Конспект урока уход за растениями сада и огорода

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Петрова Серафима Олеговна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Автор: Ермолаева Снежана Ивановна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Задачи:

Обучающие: продолжать учить ухаживать за комнатными растениями.

Развивающие: развивать любознательность, трудолюбие.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за растениями.

Создание развивающей предметно-пространственной среды: комнатные растения (фиалка, фикус, бальзамин, каланхоэ), леечка, тряпочка для протирания пыли, тазики с водой, пульверизатор, кисточки для смахивания пыли, фартуки. После полдника готовлю место для проведения труда в природе: накрываю стол клеенкой, ставлю на стол комнатные цветы и необходимое оборудование (леечки, тряпочки для протирания пыли, тазики с водой).

Предварительная работа:

воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта трудовой деятельности, подготовка необходимых материалов;

с детьми: беседа о растениях; рассматривание комнатных растений.

Методические приемы: показ, вопросы, поощрения, повтор действий детьми, использование художественной литературы, контроль со стороны взрослого, контроль со стороны сверстника.

Ход трудовой деятельности

I.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки: Дышит, растет, а ходить не может.

Воспитатель:Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

II.Основная часть:
Воспитатель: О чем сегодня будем говорить?

Дети: О комнатных растениях.

Воспитатель: Умницы, а какие комнатные растения вы знаете?

Дети:Каланхоэ, кала, папоротник, кактус, алое, фиалка.

Воспитатель: Ребята, а как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Дети:Поливать, рыхлить, опрыскивать, вытирать пыль, мыть.

Воспитатель:Давайте пойдем к столику и поухаживаем за ними?

Воспитатель: Сейчас наденем фартуки. Полина, покажи, как нужно протирать пыль (берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху). Ребята, посмотрите на Полину, как она правильно протирает пыль. Молодец, Полина, ты правильно протираешь пыль!

Егор, а ты покажи, как нужно поливать растения (беру лейку, подношу к цветку, аккуратно поливаю, чтобы не размыть корни). Ребята, посмотрите, как Егор поливает растения. Молодец, Егор, ты правильно поливаешь растения. Все всем понятно?

Карина, ты покажешь, как смахивать пыль кисточкой с рифленых листьев (беру кисточку, лист одной рукой поддерживаю снизу, а другой – аккуратно смахиваю пыль с помощью кисточки). Ребята, посмотрите, как Карина смахивает пыль кисточкой. Молодец, Карина, ты правильно смахиваешь пыль с листочка, аккуратно, не торопясь.

А, Рома, покажет, как правильно опрыскивать растения пульверизатора (беру пульверизатор, аккуратно приподнимаю листья растения, направляю струю на листья растения и тщательно опрыскиваю со всех сторон). Ребята, посмотрите, как Рома опрыскивает листья растений. Молодец, Рома, ты правильно опрыскиваешь листья растений.

Тогда начинаем работу. Сейчас каждый подойдет к своему растению и будет ухаживать за ним.

Воспитатель наблюдает, при необходимости напоминает порядок и способы ухода за комнатным цветком, приводит положительный пример сверстников, привлекает детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка.

Воспитатель: Полина и Егор быстро справились с работой, теперь мы с ними будем смотреть на вас и скажем, как вы правильно умеете ухаживать за комнатными растениями.

Воспитатель совместно с детьми осуществляет контроль за другими детьми.

Воспитатель: - Полина, скажи, пожалуйста, правильно ли опрыскивает цветок Даниель?

- Егор, правильно ли рыхлит почву Самира?

- Молодцы, дети, вы все умеете ухаживать за комнатными цветами.

-Теперь убираем свое рабочее место, (тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартуки – в шкафчик, наполнят лейки водой).

III. Рефлексия:

  • Ребята, как мы сегодня ухаживали за растениями? (Поливали, протирали с них пыль, рыхлили почву, опрыскивали).
  • Для чего мы их опрыскиваем, поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев? (Для того, чтобы они не погибли).
  • Ребята, вам понравилось ухаживать за цветком? (Да!)
  • Вы будете дальше ухаживать за цветами?(Да!)

Воспитатель:Дети, вот какие вы молодцы. Я теперь надеюсь, что вы всегда будете ухаживать за растениями (протирать пыль с листьев, поливать и рыхлить почву, опрыскивать листья растений).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о садовых растениях родного края, о труде людей в саду.

Окружающий мир

Цели урока: учить наблюдать, делать выводы, обобщать; развивать коммуникативные способности учащихся, умение самостоятельно добывать учебный материал; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы.

Задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о садовых растениях родного края, о труде людей в саду.

Тип урока: урок-дискуссия.

Групповая форма проведения.

Структура (план) урока:

2.Проверка домашнего задания.

3.Определение темы и цели урока.

4.Изучение нового материала.

6.Закрепление изученного материала.

1.Организационный момент.

С детства мы любим, играть и смеяться.

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить.

-Поприветствуйте друг друга улыбкой.

-Работать сегодня будем в группах и в конце урока выясним, какая группа оказалась самая дружная и трудолюбивая.

2. Проверка дом. задания

Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке:

- Какие зерновые культуры выращивают на полях?

- Работа в группах. (Каждая группа получила 3 карточки:

1 карточка. Тетрадь для самостоятельной работы №58 с.42.

2 карточка. Тетрадь для самостоятельной работы №59 с.49.

3карточка. Собери пословицу о хлебе. (Приложение 1.)

Вы работаете одновременно с тремя карточками. Договоритесь, кто какое задание будет выполнять. Если все задания в группе выполнены, то берётесь за руки.

3. Определение темы и цели урока.- Посмотрите на экран и, подумав, постарайтесь определить тему нашего урока. О каких растениях мы сегодня будем говорить? (слайд №2)

Растения сада. (слайд № 3)

- Посмотрите в толковом словаре, который лежит у вас на столе, что означает слово сад. (Изображение на экране отключено.)

Сад – территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.

-Подумайте, какие цели мы поставим перед собой.

Особенности растений сада.

Значение этих растений для человека.

Особенности ухода в разные времена года.

(Запись на доске.)

4. Работа по теме урока.

Помните, что вы работаете в группах, а здесь важна дружба и взаимопонимание. (Включается изображение на экране.)

(Изображение на экране отключено.)

Сладок, да не пахуч.

Всю руку обдерёшь. (крыжовник)

Кустарник. Можно уколоться. С древности сушёными ягодами лечили простуду. Любит этими ягодами полакомиться медведь. (малина)

Нет не понравилось,

Но надоело так же и это-

платье надела синего цвета. (слива)

- Проверка: слайд 7,8,9.

Вывод: В саду растут плодовые деревья и ягодные кустарники.

5. Физминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем,
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Тихо сели. Продолжаем работать.

(Включается изображение.)

6. Решение природной задачи: 1)Семья Ивановых решила высадить в саду

апельсин, яблоню, грушу, вишню. Все ли растения могут расти в селе Мирном?

Предположите: какие жалобы мы могли бы от него услышать? (не хватает солнца, мало тепла, света) (Изображение отключено.)

2)Зачем люди выращивают садовые растения? (обсуждение в группах)

3)Продолжи предложение (Приложение 3):

Растения сада, как и другие группы культурных растений, приносят………

(пользу человеку), и поэтому он……………………….(ухаживает за ними).

7.Работа по учебнику с.100 -101.

Вопросник (Приложение 4) :

1)Зачем стволы деревьев обвязывают еловыми ветками?

2)Зачем вешают скворечники и кормушки для птиц?

3)Зачем белят стволы деревьев?

4)Зачем стряхивают снег с веток?

5)Почему в сильные морозы садовые растения надо окучивать снегом?

6)Зачем садоводы снимают с деревьев засохшие листья?

Вывод: Разрешите спор одноклассников Маши? Можно ли согласиться с тем, что садовые растения требуют меньше ухода, чем огородные? (Все культурные растения требуют ухода. (Слайд 11) (Экран)

Чем вы можете помочь? (показ кормушек- слайд 12)

8.Итог урока.

9. Рефлексия.

На яблоню нужно повесить яблоко, соответствующее вашему настроению: красное яблоко – прекрасное настроение, жёлтое – нормальное, зелёное – плохое.

(Яблоня нарисована на плакате)

Цели:
- Закрепить знания детей о комнатных растениях.
- Познакомить с названием лечебного комнатного растений.
- Развивать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
- Учить детей сравнивать растения, находить сходства и различия по внешним признакам.

Материалы: комнатные растения, лейки, палочки для рыхления, конверт с письмом, ящики с песком для рисования, разрезные картинки цветка, садовый инвентарь.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами пришли в зимний сад. Здесь собрано очень много разных растений, а зимним он называется потому, что и летом и холодной зимой здесь сохраняется определённая температура. И все растения в саду отлично себя чувствуют, даже если за окном идёт снег.
Ребята, расскажите пожалуйста для чего нам нужны комнатные цветы?

Воспитатель: Вопрос № 1 - Знаете ли вы, как устроены комнатные растения? Из чего они состоят?
Дети : Листья, стебель, корень, цветы, листья, иголки…
(Рядом стоят ящики для рисования песком)
Ведущий: Ребята доктор Айболит просит, чтобы мы с помощью песка нарисовали где у растения корни, стебель, листья, цветы. Справимся?

Дети: (выполняют).
Воспитатель: Молодцы ребята теперь понятно, как устроен цветок под землёй.
Вопрос № 2 – Почему у комнатных растений родом из тропических лесов листья широкие раскидистые? А у других маленькие листья, а у кактусов, которые родом из Африки – иголки?
Дети: (рассуждения детей)

Воспитатель: Молодцы! Так вот ребята, доктор Айболит даёт нам подсказку, что это растение родом из Африки.
Значит, мы ищем цветок с какими листьями?
Дети: Узкие, тонкие, колючие.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда растения лучше растут днём или ночью?
Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Ребята, а давайте немного поиграем!
Превратимся в спящие цветочки на полянке, сядем на корточки и закроем глаза руками…
Спят мои цветочки, (сидят с закрытыми глазами)
На полянке ночка,
Спят цветочки в тишине
Просыпаться нужно мне…

Стали просыпаться (медленно встают, вытягивают сложенные ладошки вместе над головой)
Солнцу улыбаться (руки разводят в стороны ладошками вверх)
Посмотрели в вышине (смотрят в вверх)
Птички радуются мне! (машут руками вверх)
Воспитатель: Следующий вопрос от доктора Айболита в виде задания
Ребята вам необходимо следовать по стрелкам указателям с помощью которых вы найдёте сундучок с головоломкой решить которую вам предстоит.

Воспитатель: Ну что, ребята, присмотрим за цветами?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Воспитатель: Правильно, у нас приготовлены садовие принадлежности, с помощью которых мы можем сделать наш зимний сад ещё краше!
Дети: (выполняют)
Ведущий: Молодцы ребята! Что вам больше всего запомнилось сегодня? Что понравилось?
Воспитатель: Всем спасибо от меня лично, от доктора Айболита и от растений зимнего сада.

Цель занятия: Показать значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека.

Задачи:

- формировать умения и навыки работать по графическому образцу посева цветочных семян для рассады;

- корректировать и развивать связную речь, зрительное восприятие, память, логическое мышление;

Оборудование:

- раздаточный материал (технологические карты – «Как правильно посеять семена для рассады);

- Семена цветка Астры, контейнеры, стаканчики с землёй, мерные палочки, лейки или стаканчики с водой, опрыскиватель для увлажнения.

Понятия для закрепления.

Профессия, садовник, озеленитель, цветовод.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель:

Здравствуйте, строители, маляры, сварщики, плотники, портные, художники, садовники, цветоводы, озеленители, спортсмены, животноводы какое у вас настроение сегодня? Хорошее.

Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы построите красивые дома, сошьёте модную одежду, вырастите красивый сад. Но чтобы кем – то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и получить специальное образование.

Поэтому сегодня на занятии мы будем говорить о профессиях.

- А как вы понимаете слово профессия?

Профессия – это специальность, которую получает человек в результате обучения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Чем занимаются садовники, озеленители и цветоводы нам расскажут мои помощники

Учащиеся:

Профессия озеленитель, садовник и цветовод

Садовник занимается почти тем же, чем и цветовод, однако его подопечные -- не только цветы, но и деревья с кустарниками. С весны по осень работы у садовника хоть отбавляй. Опыление и опрыскивание, подкормка и полив, утепление на зиму и обычная стрижка газона - все это его обязанности.

Технологические карты. Озеленитель и садовник выполняют следующие работы:

1. Подготавливает инструменты и посадочный материал.

2. Планирует и делает разметку дорожек, грядок, лунок для посадки.

3. Занимается подготовкой почвы, рыхлением, удобрением.

4. Высаживает саженцы, рассаду на подготовленные грядки.

5. Формирует кроны подрастающих саженцев деревьев, выполняет декоративную стрижку древесно-кустарниковых растений, поливает, подкармливает.

Цветоводы работают в теплицах, выращивая там цветы, растения и прочие саженцы, чтобы потом с их помощью украшать клумбы и газоны города и приусадебных участков. На этой работе уже чаще специализируются женщины, они более тонко чувствуют природу.

Учитель:

-Так чем занимаются садовники, озеленители и цветоводы?

Они создают красоту вокруг нас, а это важно для людей! Занимаются посадкой растений, ухаживают за ними и оберегают их.

- Дети сейчас мы выберем короля, а все остальные будут садовниками, которые умеют выполнять только один н вид работы в саду. Работу показывайте только движениями и молча.

Если король угадает что делает садовник, он забирает его к себе в сад трудиться.

Садовники подходят к королю и вступают с ним в диалог:

- Здравствуйте, садовники! Где вы были?

- Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.

Король угадывает по движению вид работы и забирает к себе в сад садовника.

Если король не угадывает, они идут наниматься к другому королю, в другое царство-государство.

- Вот какие молодцы садовники всё-то они умеют, а король всё знает, значит, красивый сад вырастит в его царстве-государстве и будет радовать народ.

Профессия садовника, озеленителя, цветовода кажутся романтическими, поэтому вдохновляют поэтов, фотографов.

Учащиеся:

Прилежный садовник трудился не зря.

Бывало, еще не проснулась заря,

А он поливает и холит растенья,

Чтоб в будущем видеть бутонов цветенье.

Да и в нашей классе естьЛюбители – цветоводы.Разводят в комнате цветы.Разнообразней год от годаДомашний уголок природы.И кто заходит в гости к нам,Не в силах скрыть восторг и чувства.Перед волшебным тем искусством…

В расписных горшочках.Подрастают разные цветочки.Вот герань и кактус.

Как прекрасны все цветы!Милой нежности черты

Ярких красок хоровод.Их польем мы спозаранку.Чтоб и дальше удивляли

Учитель:

Наша цветочная оранжерея в группе многих удивляет своим разнообразием, а за этой красотой мы все дружно ухаживаем.

- Можно ли нас назвать юными - цветоводами, если мы смогли вырастить вот такую красоту? Да.

За растениями нужно ухаживать, для этого у садовника, озеленителя и цветовода есть инструменты. А вот какие инструменты и их названия нам поможет узнать игра

Я называю букву и, а вы инструмент на эту букву, а затем изображение инструмента.

Г - грабли, газонокосилка

Л - лейка, лестница, лопата штыковая, лопата совковая

М - мотыга (тяпка), молоток

Н - нож и ножницы садовые, ножовка

С - секатор, сучкорез

Вот сколько инструментов существует на свете и все они помощники садовника, озеленителя и цветовода.

- Какими инструментами мы пользуемся, когда озеленяем школьный участок? Лопата штыковая и совковая, грабли, ведро, лейка.

- Для каких цветов мы готовим клумбы с помощью этих инструментов Ромашки, Космея, Астры, Ноготки, Львиный зев, Бархатцы, ….

- Какие цветы мы высаживали рассадой, а какие семенами?

Космея, Ноготки – семенами.

Ромашки, Астры, Львиный зев, Бархатцы, Георгины – рассадой.

- Когда высевают семена для рассады? В конце Февраля или в Марте.

Работа с технологической картой.

Показ посева семян наглядно по технологической карте учителем с проговариванием инструкции.

В контейнере для посадки семян землю польем е из лейки.

Подождем, пока вода впитается.

Вода впиталась, теперь палочкой с меткой делаем лунку для посадки семян. Вот так.

Взяли семя Астры и кладем в лунку, присыпаем землей.

Увлажняем землю и приминаем, плотно выравнивая поверхность.

Теперь можете приступать к работе.

Индивидуальная помощь нуждающимся воспитанникам.

Учитель:

Молодцы, ребята! Сегодня вы научились сажать рассаду из семян.

- Куда поставим контейнеры? На подоконник.

- Почему? Там тепло и много света.

- Как будем ухаживать? Поливать, рыхлить землю.

- Что вырастит из семян, которые посадили? Цветочная рассада Астры.

- Для чего нужна нам цветочная рассада? Чтобы высадить её в клумбы.

3. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.

- Давай вспомним, о каких профессиях говорили? О профессиях садовника, озеленителя, цветовода

- Каково значение этих профессий в жизни человека? Люди любят создавать вокруг себя красоту, значит, эти профессии будут всегда востребованы.

Читайте также: