Размножение и развитие растений опыление

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.

Нектар – сладкий цветочный сок.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 –.с. 69-86.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. - с. 39 - 49.

Ключевые слова:

Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.

Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.

Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.

Мир растений.

Царство растений очень обширно.

На сегодняшний день в нём насчитывают около пятисот тысяч видов. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. Первая группа - это водоросли. Они обитатели воды.


Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.

Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.

Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.

Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.

Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.

Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.


Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.

Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.

Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.



К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.


Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.

Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.

На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.

Растения - это живые существа, значит, они дышат и питаются. Они из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?

А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки

На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.

Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью

Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?

Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.

Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,

колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Они находятся под особой защитой в заповедниках,

национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?

Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.

Правильный вариант ответа: мхи.

Разбор типового тренировочного задания

Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).

Б. …… - древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. (Водоросли, папоротники, мхи).

В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).

Перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика называется опылением. Различают два вида опыления: перекрестное и самоопыление.

При самоопылении рыльце принимает пыльцу того же цветка либо другого, но той же особи. Возможно опыление в закрытых, нераспустившихся цветках (горох). При перекрестном опылении переносится пыльца от разных особей. Это основной тип опыления цветковых растений (яблоня, ива, огурец и др.).

Схема перекрестного опыления и самоопыления

Перекрестное опыление

Перекрестное опыление осуществляется естественным (насекомыми, птицами, летучими мышами, ветром, водой) и искусственным (производит человек) путями.

Приспособленность растений к опылению ветром проявляется в наличии голых цветков, либо невзрачных, слабо развитых околоцветников. Они лишены нектарников и запаха, пыльцы образуют много, она легкая, сухая, мелкая, рыльца длинные, с большой поверхностью для улавливания пыльцы (рожь, кукуруза).

Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется яркой окраской венчика, наличием нектарников, запаха (одуванчик, земляника). Пищей для насекомых являются нектар и пыльца. Окраска и запах служат для привлечения опылителей. Иногда цветки обладают запахом, характерным для самок насекомых того же вида. Это привлекает к ним самцов, которые и осуществляют опыление. Эволюция цветковых растений и их опылителей шла параллельно. Это так называемая сопряженная эволюция.

Приспособление растений к опылению насекомыми и ветром

Приспособление растений к опылению насекомыми и ветром

Перекрестное опыление обеспечивает обмен генами, поддерживает высокую гетерозиготность популяций, дает материал для естественного отбора и сохраняет самое выносливое потомство — носителей наиболее благоприятного сочетания генов.

Искусственное опыление

Искусственное опыление производит человек для повышения урожая или получения новых сортов растений. При этом для нанесения пыльцы на рыльце пестика используют разные способы. Так, у кукурузы, имеющей однополые цветы, пыльцу собирают, стряхивая верхушечные метелки мужских цветков в бумажные воронки. Затем собранной пыльцой посыпают выступающие на верхушке початка длинные рыльца женских цветков.

При искусственном опылении подсолнечника стебли двух соседних растений наклоняют так, чтобы можно было прижать цветущую поверхность одной корзинки к другой. Можно переносить пыльцу, поочередно прижимая руку в варежке из мягкой материи к цветущим корзинкам разных растений.

Схема искусственного опыления

Схема искусственного опыления

Для получения новых сортов растений с обоеполыми цветками необходима подготовка к искусственному опылению. Прежде всего из цветков растения, избранного в качестве материнского, еще в бутоне удаляют пыльники и защищают эти цветки марлевыми или бумажными мешочками от попадания пыльцы. Через 2-3 дня, когда бутоны раскроются, наносят на рыльца пестиков заготовленную пыльцу другого сорта чистой сухой акварельной кисточкой, мягким поролоном или кусочком резинки, прикрепленными к проволоке.

Двойное оплодотворение у цветковых растений

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими.

Двойное оплодотворение характерно для цветковых растений.

Обычно на рыльце попадает множество пыльцевых зерен. Они, как правило, имеют шероховатую поверхность и удерживаются липкой кожицей рыльца. Кроме этого, при попадании совместимой пыльцы клетки рыльца выделяют вещества, стимулирующие ее прорастание.

Схема двойного оплодотворения у цветковых растений

Схема двойного оплодотворения у цветковых растений

Начинается прорастание пыльцевых зерен с набухания. Затем через специальные поры (каналы) в наружной оболочке пыльцевого зерна внутренняя выпячивается в тонкую пыльцевую трубку, куда переходят вегетативное ядро и спермин. Пыльцевые трубки всех совместимых зерен, удержавшихся на рыльце пестика, растут по столбику, направляясь к семязачатку. Одна из них обгоняет в росте другие и, достигнув пыльцевхода, проникает через него к зародышевому мешку и здесь изливает в него свое содержимое.

Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой — со вторичным ядром центральной диплоидной клетки. Вегетативное ядро разрушается еще до проникновения пыльцевой трубки в зародышевый мешок.

Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл русский цитолог и эмбриолог растений С.Г.Навашиным в 1898г.

При наличии в завязи семязачатков в каждом из них происходит вышеописанный процесс двойного оплодотворения. Называется он двойным потому, что сливаются две мужские клетки с двумя клетками женского гаметофита. В дальнейшем после оплодотворения в цветке начинается развитие семени и плода.

Образование семян

После оплодотворения внутри зародышевого мешка начинается быстрое митотическое деление триплоидного вторичного ядра, не имеющего периода покоя. Образуется большое количество ядер, затем между ними возникают, перегородки.

Эти вновь образовавшиеся клетки продолжают деление, заполняя всю полость зародышевого мешка питательной тканью — эндоспермом, который у одних растений полностью расходуется во время развития зародыша (бобовые, тыквенные), а у других — сохраняется в зрелых семенах (злаки). Одновременно происходит разрастание зародышевого мешка и семяпочки.

Формирование зародыша начинается с деления зиготы. После периода покоя зигота делится митотически на две клетки. Верхняя клетка, прилегающая к пыльцевходу, образует подвесок, отодвигающий нижнюю клетку в глубь эндосперма. Подвесок у одних видов растений остается одноклеточным, у других — делится поперечными перегородками и становится многоклеточным. Нижняя клетка разрастается в предзародыш семени сферической формы. Предзародыш делится на 4 клетки двумя перпендикулярными перегородками, затем каждая из этих клеток делится еще на две.

Сначала клетки более или менее однородны. По мере дальнейшего деления происходит дифференцировка клеток на зачаточный корешок, зачаточный стебель, зачаточные листочки (семядоли) и зачаточную почечку, окруженную семядолями. К этому времени семяпочка превращается в семя, ее покровы и остатки эндосперма образуют кожицу семени.

Таким образом, из оплодотворенной диплоидной яйцеклетки формируется зародыш семени, а из вторичной триплоидной клетки — питательная ткань — эндосперм, покровы семязачатка превращаются в покровы семени, а стенка завязи, разрастаясь, образует околоплодник.


Урок рассказывает о том, как происходит размножение растений, что такое опыление, и какие приспособления имеют растения для опыления насекомыми или ветром. Ребята вспомнят, для чего растениям нужны плоды, и как они распространяются на нашей планете.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Размножение и развитие растений"

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Майя! Я весёлая и добрая пчёлка. По соседству со мной живут красивые бабочки, мохнатые шмели и другие пчёлы. Мы собираем нектар и цветочную пыльцу с душистых цветков, растущих на лугу. Я очень люблю это занятие: разве не весело перелетать от одного цветка к другому, болтать с ними о всякой всячине, а потом готовить сладкий ароматный мёд. Но сегодня речь пойдёт не про нас. Я хочу вам рассказать об удивительных растениях, о том, как они размножаются и развиваются.

Растения выделяют нектар – сладкий сок, которым мы питаемся. Кроме нектара в цветках есть пыльца – мельчайшие желтовато-коричневые крупинки. Когда насекомое-опылитель садится на цветок, к его телу прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок, насекомое переносит туда пыльцу. Так происходит опыление – перенос пыльцы с одних цветков на другие.

Опыление – перенос пыльцы с одних цветков на другие


Растения, которые опыляются насекомыми, имеют ярко окрашенные цветки, которые хорошо заметны на фоне зелёной листвы, выделяют нектар, и издают приятный аромат, который привлекает животных. Насекомые опыляют цветки многих растений, например, яблони и груши. Но есть растения, цветки которых опыляются ветром, например, у берёзы и ольхи. Их цветки мелкие, невзрачные и располагаются группами. В них нет нектара. Пыльца лёгкая и образуется в большом количестве. Многие растения, которые опыляются ветром, растут большими группами и цветут рано весной, когда на деревьях еще нет листьев, которые могли бы помешать распространению пыльцы.

После опыления пыльца попадает в нижнюю часть пестика. Из цветка образуются плоды с семенами. Если опыления не произойдёт, то у растений не образуются плоды с семенами. Из одного растения обычно образуется много семян. Когда семена упадут на землю, то они могут прорасти и дать начало новым растениям. Из каждого семени может вырасти новое растение, только в том случае, если семя попадает в благоприятные условия. Если бы семена падали на землю только около растения, на котором созрели, то новые растения не смогли бы вырасти. Они заглушили бы друг друга и погибли бы от тесноты.


Плоды некоторых растений распространяются водой (ольха, кувшинка, кокосовая пальма). Так распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Например, плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносят морские течения, унося их вдаль от материнских растений.

Сочные плоды с яркой окраской и ароматным запахом охотно поедаются многими видами животных. Это, например, плоды рябины, черники и арбуза. Семена этих плодов не перевариваются в организме животного и вместе с помётом попадают в почву.


Распространение саморазбрасыванием можно наблюдать у многих растений. На сухих склонах и морских побережьях можно встретить растение бешеный огурец. После созревания его семена с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У некоторых видов растений, например, у лопуха и череды, на плодах развиваются различные прицепки, крючочки, которые цепляются за шерсть животных, одежду человека и переносятся ими.


Сейчас давайте узнаем, как появляются растения. Для того чтобы из зародыша семени образовалось новое растение, необходимо, чтобы семя проросло. Длительное время семена могут находиться в состоянии покоя. При наступлении благоприятных условий семена набухают и прорастают. Набухание вызывает вода, которая проникает внутрь семени. Например, при прорастании семян фасоли разрывается кожура и появляется корешок, который быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами. Затем начинает расти стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается стебель фасоли с листьями.

В определённое время растение зацветает, после чего, как вы уже знаете, на растении образуются плоды с семенами. Из этих семян на следующий год вырастут новые растения.


Рассмотрим, какие же условия необходимы, чтобы зародыш в семени стал развиваться. Для прорастания семян необходимо наличие воды, так как зародыш может питаться только растворёнными питательными веществами. В этом можно легко убедиться, проделав следующий опыт. Семена в одном стакане смочим водой, а другие оставим сухими. Поставим стаканы в тёплое место. Прорастут только смоченные в воде семена.

Прорастающим семенам необходимо наличие кислорода. Проделаем следующий опыт. В один стакан нальём много воды, которая полностью закроет семена, и не будет пропускать к ним воздух. А в другой – нальём немного воды, чтобы только смочить семена. Поставим стаканы в тёплое место. Спустя некоторое время увидим, что семена, находящиеся полностью в воде не проросли. Значит, семена большинства растений нуждаются в обилии кислорода и под водой не прорастают.

Условия прорастания семян:


Тепло прорастающим семенам необходимо так же, как вода и воздух. Если им достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и погибнут. Проверим это. Для этого семена, находящиеся в двух стаканах, смочим водой. Один стакан поставим в тёплое место, а другой – в холодное. Через некоторое время, семена, находящиеся в тёплом месте, прорастут, а в холодном – нет.

Давайте подведём итог. Опыление – перенос пыльцы с одних цветков на другие. Опыление может происходить с помощью насекомых-опылителей или ветра. После опыления из цветков образуются плоды с семенами. Плоды необходимы для защиты и распространения семян. Из семян образуются новые растения. Для того чтобы семя проросло необходимо наличие воды, воздуха и тепла.

Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 ветки с одинаковым числом бутонов.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей- ни одной!

Почему это произошло?

о п ы л е н и е

Пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком – нектаром. пчела шмель бабочка

В цветках кроме нектара, есть пыльца- мельчайшие жёлтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатых лапках. Перелетая на другой цветок того же вида пчела переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок.

Опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами . Если опыления не произойдёт, плодов и семян у растений не будет.

1.Откройте учебник на стр.79 2.Рассмотрите плоды, подумайте, как они распространяются? Работа по учебнику. Плоды путешествуют.

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые крылышки. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

Плоды одуванчика – лёгкие парашютики . Эти плоды также приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

С помощью животных и людей репейник череда У этих плодов есть крючочки, зубчика. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют пока не упадут.

Бешенный огурец. А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием . В тёплых странах растёт растение бешенный огурец. Стоит до него дотронуться и он выстрелит в вас липкой жидкостью, в которой плавают семена.

Распространение семян водой . Кокосовая пальма

Распространение плодов и семян Ветер Животные и человек Саморазбрасывание Вода

Как развивается растение из семени Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

Проверь себя 1. Как происходит опыление у растений? 2. Что образуется на месте цветков после опыления? 3. Как распространяются плоды растений? 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 5. Как развивается растение из семени?

Вывод Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются не месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека, воды. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Тест 1. Опыление - А) попадание на растение пыли Б) перенос пыльцы с одного цветка на другой 2. Какие насекомые не являются опылителями ?

3. Какие плоды распространяются животными? 4. Укажи, что происходит, когда насекомое-опылитель перелетает на другой цветок того же вида? А ) оно наносит ему вред; Б) оно переносит на цветок пыльцу – опыляет его; В) оно приносит цветку питательные вещества; Г) оно защищает цветок от вредителей

5. Для распространения ветром у плодов имеются … 6. Обозначь последовательность развития растения. А) крылышки; Б) крючочки; В) зубчики; Г) парашютики А) проросток с корешком; Б) взрослое растение с цветками; В) росток со стеблем и парой листьев; Г) семя.

Проверь себя 1 . Б 2. В, Г 3. В 4. Б 5. А, Г 6. Г, А, В, Б

ОЦЕНИ СЕБЯ Мне было интересно на уроке, я узнал много нового. Мне было не очень интересно на уроке, было то что я не понял. Мне было не интересно на уроке, я ничего не понял.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Коллективная исследовательская работа по теме: "Влияние предметов неживой природы на рост и развитие растений"

После комплекса уроков изучения предметов неживой природы: состава и свойств воды, воздуха, почвы, дети заинтересовались влиянием данных объектов на растительный мир и решили провести сери.

"Рост и развитие растений". Окружающий мир 3 класс


Размножение и развитие растений.
Проект по окружающему миру в 1 классе "Наблюдение за развитием растения"

Обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира.


Исследовательский проект уч-ся 2класса "Влияние среды на развитие растения из семени"

Вопросы учебной работы:как устроено растениенаблюдение за развитием растения из семениопыты: условия прорастания семянГипотеза: прорастание семян и развитие растения зависит от различных условий среды.


Читайте также: