Размножение комнатных растений конспект урока

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Предмет: Другое
Категория материала: Конспекты
Автор: Крамарева Елена Ивановна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 10.50 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение

Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

схема поколений растений

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Значение вегетативного размножения:

  • Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
  • Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
  • Получение большого количества посадочного материала
  • Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).

бесполое размножение растений

половое размножение растений

-Расширять знания о комнатных растениях, о целебных свойствах растений.

-Познакомить с несколькими видами комнатных растений. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.

-Учить правилам безопасного поведения в ходе экспериментирования.

- Учить высаживать отростки растений в горшочки.

-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.

-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.

-Активизировать и расширять словарь детей.

Методы и приемы : наглядный, словесный, практический – экспериментирование, труд, моделирование.

Предварительная работа : Беседа о комнатных растениях.

Наблюдения за комнатными растениями в группе детского сада;
Труд по уходу за растениями в уголке природы.

Отращивание отростков комнатных растений.
Посадка семян яблони, фасоли, цветов петуньи.

Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
( Комнатные растения )

-Сегодня наше занятие мы посвятим чудесному творению природы -растениям. Растениям не простым, а тем, которые мы можем увидеть в нашей группе. Посмотрите, сколько прекрасных цветов нас окружает. Мы как будто находимся в необычном дивном саду. За окном снег, а эти растения радуют нас своим великолепием, как будто у нас здесь кусочек лета.
Воспитатель:
- Почему же они называются комнатными? (эти растения живут только в комнате )
- Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, поэтому их называют комнатными. Они требуют более комфортных условий.

-Дети, а как вы думаете, зачем нужны комнатные растения?

-Они очищают воздух; Они служат для украшения; Выделяют кислород; Приносят радость людям.

Воспитатель :

- Вспомните, что необходимо для растений?

- Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с листьев пыль .
- Какое пятое условие для роста растений?

Воспитатель: Помощников растений пять, как пять пальцев на руке.
Дети: Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

"Наши красные цветки (плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит ( помахать руками перед собой)

Наши красные цветки ( плавно сжать пальцы)

Головой качают, (плавно опустить их на стол)

"На окне в горшочках ( сидят на корточках в кругу)

Поднялись цветочки. (медленно встать)

К солнцу потянулись, (тянутся на носочки, подняв руки вверх)

К солнышку листочки (разводят руки в стороны, ладонями вверх)

Развернут бутоны, (соединяют руки над головой и медленно покачиваются)

В солнышке утонут!"

Воспитатель:

-Посмотрите ещё раз на комнатные растения в нашей группе! Кто знает, как они называются?

Если дети затрудняются, воспитатель напоминает названия растений.

- Фиалка, герань, декабрист, хлорофитум, щучий хвост…

-А как можно размножать растения?

-Какие растения мы сажали семенами?

-Яблоню, фасоль, цветы .

Воспитатель. Мы с вами заранее приготовили отростки хлорофитума, герани, каланхоэ для посадки, поставили их в воду, и у них отросли корни. Теперь вы их посадите в стаканчики. Но сначала я немного расскажу об этих растениях.

Помимо своей красоты и неприхотливости, эти растения обладают рядом полезных свойств. Хлорофитум является прекрасным очистителем воздуха, поглощая все вредные вещества, он выделяет много кислорода. Взрослое растение полностью очищает от бактерий небольшое помещение. Этот цветок также хорошо увлажняет воздух. Врачи рекомендуют держать цветок людям с легочными заболеваниями, аллергикам и тем, кто часто болеет ОРВИ.

Герань-растение, которое убивает множество различных микробов, выделяя в атмосферу эфирные масла; отвар растения обезболивает; заживляет раны; лечит простуду, бессонницу.

- Какая посуда необходима для посадки комнатных растений?

- Цветочный горшок, кашпо, поддон под цветочный горшок.

- Сегодня вместо горшков у нас пластмассовые стаканы. Посмотрите в днище стакана у вас отверстия.

- Как вы думаете, для чего нужны отверстия?

- Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Если будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет.

- Для чего нужен поддон?

- Чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол. Воспитатель. Во время работы вы должны соблюдать правила посадки растений: работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила безопасности при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и аккуратно работать с совком (ложкой) и маленькой лопаткой – стараться не пораниться.

Демонстрация посадки комнатных растений.

Воспитатель. Но сначала посмотрите, как я буду сажать растение. У меня отросток растения каланхоэ.

Воспитатель рассказывает и показывает процесс посадки растения.

-Сначала надо насыпать дренаж в горшок (закрыть дно цветочного горшка);

-затем насыпать землю (неполный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горшка);

-сделать в центре горшка в земле углубление;

-аккуратно, не придавливая, поместить отросток в землю и присыпать;

-полить цветок и вытереть горшок от земли;

-убрать рабочее место (вытереть стол салфеткой);

-помыть руки с мылом и смазать кремом.

-Вы посмотрели, как сажать комнатные растения. Теперь приступайте к посадке отростков растений. На столе лежат все необходимые инструменты, материалы и приспособления. Выберите те, которые будут вам нужны сейчас.

-Выберите себе любое растение. Назовите растение, которое вы себе выбрали. ( хлорофитум, каланхоэ, герань)

Дети самостоятельно сажают отростки растений в стаканчики.

Воспитатель: Давайте поставим их на подоконник ближе к солнцу, когда они подрастут, мы пересадим их в большие горшочки.

Итог: Понравилось пересаживать растения? (Да). Что сегодня мы делали?

Чему новому и полезному научились?

С каким способом размножения комнатных растений познакомились?

Вы хорошо справились с заданием. И теперь нам надо продолжать ухаживать за всеми растениями.



Автор: Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж
Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7 лет.
Цель: Называть растения и основные его части. Правильно ухаживать за растениями.
Задачи-Расширять знания о комнатных растениях.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Научить изображать комнатные растения.
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Ознакомить с несколькими видами комнатных растений.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии >. Видеоматериал - для показа на экране.

Воспитатель Отгадайте загадки: > (Растение).
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.( Комнатные растения)
О чем сегодня будем говорить? (О комнатных растениях).
Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)



В кадке вырос куст,
И широк,и густ :
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)





Воспитатель Какие еще комнатные растения,кроме вышеперечисленных вы знаете? (Каланхоэ, кала, папоротник). Покажите картинку?




Воспитатель Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему?
Дети Создаются все условия, чтобы растения не погибли, зимой не замерзли.
Воспитатель Вспомните, что необходимо для растений?
Дети Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
Воспитатель Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? ( Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? ( Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).
Посмотрим как растет цветок.

Дети называют основные части растения ( корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).



Комнатных растений очень много, познакомимся еще с несколькими из них.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)



По очереди на экране дети смотрят на картинки растений ,с воспитателем повторяют сложные имена и запоминают( герань, колеус, бегония, гардения, агава).






Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Воспитатель Как правильно ухаживать за комнатными растениями?( Поливать, рыхлить, опрыскивать,вытирать пыль, мыть). Давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. ( Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)





Для закрепления правильного ухода за растениями смотрят видеоматериал, воспитатель комментирует

Воспитатель Рассмотрите все картинки и нарисуйте ваше комнатное растение.

Конспект урока окружающего мира на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Размножение растений Тип урока: урок открытия нового знания Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений. Планируемые результаты Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, формирование внутренней позиции школьника, гражданина – бережно относящегося к природному достоянию человечества Метапредметные универсальные учебные действия: Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий. Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала. Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Читайте также: