Повреждение плодородного слоя почвы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 8.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).

Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (ст. 6 ЗК РФ).

2. Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается:

- в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы (ч. 1 комментируемой статьи);

- в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Химическое и биологическое загрязнение почвы, а также загрязнение почвы отходами производства и потребления влечет ответственность и по другим статьям КоАП РФ (см. комментарий к ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП РФ).

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органы, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных обеими частями данной статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15 КоАП РФ), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ). В случае если возникнет необходимость в применении более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 данной статьи), дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

7. Уголовное наказание за отравление, загрязнение или иную порчу земли предусматривает ст. 254 УК РФ. Критерием разграничения составов административного правонарушения и преступления служит оценка наступивших последствий порчи земли.

Видеопедия. Карантинные объекты Российской Федерации

заявителей, субъектов-получателей государственных услуг, а также заинтересованных лиц и организаций о качестве предоставления Россельхознадзором государственных услуг












ВНИМАНИЕ! Банковские реквизиты Управления Россельхознадзора по Челябинской и Курганской областям для оплаты предоставляемых государственных услуг









Опасность: коричневый мраморный клоп. "ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ" тел. (351)265-37-43. ФИЛЬМ Россельхознадзора и ФГБУ "ВЦКР"


1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 8.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее - до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц - до десяти тысяч рублей (ранее - до трех тысяч рублей), на юридических лиц - до пятидесяти тысяч рублей (ранее - до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Следующий комментарий к статье 8.6 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 8.6 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч. 1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 , под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).

--------------------------------
БНА. 1996. N 4.
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399; см. с изм. и доп.

3. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (ч. 1 ст. 13 ЗК РФ) . Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ , обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенными способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в т.ч. приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным воздействиям хозяйственной деятельности (абз. 1 ч. 1 ст. 6).

--------------------------------
СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; см. с изм. и доп.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.

Безусловно, международными конвенциями, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законодательством России регламентируется строгая и детальная защита окружающей среды. Актуальность данных норм не вызывает никаких сомнений.

В соответствии с п. 1 ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды", лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме.

Статья 42 Земельного кодекса Российкой Федерации запрещает допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и иное негативное воздействие на земельные участки.

Отношениям в области охраны окружающей среды, исчислению вреда за нарушение эконолического законодательства посвящен отдельный Пленум ВС РФ от 18.10.2012 №21.

Разъяснение методик исчисления вреда окружающей среде не входит в задачу автора в данном блоге. Выше показан нормативный материал, который (автор не указал ГК РФ, однако использование норм гражданского законодательства при взыскании вреда подразумевается) является обоснованием требований Россельхознадзора о взыскании вреда с нарушителей экологического законодательства в случае (в блоге рассматривается конкретный случай) повреждения либо уничтожения земельного участка сельхоз. назначения полностью либо частично (контроль за использованием данных земельных участков возложен на Россельхознадзор). на территории России подобных земель очень много, в связи с чем тема, заявленная в блоге, является достаточно актуальной (и одновременно узкопрофильной).

Автор считает важным обратить внимание на случай, когда нарушитель (лицо, повредившее земельный участок (прокладывало кабель, снимало кабель, прокапывало, проезжало и т.д.)) привлекается к ответственности за нарушение, связанное с повреждением земельного участка конкретного определенного физического либо юридического лица. Т.е. Х повредило плодородный слой почвы (административная ответственность) на земельном участке, принадлежащем У. Естественно, никакие неблагоприятные последствия не возникли для соседских участков, воздуха и т.д. Нарушение связывает между собой исключительно Х и У. Статья 8.6 КоАП РФ защищает общественные отношения вокруг окружающей среды, тем самым суд (районный) по заявлению и сформированному Россельхознадзором делу привлечет Х к административной ответственности. Казалось бы, гражданская ответственность у Х возникает непосредственно и исключительно перед У в виде возмещения ущерба и (или) проведения рекультивации земельного участка, так как убытки возникли только у У (и У обязан эти убытки еще доказать).

В то же время Россельхознадзор самостоятельно на основании изначально упомянутых норм права обращается в защиту интересов "окружающей среды" с требованием о возмещении ущерба окружающей среде к Х. Данные обстоятельства подтверждаются многочисленной судебной практикой, приводить большое количество которой автор блога не видит необходимости, в то же время счтает важным упомянуть некоторые судебные акты:

- Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 (достаточно свежий судебный акт) по делу №А45-146/2017 (постановлением отменен судебный акт АС НСО об отказе в удовлетворении требований Россельхознадзора, первая инстанция отказала в иске на основании недоказанности требований, а не на основании отсутствия права требования - апелляция иск удовлетворила);

- Постановление Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 05.12.2016 по делу №А70-14748/2015 (иск удовлетворен первой инстанцией, в иске отказано апелляционной и кассационной инстанциями на основании недоказанности повреждения и уничтожения, а не на основании отсутствия права требования).

Находя в картотеке арбитражных дел в качестве истца Россельхознадзор, можно обнаружить многочисленные дела с вышеописанными основаниями.

Автор, осознавая важность защиты окружающей среды, считает порочной приведенную выше судебную практику и сложившийся подход правоприменителя в части удовлетворения подобных требований в интересах "природы" на основании следующих доводов:

1. Если нарушение плодородного слоя почвы произошло исключительно на участке конкретного ф.л. или ю.л. и не распространилось далее (на участки государства), то вред причинен конкретной собственности определенного лица, государство в данных гражданско - правовых отношений деликтного характера не участвует.

2. Если нарушение связано с неопределенным кругом лиц (загрязнение воздуха, водоема), то безусловно государство обязано реагировать соответствующим образом, привлекая нарушителей не только к административной, но и к гражданской ответственности.

3. В случае взыскания денежных средств в качестве возмещения вреда окружающей среде, возникает вопрос о расходовании данных денежных средств. Ведь реальный ущерб данным взысканием конпенсируется (строго говоря, данные денежные средства должны быть потрачены на ремонт, рекультивацию, восстановление и т.д.) затраты на издержки нарушителя. Но, Россельхознадзор не будет вторгаться в частную собственность хозяйствующего лица с целью оплаты ему восстановления плодородного слоя почвы.

4. Сложившейся судебной практикой подтверждается позиция, согласно которой уничтожение плодородного слоя почвы конкретного лица при недоказанности ухудшения иной почвы (не принадлежащей никому, государственной и т.д.) является вредом "окружающей среде". Но, в случае обращения с исковыми требованиями о возмещении данного вреда от самого собственника земельного участка, основания для отказа у суда будут отсутствовать, так как тот же самый комплект доказательств послужит взысканию вреда и в пользу собственника земельного участка. Следовательно, за одно действие, нарушитель заплатит двойную сумму. Но, собственник потратит эти деньги на восстановление земельного участка, либо получит компенсацию за невосполнимые потери. А Россельхознадзор просто получит данные денежные средства. Другими словами, нарушитель заплатит двойной ущерб. А Россельхознадзор ждет и желает нарушений на землях ф.л. и ю.л., ведь непосредственные потери у государства, загрязнения окружающей среды в целом отсутствуют, а право на легализованное обогащение у государства, судя по всему, возникнет.

Читайте также: