Тип жилкования листа баклажана

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок № 45 Класс: 6

ТЕМА: Семейство паслёновые. Общие признаки паслёновых. Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений Задачи урока:

Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений

семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений

Коррекционно–развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать,

выделять главное, самостоятельно делать выводы. Развивать способность

воспроизводить изучаемый материал.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать нетерпимость к

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power P oint, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений.

Ход урока: 1. Организационный момент

1) Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели. - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

2)Целевая установка: -сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями; - будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство; - находить у растений признаки класса двудольных.

II . Проверка домашнего задания - Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные) 1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс двудольные) 3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные) 4. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина)

5. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.) 7. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха) 8. Назовите цветочно – декоративное растение семейства розоцветные (роза)

III . Актуализация опорных знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Хоть жжет его солнце, одет он в суконце,
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик)

2. Царицей цветов я зовусь. На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

3. На сучке висят шары, посинели от жары. (Слива)

4. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок,
А сорвал её с куста, глядь - середка вся пуста. (Малина)

5. На лесной полянке –

Чтоб её увидеть,

Надо поклониться (Земляника)

6. Живёт полезный кустик,
Дотронешься – укусит.
На розу очень я похож,
Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник)

7. Круглое, румяное
Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица?
А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня)

9. Появились бубенчики - белые горошки,
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)

10. Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами. (Черемуха)

- Скажите, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно не относиться к семейству розоцветные) - Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV . Изучение нового материала

- Запишите тему урока в тетрадь. Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 4) - Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые. - Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 5)

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (учитель помещает первую страницу портфолио на доску ). Приложение 1 (СЛАЙД 6) Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. (учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2 - От какого растения получило название это семейства? (Паслён) (СЛАЙД 7) - Знакомо ли вам это растение? Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле) - Пробовали ли вы ягоды паслёна? Какие они на вкус? - Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: Картофель (СЛАЙД 8) Томат (СЛАЙД 9) Перец (СЛАЙД10) Баклажан (СЛАЙД11) Почему эти растения объединили в одну группу? По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 12)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

г) соберите формулу цветка на доске (ученик собирает формулу цветка из карточек)

Ч(5) В(5) Т5 П 1

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 13)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 14)

(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3

- Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка) (СЛАЙД 15) , (СЛАЙД 16)

- Семя состоит из двух семядолей

(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4

( СЛАЙД 17) Особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых …(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5

- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод : изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Простые, с сетчатым жилкованием

Одиночные цветки, кисть

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Коробочка или ягода

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод : паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 18) - Какие культуры изображены на слайде?

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощные)

- Чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ.

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. В них содержится большое количество минеральных солей, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма. Крахмал даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 19)

- Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 20)

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной. Плод – коробочка, семена по внешнему виду напоминают маковые— мелкие, тёмно-коричневого цвета, появляются в конце лета. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена. Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными семенами. Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 21)

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

(СЛАЙД 22) Математики подсчитали…

- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;

- за год – это 2,5 миллиона человек:

- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 23)

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

Мы познакомились с представителями семейства

(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V . Закрепление:

- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 25)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и розоцветные: белена, картофель, земляника, баклажан, груша, яблоко, петуния, томат, дурман)

- Сколько групп у вас получилось? (две)

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и розоцветные)

- К какому классу относятся эти семейства? (к классу двудольные)

VI . Итог:

- Как использует человек растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

Жилки — это проводящие пучки, соединяющие стебли и листья. Главная функция этой части растения — передача питательных веществ. Различают несколько типов жилкования листа — параллельное, дуговое, сетчатое и пальчатое, а также несколько нестандартных вариаций. Как правило, система жил у однодольных проще, чем у двудольных.

Типы и виды жилкования листа

Типы и виды

Начальная точка у всех жилок находится у черешка, который соединяется с листовой пластинкой. Из неё выходит один или несколько главных сосудов, от которых ответвляются более мелкие и тонкие отростки, почти или полностью доходящие до краёв листа. Самые маленькие из них находятся на периферии, а также в центре. Рисунок жил нередко повторяет форму разветвления ветвей растения.

Типы жилкования зависят от многих факторов и являются важным систематическим признаком, по которому представителей флоры относят к тому или иному классу. Определить их довольно легко — достаточно посмотреть на растение.

Основные из разновидностей:

Жилкование листа, отличительные черты

Примеры растений и жилкование листа

  • Дуговое. Несколько одинаковых по размерам жил выходят из черенка и опоясывают лист, изгибаясь дугами, сходящимися у основания и верхушки. Центральная ось прямая. Такое жилкование характерно для ландыша, тюльпана и других простых однодольных растений. Некоторые двудольные, такие как подорожник, тоже используют эту разновидность, но у них прожилки соединяются наверху.
  • Параллельное. При таком типе несколько крупных жил проходят от основания до конца листа по оси параллельно друг другу. Жилки имеют одинаковый размер и толщину. Примеры жилкования листьев подобного вида включают большинство сельскохозяйственных культур — кукурузу, пшеницу, просо и другие однодольные злаковые.
  • Сетчатое или перистое. По центру листа проходит одна крупная жила, от которой отходит множество мелких. Они постепенно уменьшаются в длине и толщине по мере удаления от центральной оси, покрывая практически всю пластину сеткой. Такой тип жилкования является самым распространённым среди высокоразвитых двудольных растений, поскольку он является наиболее совершенным и эффективным. Он характерен почти для всех представителей розоцветных, капустных, бобовых, паслёновых, астровых. Например, для яблони, липы, осины, клёна, черёмухи.
  • Пальчатое. Состоит из нескольких одинаковых главных жилок, от которых отходят уменьшающиеся отростки. В таблице жилкования листьев сюда принадлежат клён, люпин, лютик.
  • Дихотомическое. Главная жилка ветвится вильчато, а её отростки доходят до краёв листа. Под такое описание подходят большинство папоротниковых и гинкго.
  • Одна неветвящаяся жила. Такое жилкование бывает у простых растений — плаунов и хвощей, а также у большинства хвойных.

Существуют также нестандартные виды жилкования — радиальное, продольное, поперечное, веерное, перестопетлевое, перистокраебежное. Между ними есть смешанные и переходные формы, усложняющие классификацию.

Функции жилок

Жилки листа выполняют функции, от которых зависит нормальная работа и жизнь всего организма растения. Их основная роль:

Механическая и транспортная функции жилок

  • Транспортная. Жилки снабжают листья водой и минеральными веществами, а также передают продукты фотосинтеза корням, плодам, почками и другим частям растения. Они являются частью сложной системы сосудов и сетчатых трубок, ответственных за транспортировку минералов и питательных веществ по всему растению. Поскольку большая их часть впервые появляется именно в листьях, жилки необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности.
  • Механическая. Жилки — опора для листовой паренхимной ткани. Они защищают лист от разрыва, увеличивая его прочность, а также соединяют основание с листовой пластиной, обеспечивая сбор питательных веществ со всей площади, и объединяют листок со стеблем через черешок (у черешковых растений) или напрямую (у сидячих).

Система жилок служит связью листа с основной частью растения на внешнем и внутреннем уровне. Благодаря ей, возможны все обменные процессы с участием хлорофилла и продуктов его переработки.

Внутреннее строение

Особенности их внутреннего и внешнего строения

Жилки покрывают проводящую основу листовой пластинки, перенося из неё различные вещества к другим частям растения. Они представляют собой проводящие пучки, состоящие из специфических тканей — луба и древесины. Основу составляет первый тип.

Лубовая ткань образована из вытянутых в длину живых безъядерных клеток. В месте их соприкосновения друг с другом образуются небольшие отверстия, через которые передается вода, раствор сахара и других минеральных веществ. Прилегая друг другу, такие структуры образуют трубки. Они подходят для передачи органических составов на большие расстояния.

По краям трубок расположены клетки-спутницы. Они отличаются небольшими размерами, но крупными полиплоидными ядрами и митохондриями. Их функция — управление деятельностью трубок путём передачи им нуклеинов и энергии в форме АТФ. Таким образом, спутницы регулируют нисходящий (проходящий от листьев к корням) ток питательных веществ.

Кроме луба, в состав жилок входит древесина, которую в биологии называют ксилемой. Она состоит из 3 типов функциональных элементов:

Строение листа

  • Трахеиды. Это длинные и тонкие мёртвые клетки с толстой одеревеневшей оболочкой. Их поверхность покрыта порами, через которые вещества фильтруются их одной трахеиды в другую. Их функции — передача воды и растворов горизонтальной и вертикально.
  • Паренхимные неполяризованные клетки. Примерно одинаковы по размерам. Образуют опорную ткань — паренхиму.
  • Членики. Небольшие клетки, расположенные друг над другом и образующие длинную полую трубку — сосуд растения. Образуются из паренхимных клеток с больши́м ядром и тонкими стенками.

Древесина в жилках листа выполняет обратную лубу функцию. Она участвует в восходящем (проходящем от корней к листьям) токе, передавая зелёным тканям недостающие питательные вещества.

Кроме этик двух тканей, в состав жилок входят волокна. Они представляют собой вытянутые клетки с заострёнными кончиками и толстыми одревесневшими оболочками. Волокна окружают крупные жилки, выполняя защитную функцию.

Ситовидные трубки и сосуды

Строение жилок листа

Древесина в составе жилок образует сосуды — важный элемент, необходимый для жизнедеятельности растения. Внешне они похожи на трубочки с плотными оболочками и внутренними утолщениями в форме колец или спиралей. Состоят сосуды из мёртвых клеток, но первоначально образовываются их живых паренхим.

Особенности строения сосудов обеспечивают высокое напряжение при заполнении их водой и минеральными растворами. Это обеспечивает возможность выполнения их основной функции — сила давления становится настолько высокой, что жидкость транспортируется снизу вверх от корня к листьям.

Из лубовой ткани образуются ситовидные трубки. Они получили своё название из-за внешнего строения, напоминающего решётку. Поперечные и внешние стенки структур содержат многочисленные отверстия, через которые транспортируется вода и полученные через фотосинтез питательные вещества. Давление внутри довольно низкое, потому движение происходит от листьев к корню.

В отличие от сосудов, ситовидные трубки жилок состоят из живых цитоплазменных клеток. Продолжительность их функционирования варьируется — у большинства растений она составляет не более года, но у некоторых паль может доходить до 10−20 лет. Отмирающие клетки превращаются в мозолистые тела, после чего деформируются и поглощаются организмом.

Жилки листа — важные элементы, от которых зависит нормальная жизнедеятельность всего растения. Они отвечают за транспортировку воды, минералов, продуктов фотосинтеза и других вещей к корням, листьям, плодам и прочему. В зависимости от формы листьев, вида крепления, способа членения, листорасположения и других характеристик растения меняется схема жилкования и строение отдельных жилок.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по биологии 6 класс. ФГОС Богданов Вако

У цветковых растений различают такие вегетативные органы: корень, стебель, листья.

№ 2. На каком органе цветкового растения расположены листья?

У цветкового растения листья располагаются на стебле.

3. Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Нет, размеры и форма листьев у разных растений совершенно разные. Все эти параметры зависят, в первую очередь, от того, где растет растение, насколько близко оно находится к воде, насколько близко его листья располагаются к корню и т.д.

Стр. 65. Лабораторная работа. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Рассматриваем листья комнатных растений и образцов из гербария. Отбираем простые листья. Их выбираем по признаку – состоят только из одной пластины. К комнатным растениям с простыми листьями относятся: герань, фикус, каланхоэ, хлорофитум, орхидея, гиацинт.

Отбираем сложные листья. Их можно определить по тому, что состоят они из нескольких листовых пластинок, которые соединены с общим черенком небольшими черешками. К растениям со сложными листьями относятся: акация, конский каштан, рябина, ясень, клевер, фасоль. У большинства отобранных мной листьев (акация, ясень, фасоль, каштан) жилкование сетчатое. Но, например, у хлорофитума оно параллельное.

У герани, фикуса, каланхоэ хлорофитума очередное листорасположение. У рябины, клевера, акации и фасоли – супротивное. У орхидеи листорасположение мутовчатое.

Название растения Листья простые или сложные Жилкование Листорасположение
Фикус Простые Сетчатое Очередное
Орхидея Простые Дуговое Мутовчатое
Герань Простые Сетчатое Очередное
Каланхоэ Простые Сетчатое Очередное
Хлорофитум Простые Параллельное Очередное
Конский каштан Сложные Сетчатое Супротивное
Фасоль Сложные Сетчатое Супротивное
Ясень Сложные Сетчатое Супротивное
Акация Сложные Сетчатое Супротивное

Стр. 66. Вопросы после параграфа

№ 1. Каково внешнее строение листа?

Лист у некоторых растений состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка, который соединяет листовую пластинку со стеблем. Такие черешковые листья есть у вишни, березы, яблони или клена.

У льна, цикория или пшеницы у листьев нет черешка, поэтому крепятся они к стеблю при помощи основания листовой пластины.

Также у некоторых листьев прямо у основания развиваются прилистники – небольшие выросты.

№ 2. Какие листья называют сложными, а какие – простыми?

Сложными называют листья, которые состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных небольшими черешками с общим черешком. Например, уу рябины или ясеня. Простые листья – это листья, которые состоят только из одной листовой пластинки. Например, у клена, березы или черемухи.

№ 3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?

На листьях однодольных растений, например, у лука, ржи или пшеницы, жилки располагаются параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным. Также для однодольных растений с более широкими листьями, например, ландышу, характерно дуговое жилкование.

Для двудольных растений типично сетчатое жилкование листьев, при котором жилки ветвятся многократно, образуя тем самым сплошную сеть. Однако есть и исключения. Например, листья вороньего глаза имеют сетчатое жилкование, но само растение является однодольным. А вот листья подорожника имеют дуговое жилкование, но сам он относится к двудольным растениям.

№ 4. Какую функцию выполняют жилки листа?

Жилки листа или проводящие пучки пронизывают листовые пластинки растения, тем самым не только придают прочность листьям, но и проводят по ним питательные вещества.

Стр. 66. Подумайте

Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение – однодольное или двудольное?

Нет, только по жилкованию нельзя определить, какое растение – однодольное или двудольное. Потому что и среди первой группы, и среди второй группы есть растения-исключения. Например, подорожник – это растение двудольное, но жилкование листьев у него дуговое. А вороний глаз – растение однодольное, но жилкование листьев у него сетчатое.

Стр. 66. Задание

Составьте гербарий листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием.

Для гербария можно собрать листья фасоли (сложные листья с сетчатым жилкованием), герани (листья простые с сетчатым жилкованием), хлорофитума (листья простые с параллельным жилкованием), конского каштана (листья сложные с сетчатым жилкованием), рябины (листья сложные с сетчатым жилкованием), аспидистры (листья простые с дуговым жилкованием).

§ 6. Внешнее строение листа - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

Главный признак простых листьев — всего одна листовая пластина.

К комнатным растениям с простыми листьями относятся следующие растения:

§ 6. Внешнее строение листа - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

Главный признак сложных листьев — наличие нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.

Жилкование у всех отобранных листьев сетчатое — то есть сетчатым жилкованием отличаются листья ясеня, кислицы, земляники, клевера, рябины, шиповника, акации, вязеля, каштана, люпина и фасоли.

На территории России произрастают следующие растения со сложными листьями:

§ 6. Внешнее строение листа - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

  • Очередное — хлорофитум, гибискус, каланхоэ, герань, фикус, аспидистра, сансевиерия, гиацинт, юкка, рябина, шиповник, вязель, люпин;
  • Супротивное — спатифиллум, аукуба, ясень, кислица, земляника, клевер, акация, каштан, фасоль;
  • Мутовчатое — орхидея.

Семейства двудольных
1 . Используя рисунки § 51, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных (розоцветных, паслёновых, сложноцветных, мотыльковых).
2 . Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2 — 3 растения семейства крестоцветных (розоцветных, паслёновых, сложноцветных, мотыльковых). При описании придерживайтесь следующего плана:
1 ) Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.
2 ) Отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.
3 ) Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
4 ) Отметьте особенности строения чашечки и венчика; число и расположение тычинок; особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
5 ) Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
6 ) Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?

Решение

Особенность Растения семейства Крестоцветные
Семя По размеру маленькое, продолговатой или округлой формы.
Соцветие​ Кисть
Цветок и его части Цветок состоит из крестообразно распложённых лепестков, чашечки из 4 чашелистиков, 6 тычинок ( 2 длинные и 4 короткие) и 1 пестика.
Плод Стручок или стручочек (ширина в 2 − 3 раза меньше длины)

Читайте также: