках не остается нектара. И, чтобы пчела лишний раз не подходила к опустевшему растению, у цветов есть много способов сообщить об этом пчелам: они теряют аромат, сбрасывают лепестки, отворачивают свои головки в другую сторону или меняют цвет и блекнут.

Кроме пчел в опылении растений участвует еще огромное количество других насекомых — среди знакомых нам насекомых нашей полосы — это осы, шмели, всевозможные жуки и др. Ученые утверждают, что 70 процентов цветущих растений существуют благодаря именно насекомым. Кроме того, 30 процентов пищевых продуктов составляют культуры, опыляемые пчелами (В. Покидько).

Лишайники

В лишайниках гриб и водоросль сосуществуют друг с другом как единый организм - гриб получает от водоросля питательные вещества, производимые в результате фотосинтеза. Из зелёных водорослей поступают многоатомные спирты, которые легко усваиваются грибом. Цианобактерии поставляют в гриб глюкозу, а также азотсодержащие вещества, образуемые благодаря осуществляемой ими фиксации азота. Гриб же создаёт водоросли более оптимальный микроклимат: защищает её от высыхания, экранирует от ультрафиолетового излучения, обеспечивает жизнь на кислых субстратах, смягчает действие ряда других неблагоприятных факторов.

Стоит отметить, что лишайники играют важную роль в жизни биосферы. Например, вносят существенный вклад в процессы почвообразования, важна их роль в жизни животных в условиях Крайнего Севера, где растительность редка, в зимние месяцы они составляют около 90 % от рациона оленей. Особенно важен для оленей ягель (олений мох). Также лишайники используются человеком в качестве продукта питания и лекарственных препаратов.

Одним из хрестоматийных примеров взаимоотношений между живыми организмами служит классический симбиоз – взаимосвязь бобовых растений с азотфиксирующими бактериями. У растений отсутствует способность усваивать азот, содержащийся в атмосферном воздухе, поэтому к ним приходят на помощь бактерии рода Rhizobium. Эти бактерии обладают способностью фиксировать атмосферный азот, трансформировать его в доступные формы и передавать растениям. Азот является одним из основных компонентов структуры белка, поэтому для живых организмов особенно важно получать азот в доступной форме.

Бобовые растения, благодаря симбиозу с азотфиксирующими бактериями обогащают почву азотными соединениями. Поэтому часто в сельском хозяйстве бобовые используются для обогащения почвы азотом.

Однако бобовые растения не являются единственным примером в создании связей с азотфиксирующими микроорганизмами. Поспорить с бобовыми по степени накопления в почве доступных соединений азота может всем известное древесное растение – ольха. Симбионтами ольхи являются другие микроорганизмы – грибы из семейства актиномицетов. Также широко известны симбиозы с актиномицетами таких растений, как облепиха, лох, восковница. Древесные растения-симбионты могут широко применяться для улучшения почв. Черная и серая ольха, высаженные по берегам водоемов, не только закрепляют их, предохраняя почву от размывания, но и значительно обогащают ее азотом, что, в свою очередь, стимулирует появление на ней травяного покрова.

Еще необходимо рассказать о случае необычного симбиоза растений с микроорганизмами. Речь идет о водном папоротнике азолла и ее симбиозе с азотофиксирующими цианобактериями. Необычные свойства папоротника объясняются тем, что он тоже взаимодействует с микробами-азотфиксаторами и благодаря этому обогащает растущий рядом рис доступным азотом. Поэтому азоллу используют как удобрение для рисовых полей. Способности к азотфиксации в симбиозе азоллы впечатляющи: в лабораторных условиях папоротник накапливает за сутки до 7 мг чистого азота на 1 г сухой массы. В поле каждый гектар, на котором растет азолла, дает до 1000 – 1400 кг азота в год. (С.В. Мельникова).

Взаимоотношения микроорганизмов с человеком и млекопитающими

Несведущий в микробиологии человек видит практическое значение микроорганизмов в первую очередь во вреде, который они причиняют человеку, животным и растениям. Хотя микроорганизмы и выступают иногда в роли вредителей, их роль как полезных организмов существенно преобладает.

Бактерии населяют желудочно-кишечный тракт животных и человека и необходимы для нормального пищеварения. Особенно они важны для травоядных, которые питаются не столько растительной пищей, сколько продуктами её бактериального преобразования, а частично переваривают и самих бактерий. Только благодаря бактериям, которые содержатся в пищеварительном тракте, у животных и человека развита способность усваивать растительную пищу.

Еще одним удивительным примером взаимоотношений микроорганизмов с животными служит пищеварительная система жвачных животных. Например, у коровы, благодаря которой мы имеем возможность питаться ценнейшим продуктом — молоком, очень сложная пищеварительная система, специально предназначенная для переработки растительной пищи. Только желудок коровы состоит из четырех отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Около 85% объема желудка приходится на рубец. Рубец животного заселяют микроорганизмы, где организм животного обеспечивает им оптимальные условия существования, а они, в свою очередь, разрушая органическое вещество и превращая его в удобоваримую форму, обеспечивают животных важнейшими элементами питания. Для этого у них имеется набор всех необходимых ферментов.

Рубец можно рассматривать как большую бродильную камеру, которая обеспечивает наиболее подходящие условия для развития неисчислимого количества микроскопических организмов. Количество их поистине огромно и может достигать 10% содержимого рубца, т. е. в рубце коровы массой 500—600 кг находится около 7 кг этих незаметных карликов.

Подобного рода взаимоотношения существуют также между организмом человека и его кожной флорой. Нашей коже свойственна характерная бактериальная флора, которая потребляет питательные вещества, содержащиеся в поте. Нормальная кожная флора не вызывает никаких нежелательных явлений, если не считать выработки пахучих веществ. Полезные функции кожной флоры становятся очевидными тогда, когда при наружном применении антибиотиков или внутреннем перенасыщении ими ор­ганизма поражаются и кожные бактерии. В этом случае начинается размножение дрожжей и других патогенных грибов на коже человека (Общая микробиология).

Закон взаимопомощи в природе

В этой статье мы рассмотрели всего лишь несколько типичных примеров симбиотических отношений среди живых организмов, которые можем наблюдать в повседневной жизни. На самом деле, в природе таких примеров великое множество — каждое живое существо вступает в отношения с другими окружающими его организмами. Практически все такие отношения носят взаимовыгодный и взаимополезный характер.

На примере симбиотических отношений можно проследить удивительный закон взаимопомощи, заложенный Создателем в живой мир. Каждый организм обитает в тесном контакте с другими организмами, приходя на помощь и выручку друг к другу. На примере той же самой пчелы и цветка можно предположить, будто бы между ними существует взаимная договоренность об обмене нектара на распространение пыльцы. И эта договоренность работает в идеальном виде, сохраняется в течении миллионов лет, передаваясь с поколения в поколение. Каким же образом существа, не обладающие разумом, могут выполнять в столь совершенном виде взаимные обязательства? Даже люди, обладающие самым развитым интеллектом среди живых существ, не способны выполнять в идеальном виде все условия соглашений перед своими деловыми партнерами.

Объяснить это можно только действием специальной программы, которая заложена в животные и растения извне, и которая постоянно находится под чьим то контролем. Как-будто, все живые организмы, населяющие планету, представляют собой частицы единого запрограммированного механизма, работающего без сбоев и остановок в течение миллиардов лет. Каждая частица этого устройства строго выполняет свою функции, что приводит к общему результату. Создателем же такой конструкции является Всемогущий Творец, по воле которого поддерживается гармония, порядок и взаимопомощь в отношениях между частицами этого механизма.

Читайте также: