Схема посадки симфонического оркестра

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

В скобках указаны разновидности основных инструментов, которые участвуют только в очень больших оркестровых составах. Флейта-пикколо и кларнет-пикколо — это высокие разновидности флейты и кларнета. Английский рожок — это низкий, альтовый гобой. Бас-кларнет и контрафагот — низкие разновидности кларнета и фагота. Контрафагот — самый низкий инструмент в этой семье.

А вот группа медных духовых, о которых мы уже знаем:

Валторны

Трубы

Тромбоны

Туба

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. В отличие от барабанов, бубнов, тарелок они имеют определённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивается на конкретную ноту. А с помощью специального механизма эту ноту можно перестраивать. Но это долго. Поэтому, чтобы сыграть на литаврах мелодию из нескольких звуков, в оркестре используется несколько литавр, по-разному настроенных. Чаще всего три. Но на трёх нотах мало что сыграешь. И литавры используются только иногда, в особых местах — очень громких или особо красочных. А в паузах литаврист может не спеша перестроить свои инструменты.

Но уже в XIX веке ударные военного оркестра — большой и малый барабаны, тарелки, треугольник — становятся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный низкий гонг — тамтам. Это всё инструменты без определённой высоты звука. Всё же условная высота у них есть, и маленький звенящий треугольник записывается наверху, а рокочущий в басах тамтам — внизу. Но в самом верху семьи восседает старейшина: литавры.

Включались иногда в оркестр и ударные инструменты другого типа: с определённой высотой звука. Кто из вас не играл на детском металлофоне? И по виду, и по звуку он очень похож на оркестровые колокольчики. Только колокольчики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда — как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень похожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. В ХХ веке к этим инструментам добавились ксилофон, вибрафон и маримба.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в состав симфонического оркестра ХХ века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы, бонго-бонго, и многие другие. В некоторых современных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

И наконец, струнная группа. Это основа симфонического оркестра. Первые симфонические оркестры состояли главным образом из смычковых струнных, к которым могло быть добавлено 3-4 духовых инструмента. В современном симфоническом оркестре примерно 60-70 струнных инструментов делятся на 5 партий:

16-18 первых скрипок

14-16 вторых скрипок

10-14 альтов

6-10 контрабасов

Контрабасы — очень низкие инструменты, на октаву ниже виолончелей и раза в два больше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специальной высокой табуретке.

А вот как выглядит фрагмент симфонической партитуры 2 части Пятой симфонии П.И.Чайковского. Некоторые оркестровые инструменты (кларнеты, валторны, трубы) играют в своих особых строях, которые указываются рядом с названием инструмента.

отвечает им Соловей, когда они спрашивают у него совета.

Но для настоящих оркестровых музыкантов рассадка очень важна, потому что каждый инструмент обладает не только своим особым тембром, но и своей силой звука. Когда вы играете на фортепиано, вам нужно добиться, чтобы мелодия звучала ярко и красиво, а аккомпанемент не вылезал. Но на фортепиано играет один человек, и ему достаточно правильно распределить силу рук. А когда несколько человек на разных инструментах играют мелодию, а другие музыканты на своих инструментах играют разные детали аккомпанемента, то нужную силу звука для каждого установить очень трудно. И тут помогает специальная рассадка, в которой инструменты с тихим звуком помещаются ближе к публике, а громкие инструменты, наоборот, прячутся подальше.

Сегодня существует два вида рассадки — европейская и американская. И в той, и в другой на переднем плане располагается самая тихая струнная группа (кроме контрабасов). Европейская рассадка оркестра постепенно сформировалась в XIX веке во всех странах Европы. В этой рассадке первые скрипки сидят слева от дирижёра, а вторые — справа.

Наведите мышку на название группы под картинкой — и эта группа подсветится красным цветом.

Европейская рассадка

1.Первые скрипки, 2.Вторые скрипки, 3.Альты, 4.Виолончели, 5.Контрабасы, 6.Арфы, 7.Флейты и флейта-пикколо, 8.Гобои и английский рожок, 9.Семейство кларнетов, 10.Фаготы и контрафагот, 11.Валторны, 12.Трубы, 13.Тромбоны и туба, 14.Ксилофон, 15.Колокольчики, 16.Малый барабан, 17.Литавры, 18.Треугольник, 19.Тарелки, 20.Тамтам, 21.Большой барабан

В 1945 году американский дирижёр Леопольд Стоковский пересадил музыкантов. Всех скрипачей — и первых, и вторых — он посадил слева от дирижёра, справа на первыи план вывел виолончелистов, а контрабасы тоже переместил вправо, только сзади. Эта американская рассадка тоже оказалась удачной, и сейчас применяются обе.

Американская рассадка

1.Первые скрипки, 2.Вторые скрипки, 3.Альты, 4.Виолончели, 5.Контрабасы, 6.Арфы, 7.Флейты и флейта-пикколо, 8.Гобои и английский рожок, 9.Семейство кларнетов, 10.Фаготы и контрафагот, 11.Валторны, 12.Трубы, 13.Тромбоны и туба, 14.Ксилофон, 15.Колокольчики, 16.Малый барабан, 17.Литавры, 18.Треугольник, 19.Тарелки, 20.Тамтам, 21.Большой барабан

Когда придёте в филармонию на симфонический концерт, сразу посмотрите, где находятся контрабасы: справа или слева. По расположению контрабасов можно легко определить, какую рассадку использует дирижёр. Правда, иногда дирижёры комбинируют оба способа. Например, в американской рассадке меняют местами вторые скрипки и альты, что сближает её с европейской.

Самый главный музыкант оркестра — дирижёр. На концерте мы видим, как он машет руками, показывая музыкантам, где надо вступить. А в некоторых местах, где оркестрантам легко обойтись и без него, он просто опускает руки.

Но главная работа дирижёра происходит не на концерте. Сначала он должен выучить огромную партитуру — без оркестра. Глядя в ноты, он слышит всё, что там написано: всю музыку, все оркестровые краски. И только когда он выучит (в голове) всё произведение во всех деталях, можно приступать к репетициям.

На репетициях он должен добиться равновесия звучания всех групп оркестра, выделить главные детали оркестровки, определить нужные темпы. Он должен добиться от оркестра именно того, что он до этого услышал внутренним слухом, и при этом убедить всех музыкантов играть только так, и не иначе. А это иногда бывает самым трудным. Ведь каждый музыкант может слышать эту музыку по-своему. Но если каждый будет играть по-своему, не получится той стройности, которую мы слышим в могучем дыхании оркестра. Поэтому дирижёра можно сравнить с полководцем, который ведёт в атаку своих солдат.

В малом симфоническом оркестре чуть меньше струнных, меньше деревянных духовых (всех инструментов по 2, а не по 4, как в наших схемах), а медная группа представлена только двумя валторнами (иногда бывают ещё две трубы).

Струнный оркестр, как вы уже, наверно, догадались, состоит только из струнной группы.

А духовой оркестр не просто повторяет деревянную и медную группы симфонического. В нём есть свои особые инструменты. Подробнее мы о них узнаем, когда будем говорить о маршах. Ведь духовой оркестр — это военный оркестр. И когда-то он предназначался только для исполнения военных маршей. А сейчас для духового оркестра пишут даже симфонии.

Свои особые инструменты есть и в различных оркестрах народных инструментов. В русском народном оркестре это балалайки, домры, гусли, баяны. В неаполитанском оркестре (Неаполь — город в Италии) — мандолины, гитары. У каждого народа свои инструменты и свои оркестры.

А что такое камерный оркестр? Так называют очень маленькие оркестры в 15-20 человек, которые немногим отличаются от большого камерного ансамбля. В таких оркестрах дирижёру не обязательно всё показывать, иногда он сам играет на первой скрипке, а в своих паузах дирижирует смычком. Чаще всего камерные оркестры состоят из струнных инструментов.

Дирижер Дмитрий Лисс – о том, почему рассадка музыкантов в оркестре так важна



Как оказалось, существуют и другие схемы рассадки музыкантов в оркестре. О них специально для UMM рассказал художественный руководитель и главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра, народный артист России, лауреат Государственной премии России Дмитрий Лисс:

«Должен сказать, что существуют и другие варианты рассадки оркестра, кроме упомянутых в статье. Например в БСО Большом симфоническом оркестре имени Чайковского контрабасы находятся позади оркестра и стоят лицом к публике. Есть оркестры, и их довольно много, в которых справа от дирижера сидят альты, а не виолончели или вторые скрипки…

У обоих основных вариантов есть свои достоинства и свои недостатки. Так, в немецком варианте в более выгодной акустической позиции оказывается группа вторых скрипок, но при этом им намного труднее играть в ансамбле с группой первых скрипок. А в нашем зале (Большой концертный зал Свердловской филармонии) эти трудности значительно усиливаются из-за особенностей акустики. Кроме того, внутри каждой рассадки тоже существуют разные варианты – например, в разных местах может находится группа валторн, ударных, арфы и так далее. Это зависит во многом от акустики конкретного концертного зала. Бывало, на гастролях нам приходилось изменять привычную схему, чтобы добиться большей сбалансированности звучания.

Вообще, должен сказать, что в нашем зале очень трудно найти идеальную схему рассадки оркестра. Во-первых, размеры сцены очень невелики, и при исполнении произведений, в которых задействован полный состав оркестра (а бывает, что и с дополнительными музыкантами, и с хором), часть артистов оказывается буквально за пределами зеркала сцены. При исполнении кантатно-ораториальных произведений практически никогда не бывает задействована вся группа струнных инструментов – ее приходится сокращать, иначе для хора просто не останется места. Естественно, ничего хорошего в таком сокращении нет. А если в оркестре участвует орган, начинает страдать группа медных духовых, да и ударным приходится потесниться.

\u0421\u0430\u00ad\u043c\u0430\u044f \u0440\u0430\u0441\u00ad\u043f\u0440\u043e\u00ad\u0441\u0442\u0440\u0430\u00ad\u043d\u0451\u043d\u00ad\u043d\u0430\u044f \u0440\u0430\u0441\u00ad\u0441\u0430\u0434\u00ad\u043a\u0430 \u043c\u0443\u00ad\u0437\u044b\u00ad\u043a\u0430\u043d\u00ad\u0442\u043e\u0432 \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043e\u0440\u043a\u0435\u0441\u0442\u0440\u0430 \u00a0\u2013 \u00a0\u044d\u0442\u043e \u0430\u043c\u0435\u00ad\u0440\u0438\u00ad\u043a\u0430\u043d\u00ad\u0441\u043a\u0430\u044f \u00a0 (\u0440\u0438\u0441.1) (\u043f\u0435\u0440\u00ad\u0432\u044b\u0435 \u0438 \u0432\u0442\u043e\u00ad\u0440\u044b\u0435 \u0441\u043a\u0440\u0438\u043f\u00ad\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0441\u00ad\u043f\u043e\u00ad\u043b\u0430\u00ad\u0433\u0430\u00ad\u044e\u0442\u00ad\u0441\u044f \u0441\u043b\u0435\u00ad\u0432\u0430 \u043e\u0442 \u0434\u0438\u00ad\u0440\u0438\u00ad\u0436\u0451\u00ad\u0440\u0430, \u0432\u0438\u043e\u00ad\u043b\u043e\u043d\u00ad\u0447\u0435\u00ad\u043b\u0438 \u0438 \u0430\u043b\u044c\u00ad\u0442\u044b \u2013 \u0441\u043f\u0440\u0430\u00ad\u0432\u0430, \u0432 \u0446\u0435\u043d\u00ad\u0442\u0440\u0435 \u2013 \u0434\u0435\u00ad\u0440\u0435\u00ad\u0432\u044f\u043d\u00ad\u043d\u044b\u0435, \u0437\u0430 \u043d\u0438\u00ad\u043c\u0438 \u043c\u0435\u0434\u00ad\u043d\u044b\u0435 \u0434\u0443\u00ad\u0445\u043e\u00ad\u0432\u044b\u0435, \u0432 \u0433\u043b\u0443\u00ad\u0431\u0438\u00ad\u043d\u0435 \u0441\u043b\u0435\u00ad\u0432\u0430 \u2013 \u0443\u0434\u0430\u0440\u00ad\u043d\u044b\u0435, \u0441\u043f\u0440\u0430\u00ad\u0432\u0430 \u2013 \u043a\u043e\u043d\u00ad\u0442\u0440\u0430\u00ad\u0431\u0430\u00ad\u0441\u044b).

\u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438 \u0435\u0432\u00ad\u0440\u043e\u00ad\u043f\u0435\u0439\u00ad\u0441\u043a\u0430\u044f (\u043d\u0435\u043c\u0435\u0446\u043a\u0430\u044f) (\u0440\u0438\u0441.2) \u0440\u0430\u0441\u00ad\u0441\u0430\u0434\u00ad\u043a\u0430 (\u043f\u0435\u0440\u00ad\u0432\u044b\u0435 \u0441\u043a\u0440\u0438\u043f\u00ad\u043a\u0438 \u0438 \u0430\u043b\u044c\u00ad\u0442\u044b \u0441\u043b\u0435\u00ad\u0432\u0430 \u043e\u0442 \u0434\u0438\u00ad\u0440\u0438\u00ad\u0436\u0451\u00ad\u0440\u0430, \u0432\u0442\u043e\u00ad\u0440\u044b\u0435 \u0441\u043a\u0440\u0438\u043f\u00ad\u043a\u0438 \u0438 \u0432\u0438\u043e\u00ad\u043b\u043e\u043d\u00ad\u0447\u0435\u00ad\u043b\u0438 \u0441\u043f\u0440\u0430\u00ad\u0432\u0430).

\u0412 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0447\u0430\u0449\u0435 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0430\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0430\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u0440\u0430\u0441\u0441\u0430\u0434\u043a\u0430, \u0445\u043e\u0442\u044f \u0438 \u043d\u0435\u043c\u0435\u0446\u043a\u0430\u044f \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c.

\u0412\u043e\u0442 \u0441\u0445\u0435\u043c\u044b, \u043d\u043e \u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u0434\u0451\u0442\u0441\u044f \u0441\u0430\u043c\u043e\u043c\u0443, \u0438\u0437\u0432\u0438\u043d\u0438. ">]" data-testid="answer_box_list">

AllAlla19

Відповідь:

Са­мая рас­про­стра­нён­ная рас­сад­ка му­зы­кан­тов симфонического оркестра – это аме­ри­кан­ская (рис.1) (пер­вые и вто­рые скрип­ки рас­по­ла­га­ют­ся сле­ва от ди­ри­жё­ра, вио­лон­че­ли и аль­ты – спра­ва, в цен­тре – де­ре­вян­ные, за ни­ми мед­ные ду­хо­вые, в глу­би­не сле­ва – удар­ные, спра­ва – кон­тра­ба­сы).

Также используется и ев­ро­пей­ская (немецкая) (рис.2) рас­сад­ка (пер­вые скрип­ки и аль­ты сле­ва от ди­ри­жё­ра, вто­рые скрип­ки и вио­лон­че­ли спра­ва).

В России чаще используется американская рассадка, хотя и немецкая тоже может быть.

Пояснення:

Вот схемы, но рисовать придётся самому, извини.





Новые вопросы в Музыка

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор.

Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов.

Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр. Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов.

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на "главном месте"), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам - все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых - от восьми до шестнадцати, альтов - от шести до четырнадцати, виолончелей - от шести до двенадцати, контрабасов - от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот. Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра - медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые - флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки.

Схема размещения духового оркестра:
1 -кларнеты; 2 -флейты; 3 - гобои; 4 - фаготы; 5 - бассеты; 6 - саксофоны; 7 - валторны; 8 - кларнеты; 9 - альты;
10 - теноры; 11 - баритоны; 12 - басы; 13 - трубы; 14 - тромбоны; 15 - контрабасы; 16 - литавры; 17 - ударные

Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре Чайковского "1812 год".

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра "1812 год"
Исполняют Берлинский филармонический оркестр (дирижер Герберт фон Караян)
и Хор донских казаков под руководством Сергея Жарова.
Запись 1967 года.

Особый вид духового оркестра, так называемая "банда" (итальянское слово banda означает отряд). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная церемония или движется шествие.

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал "Кружок любителей игры на балалайках". Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник "Великорусский оркестр" - так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе "Струнные инструменты"), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.

Схема размещения оркестра русских народных инструментов:
1 - домры альт; 2 - домры бас; 3 - балалайки; 4 - бас балалайки; 5 -флейты; 6 - кларнеты;
7 - рожки; 8 - баяны; 9 - литавры; 10 - ксилофон; 11 - бубен; 12 - ударные; 13 - гусли

Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен. В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных республиках и странах. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны.

Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам - от больших, похожих на симфонические, таких как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения, до совсем маленьких, похожих скорее на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.

Схемы размещения эстрадных оркестров:
1 - скрипки; 2 - контрабас; 3 - кларнеты; 4 - саксофоны; 5 - валторны; 6 - тромбоны;
7 - трубы; 8 - туба; 9 - ударные; 10 - рояль; 11 - арфа; 12 - аккордеоны; 13 - органола

Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, "Советский композитор", 1984)

В мире создано множество классических музыкальных произведений, которые полноценно может исполнить лишь симфонический оркестр – под этим термином подразумевают коллектив музыкантов, играющих на разнородных музыкальных инструментах. Коллектив управляется дирижёром. В состав такого коллектива может входить более сотни музыкантов. Разберёмся, какие инструменты входят в симфонический оркестр.

История

Совместная игра музыкантов, использующих разнотипные музыкальные инструменты, известна с древнейших времён – барабаны усиливали воинственное звучание труб, а флейта звучала вместе с арфой. Однако, к формату симфонического оркестра пришли сравнительно недавно, лишь в ХVIII веке. К появлению такого формата привело как развития музыкального искусства, так и совершенствование музыкальных инструментов. Принцип данного объединения основан на гармоничном звучании нескольких групп инструментов. Именно такой состав симфонического оркестра был способен исполнять музыкальные произведения, которые относились к новому для того времени жанру, а именно к симфониям, выросших из оперных увертюр.

Cостав симфонического оркестра

После довольно длительной эволюции, к середине ХIХ века, структура музыкального коллектива данного формата приобрела современные очертания. Сейчас в нём, в обязательном порядке присутствуют 4 группы инструментов. Перечислим их:

  • струнно-смычковые;
  • деревянные духовые;
  • медные духовые;
  • ударные.

Помимо этого, в определённых случаях в состав коллектива включают арфу, относящуюся к струнным щипковым инструментам, а кроме того, орган и фортепиано. Рассмотрим подробнее особенности групп инструментов симфонического оркестра.

Струнные смычковые

К данному типу относят инструменты, звук из которых получают путём проведения смычка по струнам. В группу струнных инструментов симфонического оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Альт похож на скрипку, но крупнее её и звучит в более низком регистре. Виолончели и контрабасы сохраняют строение скрипки, но при этом они значительно крупнее её и обладают гораздо более низким звучанием. Самым низким по звучанию является контрабас. Изредка используется октобас, который крупнее контрабаса, а его звучание ещё более низкое. Струнная группа обладает широчайшим возможностями, оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей и считается основной.


Деревянные духовые

Эта группа вобрала в себя следующие основные инструменты: флейту, гобой, кларнет и фагот. Кроме того, широко используются разновидности перечисленных представителей группы. Так, английский рожок является вариацией гобоя, контрафагот – разновидность фагота и т.д. Для их изготовления используется не только дерево, но и металл, и даже пластик. Музыкальные возможности деревянных духовых инструментов не столь значительны, по сравнению со струнно-смычковой группой, но они обладают очень красивым, неповторимым тембром и великолепно звучат в общем ансамбле.

Ударные

В ударную группу входят литавры, тарелки, ксилофон, большие и малые барабаны, треугольник, колокольчики и колокола, бубен, кастаньеты. Зачастую определённые ударные инструменты используются для того, чтобы создать или подчеркнуть какой-либо образ. Например, восточные темы часто подчёркиваются звучанием треугольника, а для воспроизведения музыки в испанском стиле используются кастаньеты. Иногда в качестве ударных применяют довольно неожиданные предметы. К примеру, наковальню в музыке Вагнера или печатную машинку в одном из произведений Эрика Сати.

Медные духовые

Далеко не всегда медные духовые инструменты симфонического оркестра изготавливаются именно из меди. Для их изготовления может использоваться латунь и серебро. Возможности медно-духовой группы значительно расширились в XIX веке, когда были внедрены несколько усовершенствований. Основные представителя группы это труба, валторна, тромбон, туба. При этом туба обычно используется одна, а остальных представителей группы бывает от двух до восьми.


Звук из арфы извлекают щипками натянутых струн, которых насчитывается до сорока семи. Этот инструмент отличается широким звуковым диапазоном, необычайно нежным звучанием и внешне выглядит очень эффектно. Арфу часто используют, когда нужно подчеркнуть атмосферу античности. К тому же, она может имитировать звук лютни или гитары.

Фортепиано

В состав симфонического оркестра включают и фортепиано. Это клавишный инструмент, на котором исполняется огромное количество музыкальных произведений, в том числе и фортепианные концерты с сопровождением. Ему присуща универсальность, великолепное звучание, широкие возможности музыкального плана, способность воплощать самые разные замыслы композитора. Фортепиано используют как сольный инструмент, сопровождаемый оркестром, а также в качестве одного из инструментов, сопровождающих исполнение музыкального произведения.

Орган

Данный клавишный духовой инструмент иногда включают в состав оркестра. Наиболее совершенные и крупные органы по своим возможностям сопоставимы с целым симфоническим оркестром. Они отличаются исключительным богатством звуков, широчайшим динамическим диапазоном и многими другими возможностями. Тем не менее, органы применяют не только в качестве сольных инструментов, но и в сочетании с симфоническим оркестром.

Схема расположения инструментов

Схему расположения чаще называют рассадкой. Решение о типе рассадки принимает дирижёр. Оркестрантов рассаживают таким образом, чтобы они могли видеть действия режиссёра. При этом однотипные инструменты группируются вместе для лучшего взаимопонимания музыкантов. Расположение групп должно обеспечить наилучшее исполнение музыки. В любом случае, музыканты рассаживаются веером, центром которого является дирижёр. В настоящее время в мире используются два типа рассадки – американская и немецкая. Рассмотрим особенности каждой.

Американская

При данной рассадке слева от дирижёра, сегментами располагаются первые и вторые скрипки (вторые ближе к центру), а по правую сторону виолончели и альты (альты ближе к центру). За виолончелями контрабасы. Далее по центру размещена деревянная духовая группа, за ней медно-духовая. Ударная секция расположена дальше прочих, на участке от центра и левее. Фортепиано и арфа находятся слева, в глубине сцены.

Немецкая

Данный тип рассадки предполагает следующее размещение струнной группы: слева от дирижёра первые скрипки, правее и ближе к центру виолончели, потом альты и справа от дирижёрского центра вторые скрипки. Контрабасы слева. Медная духовая секция перемещается правее, валторны левее, ударные размещены в правой части сцены.

Заключение

Как видим, современный симфонический оркестр представляет собой весьма сложный организм. На качество звучания этого коллектива влияют многие факторы – состав музыкальных инструментов, их размещение, акустика концертного зала, и конечно же, талант дирижёра и музыкантов. Ну а прекрасно исполненная классическая музыка оказывает глубокое и как правило положительное влияние на личность человека, а также на его душевное состояние.

Читайте также: