Ромашка блума на уроках технологии

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Сегодня мы хотим вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.Вопрос следует начать со слова – поделись…

Возможны два варианта:

• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка

Учащиеся читали текст и составляли к нему вопросы.

- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

- Ну и дурак! – сказал Саня.

(По С.А. Баруздину)

На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?


Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.


Таксономию Блума, кубик Блума учителя активно используют. На основе таксономии учебных целей творческий коллектив разработал Ромашку Блума. Идея интересная, можно поэкспериментировать! Вперёд!

Источники информации:

Автор статьи:Загашев Игорь, психолог.

Содержимое разработки

Ромашка Блума, или Ромашка вопросов.

Стратегия, приём, помогающий работать с информационной составляющей текстов. Этот прием формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.


Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Сайт Поповой Елены Алексеевны, учителя начальных классов МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района


Однажды, я спросила у своих учащихся, что легче: отвечать на вопросы или задавать их? Дети ответили, что им легче отвечать. Я задумалась…., а ведь действительно, ответ на вопрос лежит либо в тексте, либо зависит от знания данного материала.

romashka

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый вопрос:
1. Простой ( что? Где?)
2. Творческий (что было бы, если…)
3. Практический ( как бы вы поступили, если бы…)
4. Уточняющий (правильно ли я вас понял, что…)
5. Интерпретационный (почему?)
6. Оценочный ( что хорошо? Что плохо?)

Современные дети умеют пользоваться гаджетами практически с пеленок. В практику школьной жизни уже входит применение образовательных мобильных технологий в образовательном процессе.

— Да что же тут такого. Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого сегодня с собой телефон?

11

Презентация несет в себе образный тип информации , усиливают наглядность, возрастает концентрация внимания, соответственно увеличивается усвоение материала, рационально используется время урока. Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.

2

Видео-проекты. Благодаря данной методике происходит развитие информационного мышления, соответственно формируется ИКТ компетентность, расширяется информационное пространство вокруг ребёнка. Большой плюс видео проектов заключается в том, что он способен вызвать интерес. А на основе появившегося интереса человек способен на многое, а в данном случае нужно проявить интерес к материалу и запомнить его.

3

Дистанционные олимпиады и конкурсы.. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. Результат виден сразу, что нравится детям, повышается самооценка.

5

Музыкальная пауза как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

ikt


Никому не нужно доказывать, что на современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Это законы времени.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Таким образом, мне хочется сделать выводы! Компьютерные технологии дают учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
Я предлагаю вам поработать с Ромашкой Блума, в центре ромашки — Компьютерные технологии.

Критическое мышление– это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем Давайте не будем строить иллюзий. И время проводимое ребенком за компьютером нужно ограничивать. Вы же как-то не даете ему есть килограммы конфет, пить литры кока-колы. Договоритесь о допустимом времени заранее и держите границы. По опыту, если требования и свои решения не менять, то дети спокойно их принимают. восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.


"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Читайте также: