Село тли северная осетия

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Северная Осетия — большая республика. Она раскинулась от Дарьяльского ущелья (Военно-Грузинской дороги) на востоке и до Дигорского ущелья на западе.
Осетины исповедуют преимущественно православие, от того тут получается удивительный симбиоз гостепреимной горской крови, христианских традиций,
язычества и мусульманства.

Итак, наш маршрут начинается сразу после Владикавказа в Дарьяльском ущелье на Военно-Грузинской Дороге. Через десяток километров, за селением Чми уходим в горы, направляясь в сторону почти покинутого села Старая Саниба.

В некоторых местах, петляющая горная грунтовая дорога почти вплотную прижимается к государственной
границе с Грузией, о чем и сообщают такие вот информационные щиты.

А впереди уже нас ожидает первый перевал — Санибанский, достаточно простой и невысокий.

Старая Саниба — древнее село, расположенное на северо-западном склоне Казбеги, основанное в раннем средневековье, в ущелье реки Кауридон.
Увы, сейчас село практически полностью оставлено и проживают в нем всего с десяток человек.
А в нескольких километрах западнее, расположено печально известное Кармадонское ущелье с шумной рекой Геналдон и таким же печально известным ледником "Колка".

Да, это тот самый ледник, с которого случился сход разрушительного селя 20 сентября 2002г. Он привел к гибели более 100 человек, включая съемочную
группу режиссера и актера Сергея Бодрова — младшего.

Спустя 15 лет, уже мало, что напоминает о следах той разрушительной трагедии, кроме установленной стелы в память о погибших.

Старые дороги оказались погребены под многометровым слоем камней от сошедшего селя, а сверху за десятилетие накатаны новые дороги.
Поднявшись от стелы к поселку Кармадон можно найти остатки заброшенного бальнеологического курорта "Кармадон" и разрушающийся поселок, в котором проживают едва-ли несколько сотен жителей. Тем не менее, из источника можно набрать минеральной лечебной воды, известной в России как "Кармадонская", а немного поднявшись вверх по течению Геналдона по грунтовой дороги вдоль реки,
установлены символические ванны для принятия термальных ванн.

Между прочим, в Кармадонское ущелье можно попасть и по радиальной трассе P299 из Владикавказа, проложенной по этому живописному ущелью.

Дальше наш путь лежит через невысокий и простой Даргавакский перевал на высоте 1791м в одноименное Даргавакское ущелье.

Место широко известное, благодаря расположенному здесь средневековому некрополю и сохранившимся родовым боевым башням.

Считается, что некрополь датирован IX-XVIII веками и является самым крупным захоронением на Кавказе, состоящим более, чем из 90 строений и
располагаясь на склоне горы Чиздинхох.

Само село Даргавас, несмотря на долгую историю, также уже немногочисленно по постоянному населению, сказывается миграция населения в
экономически-активные районы.
Через несколько километров в селе Фазикау, можно свернуть к селу Джимара. За мостом в Джимаре начинается живописная дорога вверх по реке Мидаграбин
к леднику Зейгалан.

У подножья ледника находится самый высокий водопад Европы и одни из десяти высочайших водопадов планеты — Мидаграбинский водопад.

Главный водопад носит имя — Большой Зайгелан и его высота составляет около 750 м.

При большом упорстве и желании, по малой воде, возможно подъехать практически до 400-500 м от чаши водопада.

Для искателей приключений, можно проехать заброшенной дорогой от Джимары на Верхний Фиагдон

Через медные рудники, которые ныне не функционируют.

Поднявшись вверх откроется вид на Фиагдонскую котловину

А потом, будете наслаждаться весьма непростым горным “трофи”, через заросшие горные дороги к заброшенному руднику с крутыми спусками и подъемами.

Перед Верхним Фиагдоном будет очередной простой перевал — Какадурский (1788 м) по дороге с твердым покрытием, и он доступен в любую погоду для любого автотранспорта.

Верхний Фиагдон — бывший горняцкий поселок, сейчас пытается пережить второе рождение, благодаря находящемуся рядом мужскому Свято-Успенскому Аланскому монастырю.

Монастырь основан в 2000 году и поэтому его историческая ценность совсем невелика, хотя сюда и приезжают немногочисленные туристические автобусы через Архонский перевал и Транскавказкую магистраль.

Но основная достопримечательность Куртатинского ущелья в другом — здесь расположен шипучий минеральный источник Хидикус, по правому берегу одного из притоков Фиагдона.

Чтобы добраться до источника, потребуется проехать пару десятков километров к самому подножию Куртатинского перевала по вполне сносной грунтовке, но оно того стоит — минеральная вода из источника имеет фантастический и неповторимый вкус,
а местные предприниматели занимаются разливом и упаковкой воды по пластиковым бутылкам прямо на источнике.

Если внимательно посмотреть на старые карты “генштаба”, видно, что от источников уходит дальше дорога на Куртатинский перевал — но это ошибка в картографии.

С северной стороны на высоте 2800-2900 м, технологическая трасса под ЛЭП в Южную Осетию упирается в отвесные скалы — навряд ли когда-то здесь существовал перевал для колесной техники.

Только пешеходная и конная тропа. Чуть позже проверим проходимость Куртатинского перевала со стороны Рокского тоннеля.

В Куртатинской долине очень много развалин древних аулов. Многие века эти места населяли осетины, но со временем они были вынуждены покинуть эти места и уйти в равнинную часть республики.

В этой части Осетии изучать больше нечего, поэтому через очередной горный перевал — Архонский на высоте 2206м, уходим в сторону Транскавказкой магистрали.

Пока все три пройденных перевала являются абсолютно гражданскими и проходимыми почти в любое время года (кроме зимы) на легковой неполноприводной технике.

Исключение составляют только грунтовые дороги вверх по ущельям к водопаду и источникам — там легковой неполноприводной технике местами будет непросто, а кое-где в дождливую погоду и непроходимо.

Спустившись в село Верхний Унал, опять изучение старых карт и прямой дороги на село Холст,
который расположен на склоне горы Архон и близ которого располагалось большое количество рудников. Увы, но дорога от Унал на Холст вдоль реки
оказалась разрушена многочисленными лавинами, а возвращаться к Архонскому перевалу уже не хотелось.

В этой части Осетии, последним более-менее населенным пунктом является Мизур. Мамиссонское же ущелье фактически пустое, а населенные пункты покинуты.
Тем не менее, перед Рокским тоннелем стоит международный автомобильный пограничный переход(МАПП) между Россией и Южной Осетией, а Росавтодор исправно продолжает
поддерживать Транскам и Рокский тоннель в удовлетворительном состоянии для обеспечения жизнедеятельности Южной Осетии — так как это единственный коридор с внешним миром.

Стоит отдельно сказать и про Военно-Осетинскую дорогу — важный перевальный маршрут черз ГКХ, построенный в 1897г и соединившей Владикавказ и Кутаиси.
Это был стратегически важный транспортный путь, особенно во время Великой Отечественной войны, но он утратил своё значение после завершения строительства Траскама.

На деле же, по Транскаму сейчас возможно движение только до Цхинвалла — дальше дорога блокирована как с грузинской, так и с юго-осетинской стороны.
Получается как всегда, были затрачены колоссальные средства на строительство круглогодичного более безопасного дублера Военно — Грузинской дороги в позднесоветское
время, но уже почти 10 лет магистраль используется практически в качестве сельской дороги.

До селения Нижний Зарамаг Военно-Осетинская дорога идет по Транскаму, и дальше уходит в Мамисонское ущелье.

В настоящее время сквозное движение по Военно — Осетинской дороге не осуществляется, так как на Мамисонском перевале отсутствует пограничный переход, а сам
перевал, после событий августа 2008г (Грузино — Осетинский конфликт), занят Российскими пограничниками.
С грузинской же стороны, полиция стоит под перевалом за селением Шови, но об этом позднее.

Напомню, что ранее остался небольшой долг по Куртатинскому перевалу — убедиться в проходимости перевала для колесной техники с обратной стороны хребта.
Для того, чтобы попасть на Куратинский перевал, необходимо пройти МАПП и перед Рокским тоннелем вдоль реки Закка до села Абайтикау — это крайнее село, находящееся в 5-км пограничной зоне.

В паре километрах выше по реке Закка, стоит застава, в направлении перевалов Сивераут, Закка и Калота в Грузию, блокирующая дальнейшее движение к границе,
а серьезные парни в полной боевой разгрузке, молча потребуют ваши пропуска и попросят развернуться обратно, ведь эти перевалы с высотами более 3000м — древние караванные пути из Европы в Азию.

От селения Абайтикау начинается крутой серпантин наверх к Куртатинскому перевалу — серпантин иногда расчищается для обслуживания высоковольтной ЛЭП, идущей в Южную Осетию через перевал.

Но тем не менее, порой угол подъема достигает 30-35 градусов и даже объемистый атмосферный дизель с отличным охлаждением начинается критически перегреваться на пониженной передаче.

В некоторых местах необходимо включать блокировки мостов, чтобы продолжить движение.

Но в награду за упорство, поднявшись на перевал и преодолев отметку в 3293м,
открываются действительно фантастические виды как на Куртатинское ущелье с одной стороны

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров "Осетинскя лира", по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

В восьми километрах западнее столицы Северной Осетии г. Орджоникидзе расположено равнинное селение Гизель. Когда осенью 1942 года немецко-фашистские захватчики рвались к Военно-Грузинской дороге, здесь шли тяжелые бои. На полях и холмах между Орджоникидзе и Гизелью пролегал последний и роковой для фашистов рубеж, который они не смогли пройти. Отсюда, остановив и обескровив врага, наша армия двинулась в наступление, вперед — на Запад. Места эти покрыты боевой славой советских солдат. Здесь 9 ноября 1942 года комсомолец-сибиряк Петр Барбашов закрыл грудью амбразуру вражеского дота, навсегда обессмертив свое имя.

Фактически здесь два населенных пункта — Верхний Кобан и Нижний. Нижний Кобан — местный центр: здесь сельсовет, автостанция, почта, магазин, кафе, школа-интернат. Верхний Кобан расположен несколько выше и сейчас слился с Нижним Кобаном в одно большое селение. Эти некогда глухие осетинские аулы дали имя блестящей археологической культуре I тысячелетия до н. э. — кобанской и прославили землю Осетии в мировой науке.

В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Весенние воды вызвали обвал одной из террас левого берега Гизельдона. В обрыве открылись многочисленные каменные ящики с человеческими скелетами и массой бронзовых вещей. Тогда же местный алдар (помещик) Хабош Кануков собрал находившиеся в могилах вещи и представил их в Кавказский музей в Тифлисе. Коллекция из Кобана привлекла внимание археолога Г. Д. Филимонова, приехавшего в Тифлис для подготовки антропологической выставки в Москве. По достоинству оценив находки, Г. Д. Филимонов в 1877 году впервые произвел небольшие раскопки в Кобане.

В Кобан начинается настоящее паломничество русских и европейских ученых. Уже в 1880 году сюда приезжают немецкий археолог Фридрих Байерн, французский ученый Эрнест Шантр и светило тогдашней европейской науки, археолог и антрополог Рудольф Вирхов. Все они ведут в Кобане раскопки, а Вирхов по возвращении с Кавказа издает в Берлине специальную книгу о кобанском могильнике в Осетии.

Чем объясняется слава древнего Кобана? Прежде всего, конечно, высоким уровнем культуры, поразившим воображение ученых XIX века. Необычайно яркий расцвет бронзовой металлургии, производившей массу подлинно художественных предметов, стоящих на грани высокого искусства, оказался непревзойденным и в последующие эпохи. Выдающиеся достижения в области материальной культуры для того времени подразумевают подъем и в области культуры духовной, во всех сферах жизни общества. Поэтому кобанское общество мы можем считать по своему культурному уровню передовым для того времени.

В могильниках кобанской культуры содержалось огромное количество бронзовых предметов — украшений, оружия, посуды. Железо вначале существования этой культуры встречалось редко (в основном в качестве инкрустации по бронзе), но число железных предметов постоянно и быстро увеличивается и примерно с XVI века оружие почти сплошь железное. Из бронзового оружия выделяются весьма оригинальные и изящные литые топоры и кинжалы. С погребенными клали также разнообразные привески в виде фигурок животных и птиц, глиняную и металлическую посуду. Одежда скреплялась массивными бронзовыми застежками — фибулами (напоминающими современные английские булавки) и большими стержневыми заколками. Головные уборы покрывались мелкими бляшками, к вискам подвешивались очковидные аграфы. Руки и ноги украшали бронзовые браслеты, спиральные наручники и налокотники. Женские косы вставлялись в похожие, но более узкие спиральные накосники, шеи женщин обрамляли ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Наконец, нельзя не отметить и такую интересную деталь, как широкие мужские пояса из листовой бронзы, скреплявшиеся массивными пряжками.

Итак, на уникальном топоре из Кобана неведомый художник запечатлел древний сюжет змееборства, борьбы человека за солнечный свет и воду — самое сущее на земле. Аналогичные сюжеты были распространены у многих народов.

Изображения размещались на плоских лопастях топоров. Они точно вписаны в очень ограниченное пространство лопасти и поражают уверенностью рисунка, острой наблюдательностью и поистине блестящим мастерством кобанских художников-граверов. В IX—VIII веках до н. э. они выработали свой, присущий кобанской культуре, художественный стиль. В центре его тератологические мотивы — звери, рыбы, птицы, населяющие три стихии мироздания — землю, воду и небо.

Великолепные топоры кобанской культуры обнаружены за последние годы в богатом могильнике у юго-осетинского села Тли (в верховьях Большой Лиахви). Некоторые топоры из Тли покрыты настолько глубокой и благородной темно-зеленой патиной, что кажутся сделанными из нефрита.

Те же изображения собак, оленей, змей мы видим на бронзовых пластинчатых поясах и пряжках. Стиль всех этих рисунков един, изобразительные средства лаконичны. Как и на топорах, фигуры животных и змей иногда заполнялись точечным пунсоном, косой штриховкой, геометрическим орнаментом. Почему именно эти животные, змеи и рыбы были так популярны у кобанцев? Ведь в кавказских лесах кроме оленей водились медведи, кабаны, рыси, волки, в высокогорье — горные туры. Но на топорах их нет.

Однако вернемся к металлическим поясам. Они имели не только практическое, но и культовое значение — с поясом связывались магические действия и обряды, а изображения безусловно носили культово-символический характер. В Кобане до революции был найден один такой пояс из широкой бронзовой пластины. Благодаря выдающимся по своим результатам раскопкам осетинского археолога Б. В. Техова на могильнике Тли число пластинчатых поясов значительно увеличилось. Края поясов обычно покрыты геометрическим орнаментом, а в среднем поле помещены либо упоминавшиеся выше животные, либо настоящие сюжетные сцены. Так, в могиле № 40 был найден очень интересный пояс длиной 110 см, шириной 9,2 см. С лицевой стороны поле пояса разделено на три фриза, в которых помещены бегущие слева направо животные — сначала фантастические грифоны с львиными туловищами, орлиными крыльями и человеческой головой в остроконечном шлеме, затем — быки, львы, лошади, всадники в таких же шлемах, стрелки из лука, боевые колесницы с воинами в них, взлетающие в воздух орлы. Все в движении и стремительно мчится, догоняя друг друга. Этот пояс не местного происхождения — он завезен из древнейшего на территории СССР государства Урарту, занимавшего в IX—VI веках до н. э. Южное Закавказье. Может быть, это боевой трофей захороненного в Тли воина.

Еще более интересен пластинчатый пояс из погребения № 76, представляющий шедевр кобанского искусства. Длина его 103 см, ширина 10,5 см. Края обрамлены двумя орнаментальными фризами, а широкое среднее поле сплошь заполнено сценой облавной охоты. Охотники — один пеший, другой конный. Пеший охотник правой рукой стреляет из лука сложной конструкции в тура (одна стрела уже поразила его в шею), а левой в то же время достает стрелу из колчана. Перед туром присел, вскинув голову, олень, поражаемый змеей со стреловидной головой. Далее изображен волк, перед ним три птицы, видимо, куропатки.

Такие же птицы помещены под фигурами тура и оленя, между туром и охотником.

Посмотрим, что делается на правой половине пояса. Здесь конный охотник, подобно первому перехваченный в талии широким поясом (не металлическим ли?), с луком и колчаном за спиной, гонит перед собой животных — оленя, тура, кабана, снова оленя и быка. Животные движутся влево, к первому охотнику. Совершенно очевидно, что функции охотников разделены — конный гонит зверей на пешего, который их бьет. Именно поэтому конный охотник держит в правой руке не оружие, а какой-то предмет, напоминающий плеть. К морде лошади подвешен еще один предмет, требующий истолкования. Он очень похож на стилизованные головы людей — нос, подбородок, глаз, волосы в виде косых штрихов. Сомнений в том, что это голова человека, не остается. Обычай отсекать головы убитых врагов или снимать с них скальпы, подвешивая их к уздечке коня, был широко распространен в ту эпоху. В частности, так поступали и скифы.

Поражает совершенство композиции. Изображения людей, животных и птиц размещены столь искусно, что приходится думать о предварительном нанесении на пояс рисунка, после чего начиналась гравировка по металлу резцом. Рисунок выполнен уверенной и твердой рукой большого мастера. Глядя на это удивительное творение древнего искусства, мы испытываем чувство восхищения и благодарности к талантливым художникам Кобана.

До сих пор мы знакомились с кобанской графикой. Но ею не исчерпывается содержание кобанского искусства. Не менее значительным художественным явлением можно считать и кобанскую мелкообъемную скульптуру. Это литые из бронзы фигурки людей, всадников, баранов, оленей, кабанов, рыб, змей, собак, лошадей, птиц. Часто встречаются изображения не целых животных, например — бараньи головы с круто завернутыми рогами, головы туров. Встречается также кисть руки человека. Иногда на кисти руки помещены одна-две лающие собаки. Это, вероятно, охотничий амулет, который должен был способствовать успешному исходу дела.

Известны целые скульптурные композиции. Так, верхняя часть бронзовой булавки из Кобана украшена следующей сценой: на оленя с ветвистыми рогами нападают две лающие собаки. Произведение выполнено в строго реалистическом духе. Рукоять одного из кобанских кинжалов венчают две головы собак, держащих в зубах баранов. А как сложна и прихотлива композиция из знаменитого Казбекского клада, найденного в 1877 году в южном конце Дарьяльского ущелья! Это бронзовое литое навершие (возможно. от деревянного посоха местного родового старейшины) высотой 20 см. Основа композиции — девять турьих голов с мощными рогами, по три головы в ряд. На рогах среднего ряда стоит обнаженный мужчина с боевой булавой в левой руке. К нижнему ряду голов на колечках подвешены три массивных колокольчика. Эта вещь, как и другие произведения кобанской мелкообъемной скульптуры, отлита при помощи сложной восковой модели. Мастерство кобанских литейщиков достигло здесь полного совершенства.

В эпоху Кобана, когда в патриархально-родовом обществе сохранились глубокие следы матриархата, существование культа женщины-богини весьма вероятно. Ведь не случайно один из наиболее архаичных образов нартского эпоса, образ мудрой Сатаны, восходит к эпохе матриархальных отношений. Не есть ли это звенья одной, ныне разорванной цепи?

Уникальное произведение кобанского мастера долгое время не имело аналогий в первобытном искусстве. Теперь такая аналогия есть. Это каменное скульптурное изображение человеческой головы, найденное на притоке Оби реке Туй. Сходство их удивительное, хотя, конечно, прямой связи между туйской и нартской головами не существует, как не существовало и прямых связей между кобанской культурой Кавказа и усть-полуйской культурой Сибири.

Но понять и раскрыть кобанское искусство и его расцвет без учета связей и взаимоотношений нельзя. Давно установлена местная основа кобанской культуры. Что же касается богатого искусства Кобана — и графики и скульптуры — в предшествующих местных северокавказских культурах его истоков нет. Искусство Кобана неразрывно связано с одновременным искусством Закавказья и Северо-Западного Ирана, где в расписной керамике III—II тысячелетия до н. э. (Тепе-Сиалк, Тепе-Гиян и др.) и бронзах Луристана мы явственно ощущаем те художественные элементы, те стилистические особенности, которые расцветают в Кобане. Это — один тесно связанный культурный и художественный мир, интереснейшее прикладное искусство которого еще плохо известно не только читателю, но и специалистам-искусствоведам.

[1] В. А. Городцов. Бытовая археология, М., 1910, стр. 283.

[2] Л. П. Семенов. Памятник древнего культа Осетии.— Материалы и исследования по археологии СССР, № 23, М.—Л., 1951, стр. 142.

Заселение осетинами верховьев р. Джоджора

В верховье бассейна р.Джоджора первыми из современных осетин поселились четыре брата Гуларовы: Коой, Теблой, Засе и Хуыга, которые, как рассказывали Теблоев Н.Т. и Наниев А.Т., до этого жили в районе селения Тиб Мамисонского ущелья. Долину они застали безлюдной, так как прежние жители до прихода новых поселенцев покинули ее и перебрались в другие районы Грузии. Гуларовы долину разделили по числу братьев на четыре части, основав в ней поселения.

Первое поселение Саджилзаз было образовано на правом берегу р.Джоджора в двух км к западу от Чистского узкого прохода, второе селение Масигуат — на правом берегу р. Джоджора у самого входа Масигуатского узкого прохода, третье селение Фазикау
и четвертое селение Щасаули — на правом берегу р. Джоджора южного подножия г. Хуыгаты-хох. В первом селении поселился Кошой, во втором — Теблой, в третьем — Засе и в четвертом — Хуыга. И именовались они: Кошойта — Кошоевы, Теблойта — Теблоевы, Засета — Засеевы, Хуыгата — Хугаевы. Так возникли в долине указанные выше новые четыре поселения и сформировались в них четыре новые фамилии из рода Мамисонца Гулара. Гулар — это отец братьев Кошой, Теблой, Засе и Хуыга, от него происходит их фамилия — Гуларта — Гуларовы. Из четырех новых фамилий три последние до сих пор сохраняются без изменения, первая изменилась. Впоследствии от этих новых фамилий отделились группы, которые расселились внутри долины.

Теблоевы вначале поселились в сел. Масигуат, а потом часть их выселилась в сел. Гулианта, расположенное в устье Уезуриком.
Первое село было однофамильное, жили в нем только Теблоевы, во втором селе, кроме Теблоевых, жили Гагиевы, Багаевы, Козаевы и Бестаевы.

Засеевы, прожив в сел. Фазикау некоторое время, распались на три группы, одна из которых осталась жить на месте, другая переселилась в Гужитиком и там на восточном склоне Хуыгаты-хох образовала родовое поселение Фасраг. Третья группа перешла на восточный конец Масигуатского узкого прохода и основала на левой террасе р. Джоджора сел. Бзитикау. Бзи был старший из переселившихся сюда Засеевых и его именем названо село. Итак, Засеевы в долине жили в трех однофамильных поселениях.
Хугаевы тоже после некоторого времени разделились на несколько групп. Часть их осталась жить в сел. Шасаули, а остальные расселились внутри долины. В долине Хугаевы одно село образовали в Хсарджиникоме и назвали его Хсарджин, другое село, Шеубан, они построили на левом берегу р. Джоджора, напротив сел. Шасаули, третье село, Хардисар, основали на северном склоне Рачинского хребта в двух км к востоку от села Сембули, четвертое село, Миртгаджин, построили на восточном конце Дуалтинского узкого прохода на левой древней террасе р. Джоджора. Таким образом, Хугаевы в долине занимали пять однофамильных поселений и были наиболее многочисленными.

Слановы. Один из потомком Хуыга, Слан, покинул долину и ушел в верховье р. Большой Лиахви. Там в Бртаткоме он основал родовое село Бртат; дети его стали именовать себя Сланта — Слановыми. Так образовалась эта новая фамилия из рода Мамисонца — Хуыга.

Как отмечено выше, первая из четырех новых фамилий изменилась. Это было вызвано разрастанием и расселением потомков ее родоначальника Кошой, у которого были два сына — Попо и Диакон. Потомки Диакона выселились в Кахетию (Восточная Грузия). Сыновья Попо — База, Нартых и Нани — стали жить раздельно в селе Саджилзаз, но так как здесь не хватало земли, то они вынуждены были частично расселиться внутри долины.

Баззаевы — потомки трех сыновей Базза. Они остались жить в селе Саджилзаз, а потомки четвертого его сына, Барата, выселились в Уезуриком и образовали на берегу р. Фарсагдон село Уезури. Итак, Баззаевы жили в двух селениях — Уезури и Саджилзаз. Селение Саджилзаз было центром общества, и играло важную роль в жизни населения долины. Здесь заседали сельские старейшины и принимали решения по вопросам, касающимся жизни целого общества, отдельных сел и граждан. До сих пор в народе не забывают имен прославившихся старейшин Баззаева Кибила, Наниева Мирмана, Баззаева Михела и др.

Нартикоевы — потомки двух сыновей Нартыха тоже остались жить в селе Саджилзаз, а потомки трех его сыновей перешли в Кламурайком и в устье р. Бошотикомидон, где построили сел. Суацала. Итак, Нартикоевы жили в двух селах.

Наниевы переселились из села Саджилзаз на более низкий и узкий западный конец Худисанраг, где образовали село Накрепа.

Кулуховы. Младший сын Нани, Кулых, выселился из села Накрепа в Джавское ущелье, где основал родовое село Кулыхтыкау. Там потомки его стали именовать себя Куылыхта — Кулуховыми. Так образовалась эта новая фамилия.

Чельдиевы — были вторыми поселенцами верховья бассейна р. Джоджора. Они основали село Надарбаз на северном склоне Рачинского хребта у истоков речушки Надарбаздон. Чельдиевы являются выходцами из села Згил Мамисонского ущелья, где до 1970 года жили их родичи — рвадалта.

Алборовы — поселились в селе Надарбаз после Чельдиевых. Спустя некоторое время один из Алборовых, Гака, перешел в устье Лесориком и обосновал там село, назвав его Лесор. Алборовы до переселения в бассейн р. Джоджора жили в сел. Луар Алагирского ущелья. Алборовы и Цогоевы считают себя арвадалта. Позже в верховье бассейна р. Джоджора из Северной Осетии через Дзедой-хохский и Халацай-хохский (Згил-афцаг) перевалы переселились: Гагиевы, Джусоевы, Икоевы, Качмазовы, Багаевы, Хубежовы, Кораевы, Жахоевы и Козаевы. Они заняли территорию Мидагкома, Чистского узкого прохода и верховья Кламурайкома, так как остальная часть верховья бассейна р. Джоджора уже была занята Гуларовыми, Чельдиевыми и Алборовыми.
Гагиевы и Джусоевы на западном конце Чистского узкого прохода, на древней правой террасе р. Джоджора, построили село и назвали его Стырмасиг. На этой древней террасе находились развалины большой башни, от которой и получило село свое название. Обе эти фамилии, прожив долгое время в селе Стырмасиг, распалась на группы. Одни из них остались жить на месте, а другие расселились внутри долины.

Гагиевы, как отмечено выше, разделились на группы. Одна из них перешла в Касагджиником, другая — на восточный конец Мидагкома, а третья — в село Гулианта. В первых двух пунктах Гагиевы образовали новые поселения. В первом пункте село назвали Касагджин, а во втором — Лет. Гагиевы являются выходцами из сел Слас и Тибсили Нарского ущелья, где до 1978 года жили их родичи — рвадалта.
Кораевы и Кайсиновы. Таймаз — отец Кора и Кайсина — отделился от Гагиевых в селе Стырмасиг и выселелся в село Лет. Здесь потомки Кора и Кайсина начали жить раздельно и стали именовать себя Кората — Кораевыми и Кайсинта — Кайсиновыми. Так образовались эти новые фамилии из рода Нарца Гаджи. В настоящее время некоторые из Кораевых продолжают называть себя Таймазовыми. Итак, Гагиевы, Таймазовы, Кораевы и Кайсиновы являются рвадалта.

Джусоевы поселились в селе Стырмасиг. Сюда они перешли из села Верх. Зарамаг. Джусоевы, так же как Гагиевы, распались на четыре группы. Две группы остались жить на месте, а две выселились.

Дзигоевы. Родоначальником одной из оставшихся в селе Стырмасиг групп Джусоевых был Дзигой, и потомки его стали именовать себя Дзигойта — Дзигоевыми.

Одна группа Джусоевых, не изменив фамилии, переселилась на южный склон Худисанраг, где в долине небольшой реки Адаг построила село Арашенда. 14 февраля 1932 г. это село было снесено снежной лавиной и оставшиеся в живых Джусоевы построили восточнее устья р. Адаг, на правом берегу р. Кламурайдон, новое село — Ногкау.
Так из рода Зарамагца Кайтмазова Бисолтана в долине образовались три новых фамилии: Джусоевы, Жажиевы и Зигоевы.

Икоевы переселились в село Стырмасиг из села Тиб Мамисонского ущелья, где до 1945 г. жили их родичи — арвадалта.

Качмазовы (они же Туриевы) построили в Мидагкоме на правом берегу р. Джоджора, у южного подножия юго-западного отрога г. Халацай-хох село Кевселт. Прожив здесь продолжительное время, их род разросся и расселился. Потомки Исса, Мурту и Цъибо Качмазовых переселились в устье Кевселтком, а Коша Качмазова — в Чистский узкий проход. Так возникли еще два новых поселения Качмазовых. Первое было названо село Верх. Кевселт, а второе — село Чиста. Качмазовы перешли в бассейн р. Джоджора из села Верх. Зарамаг. Потомок зарамагца Кайтмазова Бисолтана, Тури, являлся родоначальником фамилии Туриевых. Впоследствии по имени его потомка Качмаза Туриевы стали именовать себя Качмазовыми. Отсюда и две их фамилии. В настоящее время только немногие Качмазовы продолжают именовать себя Туриевыми. Таким образом, в долине образовались еще эти две новые фамилии из рода зарамагца Кайтмазова Бисолтана.

Багаевы являются выходцами из села Тиб Мамисонского ущелья. В бассейне р. Джоджора они построили село Замтарет на террасах по обеим берегам р. Кламурайдон в двух км к востоку от села Ногкау. Потом один из замтаретских Багаевых, Алаг, выселился в устье Готойком. Там потомки его прожили десятки лет, а затем переселились в сел. Гулианта. Замтаретские Багаевы постепенно заселили и соседнее Кемультское ущелье. Кстати, сюда же через Зикарай-хохский перевал из Зруга переселились Козаевы, Хозиевы, Гусаловы, а из сел. Тиб Тедеевы. Следовательно, Багаевы в долине жили в двух селах.

Хубежовы, они же Хубецовы, на юго-восточном склоне Худисанраг, в двух км к востоку от села Замтарет, построили село Сынтбадан. В бассейне р. Джоджора они переселились из села Сахсат Нарского ущелья, где до 1970 г. жили их родичи — рвадалта. В наше время Хубежовы стали именовать себя Хубецовыми.

Караевы — они же Калаевы — являются выходцами из Закинского ущелья, где в селах Зригата, Байком, Зегта и др. жили их родичи до 1944 г. В бассейне р. Джоджора они поселились в селе Лет. В настоящее время Караевы начали именовать себя Калаевыми.
Габуевы построили село Тамаджин на правом берегу р. Джоджора, в двух км к западу от села Кевселт. Часть Габуевых потом выселилась в село Касагджин. До перехода в бассейн реки Джоджора они жили в селе Дагом Алагирского ущелья. Их однофамильцы живут в настоящее время в селе Бирагзанг Алагирского района Северной Осетии.

Жахоевы, они же Дзахоевы, перешли в бассейн р. Джоджора из села Карца Куртатинского ущелья. Вначале они поселились в верховье р. Морахдон, но потом выселились в село Касагджин. Их однофамильцы в настоящее время живут в селе Кадгарон Алагирского района Северной Осетии.

Козаевы — выходца из села Козатикау Зругского ущелья. В долине они поселились в селе Гулианта. Здесь жили долгое время, а потом перешли в село Коз (верховье р. Кведрула).

Позднее в бассейн р. Джоджора стали переселяться люди из некоторых районов Южной Осетии и других регионов Грузии.

Бестаевы переселились из села Гудис Цхинвальского района Южной Осетии. В бассейне р. Джоджора они образовали село Сембули на северном склоне Рачинского хребта, в двух км к западу от села Шеубан. В село Сембули от Бестаевых отделились потомки двух братьев — Божи и Булка. Потомки первого выселились в село Гулианта, второго — в Халиудоником.

Булкаевы , как отмечено выше, потомки Булка переселились в Халиудоником, расположенный на южном склоне Кведикомираг. Здесь они построили село, назвали его Булкатикау и начали именовать себя Булката — Булкаевыми. Так образовалась эта новая фамилия из рода Гудисских Бестаевых. Булкаевы потом выселились в Кахетию.
Гулдаевы, они же Гулдашвили, поселились в селе Лесор. Они являются выходцами из села Переви Шоропанского уезда (ныне Сачхерский район Грузии). Гулдаевы из села Лесор и Гулдашвили из села Переви считаются членами одного рода — арвадалта.

22-го июня 1941 года пошел отсчет самой масштабной и кровопролитной войны в истории человечества. Годы Великой Отечественной войны иначе как годы всеобщей трагедии назвать нельзя. Она оставила свой страшный след в истории каждой семьи. Из Южной Осетии ушли на фронт более 20 тысяч человек. Отечественная война не обошла стороной и семью Маргиевых из селения Тли Дзауского района Южной Осетии. На фронт с этой семьи ушли четыре брата - Владимир, Ерга, Газак, Георгий … и не вернулись…

В 1943 году, по словам Маргиевой, в военный комиссариат Дзауского района Республики пришло извещение, в котором говорилось, что Владимир Маргиев, отважно сражаясь с немецкими фашистами, погиб под Воронежем.

Маргиева уточнила, что вслед за Тади на фронт ушел Ерга, затем и Газак.

Замира Маргиева отметила, что ее четвертый брат Георгий ушел на фронт в возрасте 23 лет.

Маргиева вспоминает, как родители каждый день молились о том, чтобы их дети вернулись с войны живыми.

Маргиева рассказала, что у нее был еще младший брат Лавер, который в ходе грузино-осетинского конфликта перенес сильное нервное потрясение и умер.

Спустя столько лет Замира Маргиева продолжает хранить верную память о братьях. Она с большой любовью бережет их личные вещи, которые в отчий дом Маргиевых прислали вместе с похоронками.
В ходе своего рассказа Замира показывает фотографии Владимира, Ерга, Газака, Георгия, Лавера, пожелтевшие газетные вырезки, на страницах которых напечатаны рассказы о подвиге братьев Маргиевых. Кроме этого, она хранит принадлежащие братьям вещи: старый платок, часы с компасом, перочинный нож, станок для бритья, это все что у нее от них осталось, и это самое дорогое, что у нее есть, память, память о своих братьях Героях.

Вечен и свят подвиг солдат, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.

Реставрация разрушенного христианского храма XI века вблизи селения Тли в Мамисонском ущелье начнется в этом году. Работы будут проводиться в рамках подготовки к празднованию 1100-летия крещения Алании. В источнике

Подробнее о событии

Контуры храма XI века в Северной Осетии воссоздадут с помощью металла

Реставрация храма XI века вблизи селения Тли начнется в этом году

Зеленский ответил на заявление Путина о Минских соглашениях

8 февраля украинский лидер Владимир Зеленский отреагировал на насмешливое заявление главы Кремля Владимира Путина о Минских соглашениях.

Читайте также: