Сценарий дожинки праздник урожая

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.

1. Закреплять у детей знания, полученных на уроках растениеводства.

2. Р азвивать познавательные интересы, внимание, эрудицию творческие способности, прививать культуру поведения в коллективной игре.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять ее.

Оформление: Осенние цветы, листья, гирлянды из желтых листьев, гроздья рябины, овощи, фрукты, выставка газет, рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шарики.

Музыкальное оформление праздника.

5. Стихотворение про Осень.

7. Осенние частушки.

8. Кроссворд на грядки.

10. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ “Вейся, капуста” /аудиокассета “Веселый огород”/

12. Сказка про репку.

14. Конкурс на лучшую стенгазету.

Праздник урожая.

Ведущий: Птички улетели, листья пожелтели,

Дни теперь короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: (хором) Осенью!

Ведущий : Верно! Посмотрите, как красиво, нарядно в нашем зале!

Сколько кругом разноцветных листьев.

Осень - красивое время года, золотая пора.

Она успела всю землю покрыть золотым ковром из листьев.

Нет, что не говори, осень прекрасна!

Музыка - М. Еремеева Слова - С. Еремеев
Текст песни

Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша,
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой.

Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг!

Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг!

Осень долго не грустит,
Не грустит, не грустит.
Даже если снег летит,
Снег с дождём летит.
Мокрым стал её наряд,
Стал он тоньше, чем был.
Всё равно огнём горят
Ягоды рябин!

Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг!

Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг!

Ведущий :

Дорогие ребята, пусть каждому из вас сегодня сопутствует удача, вдохновение и самая горячая поддержка со стороны болельщиков. Выступление участников конкурса сегодня оценивает жюри в составе …. Все конкурсы оцениваются по ортодоксальной пятибалльной системе.

Музыка.
Итак, приглашаем на сцену участников с 5 по 10 класс

Идет первый конкурс.

Игра со зрителями.

Для этого конкурса вам понадобится яблоки. Яблоко держит девочка за плодоножку, а двое игроков, должны попытаться съесть это яблоко. Руки использовать запрещается, поэтому держать их стоит за спиной.

Можно вызывать сразу несколько пар, тем самым конкурс будет веселей.

Ведущий: Закончен наш первый конкурс, и мы предоставляем слово нашему уважаемому жюри.

Жюри объявляет результаты конкурса.

Аплодисменты победителям и участницам первого конкурса!

Стихотворение про Осень.

Приходи скорее, Осень!
Все тебя об этом просим.
Двери школы отвори,
Всех нас вместе собери.
Угости арбузом, дыней,
Дай грибов всем по корзине.

Расстели ковёр из листьев,
Нарумянь рябины кисти.
Луж налей для поросят,
Для гусей и для ребят.

Дай детишкам по грустинке,
В каждой капельке-дождинке.
Пусть от смеха отдохнут,
Хоть десяточек минут.
Нас овей костров дымком,
Освежи нас холодком.
Созови всех птиц в дорогу,
Уложи зверьё в берлогу.
Кистью щедрой поработай,

Лес покрой весь позолотой.

Осень, Осень, приходи!
Всех за труд ты награди.
Урожай богатый твой,
Пригодится нам зимой.

Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла на праздник я!

Все кругом я нарядила,

Темный лес озолотила,

Стало в нем светло, как днем,

Листья там горят огнем!

Здравствуй, Осень! Приходи, мы тебя давно ждем и очень рады тебя видеть!

А сейчас скорее все

Мы об осени споем

Дети исполняют частушки.

Осенние частушки

Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас! Ух!

Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник осенний,
Принесли ее плоды.

Любим мы свеклу, морковку,
И капусту тоже есть,
Потому что витамины,
В овощах и фруктах есть! Ух!
***
Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла! Ух!

***
Мы пололи сорняки,
Не боясь колючек.
Среди нас, поверьте, нет
Нежных белоручек.

Взором радостным окинем

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!

Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши! Ух.

Осень: Спасибо вам, ребята! Какие задорные частушки вы мне спели!

А вы загадки отгадывать умеете?

По горизонтали:

1. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь).

2. Наведет румянец на щеках, хороша в украинских борщах (свекла).

3. Синьоры… (помидоры).

4. Что без боли и без печали доводит до слез? (лук)

5. Для репы мала, снаружи красна, разрежешь - бела (редиска).

7. Этот сказочный овощ, помогали вытягивать и собака, и кошка, и мышка (репа).

1. Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем (капуста).

Значение овощей в жизни человека.

Закрепление у детей знаний. После отгадывание загадки, учащиеся читают значение культуры.

1. Морковь – является одним из самых полезных овощей. По своей пользе для здоровья морковь уверенно занимает одно из главных мест среди овощей. Чемпион по содержанию каротина. Из моркови можно приготовить множество вкусных и полезных блюд. Очень полезен морковный сок.

2. Свекла имеет широкий спектр применения в народной медицине, благодаря своим полезным и целебным свойствам. Полезные свойства свеклы обусловлены наличием в корнеплодах различных витаминов, бетаина, минеральных веществ. Употребляется как общеукрепляющее, улучшающее пищеварение и обмен веществ.

3. Помидор – это один из самых полезных овощей, который может похвастаться большим содержанием железа, калия и кальция. Также в его составе содержатся кислоты, благодаря которым возможно нормальное протекания обменных процессов в организме.

Самые полезные помидоры – свежие, не подвергнутые никакой обработке!

4. Поговорка: "Лук, в твоих объятьях проходит всякая болезнь", а древние славяне приговаривали: "Лук от семи недуг".
Врачи считают, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Этому нашлись научные доказательства: в веществах, выделяемых луком, содержатся так называемые фитонциды , уничтожающие гнилостные и болезнетворные бактерии. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

5. Редис в пищу можно употреблять не только корнеплод, но и листья, из которых готовят супы. На вкус редиска, бывает, горьковата, это потому что в ней кроме полезных витаминов и микроорганизмов содержится горчичное масло, которое даже способно прочистить желчный пузырь. Не менее важны и эфирные масла, которые присутствуют в редиске и помогают бороться организму с бактериями, в том числе и защищают организм от простуды.

6. Вторым хлебом называют картофель. И действительно, он питателен, полезен, легко усваивается организмом человека, очень вкусен и, самое главное, доступен каждому. Из клубней картофеля можно приготовить массу разнообразных блюд.

7. Репа - это удивительный и уникальный продукт питания человека.
И знайте, самое главное: репа создаёт, она просто строит энергию человека, то есть ауру.

1. Капуста лечит от многих заболеваний. Капуста придает крепость организму и устойчивость против разных болезней, устранит бессонницу и успокоит головные боли. Лекарственным сырьём являются свежие листья и сок капусты. Кочан капусты – это настоящая кладовая витаминов и прочих жизненно важных для человека веществ.

Музыка.
Итак, приглашаем на сцену участников с 5 по 10 класс,
Идет второй конкурс.

Ведущий: Игра со зрителями.

Ведущий: Закончен наш второй конкурс, и мы предоставляем слово нашему уважаемому жюри.

Жюри объявляет результаты конкурса.

Аплодисменты победителям и участникам второго конкурса!

Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции. Тексты следует приготовить заранее.

Дедка репку посадил…

Дедка репке говорил:

Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять…

Ох, устал, пора поспать.

(ложится недалеко от репки и засыпает)

Спит дедулька без забот

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

( дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами)

Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть – чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась.

(Хватает и тянет)

Хвать, но репка возмутилась.

Экий дедка ты неловкий!

Я – не репка, я – морковка.

Не умыл ты видно глаз.

Репки я с тройней в сто раз.

И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь…

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я - отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Я – не репка, я – картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я – твой главный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Может с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку не похожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…

Я – хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить…

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Милости прошу… в корзину!

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка? Эта вроде …

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во шах…

Я – одна источник цвета!

А свекольная котлета –

Это просто объеденье!

Сто процентов – похуденье.

Я - отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я – твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов – кошмар!

Даже грипп меня боится …

Хоть сейчас готов сразиться.

Я – отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит.

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец.

Тот, кто слушал молодец.

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов…

Ведь артисты – то старались,

Пусть слегка и растерялись.

( Автор сказки Надежда Болтачева, г. Екатеринбург).

Два участника, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальные движения. Участвует несколько пар. Выигрывает та, которая дольше протанцует.

Конкурс на лучшую стенгазету.

Музыка.
Итак, приглашаем на сцену 5 … 10 класс (защита стенгазет)

Идет третий конкурс.

Темы стенгазет к празднику урожая:

Всё о сельскохозяйственных культурах (происхождение, содержание полезных веществ, значение в жизни человека, блюда, загадки, пословицы, поговорки, песни)

5 класс - Картофель

7 класс - Чеснок

8 класс - Свёкла

9 класс - Морковь

10 класс - Капуста

Ведущий: Закончен наш третий конкурс, и мы предоставляем слово нашему уважаемому жюри.

Жюри объявляет результаты конкурса.

Аплодисменты победителям и участникам третьего конкурса!

Итоги проводимых конкурсов, награждения победителей!

Награждения учащихся за добросовестный труд на пришкольном участке - грамота, поездка в Санкт - Петербург.

Осень: Как мы славно повеселились! Но пришло время расставаться! До свидания! Ждите меня на следующий год!

Ведущий. А сейчас – приглашаем на чаепитие с пирогами.

Спасибо за этот чудесный праздник!

Предварительная работа: пошив костюмов, изготовление декораций (колосья пшеницы, каравай, серп), чтение художественной литературы.

Оборудование: изба, стол, проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, инвентарь.

Действующие лица:

Хозяйка Марья

Ход мероприятия

( Музыкальный фон. Звучит фонограмма, на сцене разбросаны колосья пшеницы, стоит ширма, которая закрывает избу с внутренним убранством, в которой стоит стол, накрытый белой скатертью, на нём каравай и чашки, в красном углу висит икона,

выходит 1-я Жнея)

(Выходят жнеи, хозяйка Марья, поют и собирают урожай)

А мы нивочку дожнём,

Мы роженьку под бок,

А я, молоденькая, рожь топчу, рожь топчу,

Травку-муравку вытопчу, вытопчу,

Зеленое жито вырастет, вырастет,

А я, молоденька, буду жать, буду жать,

И да у снопочки вязать,

Да вязать, да вязать

(Жнеи укладывают урожай в снопы, становятся полукругом).

2-я Жнея: Зажинки — один из древнейших земледельческих праздников.

3-я Жнея: Считалось, что, каков будет зажин, таковы и Зажинки.

(2-я Жнея держит в руках три жменьки пшеницы, уложенные накрест)

2-я Жнея: Первые три жменьки укладываются накрест, перевязываются ленточкой.

Первый сноп – самый главный, как зажнешь, так и пойдет дальше жатва.

Хозяйка Марья:(обращается к жнеям)

А что, девушки, поспел ли первый колос?

Жнеи отвечают хором: Поспел Марья.

Хозяйка Марья: Первый сноп называли гаспадаром.

5-я Жнея : Марья, твой гаспадар украшен яркими лентами, теперь тебе надо поставить его в доме в красном углу под иконой.

(Жнеи разворачивают ширму и зрителю показывают хату со всем убранством)

Хозяйка Марья: Чтоб колос буйным был, район богатым был, красуйся, Беларусь, год от году, век от века.

3-я Жнея: От духа создателя, великолепия неба – таинство жизни – в зерне!

2-я Жнея: От щедрости, Боже, обилия соли и хлеба, от Божьей любви расцветают цветы на заре.

4-я Жнея: И эта безмерная Божия благость, тоби, чоловик, на добро и на радость!

(Хозяйка Марья приглашает всех гостей пройти в хату)

1-я Жнея: Каждая семья празднично отмечала окончание уборки урожая .

2-я Жнея: Считалось, что, каков будет зажин, таковы и Зажинки. Летняя жатва подводила итог всему тяжелому труду селян.

5-я Жнея:Праздничный стол на обряд Зажинки застилали белой скатертью.

Хозяйка Марья: Славим солнце и скрынки, бо у нас сегодня Зажинки. Садитесь, гости дорогие, будем отмечать праздник уборки урожая.

6-я Жнея: Зерно с первого снопа замешивали в особые блюда и питьё.

1-я Жнея: Берегли весь год, чтобы первым бросить в землю в следующий посевной сезон и, конечно же, использовали для праздничного каравая в честь нового урожая.

2-я Жнея: В Зажинковых обрядах и обычаях ярко отражено уважение крестьянина к хлебу.

3-я Жнея: Урожай, который собирали летом, обеспечивал семью хлебом на целый год.


Чтобы понять суть данного названия, необходимо напомнить, что на территории современной Беларуси исторически переплелись различные религии, в том числе: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и конфессии, при этом в Полесье — сильны традиции католичества.

С середины XIII века Ливонский орден, Ватикан и Польское королевство начали распространять на белорусских землях католичество.

В середине XVI века на территории Беларуси кроме православия и католичества распространились различные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм, арианство. Положение православной церкви в Речи Посполитой ухудшилось во второй половине XVI века в связи с Контрреформацией (религиозно-политическое движение против Реформации, за восстановление позиций католической церкви), которая боролась не только с протестантизмом. но и с православием. Гонения на православную церковь усилились в связи с заключением Брестской церковной унии (1596 год), которая объединила православную церковь Беларуси и Украины с католической. В результате была создана греко-католическая церковь, подчинённая римскому папе, использующая католическую догматику, но сохранившая православные обряды. Унию не приняло большинство православных верующих и она насаждалась насильственными методами. Ограничение прав православных в Речи Посполитой продолжалось и в XVII — XVIII веках. В середине XVIII века на белорусских землях Речи Посполитой осталась единственная православная Могилёвская епархия.


Многие традиции кирмаша, зародившегося в XV веке в Полоцке, ещё недавно были утеряны и забыты. Не одну научную экспедицию снарядили Петр Адамович Гуд, старший преподаватель Института культуры в Минске, и научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР Леонид Иосифович Минько, чтобы восстановить этот праздник.


Сейчас кирмаш ежегодно проходит в Бресте, в Полесье и на Гродненской земле.

Заметки на полях

  1. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир:

Кирмаш — м. зап. немецк. рынок, торг, базар. У раскольн. зап. губ. гулянье, народный праздник. Кировать? твер. торговать или промышлять.

  1. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Кирмаш Кирмашъ — родъ ярмарки (Jahrmarkt). Ср. Kirmes (Kirchmesse — церковная служба), ярмарка (годовой церковный праздникъ).


Культура белорусов тесно связана с землёй, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут своё начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарём. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников.

Мудрость предков, заложенная в древнеславянские языческие обряды, была настолько очевидна, что многие из них стали основой современных народных праздников и традиций. И хотя язычество как религиозная форма верований на Руси прекратило существование (официально) после принятия христианства, искоренить впитываемые с молоком матери устоявшиеся традиции из подсознания людей церковнослужителям по сей день не удалось.

Почему праздник называется — Дожинки? Вот что написано в Большой советской энциклопедии:

Дожинки, старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Этот обряд известен у всех земледельческих народов, в частности у славян, немцев и др. В древности служил приёмом колдовства. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряжённый в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. 591 с.).


Главный смысл всех проводимых древними славянами таинств состоял в том, чтобы привлечь к своим действиям внимание высших сил. Язычники веровали, что существует три необъятных параллельно существующих структуры бытия:

  • реальный, мир людей;
  • потусторонний, мир духов, мертвых душ и нечистой силы;
  • божественный, принадлежащий многочисленным Богам и силам природы.

Чтобы обитатели миров могли взаимодействовать и сохранять гармонию в своих владениях, как раз и проводились различные языческие ритуалы.

Человечество времён язычества было убеждено в том, что все окружающее пространство наполнено божествами и духами. Избранные жрецы племени приносили от имени народа жертвы своим незримым всемогущим соседям, которые относились согласно верованиям к четырем основным стихиям: воде, земле, огню и воздуху.

Каждое племя поклонялось своим собственным божествам и в этом была сила существующих на одной территории общин. Но и слабость их была налицо, поскольку родовые сообщества были немногочисленны и постоянно враждовали между собой, отстаивая свое право на свободное существование.

Ежедневно проводились ритуалы воздаяния почестей провозглашенным в племени Богам, потусторонним духам, старейшинам и славным предкам рода. Любое неправильное действие вершителей языческих таинств могло стать роковой ошибкой и повлечь страдания целой общины, и даже навлечь гибель на всех её представителей, поэтому подготовка к ритуалам была долгой и скрупулезной, а главных исполнителей — волхвов — обучали своим обязанностям с младенчества.

Какие же языческие обряды древних славян, наиболее для них значимые, достались современникам как культурное наследие?

Разнообразие языческих обрядов объяснялось их прямым предназначением: любое важнейшее событие в жизни рода и отдельных его представителей должно было получить одобрение посредством общения с духами природы, происходящего в момент специального ритуала. Самыми значимыми считались таинства:

  • погребения;
  • имянаречения;
  • раскрещивания;
  • свадьбы;
  • переезда (новоселья);
  • пострижин;
  • колядования;
  • сбора урожая (жатвы).

Были и другие, не менее интересные старорусские обряды: братчина, банный обряд, тризна, обряд живого огня, прощание с чуром и даже похороны мух.

Славяне всегда очень хорошо относились к праздникам, отмечали их всегда радостно и весело, выполняли все необходимые ритуалы. Обязательным были и устроения пиршеств, причем львиная доля яств и даров предназначалась Богам.

Славянские празднества и традиции во многом зависели от территориальной принадлежности народа. К примеру, восточные славяне (современные Россия, Украина и Беларусь) в своем календаре опирались на периоды, значимые для обработки земель, поскольку их основным занятием было земледелие — Бабьи Каши, Жатва, Спасы (яблочный, медовый, хлебный).

В защиту славянских языческих праздников и обрядов следует сказать, что какими бы нелепыми и даже варварскими они ни были, их можно оправдать той эпохой. Другое дело, что, чем совершенней становится народ, тем избирательней он должен относиться к своему культурному наследию: традициям, приметам, суевериям и пр. Помнить и знать историю своих предков потомки обязаны, а вот использовать накопленные знания следует с учётом глобальных перемен в жизни и мировом разуме человечества.

По этнографическим свидетельствам, в Беларуси указанная группа обрядов, связанных с уборкой урожая, была чрезвычайно широко распространена ещё в начале ХХ века; они практиковались повсеместно с некоторыми вариациями.

Приведём в общих чертах описание обрядов.

Если осмотр поля совершал хозяин, то покрывание поля всегда считалось делом женщины. В зависимости от местности в поле шла либо хозяйка, либо главная жнея, либо молодая, недавно вышедшая замуж женщина. Обряд состоял в том, что, сжав один сноп, женщина обматывала его отрезом нового полотна или рушником, подкидывала его, пела или что-то приговаривала.

В данных заговорах присутствуют языческие и христианские элементы. У Бога, а до этого у духов поля и небесных богов, спрашивали разрешения на начало жатвы, советовались, просили щедро отдать людям выращенный урожай.

Зажиночные священнодействия направлены в основном на то, чтобы обеспечить успешный сбор урожая (в плане благоприятной погоды, здоровья и сил тружеников, отсутствия прочих мешающих уборке урожая факторов).

Л. Хрышчанович так описывает этот обряд:

Обычно дожиночный обряд включал в себя следующие элементы: в последний день жатвы на поле собиралась толока, самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве и сама начинала жать с ритуальной песней.. Особой значимостью наделялись последний стог и последние стебли.



После революции 1917 года и до Великой Отечественной войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960 — 1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.



В начале 1930-х годов был введён профессиональный праздник День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, который отмечался во второе воскресенье октября.

В Беларуси, России эта дата зафиксирована и по сей день. По своему содержанию этот праздник призван чествовать тружеников села, крестьян. И хотя он отмечался не в те же дни, что Дожинки, однако сам факт, что профессиональный праздник аграриев и животноводов календарно приурочен к моменту окончания сбора урожая, с одной стороны, представляется довольно логичным и правильным, а с другой стороны, оказывается эффективным социально-политическим ходом.


Народный праздник урожая (символическое и ритуальное ядро которого составляют дожинки), праздновавшийся до того сугубо локально (в рамках отдельных хозяйств и общин), в формате Дня работников сельского хозяйства получает статус общенационального праздника. Дата торжеств, до того плавающая и обычно более ранняя, оказывается зафиксированной. Соответственно, сильно формализуется и формат проведения праздничных мероприятий. Обряды освобождались от их мистического и магического измерений, постепенно превратились из процесса взаимодействия человека с потусторонними силами в некие действия, совершаемые по инерции, по традиции. Сами аграрии, носители этой традиции, утратили понимание сакрального смысла исполнения обрядовых действий.

Многочисленные теории ритуалов, разработанные в религиоведении и культурной антропологии, утверждают, что ритуалы и обряды в ситуациях утраты своего сакрального измерения и, следовательно, цели своего исполнения перестают функционировать как средство связи человека с сакральными сущностями и перестают быть необходимой составляющей правильного и нормального поведения человека в его отношениях с тем миром, в котором он живет. Теряя свое сакральное ядро, обряды непременно рудиментируются, упрощаются и постепенно забываются.


Сразу отметим, что эти элементы — марш тружеников села, праздничный митинг с участием Президента, награждение ударников труда, выставка агротехники и достижений народного хозяйства, концерты фольклорных коллективов и выставки- продажи работ народных умельцев — безусловно, относятся к советскому наследию, а к религиозным ритуалам не имеют ни малейшего отношения. Тем не менее, Дожинки как некое действо, пускай даже карнавального характера, имеет отношение к окончанию сбора урожая и тем смыслам, которые работники сельского хозяйства связывают со своей деятельностью, с землёй, с процессами рождения, всхода, созревания растений, с оборотом энергии в мире и, в конечном счете, с людьми, которые живут, потребляя эти дары природы. И все это не может не выражаться как-то символическим образом в том действии, которое происходит, пусть даже в виде фестиваля.

По своей организации праздник как массовое мероприятия мало чем отличается от любого другого народного гуляния (Праздник города, День Победы). Определённый колорит гуляниям придают композиции из овощей, сена и другие инсталляции, символизирующие Праздник урожая.

На сегодняшний день Дожинки как республиканский фестиваль-ярмарка работников села является скорее наследником советского Дня работников села, чем возрождением (реконструкцией) более глубоких, аутентичных для дожинок религиозно-магических обрядов. Обряд получает ипостась ярмарки и карнавала. Магическая символика, присутствующая в народной одежде, украшениях, предметах быта, обрядах и т.д., практически не прочитывается как религиозно-магическая; она используется как элемент фольклора, элемент сказки или мифа, потерявших свою актуальность, свою силу и значение для сегодняшних белорусов, но способных ещё подчеркнуть национальный колорит. Однако искомые элементы подлинной религиозной ритуальности всё же могут быть обнаружены в современной белорусской культуре. Они живы в самой среде аграриев, в локальных сельских празднованиях дожинок, в тех мероприятиях, которые с ними связаны.


Для кого аграрии оставляют бороду, косичку и полоску ржи?

Дожиночные ритуалы (Бородка, Косичка, угощение Земли и т.д.) проводятся на каждом поле — ржаном, овсяном, ячменном и т. д. Однако окончательный обряд Дожинок проводится после полной уборки злаков. В разных регионах он имел свое название – Дожинки, Отжинаха, Оспожинки, Спожинки, Обжинки, Пожинки и т.д. Их предназначение - Замыкание Земли. С ритуалов дожинок начинается Праздник Урожая – День чествования Матери-Земли и всех Богов - покровителей. "Распространение текстов с упоминанием послежатвенных работ, очевидно, связано с обыкновением исполнять дожинальный обряд (или часть его) при окончании уборки овса, точнее — яровой жатвы вообще" (Терновская О. А.: "К статье Д.К.Зеленина…", 1).

Последние Дожинки при завершения родильной функции Матери-Земли, таким образом, являются итоговым обрядом благодарения за полностью собранный урожай, восстановления её сил и возвращения в девственное состояние.

Дата — вторая суббота сентября — приведена как средняя для восточнославянского мира. Так, в редких случаях, по причинам сухой погоды, отсутствии влаги, сев озимых откладывался на середину сентября — начало октября (в современном стиле). "До Успенья полагается, по установившемуся въ незапамятные годы обычаю, успѣть дожать послѣдній снопъ въ озимомъ полѣ" (2).

1. От Козла до Велеса

Главными знаками, символами Дожинок являются последний сноп, "косичка", "бородка" и недожатая полоска Хлеба. Последние ритуалы на поле в древности имели двойную направленность — благодарение Земли-Матери (женское начало, древнейшие обряды) и хранителю поля — Велесу (мужское начало, — более поздние). Ближайшие к нам по времени ритуалы в большинстве случаев обращены к мужскому Божеству, полевому духу-хранителю. Собранный в пучок, завязанный в узел последний недожатый клочок хлеба, оставляли ему "на бороду". Как бы он ни назывался в разных местностях, в древности он имел козлоподобный вид, с бородой и рогами. "В образе козла представлялся и дух урожая: при срезании последних колосьев ржи ему "завивают бороду", и ставят коровай с пением: "сидит козел на меже, дивуется бороде" (3).

Этого козла водили по засеянным полям весной, после чего приносили в жертву, отправляли в иномирье для охраны злаков и обеспечения плодовитости Земли. Как отметил Д.К.Зеленин, "У русских очень распространено другое, хотя и не характерное, название для бороды — коза́" (4). Не случайно в святочный период, с ряжеными, этот Козел возвращается в мир людей с пожеланиями наступающего плодородного года, также как и у соседей — финнов в это время по домам ходит "Йольский Козёл" — Йоулупукки. Рассмотрев вопрос изображения мужских лиц на "Збручском истукане", автор отметил их безбородость; в крайнем случае бородка была коротко острижена (5).

Богу, дающему достаток и богатство, обеспечивающему плодородие и в аграрном и в животноводческом комплексах, — Велесу и отправленному к нему Козлу оставляется недожатая полоска ржи. В описании обряда "завивания бороды", записанном в Новгородской губернии в 1870-е годы, хтонический Бог указан прямо: "Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее: "Ты верти бороду Волосу, или Велесу, другояко скажут" (6). В период созревания урожая Велес являлся людям в виде Полевика – духа-хранителя поля. "К разряду таких же материальных существ относится полевик, козлообразное существо, живущее в высокой траве или в высоких колосьях" (3)

Окончание - в Части 2

©В.К. (В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников): © Виктор Крескин: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм

Читайте также: