Самолет сел на посадку

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Воздушное судно благополучно приземлилось и заняло место на стоянке. Его обследуют технические службы, а пассажирам придётся ждать другой борт.

В аэропорту Омск (Центральный) совершил посадку самолёт, который следовал из Москвы в Горно-Алтайск. Поводом для этого стало появление запаха горелой проводки в салоне. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу воздушной гавани.

"Сегодня утром в процессе полёта в новосибирской зоне экипаж доложил диспетчеру о запахе горелой проводки в салоне самолёта. Посадка прошла успешно, у нас была задействована аварийно-спасательная команда", — рассказали там агентству.

Грузовой самолёт DHL сел в Шереметьево после срабатывания датчика неисправности шасси

Отмечается, что самолёт самостоятельно занял место на стоянке, где технические службы занялись осмотром воздушного судна. Пассажирам придётся подождать резервный самолёт — ожидается, что он прибудет в 12:30 (09:30 мск).

Ранее Лайф сообщал, что в заходящий на посадку в аэропорту Сочи самолёт ударила молния. У воздушного судна были выявлены повреждения, его отстранили от полёта.

Вспышки пламени из двигателя. Натужный набор высоты. 226 пассажиров, среди них много детей. На отдых в Крым летели семьями. И семь человек экипаж. Спасены все. Пилоты и бортпроводники — герои.

Эти кадры сделаны в салоне А321 через секунды после взлета. Кто сидит у иллюминаторов на уровне крыльев, видят, что двигатели вышли из строя. Все ощущают запах гари в салоне и сильнейшую тряску, как во время турбулентности. Борт больше не набирает высоту.

На борту 226 пассажиров и семь членов экипажа. Обычно в экстренной ситуации бортпроводники или пилоты озвучивают команды по громкой связи. Но на этот раз, по словам пассажиров, объявлений не было — все и так понимали, что самолет вот-вот столкнется с землей.

До того как самолет пропал с радаров — только минута в небе. Возможности вернуться в Жуковский не было. Теперь уже известно, что на самом взлете в борт врезались птицы. Возможно, самый момент кому-то из пассажиров удалось занять стаю через иллюминатор. Чайки разбили оба двигателя. Экипаж заглушил моторы и перекрыл подачу топлива, чтобы не допустить горения в небе. Шасси убраны. Самолет садится на брюхо.

Скорость — несколько сот километров в час. В баках — тонны топлива.

Место для посадки — то, что оно такое нашлось — и то сродни чуду. Это ж как повезло с полем — всюду так и сяк, а тут так, и помогло посадить самолет. 60 секунд полета, а после еще столько же на то, что бы покинуть самолет. Открыты все восемь люков по четыре с каждой стороны, не заклинили, сработали трапы — всех оперативно эвакуировали.

Видео снято сразу после посадки одним из пассажиров. Уже ясно, что выжили все и понятно, кого за это надо благодарить — экипаж, который даже в тот момент оставался в самолете.

В седьмом часу бортпроводники и пассажиры группами, помогая друг другу, выбираются к ближайшей дороге.

Навстречу уже выезжали спасатели и врачи. В небо поднялись вертолеты. Тем временем чудом спасшиеся люди будили звонками родных.

Вскоре к ним присоединяются следователи. Каждый пассажир — свидетель этого чуда над Жуковским.

Вдохновившись успешной посадкой А-321 Уральских авиалиний на кукурузное поле, "Летаем Вместе" составил для Вас мини-рейтинг самых успешных аварийных посадок гражданских лайнеров за последние 20 лет.

Чудо на кукурузном поле

Первое место в нашем рейтинге по праву достаётся самому свежему авиапроисшествию с самолётом А-321.

Чудо на Гудзоне

Второе место в рейтинге достаётся самолёту А-320, успешно приводнившемуся в ситуации, аналогичной описанной выше.

Что произошло: 15 января 2009 года самолёт А-320 американской авиакомпании US Airways выполнял рейс из аэропорта Ла-Гвардия (Нью-Йорк) в аэропорт Такома (Сиэтл). На борту самолёта находилось 150 пассажиров и 5 членов экипажа. При наборе высоты через 1,5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей диких уток (канадских казарок). Столкновение произошло на высоте около 1 км и привело к отказу обоих двигателей. Пилотам удалось развернуть самолёт, перевести его в режим планирования и произвести успешную посадку на реку Гудзон. Полёт продолжался около 7 минут. Эвакуация пассажиров из аварийного самолёта на крылья прошла организованно, и уже через несколько минут они были спасены подошедшими к плавающему лайнеру катерами и паромами.

Итог посадки: 155 спасённых жизней. В ходе расследования авиапроисшествия пилотам Салленбергеру и Скайлзу были предъявлены претензии в том, что самолёт не произвёл аварийную посадку в ближайшем аэропорту. В процессе дальнейшего разбирательства пилотам удалось доказать невыполнимость такой посадки в аэропорту. По мотивам события был снят фильм "Чудо на Гудзоне", в котором Том Хэнкс сыграл роль командира корабля. Самолёт был списан и в дальнейшем рейсов не выполнял. Сейчас находится в авиационном музее "Каролинас" в Шарлотте в качестве экспоната.

Чудо в тайге

Третье место по количеству спасённых пассажиров получает отечественный самолёт-легенда Ту-154.

Что произошло: 7 сентября 2010 года самолёт Ту-154М российской авиакомпании Алроса выполнял рейс из аэропорта Полярный(Удачный) в аэропорт Домодедово(Москва). На борту находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа. Через 3,5 часа полёта на высоте 10600 метров у самолёта появились проблемы с аккумуляторами, которые привели к полному отключению электропитания. Наибольшую опасность в этой ситуации представляют отключение бортовой навигационной системы, топливных насосов и потеря связи. Экипажу ничего не оставалось делать как произвести экстренную посадку на любую возможную площадку. Первоначально пилоты подыскивали место для приводнения самолёта на реку Ижма. Но по счастливому стечению обстоятельств, ближайшей подходящей для посадки точкой оказался заброшенный аэродром Ижма (Республика Коми), закрытый для приёма самолётов малой авиации в 2003 году. Пилоты выполнили 2 неудачные попытки захода на полосу, и лишь с третьей попытки экипажу удалось посадить самолёт. Скорость самолёта на посадке из-за неработающей механизации крыла была выше нормы, в результате чего после посадки самолёт выкатился за пределы полосы на 164 метра и столкнулся с кустарником и молодыми деревьями. В остальном аварийная посадка была признана достаточно успешной.

Итог посадки: 81 спасённая жизнь. Командиру корабля Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову были присвоены звания Герой России, другие члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества. Самолёт был восстановлен до лётного состояния в таёжных условиях и отправлен на ремонт в Самару. После ремонта самолёт получил новое имя "Ижма" и успешно летал в авиакомпании Алроса вплоть до сентября 2018 года. Сейчас самолёт передан музею авиации в аэропорту Толмачёво (Новосибирск). История посадки Ту-154 в тайге легла в основу одного из сюжетов фильма "Ёлки-2".

Чудо с оторванным крылом

И наконец четвёртое место по количеству спасённых пассажиров, но не по значимости события, вновь достаётся самолёту Ту-154.

Что произошло: Вечером 26 сентября 2006 года самолёт Ту-154М киргизской авиакомпании Кыргызстан вырулил на взлётно-посадочную полосу готовясь к выполнению рейса по маршруту Манас(Бишек)-Ош-Домодедово(Москва). На борту находилось 52 пассажира и 9 членов экипажа. За минуту до взлёта Ту-154 на полосу приземлился американский военный самолёт-топливозаправщик KC-135 Stratotanker. Посадка проходила в тёмное время суток, поэтому самолёт ВВС США сразу после приземления в целях маскировки выключил аэронавигационные и проблесковые огни. Освободив полосу лишь частично американский заправщик остановился на рулёжной дорожке, не сообщив авиадиспетчеру об остановке. Диспетчер визуально не мог видеть КС-135 из-за выключенных огней и серой маскировочной окраски, поэтому дал разрешение на взлёт Ту-154. Командир Ту-154 Александр Березенцев увидел хвост и крыло американского борта уже после отрыва переднего колеса от полосы. Прерывать взлёт было уже нельзя, а столкновение было неизбежно. Ту-154 задевает правым крылом крайний левый двигатель американца. На КС-135 начинается пожар, горят оба левых двигателя и топливо, оставшееся в левом крыле, американский экипаж успевает покинуть пылающий самолёт. Ту-154 производит взлёт, несмотря на потерю более чем 3 метров правого крыла, и вытекающие из повреждённого бака 4 тонны топлива. Несмотря на частично неработающую механизация крыла экипаж разворачивает лайнер на 180 градусов и успешно сажает повреждённую машину, полную топлива. Нормативными документами такая посадка допускается лишь в исключительных случаях. Насколько нам известно, это единственный случай когда советский гражданский самолёт вышел победителем после столкновения с военным бортом. После этой посадки Ту-154 получил красную звезду за "боевую победу".

Итог посадки: 61 спасённая жизнь. Самолёт был восстановлен до лётного состояния и отправлен на ремонт в Москву. После ремонта самолёт успешно летал в киргизских авиакомпаниях до июня 2012 года.

Все успешные посадки объединяет надёжность техники, продемонстрировавшей феноменальную живучесть и выдержавшей запредельные перегрузки во всех перечисленных случаях, а также высокопрофессиональные действия экипажей. Сложившись вместе эти факторы в итоге спасли более 500 человек.

Если статья оказалась для Вас интересной и полезной, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь в соцсетях.

Не Гудзон: почему посадка на воду проще посадки на кукурузное поле

Но есть в этих происшествиях и два серьезнейших отличия. Первое: капитан американского судна Чесли Салленбергер был архиопытным (к тому моменту он летал почти 36 лет с общим налетом 19 663 часа, четверть из которых — на А320). Почти семикратная разница в налете и многократная в общей длительности летной карьеры явно отличают его от Дамира Юсупова.

Вдобавок к этому самолет над Гудзоном успел набрать почти километр высоты, а не всего лишь 240 метров, как его собрат у Жуковского. Авиалайнеры А320 и А321 даже при неработающих моторах могут планировать на расстояние 4,07 километра при потере всего 300 метров высоты. То есть времени для поиска ровной площадки и принятия верного решения у Дамира Юсупова было в три-четыре раза меньше, чем у американского пилота. Если бы в авиалайнер Чесли Салленбергера птицы попали еще на взлете, как у Юсупова, — ему пришлось бы посадить воздушное судно прямо в море, безо всяких доворотов на Гудзон. А в море, как мы знаем, бывают большие волны. Поэтому посадить туда большой самолет, не утопив его, заметно сложнее — как и эвакуировать потом оттуда людей.

Чтобы понять, насколько тщательной и аккуратной должна быть посадка на твердую поверхность — иначе не избежать гибели людей, — достаточно взглянуть на видео посадки Boeing 767 в аэропорту Варшавы в 2011 году. По нему понятно, что выравнивание машины должно быть намного аккуратнее, чем при многих посадках на шасси. Именно благодаря этому посадка на брюхо завершилась тогда лишь малым пожаром.

Нажми и смотри

Почему Юсупов принял решение садиться в поле, да еще и с убранным шасси?

Как мы только что отметили, садиться на засаженное высокими растениями поле — весьма рискованный выбор, который делают нечасто. Что подтолкнуло к нему командира уральского А321? Действительно ли нужно было так рисковать?

На деле никакого выбора у командира воздушного судна просто не было. В 6 часов 10 минут 15 августа самолет взлетел, почти сразу в его левый двигатель попала минимум одна птица, после чего он заглох. Тогда экипаж обратился к диспетчеру аэропорта с просьбой о возврате для посадки. Но этот план остался лишь планом, потому что почти сразу еще одна птица попала и во второй, правый двигатель, отчего тот потерял две трети тяги. На трети тяги одного двигателя из двух разворачиваться и совершать посадку не было никакой возможности.

Другой важный вопрос: почему экипаж принял решение не выпускать шасси? Действительно, корректная посадка на шасси менее пожароопасна, чем на брюхо. Шасси дает меньшее трение, низ фюзеляжа не касается земли, меньше вероятность получить искры при касании поверхности. Это лишь часть причин, по которым официальная рекомендация Airbus, производителя самолета А321, указывает: посадка на суше должна выполняться на шасси, без него допустимы только приводнения самолета, где шасси очевидно не удержит его на поверхности.

Дамир Юсупов явно нарушил эти рекомендации, содержащиеся в так называемом чек-листе — списке обязательных к выполнению действий при отказе двигателей на высоте.

Инструкция Airbus

Опять-таки тогда от удара самолет может получить пробитие баков или крен и касания земли тем же крылом с баками внутри. Все это — очень плохие варианты. На фото с места аварии хорошо видно: растительность у самого самолета довольно высока и понять, до какой именно степени поле было ровным, пилоты не могли, что должно было добавить им неизвестных переменных в уравнение, которое они должны были решить в уме, причем очень быстро, за минуту-другую.

Выпущенный надувной трап A321 в кукурузном поле

Кадры решают все: как человеческий фактор привел к успешной посадке A321

Эвакуация пассажиров A321 в кукурузном поле

Причина катастрофы: вероятность столкновений с птицами будет только расти?

A321 после посадки на кукурузное поле

Более того, сама идея того, что чайки любят только свалки, не вполне корректна. В наше время множество населенных пунктов у воды наблюдает чаек, даже если поблизости вообще нет свалок. Эти птицы — настоящие оппортунисты, которые поедают все съедобное, что выбрасывают люди. А те с каждым годом выбрасывают все больше, давая чайкам все больше пищи для размышлений на тему урбанизации. За последние полвека самые распространенные виды чаек стали привычными далеко от морских и озерных берегов, к которым их считали привязанными когда-то.

Еще одна проблема, подстегивающая размножение почти всех видов чаек, — глобальное потепление. В обычных условиях они размножаются раз в год, но по мере удлинения теплого времени года и повышения обилия пищи могут делать это и два раза в год (некоторые страны уже столкнулись с этим) — с соответствующим ростом численности.

Именно поэтому изучение опыта посадок вроде той, что совершил Дамир Юсупов, — предельно оправданное занятие, способное не раз помочь гражданской авиации в будущем.

Читайте также: